Налоговый кодекс РФ. Часть первая
Номер документа: | 146-ФЗ |
Дата редакции: | 29 декабря 2015 |
Дата принятия: | 31 июля 1998 |
Вид документа: | КОДЕКС |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания РФ N 26, 11.09.98 |
Публикация: | Российская газета, N 148-149, 06.08.98 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 31, 03.08.98, ст.3824 |
Публикация: | Экономика и жизнь N 30, июль 1999 года |
Редакции
- 05.02.2025
- 21.01.2025
- 01.01.2025
- 23.12.2024
- 30.10.2024
- 08.09.2024
- 08.08.2024
- 12.07.2024
- 01.07.2024
- 23.04.2024
- 01.04.2024
- 26.03.2024
- 01.03.2024
- 01.01.2024
- 19.12.2023
- 01.10.2023
- 04.09.2023
- 31.08.2023
- 10.08.2023
- 31.07.2023
- 18.07.2023
- 01.07.2023
- 29.06.2023
- 24.06.2023
- 29.05.2023
- 18.05.2023
- 18.03.2023
- 01.01.2023
- 28.12.2022
- 01.12.2022
- 21.11.2022
- 23.09.2022
- 01.08.2022
- 28.07.2022
- 01.07.2022
- 01.06.2022
- 28.05.2022
- 01.05.2022
- 26.04.2022
- 26.03.2022
- 25.03.2022
- 09.03.2022
- 01.01.2022
- 02.08.2021
- 01.07.2021
- 20.05.2021
- 17.03.2021
- 01.01.2021
- 23.12.2020
- 09.12.2020
- 23.11.2020
- 09.11.2020
- 01.10.2020
- 20.07.2020
- 01.04.2020
- 26.03.2020
- 28.02.2020
- 01.01.2020
- 28.12.2019
- 31.10.2019
- 29.10.2019
- 29.09.2019
- 02.09.2019
- 07.06.2019
- 29.05.2019
- 01.05.2019
- 28.01.2019
- 25.01.2019
- 01.01.2019
- 28.12.2018
- 27.12.2018
- 25.12.2018
- 27.11.2018
- 03.09.2018
- 30.08.2018
- 03.08.2018
- 01.06.2018
- 19.02.2018
- 29.01.2018
- 29.12.2017
- 27.12.2017
- 14.12.2017
- 27.11.2017
- 14.11.2017
- 01.10.2017
- 19.08.2017
- 01.07.2017
- 01.01.2017
- 30.11.2016
- 01.09.2016
- 03.08.2016
- 01.07.2016
- 23.06.2016
- 02.06.2016
- 01.06.2016
- 05.05.2016
- 26.04.2016
- 05.04.2016
- 15.03.2016
- 15.02.2016
- 01.01.2016
- 28.12.2015
- 15.09.2015
- 13.08.2015
- 08.07.2015
- 01.07.2015
- 08.06.2015
- 02.06.2015
- 09.04.2015
- 01.01.2015
- 29.12.2014
- 05.12.2014
- 06.10.2014
- 06.08.2014
- 01.07.2014
- 24.06.2014
- 04.06.2014
- 02.05.2014
- 01.01.2014
- 03.12.2013
- 03.11.2013
- 01.10.2013
- 24.08.2013
- 23.08.2013
- 03.08.2013
- 30.07.2013
- 30.06.2013
- 08.06.2013
- 07.06.2013
- 08.05.2013
- 04.04.2013
- 04.01.2013
- 01.01.2013
- 29.10.2012
- 01.08.2012
- 31.03.2012
- 05.01.2012
- 01.01.2012
- 22.12.2011
- 30.09.2011
- 22.08.2011
- 08.07.2011
- 15.01.2011
- 03.01.2011
- 01.01.2011
- 10.12.2010
- 30.09.2010
- 03.09.2010
- 02.09.2010
- 12.04.2010
- 29.01.2010
- 22.01.2010
- 01.01.2010
- 31.12.2009
- 30.12.2009
- 27.12.2009
- 22.08.2009
- 17.03.2009
- 01.01.2009
- 26.12.2008
- 01.10.2008
- 28.07.2008
- 30.06.2007
- 24.06.2007
- 12.06.2007
- 01.03.2007
- 31.01.2007
- 01.01.2007
- 08.02.2006
- 01.01.2006
- 01.01.2005
- 04.09.2004
- 02.08.2004
- 01.01.2004
- 09.08.2003
- 01.07.2003
- 10.06.2003
- 01.07.2002
- 10.01.2002
- 01.01.2001
- 06.01.2000
- 17.08.1999
- 02.04.1999
- 01.01.1999
Страница 5
4) такое лицо не осуществляет над этой структурой контроль в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи.
11. Лицо, указанное в пункте 10 настоящей статьи, признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица, если такое лицо сохраняет за собой право получить любое из прав, указанных в подпунктах 1-3 пункта 10 настоящей статьи.
12. Контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица в целях настоящего Кодекса также признается иное лицо, не являющееся ее учредителем (основателем), если такое лицо осуществляет контроль над такой структурой и при этом в отношении этого лица выполняется хотя бы одно из следующих условий:
1) такое лицо имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый такой структурой;
2) такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;
3) такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).
13. Лицо, признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации, вправе самостоятельно признать себя контролирующим лицом организации по основаниям, предусмотренным пунктом 3 или 6 настоящей статьи, или иностранной структуры без образования юридического лица по основаниям, предусмотренным пунктом 10 или 12 настоящей статьи. В этом случае лицо, признавшее себя контролирующим лицом, направляет в налоговый орган по месту своего учета соответствующее уведомление в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
14. Признание организации (физического лица), являющейся управляющей компанией (управляющим партнером или иным лицом, осуществляющим функции по управлению средствами фонда) инвестиционного фонда (паевого фонда или иной формы осуществления коллективных инвестиций), налоговым резидентом Российской Федерации само по себе не является основанием для признания этого инвестиционного фонда (паевого фонда или иной формы осуществления коллективных инвестиций) контролируемой иностранной компанией, для которой контролирующим лицом является указанная в настоящем пункте организация (физическое лицо).
15. Правила признания контролирующих лиц иностранных структур без образования юридического лица, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении признания контролирующих лиц иностранных юридических лиц, для которых в соответствии с их личным законом не предусмотрено участие в капитале.
(Статья в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 8 июня 2015 года № 150-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Действие положений статьи 25.13 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 июня 2015 года № 150-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года, - см. пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 8 июня 2015 года № 150-ФЗ.
Статья 25.13-1. Освобождение от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании
1. Прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом, если в отношении такой организации выполняется хотя бы одно из следующих условий:
1) она является некоммерческой организацией, которая в соответствии со своим личным законом не распределяет полученную прибыль (доход) между акционерами (участниками, учредителями) или иными лицами;
2) она образована в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза и имеет постоянное местонахождение в этом государстве;
3) эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной организации, определяемая в соответствии с настоящей статьей по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 75 процентов средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций;
4) она является одной из следующих контролируемых иностранных компаний:активной иностранной компанией;активной иностранной холдинговой компанией;активной иностранной субхолдинговой компанией;
5) она является банком или страховой организацией, осуществляющими деятельность в соответствии со своим личным законом на основании лицензии или иного специального разрешения на осуществление банковской или страховой деятельности;
6) она является одной из следующих иностранных организаций:эмитентом обращающихся облигаций;организацией, уполномоченной на получение процентных доходов, подлежащих выплате по обращающимся облигациям;организацией, которой были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация;
7) она участвует в проектах по добыче полезных ископаемых, осуществляемых на основании заключаемых с иностранным государством (территорией) или с уполномоченными правительством такого государства (территории) организациями соглашений о разделе продукции, концессионных соглашений, лицензионных соглашений или сервисных соглашений (контрактов), аналогичных соглашениям о разделе продукции, либо на основании иных аналогичных соглашений, заключаемых на условиях распределения риска.Прибыль контролируемых иностранных компаний, указанных в настоящем подпункте, освобождается от налогообложения при соблюдении всех следующих требований:иностранная организация участвует в проектах по добыче полезных ископаемых в качестве стороны соглашения (контракта), указанного в абзаце первом настоящего подпункта;доля доходов, полученных от участия в соглашениях (контрактах), указанных в абзаце первом настоящего подпункта, за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 90 процентов в общей сумме доходов такой организации по данным ее финансовой отчетности за указанный период либо доходы у такой организации за указанный период отсутствуют;
8) она является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственным акционером (участником) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья.
2. В целях подпункта 3 пункта 1 настоящей статьи:
1) эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) иностранной организации определяется по следующей формуле:
где в целях настоящего подпункта: - эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) иностранной организации;Н - сумма налога с дохода (прибыли), исчисленного иностранной организацией и ее обособленными подразделениями в соответствии со своим личным законом, и налога на доходы, удержанного с доходов (прибыли) такой организации у источника выплаты таких доходов;П - сумма дохода (прибыли) иностранной организации, определяемая в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 25.15 настоящего Кодекса.При расчете показателя Н налогоплательщик вправе произвести корректировку этого показателя на сумму налогов, которые относятся к доходам (прибыли), учтенным при расчете показателя П, и подлежат исчислению в соответствии с личным законом иностранной организации и (или) удержанию в иных периодах, отличных от периода, за который исчислен показатель П.В случае, если по итогам налогового периода по налогу у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) отсутствуют доходы или если величина показателя П является отрицательной величиной либо равна нулю, расчет эффективной ставки не производится, а такая иностранная организация (иностранная структура без образования юридического лица) признается контролируемой иностранной компанией;
2) средневзвешенная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций определяется по следующей формуле:
где в целях настоящего пункта:П1 - сумма прибыли иностранной организации, определяемая в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 25.15 настоящего Кодекса, за вычетом доходов, указанных в подпункте 1 пункта 4 статьи 309.1 настоящего Кодекса. В случае, если при исчислении показатель П1 принимает отрицательное значение, он принимается равным нулю;П2 - сумма доходов иностранной организации, указанных в подпункте 1 пункта 4 статьи 309.1 настоящего Кодекса;Ст1 - ставка налога на прибыль организаций, установленная абзацем первым пункта 1 статьи 284 настоящего Кодекса;Ст2 - ставка налога на прибыль организаций, установленная подпунктом 2 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса.
3. В целях пункта 1 настоящей статьи активной иностранной компанией признается иностранная организация, у которой доля доходов, указанных в подпунктах 1-12 пункта 4 статьи 309.1 настоящего Кодекса, за период, за который в соответствии с личным законом этой иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не более 20 процентов в общей сумме доходов организации по данным такой финансовой отчетности за указанный период.При этом финансовой отчетностью для целей настоящего Кодекса признается неконсолидированная финансовая отчетность организации.
4. В целях пункта 1 настоящей статьи иностранной холдинговой компанией признается иностранная организация, доля прямого участия российской организации - контролирующего лица в уставном (складочном) капитале (фонде) которой составляет не менее 75 процентов в течение периода, составляющего не менее чем 365 последовательных календарных дней.В целях пункта 1 настоящей статьи иностранной субхолдинговой компанией признается иностранная организация, доля прямого участия иностранной холдинговой компании в уставном (складочном) капитале (фонде) которой составляет не менее 75 процентов в течение периода, составляющего не менее чем 365 последовательных календарных дней.
5. В целях пункта 1 настоящей статьи активной иностранной холдинговой компанией признается иностранная холдинговая компания, в отношении которой одновременно соблюдаются все следующие условия:
1) доходы (прибыль) у этой иностранной холдинговой компании отсутствуют либо доля доходов, указанных в подпунктах 1-12 пункта 4 статьи 309.1 настоящего Кодекса (за исключением дивидендов от активных иностранных компаний и (или) активных иностранных субхолдинговых компаний), не превышает 5 процентов в общей сумме доходов этой иностранной холдинговой компании по данным ее финансовой отчетности за финансовый год;
2) доля прямого участия этой иностранной холдинговой компании в уставном (складочном) капитале (фонде) каждой активной иностранной компании, дивиденды от которой исключаются из состава доходов, указанных в подпунктах 1-12 пункта 4 статьи 309.1 настоящего Кодекса, при расчете доли, указанной в подпункте 1 настоящего пункта, составляет не менее 50 процентов в течение периода, составляющего не менее чем 365 последовательных календарных дней;
3) доля прямого участия этой иностранной холдинговой компании в уставном (складочном) капитале (фонде) каждой активной иностранной субхолдинговой компании, дивиденды от которой исключаются из состава доходов, указанных в подпунктах 1-12 пункта 4 статьи 309.1 настоящего Кодекса, при расчете доли, указанной в подпункте 1 настоящего пункта, составляет не менее 75 процентов в течение периода, составляющего не менее чем 365 последовательных календарных дней.
6. В целях пункта 1 настоящей статьи активной иностранной субхолдинговой компанией признается иностранная субхолдинговая компания, в отношении которой одновременно соблюдаются все следующие условия:
1) доходы (прибыль) у этой иностранной субхолдинговой компании отсутствуют либо доля доходов, указанных в подпунктах 1-12 пункта 4 статьи 309.1 настоящего Кодекса (за исключением дивидендов от активных иностранных компаний), не превышает 5 процентов в общей сумме всех доходов этой иностранной субхолдинговой компании по данным ее финансовой отчетности за финансовый год;
2) доля прямого участия этой иностранной субхолдинговой компании в уставном (складочном) капитале (фонде) каждой активной иностранной компании, дивиденды от которой исключаются из состава доходов, указанных в подпунктах 1-12 пункта 4 статьи 309.1 настоящего Кодекса, при расчете доли, указанной в подпункте 1 настоящего пункта, составляет не менее 50 процентов в течение периода, составляющего не менее чем 365 последовательных календарных дней.
7. Прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, установленных подпунктами 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, если постоянным местонахождением такой контролируемой иностранной компании является государство (территория), с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией.Перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.Прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, установленных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, если государство (территория) постоянного местонахождения иностранных холдинговых компаний или иностранных субхолдинговых компаний, указанных в пункте 4 настоящей статьи, не включено в перечень государств (территорий), утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса.
8. Прибыль активной иностранной холдинговой компании освобождается от налогообложения у российской организации - контролирующего лица такой активной иностранной холдинговой компании, указанного в пункте 4 настоящей статьи.Прибыль активной иностранной холдинговой компании, указанной в абзаце первом настоящего пункта, освобождается от налогообложения также у иных контролирующих лиц этой иностранной холдинговой компании, прямо или косвенно участвующих в российской организации - контролирующем лице, указанном в пункте 4 настоящей статьи, в размере, соответствующем доле участия таких лиц в указанной российской организации - контролирующем лице.Положения настоящего пункта применяются также в отношении суммы прибыли активной иностранной субхолдинговой компании, освобождаемой от налогообложения у ее контролирующих лиц.
9. Для применения освобождения от налогообложения в соответствии с настоящим Кодексом прибыли контролируемой иностранной компании по основаниям, установленным подпунктами 1, 3-8 пункта 1 настоящей статьи, налогоплательщик, осуществляющий контроль над иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица), представляет в налоговый орган по месту своего нахождения документы, подтверждающие соблюдение условий для такого освобождения.Указанные в настоящем пункте документы представляются в срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 25.14 настоящего Кодекса, и подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения.
10. Прибыль контролируемых иностранных компаний, указанных в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, освобождается от налогообложения при одновременном соблюдении всех следующих требований:
1) обращающиеся облигации, указанные в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, отвечают требованиям, установленным к таким облигациям пунктом 2.1 статьи 310 настоящего Кодекса;
2) иностранные организации, указанные в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, имеют постоянное местонахождение в государствах, с которыми Российская Федерация имеет международные договоры, регулирующие вопросы налогообложения доходов организаций и физических лиц;
3) доля процентных доходов по долговым обязательствам, указанным в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, полученных за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов такой организации по данным ее финансовой отчетности за указанный период.
(Статья дополнительно включена Федеральным законом от 8 июня 2015 года № 150-ФЗ)
Действие положений статьи 25.13-1 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 июня 2015 года № 150-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года, - см. пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 8 июня 2015 года № 150-ФЗ.
Статья 25.14. Уведомление об участии в иностранных организациях и уведомление о контролируемых иностранных компаниях
1. Налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, уведомляют налоговый орган:
1) о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица);
2) о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.
2. Уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется налогоплательщиками, признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации.
3. Уведомление об участии в иностранных организациях представляется в срок не позднее одного месяца с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации, являющегося основанием для представления такого уведомления.
Положения абзаца первого пункта 3 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 года № 376-ФЗ) применяются с 15 июня 2015 года - см. пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 24 ноября 2014 года № 376-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 6 апреля 2015 года № 85-ФЗ).
Уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица.В случае, если после представления уведомления об участии в иностранных организациях основания для представления такого уведомления не изменились, повторные уведомления не представляются.В случае прекращения участия в иностранных организациях налогоплательщик информирует об этом налоговый орган в срок не позднее одного месяца с даты прекращения участия.
4. Налогоплательщики представляют уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства).Налогоплательщики, отнесенные в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях в налоговый орган по месту своего учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.Уведомления об иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях представляются в налоговый орган налогоплательщиками по установленным формам (форматам) в электронной форме.Налогоплательщики - физические лица вправе представить указанные уведомления на бумажном носителе.Формы и форматы уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях, а также порядок заполнения форм и порядок представления уведомления об участии в иностранных организациях и о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
5. Уведомление об участии в иностранных организациях должно содержать следующую информацию:
1) дата возникновения оснований для представления уведомления;
2) наименование иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), уведомление об участии в которой (об учреждении которой) представлено налогоплательщиком;
3) регистрационный номер (номера), присвоенный иностранной организации в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации), код (коды) иностранной организации в качестве налогоплательщика в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) (или их аналоги) при их наличии;
4) доля участия налогоплательщика в иностранной организации, раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия с указанием следующей информации:информация, предусмотренная подпунктами 2 и 3 настоящего пункта, - в отношении каждой последующей организации, через которую осуществляется косвенное участие в иностранной организации;доля участия в каждой последующей организации, через которую осуществляется косвенное участие в иностранной организации;
5) дата окончания участия в иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица).
6. Уведомление о контролируемых иностранных компаниях должно содержать следующую информацию:
1) период, за который представляется уведомление;
2) наименование иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица);
3) регистрационный номер (номера), присвоенный иностранной организации в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации), код (коды) иностранной организации в качестве налогоплательщика в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) (или их аналоги) при их наличии;
4) дата, являющаяся последним днем периода, за который составляется финансовая отчетность организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год в соответствии с ее личным законом;
5) дата составления финансовой отчетности иностранной организации за финансовый год в соответствии с ее личным законом, а также дата завершения налогового периода по налогу на прибыль (доходы) в соответствии с ее личным законом;
6) дата составления аудиторского заключения по финансовой отчетности иностранной организации за финансовый год (в случае обязательности проведения аудита в соответствии с личным законом этой организации);
7) доля участия налогоплательщика в иностранной организации, раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия с указанием следующей информации:информация, предусмотренная подпунктами 2 и 3 настоящего пункта, - в отношении каждой последующей организации, через которую осуществляется косвенное участие в иностранной организации;доля участия в каждой последующей организации, через которую осуществляется косвенное участие в иностранной организации;
8) описание оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом контролируемой иностранной компании;
9) описание оснований для освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения в соответствии с настоящим Кодексом.
7. В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления об участии в иностранных организациях или уведомления о контролируемых иностранных компаниях налогоплательщик вправе представить уточненное уведомление.В случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.6 настоящего Кодекса.
8. При наличии у налогового органа информации, в том числе полученной от компетентных органов иностранных государств в рамках обмена информацией в налоговых целях в соответствии с международными договорами Российской Федерации, свидетельствующей о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), но такое лицо не направило в налоговый орган уведомление, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, в частности, в случаях, не указанных в пункте 3 статьи 25.13 настоящего Кодекса, налоговый орган направляет этому налогоплательщику требование представить в течение двадцати дней необходимые пояснения или представить уведомление, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, в установленный налоговым органом срок.
9. Требование налогового органа, указанное в пункте 8 настоящей статьи, должно содержать следующую информацию:
1) наименование налогоплательщика, которому направляется сообщение;
2) наименование иностранных организаций (иностранных структур без образования юридического лица), в отношении которых у налогового органа имеется информация, свидетельствующая о том, что налогоплательщик является их контролирующим лицом;
3) регистрационный номер (номера), присвоенный иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), указанной в подпункте 2 настоящего пункта, в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации), код (коды) иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) в качестве налогоплательщика в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) (или их аналоги) при их наличии;
4) описание оснований, имеющихся у налогового органа, для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица).
10. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно фактов, изложенных в требовании, направленном в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящей статьи, вправе одновременно с пояснениями дополнительно представить в налоговый орган документы, свидетельствующие об отсутствии оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной организации.
11. Налоговый орган обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при их отсутствии налоговый орган установит основания для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), должностное лицо налогового органа направляет этому налогоплательщику уведомление о контролируемых таким лицом иностранных компаниях для признания такого лица контролирующим.Указанное уведомление должно содержать информацию, предусмотренную пунктом 9 настоящей статьи.
12. Лицо, которому было направлено уведомление, указанное в пункте 11 настоящей статьи, вправе оспорить данное уведомление в суде в течение трех месяцев с даты получения уведомления. При этом указанное лицо уведомляет налоговый орган о таком факте в течение трех дней с момента подачи в суд соответствующего заявления.До вступления в законную силу судебного акта, принятого по результатам рассмотрения заявления об оспаривании уведомления, лицо, которому было направлено уведомление, не может быть признано контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) для целей настоящего Кодекса.В случае, если лицо не оспорило направленное в его адрес уведомление о контролируемых им иностранных компаниях, такое лицо по истечении трех месяцев с даты получения указанного уведомления считается признавшим себя контролирующим лицом иностранной компании. При этом на указанное лицо распространяются положения настоящего Кодекса в отношении контролирующих лиц.
Статья 25.15. Порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании при налогообложении
1. Прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании в целях настоящего Кодекса признается сумма прибыли (убытка) этой компании, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 настоящего Кодекса.Прибыль контролируемой иностранной компании уменьшается на величину дивидендов, выплаченных этой иностранной компанией в календарном году, следующем за годом, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность, с учетом промежуточных дивидендов, выплаченных в течение финансового года, за который составляется эта финансовая отчетность, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 309.1 настоящего Кодекса. В случае, если финансовая отчетность компании в соответствии с ее личным законом не составляется, для целей настоящего абзаца применяется календарный год.При определении прибыли контролируемой иностранной компании не учитываются доходы в виде дивидендов, источником выплаты которых являются российские организации, если контролирующее лицо этой контролируемой иностранной компании имеет фактическое право на такие доходы с учетом положений статьи 312 настоящего Кодекса.Прибыль контролируемой иностранной компании, являющейся иностранной структурой без образования юридического лица, уменьшается на величину прибыли, распределенной в пользу контролирующих лиц такой структуры.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 8 июня 2015 года № 150-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Действие положений пункта 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 8 июня 2015 года № 150-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года, - см. пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 8 июня 2015 года № 150-ФЗ.
2. Прибыль контролируемой иностранной компании, определяемая в соответствии с настоящим Кодексом, приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц) (далее в настоящей главе - прибыль и доход соответственно), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании в соответствии с главами части второй настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
3. Прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в контролируемой иностранной компании на дату принятия решения о распределении прибыли, а в случае, если такое решение не принято по 31 декабря года, на который приходится конец периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год, - на конец соответствующего периода.При невозможности определения доли прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с абзацем первым настоящего пункта прибыль такой контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица исходя из суммы прибыли, на которую имеет (будет иметь) право налогоплательщик в случае ее распределения между лицами, которые обладают фактическим правом на такую прибыль (доход).
4. В случае косвенного участия налогоплательщика - контролирующего лица в контролируемой иностранной компании при условии, что такое участие осуществляется через организации, являющиеся контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании и признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, прибыль этой контролируемой иностранной компании, учитываемая при определении налоговой базы у такого налогоплательщика, уменьшается на суммы прибыли, подлежащие учету при налогообложении у иных контролирующих лиц, через которых осуществляется косвенное участие такого контролирующего лица в контролируемой иностранной компании, в доле пропорционально доле участия такого контролирующего лица в организации, через которую осуществляется косвенное участие в контролируемой иностранной компании.При этом если в результате применения абзаца первого настоящего пункта сумма прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащая учету при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица, равна нулю, налогоплательщик не отражает в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (налогу на доходы физических лиц) соответствующую сумму прибыли.
5. Налогоплательщик - контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по налогу, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль контролируемой этим лицом иностранной компании, с приложением следующих документов:
1) финансовая отчетность контролируемой иностранной компании за период, прибыль за который учтена при определении налоговой базы по налогу, в отношении которого представлена налоговая декларация, или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 8 июня 2015 года № 150-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Действие положений подпункта 1 пункта 5 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 8 июня 2015 года № 150-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года, - см. пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 8 июня 2015 года № 150-ФЗ.
2) аудиторское заключение по финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, указанной в подпункте 1 настоящего пункта, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой контролируемой иностранной компании установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит осуществляется иностранной организацией добровольно.
(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 8 июня 2015 года № 150-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Действие положений подпункта 2 пункта 5 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 8 июня 2015 года № 150-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года, - см. пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 8 июня 2015 года № 150-ФЗ.
6. Документы (их копии), указанные в пункте 5 настоящей статьи, составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык.В случае невозможности представления аудиторского заключения по финансовой отчетности одновременно с представлением налоговой декларации в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи указанное аудиторское заключение представляется в срок не позднее одного месяца со дня, отраженного в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях в качестве даты составления аудиторского заключения по финансовой отчетности.
7. Прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы за налоговый период по соответствующему налогу в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи в случае, если ее величина, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 настоящего Кодекса, составила более 10000000 рублей.
8. Если по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год, у иностранной организации отсутствует возможность распределения прибыли (полностью или частично) между участниками (пайщиками, доверителями или иными лицами) по причине установленной личным законом такой организации обязанности направления этой прибыли на увеличение уставного капитала, такая прибыль не учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица.
Глава 4. Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
Статья 26. Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
1. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
2. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.
3. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
4. Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.
1. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
2. Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Статья 28. Действия (бездействие) законных представителей организации
Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.
1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры
3. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом
4. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:
1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;
2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;
3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;
4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2012 года Федеральным законом от 16 ноября 2011 года № 321-ФЗ)
5. По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет полномочия, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи
6. Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему настоящим Кодексом полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации
Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
Название раздела в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 августа 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ; дополнено с 15 января 2011 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 404-ФЗ - см. предыдущую редакцию
Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц
Название главы в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 августа 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ, - см. предыдущую редакцию
1. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы
2.
3. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации
4. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
(Подпункт дополнен со 2 сентября 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2012 года Федеральным законом от 29 июня 2012 года № 97-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2.1) контролировать исполнение банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;
(Подпункт дополнительно включен со 2 мая 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года № 52-ФЗ)
3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
6) в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;
7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2014 года Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 347-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)