Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ
Номер документа: | 69-ФЗ |
Дата редакции: | 8 августа 2024 |
Дата принятия: | 31 марта 1999 |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания, N 12, 21.04.99 |
Публикация: | Российская газета, N 67, 08.04.99 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 14, 05.04.99, ст.1667 |
В настоящий документ вносятся изменения на основании Федерального закона от 28.12.2024 N 528-ФЗ с 1 сентября 2025 года.
Редакции
- 01.09.2024
- 19.08.2024
- 01.04.2024
- 23.12.2023
- 01.09.2023
- 01.09.2022
- 01.05.2022
- 01.01.2022
- 01.07.2021
- 22.06.2021
- 06.08.2019
- 16.01.2019
- 01.09.2018
- 04.08.2018
- 26.07.2017
- 16.12.2016
- 15.07.2016
- 09.12.2015
- 05.12.2015
- 22.07.2014
- 08.06.2013
- 01.04.2013
- 11.01.2013
- 01.01.2013
- 09.11.2011
- 21.10.2011
- 01.08.2011
- 11.01.2009
- 03.08.2008
- 03.07.2007
- 01.01.2007
- 08.02.2006
- 07.01.2006
- 01.01.2005
- 08.04.1999
Государственной Думой
12 марта 1999 года
Советом Федерации
17 марта 1999 года
Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов.Положения настоящего Федерального закона основываются на положениях Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми вопросы, касающиеся федеральных энергетических систем, правовых основ единого рынка, основ ценовой политики, безопасности Российской Федерации, относятся к предметам ведения Российской Федерации.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:газ - газ горючий природный (в том числе газ, получаемый при регазификации газа горючего природного сжиженного, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ), газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 декабря 2023 года Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 575-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
газификация - деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса на объектах жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектах;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 января 2019 года Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 210-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам;потребитель газа - лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июня 2013 года Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 35-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 22 июня 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 184-ФЗ)
региональный оператор газификации - организация, не являющаяся единым оператором газификации, осуществляющая эксплуатацию и развитие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, федеральной территории газораспределительных сетей и их объектов, оказывающая услуги, связанные с подачей газа его потребителям и их обслуживанием, владеющая на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями, общая протяженность которых является наибольшей по сравнению с распределительными сетями, принадлежащими иным газораспределительным организациям и расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, федеральной территории, и (или) имеющая наибольшее количество заключенных договоров об оказании услуг по транспортировке газа его потребителям и (или) наибольшие объемы транспортировки газа его потребителям;
(Абзац дополнительно включен с 22 июня 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 184-ФЗ)
газораспределительная организация - специализированная организация, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы;
(Абзац дополнительно включен с 22 июня 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 184-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 18 марта 2023 года № 71-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 23 декабря 2023 года Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 575-ФЗ)
Статья 3. Законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации
Законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Жилищном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "О недрах", Федеральном законе "О естественных монополиях", Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 18 марта 2023 года № 71-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 23 декабря 2023 года Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 575-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Глава II
Основы государственного регулирования газоснабжения в Российской Федерации
Статья 4. Принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации
В целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, устанавливаются следующие принципы государственной политики в указанной области:государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности;государственное регулирование рационального использования запасов газа, особенно запасов газа, имеющих стратегическое значение;повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на федеральных территориях и территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих межрегиональных и региональных программ газификации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 270-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июня 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 184-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций-собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Региональные системы газоснабжения и газораспределительные системы
Региональная система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, независим от Единой системы газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях. Региональная система газоснабжения является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации; ее деятельность контролируется уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года № 357-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года № 357-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Статья 8. Полномочия федеральных органов государственной власти в области газоснабжения
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения относятся:разработка и реализация государственной политики в области газоснабжения;разработка и принятие федеральных законов, иных нормативных правовых актов, направленных на реализацию государственной политики в области газоснабжения;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 622-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 313-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2011 года Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 303-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 1 апреля 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 291-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 1 апреля 2024 года Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 575-ФЗ)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2015 года Федеральным законом от 3 ноября 2015 года № 307-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 270-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, в том числе для газоснабжения потребителей, использующих газ для обеспечения постоянного горения Вечного огня и периодического горения Огня памяти на воинских захоронениях и мемориальных сооружениях, находящихся вне воинских захоронений, в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года № 4292-I "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", а также порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 мая 2022 года № 137-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 1 апреля 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 291-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 270-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 16 декабря 2016 года Федеральным законом от 5 декабря 2016 года № 412-ФЗ)
Лица, указанные в абзаце седьмом части второй настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 5 декабря 2016 года № 412-ФЗ), обязаны в течение шести месяцев после дня вступления в силу Федерального закона от 5 декабря 2016 года № 412-ФЗ уведомить органы государственного жилищного надзора об осуществлении деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции Федерального закона от 5 декабря 2016 года № 412-ФЗ), - см. статью 4 Федерального закона от 5 декабря 2016 года № 412-ФЗ.
утверждает методику расчета показателей газификации или определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на утверждение указанной методики:
(Абзац дополнительно включен с 16 января 2019 года Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 210-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 6 августа 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 242-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 22 июня 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 184-ФЗ)
утверждает порядок взаимодействия единого оператора газификации, регионального оператора газификации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральных территорий, газотранспортных организаций, а также газораспределительных организаций, привлекаемых единым оператором газификации или региональным оператором газификации, при реализации мероприятий межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций;
(Абзац дополнительно включен с 22 июня 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 184-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 23 декабря 2023 года Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 575-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
утверждает правила технологического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям;
(Абзац дополнительно включен с 22 июня 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 184-ФЗ)
утверждает правила технологического присоединения к магистральным газопроводам;
(Абзац дополнительно включен с 23 декабря 2023 года Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 575-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 1 апреля 2024 года Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 575-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 23 декабря 2023 года Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 575-ФЗ)
Абзац тринадцатый предыдущей редакции с 23 декабря 2023 года считается абзацем шестнадцатым настоящей редакции - Федеральный закон от 12 декабря 2023 года № 575-ФЗ.
реализует иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
(Абзац дополнительно включен с 22 июня 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 184-ФЗ)
Статья 8.1. Полномочия исполнительных органов субъектов Российской Федерации в области газоснабжения
Наименование в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
К полномочиям исполнительных органов субъектов Российской Федерации в области газоснабжения относятся:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
утверждение графиков перевода потребителей на альтернативные виды топлива (аварийные или резервные);
утверждение графиков частичного или полного ограничения подачи газа потребителям в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии.
Иные полномочия исполнительных органов субъектов Российской Федерации в области газоснабжения могут быть установлены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
(Часть в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья дополнительно включена с 16 января 2019 года Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 210-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 23 декабря 2023 года Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 575-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 8.2. Полномочия органов местного самоуправления по организации газоснабжения населения
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся:
подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций;
согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью первой настоящей статьи, на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по организации газоснабжения населения на внутригородских территориях указанных городов федерального значения в случае, если организация газоснабжения населения определена как вопрос местного значения, устанавливаются законами этих субъектов Российской Федерации исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства и с учетом положений настоящего Федерального закона.
Иные полномочия органов местного самоуправления по организации газоснабжения населения могут быть установлены федеральными законами.
(Статья дополнительно включена с 23 декабря 2023 года Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 575-ФЗ)
Статья 9. Совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области газоснабжения
Статья утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 10. Основания и порядок отнесения месторождений газа к объектам федерального значения
К объектам федерального значения относятся месторождения газа, имеющие стратегическое значение для газоснабжения в Российской Федерации. Отнесение месторождений газа к объектам федерального значения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах".
(Часть дополнена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 августа 2008 года Федеральным законом от 18 июля 2008 года № 120-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 11. Формирование федерального фонда резервных месторождений газа
Статья утратила силу с 3 августа 2008 года - Федеральный закон от 18 июля 2008 года № 120-ФЗ - см. предыдущую редакцию
Статья 12. Особенности предоставления в пользование участков недр федерального значения, содержащих газ
В целях обеспечения надежного газоснабжения в Российской Федерации Правительством Российской Федерации определяется перечень участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения аукционов для разведки и добычи газа или для геологического изучения недр, разведки и добычи газа, осуществляемых по совмещенной лицензии, организации - собственнику Единой системы газоснабжения или организации - собственнику региональной системы газоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 323-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья в редакции, введенной в действие с 3 августа 2008 года Федеральным законом от 18 июля 2008 года № 120-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Правовые основы функционирования и развития единой системы газоснабжения
Статья 13. Полномочия организации - собственника Единой системы газоснабжения
В целях обеспечения надежного газоснабжения и выполнения международных договоров Российской Федерации и соглашений о поставках газа организация - собственник Единой системы газоснабжения:обеспечивает строительство, эксплуатацию, реконструкцию и развитие объектов Единой системы газоснабжения;обеспечивает непрерывный диспетчерский контроль за функционированием объектов Единой системы газоснабжения, а также подсоединенных к ней объектов газоснабжения в точках их подсоединения;осуществляет управление функционированием Единой системы газоснабжения;обеспечивает использование на объектах Единой системы газоснабжения энергосберегающих и экологически чистых оборудования и технических процессов;осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение промышленной и экологической безопасности объектов Единой системы газоснабжения, охраны окружающей среды;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 23 декабря 2023 года Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 575-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
принимает участие в мероприятиях по газификации территорий Российской Федерации на основе системного подхода, предполагающего в том числе координацию научных, проектных, организационных, производственных и финансовых мероприятий (с указанием сроков их реализации и источников финансирования);
(Абзац дополнительно включен с 23 декабря 2023 года Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 575-ФЗ)
участвует в разработке схем газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации, согласовании топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
(Абзац дополнительно включен с 23 декабря 2023 года Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 575-ФЗ)
Для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается. Ликвидация организации - собственника Единой системы газоснабжения может быть осуществлена только на основании федерального закона.Технологическое и диспетчерское управление объектами, подсоединенными к Единой системе газоснабжения, независимо от того, в чьей собственности они находятся, осуществляется централизованно организацией - собственником Единой системы газоснабжения. Организация - собственник подсоединенного к Единой системе газоснабжения объекта не может осуществить вывод его из эксплуатации без согласования с организацией - собственником Единой системы газоснабжения в период действия между ними договора о подсоединении.
Статья 15. Акции организации - собственника Единой системы газоснабжения и особенности их оборота
Суммарная доля обыкновенных акций организации - собственника Единой системы газоснабжения, которые находятся в собственности Российской Федерации и в собственности акционерных обществ, более 50 процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, не может составлять менее чем 50 процентов плюс одна акция общего количества обыкновенных акций организации - собственника Единой системы газоснабжения. Продажа и иные способы отчуждения таких обыкновенных акций могут быть осуществлены на основании федерального закона.
(Статья в редакции, введенной в действие с 7 января 2006 года Федеральным законом от 23 декабря 2005 года № 182-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
ГЛАВА V
Правовые основы развития единого рынка газа на территории Российской Федерации
Основами создания и развития единого рынка газа на территории Российской Федерации являются:формирование круга потребителей газа на основе широкого внедрения газа как энергетического и топливного ресурса в производство и быт на федеральных территориях и территориях субъектов Российской Федерации - развитие газификации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 июня 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 184-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
создание экономически взаимовыгодных отношений потребителей и поставщиков газа;создание условий надежного обеспечения газом потребителей различных категорий;проведение государственной политики ценообразования, направленной на развитие единого рынка газа.
Статья 17. Правовые основы развития газификации территорий Российской Федерации
Развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется единым оператором газификации, региональным оператором газификации совместно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами публичной власти федеральных территорий в соответствии с разработанными на основании схем газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации с учетом топливно-энергетических балансов, утверждаемых соответственно высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, руководителями исполнительно-распорядительных органов федеральных территорий, и принятыми в установленном порядке межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, а также со схемами расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом. Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Финансирование программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников. Порядки разработки и реализации схем газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации, а также межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утверждаемые Правительством Российской Федерации, должны предусматривать порядок (процедуру) согласования и утверждения указанных схем и программ, а также процедуру учета потребностей промышленных организаций в обеспечении газом эксплуатируемых ими объектов и (или) объектов, планируемых ими к запуску.
(Часть в редакции, введенной в действие с 23 декабря 2023 года Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 575-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Положения части первой настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 11 июня 2021 года № 184-ФЗ не применяются в отношении утвержденных до 22 июня 2021 года межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций - см. часть 1 статьи 2 Федерального закона от 11 июня 2021 года № 184-ФЗ
Для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на федеральных территориях и территориях субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут быть введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями. Финансовые средства, полученные в результате введения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями от потребителей услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям, за исключением населения, могут быть источником компенсации затрат газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходов на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов капитального строительства. В этом случае исполнительные органы субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за целевым использованием финансовых средств, полученных в результате введения указанных надбавок, в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения.
(Часть в редакции, введенной в действие с 22 июня 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 184-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
участвуют в разработке (во внесении изменений) и согласовании межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, разработке схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, а также обеспечивают реализацию таких программ и схем (в случае, если мероприятия по технологическому присоединению или расходы на их проведение осуществляются единым оператором газификации в порядке, установленном абзацем третьим части четвертой статьи 23.2 настоящего Федерального закона, полномочия по разработке (внесению изменений) и согласованию межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций наряду с региональным оператором газификации реализуются единым оператором газификации);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 декабря 2023 года Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 575-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
обеспечивают технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям. Порядок подачи разными категориями заявителей заявок на технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, рассмотрения этих заявок и принятия по ним решений утверждается Правительством Российской Федерации;вправе запрашивать сведения, документы и материалы, содержащиеся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, которые предоставляются на безвозмездной основе.
(Абзац дополнительно включен с 23 декабря 2023 года Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 575-ФЗ)
(Часть дополнительно включена с 22 июня 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 184-ФЗ)
В случае, если технологическое присоединение осуществляется к газораспределительным сетям, принадлежащим газораспределительной организации, которая является независимой от организации - собственника Единой системы газоснабжения или аффилированного с ней лица (далее - независимая газораспределительная организация), мероприятия по технологическому присоединению проводятся независимой газораспределительной организацией на основании соглашения, заключаемого между единым оператором газификации и (или) региональным оператором газификации и независимыми газораспределительными организациями.
(Часть дополнительно включена с 22 июня 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 184-ФЗ)
Правительство Российской Федерации определяет юридическое лицо, являющееся единым оператором газификации, и перечень федеральных территорий и субъектов Российской Федерации, в которых действует единый оператор газификации, а также определяет региональных операторов газификации в случае, установленном законодательством Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 22 июня 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 184-ФЗ)
Если субъект Российской Федерации, федеральная территория не включены в перечень, предусмотренный частью пятой настоящей статьи, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, руководитель исполнительно-распорядительного органа федеральной территории в срок не более трех месяцев со дня вступления в силу решения Правительства Российской Федерации, предусмотренного частью пятой настоящей статьи, определяют регионального оператора газификации. Субъекты Российской Федерации, федеральные территории, в которых в установленный настоящей частью срок не определен региональный оператор газификации, подлежат включению в перечень, предусмотренный частью пятой настоящей статьи.
(Часть дополнительно включена с 22 июня 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 184-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 23 декабря 2023 года Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 575-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
В случае обращения лица, газоиспользующее оборудование которого технологически присоединяется к газораспределительным сетям (впервые или в случае замены (реконструкции) газоиспользующего оборудования), газораспределительная организация обязана принять в собственность вновь созданное (построенное) имущество, технологически связанное с принадлежащими газораспределительным организациям существующими газораспределительными сетями, расположенное за границами земельного участка такого лица, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 22 июня 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 184-ФЗ)
Поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.Преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют:
покупатели газа для государственных или муниципальных нужд, коммунально-бытовых нужд и социальных нужд граждан;
покупатели газа, в отношении которых продлеваются действующие договоры поставки газа;
покупатели газа - российские промышленные потребители, категории которых определяются Правительством Российской Федерации, в том числе вводящие в эксплуатацию новые промышленные объекты, осуществляющие производство продукции, выработку тепловой и электрической энергии, в целях обеспечения их потребности в долгосрочной поставке газа при условии заключения долгосрочного договора поставки газа из ресурсов организации - собственника Единой системы газоснабжения и аффилированных с ней лиц (при наличии возможности поставки газа в заявленном потребителями объеме), в соответствии с которым указанные потребители в случае невыборки ими газа гарантируют поставщику газа оплату стоимости поставленного газа в расчетном периоде в объеме фактической поставки газа, но не менее его стоимости, определяемой исходя из установленного в соответствии с долгосрочным договором поставки газа планового объема газа либо его части (доли), за исключением случаев возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Если иное не согласовано сторонами, в случае недопоставки по вине поставщика газа согласованных объемов газа либо его части (доли) в рамках исполнения указанного долгосрочного договора поставки газа поставщик газа обязан возместить потребителю газа стоимость недопоставленного газа либо его части (доли) в размере его стоимости, определяемой в соответствии с условиями долгосрочного договора поставки газа.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2024 года Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 575-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть дополнительно включена с 8 февраля 2006 года Федеральным законом от 2 февраля 2006 года № 19-ФЗ)
(Часть дополнительно включена с 8 февраля 2006 года Федеральным законом от 2 февраля 2006 года № 19-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть дополнительно включена с 5 декабря 2015 года Федеральным законом от 3 ноября 2015 года № 307-ФЗ)
Поставщик газа вправе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, включать в долгосрочные договоры поставки газа, заключаемые с потребителями газа, категории которых определяются Правительством Российской Федерации, условие об оплате газа, в соответствии с которым указанные потребители газа гарантируют поставщику газа оплату стоимости поставленного газа в объеме фактической поставки газа, но не менее стоимости, определяемой исходя из установленного в соответствии с договором поставки газа объема газа, за исключением случаев возникновения непреодолимой силы.
(Часть дополнительно включена с 22 июня 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 184-ФЗ)
Поставки потребителям газа, в отношении которого техническим регламентом Евразийского экономического союза "О безопасности газа горючего природного, подготовленного к транспортированию и (или) использованию" (ТР ЕАЭС 046/2018) или техническим регламентом Евразийского экономического союза "Требования к сжиженным углеводородным газам для использования их в качестве топлива" (ТР ЕАЭС 036/2016) установлены требования, осуществляются только при соответствии газа таким требованиям.
(Статья в редакции, введенной в действие с 23 декабря 2023 года Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 575-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
ГЛАВА VI
Основы экономических отношении в области газоснабжения
Статья 20. Принципы государственной ценовой политики в области газоснабжения
Государственная ценовая политика в области газоснабжения осуществляется на основе следующих принципов:создание благоприятных условий для поиска, разведки и освоения месторождений газа, добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, обеспечения самофинансирования организаций систем газоснабжения;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 21. Регулирование цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа
Оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 291-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 июня 2013 года Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 35-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть дополнительно включена с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 217-ФЗ)
Статья утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 23. Регулирование тарифов на услуги газораспределительных организаций
Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет и определяет порядок их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения федеральных территорий и частей территорий субъектов Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 291-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июня 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 184-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 23.1. Государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения
Государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения осуществляется посредством:
федерального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
регионального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения - уполномоченными исполнительными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Предметом федерального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения являются соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности в области газоснабжения обязательных требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области газоснабжения к установлению и применению цен (тарифов) в области газоснабжения, регулируемых на уровне федеральных органов исполнительной власти, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) в области газоснабжения, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения, соблюдение стандартов раскрытия информации.
Предметом регионального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения являются соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности в области газоснабжения обязательных требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области газоснабжения к установлению и применению цен (тарифов) в области газоснабжения, регулируемых на уровне исполнительных органов субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) в области газоснабжения, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения, целевого использования финансовых средств, полученных в результате введения надбавок на транспортировку газа, соблюдение стандартов раскрытия информации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Правительство Российской Федерации устанавливает общие требования к осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения.
Государственный контроль (надзор) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) в области газоснабжения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в области газоснабжения за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе предмет осуществления указанного контроля (надзора).
(Часть в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Принятые исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) с нарушением законодательства Российской Федерации решения об установлении цен (тарифов) в области газоснабжения, государственное регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подлежат отмене федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья дополнительно включена с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 23.2. Государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям
Государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
(Часть в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 22 июня 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 184-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
В случае, если финансовых средств газораспределительных организаций, получаемых в результате установления тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, введения специальных надбавок к такому тарифу, а также от иных источников финансирования, недостаточно для покрытия расходов указанных организаций на технологическое присоединение к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования отдельных категорий заявителей, определяемых Правительством Российской Федерации, мероприятия по такому технологическому присоединению выполняются или финансируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:
региональным оператором газификации;
единым оператором газификации, в том числе в случае недостаточности финансовых средств у регионального оператора газификации для покрытия указанных расходов.
(Часть дополнительно включена с 22 июня 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 184-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 23 декабря 2023 года Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 575-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья дополнительно включена с 8 июня 2013 года Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 35-ФЗ)
Статья 23.3. Государственное регулирование платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода
Государственному регулированию подлежит плата за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода.
Размер платы за такое технологическое присоединение устанавливается федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера указанной платы, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Подключение (технологическое присоединение) к магистральному газопроводу газопровода, предназначенного для транспортировки газа от магистрального газопровода до объекта капитального строительства, возможно только в случае подтверждения газораспределительной организацией отсутствия технической возможности обеспечить поставки газа заявителю в необходимом объеме с требуемым давлением по газораспределительным сетям, принадлежащим указанной газораспределительной организации, за исключением строящихся или реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистрального газопровода до объектов капитального строительства, технические условия для подключения (технологического присоединения) которых выданы заявителям до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
(Статья дополнительно включена с 22 июня 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 184-ФЗ)
Социальные гарантии для малоимущих граждан в части компенсации понесенных ими затрат на приобретение газа и перечень данных категорий граждан определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 25. Гарантии оплаты поставленного газа и услуг по его транспортировке
На основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.В случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа и услуг по его транспортировке потребитель газа обязан уплатить поставщику пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.Товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие газ для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа уплачивают поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Часть третья настоящей статьи вступила в силу с 1 января 2016 года - см. пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 3 ноября 2015 года № 307-ФЗ.
Управляющие организации, приобретающие газ для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации) в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа уплачивают поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Часть четвертая настоящей статьи вступила в силу с 1 января 2016 года - см. пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 3 ноября 2015 года № 307-ФЗ.
Собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа, потребляемого ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.При несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей газа возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договорам поставки. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителями газа обязательств по его оплате. При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате у потребителей газа, не имеющих неисполненных обязательств по оплате газа.Указанная в части седьмой настоящей статьи обязанность не устанавливается в отношении потребителей газа, являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, казенными, автономными и бюджетными учреждениями, собственниками и пользователями (законными владельцами) жилых домов и помещений в многоквартирных домах, действующими в соответствии с жилищным законодательством управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.Поставщики газа обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей газа, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа. В направляемом потребителю газа уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено поставщику газа, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.В случае, если потребитель газа до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа устранил допущенное нарушение обязательств по оплате газа, послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке в информационных целях обеспечивает формирование и ведение перечня потребителей газа в субъекте Российской Федерации, в отношении которых поставщиками газа установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате поставляемого газа.
(Часть в редакции, введенной в действие с 23 декабря 2023 года Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 575-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Информация об устранении потребителем газа допущенных нарушений обязательств по оплате газа учитывается при ведении предусмотренного настоящей статьей перечня потребителей газа, обязанных предоставлять обеспечение, в соответствии с устанавливаемым Правительством Российской Федерации порядком формирования и ведения данного перечня.Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате газа предоставляется потребителями газа, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными поставщиками газа в соответствии с настоящей статьей, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии). Указанная гарантия должна содержать условие о невозможности ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия) и условие о невозможности ее изменения гарантом без согласия бенефициара. Предоставляемые банковские гарантии не должны содержать требования о предоставлении поставщиком газа гаранту для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем газа обеспечиваемых гарантиями обязательств.Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате газа, поставляемого по договорам поставки газа.Банковские гарантии должны быть предоставлены банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.В случае предоставления в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате газа банковских гарантий, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации условиям предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, поставщик газа обязан принять указанные гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате газа.Указанными в настоящей статье потребителями газа по согласованию с поставщиком газа может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате газа может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.Расходы потребителей газа, связанные с предоставлением обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, не учитываются при установлении (утверждении) для указанных потребителей газа в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов).
Срок, в течение которого действует обязанность потребителя газа, соответствующего установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенного поставщиком газа, по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, и порядок предоставления указанного обеспечения, устанавливающий в том числе правила определения срока и суммы, на которые предоставляется обеспечение исполнения обязательств, а также требования к условиям его предоставления, устанавливаются Правительством Российской Федерации.Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения об указанном нарушении направляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, к компетенции которого Правительством Российской Федерации отнесено рассмотрение данных сведений.Основания и порядок предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа лицом, поставляющим товары, оказывающим услуги в сфере теплоснабжения с использованием арендуемых объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также лицом, признанным победителем конкурса на право заключения договора аренды такого имущества, устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении".При несоблюдении условий договоров поставки газа неотключаемыми потребителями, приобретение газа которыми финансируется за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации, ответственность за оплату поставок газа и оказание услуг по газоснабжению возлагается на соответствующего государственного заказчика.В 2022 году Правительство Российской Федерации в целях обеспечения устойчивого функционирования сферы газоснабжения Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления, уплаты и списания неустоек (штрафов, пеней) и применения иных мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате газа и услуг по его транспортировке.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 1 мая 2022 года № 127-ФЗ)
Положения части двадцать третьей настоящей статьи применяются к правоотношениям, возникшим из договоров, заключенных до дня вступления в силу Федеральным законом от 1 мая 2022 года № 127-ФЗ, - см. пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 1 мая 2022 года № 127-ФЗ.
В случае установления Правительством Российской Федерации особенностей начисления, уплаты и списания неустоек (штрафов, пеней) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате газа и услуг по его транспортировке вместо ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, применяемой в соответствии с настоящей статьей, начиная с 28 февраля 2022 года применяется величина, определенная в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 1 мая 2022 года № 127-ФЗ)
Положения части двадцать четвертой настоящей статьи применяются к правоотношениям, возникшим из договоров, заключенных до дня вступления в силу Федеральным законом от 1 мая 2022 года № 127-ФЗ, - см. пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 1 мая 2022 года № 127-ФЗ.
Статья 26. Антимонопольные правила для организаций - собственников систем газоснабжения
Статья утратила силу - Федеральный закон от 26 июля 2017 года № 205-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 27. Доступ к газотранспортным и газораспределительным сетям
Наименование в редакции, введенной в действие с 22 июня 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 184-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Организации - собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Предназначенный для транспортировки указанными организациями газ, в отношении которого техническим регламентом Евразийского экономического союза "О безопасности газа горючего природного, подготовленного к транспортированию и (или) использованию" (ТР ЕАЭС 046/2018) или техническим регламентом Евразийского экономического союза "Требования к сжиженным углеводородным газам для использования их в качестве топлива" (ТР ЕАЭС 036/2016) установлены требования, подлежит транспортировке при соответствии газа таким требованиям.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 313-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 248-ФЗ; в редакции, введенной в действие включена с 1 января 2013 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 241-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 23 декабря 2023 года Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 575-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть дополнительно включена с 1 января 2013 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 241-ФЗ)
(Часть дополнительно включена с 22 июня 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 184-ФЗ)
В целях создания технической возможности технологического присоединения к газораспределительной сети объектов капитального строительства, в отношении которых лицом, обратившимся в газораспределительную организацию с заявкой о таком технологическом присоединении, получен отказ в выдаче технических условий на технологическое присоединение объектов капитального строительства к газораспределительной сети или отказ в заключении договора на технологическое присоединение газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения по причине отсутствия пропускной способности объектов газотранспортных систем, принадлежащих организациям - собственникам систем газоснабжения, такие организации обязаны проводить мероприятия, направленные на увеличение пропускной способности объектов принадлежащих им газотранспортных систем в объеме, превышающем объем неудовлетворенных заявок, в соответствии с критериями и в порядке, определяемыми Правительством Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 22 июня 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 184-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 23 декабря 2023 года Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 575-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
ГЛАВА VIII
Правовые основы взаимоотношений организаций - собственников систем газоснабжения и организаций иных отраслей экономики
Статья 28. Приобретение прав на землю в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации объектов систем газоснабжения, охранные зоны газопроводов
В целях строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов систем газоснабжения земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в соответствии с земельным законодательством. Для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов систем газоснабжения в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, могут быть установлены сервитут, публичный сервитут либо может осуществляться использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитута, публичного сервитута.
Собственник объектов системы газоснабжения, расположенных в лесах, или уполномоченная им организация обязаны:
содержать охранные зоны газопроводов в пожаробезопасном состоянии;
проводить намеченные работы, вырубать деревья (кустарники) в охранных зонах газопроводов и за пределами таких зон в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации.
При возникновении на объекте системы газоснабжения аварии, катастрофы организация - собственник такой системы или уполномоченная им эксплуатирующая организация имеет право беспрепятственной доставки необходимых сил и средств к месту аварии, катастрофы и обязана в полном объеме возместить нанесенный ею ущерб собственнику земельного участка, по территории которого осуществлялась доставка необходимых сил и средств.
В целях безопасной эксплуатации объектов систем газоснабжения в соответствии с земельным законодательством устанавливаются охранные зоны газопроводов.
Решение об установлении, изменении и о прекращении существования охранной зоны газопровода газораспределительной сети принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительным органом власти федеральной территории, уполномоченными на принятие решения об установлении, изменении и о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории.
Полномочия по принятию решения об установлении, изменении и о прекращении существования охранной зоны газопровода газораспределительной сети, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, могут передаваться органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 284-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 29. Правовые основы взаимодействия систем газоснабжения и систем электроснабжения
В целях обеспечения надежного функционирования системы газоснабжения и работающих на газовом топливе организаций системы электро- и теплоснабжения осуществляются меры по координации взаимодействия указанных систем, в том числе:организации - собственники указанных систем разрабатывают согласованные балансы потребления газа, электрической и тепловой энергии, обеспечивающие их эффективное функционирование;организация - собственник системы газоснабжения и организация - собственник системы электро- и теплоснабжения заключают долгосрочный договор поставки электрической и тепловой энергии для объектов системы газоснабжения и газа для объектов системы электро- и теплогазоснабжения с указанием особых условий таких поставок и оплаты за поставляемые газ, электрическую и тепловую энергию.
ГЛАВА IX
Правовые основы промышленной безопасности систем газоснабжения в Российской Федерации
Статья 30. Правовое регулирование промышленной безопасности при осуществлении газоснабжения
Правовое регулирование промышленной безопасности в организациях, занимающихся газоснабжением в Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом "Об экологической экспертизе", настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть дополнительно включена с 5 декабря 2015 года Федеральным законом от 3 ноября 2015 года № 307-ФЗ)
Статья 31. Прогнозирование вероятности возникновения аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения
Статья 32. Особенности обеспечения промышленной безопасности объектов систем газоснабжения
Организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.Юридические и физические лица, виновные в возникновении аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения, в том числе аварий, катастроф, возникших в связи со скрытыми дефектами материалов, оборудования, с некачественным выполнением строительно-монтажных работ, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.Органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении ограничений использования земельных участков, осуществления хозяйственной деятельности в границах охранных зон газопроводов, зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов или в умышленном блокировании объектов систем газоснабжения либо их повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Материальный ущерб, нанесенный организации - собственнику системы газоснабжения вследствие непреодолимой силы, возмещается за счет средств обязательного страхования.
Статья 33. Обеспечение готовности опасного объекта системы газоснабжения к локализации аварий, катастроф, ликвидации их последствий
Организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления следующих мероприятий:создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы;осуществляет разработку планов локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий;создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты;создает запасы материально-технических и иных средств;осуществляет подготовку работников опасного объекта системы газоснабжения к действиям по локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий.Перечень мероприятий по обеспечению готовности опасного объекта системы газоснабжения к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий разрабатывается организацией - собственником системы газоснабжения и согласуется с территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности.
Статья 34. Учетно-отчетное время для объектов систем газоснабжения
Для объектов систем газоснабжения независимо от местонахождения таких объектов решением Правительства Российской Федерации устанавливается единое учетно-отчетное время, которое определяет начало учетных суток, учетного месяца, учетного года для всех организаций, осуществляющих деятельность по добыче, транспортировке и поставкам газа.
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.Поручить Правительству Российской Федерации внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении законодательных актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин
Москва, Кремль
31 марта 1999 года
№ 69-ФЗ