Приказ Минтранса России от 17.02.2014 № 39
Номер документа: | 39 |
Номер регистрации в Минюсте РФ: | 33240 |
Дата регистрации в Минюсте РФ: | 23 июля 2014 |
Дата редакции: | 17 февраля 2014 |
Дата принятия: | 17 февраля 2014 |
Вид документа: | ПРИКАЗ |
Принявший орган: | МИНТРАНС РФ |
Публикация: | Российская газета, N 184, 15.08.2014 |
Редакции
Утратил силу с 1 сентября 2023 года на основании
приказа Минтранса России от 9 ноября 2022 года № 447
Настоящий документ включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2467.
С 13 июня 2024 года настоящий документ исключен из Перечня на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2024 года № 792.
В соответствии с пунктом 2 статьи 74 Федерального закона от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст.2207; 2001, № 22, ст.2125; 2003, № 27 (ч.1), ст.2700; 2004, № 15, ст.1519, № 45, ст.4377; 2005, № 52 (ч.1), ст.5581; 2006, № 50, ст.5279; 2007, № 46, ст.5557, № 50, ст.6246; 2008, № 29 (ч.1), ст.3418, № 30 (ч.2), ст.3616, № 49, ст.5748; 2009, № 1, ст.30, № 29, ст.3625; 2010, № 27, ст.3425, № 48, ст.6246; 2011, № 23, ст.3253, № 25, ст.3534, № 30 (ч.1), ст.4590, 4596, № 45, ст.6335, № 48, ст.6728; 2012, № 18, ст.2128, № 25, ст.3268, № 31, ст.4321; 2013, № 30 (ч.1), ст.4058; "Российская газета", 2014, № 24) и частью 2 статьи 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 46, ст.5557; 2008, № 29 (ч.1), ст.3418, № 30 (ч.2), ст.3616; 2009, № 52 (ч.1), ст.6427; 2010, № 19, ст.2291, № 48, ст.6246; 2011, № 1, ст.3, № 13, ст.1688, № 17, ст.2313, № 30 (ч.1), ст.4590, 4594; 2012, № 26, ст.3446; 2013, № 27, ст.3477, № 30 (ч.1), ст.4058) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о капитане морского порта.
2. Признать утратившим силу приказ Минтранса России от 19 декабря 2006 года № 156 "Об утверждении Положения о капитане морского порта" (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2006 года, регистрационный № 8708).
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
23 июля 2014 года,
регистрационный № 33240
1. Положение о капитане морского порта (далее - Положение) разработано в соответствии с пунктом 2 статьи 74 Федерального закона от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (далее - КТМ), частью 2 статьи 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(далее - Закон о морских портах) и определяет функции, полномочия, права и ответственность капитана морского порта, а также требования к капитану морского порта, включая требования к его знаниям и навыкам, профессиональному обучению, дополнительному профессиональному образованию, порядку его назначения на должность.
2. Капитан морского порта осуществляет возложенные на него Законом о морских портах, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации административно-властные полномочия в морском порту.
3. Капитан морского порта является должностным лицом, возглавляет службу капитана морского порта, входящую в состав администрации морских портов, непосредственно подчиняется Федеральному агентству морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот), и действует на основании настоящего Положения. Функции капитана морского порта осуществляются капитаном морского порта или по его поручению должностными лицами службы капитана морского порта.
4. Замещение капитана морского порта в его отсутствие осуществляется должностным лицом службы капитана морского порта, удовлетворяющим требованиям к капитану морского порта, предусмотренным настоящим Положением.
5. Руководитель администрации морских портов не вправе вмешиваться в деятельность капитана морского порта и должностных лиц службы капитана морского порта при осуществлении ими функций капитана морского порта.
6. Полномочия капитана морского порта распространяются на территорию и акваторию морского порта и на подходы к морскому порту, включая внутренние и внешние рейды, а также на портовые гидротехнические сооружения, морские терминалы морского порта.
7. Капитан морского порта имеет гербовую печать, утвержденную в установленном порядке.
8. Капитан морского порта назначается на должность и освобождается от должности Росморречфлотом по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации. Капитан морского порта назначается на должность на срок не более трех лет.
9. По истечении указанного в пункте 8 настоящего Положения срока назначение на должность капитана морского порта производится в соответствии с настоящим Положением.
10. Обязательным требованием к капитану морского порта является наличие высшего образования в области морского судовождения и стажа плавания не менее чем двадцать четыре месяца в должности капитана морского судна валовой вместимостью три тысячи и более.
11. Капитан морского порта должен знать законодательство Российской Федерации в части выполнения функций капитана морского порта, предусмотренных настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации в области обеспечения безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.
12. Капитан морского порта должен обладать навыками по проведению осмотров и контрольных осмотров
судов, а также по использованию персонального компьютера, в том числе программ, позволяющих работать с электронной почтой и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
13. Кандидат на должность капитана морского порта должен пройти профессиональное обучение, организованное Росморречфлочом.
14. В соответствии со статьей 76 КТМ на капитана морского порта возлагается осуществление следующих функций:
1) контроль за соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании;
2) государственная регистрация судов и выдача соответствующих судовых документов;
3) регистрация права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна и иных прав на них, выдача соответствующих документов;
4) выдача дипломов, квалификационных свидетельств, подтверждений их выдачи и удостоверений личности моряка членам экипажей судов;
5) проверка судовых документов, дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений выдачи дипломов и квалификационных свидетельств;
6) контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта;
7) оформление прихода судов в морские порты и выхода их из морских портов;
8) контроль за деятельностью лоцманской службы и системой управления движением судов (далее - СУДС);
9) контроль за ледокольной проводкой судов на подходах к порту и в пределах акватории порта;
10) выдача разрешений на подъем затонувшего в море имущества и проведение в порту строительных, гидротехнических и иных работ;
11) обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта, в том числе принятие мер по предотвращению, прекращению незаконных нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта;
12) информирование уполномоченных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об угрозе совершения или о совершении актов незаконного вмешательства в морском порту.
15. В соответствии со статьей 11 Закона о морских портах капитан морского порта осуществляет следующие функции:
1) обеспечивает безопасность плавания и стоянки судов в акватории морского порта и на подходах к нему;
2) обеспечивает транспортную безопасность акватории морского порта, в том числе принимает меры по предотвращению, прекращению незаконных нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта;
3) информирует уполномоченные в области транспортной безопасности федеральные органы исполнительной власти об угрозе совершения или о совершении актов незаконного вмешательства в морском порту;
4) взаимодействует с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам осуществления таможенного, пограничного, иммиграционного, санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного, экологического и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов государственного контроля (надзора);
5) руководит мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами и ликвидации последствий такого загрязнения;
6) предпринимает меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций в морском порту, участвует в организации работ по ликвидации таких ситуаций;
7) организует спасание людей, судов в границах акватории морского порта, ликвидацию пожаров на судах, находящихся в морском порту;
8) выдает разрешения на проведение дноуглубительных работ на акватории морского порта;
9) проводит мероприятия по обеспечению мобилизационной подготовки в морском порту;
10) осуществляет государственный портовый контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации о торговом мореплавании.
16. Кроме перечисленных в пунктах 14 и 15 настоящего Положения функций, капитан морского порта:
1) осуществляет ведение централизованного учета государственного портового контроля, в том числе:
2) проводит осмотры и контрольные осмотры
судов;
3) осуществляет утверждение графика движения и расстановки судов в морском порту;
4) осуществляет регулирование захода судов в морской порт и выхода судов из морского порта;
5) в порядке, установленном Минтрансом России, может запретить заход судна в морской порт или постановку судна на якорь на подходах к морскому порту в случае существенного несоответствия судна требованиям, касающимся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов;
6) осуществляет контроль за соблюдением распоряжений капитана морского порта;
7) осуществляет контроль за соблюдением требований к загрузке судна, установленных нормативными правовыми актами и международными договорами Российской Федерации;
8) осуществляет выдачу судам разрешений на выход из морского порта;
9) осуществляет участие в рассмотрении и согласовании проектов и планов развития средств навигационного оборудования, строительства СУДС, гидротехнических сооружений, строительства объектов в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей, участие в приемке их в эксплуатацию;
10) осуществляет проверку соответствия радиолокационных СУДС, объектов инфраструктуры морского порта, необходимых для функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, объектов и средств автоматической идентификационной системы, службы контроля судоходства и управления судоходством, расположенных в морском порту и на подходах к нему, установленным требованиям;
11) по просьбе лица, имеющего требование, возникающее в связи с осуществлением спасательных операций, со столкновением судов, с повреждением портовых сооружений, водных бассейнов, судоходных путей и средств навигационной обстановки или в связи с иным причинением вреда, может задержать судно и груз впредь до предоставления судовладельцем и грузовладельцем достаточного обеспечения;
12) осуществляет временное прекращение или ограничение приема грузов в морском порту с немедленным уведомлением Минтранса России при явлениях стихийного характера, крушениях и авариях, вызвавших перерыв в движении, и объявлении карантина;
13) немедленно уведомляет отправителей грузов, при перевозках грузов в прямом смешанном или прямом водном сообщении и организации транспорта других видов о временном прекращении или об ограничении приема грузов для перевозок;
14) может устанавливать в районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, обязательную лоцманскую проводку судов, которые имеют серьезные повреждения корпусов, механизмов или оборудования, что может существенно влиять на безопасность мореплавания в морском порту и в этом случае уведомляет капитана судна о том, что его судно должно следовать под лоцманской проводкой;
15) устанавливает порядок лоцманской проводки судов в морском порту;
16) выдает в установленном порядке свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью
;
17) выдает в установленном порядке свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом
;
18) выдает в установленном порядке свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами, удостоверяющих наличие страхования или иного финансового обеспечения ответственности
;
19) выдает квалификационные документы членов экипажей спортивных парусных судов;
20) выдает разрешения или принимает решения об отказе в выдаче разрешения на производство водолазных работ, а также о приостановлении проведения водолазных работ в случае создания угрозы безопасности мореплавания, погрузочно-разгрузочным операциям, загрязнения окружающей среды в морском порту;
21) выдает в установленном порядке свидетельство о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность;
22) выдает лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах;
23) участвует в расследовании аварий или инцидентов на море;
24) подтверждает в установленном порядке на основании запросов в случаях, предусмотренных Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками, при наличии международных соглашений о признании Российской Федерацией квалификационных документов, выданных соответствующим иностранным государством, с выдачей подтверждения о признании квалификационного документа, выданного иностранным государством, для работы на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации
;
25) привлекает находящиеся в порту суда к участию в спасании людей и судов, терпящих бедствие в пределах акватории порта;
26) устанавливает для собственника порядок подъема, а также срок, достаточный для подъема затонувшего имущества, но не менее чем один год со дня получения собственником уведомления капитана морского порта о порядке и сроке подъема затонувшего имущества;
27) в случаях, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности мореплавания или причинения ущерба морской среде загрязнением либо препятствует осуществлению рыболовства, деятельности порта и проводимым в нем работам (гидротехническим и другим), требует от собственника затонувшего имущества в установленный капитаном морского порта срок поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его;
28) председательствует в комиссиях, создаваемых капитаном морского порта в целях обеспечения выполнения функций капитана морского порта (квалификационная комиссия по проверке знаний для выдачи дипломов, квалификационных свидетельств, лоцманских удостоверений, удостоверений операторов СУДС);
29) вносит изменения в график движения и расстановки судов в морском порту, утвержденный в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта, в связи с изменением навигационной и/или гидрометеорологической обстановки, авариями или инцидентами на море, иными обстоятельствами, создающими угрозу безопасности мореплавания и охране в морском порту и на подходах к нему;
30) предоставляет в Федеральное агентство по рыболовству для внесения в государственный рыбохозяйственный реестр документированной информации, актуализированной по состоянию на день предоставления информации;
31) устанавливает начало и окончание периода ледокольной проводки судов, ограничения для судов по режиму ледового плавания (категория ледовых усилений, мощность силовой энергетической установки, возраст судна) на акватории морского порта и на подходах к нему в соответствии с обязательными постановлениями в морском порту, утверждаемыми в соответствии с частью 2 статьи 14 Закона о морских портах;
32) налагает административные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение правил, касающихся безопасности мореплавания и порядка в порту;
33) временно предоставляет судну, зарегистрированному в реестре судов иностранного государства и предоставленному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), право плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
34) при временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации определяет, каким должно быть название судна;
35) рассматривает дела об административных правонарушениях;
36) выдает разрешения на спуск на воду катеров и шлюпок с судна (за исключением случаев спуска катеров и/или шлюпок для спасения человеческой жизни на море);
37) выдает разрешения на длительную стоянку судов в морском порту сверх времени, необходимого для осуществления погрузочно-разгрузочных операций и/или оказания судну услуг по его обслуживанию;
38) согласовывает места перегрузки грузов с судна на судно и требования безопасности при осуществлении в морском порту перегрузки грузов с судна на судно;
39) рассматривает и согласовывает технологическую схему, применяемую при осуществлении в морском порту перегрузки грузов с судна на судно;
40) обеспечивает суда, направляющиеся в морской порт или находящиеся в акватории морского порта, информацией о:состоянии средств навигационного оборудования;метеорологической и гидрологической обстановке;состоянии судоходства и факторах, затрудняющих движение судов;изменениях в режиме плавания судов;изменениях в режиме работы СУДС;состоянии средств сигнализации, контроля и управления судами и других средств обеспечения безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему;лоцманском, буксирном и ледокольном обеспечении;уровне охраны портовых средств;
41) осуществляет учет судовых журналов, машинных журналов, журналов операций с мусором, журналов операций со сточными водами, журналов нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами, журналов нефтяных операций для нефтяных танкеров;
42) осуществляет реализацию планов обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта;
43) при получении информации о возникновении ситуаций, создающих угрозу безопасности деятельности, осуществляемой в морском порту, о загрязнении территории и (или) акватории морского порта, других подобных происшествиях своевременно сообщает о них в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для принятия соответствующих мер;
44) осуществляет задержание судна, которое в нарушение правила, предусмотренного пунктом 1 статьи 336.8 КТМ, заходит в порт на территории Российской Федерации или выходит из него, либо прибывает к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отходит от такого прибрежного сооружения, либо пытается зайти в порт или выйти из него, прибыть к прибрежному сооружению или отойти от него, до предоставления собственником судна соответствующего свидетельства;
45) оказывает содействие уполномоченным федеральным органам исполнительной власти в обеспечении безопасности мореплавания и защиты от актов незаконного вмешательства в морском порту, а также в проведении объективного, полного и всестороннего расследования причин возникновения происшествий в морском порту;
46) выполняет иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17. В целях осуществления функций, установленных Законом о морских портах, КТМ, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, капитан морского порта издает акты ненормативного характера, подлежащие исполнению капитанами судов и лицами, которые находятся и (или) осуществляют деятельность в морском порту и которым указанные акты адресованы.
18. Акты капитана морского порта не должны противоречить Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, КТМ, Закону о морских портах, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
19. Акты, указанные в пункте 17 настоящего Положения, издаются капитаном морского порта или лицом, замещающим капитана морского порта, на бумажном носителе и публикуются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте соответствующей администрации морских портов, а в случае если в акте указаны конкретные лица и/или организации также направляются в адрес этих лиц и организаций по почте и/или электронной почте (при наличии).
20. Распоряжения капитана морского порта по относящимся к его полномочиям вопросам обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту обязательны для всех находящихся в морском порту судов, организаций и граждан.
21. При осуществлении своих функций капитан морского порта имеет право:
1) запрашивать информацию в области безопасности мореплавания и порядка в морском порту у организаций и граждан;
2) привлекать представителей организаций, уполномоченных на классификацию и освидетельствование судов, для определения соответствия судна и его оборудования требованиям международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательству Российской Федерации о торговом мореплавании при осмотрах и контрольных осмотрах судна и выдаче разрешения на выход судна из морского порта;
3) отказать в выдаче разрешения на выход судна из морского порта в случае: непригодности судна к плаванию, нарушения требований к загрузке, снабжению судна, комплектованию экипажа судна или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде;нарушения требований, предъявляемых к судовым документам;предписания санитарно-карантинной и миграционной служб, таможенных, пограничных органов федеральной службы безопасности и других уполномоченных на то государственных органов;неуплаты установленных портовых сборов.
22. Капитан морского порта и уполномоченные им должностные лица службы капитана морского порта имеют право посещать суда и портовые гидротехнические сооружения, причалы, морские терминалы, иные портовые средства в морском порту при осуществлении функций капитана морского порта.
23. Капитан морского порта несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него функций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
24. Капитан морского порта может быть привлечен к дисциплинарной ответственности Росморречфлотом самостоятельно, а также по представлению Министерства транспорта Российской Федерации или Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.