Закон, Основы законодательства Верховного Совета РФ от 09.10.1992 № 3612-1
Номер документа: | 3612-1 |
Дата редакции: | 25 декабря 2023 |
Дата принятия: | 9 октября 1992 |
Вид документа: | ЗАКОН |
Вид документа: | ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА |
Принявший орган: | ВС РФ |
Публикация: | Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ, N 46, 19.11.1992, ст.2615 |
Публикация: | Российская газета, N 248, 17.11.1992 |
В настоящий документ вносятся изменения на основании: Федерального закона от 08.08.2024 N 224-ФЗ с 1 сентября 2025 года.
Редакции
- 01.03.2025
- 22.12.2023
- 10.07.2023
- 09.06.2023
- 25.04.2023
- 01.01.2023
- 11.05.2021
- 01.04.2020
- 01.09.2019
- 06.03.2018
- 10.08.2017
- 26.07.2017
- 01.01.2016
- 09.12.2015
- 01.01.2015
- 21.10.2014
- 16.05.2014
- 01.01.2014
- 12.10.2013
- 01.09.2013
- 01.01.2011
- 03.01.2010
- 01.01.2009
- 01.01.2008
- 08.01.2007
- 01.01.2007
- 01.01.2006
- 01.01.2005
- 01.01.2000
- 17.11.1992
Федеральным законом от 27 декабря 2000 года № 150-ФЗ (Российская газета, № 245-246, 28.12.2000, № 247, 29.12.2000, № 248, 30.12.2000, № 1, 04.01.2001, № 3, 06.01.2001, № 4, 10.01.2001);
Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ (Российская газета, № 256, 31.12.2001);
Федеральным законом от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ (Парламентская газета, № 246-247, 28.12.2002, № 248-249, 31.12.2002, № 3, 9.01.2003);
Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 186-ФЗ (Парламентская газета, № 239, 27.12.2003, Парламентская газета, № 240-241, 30.12.2003, Парламентская газета, № 242-243, 31.12.2003, Парламентская газета, № 1, 06.01.2004);
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (Российская газета, № 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ);
Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ (Российская газета, № 297, 31.12.2005) (о порядке вступления в силу см. статью 35 Федерального закона от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ);
Федеральным законом от 3 ноября 2006 года № 175-ФЗ (Российская газета, № 250, 08.11.2006) (о порядке вступления в силу см. статью 10 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 175-ФЗ);
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ (Российская газета, № 297, 31.12.2006) (о порядке вступления в силу см. статью 29 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ);
Федеральным законом от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ (Российская газета, № 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
Федеральным законом от 21 декабря 2009 года № 335-ФЗ (Российская газета, № 247, 23.12.2009);
Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ (Российская газета, № 100, 12.05.2010) (о порядке вступления в силу см. статью 33 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ);
Федеральным законом от 22 апреля 2013 года № 63-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.04.2013) (вступил с 1 января 2014 года);
Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.07.2013) (о порядке вступления в силу см. статью 163 Федерального закона от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ);
Федеральным законом от 30 сентября 2013 года № 265-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.10.2013);
Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 102-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.05.2014);
Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 256-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.07.2014) (о порядке вступления в силу см. статью 8 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 256-ФЗ);
Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 216-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.07.2014) (вступил в силу с 1 января 2015 года);
Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.12.2014, № 0001201412020011) (о порядке вступления в силу см. статью 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ);
Федеральным законом от 28 ноября 2015 года № 357-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2015, № 0001201511280035);
Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 205-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.07.2017, № 0001201707260042);
Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 234-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2017, № 0001201707300023);
Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.12.2017, № 0001201712050094);
Федеральным законом от 18 июля 2019 года № 193-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.07.2019, № 0001201907180040) (вступил в силу с 1 сентября 2019 года);
Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2020, № 0001202004010072);
Федеральным законом от 30 апреля 2021 года № 114-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.04.2021, № 0001202104300092);
Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 569-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2022, № 0001202212280039) (о порядке вступления в силу см. статью 99 Федерального закона от 28 декабря 2022 года № 569-ФЗ);
Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 129-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.04.2023, № 0001202304140043);
Федеральным законом от 29 мая 2023 года № 199-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.05.2023, № 0001202305290025);
Федеральным законом от 24 июня 2023 года № 282-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.06.2023, № 0001202306240020);
Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 287-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.07.2023, № 0001202307100006);
Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 651-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.12.2023, № 0001202312250054).
Руководствуясь Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации, Федеративным договором, нормами международного права,признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства,отмечая неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации,выражая стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру,Верховный Совет Российской Федерации принимает настоящие Основы законодательства о культуре (далее - Основы) в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России.
Статья 1. Задачи законодательства Российской Федерации о культуре
Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
Законодательство Российской Федерации о культуре состоит из настоящих Основ, законов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории о культуре.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 287-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Используемые в настоящих Основах термины означают:Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация.Творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).Достоинство культур народов и национальных групп - признание их ценности и проявление уважения к ним.Культурное наследие народов Российской Федерации - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.Культурное достояние народов Российской Федерации - совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение и в силу этого безраздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам без права их передачи иным государствам и союзам государств с участием Российской Федерации.Культурные аспекты программ развития - перспективы социально-экономических, научно-технических и других программ развития с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты.
Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.Социокультурная реабилитация и абилитация инвалидов - комплекс мероприятий, направленных на включение инвалидов (в том числе детей-инвалидов) в творческую деятельность, обеспечивающую реализацию культурных и экономических потребностей инвалидов в соответствии с их интересами и способностями, в целях социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество.
(Абзац дополнительно включен с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 651-ФЗ)
Статья 4. Область применения Основ законодательства Российской Федерации о культуре
Настоящие Основы регулируют культурную деятельность в следующих областях:выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;самодеятельное (любительское) художественное творчество;музейное дело и коллекционирование;книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;эстетическое воспитание, художественное образование;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 5. Суверенитет Российской Федерации в области культуры
Российская Федерация самостоятельно реализует на своей территории соглашения и иные акты, регулирующие отношения Российской Федерации в области культуры с другими государствами, объединениями государств, а также международными организациями.
Статья 6. Равное достоинство культур народов и иных этнических общностей Российской Федерации, их прав и свобод в области культуры
Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры посредством законодательного регулирования федеральной государственной культурной политики и государственных программ Российской Федерации в области сохранения и развития культуры.
(Статья в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2023 года Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 129-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 7. Обязательность культурных аспектов в государственных программах развития, программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований
Наименование в редакции, введенной в действие с 3 января 2010 года Федеральным законом от 21 декабря 2009 года № 335-ФЗ, - см. предыдущую редакцию
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития. В этих целях указанные государственные программы подвергаются обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначаемыми совместно органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2010 года Федеральным законом от 21 декабря 2009 года № 335-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2023 года Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 129-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 8. Неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность
В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.
Статья 9. Приоритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп
Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.
Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.
Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.
Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством Российской Федерации.Лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право на бесплатное посещение музеев один раз в месяц. Лицам, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам, предоставляется право на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев не реже одного раза в месяц. Порядок бесплатного посещения музеев устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2000 года Федеральным законом от 23 июня 1999 года № 115-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 16 мая 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 102-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 13. Право на эстетическое воспитание и художественное образование
Каждый имеет право на эстетическое воспитание и художественное образование, на выбор форм получения эстетического воспитания и художественного образования в соответствии с законодательством об образовании.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Каждый человек имеет право собственности в области культуры. Право собственности распространяется на имеющие историко-культурное значение предметы, коллекции и собрания, здания и сооружения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты.Порядок приобретения, условия владения, пользования и распоряжения объектами собственности в области культуры регламентируются законодательством Российской Федерации.
Статья 15. Право создавать организации, учреждения и предприятия в области культуры
Граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия (именуемые в дальнейшем организациями) по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Право создавать общественные объединения в области культуры
Граждане имеют право создавать ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях.
Статья 17. Право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности
Граждане имеют право вывозить за границу с целью экспонирования, иных форм публичного представления, а также с целью продажи результаты своей творческой деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Право на культурную деятельность в зарубежных странах
Граждане Российской Федерации имеют право осуществлять культурную деятельность в зарубежных странах, создавать организации культуры на территории других государств, если последнее не противоречит законодательству этих государств.
Статья 19. Права иностранных граждан и лиц без гражданства в области культуры
Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере культурной деятельности. Особые условия культурной деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации устанавливаются только федеральными законами
Раздел III
ПРАВА И СВОБОДЫ НАРОДОВ И ИНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
Статья 20. Право на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей
Народы и иные этнические общности в Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания.Политика в области сохранения, создания и распространения культурных ценностей коренных национальностей, давших наименования национально-государственным образованиям, не должна наносить ущерб культурам других народов и иных этнических общностей, проживающих на данных территориях.
Российская Федерация гарантирует право всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, на культурно-национальную автономию.Культурно-национальная автономия означает право указанных этнических общностей на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания на основании волеизъявления населения или по инициативе отдельных граждан национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств.Национальные культурные центры, национальные общества и землячества вправе:разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти и управления предложения о сохранении и развитии национальной культуры;проводить фестивали, выставки и другие аналогичные мероприятия;содействовать организации национального краеведения, охране национальных исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев;создавать национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка, общероссийские, региональные и иные ассоциации
Статья 22. Протекционизм государства в отношении культур малочисленных этнических общностей
Российская Федерация гарантирует свой протекционизм (покровительство) в отношении сохранения и восстановления культурно-национальной самобытности малочисленных этнических общностей Российской Федерации посредством исключительных мер защиты и стимулирования, предусмотренных государственными программами Российской Федерации в области социально-экономического, экологического, национального и культурного развития.
(Статья в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2023 года Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 129-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 23. Культурно-национальные организации соотечественников за пределами Российской Федерации
Российская Федерация осуществляет моральную, организационную и материальную поддержку культурно-национальных центров, национальных обществ, землячеств, ассоциаций, учебных и других организаций соотечественников за пределами Российской Федерации, принимает меры по заключению межгосударственных соглашений в этой области.
Статья 24. Культурно-национальные организации иных государств в Российской Федерации
Российская Федерация на основании межгосударственных соглашений определяет условия поддержки зарубежными странами культурно-национальных центров, национальных обществ, землячеств, ассоциаций, учебных и других организаций культуры соотечественников, проживающих в Российской Федерации, гарантирует правовую защиту указанных образований.
Раздел IV
НАЦИОНАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 25. Культурное достояние народов Российской Федерации
Состав (перечень) культурного достояния народов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации по представлению субъектов Российской Федерации. Культурное достояние народов Российской Федерации находится на особом режиме охраны и использования в соответствии с законодательством Российской Федерации
(Часть дополнительно включена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2023 года Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 129-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 26. Общероссийские библиотечный, музейный, архивный и иные фонды
Целостность общероссийских библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото- и иных аналогичных фондов, порядок их сохранения, функционирования и развития обеспечиваются государством.Предметы Музейного фонда Российской Федерации, документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда, находящиеся в оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений культуры, подлежат отнесению к особо ценному движимому имуществу государственных (муниципальных) учреждений культуры
Российская Федерация признает исключительную роль творческого работника в культурной деятельности, его свободы, моральные, экономические и социальные права.Российская Федерация:стимулирует деятельность творческих работников, направленную на повышение качества жизни народа, сохранение и развитие культуры;обеспечивает условия труда и занятости творческих работников таким образом, чтобы они имели возможность в желательной для них форме посвятить себя творческой деятельности;способствует росту спроса со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества в целях расширения возможностей творческих работников получать оплачиваемую работу;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Российская Федерация содействует созданию и деятельности организаций творческих работников - ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных, а также федераций и конфедераций таких организаций, филиалов и отделений международных сообществ творческих работников.Государство обеспечивает организациям, представляющим творческих работников, возможность участвовать в разработке политики в области культуры, консультируется с ними при разработке мероприятий по подготовке кадров в области культуры и искусств, занятости, условий труда, не вмешивается в их деятельность, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 29. Государственные программы Российской Федерации в области сохранения и развития культуры в Российской Федерации
Наименование в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2023 года Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 129-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Правительство Российской Федерации разрабатывает государственные программы Российской Федерации в области сохранения и развития культуры, воплощающие культурную политику государства и пути ее реализации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2023 года Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 129-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 30. Обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ
Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны:поощрять деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 651-ФЗ)
(Часть дополнительно включена с 1 января 2016 года Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ)
(Часть дополнительно включена с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 651-ФЗ)
Статья 31. Обязанности государства по обеспечению свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности
Представительная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры
Статья 32. Обязанности государства по преодолению монополии в области культуры
Статья утратила силу - Федеральный закон от 26 июля 2017 года № 205-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 33. Обязанности государства по созданию условий для самореализации талантов
Органы государственной власти и управления осуществляют свой протекционизм (покровительство) по отношению к юным талантам, творческой молодежи, дебютантам, начинающим творческим коллективам, не посягая на их творческую независимость. Содержание, формы и способы такого протекционизма (покровительства) определяются государственными программами в области сохранения и развития культуры.В федеральной территории указанный в части первой настоящей статьи протекционизм (покровительство) осуществляют органы публичной власти федеральной территории. Содержание, формы и способы такого протекционизма (покровительства) могут быть установлены нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 287-ФЗ)
Статья 34. Обязанности государства по обеспечению приоритетных условий для национальных культур Российской Федерации
Государство осуществляет протекционизм (покровительство) по отношению к национальным культуре и искусству, литературе, иным видам культурной деятельности.
Статья 35. Обязанности государства по сохранению памятников истории и культуры
Статья утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 36. Обязанности государства по ведению статистики культуры
Органы государственной власти ведают всей официальной статистикой культуры в Российской Федерации, обязаны обеспечить ее достоверность, своевременность и открытость
Статья 36.1. Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями культуры
Наименование в редакции, введенной в действие с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями культуры является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве условий оказания услуг организациями культуры, а также в целях повышения качества их деятельности.
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями культуры предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации культуры; комфортность условий предоставления услуг; доброжелательность, вежливость работников организаций культуры; удовлетворенность условиями оказания услуг, а также доступность услуг для инвалидов. Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями культуры, осуществляющими создание, исполнение, показ и интерпретацию произведений литературы и искусства, предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации культуры, а также доступность услуг для инвалидов.
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
общественные палаты (советы) муниципальных образований по обращению органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов вправе формировать из числа представителей общественных организаций, созданных в целях защиты прав и интересов граждан, общественных объединений инвалидов общественные советы по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг муниципальными организациями культуры, иными организациями, расположенными на территориях соответствующих муниципальных образований и оказывающими услуги в сфере культуры за счет бюджетных ассигнований бюджетов муниципальных образований, и утверждать их состав. Общественные палаты (советы) муниципальных образований информируют органы местного самоуправления о составе созданных при этих органах общественных советов по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры.
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ;
в редакции, введенной в действие с 11 мая 2021 года Федеральным законом от 30 апреля 2021 года № 114-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Положение об общественном совете по независимой оценке качества утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления, при которых создан указанный общественный совет.
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
принимают участие в рассмотрении проектов документации о закупке работ, услуг, а также проектов государственного, муниципального контрактов, заключаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления с организацией, которая осуществляет сбор и обобщение информации о качестве условий оказания услуг организациями культуры (далее - оператор);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Информация о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры размещается соответственно:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть дополнительно включена с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ)
Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры учитываются при оценке эффективности деятельности руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти, высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления.
(Часть дополнительно включена с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ)
(Статья дополнительно включена с 21 октября 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 256-ФЗ)
Организации культуры, указанные в части шестой статьи 36.1 настоящих Основ, обеспечивают открытость и доступность следующей информации:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
об установленных организациями исполнительских искусств и музеями ценах на билеты, абонементы и экскурсионные путевки на проводимые ими театрально-зрелищные, культурно-просветительные или зрелищно-развлекательные мероприятия, в том числе публичное представление музейных предметов и музейных коллекций (далее - зрелищные мероприятия);
о лицах, уполномоченных в соответствии с частью четвертой статьи 52.1 настоящих Основ на реализацию билетов, абонементов и экскурсионных путевок на зрелищные мероприятия, о других лицах, которым в соответствии с частью пятой статьи 52.1 настоящих Основ уполномоченными лицами переданы права и обязанности по реализации билетов, абонементов и экскурсионных путевок на зрелищные мероприятия, включая сведения о сайтах в сети "Интернет", через которые указанными лицами осуществляется реализация таких билетов, абонементов и экскурсионных путевок, а также информацию о максимальной стоимости технологически обусловленных (необходимых) и неразрывно связанных с реализацией билетов, абонементов и экскурсионных путевок услуг по бронированию, формированию в электронной форме и (или) печати на бумажном носителе билетов, абонементов или экскурсионных путевок, по информированию покупателей о проводимых зрелищных мероприятиях, об отмене, замене и (или) переносе зрелищных мероприятий и иных информационно-консультативных услуг (далее - сопутствующие услуги), оказываемых покупателям билетов, абонементов и экскурсионных путевок указанными лицами;
о формах, реквизитах и элементах оформления билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия;
о лицах, на которые в соответствии с частью девятой статьи 52.1 настоящих Основ возложена обязанность по возмещению посетителю полной стоимости билета, о лицах, на которые в соответствии с частью пятнадцатой статьи 52.1 настоящих Основ возложена обязанность по возврату посетителю стоимости билета, абонемента или экскурсионной путевки;
о зрелищных мероприятиях, посещение которых осуществляется при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителя, в том числе документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства, с указанием сведений о посетителе (фамилии, имени и отчества) в билете, абонементе и экскурсионной путевке (далее - именной билет, именной абонемент и именная экскурсионная путевка), в случае реализации организациями исполнительских искусств и музеями именных билетов, именных абонементов, именных экскурсионных путевок;
о предусматривающих особые условия приобретения билетов, абонементов, экскурсионных путевок (в том числе льготы, скидки) на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия специальных программах и акциях, включая информацию о праве таких организаций исполнительских искусств и музеев не принимать к возврату приобретенные в рамках данных специальных программ и акций билеты, абонементы и экскурсионные путевки;
о порядке возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок, в том числе именных билетов, именных абонементов и именных экскурсионных путевок, на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия.
(Часть дополнительно включена с 1 сентября 2019 года Федеральным законом от 18 июля 2019 года № 193-ФЗ)
(Часть дополнительно включена с 1 сентября 2019 года Федеральным законом от 18 июля 2019 года № 193-ФЗ)
(Статья дополнительно включена с 21 октября 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 256-ФЗ)
Раздел VII
ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию
Статья 37. Полномочия федеральных органов государственной власти в области культуры
Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области культуры относятся
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2023 года Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 129-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации;официальный статистический учет в области культуры;
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 22 апреля 2013 года № 63-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 21 октября 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 256-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 25 апреля 2023 года Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 129-ФЗ)
в организации сохранения и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в том числе в финансировании соответствующих мероприятий;
в организации комплектования и обеспечения сохранности библиотечных фондов библиотек, учредителями которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления;
в сохранении и пополнении государственной части Музейного фонда Российской Федерации, в состав которой входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, в состав которой входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в муниципальной собственности.
(Часть дополнительно включена с 25 апреля 2023 года Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 129-ФЗ)
Статья 38. Совместная компетенция федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации, органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в области культуры
Статья утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 39. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относятся:сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2023 года Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 129-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2023 года Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 129-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2023 года Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 129-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 21 октября 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 256-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
обеспечение условий доступности для инвалидов государственных музеев, учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти).
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ)
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе:
оказывать поддержку организациям народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
участвовать в организации сохранения и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории субъекта Российской Федерации, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, в том числе в финансировании соответствующих мероприятий, а также в софинансировании мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, полномочия по государственной охране которых переданы органам государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия;
участвовать в организации комплектования и обеспечения сохранности библиотечных фондов библиотек, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, учредителями которых являются федеральные органы государственной власти или органы местного самоуправления;
участвовать в сохранении и пополнении государственной части Музейного фонда Российской Федерации, в состав которой входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности, и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, в состав которой входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в муниципальной собственности, посредством взаимодействия с музеями, расположенными на территории субъекта Российской Федерации;
участвовать в финансировании мероприятий по реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению и капитальному ремонту расположенного на территории субъекта Российской Федерации имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными цирками.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2023 года Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 129-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 287-ФЗ)
Статья 40. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры
К полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения в области культуры относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей сельского поселения услугами организаций культуры.К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области культуры относятся:организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского поселения;создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского поселения услугами организаций культуры;сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории городского поселения;создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском поселении.К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области культуры относятся:организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района;осуществление полномочий, установленных абзацами вторым, четвертым и пятым части второй настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации;осуществление полномочий, установленных частью второй настоящей статьи, на межселенной территории.К полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа, городского округа в области культуры относятся:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 мая 2021 года Федеральным законом от 30 апреля 2021 года № 114-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек муниципального, городского округа;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 мая 2021 года Федеральным законом от 30 апреля 2021 года № 114-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 мая 2021 года Федеральным законом от 30 апреля 2021 года № 114-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 мая 2021 года Федеральным законом от 30 апреля 2021 года № 114-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 мая 2021 года Федеральным законом от 30 апреля 2021 года № 114-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
в организации комплектования и обеспечения сохранности библиотечных фондов библиотек, расположенных на территории муниципального образования, учредителями которых являются федеральные органы государственной власти или органы государственной власти субъекта Российской Федерации;
в организации сохранения и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории муниципального образования, находящихся в федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации, в том числе в финансировании соответствующих мероприятий;
в сохранении и пополнении государственной части Музейного фонда Российской Федерации посредством взаимодействия с государственными музеями, расположенными на территории муниципального образования.
(Часть дополнительно включена с 25 апреля 2023 года Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 129-ФЗ)
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 287-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года № 357-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 40.1. Ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации
Ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации разрабатывается в целях представления объективной систематизированной аналитической информации о состоянии культуры и тенденциях ее развития и содержит оценку хода и результатов реализации государственной культурной политики.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 июня 2023 года Федеральным законом от 29 мая 2023 года № 199-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 июня 2023 года Федеральным законом от 29 мая 2023 года № 199-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 22 апреля 2013 года № 63-ФЗ)
Статья 41. Общие условия создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры
Общие условия создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры определяются законодательством Российской Федерации. Учредителями организаций культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах своей компетенции могут выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, а также юридические и физические лица
(Часть дополнительно включена с 22 декабря 2023 года Федеральным законом от 24 июня 2023 года № 282-ФЗ)
Порядок проведения оценки последствий решения о реорганизации или ликвидации организации культуры, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, и (или) муниципальной организации культуры, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 22 декабря 2023 года Федеральным законом от 24 июня 2023 года № 282-ФЗ)
Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной организации культуры, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения.
(Часть дополнительно включена с 22 декабря 2023 года Федеральным законом от 24 июня 2023 года № 282-ФЗ)
Особенности структуры органов управления организации культуры, компетенция этих органов, порядок их формирования и порядок деятельности устанавливаются законодательством Российской Федерации и уставом такой организации.По инициативе организации культуры, созданной в форме автономного учреждения, учредитель может принять решение об упразднении наблюдательного совета автономного учреждения. В этом случае функции наблюдательного совета автономного учреждения, предусмотренные федеральным законом об автономных учреждениях, исполняются учредителем.Уставом организации культуры может предусматриваться создание коллегиальных органов этой организации (попечительских, наблюдательных, художественных советов и других) и могут определяться их функции.
(Статья дополнительно включена с 8 января 2007 года Федеральным законом от 3 ноября 2006 года № 175-ФЗ)
Статья 42. Права и обязанности учредителя (учредителей) организации культуры
Статья утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Культурное наследие народов Российской Федерации, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации.Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации при условии:сохранения культурной деятельности в качестве основного вида деятельности;сохранения профильных услуг;организации обслуживания льготных категорий населения;обеспечения сложившегося числа рабочих мест и социальных гарантий работникам (на срок до одного года).
Статья 45. Финансирование культуры и культурной деятельности
Статья утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Организация культуры покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных разрешенных законодательством Российской Федерации доходов и поступлений.Учредитель организации культуры, созданной в форме бюджетного и автономного учреждения
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 января 2007 года Федеральным законом от 3 ноября 2006 года № 175-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 47. Приносящая доходы деятельность государственных и муниципальных организаций культуры
Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ, - см. предыдущую редакцию
Государственные и муниципальные организации культуры вправе вести приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации
Статья утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 49. Обеспечение развития культуры в сельской местности, районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях
Статья утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 51. Внешнеэкономическая деятельность в области культуры
Организации культуры осуществляют внешнеэкономическую деятельность, специализированную торговлю, в том числе аукционную, произведениями искусства, изделиями народных художественных промыслов, изобразительной продукцией, предметами антиквариата в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.При организации платных мероприятий организации культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, обучающихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Порядок установления льгот для организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, для организаций культуры, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации, для организаций культуры, находящихся в ведении органов местного самоуправления, - органами местного самоуправления, для организаций культуры, находящихся в ведении органов публичной власти федеральной территории, - органами публичной власти федеральной территории.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 287-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 52.1. Оформление, реализация и возврат билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает в установленном порядке формы билета, абонемента и экскурсионной путевки (в том числе формы электронного билета, электронного абонемента и электронной экскурсионной путевки) на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия как бланки строгой отчетности, содержащие реквизиты билета, абонемента и экскурсионной путевки. Организации исполнительских искусств и музеи вправе самостоятельно устанавливать элементы оформления билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые ими зрелищные мероприятия.
Билеты, абонементы и экскурсионные путевки, формы и реквизиты которых не соответствуют формам и реквизитам, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, билеты, абонементы и экскурсионные путевки, элементы оформления которых не соответствуют элементам оформления, установленным организациями исполнительских искусств и музеями, билеты, абонементы и экскурсионные путевки, содержащие исправления, поддельные билеты, поддельные абонементы и поддельные экскурсионные путевки являются недействительными, не дают права на посещение проводимых такими организациями исполнительских искусств и музеями зрелищных мероприятий и не принимаются к возврату.
Реализация билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия по цене, превышающей цену, указанную в билете, абонементе или экскурсионной путевке, не допускается.
Реализация билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия осуществляется такими организациями исполнительских искусств и музеями самостоятельно и (или) уполномоченными ими физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями), юридическими лицами на основании договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации с такими организациями исполнительских искусств и музеями, гражданами на основании гражданско-правовых договоров, заключенных с такими организациями исполнительских искусств и музеями (далее - уполномоченные лица).
Организация исполнительских искусств и музей вправе разрешить уполномоченному лицу передавать по договору другому лицу права и обязанности по реализации билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые такими организацией исполнительских искусств и музеем зрелищные мероприятия. Передача прав и обязанностей по указанному договору другому лицу осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. При этом уполномоченное лицо несет ответственность за действия другого лица перед такими организацией исполнительских искусств и музеем.
Не допускается реализация иными, не указанными в частях четвертой и пятой настоящей статьи лицами билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия (за исключением однократной продажи гражданином приобретенных им для использования в личных целях билета, абонемента или экскурсионной путевки по цене, не превышающей цены, указанной в билете, абонементе или экскурсионной путевке).
Уполномоченное лицо и лицо, указанное в части пятой настоящей статьи, при реализации билетов, абонементов и экскурсионных путевок вправе взимать плату за оказание покупателю сопутствующих услуг, если иное не предусмотрено договором, заключенным организацией исполнительских искусств или музеем с уполномоченным лицом. Факт оказания покупателю билета, абонемента или экскурсионной путевки сопутствующих услуг должен быть оформлен в соответствии с законодательством Российской Федерации с обязательной выдачей покупателю документа, подтверждающего оплату сопутствующих услуг. Общая стоимость сопутствующих услуг, оказываемых уполномоченным лицом или лицом, указанным в части пятой настоящей статьи, покупателю билета, абонемента или экскурсионной путевки на проводимые государственными или муниципальными организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия, должна составлять менее 10 процентов цены, указанной в приобретенных билете, абонементе или экскурсионной путевке. Общая стоимость сопутствующих услуг, оказываемых уполномоченным лицом или лицом, указанным в части пятой настоящей статьи, покупателю билета, абонемента или экскурсионной путевки на проводимые иными организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия, должна составлять менее 10 процентов цены, указанной в приобретенных билете, абонементе или экскурсионной путевке, если иное не предусмотрено договором, заключенным организацией исполнительских искусств или музеем с уполномоченным лицом. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает порядок формирования и расчета общей стоимости сопутствующих услуг, оказываемых покупателю билета, абонемента или экскурсионной путевки.
Организации исполнительских искусств и музеи вправе реализовывать именные билеты, именные абонементы и именные экскурсионные путевки с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Именные билеты, именные абонементы и именные экскурсионные путевки дают право на посещение зрелищных мероприятий только при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителей. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При несоответствии сведений о посетителе, указанных в именном билете, именном абонементе или именной экскурсионной путевке, сведениям, содержащимся в предъявляемом документе, или при наличии исправлений в сведениях о посетителе, указанных в именном билете, именном абонементе или именной экскурсионной путевке, посетитель не допускается на зрелищное мероприятие.
В случае отмены, замены либо переноса проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия посетителю по его инициативе возмещается в установленном организацией исполнительских искусств или музеем порядке полная стоимость билета организацией исполнительских искусств или музеем либо уполномоченным лицом, у которого был приобретен билет, если договором уполномоченного лица с организацией исполнительских искусств или музеем на данное уполномоченное лицо возложена обязанность по возмещению полной стоимости билета.
В случае отказа посетителя от посещения проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия в связи с документально подтвержденными обстоятельствами, связанными с болезнью посетителя либо смертью лица, являвшегося членом его семьи или его близким родственником в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, возврат билета посетителем осуществляется в соответствии с правилами и условиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В случае отказа посетителя от посещения проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия по причинам, не предусмотренным частью десятой настоящей статьи, посетитель имеет право при возврате билета, абонемента или экскурсионной путевки:
не позднее чем за десять дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 процентов цены билета, абонемента или экскурсионной путевки;
менее чем за десять дней, но не позднее чем за пять дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 процентов цены билета, абонемента или экскурсионной путевки;
менее чем за пять дней, но не позднее чем за три дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 процентов цены билета, абонемента или экскурсионной путевки.
В случае отказа посетителя от посещения проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия по причинам, не предусмотренным частью десятой настоящей статьи, менее чем за три дня до дня проведения зрелищного мероприятия организация исполнительских искусств или музей вправе не возвращать посетителю стоимость билета, абонемента или экскурсионной путевки.
Для абонементов на проводимые организацией исполнительских искусств или музеем зрелищные мероприятия днем проведения зрелищного мероприятия является день проведения первого предусмотренного абонементом зрелищного мероприятия.
Билеты, абонементы и экскурсионные путевки (за исключением именных билетов, именных абонементов и именных экскурсионных путевок), реализованные организацией исполнительских искусств и музеем в рамках специальных программ и акций, предусматривающих особые условия приобретения билетов, абонементов и экскурсионных путевок (в том числе льготы, скидки), по решению таких организации исполнительских искусств и музея могут не приниматься к возврату.
Организация исполнительских искусств или музей при возврате посетителем билета, абонемента или экскурсионной путевки на проводимое такими организацией исполнительских искусств или музеем зрелищное мероприятие вправе предложить ему посетить это зрелищное мероприятие в другое время или посетить другое проводимое такими организацией исполнительских искусств или музеем зрелищное мероприятие либо вернуть стоимость билета, абонемента или экскурсионной путевки. Возврат посетителю стоимости билета, абонемента или экскурсионной путевки осуществляется организацией исполнительских искусств или музеем либо уполномоченным лицом, у которого были приобретены билет, абонемент или экскурсионная путевка, если договором уполномоченного лица с организацией исполнительских искусств или музеем на данное уполномоченное лицо возложена обязанность по возмещению стоимости билета, абонемента или экскурсионной путевки.
Организация исполнительских искусств и музей не осуществляют возврат денежных средств, уплаченных посетителем указанным в частях четвертой и пятой настоящей статьи лицам сверх установленной такими организацией исполнительских искусств и музеем цены билета, абонемента или экскурсионной путевки, в том числе именного билета, именного абонемента или именной экскурсионной путевки.
Правила и условия возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок и переоформления на других лиц именных билетов, именных абонементов и именных экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия в случае отказа посетителей от посещения зрелищных мероприятий утверждаются Правительством Российской Федерации.
Организации исполнительских искусств и музеи в соответствии с правилами и условиями, установленными Правительством Российской Федерации, утверждают порядок возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок и переоформления на других лиц (с указанием должностных лиц, осуществляющих такое переоформление) именных билетов, именных абонементов и именных экскурсионных путевок на проводимые ими зрелищные мероприятия в случае отказа посетителей от посещения зрелищных мероприятий.Правительство Российской Федерации вправе при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части установить особенности отмены, замены либо переноса проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия, в том числе в части порядка и сроков возмещения стоимости билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств или музеями зрелищные мероприятия.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ)
(Статья дополнительно включена с 1 сентября 2019 года Федеральным законом от 18 июля 2019 года № 193-ФЗ)
Статья 53. Взаимоотношения организаций культуры с организациями иных областей деятельности
Организации культуры обладают исключительным правом использовать собственную символику (официальное и другие наименования, товарный знак, эмблема) в рекламных и иных целях, а также разрешать такое использование другим юридическим и физическим лицам на договорной основе. Предприятия, учреждения и организации могут изготавливать и реализовывать продукцию (в том числе рекламную) с изображением (воспроизведением) объектов культуры и культурного достояния, деятелей культуры при наличии официального разрешения владельцев и изображаемых лиц.Плата за использование изображения устанавливается на основе договора. При использовании изображения без разрешения применяются нормы законодательства Российской Федерации.Юридические и физические лица осуществляют туристско-экскурсионную деятельность на объектах культуры только на основе договоров с органами и организациями культуры.
Статья 54. Трудовые отношения и принципы оплаты труда работников культуры
Статья утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 55. Социальная поддержка работников культуры
Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 216-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 569-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Раздел IX
КУЛЬТУРНЫЕ ОБМЕНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ
Российская Федерация содействует расширению круга субъектов международных культурных связей, поощряет самостоятельное прямое участие в культурных обменах частных лиц, организаций, учреждений и предприятий культуры.
Статья 57. Политика и приоритеты международных культурных обменов
Политика и приоритеты международных культурных обменов Российской Федерации определяются государственными программами Российской Федерации, соглашениями Российской Федерации с другими государствами.
(Часть в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2023 года Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 129-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 58. Культурное сотрудничество с соотечественниками за рубежом
Российская Федерация содействует развитию российской культуры за рубежом, поддерживая связи с зарубежными соотечественниками и их потомками, организуя культурные центры, сотрудничая с землячествами, проводя совместные культурные мероприятия. Государство создает условия для возвращения на Родину уехавших деятелей культуры.
Статья 59. Российские культурные и исторические ценности за пределами Российской Федерации
Российская Федерация осуществляет целенаправленную политику по возвращению незаконно вывезенных с ее территории культурных ценностей. Все незаконно вывезенные за рубеж культурные ценности, признанные культурным достоянием народов Российской Федерации, подлежат возвращению на Родину, независимо от их нынешнего местонахождения, времени и обстоятельств вывоза.Государство разрабатывает и осуществляет меры по сохранению культурного наследия народов Российской Федерации, захоронений соотечественников, находящихся в зарубежных странах.
Российская Федерация является правопреемником и продолжателем СССР во владении и использовании культурных центров и иных организаций культуры за рубежом, обеспечивает их содержание и использование, в том числе совместно с другими государствами; содействует юридическим и физическим лицам в использовании их собственности за рубежом в культурных целях, поощряет открытие культурных центров республик в составе Российской Федерации за рубежом, создает культурные центры в государствах - бывших союзных республиках СССР.
На территории Российской Федерации могут беспрепятственно создаваться филиалы и другие структуры международных культурных фондов и организаций. Любое юридическое и физическое лицо имеет право вступления в международные организации культуры в соответствии с порядком, определенным их уставами. Организации культуры Российской Федерации имеют право вовлечения в свои ряды иностранных членов, а также самостоятельного распоряжения целевыми поступлениями от иностранных государств, международных организаций и частных лиц.
Раздел Х
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КУЛЬТУРЕ
Статья 62. Ответственность за нарушение законодательства о культуре
Ответственность за нарушение законодательства о культуре устанавливается законодательством Российской Федерации
Текст постановления Верховного Совета РФ от 09.10.1992 № 3613-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о культуре" см. по ссылке.