Воздушный кодекс РФ
Номер документа: | 60-ФЗ |
Дата редакции: | 8 августа 2024 |
Дата принятия: | 19 марта 1997 |
Вид документа: | КОДЕКС |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, N 10, 01.04.1997 |
Публикация: | Российская газета, N 59-60, 26.03.1997 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 12, 24.03.1997, ст.1383 |
В настоящий документ вносятся изменения на основании: Федерального закона от 08.08.2024 N 289-ФЗ (в части изменений, вступающих в силу с 1 сентября 2025 года, с 1 марта 2026 года);
Федерального закона от 28.02.2025 N 25-ФЗ с 26 ноября 2025 года.
Редакции
- 01.03.2025
- 01.09.2024
- 01.04.2024
- 30.01.2024
- 30.01.2024
- 01.09.2023
- 24.06.2023
- 18.06.2023
- 21.05.2023
- 30.03.2023
- 01.03.2023
- 19.12.2022
- 01.09.2022
- 05.06.2022
- 14.03.2022
- 02.07.2021
- 01.07.2021
- 11.06.2021
- 30.04.2021
- 01.01.2021
- 08.06.2020
- 12.04.2020
- 29.02.2020
- 08.01.2020
- 14.08.2018
- 04.08.2018
- 17.07.2018
- 04.06.2018
- 27.05.2018
- 11.01.2018
- 30.09.2017
- 29.09.2017
- 05.07.2017
- 20.07.2016
- 15.07.2016
- 03.07.2016
- 23.05.2016
- 07.05.2016
- 30.03.2016
- 24.07.2015
- 18.07.2015
- 13.07.2015
- 11.07.2015
- 19.01.2015
- 15.11.2014
- 21.07.2014
- 21.06.2014
- 05.12.2013
- 23.09.2013
- 01.09.2013
- 01.01.2013
- 29.10.2012
- 23.02.2012
- 07.12.2011
- 01.08.2011
- 19.04.2011
- 08.04.2011
- 01.03.2011
- 25.10.2010
- 01.01.2010
- 01.08.2009
- 11.01.2009
- 01.01.2009
- 18.07.2008
- 06.06.2008
- 16.12.2007
- 08.12.2007
- 25.11.2007
- 03.07.2007
- 01.01.2007
- 31.07.2006
- 04.04.2005
- 01.01.2005
- 14.07.1999
- 01.04.1997
Государственной Думой
19 февраля 1997 года
Советом Федерации
5 марта 1997 года
Настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, экологической безопасности.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 3 апреля 2023 года № 107-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
Статья 1. Суверенитет в отношении воздушного пространства Российской Федерации
1. Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации.
2. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.
1. Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
3. Правительство Российской Федерации вправе принимать акты, предусматривающие вступление в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования и принимаемых в целях создания и эксплуатации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, в иные сроки, чем указанные в части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 30 января 2024 года № 2-ФЗ)
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.
Статья 4. Ответственность за нарушение воздушного законодательства Российской Федерации
Лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 5. Отношения, регулируемые воздушным законодательством Российской Федерации
1. Воздушное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 3 апреля 2023 года № 107-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ, Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
2. Защита гражданской авиации от актов незаконного вмешательства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 3 апреля 2023 года № 107-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ, Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ))
Статья 6. Понятие уполномоченных органов
Наименование статьи в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию
В целях настоящего Кодекса под уполномоченными органами понимаются федеральные органы исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на которые возложена ответственность этого органа.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Имущество гражданской и экспериментальной авиации - воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства - в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности физических лиц, юридических лиц, а то же имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения - только в федеральной собственности. Аэродромы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть отчуждены в собственность физических лиц, юридических лиц.
(Статья в редакции, введенной в действие с 31 июля 2006 года Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 114-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 7 мая 2016 года Федеральным законом от 26 апреля 2016 года № 111-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 227-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. К объектам инфраструктуры воздушного транспорта относятся следующие объекты:
1) аэродромы, вертодромы, обустроенные места для приводнения и причаливания воздушных судов, прочие объекты, необходимые для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
2) аэровокзалы (терминалы) и иные объекты, в том числе объекты капитального строительства, необходимые для посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров, погрузки, разгрузки и хранения грузов, перевозимых воздушным судном, обслуживания и обеспечения безопасности пассажиров и грузов;
3) объекты единой системы организации воздушного движения;
4) наземные объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции и ремонта аэропортов, аэродромов и вертодромов, подземные сооружения и инженерные коммуникации;
5) здания, сооружения, расположенные на территориях аэропортов, аэродромов, вертодромов и предназначенные для оказания услуг;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 3 апреля 2023 года № 107-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ, Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
6) наземное оборудование, необходимое для предоставления поставщиками услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем (далее - наземное оборудование по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем).
(Подпункт дополнительно включен с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 487-ФЗ)
2. Особо опасными, технически сложными объектами инфраструктуры воздушного транспорта являются взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов и перроны аэродромов с искусственным покрытием с длиной взлетно-посадочной полосы 1300 метров и более, аэровокзалы (терминалы) пропускной способностью 100 пассажиров в час и более, региональные и районные диспетчерские центры единой системы организации воздушного движения, командно-диспетчерские и стартовые диспетчерские пункты высотой более трех этажей или площадью 1500 квадратных метров и более, за исключением командно-диспетчерских и стартовых диспетчерских пунктов модульного (контейнерного) типа, а также объекты инфраструктуры воздушного транспорта, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с настоящим пунктом к особо опасным, технически сложным объектам.
(Статья дополнительно включена с 14 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 312-ФЗ)
Статья 8. Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации
1. Обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат:
1) аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов;
2) пилотируемые гражданские воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и бортовое авиационное оборудование гражданских воздушных судов, за исключением пилотируемых гражданских воздушных судов, которым сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 254-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2.1) беспилотные авиационные системы и (или) их элементы, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих в себя беспилотные гражданские воздушные суда, на которые сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее.
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 331-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 331-ФЗ)
(Подпункт дополнительно включен с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 291-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) светосигнальное и метеорологическое оборудование, устанавливаемое на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, используемые для обслуживания воздушного движения, наземное оборудование по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 487-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4) деятельность юридических лиц, осуществляющих разработку и (или) изготовление подлежащей обязательной сертификации в соответствии с подпунктами 2, 2.1 и 3 настоящего пункта авиационной техники, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок пассажиров, а также за исключением светосигнального и метеорологического оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов. Требования к указанным юридическим лицам устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации. Действие требований, установленных настоящим подпунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".
(Подпункт дополнительно включен с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 488-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 30 января 2024 года № 2-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Проведение обязательной сертификации осуществляется возмездно.
3. Юридические лица, осуществляющие аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, заправку гражданских воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и (или) обработку специальными жидкостями, техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, управление поддержанием летной годности подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся поставщиками услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, который также устанавливает форму и порядок выдачи данного документа.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 488-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 56-ФЗ); в редакции, введенной в действие с 1 марта 2023 года Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 56-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 487-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 30 января 2024 года № 2-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 3 апреля 2023 года № 107-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ, Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 331-ФЗ)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 254-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 291-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3.1. Пункт дополнительно включен с 30 марта 2023 года Федеральным законом от 29 декабря 2022 года № 577-ФЗ; утратил силу с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 3 апреля 2023 года № 107-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ, Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ). - См. предыдущую редакцию.
4.
5. Ведение реестров сертификатов и документов, подтверждающих соответствие требованиям федеральных авиационных правил, оформляемых в соответствии с пунктами 1 и 3 настоящей статьи, возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.
(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 19 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 253-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 8.1. Обязательная аттестация авиационного персонала экспериментальной авиации
1. Специалисты авиационного персонала экспериментальной авиации подлежат обязательной аттестации. Обязательная аттестация специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации проводится уполномоченным органом в области оборонной промышленности с участием организаций экспериментальной авиации.
2. Порядок проведения обязательной аттестации авиационного персонала экспериментальной авиации устанавливается федеральными авиационными правилами.
(Статья дополнительно включена с 5 июля 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 291-ФЗ)
Статья 8.2. Сертификационные центры и испытательные лаборатории
1. Проведение обязательной сертификации, предусмотренное пунктом 2 статьи 8 настоящего Кодекса, осуществляется с привлечением сертификационных центров и испытательных лабораторий. Порядок привлечения сертификационных центров и испытательных лабораторий устанавливается федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 30 января 2024 года № 2-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, утверждает требования к сертификационным центрам и испытательным лабораториям, порядок аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий, приостановления действия аттестата аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий, сокращения области аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий, аннулирования аттестата аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий и осуществления контроля за деятельностью сертификационных центров и испытательных лабораторий, требования к реестру аккредитованных сертификационных центров и испытательных лабораторий и порядок ведения такого реестра.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 30 января 2024 года № 2-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), осуществляет организацию и проведение обязательной сертификации, проводит аккредитацию сертификационных центров и испытательных лабораторий, утверждает перечень областей аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий, ведет реестр аккредитованных сертификационных центров и испытательных лабораторий и осуществляет контроль за деятельностью аккредитованных сертификационных центров и испытательных лабораторий.
(Статья дополнительно включена Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 56-ФЗ)
Статья 8.3. Обязательная сертификация светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем
1. Обязательная сертификация светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем проводится в соответствии с федеральными авиационными правилами, устанавливающими порядок проведения обязательной сертификации указанного оборудования и утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
2. Юридическими лицами, осуществляющими разработку светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, разрабатываются сертификационные базисы в целях проведения обязательной сертификации указанного оборудования (далее - сертификационный базис оборудования).
3. Сертификационные базисы оборудования содержат требования, необходимые для обеспечения безопасности полетов воздушных судов и безопасной эксплуатации светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, и разрабатываются с учетом стандартов Международной организации гражданской авиации, федеральных авиационных правил, национальных стандартов Российской Федерации, определяющих технические и эксплуатационные требования к указанному оборудованию.