Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ
Номер документа: | 67-ФЗ |
Дата редакции: | 13 декабря 2024 |
Дата принятия: | 12 июня 2002 |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Парламентская газета, N 110-111, 15.06.2002 |
Публикация: | Приложение к "Российской газете", N 17, 2003 год |
Публикация: | Приложение к "Российской газете", N 25, 2002 год |
Публикация: | Российская газета, N 106, 15.06.2002 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 24, 17.06.2002, ст.2253 |
Редакции
- 16.12.2024
- 19.08.2024
- 31.05.2024
- 15.05.2024
- 01.01.2024
- 14.11.2023
- 31.07.2023
- 10.07.2023
- 09.06.2023
- 29.05.2023
- 09.05.2023
- 03.04.2023
- 01.01.2023
- 05.12.2022
- 09.07.2022
- 12.04.2022
- 14.03.2022
- 01.01.2022
- 04.06.2021
- 30.04.2021
- 20.04.2021
- 05.04.2021
- 16.03.2021
- 09.03.2021
- 14.09.2020
- 31.07.2020
- 23.05.2020
- 01.04.2020
- 09.03.2020
- 29.05.2019
- 08.01.2019
- 11.12.2018
- 01.10.2018
- 03.07.2018
- 06.05.2018
- 29.04.2018
- 16.02.2018
- 01.10.2017
- 28.06.2017
- 01.06.2017
- 15.04.2017
- 01.01.2017
- 05.04.2016
- 09.03.2016
- 15.02.2016
- 09.02.2016
- 01.01.2016
- 04.11.2015
- 17.10.2015
- 18.04.2015
- 07.03.2015
- 01.01.2015
- 16.12.2014
- 25.11.2014
- 26.10.2014
- 04.06.2014
- 05.05.2014
- 15.04.2014
- 13.04.2014
- 24.02.2014
- 15.02.2014
- 01.01.2014
- 23.12.2013
- 14.11.2013
- 10.10.2013
- 01.09.2013
- 08.06.2013
- 19.05.2013
- 01.05.2013
- 22.04.2013
- 08.04.2013
- 02.04.2013
- 01.01.2013
- 01.11.2012
- 16.10.2012
- 01.06.2012
- 03.05.2012
- 27.07.2011
- 26.07.2011
- 28.06.2011
- 25.03.2011
- 11.03.2011
- 15.01.2011
- 08.11.2010
- 10.08.2010
- 06.07.2010
- 22.06.2010
- 15.06.2010
- 09.06.2010
- 27.05.2010
- 29.12.2009
- 22.11.2009
- 01.08.2009
- 20.06.2009
- 26.05.2009
- 19.04.2009
- 14.03.2009
- 10.01.2009
- 01.01.2009
- 31.12.2008
- 30.12.2008
- 28.11.2008
- 05.08.2008
- 07.09.2007
- 12.08.2007
- 11.05.2007
- 05.05.2007
- 06.04.2007
- 13.02.2007
- 21.01.2007
- 07.12.2006
- 27.07.2006
- 15.07.2006
- 01.01.2006
- 06.08.2005
- 02.07.2005
- 01.01.2005
- 15.12.2004
- 14.08.2004
- 20.06.2004
- 08.07.2003
- 25.06.2003
- 08.10.2002
- 25.06.2002
Страница 12
1.2. При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации одновременно с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, кандидат представляет в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в письменной форме следующие сведения о трех кандидатурах, отвечающих предусмотренным федеральным законом требованиям к кандидатам для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - кандидатура для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации):
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 апреля 2021 года № 89-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 60-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
в) наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства данного лица;
г) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2013 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 238-ФЗ)
1.3. Одна и та же кандидатура для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации может быть представлена только одним кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В случае, если одна и та же кандидатура для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации оказалась представленной разными кандидатами, она считается представленной тем кандидатом, который представил ее раньше. Кандидат до регистрации вправе дополнительно предложить кандидатуру для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации, если представленная им кандидатура оказалась ранее представлена иным кандидатом.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2013 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 238-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 апреля 2021 года № 89-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 60-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1.4. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации одновременно со сведениями, указанными в пункте 1.2 настоящей статьи, представляет в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации письменное заявление каждого из представленных им лиц о согласии этого лица на представление его в качестве кандидатуры для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации с обязательством в случае наделения полномочиями сенатора Российской Федерации прекратить деятельность, несовместимую со статусом сенатора Российской Федерации. Указанное заявление отзыву не подлежит. В заявлении указываются следующие сведения о данном лице:
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 апреля 2021 года № 89-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 60-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
в) адрес места жительства;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2016 года № 66-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
г) серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина;
е) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);
(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2016 года № 66-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
е_1) сведения, подтверждающие, что данное лицо отвечает предусмотренным частью 1 статьи 3 Федерального закона от 22 декабря 2020 года № 439-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" требованиям о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации либо требованиям, содержащимся в части 4 указанной статьи;
ж) информация об отсутствии ограничений, препятствующих в соответствии с федеральным законом наделению полномочиями сенатора Российской Федерации.
1.5. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации вместе с заявлением, указанным в пункте 1.4 настоящей статьи, в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации должны быть представлены копии документов, подтверждающих сведения, указанные в пункте 1.4 настоящей статьи.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2013 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 238-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 60-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1.6. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
(Пункт дополнительно включен с 19 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 102-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 февраля 2014 года Федеральным законом от 3 февраля 2014 года № 14-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 мая 2020 года № 153-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1.7. Если в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу были указаны сведения о том, что кандидат является иностранным агентом, то кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, уведомление федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, об исключении кандидата из реестра иностранных агентов либо соответствующее решение суда.
Положения пункта 1.7 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 15 мая 2024 года № 99-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 15 мая 2024 года № 99-ФЗ - см. статью 11 Федерального закона от 15 мая 2024 года № 99-ФЗ.
2. Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на четыре подписи.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
(Пункт дополнен с 27 июля 2011 года Федеральным законом от 23 июля 2011 года № 259-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 мая 2012 года Федеральным законом от 2 мая 2012 года № 41-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3.1. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах в федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением), при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума.
(Пункт дополнительно включен с 27 июля 2011 года Федеральным законом от 23 июля 2011 года № 259-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июня 2012 года Федеральным законом от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2016 года № 66-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 мая 2020 года № 153-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, участников референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 мая 2012 года Федеральным законом от 2 мая 2012 года № 41-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений
6. При проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 мая 2012 года Федеральным законом от 2 мая 2012 года № 41-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6.1. По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной
6.2. Если при проверке подписей избирателей, участников референдума обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя, участника референдума в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, одной и той же инициативы проведения референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными.
(Пункт дополнительно включен с 27 июля 2011 года Федеральным законом от 23 июля 2011 года № 259-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 мая 2012 года Федеральным законом от 2 мая 2012 года № 41-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6.3. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи
6.4. Недействительными признаются:
а) подписи избирателей, участников референдума, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 3 мая 2012 года Федеральным законом от 2 мая 2012 года № 41-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
б) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме;
в) подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
г) подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист;
д) подписи избирателей, участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
е) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
ж) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
з) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
и) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона. Неточное указание в подписном листе наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 настоящего Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей, участников референдума недействительными;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 3 мая 2012 года Федеральным законом от 2 мая 2012 года № 41-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 мая 2020 года № 154-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 60-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
к) подписи избирателей, участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 настоящего Федерального закона;
л) подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 мая 2020 года № 154-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
м) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с пунктом 16 статьи 37 настоящего Федерального закона (если составление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, предусмотрено законом);
(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
н) подписи избирателей, участников референдума, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 3 мая 2012 года Федеральным законом от 2 мая 2012 года № 41-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ. - См. предыдущую редакци)
о) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума.
(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ. - См. предыдущую редакци)
(Пункт 6.4 дополнительно включен с 27 июля 2011 года Федеральным законом от 23 июля 2011 года № 259-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 мая 2012 года Федеральным законом от 2 мая 2012 года № 41-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6.5. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Федерального закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "з", "и", "м" и "о" пункта 6.4 настоящей статьи
6.6. Специально оговоренные избирателем, участником референдума или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами "з", "и", "м" и "о" пункта 6.4 настоящей статьи
7. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктами "г_1" и "д" пункта 24 или подпунктами "в_1" и "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 декабря 2006 года Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 мая 2012 года Федеральным законом от 2 мая 2012 года № 41-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2016 года № 66-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16. На выборах должностного лица местного самоуправления регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов региональным или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении кандидата, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрено, что для регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, выдвинутого политической партией, требуется сбор подписей избирателей.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 мая 2012 года Федеральным законом от 2 мая 2012 года № 41-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
16.1. Пункт дополнительно включен с 20 июня 2009 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 108-ФЗ, утратил силу с 3 мая 2012 года - Федеральный закон от 2 мая 2012 года № 41-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
16.2. Пункт дополнительно включен с 27 мая 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 63-ФЗ, утратил силу с 3 мая 2012 года - Федеральный закон от 2 мая 2012 года № 41-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
16.3. Пункт дополнительно включен с 27 мая 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 63-ФЗ, утратил силу с 3 мая 2012 года - Федеральный закон от 2 мая 2012 года № 41-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
16.4. Пункт дополнительно включен с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 38-ФЗ, утратил силу с 3 мая 2012 года - Федеральный закон от 2 мая 2012 года № 41-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
16.5. Пункт дополнительно включен с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 38-ФЗ, утратил силу с 3 мая 2012 года - Федеральный закон от 2 мая 2012 года № 41-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
17. При проведении выборов в представительные органы муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей, установленной законом, но не более десяти тысяч сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов может не осуществляться, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрен заявительный порядок регистрации кандидатов
18. Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 238-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 апреля 2021 года № 89-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 60-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Пункт 18 настоящей статьи не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 3 (части 2 и 3), 13 (часть 3), 32 (часть 2), 46 (части 1 и 2), 55 (часть 3), 75.1 и 130 (часть 2), поскольку в системе действующего правового регулирования он исключает возможность решения вопроса о регистрации кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований, выдвинутых избирательным объединением списком по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в случае пропуска установленного законом срока представления в избирательную комиссию документов для регистрации, когда указанный пропуск был вызван первоначальным отказом избирательной комиссии в заверении данного списка и этот отказ был признан незаконным по результатам его судебного оспаривания, - см. пункт 1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2024 года № 57-П.
19. Кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Данное правило не применяется при регистрации кандидата, выдвинутого одним и тем же избирательным объединением на одних и тех же выборах одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов.
20. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, в решении избирательной комиссии указывается, что кандидат выдвинут избирательным объединением, а также наименование этого избирательного объединения. При одновременной регистрации кандидата в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов в решении окружной избирательной комиссии указывается, что кандидат зарегистрирован также в составе списка кандидатов.
21. Комиссия референдума, указанная в пункте 2 статьи 36 настоящего Федерального закона, установившая соответствие порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям закона, устава муниципального образования, в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет эти подписные листы, экземпляр протокола и копию своего постановления в законодательный орган субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования, которые в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования уполномочены принимать решение о назначении референдума. Копия постановления комиссии направляется также инициативной группе по проведению референдума.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 60-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
22. В случае возникновения спора о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с назначением референдума субъекта Российской Федерации подготовка такого референдума приостанавливается до вынесения решения Конституционным Судом Российской Федерации.
23. В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, отказа в проведении референдума соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка, отказе в проведении референдума обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов.
24. Основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
а_1) при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - непредставление сведений о представленных кандидатом кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации;
(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2013 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 238-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 апреля 2021 года № 89-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 60-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
а_2) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов - несоблюдение кандидатом требований, установленных пунктом 3.3 статьи 33 настоящего Федерального закона;
(Подпункт дополнительно включен с 19 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 102-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 мая 2020 года № 153-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
а_3) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления - несоблюдение кандидатом требования, установленного пунктом 3.4 статьи 33 настоящего Федерального закона;
Положения подпункта "а_3" пункта 24 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 15 мая 2024 года № 99-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 15 мая 2024 года № 99-ФЗ - см. статью 11 Федерального закона от 15 мая 2024 года № 99-ФЗ.
б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона;
в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
Подпункт "в" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 3 (часть 3), 19 (часть 1), 32 (часть 2), 55 (часть 3) и 75.1, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования и с учетом смысла, приданного им судебным толкованием, они служат основанием для отказа в регистрации кандидата, указавшего в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации, в качестве рода занятий, что он является самозанятым, если согласно справке налогового органа такой кандидат поставлен на учет как налогоплательщик налога на профессиональный доход (за исключением случая, когда он зарегистрирован в установленном порядке как индивидуальный предприниматель) - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2024 года № 27-П.
в_1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
Подпункт "в" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 3 (часть 3), 19 (часть 1), 32 (часть 2), 55 (часть 3) и 75.1, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования и с учетом смысла, приданного им судебным толкованием, они служат основанием для отказа в регистрации кандидата, указавшего в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации, в качестве рода занятий, что он является самозанятым, если согласно справке налогового органа такой кандидат поставлен на учет как налогоплательщик налога на профессиональный доход (за исключением случая, когда он зарегистрирован в установленном порядке как индивидуальный предприниматель) - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2024 года № 27-П.
в_2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом;
(Подпункт дополнительно включен с 7 декабря 2006 года Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 102-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 мая 2020 года № 153-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
г) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 5 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 мая 2020 года № 154-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
г_1) если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом;
(Подпункт дополнительно включен Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 мая 2020 года № 154-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
д) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
д_1) недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
(Подпункт дополнительно включен с 1 июня 2012 года Федеральным законом от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 60-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
е) сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2006 года Федеральным законом от 25 июля 2006 года № 128-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2014 года Федеральным законом от 21 февраля 2014 года № 19-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Положения подпункта "е" пункта 24 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 25 июля 2006 года № 128-ФЗ) не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу Федерального закона от 25 июля 2006 года № 128-ФЗ, - см. пункт 4 статьи 11 Федерального закона от 25 июля 2006 года № 128-ФЗ.
ж) несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона создание избирательного фонда необязательно). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата;
з) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
и) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленного законом соответствующего предельного размера расходования средств избирательного фонда;
Положения подпункта "и" пункта 24 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 15 мая 2024 года № 99-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 15 мая 2024 года № 99-ФЗ - см. статью 11 Федерального закона от 15 мая 2024 года № 99-ФЗ.
к) установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона
л) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
м) регистрация кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата избирательным объединением одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов;
н)
о) установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией
25. Основаниями отказа в регистрации списка кандидатов, отказа в проведении референдума являются:
а) несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", за исключением требований, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 36 указанного Федерального закона
Положения подпункта "а" пункта 25 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2009 года № 42-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 19 апреля 2009 года (после дня вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2009 года № 42-ФЗ). Правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до 19 апреля 2009 года, регулируются нормами соответствующих федеральных законов в редакции, действовавшей до 19 апреля 2009 года (до дня вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2009 года № 42-ФЗ), - см. пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 5 апреля 2009 года № 42-ФЗ.
б) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов)
б_1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов)