Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ
Номер документа: | 174-ФЗ |
Дата редакции: | 8 августа 2024 |
Дата принятия: | 23 ноября 1995 |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Российская газета, N 232, 30.11.95 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 48, 27.11.1995, ст.4556 |
Редакции
- 01.03.2025
- 01.01.2025
- 01.09.2024
- 19.08.2024
- 30.12.2023
- 01.10.2023
- 01.09.2023
- 11.01.2023
- 01.05.2022
- 01.03.2022
- 17.08.2021
- 01.07.2021
- 10.01.2021
- 19.12.2020
- 08.12.2020
- 28.08.2020
- 31.07.2020
- 01.06.2020
- 05.05.2020
- 01.01.2020
- 13.08.2019
- 01.05.2019
- 01.01.2019
- 25.12.2018
- 03.08.2018
- 01.01.2018
- 28.12.2017
- 29.12.2015
- 13.07.2015
- 01.07.2015
- 30.06.2015
- 31.03.2015
- 24.02.2015
- 01.02.2015
- 01.01.2015
- 11.07.2014
- 30.12.2013
- 07.06.2013
- 08.05.2013
- 30.07.2012
- 25.06.2012
- 21.10.2011
- 02.08.2011
- 22.07.2011
- 01.07.2011
- 15.05.2009
- 15.04.2009
- 11.01.2009
- 01.01.2009
- 22.11.2008
- 30.07.2008
- 13.07.2008
- 31.05.2008
- 01.01.2007
- 05.01.2005
- 01.01.2005
- 22.04.1998
- 30.11.1995
Государственной Думой
19 июля 1995 года
Советом Федерации
15 ноября 1995 года
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 673-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Законодательство об экологической экспертизе основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об охране окружающей среды" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации
Экологическая экспертиза основывается на принципах:презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 681-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 5. Полномочия в области экологической экспертизы Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти
1. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области экологической экспертизы.
2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает соответствие законодательных актов Российской Федерации законодательству Российской Федерации об экологической экспертизе.
3. Правительство Российской Федерации в области экологической экспертизы:утверждает порядок проведения государственной экологической экспертизы;
4. Органы судебной власти Российской Федерации осуществляют свои полномочия в области экологической экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области экологической экспертизы органам государственной власти субъектов Российской Федерации
1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области экологической экспертизы:принятие нормативных правовых актов в области экологической экспертизы объектов регионального уровня с учетом специфики экологических, социальных и экономических условий соответствующего субъекта Российской Федерации;организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня;
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и государственной экологической экспертизы:
1) вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере переданных полномочий, а также издавать методические указания и инструктивные материалы по их осуществлению исполнительными органами субъектов Российской Федерации, обязательные для исполнения;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) устанавливает содержание и формы представления отчетности об осуществлении переданных полномочий, в случае необходимости устанавливает целевые прогнозные показатели;
3) утверждает в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;
4) осуществляет контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене соответствующих нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;
5) вносит в Правительство Российской Федерации предложения, подготовленные в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 настоящей статьи, об изъятии переданных полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 мая 2020 года Федеральным законом от 24 апреля 2020 года № 147-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2.1. Руководитель федерального органа исполнительной власти, указанного в пункте 2 настоящей статьи, пользуется правами, установленными пунктом 7 части 2 статьи 45 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 5 мая 2020 года Федеральным законом от 24 апреля 2020 года № 147-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, охраны окружающей среды и государственной экологической экспертизы:
1) осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также представлений о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий;
2) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий, подтвержденном результатами проверки (проверок), проведенной (проведенных) в рамках контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий, а также в иных случаях, установленных федеральными законами, подготавливает и представляет в федеральный орган исполнительной власти, указанный в пункте 2 настоящей статьи, предложения об изъятии переданных полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 мая 2020 года Федеральным законом от 24 апреля 2020 года № 147-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации или руководитель высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1) самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности руководителей исполнительных органов субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) утверждает структуру исполнительных органов субъекта Российской Федерации в области экологической экспертизы;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 мая 2020 года Федеральным законом от 24 апреля 2020 года № 147-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктом 2 настоящей статьи;
4) обеспечивает своевременное представление в уполномоченный орган отчетности по установленной форме об осуществлении переданных полномочий, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий.
5. Осуществление указанных в пункте 1 настоящей статьи полномочий Российской Федерации в области экологической экспертизы передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации без предоставления субвенций из федерального бюджета. При реализации указанных полномочий с заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, взимается сбор в размере, определенном в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 104-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 6.1. Полномочия субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы относятся:получение от соответствующих органов информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации;делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и в случае возможного воздействия на окружающую среду в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2007 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ)
Статья 7. Полномочия, права и обязанности федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы
Статья утратила силу с 1 января 2005 года -Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 8. Полномочия, права и обязанности территориальных специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы
Статья утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы
Наименование дополнено с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию
1. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории относятся
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 681-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов имеют право
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
1. Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются следующие документы и (или) документация:
1) проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, за исключением объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в населенных пунктах, указанных в Федеральном законе от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
2) проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны страны и безопасности государства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
3) проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов производства и потребления, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления;
4) проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
5) проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа;
6) проектная документация автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов в случаях, если такие автозаправочные станции и склады горюче-смазочных материалов планируются к строительству, реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности или предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше;
7) проектная документация объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в границах Байкальской природной территории, за исключением проектной документации объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населенных пунктов, находящихся в границах буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, за пределами особо охраняемых природных территорий;
8) проектная документация объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции в Арктической зоне Российской Федерации, за исключением проектной документации:
объектов социальной и транспортной инфраструктур, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населенных пунктов, находящихся в границах Арктической зоны Российской Федерации, за пределами особо охраняемых природных территорий;
не подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии с подпунктом 5 настоящего пункта;
автомобильных дорог межмуниципального значения, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять за пределами населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий;
9) проектная документация специализированных хранилищ агрохимикатов, аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия, если такие хранилища планируются к строительству, реконструкции в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос;
10) проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения, курортных регионов, за исключением объектов капитального строительства, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;
11) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", за исключением документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность в области рыболовства (за исключением объектов государственной экологической экспертизы, указанных в подпункте 18 настоящего пункта), а также в области пастбищной аквакультуры вне границ особо охраняемых природных территорий и охранных зон особо охраняемых природных территорий;
12) проекты технической документации на технологии (технологические процессы, оборудование, технические способы, методы), использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем областей применения и критериев отнесения таких технологий к технологиям, проекты технической документации на которые являются объектом государственной экологической экспертизы;
Положения подпункта 12 пункта 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2023 года № 673-ФЗ) применяются с 1 сентября 2025 года - см. пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2023 года № 673-ФЗ.
13) проекты технической документации на вещества, которые могут впервые поступать в окружающую среду;
14) проекты технической документации на пестициды, агрохимикаты в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами";
15) проект ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и (или) проект рекультивации земель, предусматривающие использование вскрышных и вмещающих горных пород, отходов недропользования V класса опасности, образовавшихся при осуществлении пользования недрами, а также отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, золошлаковых отходов V класса опасности от сжигания угля, фосфогипса V класса опасности;
16) проект ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
17) проекты схем комплексного использования и охраны водных объектов;
18) проекты общего допустимого улова водных биологических ресурсов и внесения изменений в ранее утвержденный общий допустимый улов, за исключением проектов общего допустимого улова водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
19) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
20) проекты соглашений о разделе продукции;
21) планы мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации производственных объектов, являющихся опасными производственными объектами I и II классов опасности и подлежащих включению в реестр отдельных производственных объектов на основании критериев отнесения опасных производственных объектов I и II классов опасности к отдельным опасным производственным объектам, установленных Правительством Российской Федерации, объектами размещения отходов I и II классов опасности;
Положения подпункта 21 пункта 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2023 года № 673-ФЗ) применяются с 1 сентября 2025 года - см. пункт 6 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2023 года № 673-ФЗ.
22) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;
23) документы, подготовленные в связи с предполагаемым ввозом объектов, указанных в Федеральном законе от 10 июля 2001 года № 92-ФЗ "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории";
24) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в следующих случаях:
реализация документов и (или) документации, предусмотренных настоящей статьей, с отступлениями от таких документов и (или) документации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) внесение изменений в такие документы и (или) документацию, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и пунктом 14 статьи 14 настоящего Федерального закона;
истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, за исключением случаев строительства, реконструкции объекта капитального строительства в срок не более пяти лет с даты истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, не влекущих последствий, предусмотренных абзацами вторым - шестым подпункта 1 пункта 14 статьи 14 настоящего Федерального закона, при условии начала строительства, реконструкции такого объекта в период срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
2. Не требуется проведение государственной экологической экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, предполагаемого к строительству, реконструкции в пределах земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, указанные в подпунктах 3, 5-9 пункта 1 настоящей статьи, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с техническими проектами и иной проектной документацией на осуществление пользования недрами, не повлекут за собой:
1) изменения областей применения наилучших доступных технологий (в отношении объектов капитального строительства, указанных в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи);
2) изменения видов (перечня) загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду при эксплуатации объектов капитального строительства, за исключением случаев прекращения поступления одного или нескольких загрязняющих веществ в окружающую среду;
3) увеличения объема и (или) массы выбросов и (или) сбросов хотя бы одного из загрязняющих веществ в окружающую среду при эксплуатации объектов капитального строительства;
4) изменения состава, физических и химических свойств отходов производства и потребления, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых и (или) размещаемых при эксплуатации объектов капитального строительства, за исключением случаев прекращения деятельности, связанной с образованием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и (или) размещением одного или нескольких видов отходов производства и потребления;
5) увеличения количества отходов производства и потребления, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых и (или) размещаемых при эксплуатации объектов капитального строительства;
6) увеличения объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта.
3. Подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям пункта 2 настоящей статьи утверждается главным инженером проекта, осуществляющим подготовку проектной документации объекта капитального строительства, предполагаемого к строительству, реконструкции в пределах земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, указанные в подпунктах 3, 5-9 пункта 1 настоящей статьи.
Форма и содержание указанного подтверждения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и государственной экологической экспертизы.
4. В случае, если документы и (или) документация, подлежащие государственной экологической экспертизе в соответствии с подпунктами 11-13 пункта 1 настоящей статьи, являются составной частью проектной документации, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, наличие отдельного положительного заключения государственной экологической экспертизы таких документов и (или) документации не требуется.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 673-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 12. Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня
Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются следующие документы и (или) документация:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 673-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1) проекты документов в области охраны окружающей среды и природопользования, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых устанавливается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации или руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 673-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
3)
4)
4.1) подпункт дополнительно включен с 31 мая 2008 года Федеральным законом от 16 мая 2008 года № 75-ФЗ; утратил силу - Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 254-ФЗ - см. предыдущую редакцию;
4.2) проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, не указанных в подпункте 10 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, за исключением проектной документации объектов, являющихся объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня, и объектов капитального строительства, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;
(Подпункт дополнительно включен с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 469-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 673-ФЗ)
5) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
реализации документов и (или) документации, предусмотренных настоящей статьей, с отступлениями от таких документов и (или) документации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) внесения изменений в такие документы и (или) документацию;
истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, за исключением случаев строительства, реконструкции объекта капитального строительства в срок не более пяти лет с даты истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, не влекущих последствий, предусмотренных абзацами вторым - шестым подпункта 1 пункта 14 статьи 14 настоящего Федерального закона, при условии начала строительства, реконструкции такого объекта в период срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 673-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Положения статьи 12 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 16 декабря 2019 года № 440-ФЗ) с 1 июня 2020 года не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, представленной на государственную экологическую экспертизу до 1 июня 2020 года, - см. статью 3 Федерального закона от 16 декабря 2019 года № 440-ФЗ.
Статья 13. Специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы
Статья утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 14. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
1. Государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком документов и (или) документации требованиям настоящего Федерального закона и при наличии в составе документов и (или) документации, подлежащих экспертизе, с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящей статьи:
документов и (или) документации, подлежащих государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащих материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
положительных заключений и (или) документов согласований исполнительных органов государственной власти, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами, общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями, юридическими лицами, организованных органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень документации, документов, материалов и заключений, представляемых в составе документов и (или) документации на государственную экологическую экспертизу по объектам государственной экологической экспертизы, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и государственной экологической экспертизы.
2. Федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно запрашивают документы и (или) документацию, указанные в абзацах третьем и четвертом пункта 1 настоящей статьи (сведения, содержащиеся в них), с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящей статьи, в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы и (или) документация (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, представившее на экспертизу документы и (или) документацию, не представило указанные документы и (или) документацию по собственной инициативе.
3. При проведении государственной экологической экспертизы объекта государственной экологической экспертизы, указанного в подпункте 21 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в том числе повторной, не требуются организация и проведение обсуждений указанного объекта государственной экологической экспертизы с гражданами, общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями, юридическими лицами, а также представление в составе документов и (или) документации, подлежащих государственной экологической экспертизе, материалов таких обсуждений.
4. Государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в подпунктах 1-11 пункта 1 статьи 11 и подпункте 4.2 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, может проводиться в соответствии с предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации и утвержденным Правительством Российской Федерации порядком проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу "одного окна".
Документы и (или) документация, необходимые для проведения государственной экологической экспертизы, в случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, в том числе повторной, представляются в электронной форме (за исключением случаев, если документы и (или) документация, необходимые для проведения государственной экологической экспертизы проектной документации, государственной экспертизы проектной документации, содержат сведения, составляющие государственную тайну, и (или) относятся к служебной информации ограниченного распространения) одновременно с документами и (или) документацией, необходимыми для проведения государственной экспертизы проектной документации, при условии соответствия формы и содержания направляемых на государственную экологическую экспертизу документов и (или) документации требованиям настоящего Федерального закона и при наличии их в составе, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящей статьи.
5. При направлении на государственную экологическую экспертизу объектов государственной экологической экспертизы, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, правами и обязанностями в соответствии со статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона обладает лицо, с которым заключен государственный или муниципальный контракт на подготовку проектной документации искусственного земельного участка либо заключен договор о создании искусственного земельного участка.
6. Заказчик вправе представить документы и (или) документацию на государственную экологическую экспертизу до завершения общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы, за исключением проведения государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность в области аквакультуры, отнесенных к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, при условии представления документов и (или) документации, предусмотренных абзацами вторым и пятым пункта 1 настоящей статьи (в случае доработки таких документов и (или) документации), не позднее чем за двадцать рабочих дней до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.
В случае непредставления таких документов и (или) документации заказчиком в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы или орган государственной власти субъекта Российской Федерации, организующий проведение государственной экологической экспертизы, отказывает в проведении государственной экологической экспертизы. При этом денежные средства, уплаченные в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи, возврату не подлежат.
7. Государственная экологическая экспертиза, в том числе проводимая по принципу "одного окна" в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документов и (или) документации, подлежащих государственной экологической экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.
8. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы (за исключением государственной экологической экспертизы, проводимой по принципу "одного окна" в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи) устанавливается не позднее чем через пять рабочих дней после ее оплаты и приемки комплекта необходимых документов и (или) документации, соответствующих требованиям пунктов 1, 6 и 7 настоящей статьи.
Начало срока проведения государственной экологической экспертизы, проводимой по принципу "одного окна" в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, в том числе повторной, устанавливается в соответствии с предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации и утвержденным Правительством Российской Федерации порядком проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу "одного окна".
Начало срока проведения государственной экологической экспертизы не изменяется в случае, если федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации запрашивают необходимые для проведения государственной экологической экспертизы документы и (или) документацию (сведения, содержащиеся в них) самостоятельно.
9. Срок проведения государственной экологической экспертизы, если иное не предусмотрено федеральным законом, не должен превышать сорок два рабочих дня, за исключением срока проведения государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность в области аквакультуры, отнесенных к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, который не должен превышать двадцать рабочих дней. Срок проведения государственной экологической экспертизы может быть продлен на двадцать рабочих дней по заявлению заказчика.
10. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.
11. Проведение государственной экологической экспертизы должно осуществляться в соответствии со статьями 15, 16 и 17 настоящего Федерального закона, а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
12. Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона.
13. В случае внесения в процессе проведения государственной экологической экспертизы изменений в документы и (или) документацию, являющуюся объектом такой экспертизы, указанные документы и (или) документация должны быть представлены в федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы или орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее чем за пять рабочих дней до дня завершения экспертизы, определенного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
14. Проведение государственной экологической экспертизы не требуется:
1) в случае внесения изменений в проектную документацию объекта капитального строительства, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы, если такие изменения внесены в период срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы или при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства в срок не более пяти лет с даты истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, при условии, что строительство, реконструкция такого объекта начаты в период срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы и вносимые изменения не повлекут:
увеличения уровня воздействия на окружающую среду, определенного в ходе проведения оценки воздействия на окружающую среду при подготовке проектной документации объекта капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) возникновения воздействия на окружающую среду, не выявленного в ходе проведения оценки воздействия на окружающую среду при подготовке проектной документации объекта капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае изменения местоположения, конструктивных, объемно-планировочных, технологических решений объекта капитального строительства, а также в случае изменения состава мероприятий по охране окружающей среды;
изменения видов (перечня) загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду при эксплуатации объекта капитального строительства, за исключением случаев прекращения поступления одного или нескольких загрязняющих веществ в окружающую среду;
увеличения объема и (или) массы выбросов и (или) сбросов хотя бы одного из загрязняющих веществ в окружающую среду при эксплуатации объекта капитального строительства;
изменения состава, физических и химических свойств отходов производства и потребления, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых и (или) размещаемых при эксплуатации объекта капитального строительства, за исключением случаев прекращения деятельности, связанной с образованием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и (или) размещением одного или нескольких видов отходов производства и потребления;
увеличения количества отходов производства и потребления, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых и (или) размещаемых при эксплуатации объекта капитального строительства;
2) в отношении проекта технической документации на технологию, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, сведения о котором содержатся в реестре выданных заключений государственной экологической экспертизы, ведение которого осуществляется в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации порядком проведения государственной экологической экспертизы, за исключением случаев реализации такой технологии с отступлениями от проекта технической документации на технологию, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) внесения изменений в проект технической документации на технологию, получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, повлекших за собой увеличение уровня воздействия на окружающую среду, определенного в ходе проведения оценки воздействия на окружающую среду при подготовке такого проекта технической документации, и (или) возникновение воздействия на окружающую среду, не выявленного в ходе проведения оценки воздействия на окружающую среду при подготовке такого проекта технической документации.
Подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям подпункта 1 настоящего пункта утверждается главным инженером проекта, осуществляющим подготовку изменений в проектную документацию объекта капитального строительства. Подтверждение соответствия вносимых в проект технической документации изменений требованиям подпункта 2 настоящего пункта утверждается лицом, осуществляющим подготовку изменений в проект технической документации на технологию.
Форма и содержание указанного подтверждения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и государственной экологической экспертизы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 673-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 15. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы
1. В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации
2. Назначение руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, формирование экспертной комиссии государственной экологической экспертизы при участии ее руководителя и утверждение ее персонального состава осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации
1. Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу, аттестованный в установленном порядке и привлеченный в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.
2. Эксперт государственной экологической экспертизы аттестуется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы на безвозмездной основе.
Порядок аттестации экспертов государственной экологической экспертизы, в том числе требования к таким экспертам, форму заявления об аттестации эксперта, перечень областей аттестации в соответствии с объектами государственной экологической экспертизы, положение об аттестационной комиссии, требования к проведению квалификационного экзамена, перечень вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене, условия, при соответствии физических лиц которым их аттестация проводится без квалификационного экзамена с учетом особенностей, предусмотренных таким порядком, а также порядок формирования и ведения реестра аттестованных экспертов государственной экологической экспертизы устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и государственной экологической экспертизы.
Реестр экспертов экологической экспертизы размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документов и (или) документации, подлежащих государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях.
4. Эксперт государственной экологической экспертизы участвует в ее проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом и заданием, выданным федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Эксперт государственной экологической экспертизы при проведении государственной экологической экспертизы имеет право:
заявлять федеральному органу государственной власти в области экологической экспертизы или органам государственной власти субъектов Российской Федерации о необходимости представления заказчиком документов и (или) документации на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы;
формулировать особое мнение об объекте государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.
6. Эксперт государственной экологической экспертизы обязан:
осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу документов и (или) документации с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие требованиям в области охраны окружающей среды и предоставлять заключения по таким документам и (или) документации;
соблюдать требования законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе;
соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы;
обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;
участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологической экспертизы, замечаний по объекту государственной экологической экспертизы, поступивших в ходе общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы, а также поступивших от органов местного самоуправления, общественных объединений и других некоммерческих организаций, граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
давать на заседаниях экспертной комиссии государственной экологической экспертизы разъяснения заказчику документов и (или) документации в отношении имеющихся замечаний к представленным на государственную экологическую экспертизу документам и (или) документации;
обеспечивать сохранность документов и (или) документации и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.
7. Оплата труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы производится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации на договорной (контрактной) основе в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Оплата труда штатных сотрудников, участвующих в проведении государственной экологической экспертизы, производится в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 681-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Положения статьи 16 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2023 года № 681-ФЗ) в части привлечения к проведению государственной экологической экспертизы аттестованных в установленном порядке экспертов применяются с 1 сентября 2025 года - см. пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 25 декабря 2023 года № 681-ФЗ
Статья 17. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы
1. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом и заданием на проведение государственной экологической экспертизы, выдаваемым федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации
2. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы:участвует в формировании федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертной комиссии и согласовывает ее состав
Статья 18. Заключение государственной экологической экспертизы
1. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и одобренный не менее чем двумя третями ее списочного состава, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
Состав и содержание заключения государственной экологической экспертизы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и государственной экологической экспертизы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 673-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.
3. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.
4. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации
5. Заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, может быть положительным или отрицательным.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 673-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу
Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 673-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 673-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6. Заключение государственной экологической экспертизы направляется заказчику. Для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется территориальным органам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный экологический контроль (надзор) (в случае проведения государственной экологической экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы), исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления и в случаях, определяемых специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, - кредитным организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 ноября 2008 года Федеральным законом от 8 ноября 2008 года № 202-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 203-ФЗ; редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 622-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6.1. Сведения о заключении государственной экологической экспертизы размещаются на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа) или уполномоченного исполнительного органа субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и (или) иной охраняемой законом тайне.
(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 305-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6.2. Сроки размещения сведений о заключении государственной экологической экспертизы, проводимой по принципу "одного окна" в соответствии с пунктом 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не должны превышать сроки включения сведений о заключении экспертизы проектной документации в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 305-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 673-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
7. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.
8. Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.
ГЛАВА IV. ПРАВА ГРАЖДАН , ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ДРУГИХ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Наименование в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 681-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 19. Права граждан, общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций в области экологической экспертизы
Наименование в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 681-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
1. Граждане, общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации в области экологической экспертизы имеют право:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 681-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
выдвигать предложения о проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности
2. При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.
1. Общественная экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан, общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями.
2. Не вправе инициировать и проводить общественную экологическую экспертизу общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации, а также граждане:
1) признанные иностранными агентами в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием";
2) лишенные в судебном порядке специального права, права занимать должности в области охраны окружающей среды и природопользования;
3) признанные недееспособными;
4) имеющие гражданство иностранного государства.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 681-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.
1. Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.
2. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.
3. Общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации, осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:
получать от заказчика документы и (или) документацию, подлежащие экологической экспертизе, в объеме, установленном в пункте 1 статьи 14 настоящего Федерального закона;
участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.
4. Экспертом общественной экологической экспертизы является лицо, соответствующее требованиям, указанным в статьях 16 и 20 настоящего Федерального закона.
5. На экспертов и руководителя экспертной комиссии, привлекаемых для проведения общественной экологической экспертизы, при осуществлении ими экологической экспертизы распространяются требования, предусмотренные пунктом 3, абзацами вторым, третьим, пятым, восьмым пункта 6 статьи 16, пунктом 2 статьи 20, статьями 30-34 настоящего Федерального закона.
Эксперты и руководитель экспертной комиссии, привлекаемые для проведения общественной экологической экспертизы, не вправе передавать документы и (или) документацию, подлежащие общественной экологической экспертизе, третьим лицам.
Аттестация экспертов, привлекаемых для проведения общественной экологической экспертизы, а также формирование и ведение реестра экспертов осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Федерального закона.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 681-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Положения статьи 22 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2023 года № 681-ФЗ) в части привлечения к проведению общественной экологической экспертизы аттестованных в установленном порядке экспертов применяются с 1 сентября 2025 года - см. пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 25 декабря 2023 года № 681-ФЗ
Статья 23. Условия проведения общественной экологической экспертизы
1. Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии регистрации заявления общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций о ее проведении органами местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского округа, на территориях которых планируется хозяйственная и иная деятельность, а также к территориям которых прилегают внутренние морские воды, в случае проведения общественной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы, указанных в подпунктах 11, 18 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, территории или население которых могут быть затронуты последствиями намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций допускается создание единой экспертной комиссии.
2. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.
3. В заявлении общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены наименование, юридический адрес и адрес (место нахождения), сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, сведения об объекте общественной экологической экспертизы, сроки проведения общественной экологической экспертизы, сведения о лицах, инициировавших проведение общественной экологической экспертизы (наименование, юридический адрес и адрес (место нахождения) для общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций, фамилия, имя, отчество (при наличии) для граждан Российской Федерации), в том числе сведения о соответствии таких лиц требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
4. Общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации, организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале, сроке и результатах ее проведения в порядке, определенном органом местного самоуправления, осуществившим регистрацию заявления общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций о проведении общественной экологической экспертизы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 681-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 24. Отказ в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы
1. В регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:
общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;
заявление о проведении общественной экологической экспертизы было подано в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
общественное объединение и другая негосударственная некоммерческая организация на день обращения за регистрацией заявления о проведении общественной экологической экспертизы не соответствуют требованиям пункта 2 статьи 20 настоящего Федерального закона;
требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона, не выполнены;
лицо, инициировавшее проведение общественной экологической экспертизы, не соответствует требованиям статьи 20 настоящего Федерального закона;
указанные в заявлении кандидатуры лиц, привлекаемых к проведению общественной экологической экспертизы, не соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
2. Перечень оснований для отказа в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы, приведенный в пункте 1 настоящей статьи, является исчерпывающим.
3. Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 681-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документов и (или) документации, подлежащих общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.
2. При проведении государственной экологической экспертизы заключение общественной экологической экспертизы учитывается в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.
3. Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документов и (или) документации, подлежащих общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.
Заключения общественной экологической экспертизы по составу и содержанию должны соответствовать требованиям, установленным для заключений государственной экологической экспертизы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 681-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
ГЛАВА V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАКАЗЧИКОВ ДОКУМЕНТАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
Статья 26. Права заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе
Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, имеют право:получать от федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, организующего проведение государственной экологической экспертизы, информацию о сроках проведения экологической экспертизы, затрагивающей интересы этих заказчиков
Статья 27. Обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе
Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны:представлять на экологическую экспертизу документацию в соответствии с требованиями статей 11, 12, 14 и 21 настоящего Федерального закона, в том числе на повторное проведение государственной экологической экспертизы;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 673-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; дополнен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 681-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
ГЛАВА VI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Наименование в редакции, введенной в действие с 8 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 104-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 28. Финансовое обеспечение государственной экологической экспертизы
Наименование в редакции, введенной в действие с 8 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 104-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
1. Финансовое обеспечение проведения государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется за счет соответствующего бюджета при условии внесения заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, сбора, рассчитанного в соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, определяемой осуществляющим экологическую экспертизу федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 104-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2.
3.
4.
Статья 29. Финансовое обеспечение общественной экологической экспертизы
Наименование в редакции, введенной в действие с 8 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 104-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Финансовое обеспечение общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций, общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления.
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 104-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 681-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
ГЛАВА VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
Статья 30. Виды нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе
Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются:
1) непредставление документации на экологическую экспертизу;
2) фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;
3) принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения экологической экспертизы;
4) создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;
5) уклонение от представления федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, общественным объединениям и другим негосударственным некоммерческим организациям, организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2015 года Федеральным законом от 12 февраля 2015 года № 12-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 681-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6) реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
7) осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.Нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями федерального органа исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы являются
1) нарушение установленных настоящим Федеральным законом правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы;
2) нарушение порядка формирования и организации деятельности экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
3) неисполнение установленных настоящим Федеральным законом для федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы или органов государственной власти субъектов Российской Федерации обязанностей
4) нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, средств на проведение государственной экологической экспертизы;
5) несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству;
6) необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления, общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций, граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 681-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1) нарушение требований законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, законодательства Российской Федерации о техническом регулировании
2) необоснованность выводов заключения экологической экспертизы;
3) фальсификация выводов заключения экологической экспертизы;
4) сокрытие от федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или от общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций, организующих проведение экологической экспертизы, сведений, указанных в пункте 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; дополнен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 681-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 июня 2012 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1) фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы;
2) выдача разрешений на специальное природопользование или на осуществление иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, без положительного заключения государственной экологической экспертизы
3) организация и (или) проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 681-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4) прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях оказания влияния на ход и результаты проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;
5) незаконный отказ от регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 681-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Лица, виновные в совершении нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации
Лица, виновные в совершении нарушений, которые указаны в статье 30 настоящего Федерального закона, если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
Должностные лица, эксперты экологической экспертизы, консультанты экологической экспертизы и иные работники, по вине которых органы экологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями в области экологической экспертизы, несут материальную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством
1. Граждане и юридические лица, права которых нарушены органами экологической экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
2. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА VIII. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Статья 35. Разрешение споров в области экологической экспертизы между субъектами Российской Федерации и между муниципальными образованиями
Статья утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
1. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила в области экологической экспертизы, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 8 декабря 2020 года № 429-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
(Пункт дополнительно включена Федеральным законом от 8 декабря 2020 года № 429-ФЗ)
По 31 декабря 2033 года оценка соответствия проектной документации объектов капитального строительства, предназначенных для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществляется при проведении государственной экспертизы проектной документации указанных объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В этом случае проведение государственной экологической экспертизы проектной документации указанных объектов в соответствии с подпунктами 1, 2, 7 и 10 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона не требуется.
(Статья дополнительно включена Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 254-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 мая 2022 года № 124-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 673-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 261-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 38. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Статья утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию