Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ
Номер документа: | 187-ФЗ |
Дата редакции: | 3 декабря 2008 |
Дата принятия: | 30 ноября 1995 |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Редакции
- 01.01.2024
- 01.03.2023
- 13.07.2021
- 01.07.2021
- 01.01.2021
- 14.06.2020
- 01.01.2019
- 09.12.2018
- 13.05.2015
- 15.11.2014
- 04.02.2014
- 01.10.2013
- 01.07.2013
- 15.03.2013
- 11.01.2013
- 01.01.2012
- 01.08.2011
- 11.01.2011
- 09.01.2010
- 09.12.2008
- 03.08.2008
- 07.05.2008
- 01.01.2008
- 07.02.2007
- 12.08.2005
- 01.01.2005
- 01.01.2004
- 01.07.2003
- 26.04.2003
- 10.09.2001
- 17.02.1999
- 07.12.1995
Настоящий Федеральный закон определяет статус континентального шельфа Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Вопросы, относящиеся к континентальному шельфу Российской Федерации и деятельности на нем, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к континентальному шельфу Российской Федерации.
Статья 1. Определение и границы континентального шельфа
Российской Федерации
Континентальный шельф Российской Федерации (далее - континентальный шельф) включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее - территориальное море) на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. С учетом положений статьи 2 настоящего Федерального закона внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.
Делимитация континентального шельфа между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации или норм международного права.
Линии внешних границ континентального шельфа или заменяющие их, утвержденные Правительством Российской Федерации перечни географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных и делимитационные линии, определенные международными договорами Российской Федерации или на основе норм международного права, указываются на картах установленного масштаба или публикуются в "Извещениях мореплавателям". Формирование банка данных о внешней границе континентального шельфа осуществляется федеральным органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:природные ресурсы континентального шельфа - минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр (далее - минеральные ресурсы), а также живые организмы, относящиеся к "сидячим видам", то есть организмы, которые в период, когда возможна их добыча (вылов), находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (далее - водные биоресурсы). Перечень видов живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Минеральные ресурсы и водные биоресурсы континентального шельфа находятся в ведении Российской Федерации; деятельность по разведке, разработке минеральных ресурсов, добыче (вылову) водных биоресурсов и их охрана входят в компетенцию Правительства Российской Федерации
захоронение - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений; захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, за исключением отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками или сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам или сооружениям, а также за исключением тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для иных целей, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации.
Статья 5. Права Российской Федерации на континентальный шельф
Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов и водных биоресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы или водные биоресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации
Статья 6. Компетенция федеральных органов государственной
власти на континентальном шельфе
В компетенцию федеральных органов государственной власти на континентальном шельфе входят:1) разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и деятельности на нем;2) координация деятельности федеральных органов государственной власти в отношении континентального шельфа и деятельности на нем, защиты законных прав и интересов Российской Федерации на континентальном шельфе и охраны его минеральных ресурсов и водных биоресурсов
8) регистрация работ по изучению, разведке и разработке минеральных ресурсов; составление федерального баланса запасов минеральных ресурсов; федеральный учет участков континентального шельфа, используемых для изучения, разведки и разработки минеральных ресурсов;
9) заключение соглашений о разделе продукции;
10) введение ограничений и особых условий пользования морским дном и его недрами на отдельных участках континентального шельфа в связи с перспективами освоения минеральных ресурсов, а также в местах нереста водных биоресурсов
17) установление системы платежей, определение размеров, условий и порядка взимания платы за пользование участками континентального шельфа в целях поиска, разведки
18) регулирование деятельности по созданию, эксплуатации и использованию искусственных островов, установок и сооружений в целях изучения, поиска, разведки и разработки неживых ресурсов, изучения водных биоресурсов и рыболовства, проведения морских научных исследований и в иных целях
19) регулирование и определение условий прокладки подводных кабелей и трубопроводов, используемых для разведки и разработки минеральных ресурсов или для эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений, а также выводимых на территорию Российской Федерации;
20) определение трассы и условий для прокладки подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе;21) регулирование буровых работ на континентальном шельфе для любых целей;22) проведение государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля и государственного мониторинга состояния континентального шельфа;23) ведение Российского государственного фонда данных о состоянии континентального шельфа и состоянии его минеральных и водных биоресурсов*
29) заключение и реализация международных договоров Российской Федерации в отношении континентального шельфа и деятельности на нем.
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ, РАЗВЕДКА И РАЗРАБОТКА
МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Статья 7. Предоставление пользователям участков
континентального шельфа
Участки континентального шельфа (далее - участки) могут предоставляться лицам, соответствующим требованиям, предусмотренным частью третьей статьи 9 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I "О недрах" (далее - Закон Российской Федерации "О недрах")
(Часть в редакции, введенной в действие с 7 мая 2008 года Федеральным законом от 29 апреля 2008 года № 58-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 8. Особенности регулирования регионального
геологического изучения континентального шельфа,
поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов
Лицензии на региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов (далее для настоящей главы - лицензия) выдается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, определяемыми соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, или с уведомлением указанных органов
Запрещается включать в лицензии заповедники, заказники, заповедные зоны или другие особо охраняемые территории континентального шельфа, имеющие важное значение для сохранения, воспроизводства и миграции ценных видов водных биоресурсов
Право пользования участками не может быть передано пользователями участков третьим лицам в порядке переуступки прав, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. Пользователи участков обязаны:осуществлять технологические, гидротехнические, санитарные и иные мероприятия, а также соблюдать применимые международные нормы и стандарты, законы и правила Российской Федерации по защите морской среды, минеральных ресурсов и водных биоресурсов
Особенности отношений, возникающих при пользовании участками континентального шельфа в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции, в том числе связанные с предоставлением, передачей третьим лицам права пользования недрами и с выдачей лицензий, устанавливаются Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции"
Статья 9. Особенности производства буровых работ
на континентальном шельфе
Правительство Российской Федерации регулирует и контролирует буровые работы на континентальном шельфе для любых целей.Федеральный орган управления государственным фондом недр рассматривает заявки на проведение буровых работ и выдает разрешение на их производство по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, определяемыми соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации. Буровые работы осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ РЫБОЛОВСТВА
НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ
Наименование в редакции, введенной в действие с 7 февраля 2007 года
Федеральным законом от 4 ноября 2006 года № 188-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию
Статья утратила силу с 7 февраля 2007 года -
Федеральный закон от 4 ноября 2006 года № 188-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
Статья 11. Предоставление права использования живых ресурсов
Статья утратила силу с 7 февраля 2007 года -
Федеральный закон от 4 ноября 2006 года № 188-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
Статья 12. Порядок и условия представления заявок
на получение лицензий на промысел
Статья утратила силу с 7 февраля 2007 года -
Федеральный закон от 4 ноября 2006 года № 188-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
Статья 13. Порядок и условия выдачи лицензий
на промысел живых ресурсов
Статья утратила силу с 7 февраля 2007 года -
Федеральный закон от 4 ноября 2006 года № 188-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
Статья дополнительно включенная с 7 февраля 2007 года
Федеральным законом от 4 ноября 2006 года № 188-ФЗ;
утратила силу с 1 января 2008 года -
Федеральный закон от 6 декабря 2007 года № 333-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
Статья 14. Права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство
на континентальном шельфе
Наименование в редакции, введенной в действие с 7 февраля 2007 года
Федеральным законом от 4 ноября 2006 года № 188-ФЗ;
в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года
Федеральным законом от 6 декабря 2007 года № 333-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию
Лица, осуществляющие рыболовство на континентальном шельфе, имеют право на его осуществление только в пределах объема, видов водных биоресурсов, сроков и района их добычи (вылова), которые указаны в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов
иметь специальные опознавательные знаки;маркировать ставные орудия добычи (вылова) водных биоресурсов с обоих концов с указанием названия судна (для иностранного судна - страны-судовладельца), номера разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов и порядкового номера орудия добычи (вылова) водных биоресурсов
Иностранные суда, осуществляющие рыболовство в соответствии с разрешением на добычу (вылов) водных биоресурсов, также обязаны
представлять федеральному органу исполнительной власти в области рыболовства по факсу или телеграфу ежесуточную информацию о каждом заходе в район для осуществления разрешенного рыболовства и выходе из указанного района с обязательным прохождением точек контроля при заходе и выходе
осуществлять рыболовство только в присутствии должностного лица органов охраны и под его контролем; обеспечивать бесплатно доставку должностных лиц органов охраны к месту осуществления рыболовства и обратно и использование средств радиосвязи, а также нести все расходы на содержание, размещение и полное обеспечение должностных лиц органов охраны с момента их прибытия на судно и до момента схода с судна наравне с собственным командным (руководящим) составом
представлять федеральному органу исполнительной власти в области рыболовства по факсу или телеграфу ежесуточную, ежедекадную и ежемесячную информацию о результатах рыболовства
Статья утратила силу с 7 февраля 2007 года -
Федеральный закон от 4 ноября 2006 года № 188-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
ГЛАВА IV. СОЗДАНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ
И ПРОКЛАДКА ПОДВОДНЫХ КАБЕЛЕЙ И ТРУБОПРОВОДОВ
НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ
Создавать искусственные острова, установки и сооружения на континентальном шельфе могут:федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, физические и юридические лица Российской Федерации, а также иные лица, являющиеся инвесторами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" (далее для настоящей главы - российские заявители)
Искусственные острова, установки и сооружения не создаются на признанных морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства.
Статья 17. Содержание и представление запроса на создание
и использование искусственных островов, установок
и сооружений на континентальном шельфе
Запрос на создание и использование искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе (далее для настоящей главы - запрос) должен содержать:1) данные о заявителях и лицах, ответственных за создание и использование искусственных островов, установок и сооружений;2) цели и назначение создаваемых искусственных островов, установок и сооружений;3) данные о судах и иных плавучих средствах, которые предполагается использовать при выполнении работ по созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений (далее для настоящей главы - работ);4) технологические методы и средства проектируемых работ;5) географические координаты создаваемых искусственных островов, установок и сооружений;6) данные о физических и юридических лицах сторон, которые будут участвовать в работах;7) сроки начала и окончания работ;8) сроки начала и окончания практического использования искусственных островов, установок и сооружений;9) описание экологических последствий, в том числе для морской среды, минеральных ресурсов и водных биоресурсов
Статья 18. Порядок рассмотрения запросов и выдачи разрешений
на создание искусственных островов, установок и сооружений
Федеральные органы исполнительной власти:в течение десяти дней со дня получения запроса направляют заявителю уведомление о его получении;в течение четырех месяцев со дня получения запроса направляют заявителю разрешение на создание искусственных островов, установок и сооружений или уведомление об отказе.Иностранным заявителям уведомления о получении запроса, разрешения на создание искусственных островов, установок и сооружений или уведомления об отказе направляются через федеральный орган исполнительной власти в области иностранных дел
федеральным органом исполнительной власти в области науки и технической политики в целях использования искусственных островов, установок и сооружений для проведения морских научных исследований
Искусственные острова, установки и сооружения, используемые федеральным органом исполнительной власти в области обороны или федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, возводятся по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
Статья 19. Основания для отказа в разрешении на создание
искусственных островов, установок и сооружений
В разрешении на создание искусственных островов, установок и сооружений может быть отказано, если:1) создается угроза безопасности Российской Федерации;2) создание искусственных островов, установок и сооружений несовместимо с требованиями защиты минеральных ресурсов или водных биоресурсов
Статья 20. Права и обязанности заявителей при создании
искусственных островов, установок и сооружений
Заявители, получившие разрешение на создание искусственных островов, установок и сооружений, имеют право владеть искусственными островами, установками и сооружениями и использовать их в соответствии с выданным разрешением. Передача искусственных островов, установок и сооружений другим лицам вопреки выданному разрешению запрещается.Заявители, получившие разрешение на создание искусственных островов, установок и сооружений, обязаны:1) выполнять настоящий Федеральный закон и международные договоры Российской Федерации;2) обеспечивать исправное состояние постоянных средств предупреждения о наличии искусственных островов, установок и сооружений. В целях обеспечения безопасности судоходства покинутые или более не используемые искусственные острова, установки и сооружения должны быть убраны их создателями в сроки, оговоренные в разрешении на их создание, с сообщением об этом в федеральный орган исполнительной власти в области обороны
Статья 21. Приостановление или прекращение деятельности
на искусственном острове, установке и сооружении
Деятельность на искусственном острове, установке и сооружении, осуществляемая с нарушениями настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, может быть приостановлена или прекращена по решению суда
Статья 22. Прокладка подводных кабелей и трубопроводов
на континентальном шельфе
Прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе (далее - прокладка подводных кабелей и трубопроводов) могут российские и иностранные заявители.Прокладка подводных кабелей и трубопроводов осуществляется в соответствии с нормами международного права при условии, что этим не создаются помехи региональному геологическому изучению континентального шельфа, поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов или осуществлению рыболовства, эксплуатации и ремонту ранее проложенных кабелей и трубопроводов и обеспечиваются меры по защите и сохранению минеральных и водных биоресурсов*
Статья 23. Принципы проведения морских научных исследований, представление
и содержание запроса на проведение морских научных исследований
Наименование статьи в редакции, введенной в действие с 26 апреля 2003 года
Федеральным законом от 22 апреля 2003 года № 50-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию
Морские научные исследования должны носить исключительно мирный характер, в том числе не должны создавать угрозу обороне и безопасности Российской Федерации
Часть первая предыдущей редакции с 26 апреля 2003 года считается частью второй настоящей редакции - Федеральный закон от 22 апреля 2003 года № 50-ФЗ.
Морские научные исследования могут проводиться:федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, физическими и юридическими лицами Российской Федерации (далее для настоящей главы - российские заявители);иностранными государствами и компетентными международными организациями, а также уполномоченными иностранными государствами или компетентными международными организациями иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами (далее в настоящей главе - иностранные заявители)
Часть вторая предыдущей редакции с 26 апреля 2003 года считается частью третьей настоящей редакции - Федеральный закон от 22 апреля 2003 года № 50-ФЗ.
Правила проведения морских научных исследований, включая порядок представления запросов на проведение морских научных исследований (далее в настоящей главе - запрос) и принятия по запросам решений, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом
Часть третья предыдущей редакции с 26 апреля 2003 года считается частью четвертой настоящей редакции - Федеральный закон от 22 апреля 2003 года № 50-ФЗ.
Российские заявители, заинтересованные в проведении морских научных исследований, подают в федеральный орган исполнительной власти в области науки и технической политики запрос не менее чем за шесть месяцев до начала года проведения морских научных исследований
Часть четвертая предыдущей редакции с 26 апреля 2003 года считается частью пятой настоящей редакции - Федеральный закон от 22 апреля 2003 года № 50-ФЗ.
Иностранные заявители, заинтересованные в проведении морских научных исследований, для получения разрешения на указанные исследования направляют по дипломатическим каналам не менее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты начала проведения морских научных исследований запрос в федеральный орган исполнительной власти в области науки и технической политики
Части пятая - восьмая предыдущей редакции с 26 апреля 2003 года считаются соответственно частями шестой-девятой настоящей редакции - Федеральный закон от 22 апреля 2003 года № 50-ФЗ.
Запрос (для иностранных заявителей - на русском языке и языке заявителя) должен содержать:информацию о характере и целях морских научных исследований;программу морских научных исследований, включающую описание методов и средств указанных исследований и технических характеристик таких средств, а также названия, тоннаж, типы, классы судов, подводных обитаемых и необитаемых аппаратов, летательных аппаратов, других транспортных средств, которые будут использованы при проведении морских научных исследований;географические координаты районов, в которых планируется проведение морских научных исследований, маршруты следования к указанным районам и от них;
предполагаемые дату первого прибытия в район проведения морских научных исследований и дату окончательного ухода из указанного района, а в случаях автономного размещения научного оборудования даты его размещения и удаления;
наименование организации, под руководством которой проводятся морские научные исследования;
информацию о лице, ответственном за проведение морских научных исследований (начальнике экспедиции);информацию о возможном воздействии планируемых морских научных исследований на морскую среду, природные ресурсы;обязательство соблюдать условия, указанные в разрешении на проведение морских научных исследований, и обеспечивать соответствие используемых в ходе таких исследований технических средств (включая их технические характеристики) техническим средствам (включая их технические характеристики), указанным в запросе.
(Часть в редакции, введенной в действие с 26 апреля 2003 года Федеральным законом от 22 апреля 2003 года № 50-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Морские научные исследования, район проведения которых хотя бы частично находится во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации, проводятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"
Федеральный орган исполнительной власти в области науки и технической политики не позднее чем через четыре месяца с даты получения запроса направляет российскому или иностранному заявителю разрешение на проведение морских научных исследований либо уведомление
Часть третья предыдущей редакции с 26 апреля 2003 года считается частью четвертой настоящей редакции - Федеральный закон от 22 апреля 2003 года № 50-ФЗ.
Разрешение на проведение морских научных исследований выдается федеральным органом исполнительной власти в области науки и технической политики по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, определяемыми соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации
Часть четвертая предыдущей редакции с 26 апреля 2003 года считается частью пятой настоящей редакции - Федеральный закон от 22 апреля 2003 года № 50-ФЗ.
В случае, если федеральный орган исполнительной власти в области науки и технической политики не направил в указанные сроки соответствующее разрешение или уведомление, иностранные заявители могут приступать к проведению морских научных исследований в сроки, предусмотренные в запросе, но не ранее чем по истечении шести месяцев с даты направления запроса или дополнительных сведений
Статья 25. Основания для отказа в разрешении на проведение
морских научных исследований
Российским и иностранным заявителям может быть отказано в разрешении на проведение морских научных исследований, если вызывает сомнение исключительно мирный характер этих исследований, а также если эти исследования:1) имеют непосредственное отношение к изучению, поиску, разведке и разработке неживых ресурсов или изучению водных биоресурсов и осуществлению рыболовства
(Статья в редакции, введенной в действие с 26 апреля 2003 года Федеральным законом от 22 апреля 2003 года № 50-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 26. Особенности в получении разрешения на проведение
морских научных исследований, осуществляемых
компетентными международными организациями
Если Российская Федерация в качестве члена компетентной международной организации или по двустороннему договору с такой организацией одобрила представленный этой организацией проект планируемых морских научных исследований или выразила желание участвовать в таких исследованиях, а федеральный орган исполнительной власти в области науки и технической политики в течение четырех месяцев со дня получения им от этой организации уведомления о сроках и районе проведения указанных исследований не выразил каких-либо возражений, компетентная международная организация по истечении указанного в уведомлении срока может приступить к осуществлению морских научных исследований в соответствии с настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации
Статья 27. Обязанности российских и иностранных заявителей,
проводящих морские научные исследования
Российские и иностранные заявители, получившие разрешение на проведение морских научных исследований, обязаны:исполнять международные договоры Российской Федерации и настоящий Федеральный закон;представлять в федеральный орган исполнительной власти, указанный в разрешении на проведение морских научных исследований, предварительные отчеты о проведении таких исследований, как только это становится практически возможным, а окончательные отчеты по завершении исследований;представлять, как только это становится практически возможным, копии данных метеорологических, гидрологических, гидрохимических, гидробиологических наблюдений, наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также других наблюдений, предусмотренных разрешением на проведение морских научных исследований, в государственные фонды данных Российской Федерации, места нахождения которых указываются в разрешении;регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации;незамедлительно информировать федеральный орган исполнительной власти, указанный в разрешении на проведение морских научных исследований, о любом, в том числе предполагаемом, изменении в ходе выполнения программы морских научных исследований;при наличии на исследовательских судах, летательных аппаратах, установках и сооружениях необходимого оборудования передавать в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации в основные международные синоптические сроки через береговой радиоцентр (береговую радиостанцию) в ближайший гидрометеорологический центр Российской Федерации оперативные данные метеорологических, гидрологических и аэрологических наблюдений, если такие наблюдения предусмотрены разрешением на проведение морских научных исследований, а также сообщать об обнаруженных случаях загрязнения морской среды нефтью, токсичными веществами, мусором и сточными водами;не создавать неоправданных помех деятельности, проводимой Российской Федерацией в осуществление своих суверенных прав и юрисдикции на континентальном шельфе;удалять установки, сооружения и устройства по завершении морских научных исследований, если иное не предусмотрено разрешением на проведение морских научных исследований.
Российские и иностранные заявители обязаны обеспечивать участие в морских научных исследованиях специально уполномоченных представителей Российской Федерации, а именно их размещение и полное обеспечение на борту исследовательских судов, летательных аппаратов, на установках и сооружениях наравне с собственным командным (руководящим) составом, а также обеспечивать указанным представителям Российской Федерации доступ ко всем данным и образцам, полученным в ходе морских научных исследований, и передавать им данные, с которых можно сделать копии, и образцы, которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности. Порядок направления специально уполномоченных представителей Российской Федерации для участия в морских научных исследованиях, их полномочия определяются правилами проведения морских научных исследований, указанными в части третьей статьи 23 настоящего Федерального закона.
(Статья в редакции, введенной в действие с 26 апреля 2003 года Федеральным законом от 22 апреля 2003 года № 50-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 28. Передача и опубликование результатов
морских научных исследований
Полученные в результате морских научных исследований данные, с которых можно сделать копии, и образцы, которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности, после обработки и анализа, в том числе окончательные результаты и заключения после завершения указанных исследований, российские и иностранные заявители обязаны передать в государственные научные организации Российской Федерации, места нахождения которых указываются в разрешении на проведение морских научных исследований. Уведомление о такой передаче российские и иностранные заявители направляют в федеральный орган исполнительной власти, указанный в разрешении на проведение морских научных исследований
Программа морских научных исследований может изменяться только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области науки и технической политики. Изменения считаются согласованными, если федеральный орган исполнительной власти в области науки и технической политики, подтвердив получение уведомления о предполагаемых изменениях, не сообщит о своих возражениях в течение 60 дней с даты получения им уведомления
Статья 30. Приостановление или прекращение морских научных
исследований
Морские научные исследования, проводимые с нарушениями международных договоров Российской Федерации и настоящего Федерального закона, могут быть приостановлены по решению федерального органа исполнительной власти, выдавшего разрешение на их проведение, органов охраны или указанных в части второй статьи 27 настоящего Федерального закона специально уполномоченных представителей Российской Федерации либо прекращены по решению федерального органа исполнительной власти, выдавшего разрешение на проведение указанных исследований
(Статья в редакции, введенной в действие с 26 апреля 2003 года Федеральным законом от 22 апреля 2003 года № 50-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
ГЛАВА VI. ЗАЩИТА МОРСКОЙ СРЕДЫ, СОХРАНЕНИЕ
МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ,
ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ И ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ
Наименование в редакции, введенной в действие с 7 февраля 2007 года
Федеральным законом от 4 ноября 2006 года № 188-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию
Статья 31. Государственная экологическая экспертиза
на континентальном шельфе
Государственная экологическая экспертиза на континентальном шельфе (далее - государственная экологическая экспертиза):является обязательной мерой по защите минеральных ресурсов и водных биоресурсов и предшествует выполнению федеральных стратегии, программ и планов, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона
Статья 32. Государственный экологический контроль
на континентальном шельфе
Государственный экологический контроль на континентальном шельфе (далее - государственный экологический контроль) представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений применимых международных норм и стандартов или законов и правил Российской Федерации по защите минеральных ресурсов и водных биоресурсов
Статья 33. Государственный мониторинг континентального шельфа
Государственный мониторинг континентального шельфа (далее - государственный мониторинг), являющийся составной частью единой государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации, представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием морской среды и донных отложений, в том числе за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическим и гидробиологическим параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов.Государственный мониторинг осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при осуществлении федеральных стратегии, программ и планов, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона
Статья 34. Захоронение отходов и других материалов
на континентальном шельфе
Перечень отходов и других материалов, запрещенных к захоронению на континентальном шельфе, публикуется в "Извещениях мореплавателям".Захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе допускается только в соответствии с настоящим Федеральным законом и при обеспечении надежной локализации захороненных отходов и других материалов.Захоронение отходов и других материалов допускается на основании разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, определяемыми соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, или с уведомлением указанных органов, а также с уведомлением субъектов Российской Федерации, территории которых примыкают к участку континентального шельфа, где предполагается произвести захоронение
Статья 35. Представление и содержание запроса для получения
разрешения на захоронение отходов и других
материалов на континентальном шельфе
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, физические и юридические лица Российской Федерации (далее для настоящей главы - российские заявители), заинтересованные в захоронении отходов и других материалов на континентальном шельфе, направляют запрос для получения разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе (далее для настоящей главы - запрос) в федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов не позднее чем за три месяца до начала года, в котором намечается захоронение отходов и других материалов
состояние (твердое, жидкое, газообразное или в виде шлама);
свойства (физические, химические, биохимические и биологические);
токсичность;устойчивость (физическая, химическая и биологическая);накопление и биотрансформацию в биологических материалах и осадках;склонность к физическим, химическим и биологическим изменениям, а также к взаимодействиям в водной среде с другими растворенными в ней органическими и неорганическими веществами;вероятность эффекта окраски или других изменений, понижающих товарные качества продуктов моря, водных биоресурсов
возможное влияние на другие виды использования моря (ухудшение качества воды для промышленного применения, морская коррозия сооружений, помехи судоходству из-за плавающих или занесенных течением материалов, помехи судоходству или рыболовству вследствие накопления отходов и других материалов на морском дне и проблема защиты участков, имеющих особое значение для научных целей или для целей сохранения);7) обоснование невозможности либо нецелесообразности утилизации или захоронения отходов и других материалов на суше;
8) период времени, в течение которого желательно осуществить захоронение отходов и других материалов;9) вид (тип) транспортных средств, которые предполагается использовать для доставки отходов и других материалов в район их захоронения, способ захоронения отходов и других материалов.От российских и иностранных заявителей может быть потребована дополнительная информация об отходах и о других материалах, на захоронение которых запрашивается разрешение. В этом случае срок рассмотрения запроса исчисляется со дня представления заявителем дополнительной информации.Федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов в течение шести месяцев со дня получения запроса направляет российским и иностранным заявителям разрешение на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе, указанных в запросе, или уведомление об отказе в их захоронении. Иностранным заявителям разрешение на захоронение отходов и других материалов или уведомление об отказе в их захоронении направляется через федеральный орган исполнительной власти в области иностранных дел
Статья 36. Основания для отказа в выдаче разрешения
на захоронение отходов и других материалов
на континентальном шельфе
В выдаче разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе может быть отказано, если:захоронение создает или может создать угрозу безопасности Российской Федерации;захоронение несовместимо с требованиями защиты морской среды, минеральных ресурсов или водных биоресурсов
Статья 37. Права и обязанности российских и иностранных
заявителей, получивших разрешение на захоронение
отходов и других материалов на континентальном шельфе
Российские и иностранные заявители, получившие разрешение на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе, имеют право производить захоронение отходов и других материалов в точном соответствии с полученным разрешением и только в присутствии официального должностного лица, уполномоченного федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов на осуществление контроля за захоронением отходов и других материалов
Статья 38. Основания для приостановления или прекращения
захоронения отходов и других материалов
на континентальном шельфе
Захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе, осуществляемое с нарушением настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, может быть приостановлено или прекращено по решению суда
Если столкновение судов, посадка судна на мель, морская авария при разведке или разработке минеральных ресурсов или водных биоресурсов либо транспортировании минеральных ресурсов или водных биоресурсов, добытых на континентальном шельфе, либо иная морская авария, произошедшие в водах, покрывающих континентальный шельф, либо действия по ликвидации последствий таких аварий привели или могут привести к серьезным вредным последствиям, Правительство Российской Федерации в соответствии с нормами международного права вправе принять необходимые меры, соразмерные фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты побережья Российской Федерации или связанных с ним интересов (включая рыболовство) от загрязнения или угрозы загрязнения
ГЛАВА VII. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ
ПОЛЬЗОВАНИИ КОНТИНЕНТАЛЬНЫМ ШЕЛЬФОМ
Граждане Российской Федерации, в том числе индивидуальные предприниматели, российские юридические лица, иностранные граждане и иностранные юридические лица, осуществляющие пользование ресурсами континентального шельфа, уплачивают налоги и сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопрос о финансовых обязательствах Российской Федерации в связи с разработкой минеральных ресурсов за пределами 200 морских миль регулируется Правительством Российской Федерации.
Статья 41. Сбор за выдачу разрешения на захоронение
отходов и других материалов
Сумма сборов за выдачу разрешения на захоронение отходов и других материалов определяется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку и проведение государственной экологической экспертизы, а также затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемого разрешения.Сбор за выдачу разрешений на захоронение отходов и других материалов направляется в федеральный бюджет
ГЛАВА VIII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ
НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Охрана континентального шельфа, его минеральных ресурсов и водных биоресурсов в целях их сохранения, защиты и оптимального использования, защиты экономических и иных законных интересов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти, определяемыми соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации
Военные корабли и летательные аппараты, другие государственные суда и летательные аппараты Российской Федерации осуществляют охрану континентального шельфа под присвоенными им флагами, вымпелами и отличительными знаками.
Должностные лица органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей имеют право:1) останавливать и осматривать российские и иностранные суда и иные плавучие средства (далее - суда), искусственные острова, установки и сооружения, осуществляющие:региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов;рыболовство
6) применять оружие против нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации для отражения их нападения и прекращения сопротивления в случае, если жизнь должностных лиц органов охраны подвергается непосредственной опасности. Применению оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применения и предупредительный выстрел вверх.Военные корабли и летательные аппараты федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности могут применять оружие против судов - нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации в ответ на применение ими силы, а также в других исключительных случаях при преследовании по горячим следам, когда исчерпаны все другие обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания нарушителей. Применению оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применения и предупредительные выстрелы. Порядок применения оружия определяется Правительством Российской Федерации
Федеральный орган исполнительной власти в области обороны, федеральный орган по транспорту, федеральный орган по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды попутно с решением своих основных задач оказывают содействие органам охраны в осуществлении ими своих функций путем наблюдения за деятельностью в пределах континентального шельфа с использованием военных кораблей, судов, иных плавучих средств, береговых постов и других средств, а также летательных аппаратов
Статья 45. Экономическое стимулирование
работников органов охраны
Экономическое стимулирование работников органов охраны, за исключением работников и должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и его подведомственных учреждений, включает
Статья 46. Ответственность за нарушения
настоящего Федерального закона
Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, виновные в:выдаче лицензий (разрешений) на поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов или добычу (вылов) водных биоресурсов, на создание искусственных островов, установок и сооружений, на проведение ресурсных и морских научных исследований и на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе вне пределов своей компетенции
нарушениях, повлекших ухудшение условий воспроизводства водных биоресурсов континентального шельфа
нарушениях, сопровождающихся воспрепятствованием законной деятельности должностных лиц органов охраны;
незаконном захоронении отходов и других материалов;
загрязнении в результате буровых работ;незаконном создании искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе;незаконной прокладке подводных кабелей и трубопроводов, используемых для разведки и разработки минеральных ресурсов, а также в нарушении правил и условий вывода подводных кабелей и трубопроводов на территорию Российской Федерации;
необеспечении искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе средствами, постоянно предупреждающими об их наличии, а также в нарушении правил по поддержанию указанных средств в исправном состоянии и правил по удалению установок и сооружений, эксплуатация которых прекращена, нарушении других положений настоящего Федерального закона или международных договоров Российской Федерации;создании помех законным видам деятельности на континентальном шельфе, -привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесенного ущерба. Физические и юридические лица, привлеченные к ответственности за нарушения настоящего Федерального закона или международных договоров Российской Федерации, не освобождаются от возмещения нанесенного ущерба.
Споры между физическими лицами, юридическими лицами, физическими и юридическими лицами по поводу реализации их прав и обязанностей на континентальном шельфе разрешаются в административном порядке или в судах Российской Федерации.Споры между Российской Федерацией и иностранными государствами по поводу реализации их прав и обязанностей на континентальном шельфе разрешаются мирными средствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.Споры между государством и инвестором по вопросам пользования континентальным шельфом на условиях раздела продукции разрешаются в соответствии с условиями указанных соглашений
Статья 48. Контроль и надзор за исполнением
настоящего Федерального закона
Контроль за исполнением настоящего Федерального закона и деятельностью органов охраны и их должностных лиц осуществляется соответствующими должностными лицами федеральных органов исполнительной власти.Надзор за точным соблюдением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.
Статья 49. О сроках и порядке вступления в силу
настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.Правительству Российской Федерации принять необходимые для реализации настоящего Федерального закона нормативные правовые акты.