Водный кодекс РФ
Номер документа: | 167-ФЗ |
Дата редакции: | 31 декабря 2005 |
Дата принятия: | 16 ноября 1995 |
Вид документа: | КОДЕКС |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Российская газета, N 227, 23.11.1995, N 229, 25.11.1995 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации N 47, 20.11.95, ст.4471 |
Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.Отношения по поводу вод регулируются настоящим Кодексом путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов.
В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:вода - химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях;воды - вся вода, находящаяся в водных объектах;поверхностные воды - воды, постоянно или временно находящиеся в поверхностных водных объектах;подземные воды - воды, в том числе минеральные, находящиеся в подземных водных объектах;водные ресурсы - запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы;водный объект - сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима;водный режим - изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах;водный фонд - совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр;поверхностный водоток - поверхностный водный объект с непрерывным движением вод;поверхностный водоем - поверхностный водный объект, представляющий собой сосредоточение вод с замедленным водообменом в естественных или искусственных впадинах;обособленный водный объект (замкнутый водоем) - небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами;водосборная площадь - территория, сток с которой формирует водный объект;бассейн поверхностного водного объекта (далее - бассейн водного объекта) - территория, включающая водосборные площади гидравлически связанных водоемов и водотоков, главный из которых впадает в море или озеро;акватория - водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или условными границами;дренажные воды - вода, собираемая дренажными сооружениями и сбрасываемая в водные объекты;сточные воды - вода, сбрасываемая в установленном порядке в водные объекты после ее использования или поступившая с загрязненной территории;
использование водных объектов - получение различными способами пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц;пользование водными объектами (водопользование) - юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов;охрана водных объектов - деятельность, направленная на сохранение и восстановление водных объектов;загрязнение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов;засорение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов;истощение вод - устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод;вредное воздействие вод - затопление, подтопление и другое вредное влияние поверхностных и подземных вод на определенные территории и объекты;водопользователь - гражданин или юридическое лицо, которым предоставлены права пользования водными объектами;водопотребитель - гражданин или юридическое лицо, получающие в установленном порядке от водопользователя воду для обеспечения своих нужд;водохозяйственный объект - сооружение, связанное с использованием, восстановлением и охраной водных объектов и их водных ресурсов;водозабор - комплекс сооружений и устройств для забора воды из водных объектов;водохозяйственная деятельность - деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием, восстановлением и охраной водных объектов;лицензия на водопользование - специальное разрешение на пользование водными объектами или их частями на определенных условиях;распорядительная лицензия - специальное разрешение на распоряжение в установленном порядке правами пользования водными объектами.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации водное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Водное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие водные отношения, не могут противоречить настоящему Кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.В случае противоречия между федеральным законом, регулирующим водные отношения, и иным актом, принимаемым в Российской Федерации, действует Федеральный закон.Нормы водного права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать водному законодательству Российской Федерации.
Статья 3. Цели водного законодательства Российской Федерации
Водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем.Цели водного законодательства Российской Федерации реализуются на основе принципа устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды).
Статья 4. Водное законодательство Российской Федерации и
нормы международного права
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов являются составной частью правовой системы Российской Федерации.Международные договоры Российской Федерации применяются к водным отношениям непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется принятие внутригосударственного акта.Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора.
Статья 5. Отношения, регулируемые водным законодательством
Российской Федерации
Водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения).Отношения по поводу воды, находящейся в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах, не относятся к предмету регулирования водного законодательства Российской Федерации.Отношения, связанные с использованием воды, изъятой из водных объектов, регламентируются гражданским законодательством, санитарным и иным законодательством Российской Федерации.Отношения по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством Российской Федерации в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов.Отношения, возникающие в области геологического изучения, разведки и охраны подземных вод, регулируются законодательством Российской Федерации о недрах и водным законодательством Российской Федерации. Отношения по поводу обособленных водных объектов (замкнутых водоемов) регулируются водным законодательством Российской Федерации в той мере, в какой данные отношения не урегулированы гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации. Имущественные отношения, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Финансовые отношения, включая налоговые, а также иные административные отношения, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством Российской Федерации в соответствии с общими положениями финансового и административного законодательства Российской Федерации.
Статья 6. Действие водного законодательства
Российской Федерации во времени
Акты водного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.Действие актов водного законодательства Российской Федерации распространяется на отношения, возникшие до введения их в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.По отношениям, возникшим до введения в действие актов водного законодательства Российской Федерации, они применяются к правам и обязанностям, возникшим после введения их в действие.
Объектом водных отношений является водный объект или его часть.Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект.Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект.
В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на:поверхностные водные объекты;внутренние морские воды;территориальное море Российской Федерации;подземные водные объекты.
Поверхностные водные объекты - постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима.Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод, дна и берегов.Поверхностные водные объекты имеют многофункциональное значение и могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей одновременно.Поверхностные водные объекты подразделяются на:поверхностные водотоки и водохранилища на них;поверхностные водоемы;ледники и снежники.
Поверхностные водотоки - поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения.К поверхностным водотокам относятся реки и водохранилища на них, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов.
Поверхностные водоемы - поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена.К поверхностным водоемам относятся озера, водохранилища, болота и пруды.Обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. Положения водного законодательства Российской Федерации применяются к обособленным водным объектам в той мере, в какой это не противоречит гражданскому законодательству.
Статья 12. Особенности прав собственников, владельцев и
пользователей земельных участков, примыкающих
к поверхностным водным объектам
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц.Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Ледники - движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности.Снежники - неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части.Порядок использования и охраны ледников и снежников определяется водным законодательством Российской Федерации.
К внутренним морским водам относятся морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря Российской Федерации.Порядок использования и охраны внутренних морских вод устанавливается настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
К территориальному морю Российской Федерации относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права и законодательством Российской Федерации.Порядок использования и охраны территориального моря Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Статья 16. Береговая линия и прибрежная полоса
внутренних морских вод и территориального моря
Российской Федерации
Береговая линия внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации определяется по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива.Прибрежная полоса - территория, прилегающая к внутренним морским водам и территориальному морю Российской Федерации.Порядок установления границ прибрежной полосы и режим ее использования определяются Правительством Российской Федерации.
Подземные водные объекты - сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима.К подземным водным объектам относятся:водоносный горизонт - воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи;бассейн подземных вод - совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах;месторождение подземных вод - часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод;естественный выход подземных вод - выход подземных вод на суше или под водой.
Все водные объекты на территории Российской Федерации, за исключением территориального моря Российской Федерации, являются внутренними водами.
Поверхностные и подземные водные объекты, которые обозначают, пересекают границу между двумя или более иностранными государствами или по которым пролегает Государственная граница Российской Федерации, являются трансграничными (пограничными) водными объектами.Порядок использования и охраны трансграничных (пограничных) водных объектов устанавливается настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Водные объекты общего пользования - водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании.На водных объектах общего пользования осуществляется общее водопользование в порядке, установленном настоящим Кодексом.Ограничения использования водных объектов общего пользования допускаются, если это прямо предусмотрено законодательством Российской Федерации.Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, а также обособленные водные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, если в водоохранных, экологических или иных интересах законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное
Водными объектами особого пользования являются водные объекты, которыми пользуется ограниченный круг лиц.Предоставление водных объектов в особое пользование осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом.Предоставление водных объектов в особое пользование исключает их из числа водных объектов общего пользования.Бечевник и общее водопользование могут устанавливаться на водных объектах особого пользования на условиях, предусмотренных соответственно статьями 20 и 88 настоящего Кодекса.
Оборот водных объектов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются.Обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации.Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому лицу только на основании распорядительной лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу лицензии
Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и водопользователи.Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и водопользователей в имущественных и административных отношениях, возникающих при использовании и охране водных объектов, определяется гражданским законодательством и административным законодательством Российской Федерации в той мере, в какой указанные отношения не урегулированы настоящим Кодексом.
Статья 24. Российская Федерация и субъекты Российской
Федерации - участники водных отношений
От имени Российской Федерации в водных отношениях участвуют органы государственной власти Российской Федерации в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.От имени субъектов Российской Федерации в водных отношениях участвуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 25. Муниципальные образования - участники водных отношений
От имени городских, сельских поселений и других муниципальных образований в водных отношениях участвуют органы местного самоуправления в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Водопользователями могут быть граждане и юридические лица, которым водные объекты предоставлены в пользование.
Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности.Для собственных нужд водопользователь-гражданин вправе свободно использовать водные объекты, если иное не установлено настоящим Кодексом.Водопользователь-гражданин вправе использовать водные объекты для осуществления предпринимательской деятельности только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Водопользователь - юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Статья 29. Водопользователь, использующий водные объекты
для обеспечения нужд водопотребителей
Водопользователь, использующий водные объекты для обеспечения нужд водопотребителей, обязан осуществлять соответствующую деятельность в соответствии с лицензией на водопользование и договором пользования водным объектом.
Статья 30. Правоспособность и дееспособность водопользователей
Правоспособность и дееспособность водопользователей определяется гражданским законодательством и настоящим Кодексом.Водопользователи-граждане, в том числе несовершеннолетние, вправе свободно использовать водные объекты, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.Право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении им 18 лет, а у юридического лица - с момента его государственной регистрации.
Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ
ПРАВА НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Содержание права собственности на водные объекты определяется гражданским законодательством и настоящим Кодексом.Понятие владения не применимо во всей полноте к водным объектам, поскольку сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена.
Предметом права собственности на водные объекты выступает водный объект в целом.К водным объектам и правам пользования ими применяются общие правила гражданского законодательства об объектах гражданских прав, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации
В Российской Федерации устанавливается федеральная собственность на водные объекты
Статья 35. Право федеральной собственности на водные объекты
Наименование статьи в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию
Все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются федеральной собственностью
В собственности Российской Федерации (федеральной собственности) находятся:поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
Статья утратила силу с 1 января 2005 года -
Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
Статья 38. Вопросы владения, пользования и распоряжения
водными объектами, находящимися в государственной
собственности
Статья утратила силу с 1 января 2005 года -
Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
Статья 39. Право собственности субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований на обособленные водные объекты
(замкнутые водоемы)
В собственности субъекта Российской Федерации находятся обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), расположенные полностью на территории субъекта Российской Федерации и не находящиеся в муниципальной или частной собственности. В собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга находятся обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), расположенные полностью на их территориях и не находящиеся в частной собственности, если иное не установлено законами этих субъектов Российской Федерации.В собственности муниципального образования находятся обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), расположенные полностью в границах одного населенного пункта и не находящиеся в частной собственности.От имени субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации.От имени муниципальных образований права собственника осуществляют соответствующие органы местного самоуправления.Порядок отнесения водоемов к обособленным водным объектам (замкнутым водоемам) определяется Правительством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 40. Право собственности граждан и юридических лиц
на обособленные водные объекты
(замкнутые водоемы)
В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы).Порядок отнесения водоемов к обособленным водным объектам (замкнутым водоемам) определяется Правительством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 41. Права на водные объекты лиц, не являющихся собственниками
водных объектов
Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие права на водные объекты:право долгосрочного пользования;право краткосрочного пользования;право ограниченного пользования (водный сервитут).Водопользователи осуществляют владение и пользование водными объектами на условиях и в пределах, установленных настоящим Кодексом.Водопользователи могут распоряжаться правами пользования водными объектами в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.Аренда водных объектов устанавливается федеральным законом об аренде водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом.Изменение русла реки или другое изменение местоположения водного объекта не влечет изменения или прекращения права пользования им, если из существа правоотношения и настоящего Кодекса не следует иного.
Статья 42. Право долгосрочного и краткосрочного пользования
водными объектами
Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов
Статья 43. Право ограниченного пользования
водным объектом (водный сервитут)
Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного водных сервитутов.Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный водный сервитут).В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервитуты могут устанавливаться и на основании судебного решения.Общие положения о сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством, применяются к водным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям настоящего Кодекса.
Публичные и частные водные сервитуты могут устанавливаться в целях:забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств;водопоя и прогона скота;использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств.В дополнение к водным сервитутам, предусмотренным настоящей статьей, водным законодательством Российской Федерации могут быть установлены иные водные сервитуты.Для осуществления водных сервитутов не требуется получение лицензии на водопользование.
Права на обособленные водные объекты определяются гражданским законодательством, земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
ГЛАВА 5. Приобретение и прекращение прав
пользования водными объектами
Статья 46. Основания приобретения прав
пользования водными объектами
Права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.Права пользования водными объектами при установлении особого пользования приобретаются на основании решения Правительства Российской Федерации, лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом
Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому только в случаях, если указанные лица осуществляют водопользование для собственных нужд и цели использования водных объектов при переходе указанных прав не меняются.
Лицензия на водопользование является актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выдачу лицензий (лицензирующий орган в области водопользования), который в соответствии с настоящим Кодексом признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами
Лицензия на водопользование в зависимости от способов и целей использования водного объекта должна содержать:сведения о водном объекте;сведения о водопользователе;сведения о водопотребителях;указания на способы и цели использования водного объекта;указание пространственных границ (координат) предоставляемого в пользование водного объекта или его части, а при необходимости мест забора (сброса) воды;сведения о лимитах водопользования;сведения об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям;сроки действия лицензии;требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей природной среды.
Статья 50. Порядок выдачи, оформления, регистрации лицензии
на водопользование и распорядительной лицензии
Выдача, оформление, регистрация лицензии на водопользование и распорядительной лицензии осуществляются лицензирующим органом в области водопользования в соответствии с порядком, установленным водным законодательством Российской Федерации
Внесение изменений в лицензию на водопользование осуществляется лицензирующим органом в области водопользования, выдавшим лицензию на водопользование, в случае изменения условий водопользования и состояния водного объекта по инициативе водопользователя, а также в случаях смерти водопользователя - гражданина, реорганизации водопользователя - юридического лица, передачи права пользования водным объектом от одного лица к другому на основании распорядительной лицензии
Распорядительная лицензия является актом лицензирующего органа в области водопользования, на основании которого осуществляется переход прав пользования водными объектами от одного лица к другому
Статья 53. Аннулирование лицензии на водопользование и
распорядительной лицензии
Лицензия на водопользование и распорядительная лицензия могут быть аннулированы до истечения срока их действия по решению лицензирующего органа в области водопользования по основаниям прекращения права пользования водным объектом, предусмотренным настоящим Кодексом
Договором пользования водным объектом признается соглашение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с водопользователем о порядке использования и охраны водного объекта или его части
Договор пользования водным объектом может быть заключен в следующих видах:договор долгосрочного пользования водным объектом;договор краткосрочного пользования водным объектом;договор установления частного водного сервитута.Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает с водопользователем договор долгосрочного пользования водным объектом или договор краткосрочного пользования водным объектом на основании лицензии на водопользование
Статья 56. Согласование условий лицензии на водопользование и
договора пользования водным объектом
Федеральный орган исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда при оформлении лицензии на водопользование и заключении договора пользования водным объектом должен согласовывать их условия с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
Статья 57. Обязательные (существенные) условия договора
пользования водным объектом
В договоре пользования водным объектом независимо от цели использования водного объекта в обязательном порядке должны указываться следующие условия:предусмотренные в лицензии на водопользование;определяющие порядок продления либо досрочного прекращения права пользования водным объектом;устанавливающие размер и порядок внесения платежей, связанных с пользованием водным объектом;определяющие ответственность сторон за неисполнение требований заключенного договора.
Статья 58. Заключение договора пользования водным объектом
в обязательном порядке
После выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование заключение договора пользования водным объектом является обязательным.
Статья 59. Государственная регистрация договоров
пользования водными объектами
Государственная регистрация договоров пользования водными объектами осуществляется в государственном реестре договоров, который ведется федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
Права пользования водными объектами прекращаются в случаях:отказа водопользователя от пользования водными объектами;истечения срока, на который предоставляются в пользование водные объекты;смерти водопользователя-гражданина;прекращения деятельности водопользователя - юридического лица;прекращения особого пользования водными объектами;естественного или искусственного исчезновения водных объектов;перехода прав пользования водными объектами в порядке, предусмотренном водным законодательством Российской Федерации.Принудительное прекращение прав пользования водными объектами допускается только в случаях:неиспользования водных объектов в течение трех лет;неиспользования в течение одного года водных объектов, предназначенных для водоснабжения, при ограниченности водных ресурсов;использования водных объектов не по целевому назначению;возникновения необходимости использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд;несоблюдения водопользователем условий и требований, установленных в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;запрещения использования водных объектов.
Статья 61. Порядок прекращения прав пользования водными объектами
Права пользования водными объектами прекращаются путем аннулирования лицензии на водопользование лицензирующим органом в области водопользования
ГЛАВА 6. Осуществление и защита прав пользования
водными объектами
Статья 62. Осуществление права пользования водными объектами
Водопользователи по своему усмотрению осуществляют принадлежащее им право пользования водным объектом.Не допускаются действия водопользователей, осуществляемые с нарушением прав и законных интересов других лиц или наносящие вред состоянию водных объектов.Вмешательство со стороны органов исполнительной власти в деятельность водопользователей, связанную с использованием водных объектов, запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Права пользования водными объектами могут быть ограничены в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды, историко-культурного наследия, прав и законных интересов других лиц.
Статья 64. Судебная защита прав пользования водными объектами
Защиту нарушенных или оспоренных прав пользования водными объектами осуществляют суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством Российской Федерации.
РАЗДЕЛ III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
ГЛАВА 7. Основы государственного управления
в области использования и охраны водных объектов
Статья 65. Полномочия Российской Федерации в области
использования и охраны водных объектов
К полномочиям Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов относятся:определение государственной политики в области использования и охраны водных объектов;владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, и управление водным фондом;разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за их соблюдением;проведение единой инвестиционной политики в области использования и охраны водных объектов;разработка, утверждение и реализация федеральных государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также федеральных государственных программ по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод;разработка, согласование, государственная экспертиза, утверждение и реализация федеральных, в том числе бассейновых, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов;проведение единой научно-технической политики, разработка и утверждение единой нормативно-методической базы, организация и финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований в области использования и охраны водных объектов;установление порядка ведения и ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра, а также порядка осуществления и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод;установление порядка использования водных объектов;установление порядка выдачи, оформления, регистрации и выдача лицензии на водопользование и распорядительной лицензии;определение порядка установления водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов и режима использования их территорий;определение принципов экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов, порядка установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, а также установление ее предельных размеров;установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) для субъектов Российской Федерации по водным объектам, отнесенным к федеральной собственности;
перераспределение водных ресурсов водных объектов, находящихся в федеральной собственности;установление режимов специальных попусков, наполнения и сработки водохранилищ, а также пропуска паводков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности;координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов;создание федеральных органов исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, определение их функций и полномочий
Статья 65.1. Полномочия субъекта Российской Федерации в области
использования и охраны водных объектов
К полномочиям субъекта Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов относятся:владение, пользование, распоряжение обособленными водными объектами (замкнутыми водоемами), находящимися в собственности субъекта Российской Федерации;принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, регулирующих водные отношения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также контроль за их исполнением;установление водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режимов их использования на водных объектах в соответствии с законодательством Российской Федерации;заключение договоров пользования водными объектами, соответствующих условиям лицензий на водопользование и согласованных с иными заинтересованными органами исполнительной власти;участие в разработке и реализации федеральных государственных, в том числе бассейновых, программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также федеральных государственных программ по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод;разработка, утверждение и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации по использованию, восстановлению и охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования и охраны водного фонда;участие в подготовке, заключении и реализации бассейновых соглашений о восстановлении и об охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности;участие в разработке и согласовании схем комплексного использования и охраны водных ресурсов на территории субъекта Российской Федерации;участие в подготовке и осуществлении противопаводковых мероприятий на территории субъекта Российской Федерации;осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов на территории субъекта Российской Федерации, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному контролю;согласование лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения), установленных для граждан и юридических лиц, в пределах лимитов, установленных для субъектов Российской Федерации в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) в отношении обособленных водных объектов (замкнутых водоемов), находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
участие в работе межведомственных групп по регулированию режимов наполнения и сработки водохранилищ, пропуска паводков на водных объектах;обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и запрещении эксплуатации хозяйственных и других объектов, негативно влияющих на состояние обособленных водных объектов (замкнутых водоемов), находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;ограничение, приостановление и запрещение использования обособленных водных объектов (замкнутых водоемов), находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Кодексом;предъявление исков о возмещении расположенным на территории субъекта Российской Федерации водным объектам ущерба, причиненного вследствие нарушения водного законодательства Российской Федерации и выявленного органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в результате осуществления государственного регионального контроля за использованием и охраной водных объектов на территории субъекта Российской Федерации;участие в организации и ведении государственного мониторинга водных объектов;резервирование источников питьевого водоснабжения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования и охраны водного фонда;дача разрешения в исключительных случаях на использование водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, для питьевого водоснабжения населения или иных целей по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования и охраны водного фонда, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления курортами, а разрешения на использование подземных водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, - и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере управления государственным фондом недр;утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах;
утверждение правил охраны жизни людей на воде.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ)
Статья 66. Полномочия субъектов Российской Федерации
в области использования и охраны водных объектов
Статья утратила силу с 1 января 2005 года -
Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
Статья 67. Разграничение полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в области использования и
охраны водных объектов
Статья утратила силу с 1 января 2005 года -
Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
Статья 68. Полномочия органов местного самоуправления
в области использования и охраны водных объектов
Органы местного самоуправления наделяются всеми полномочиями в отношении водных объектов, находящихся в муниципальной собственности
Статья 69. Основные принципы государственного управления
в области использования и охраны водных объектов
Государственное управление в области использования и охраны водных объектов основывается на принципах:устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды);сочетания рационального использования и охраны всего бассейна водного объекта и его части в границах территорий отдельных субъектов Российской Федерации (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов);разграничения функций управления в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования.
ГЛАВА 8. Система органов исполнительной власти
Российской Федерации в области использования и
охраны водных объектов
Статья 70. Органы исполнительной власти, осуществляющие
государственное управление в области использования
и охраны водных объектов
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области использования и охраны водных объектов, образуют единую систему органов исполнительной власти Российской Федерации, обеспечивающих реализацию государственной политики в области использования и охраны водных объектов.Система органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны водных объектов, устанавливается субъектами Российской Федерации в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, общими принципами организации деятельности исполнительных органов государственной власти и настоящим Кодексом.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 71. Федеральные органы исполнительной власти
в области использования и охраны водных объектов
Государственное управление в области использования и охраны водных объектов осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда
Статья 71.1. Органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющие государственное
управление в области использования
и охраны водных объектов
Государственное управление в области использования и охраны водных объектов на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции
Статья 72. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
в области использования и охраны водных объектов
Статья утратила силу с 1 января 2005 года -
Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
Статья 73. Федеральные органы исполнительной власти в области
управления использованием и охраной водного фонда
Наименование статьи в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию
Федеральные органы исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда обеспечивают рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов в интересах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
Статья 74. Основные функции федерального органа исполнительной власти
в области управления использованием и охраной водного фонда
Наименование статьи в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию
Основными функциями федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда являются
Глава 9. Сферы государственного управления
в области использования и охраны водных объектов
Водохозяйственные балансы представляют собой расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами.Водохозяйственные балансы предназначены для оценки наличия и степени использования водных ресурсов по бассейнам водных объектов и соответствующим территориям субъектов Российской Федерации и используются для планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны водных объектов.Составление водохозяйственных балансов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда
Статья 76. Схемы комплексного использования
и охраны водных ресурсов
Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов содержат систематизированные материалы исследований и проектных разработок о состоянии водных ресурсов и перспективном использовании и охране водных объектов.Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов разрабатываются в целях определения водохозяйственных и иных мероприятий для удовлетворения перспективных потребностей общества в водных ресурсах, обеспечения рационального использования и охраны водных объектов, а также для предотвращения и ликвидации вредного воздействия вод.Разработка схем комплексного использования и охраны водных ресурсов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда
Статья 77. Государственные программы по использованию,
восстановлению и охране водных объектов
Для планирования и осуществления рационального использования, восстановления и охраны водных объектов на основе водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, данных государственного водного кадастра разрабатываются федеральные государственные, в том числе бассейновые, программы, а также государственные программы субъектов Российской Федерации.Федеральные государственные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать региональные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов на территориях субъектов Российской Федерации, а также по использованию, восстановлению и охране обособленных водных объектов (замкнутых водоемов), находящихся в собственности субъектов Российской Федерации. Проекты региональных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов на территориях субъектов Российской Федерации подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим (функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования и охраны водного фонда, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Проекты региональных программ по использованию, восстановлению и охране обособленных водных объектов (замкнутых водоемов), находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации.Финансирование государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспечивающую сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий.Государственный мониторинг водных объектов является составной частью системы государственного мониторинга окружающей природной среды.Государственный мониторинг водных объектов ведется федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда совместно со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, с федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе участвовать в организации и ведении государственного мониторинга водных объектов
Статья 79. Государственный учет поверхностных и подземных вод и
государственный водный кадастр
Государственный учет поверхностных и подземных вод представляет собой систематическое определение и фиксацию в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории.Государственный учет поверхностных и подземных вод осуществляется в целях обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования водных объектов, их восстановления и охраны. Данные государственного учета поверхностных и подземных вод характеризуют состояние поверхностных и подземных водных объектов по качественным и количественным показателям, степени их изученности и использования. Государственный учет подземных и поверхностных вод осуществляется в Российской Федерации по единой системе и базируется на данных учета использования поверхностных и подземных вод, представляемых водопользователями, и государственного мониторинга водных объектов.Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Государственный водный кадастр ведется в Российской Федерации по единой системе и основывается на данных государственного учета вод. Представление водопользователями в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда данных, подлежащих включению в государственный водный кадастр, является обязательным.Данные государственного водного кадастра являются основой для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов и должны представляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.Государственный учет поверхностных и подземных вод и ведение государственного водного кадастра осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда с участием федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам)
Порядок осуществления государственного учета поверхностных и подземных вод устанавливается Правительством Российской Федерации.Порядок ведения государственного водного кадастра определяется водным законодательством Российской Федерации.Федеральный орган исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в государственном водном кадастре, в порядке, установленном водным законодательством Российской Федерации
Статья 80. Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации
на строительство и реконструкцию хозяйственных и других
объектов, влияющих на состояние водных объектов
Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, представляет собой проверку ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству.Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда
Статья 81. Государственный контроль за использованием и охраной
водных объектов
Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов призван обеспечить соблюдение:порядка использования и охраны водных объектов;лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов;режима использования территорий водоохранных зон;иных требований водного законодательства Российской Федерации.Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (государственный федеральный контроль) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственный региональный контроль)
Статья 82. Нормирование в области использования и охраны
водных объектов
Нормирование в области использования и охраны водных объектов заключается:в установлении лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);в разработке и принятии стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов.
Статья 83. Лицензирование в области использования и охраны
водных объектов
Лицензирование в области использования и охраны поверхностных водных объектов осуществляет лицензирующий орган в области водопользования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды
Статья 84. Государственное регулирование
водохозяйственной деятельности
Государственное регулирование водохозяйственной деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда. При осуществлении водохозяйственной деятельности допускается передача водохозяйственных объектов в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным унитарным предприятиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Водные объекты могут использоваться для следующих целей:питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;здравоохранения;промышленности и энергетики;сельского хозяйства;лесного хозяйства;гидроэнергетики;рекреации;транспорта;строительства;пожарной безопасности;рыбного хозяйства;охотничьего хозяйства;лесосплава;добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля;для иных целей.Использование водных объектов может осуществляться с изъятием (забор воды) либо без изъятия (сброс, использование в качестве водных путей и другое) водных ресурсов.Водные объекты или их части могут предоставляться в пользование для удовлетворения одной или нескольких целей, одному или нескольким водопользователям.Особенности использования водных объектов для определенных целей определяются федеральными законами в соответствии с водным законодательством Российской Федерации.
Использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование.Общее водопользование может осуществляться как на водных объектах общего пользования, так и на водных объектах, не состоящих в общем пользовании, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.Использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.Виды специального водопользования определяются в перечне, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда
Для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут предоставляться в особое пользование по решению Правительства Российской Федерации.
Общее водопользование осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, а также с условиями, определяемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим санкции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования и охраны водного фонда, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и другими федеральными органами исполнительной власти в области управления использованием и охраной природных ресурсов в пределах их компетенции
Общее водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, допускается на условиях, установленных собственником по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, в соответствии с законодательством Российской Федерации
Статья 89. Ограничение, приостановление или запрещение использования
водных объектов
Использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено в целях обеспечения защиты основ конституционного строя, обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды и историко-культурного наследия, прав и законных интересов других лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.Ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов устанавливаются Правительством Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр, федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора и федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной рыбных ресурсов
Статья 90. Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения)
Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок.Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) субъектам Российской Федерации на основании водохозяйственных балансов и заявленных ими потребностей в водных ресурсах по поверхностным водным объектам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, а по подземным водным объектам - и с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр
Статья 91. Порядок предоставления водных объектов в пользование
Водные объекты предоставляются в пользование на основании:лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом;решения Правительства Российской Федерации о предоставлении водного объекта в особое пользование, выданной на его основе лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом
Статья 92. Права и обязанности водопользователей
при использовании водных объектов
Водопользователи при использовании водных объектов имеют право:осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством Российской Федерации;получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством Российской Федерации.Водопользователи обязаны:рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;информировать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов;своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов;выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами и представлять указанную информацию бесплатно и в установленные сроки в федеральный орган исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, а по подземным водным объектам - также и в федеральный орган исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр
осуществлять иные мероприятия по охране водных объектов;выполнять другие обязанности, предусмотренные водным законодательством Российской Федерации.
Статья 93. Антимонопольные требования в области использования
водных объектов
Запрещаются действия водопользователей, направленные на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, в результате которых ущемляются или могут быть ущемлены права и законные интересы других водопользователей, а также иных граждан и юридических лиц.Федеральным органам государственной власти запрещается принимать решения и (или) совершать действия, способствующие монополизации водопользования и создающие дискриминационные или благоприятные условия для деятельности отдельных водопользователей, если такие действия имеют или могут иметь своим результатом нарушение прав и законных интересов других водопользователей
Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации принимают совместимые с принципом устойчивого развития меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также по ликвидации последствий указанных явлений
В целях предупреждения и устранения загрязнения водных объектов определяются источники их загрязнения.Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов.Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения.Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют охрану водных объектов от всех видов загрязнения, включая диффузное загрязнение (загрязнение через поверхность земли и воздух)
Запрещаются сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов.Поступление взвешенных частиц в водный объект допускается только в соответствии с требованиями водного законодательства Российской Федерации.
Аварийное загрязнение водных объектов возникает при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, который причиняет вред или создает угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей природной среды, а также биологическому разнообразию.Меры предупреждения и ликвидации аварийного загрязнения водных объектов определяются водным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о недрах.
Статья 98. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения
из источников загрязнения, находящихся на суше
Источники загрязнения, находящиеся на суше, не должны вызывать загрязнения и засорения водных объектов сверх установленных нормативов воздействия на водные объекты.Соблюдение требований части первой настоящей статьи обеспечивается приоритетным применением технологий, не оказывающих негативного воздействия на окружающую природную среду, ограничением использования токсичных веществ и тяжелых металлов, введением научно обоснованных методов измерения и расчетов сбросов сточных вод в водные объекты и выбросов в атмосферу.
Статья 99. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения,
вызываемых деятельностью на дне водных объектов
Добыча полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна водных объектов или возведение сооружений с опорой на дно должны осуществляться такими способами, которые не оказывали бы вредного воздействия на поверхностные воды, дно, берега водных объектов и водные биоресурсы.При осуществлении на дне водных объектов работ, которые направлены на использование недр, но не связаны с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнения, засорения и истощения водных объектов.
Статья 100. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения
с судов и иных средств и сооружений, используемых
на поверхности водных объектов
Не разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а также иных объектов, находящихся на поверхности водных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах и объектах.
Статья 101. Охрана ледяного покрова водных объектов, ледников
и снежников от загрязнения и засорения
Запрещаются засорение ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников производственными, бытовыми и иными отходами и отбросами, а также загрязнение их нефтяными продуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами.Забор льда не должен влиять на состояние водных объектов и приводить к истощению запасов поверхностных и подземных вод.