Налоговый кодекс РФ. Часть вторая
Номер документа: | 117-ФЗ |
Дата редакции: | 18 мая 2005 |
Дата принятия: | 5 августа 2000 |
Вид документа: | КОДЕКС |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания РФ, N 25, 25.09.2000 |
Публикация: | Парламентская газета N 151-152, 10.08.2000 |
Публикация: | Российская газета, N 153-154, 10.08.2000 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 32, 07.08.2000, ст. 3340 |
Редакции
- 01.04.2025
- 28.01.2025
- 21.01.2025
- 13.01.2025
- 01.01.2025
- 30.11.2024
- 29.10.2024
- 01.10.2024
- 08.09.2024
- 12.08.2024
- 08.08.2024
- 22.07.2024
- 12.07.2024
- 01.07.2024
- 01.06.2024
- 29.05.2024
- 01.05.2024
- 23.04.2024
- 22.04.2024
- 01.04.2024
- 26.03.2024
- 23.03.2024
- 26.02.2024
- 15.02.2024
- 14.02.2024
- 19.01.2024
- 01.01.2024
- 25.12.2023
- 19.12.2023
- 14.12.2023
- 27.11.2023
- 14.11.2023
- 26.10.2023
- 01.10.2023
- 04.09.2023
- 01.09.2023
- 31.08.2023
- 04.08.2023
- 31.07.2023
- 15.07.2023
- 10.07.2023
- 01.07.2023
- 29.06.2023
- 24.06.2023
- 05.06.2023
- 01.06.2023
- 29.05.2023
- 28.04.2023
- 01.04.2023
- 18.03.2023
- 01.03.2023
- 17.02.2023
- 01.02.2023
- 29.01.2023
- 01.01.2023
- 29.12.2022
- 28.12.2022
- 21.12.2022
- 19.12.2022
- 04.12.2022
- 21.11.2022
- 04.11.2022
- 14.10.2022
- 01.10.2022
- 01.09.2022
- 14.08.2022
- 01.08.2022
- 14.07.2022
- 01.07.2022
- 28.06.2022
- 28.05.2022
- 16.05.2022
- 01.05.2022
- 26.04.2022
- 26.03.2022
- 25.03.2022
- 09.03.2022
- 01.03.2022
- 01.01.2022
- 29.11.2021
- 01.10.2021
- 01.09.2021
- 02.08.2021
- 01.08.2021
- 02.07.2021
- 01.07.2021
- 11.06.2021
- 20.05.2021
- 20.04.2021
- 17.02.2021
- 22.01.2021
- 10.01.2021
- 01.01.2021
- 23.11.2020
- 15.11.2020
- 09.11.2020
- 15.10.2020
- 01.10.2020
- 31.07.2020
- 13.07.2020
- 01.07.2020
- 08.06.2020
- 21.05.2020
- 24.04.2020
- 22.04.2020
- 19.04.2020
- 01.04.2020
- 26.03.2020
- 18.03.2020
- 30.01.2020
- 29.01.2020
- 01.01.2020
- 28.12.2019
- 19.12.2019
- 01.11.2019
- 29.10.2019
- 25.10.2019
- 01.10.2019
- 29.09.2019
- 01.09.2019
- 01.08.2019
- 30.07.2019
- 26.07.2019
- 03.07.2019
- 01.07.2019
- 29.06.2019
- 17.06.2019
- 07.06.2019
- 01.06.2019
- 29.05.2019
- 01.05.2019
- 15.04.2019
- 25.01.2019
- 01.01.2019
- 28.12.2018
- 25.12.2018
- 12.12.2018
- 01.12.2018
- 27.11.2018
- 11.10.2018
- 01.10.2018
- 04.09.2018
- 03.09.2018
- 01.09.2018
- 03.08.2018
- 19.07.2018
- 01.07.2018
- 04.06.2018
- 01.06.2018
- 01.05.2018
- 23.04.2018
- 01.04.2018
- 07.03.2018
- 19.02.2018
- 29.01.2018
- 01.01.2018
- 29.12.2017
- 27.12.2017
- 27.11.2017
- 30.10.2017
- 01.10.2017
- 01.09.2017
- 30.07.2017
- 19.07.2017
- 01.07.2017
- 04.05.2017
- 01.05.2017
- 07.04.2017
- 04.04.2017
- 01.01.2017
- 30.12.2016
- 30.11.2016
- 01.10.2016
- 01.09.2016
- 03.08.2016
- 01.08.2016
- 03.07.2016
- 01.07.2016
- 02.06.2016
- 01.06.2016
- 05.05.2016
- 15.04.2016
- 09.04.2016
- 05.04.2016
- 01.04.2016
- 15.03.2016
- 09.03.2016
- 15.02.2016
- 01.02.2016
- 01.01.2016
- 29.12.2015
- 23.12.2015
- 28.11.2015
- 23.11.2015
- 30.10.2015
- 06.10.2015
- 01.10.2015
- 15.09.2015
- 30.07.2015
- 03.07.2015
- 01.07.2015
- 30.06.2015
- 08.06.2015
- 01.05.2015
- 07.04.2015
- 01.04.2015
- 09.03.2015
- 01.03.2015
- 29.01.2015
- 22.01.2015
- 01.01.2015
- 29.12.2014
- 25.12.2014
- 05.12.2014
- 25.11.2014
- 22.11.2014
- 06.10.2014
- 01.10.2014
- 01.09.2014
- 22.08.2014
- 06.08.2014
- 01.08.2014
- 22.07.2014
- 01.07.2014
- 30.06.2014
- 24.06.2014
- 04.06.2014
- 01.06.2014
- 05.05.2014
- 02.05.2014
- 21.04.2014
- 01.04.2014
- 30.01.2014
- 02.01.2014
- 01.01.2014
- 25.12.2013
- 03.12.2013
- 01.12.2013
- 01.10.2013
- 01.09.2013
- 24.08.2013
- 24.07.2013
- 07.07.2013
- 03.07.2013
- 01.07.2013
- 28.06.2013
- 08.05.2013
- 01.04.2013
- 01.03.2013
- 16.01.2013
- 01.01.2013
- 31.12.2012
- 30.12.2012
- 29.12.2012
- 26.12.2012
- 04.12.2012
- 01.12.2012
- 29.11.2012
- 03.10.2012
- 01.10.2012
- 30.08.2012
- 12.08.2012
- 01.08.2012
- 07.07.2012
- 01.07.2012
- 24.05.2012
- 04.05.2012
- 31.03.2012
- 01.02.2012
- 07.01.2012
- 05.01.2012
- 01.01.2012
- 01.12.2011
- 29.11.2011
- 22.11.2011
- 01.11.2011
- 21.10.2011
- 01.10.2011
- 01.09.2011
- 01.08.2011
- 22.07.2011
- 21.07.2011
- 01.07.2011
- 22.06.2011
- 08.06.2011
- 27.04.2011
- 01.04.2011
- 11.03.2011
- 30.01.2011
- 04.01.2011
- 01.01.2011
- 31.12.2010
- 30.12.2010
- 29.12.2010
- 29.11.2010
- 10.11.2010
- 01.10.2010
- 30.09.2010
- 02.09.2010
- 01.09.2010
- 03.08.2010
- 01.07.2010
- 04.06.2010
- 21.05.2010
- 07.05.2010
- 07.04.2010
- 01.04.2010
- 29.01.2010
- 01.01.2010
- 31.12.2009
- 30.12.2009
- 29.12.2009
- 27.12.2009
- 23.12.2009
- 22.12.2009
- 30.11.2009
- 01.10.2009
- 22.08.2009
- 01.08.2009
- 22.07.2009
- 20.07.2009
- 09.07.2009
- 01.07.2009
- 30.06.2009
- 22.06.2009
- 09.06.2009
- 05.05.2009
- 01.04.2009
- 17.03.2009
- 01.03.2009
- 31.01.2009
- 30.01.2009
- 26.01.2009
- 01.01.2009
- 31.12.2008
- 01.10.2008
- 01.07.2008
- 08.01.2008
- 05.01.2008
- 01.01.2008
- 14.12.2007
- 01.09.2007
- 01.07.2007
- 01.03.2007
- 31.01.2007
- 12.01.2007
- 08.01.2007
- 01.01.2007
- 18.11.2006
- 08.07.2006
- 01.05.2006
- 01.04.2006
- 31.01.2006
- 23.01.2006
- 01.01.2006
- 01.09.2005
- 26.08.2005
- 05.08.2005
- 31.07.2005
- 14.07.2005
- 21.06.2005
- 31.01.2005
- 01.01.2005
- 03.08.2004
- 01.08.2004
- 01.01.2004
- 09.08.2003
- 01.07.2003
- 27.06.2003
- 10.06.2003
- 08.06.2003
- 01.01.2003
- 30.08.2002
- 01.06.2002
- 01.01.2002
- 09.09.2001
- 02.07.2001
- 01.01.2001
Страница 21
Статья 317. Порядок налогового учета отдельных видов внереализационных доходов
При определении внереализационных доходов в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора. В случае, если условиями договора не установлен размер штрафных санкций или возмещения убытков, у налогоплательщика-получателя не возникает обязанности для начисления внереализационных доходов по этому виду доходов. При взыскании долга в судебном порядке обязанность по начислению этого внереализационного дохода у налогоплательщика возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу
Статья 318. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию
1. Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с учетом положений настоящей статьи. Для целей настоящей главы расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на: 1) прямые;2) косвенные.К прямым расходам относятся
Сумма прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, также относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде продукции
Статья 319. Порядок оценки остатков незавершенного производства,
остатков готовой продукции, товаров отгруженных
1. Под незавершенным производством (далее - НЗП) в целях настоящей главы понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к НЗП при условии, что они уже подверглись обработке
Для прочих налогоплательщиков сумма прямых расходов распределяется на остатки НЗП пропорционально доле прямых затрат в плановой (нормативной, сметной) стоимости продукции
4.
Статья 320. Порядок определения расходов по торговым операциям
Налогоплательщики, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, формируют расходы на реализацию (далее в настоящей статье - издержки обращения) с учетом следующих особенностей
2. Определяется стоимость товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца
Статья 321. Особенности ведения налогового учета организациями,
созданными в соответствии с федеральными законами,
регулирующими деятельность данных организаций
Организации, созданные в соответствии с федеральными законами (Центральный банк Российской Федерации, федеральная служба почтовой связи), регулирующими деятельность данных организаций, ведут раздельный учет доходов и расходов, полученных (понесенных) при осуществлении деятельности, связанной с исполнением ими функций, предусмотренных законодательством, и доходов и расходов, полученных (понесенных) при осуществлении иной коммерческой деятельности
Статья 321.1. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями
1. Налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников
Аналитический учет доходов и расходов по средствам целевого финансирования и целевых поступлений ведется по каждому виду поступлений с учетом требований настоящей главы. 3. Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).
4. В целях настоящей главы при определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлением коммерческой деятельности, помимо расходов, произведенных в целях осуществления предпринимательской деятельности, относятся суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет средств, полученных от этой деятельности, и используемому для осуществления этой деятельности. При этом по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 года, остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по правилам бухгалтерского учета за период эксплуатации такого объекта. 5. В бюджетных учреждениях (независимо от наличия у таких учреждений расчетных или иных счетов), занимающихся коммерческой деятельностью, бухгалтерский учет ведется централизованными бухгалтериями в соответствии с положениями настоящей главы. Декларации по налогу представляются централизованными бухгалтериями в налоговые органы по месту нахождения каждого бюджетного учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
(Статья дополнительно включена с 30 августа 2002 года Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 110-ФЗ)
Статья 322. Особенности организации налогового учета
амортизируемого имущества
1.
2. По основным средствам, передаваемым налогоплательщиком в безвозмездное пользование, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла указанная передача, начисление амортизации не производится.Аналогичный порядок применяется по основным средствам, переведенным по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, а также по основным средствам, находящимся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации свыше 12 месяцев.При окончании договора безвозмездного пользования и возврате основных средств налогоплательщику (а также при расконсервации или окончании реконструкции) амортизация начисляется в порядке, определенном настоящей главой Кодекса, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошел возврат основных средств налогоплательщику, окончание реконструкции или расконсервация основного средства.3. Первоначальной стоимостью нематериальных активов, которые не числились в бухгалтерском учете по состоянию на 1 января 2002 года в составе нематериальных активов, но в соответствии с настоящей главой относятся к нематериальным активам, признается сумма расходов, определенная как разница между суммой расходов на их приобретение (создание) и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, и суммой расходов, ранее уменьшавших налоговую базу налогоплательщика в порядке, действовавшем до вступления в силу настоящей главы
Статья 323. Особенности ведения налогового учета операций
с амортизируемым имуществом
Наименование статьи в редакции, введенной в действие с 30 июня 2002 года
Федеральным законом от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ; действие распространяется
на отношения, возникшие с 1 января 2002 года, - см. предыдущую редакцию
Налогоплательщик определяет прибыль (убыток) от реализации или выбытия амортизируемого имущества на основании аналитического учета по каждому объекту на дату признания дохода (расхода)
года Федеральным законом от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ; действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года, - см. предыдущую редакцию)
Прибыль, полученная налогоплательщиком, подлежит включению в состав налоговой базы в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества
Статья 324. Порядок ведения налогового учета расходов
на ремонт основных средств
1. В аналитическом учете налогоплательщик формирует сумму расходов на ремонт основных средств с учетом группировки всех осуществленных расходов, включая стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходов на оплату труда работников, осуществляющих ремонт, и прочих расходов, связанных с ведением указанного ремонта собственными силами, а также с учетом затрат на оплату работ, выполненных сторонними силами. 2. Налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных средств, рассчитанной в соответствии с порядком, установленным настоящим пунктом, и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. Для расчета совокупной стоимости амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящей главы, принимается восстановительная стоимость, определенная в соответствии с пунктом 1 статьи 257 настоящего Кодекса.При определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года. Если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего отчетного (налогового) периода.
В случае, если налогоплательщик создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва.В случае, если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.Если на конец налогового периода остаток средств резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом периоде затрат на ремонт основных средств, то сумма такого превышения на последнюю дату текущего налогового периода для целей налогообложения включается в состав доходов налогоплательщика.Если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения капитального ремонта основных средств налогоплательщик осуществляет накопление средств для финансирования указанного ремонта в течение более одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не подлежит включению в состав доходов для целей налогообложения.3. Если налогоплательщик осуществляет виды деятельности, в отношении которых в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса отдельно исчисляется налоговая база по налогу, то аналитический учет расходов на ремонт основных средств для целей налогообложения ведется по видам производства, по видам деятельности.
(Статья в редакции, введенной в действие с 30 июня 2002 года Федеральным законом от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ; действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года. - См. предыдущую редакцию)
Статья 324.1. Порядок учета расходов на формирование резерва
предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на
выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет
1. Налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.2. Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников.3. На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва.Недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний рабочий день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму единого социального налога, по которым ранее не создавался указанный резерв.4. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений единого социального налога.5. Если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.6. В аналогичном порядке налогоплательщик осуществляет отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год.
(Статья дополнительно включена с 30 июня 2002 года Федеральным законом от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ; действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года)
Статья 325. Порядок ведения налогового учета расходов
на освоение природных ресурсов
1. Налогоплательщики, принявшие решение о приобретении лицензий на право пользования недрами, в аналитических регистрах налогового учета обособленно отражают расходы, осуществляемые в целях приобретения лицензий. При этом расходы, связанные с приобретением каждой конкретной лицензии, учитываются отдельно. К расходам, осуществляемым в целях приобретения лицензии, в частности, относятся:расходы, связанные с предварительной оценкой месторождения;расходы, связанные с проведением аудита запасов месторождения;расходы на разработку технико-экономического обоснования (иных аналогичных работ), проекта освоения месторождения;расходы на приобретение геологической и иной информации;расходы на оплату участия в конкурсе.В случае, если по результатам конкурса налогоплательщик заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (получает лицензию), то расходы, осуществленные налогоплательщиком, связанные с процедурой участия в конкурсе, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов. При этом амортизация данного нематериального актива начисляется в порядке, установленном статьями 256-259 настоящего Кодекса.В случае, если по результатам конкурса налогоплательщик не заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (не получает лицензию), то расходы, осуществленные налогоплательщиком, связанные с процедурой участия в конкурсе, включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса, равномерно в течение пяти лет. В случае, если после осуществления предварительных расходов, направленных на приобретение лицензий, налогоплательщик принимает решение об отказе от участия в конкурсе либо о нецелесообразности приобретения лицензии, то указанные расходы также включаются в состав прочих расходов с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщиком принято указанное решение, равномерно в течение пяти лет. При этом указанное решение оформляется соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.В аналогичном порядке учитываются расходы, осуществленные в целях приобретения лицензий на право пользования недрами, в случае, если указанные лицензии выдаются налогоплательщику без проведения конкурсов.
2. Расходы на освоение природных ресурсов, предусмотренные пунктом 1 статьи 261 настоящего Кодекса, отражаются в аналитических регистрах налогового учета обособленно по каждому участку недр (месторождению) или участку территории (акватории), отраженному в лицензионном соглашении налогоплательщика (лицензии на право пользования недрами).При этом в зависимости от конкретного вида расходов расходы группируются как:общие расходы по осваиваемому участку (месторождению) в целом;расходы, относящиеся к отдельным частям территории разрабатываемого участка;расходы, относящиеся к конкретному объекту, создаваемому в процессе освоения участка.К общим расходам, в частности, относятся:расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с предоставленными в установленном порядке лицензиями (разрешениями), а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе государственных органов. К расходам, относящимся к отдельным частям территории осваиваемого участка, относятся на основании первичных учетных документов расходы, в частности:расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов;прочие расходы, связанные с освоением части территории участка.Сумма общих расходов учитывается по каждой части территории осваиваемого участка (месторождения) в доле, определяемой исходя из отношения суммы расходов, относящихся к отдельным частям территории осваиваемого участка, к общей сумме расходов, осуществленных по освоению данного участка (месторождения).К расходам, относящимся к конкретному объекту, создаваемому в процессе освоения участка, относятся расходы, непосредственно связанные со строительством сооружений, которые в дальнейшем на основании решения налогоплательщика могут быть признаны постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств.3. При проведении геолого-поисковых работ и геолого-разведочных работ по разведке полезных ископаемых сумма осуществленных налогоплательщиком расходов определяется на основании актов выполненных работ по договорам с подрядчиками, а также на основании сумм фактически осуществленных налогоплательщиком затрат, относимых к расходам на освоение природных ресурсов в соответствии с положениями настоящей статьи.
Налогоплательщик организует налоговый учет указанных расходов по каждому договору и каждому объекту, связанному с освоением природных ресурсов.Аналитические регистры налогового учета должны содержать информацию об окончании работ в разрезе каждого договора, связанного с указанными работами по каждому конкретному участку недр.По окончании работ по договору с подрядчиком осуществленные расходы по данному договору включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, в котором подписан последний акт выполненных работ с подрядчиком по данному договору. Осуществленные расходы равными долями включаются в состав прочих расходов в сроки, предусмотренные статьей 261 настоящего Кодекса.Текущие расходы на содержание объектов, связанных с освоением природных ресурсов (в том числе расходы на оплату труда, расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией временных сооружений, и иные подобные расходы), а также расходы на доразведку месторождения или его участков, находящихся в пределах горного или земельного отвода организации, в полной сумме включаются в состав расходов того отчетного (налогового) периода, в котором они произведены. При этом к расходам на доразведку относятся расходы, связанные с осуществлением работ по доразведке по введенным в эксплуатацию и промышленно освоенным месторождениям
5. В случае если скважина оказалась (признана) непродуктивной, то расходы налогоплательщика, осуществляемые по ликвидации такой скважины, относятся также в состав расходов, учитываемых по данному объекту в налоговом учете, в порядке, установленном статьей 261 настоящего Кодекса. Общая сумма расходов, отраженных в налоговом учете по данному объекту, включается в состав прочих расходов в соответствии с порядком, предусмотренным настоящей статьей.
Статья 326. Порядок ведения налогового учета по срочным
сделкам при применении метода начисления
Налогоплательщик по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяет налоговую базу на основании данных регистров налогового учета.Данные регистров налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов (расходов) по срочным сделкам, учитываемым для целей налогообложения.Данные регистров налогового учета должны содержать в денежном выражении суммы требований (обязательств) налогоплательщика в соответствии с условиями заключенных договоров к контрагентам:по сделкам, предусматривающим куплю-продажу базисных активов;по сделкам, предусматривающим исполнение обязательств путем проведения взаимных расчетов и (или) заключения встречной сделки, изменение сумм таких требований и обязательств от даты заключения сделок до наступления первой по срокам даты расчетов и (или) даты исполнения сделки.Требования (обязательства) могут быть выражены как в рублях, так и в иностранной валюте. Требования (обязательства) в иностранной валюте подлежат переоценке в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к российскому рублю. Требования (обязательства) по срочным сделкам, предусматривающим куплю-продажу базисного актива, подлежат переоценке в связи с изменением рыночной цены базисного актива.При этом доходы (расходы) по форвардным сделкам, предусматривающим куплю-продажу базисного актива (за исключением валютных ценностей), учитываются налогоплательщиком на дату перехода права собственности на базисный актив в соответствии с условиями сделки
При наступлении срока исполнения срочной сделки с финансовыми инструментами срочных сделок налогоплательщик производит оценку требований и обязательств на дату исполнения в соответствии с условиями ее заключения и определяет сумму доходов (расходов) с учетом ранее учтенных в целях налогообложения в составе доходов и расходов сумм.При совершении срочных сделок, предусматривающих куплю-продажу иностранной валюты, либо драгоценных металлов, либо ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, налогоплательщик на дату исполнения сделки определяет доходы (расходы) с учетом курсовых разниц, определенных как разница между курсом исполнения сделки и установленных Центральным банком Российской Федерации курсом валют и официальных цен на драгоценные металлы на дату исполнения сделки.Налогоплательщик выделяет для отдельного налогового учета операции с финансовыми инструментами срочных сделок, заключенные с целью компенсации возможных убытков, возникающих в результате неблагоприятного изменения цены или иного показателя базового актива (объекта хеджирования).Расчет составляется налогоплательщиком по каждой операции хеджирования отдельно и содержит следующие данные:описание операции хеджирования, включающее наименование объекта хеджирования, типы страхуемых рисков (ценовой, валютный, кредитный, процентный и тому подобные риски), планируемые действия относительно объекта хеджирования (покупка, продажа, иные действия), финансовые инструменты срочных сделок, которые планируется использовать, условия исполнения сделки;дата начала операции хеджирования, дата ее окончания и (или) ее продолжительность, промежуточные условия расчета;объем, дата и цена сделки (сделок) с объектом хеджирования;объем, дата и цена сделки (сделок) с финансовыми инструментами срочных сделок;информация о расходах по осуществлению данной операции.Аналитический учет ведется раздельно по сделкам, совершаемым с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, и по сделкам с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, а также по сделкам, заключенным с целью с хеджирования.