Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ
Номер документа: | 41-ФЗ |
Дата редакции: | 14 апреля 1995 |
Дата принятия: | 14 апреля 1995 |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Российская газета, N 78, 20.04.1995. |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации N 16, 17.04.95, ст.1316 |
Настоящий Федеральный закон определяет экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:тарифы на электрическую и тепловую энергию (далее - тарифы) - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность); в целях настоящего Федерального закона указанное понятие применяется исходя из смысла и конкретного содержания правовой нормы;энергоснабжающая организация - коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и(или) тепловой энергии;потребитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) и(или) тепловой энергией (мощностью);федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) - сфера купли-продажи электрической энергии (мощности), осуществляемой его субъектами в пределах Единой энергетической системы России;субъекты федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) - юридические лица, осуществляющие куплю-продажу электрической энергии (мощности) и(или) предоставляющие услуги на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности).
Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.Срок действия установленных тарифов не может быть менее трех месяцев.
Государственное регулирование тарифов обусловлено естественной монополией энергоснабжающих организаций и осуществляется в целях:защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов;создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии;формирования конкурентной среды в электроэнергетическом комплексе для повышения эффективности его функционирования и минимизации тарифов;создания экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах;обеспечения юридическим лицам - производителям электрической энергии (мощности) независимо от организационно-правовых форм права равного доступа на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности).
При государственном регулировании тарифов должны соблюдаться следующие основные принципы:осуществление поставок электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) всем потребителям по тарифам, утвержденным в установленном порядке;определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов;открытость, доступность для потребителей и общественности материалов энергетических комиссий по рассмотрению и утверждению тарифов на электрическую и тепловую энергию;обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии;обеспечение коммерческих организаций в сфере производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие, в том числе средствами, направленными на энергосбережение и обеспечение энергетической, технической и экологической безопасности (включая ядерную и радиационную безопасность) Российской Федерации, осуществляемое путем привлечения заемных средств, частных инвестиций, средств коммерческих организаций (инвестиционных фондов, страховых фондов, фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) и иных средств;создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций;определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями;выбор поставщиков энергетического оборудования и подрядных организаций по энергетическому и электросетевому строительству на конкурсной основе;учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации и
полномочия органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области государственного
регулирования тарифов
Правительство Российской Федерации:устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации;формирует сводный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергической системы России по субъектам Российской Федерации;определяет вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями за пределы территорий субъектов Российской Федерации, электрическую энергию (мощность), поставляемую коммерческими организациями на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности), электрическую энергию (мощность), поставляемую с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) его субъектам, в том числе поставляемую на экспорт;утверждает нормативно-методическую основу деятельности органов государственного регулирования тарифов;обеспечивает организацию финансирования деятельности и развития Единой энергической системы России.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, исходя из основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством Российской Федерации, определяют вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются органами местного самоуправления) потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, за исключением потребителей, энергоснабжение которых с согласия региональных энергетических комиссий осуществляется с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности).
Федеральный орган исполнительной власти - Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (далее - Федеральная энергетическая комиссия) осуществляет государственное регулирование тарифов по вопросам, отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к ее полномочиям.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональные энергетические комиссии субъектов Российской Федерации (далее - региональные энергетические комиссии) осуществляют государственное регулирование тарифов по вопросам, отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к их полномочиям.
Статья 7. Нормативно-методическая основа деятельности органов
государственного регулирования тарифов
Федеральная и региональные энергетические комиссии в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, работают на единой нормативно-методической основе, утверждаемой Правительством Российской Федерации, и независимы в своих решениях в пределах полномочий, предоставленных им настоящим Федеральным законом.Региональные энергетические комиссии в своей деятельности руководствуются также нормативными правовыми актами соответствующих субъектов Российской Федерации, принятых ими в пределах полномочий, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.
Федеральная энергетическая комиссия состоит из работающих на постоянной основе членов указанной Комиссии и ее председателя, назначаемого на должность Президентом Российской Федерации в порядке, установленном законом, а также аппарата Комиссии, численность которого утверждается Правительством Российской Федерации.Федеральная энергетическая комиссия действует на основании положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
Члены региональных энергетических комиссий и их председатели назначаются на должности в порядке, определяемом соответствующими субъектами Российской Федерации.Кандидатуры на должности председателей региональных энергетических комиссий согласовываются с Федеральной энергетической комиссией.
Статья 10. Правовой статус Федеральной энергетической комиссии
Федеральная энергетическая комиссия является юридическим лицом и для выполнения своих функций имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, бланки и печати с указанием своего наименования.
Федеральная энергетическая комиссия наделяется следующими полномочиями:установление в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, тарифов на электрическую энергию (мощность) на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности);установление нормативов формирования средств (размера средств), предназначенных для финансирования деятельности и развития Единой энергетической системы России, организации функционирования федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), включая установление экономически обоснованного размера абонентной платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России и иные услуги, предоставляемые на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности), а также норматива формирования средств, предназначенных для обеспечения безопасности функционирования атомных электростанций;разработка предложений по совершенствованию действующих и принятию новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию;разработка и утверждение единой системы классификации и учета затрат энергоснабжающих организаций, а также системы отчетности, представляемой в энергетические комиссии;рассмотрение проектов целевых программ развития электроэнергетики Российской Федерации и предложений по их финансированию;рассмотрение разногласий, возникающих между региональными энергетическими комиссиями, потребителями, электроснабжение которых осуществляется с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), и энергоснабжающими организациями по их просьбе, и принятие решений по рассматриваемым разногласиям;проверка хозяйственной деятельности коммерческих организаций, для которых тарифы на отпускаемую электрическую энергию устанавливаются Федеральной энергетической комиссией, в части, касающейся размеров указанных тарифов.
Региональные энергетические комиссии наделяются следующими полномочиями:установление экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителями, расположенными на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, за исключением потребителей, имеющих доступ на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности), а также размера платы за услуги по передаче электроэнергии по сетям (регулирование тарифов региональными энергетическими комиссиями осуществляется на основании положений, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, и исходя из основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством Российской Федерации);разработка предложений по целевым программам развития электроэнергетики, принимаемым федеральными органами государственной власти и затрагивающим интересы субъектов Российской Федерации;согласование предложений о размещении и расширении предприятий и объектов электроэнергетики независимо от форм собственности, деятельность которых затрагивает интересы соответствующих субъектов Российской Федерации;проверка хозяйственной деятельности энергоснабжающих организаций, для которых тарифы устанавливаются региональными энергетическими комиссиями, по вопросам формирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию;участие в формировании балансов электрической энергии (мощности);иные полномочия, в области государственного регулирования тарифов, не предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона.
Статья 13. Разрешение разногласий и споров, возникающих при
государственном регулировании тарифов
Федеральная и региональные энергетические комиссии обеспечивают в своих решениях по вопросам государственного регулирования тарифов сочетание интересов потребителей и поставщиков электрической и тепловой энергии.В случае возникновения разногласий, связанных с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, потребители и поставщики электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности), региональные энергетические комиссии могут обратиться в Федеральную энергетическую комиссию для разрешения разногласий. При обращении в Федеральную энергетическую комиссию стороны уплачивают сбор, размер и порядок уплаты которого определяются Правительством Российской Федерации. Суммы поступлений от сбора зачисляются в федеральный бюджет.Споры, связанные с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе разногласия, не разрешенные Федеральной энергетической комиссией, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Федеральная энергетическая комиссия формируется в пределах существующей численности государственного аппарата и предусматриваемых в федеральном бюджете расходов на его содержание. Финансирование Федеральной энергетической комиссии осуществляется за счет средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете.Источники и порядок финансирования региональных энергетических комиссий определяются субъектами Российской Федерации.Федеральной и региональным энергетическим комиссиям запрещается заниматься предпринимательской деятельностью.
Порядок государственного регулирования и применения тарифов устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению Федеральной энергетической комиссии.Порядок рассмотрения разногласий при обращении в Федеральную энергетическую комиссию устанавливается Правительством Российской Федерации.Перечень коммерческих организаций, для которых тарифы на поставляемую электрическую энергию устанавливаются Федеральной энергетической комиссией, утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 16. Приведение нормативных правовых актов в соответствие
с настоящим Федеральным законом
Правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам государственного регулирования тарифов приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.