Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ
Номер документа: | 40-ФЗ |
Дата редакции: | 22 августа 2004 |
Дата принятия: | 3 апреля 1995 |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Российская газета, N 72, 12.04.1995 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации N 15, 10.04.95, ст.1269 |
Редакции
- 08.08.2024
- 08.03.2024
- 30.01.2024
- 25.12.2023
- 15.08.2023
- 30.03.2023
- 03.02.2023
- 05.12.2022
- 15.08.2022
- 25.07.2022
- 01.07.2021
- 20.11.2020
- 11.08.2020
- 13.12.2019
- 07.03.2018
- 28.06.2017
- 18.06.2017
- 20.07.2016
- 04.07.2016
- 03.07.2016
- 10.01.2016
- 03.01.2015
- 30.09.2014
- 11.07.2014
- 05.05.2014
- 03.01.2014
- 25.11.2013
- 01.09.2013
- 19.05.2013
- 20.12.2011
- 02.08.2011
- 26.07.2011
- 11.01.2011
- 30.10.2010
- 10.08.2010
- 10.01.2009
- 19.12.2007
- 12.08.2007
- 20.07.2007
- 29.07.2006
- 02.05.2006
- 22.03.2005
- 01.01.2005
- 01.07.2003
- 14.01.2003
- 01.07.2002
- 09.11.2000
- 06.01.2000
- 12.04.1995
Федеральным законом от 7 ноября 2000 года № 135-ФЗ (Российская газета, № 215, 09.11.2000);
Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ (Российская газета, № 256, 31.12.2001) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 12 марта 2002 года № 27-ФЗ);
Федеральным законом от 7 мая 2002 года № 49-ФЗ (Российская газета, № 83, 14.05.2002) (изменения вступают в силу с 1 июля 2002 года);
Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ (Российская газета, № 138-139, 30.07.2002);
Федеральным законом от 10 января 2003 года № 4-ФЗ (Российская газета, № 4, 14.01.2003);
Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ (Российская газета, № 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (Российская газета, № 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).
Принят
Государственной Думой
22 февраля 1995 года
Настоящий Федеральный закон определяет назначение, состав, правовые основы и принципы деятельности федеральной службы безопасности, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за деятельностью органов федеральной службы безопасности
Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации.Управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
К органам федеральной службы безопасности относятся:федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы). В подчинении пограничных органов находятся пограничные войска;другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности и пограничных войск (другие органы безопасности);авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в своем составе подразделения, непосредственно реализующие основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, управленческие и обеспечивающие функции.Задачи, функции и полномочия пограничных войск определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Создание органов и войск федеральной службы безопасности, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.В органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках запрещаются создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Статья 3. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности
Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности создает свои территориальные органы, организует деятельность указанных органов и пограничных войск, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности и пограничных войск.При федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности действует Академия криптографии Российской Федерации. Устав Академии криптографии Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Статья 4. Правовая основа деятельности федеральной службы безопасности
Правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Статья 5. Принципы деятельности федеральной службы безопасности
Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется на основе следующих принципов:законность;уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;гуманизм;единство системы органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, а также централизация управления ими;конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности федеральной службы безопасности
Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении федеральной службой безопасности своей деятельности. Не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами.Лицо, полагающее, что органами федеральной службы безопасности, пограничными войсками либо их должностными лицами нарушены его права и свободы, вправе обжаловать действия указанных органов, войск и должностных лиц в вышестоящий орган федеральной службы безопасности, прокуратуру или суд. Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации получать разъяснения и информацию от органов федеральной службы безопасности и пограничных войск в случае ограничения своих прав и свобод.Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе требовать от органов федеральной службы безопасности и пограничных войск возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненного действиями должностных лиц органов федеральной службы безопасности и пограничных войск при исполнении ими служебных обязанностей.Полученные в процессе деятельности органов федеральной службы безопасности и пограничных войск сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинство гражданина или способные причинить вред его законным интересам, не могут сообщаться органами федеральной службы безопасности и пограничными войсками кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.В случае нарушения сотрудниками органов федеральной службы безопасности прав и свобод человека и гражданина руководитель соответствующего органа федеральной службы безопасности, прокурор или судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.Должностные лица органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, допустившие злоупотребление властью или превышение служебных полномочий, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Граждане Российской Федерации, принимаемые на военную службу (работу) в органы федеральной службы безопасности, а также допускаемые к сведениям об органах федеральной службы безопасности, проходят процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Такая процедура включает в себя принятие обязательства о неразглашении указанных сведений. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанный порядок распространяется на граждан Российской Федерации, принимаемых на военную службу (работу) в пограничные войска, а также допускаемых к сведениям о пограничных войсках. Граждане Российской Федерации, допущенные к сведениям об органах федеральной службы безопасности или о пограничных войсках, составляющим государственную тайну, несут за их разглашение ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Документы и материалы, содержащие сведения о кадровом составе органов федеральной службы безопасности, лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления органами федеральной службы безопасности контрразведывательной, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, подлежат хранению в архивах органов федеральной службы безопасности. Материалы архивов органов федеральной службы безопасности, представляющие историческую, научную ценность и рассекречиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, передаются на хранение в архивы федерального органа исполнительной власти в области архивного дела в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 7.1. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности федеральной службы безопасности
Земельные участки и имущество органов федеральной службы безопасности и пограничных войск (в том числе здания, сооружения, оборудование), созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет средств федерального бюджета и иных средств, являются федеральной собственностью.
Обеспечение деятельности федеральной службы безопасности и пограничных войск, включая материально-техническое, финансовое обеспечение и создание обеспечивающей инфраструктуры, является расходным обязательством Российской Федерации
Органы федеральной службы безопасности и пограничные войска могут иметь служебный жилищный фонд, формируемый в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Предприятия, учреждения и организации, созданные или создаваемые для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности, осуществляют свою деятельность без лицензирования и приватизации не подлежат.Органы федеральной службы безопасности и пограничные войска вправе принимать в соответствии с законодательством Российской Федерации во владение и в пользование от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, граждан Российской Федерации транспортные средства и иное имущество, необходимые для выполнения задач, возложенных на указанные органы и войска федеральным законодательством. Порядок использования указанного имущества определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
(Статья дополнительно включена с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ)
Глава II. Основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности
Статья 8. Направления деятельности органов федеральной службы безопасности
Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью и террористической деятельностью;разведывательная деятельность;пограничная деятельность;обеспечение информационной безопасности.Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.
Контрразведывательная деятельность - деятельность органов федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.Основаниями для осуществления органами федеральной службы безопасности контрразведывательной деятельности являются:а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;б) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;в) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;г) необходимость обеспечения собственной безопасности. Перечень оснований для осуществления контрразведывательной деятельности является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральными законами. В процессе контрразведывательной деятельности органы федеральной службы безопасности могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.Порядок использования негласных методов и средств при осуществлении контрразведывательной деятельности определяется нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности
Судебное решение на право осуществления контрразведывательной деятельности и материалы, послужившие основанием для его принятия, хранятся в органах федеральной службы безопасности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Постановление органа федеральной службы безопасности об осуществлении контрразведывательной деятельности и судебное решение по нему, а также материалы оперативных дел представляются в органы прокуратуры только в случаях проведения в порядке надзора проверок по поступившим в прокуратуру материалам, информации, обращениям граждан, свидетельствующим о нарушении органами федеральной службы безопасности законодательства Российской Федерации.Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности составляют государственную тайну.
Статья 10. Борьба с преступностью и террористической деятельностью
Наименование в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года
Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию
Органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. На органы федеральной службы безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.Деятельность органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации", уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также настоящим Федеральным законом.
Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом "О внешней разведке".Порядок взаимодействия органа внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности с другими органами внешней разведки Российской Федерации определяется федеральным законодательством и заключаемыми на его основе соглашениями между ними и (или) совместными нормативными правовыми актами. Порядок проведения разведывательных мероприятий и порядок использования специальных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Направлениями пограничной деятельности являются:защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ)
Обеспечение информационной безопасности - деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ)
Глава III. Полномочия органов федеральной службы безопасности
Статья 12. Обязанности органов федеральной службы безопасности
Органы федеральной службы безопасности обязаны:а) информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;б) выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;в) добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;в_1) осуществлять внешнюю разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории Российской Федерации
з) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
и) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;и_1) организовывать и обеспечивать безопасность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и в пределах своих полномочий в ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации
р) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации; 12.1.19)с) поддерживать мобилизационную готовность органов федеральной службы безопасности;
т) осуществлять профессиональное образование
Органы федеральной службы безопасности имеют право:а) устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;а_1) использовать специальные методы и средства при осуществлении контрразведывательной и разведывательной деятельности
г_1 ) составлять протоколы об административных правонарушениях, выносить определения и постановления по делам об административных правонарушениях, назначать административные наказания по делам об административных правонарушениях, вносить представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, и осуществлять иные полномочия по делам об административных правонарушениях, отнесенным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов федеральной службы безопасности
е) использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях - негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам Российской Федерации;ж) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, общественным объединениям или гражданам (за исключением транспортных средств, которые законодательством Российской Федерации освобождены от такого использования), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортных средств органы федеральной службы безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо причиненный ущерб
з_1) производить оцепление (блокирование) участков местности (объектов) при пресечении актов терроризма, массовых беспорядков, а также при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств. При этом органы федеральной службы безопасности принимают меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционирования в этих целях соответствующих объектов в данной местности
н) создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов;о) создавать подразделения специального назначения для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности;п) проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования;р) осуществлять внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваться с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами в пределах полномочий органов федеральной службы безопасности и порядке, установленном нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности; заключать в установленном порядке и пределах своих полномочий международные договоры Российской Федерации
ц) оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны;
ч) осуществлять на компенсационной или безвозмездной основе подготовку кадров для специальных служб иностранных государств, служб безопасности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, если это не противоречит принципам деятельности органов федеральной службы безопасности
Реализовывать иные права, предоставляемые федеральным законодательством органам федеральной службы безопасности
Часть вторая предыдущей редакции с 1 июля 2003 года считается частью третьей настоящей редакции - Федеральный закон от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ.
Использование органами федеральной службы безопасности предоставленных им прав для выполнения обязанностей, не предусмотренных федеральными законами, не допускается.
Статья 14. Применение оружия, специальных средств и физической силы
Сотрудникам органов федеральной службы безопасности разрешается хранение и ношение табельного оружия и специальных средств. Они имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, а также оружие и специальные средства в случаях и порядке, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для сотрудников милиции.
Статья 15. Взаимодействие с российскими и иностранными учреждениями
Органы федеральной службы безопасности осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.Органы федеральной службы безопасности могут использовать возможности других сил обеспечения безопасности Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и нормативными актами Президента Российской Федерации
Глава IV. Силы и средства органов федеральной службы безопасности
Статья 16. Сотрудники органов федеральной службы безопасности
Органы федеральной службы безопасности комплектуются (в том числе и на конкурсной основе) военнослужащими и гражданским персоналом. Военнослужащие органов федеральной службы безопасности (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов федеральной службы безопасности.Сотрудником органов федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, способный по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.Военнослужащие органов федеральной службы безопасности проходят военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации о прохождении военной службы с учетом установленных настоящим федеральным законом особенностей, обусловленных спецификой выполняемых ими обязанностей. Сотрудники органов федеральной службы безопасности подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации
Части четвертая - девятая предыдущей редакции с 9 ноября 2000 года считаются соответственно частями пятой - шестой настоящей редакции - Федеральный закон от 7 ноября 2000 года № 135-ФЗ.
Численность военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности (без учета численности работников научно-исследовательских, военно-медицинских учреждений и подразделений, персонала по эксплуатации, охране и обслуживанию служебных зданий и помещений органов федеральной службы безопасности) устанавливается Президентом Российской Федерации. Численность военнослужащих и гражданского персонала научно-исследовательских, военно-медицинских учреждений и подразделений, персонала по эксплуатации, охране и обслуживанию служебных зданий и помещений органов федеральной службы безопасности устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых указанному федеральному органу исполнительной власти
Обязанности, права и льготы гражданского персонала органов федеральной службы безопасности определяются законодательством Российской Федерации. Сотрудники органов федеральной службы безопасности в своей служебной деятельности руководствуются федеральными законами и не могут быть связаны решениями политических партий, общественных движений и общественных организаций.Сотрудникам и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности. Сотрудники органов федеральной службы безопасности не вправе совмещать военную службу с иной оплачиваемой деятельностью, кроме занятий научной, преподавательской и иной творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению служебных обязанностей (за исключением случаев, когда это вызвано служебной необходимостью).
Статья 17. Правовая защита сотрудников органов федеральной службы безопасности
Сотрудники органов федеральной службы безопасности при исполнении служебных обязанностей являются представителями федеральных органов государственной власти и находятся под защитой государства. Никто, кроме государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на то федеральными законами, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность.Воспрепятствование исполнению сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей, оскорбление, сопротивление, насилие или угроза применения насилия по отношению к нему в связи с исполнением указанным сотрудником служебных обязанностей влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Защита жизни и здоровья, чести и достоинства, а также имущества сотрудника органов федеральной службы безопасности и членов его семьи от преступных посягательств в связи с исполнением им служебных обязанностей осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.При исполнении сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей не допускаются его привод, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей, а также досмотр личного и используемого им транспорта без официального представителя органов федеральной службы безопасности или решения суда.Сведения о сотрудниках органов федеральной службы безопасности, выполнявших (выполняющих) специальные задания в специальных службах и организациях иностранных государств, в преступных группах, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия указанных сотрудников и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статья 18. Социальная поддержка сотрудников органов федеральной службы безопасности
Наименование статьи в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию
Военнослужащим органов федеральной службы безопасности из числа высококвалифицированных специалистов в выслугу лет для назначения пенсии и исчисления процентной надбавки за выслугу лет может засчитываться стаж их трудовой деятельности до зачисления на военную службу в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности
Части пятая - двенадцатая предыдущей редакции с 1 июля 2002 года считаются соответственно частями четвертой - одиннадцатой настоящей редакции - Федеральный закон от 7 мая 2002 года № 49-ФЗ.
Военнослужащие органов федеральной службы безопасности при исполнении служебных обязанностей в сельской местности пользуются правом проезда на попутном транспорте (за исключением личного) при предъявлении служебного удостоверения
Статья 19. Лица, содействующие органамфедеральной службы безопасности
Органы федеральной службы безопасности могут привлекать отдельных лиц с их согласия к содействию в решении возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей на гласной и негласной (конфиденциальной) основе, в том числе в качестве внештатных сотрудников. Полномочия внештатного сотрудника органов федеральной службы безопасности определяются нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности
Статья 20. Информационное обеспечение органов федеральной службы безопасности
Для осуществления своей деятельности органы федеральной службы безопасности могут без лицензирования разрабатывать, создавать и эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты.Наличие в информационных системах сведений о физических и юридических лицах не является основанием для принятия органами федеральной службы безопасности мер, ограничивающих права указанных лиц.Порядок учета и использования информации о совершенных правонарушениях, затрагивающих вопросы обеспечения безопасности Российской Федерации, а также сведений о разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, устанавливается нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности
Статья 21. Средства вооружения и оснащения органов федеральной службы безопасности
Статья утратила силу с 1 июля 2003 года -
Федеральный закон от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
Статья утратила силу с 1 июля 2003 года -
Федеральный закон от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
Глава V. Контроль и надзор за деятельностью органов федеральной службы безопасности
Статья 23. Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности
Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.Депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в связи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности органов федеральной службы безопасности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Надзор за исполнением органами федеральной службы безопасности законов Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят.
Статья 25. О правопреемниках органов федеральной службы безопасности
Федеральная служба безопасности Российской Федерации и подчиненные ей органы являются правопреемниками Федеральной службы контрразведки Российской Федерации и ее органов.Военнослужащие и гражданский персонал органов контрразведки Российской Федерации считаются проходящими военную службу (работающими) в органах федеральной службы безопасности в занимаемых должностях без их переаттестации и переназначения, а также без проведения организационно-штатных мероприятий.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.Признать утратившим силу со дня введения в действие настоящего Федерального закона Закон Российской Федерации "О федеральных органах государственной безопасности" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 32, ст.1871; 1993, № 33, ст.1308; № 36, ст.1438).Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести их нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.