Федеральный закон от 17.12.1998 № 191-ФЗ
Номер документа: | 191-ФЗ |
Дата редакции: | 3 декабря 2008 |
Дата принятия: | 17 декабря 1998 |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | N 244, 24.12.98 |
Публикация: | Российская газета |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 51, 21.12.1998, ст.6273 |
Настоящий Федеральный закон определяет статус исключительной экономической зоны Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации в ее исключительной экономической зоне и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Вопросы, относящиеся к исключительной экономической зоне Российской Федерации и деятельности в ней, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне Российской Федерации и деятельности в ней.
Статья 1. Определение и границы исключительной
экономической зоны Российской Федерации
1. Исключительная экономическая зона Российской Федерации (далее также - исключительная экономическая зона) - морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее - территориальное море) и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.2. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря.3. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Делимитация исключительной экономической зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или общепризнанными принципами и нормами международного права.
1. Линии внешних границ исключительной экономической зоны или заменяющие их, утвержденные Правительством Российской Федерации перечни географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных и делимитационные линии, определенные международными договорами Российской Федерации или на основе общепризнанных принципов и норм международного права, указываются на картах установленного масштаба и публикуются в "Извещениях мореплавателям".2. Формирование банка данных о внешней границе исключительной экономической зоны осуществляется федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.
1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:природные ресурсы исключительной экономической зоны - водные биологические ресурсы и неживые ресурсы, находящиеся в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах
далеко мигрирующие виды - виды рыб и китообразных, способных совершать миграции на большие расстояния и встречающихся в промысловых скоплениях как в исключительной экономической зоне, так и далеко за ее пределами;
морские научные исследования в исключительной экономической зоне (далее - морские научные исследования) - фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере
захоронение - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений; захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, за исключением отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления указанных материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также за исключением тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для иных целей, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации.
2. Перечень видов водных биоресурсов, которые являются объектами рыболовства в исключительной экономической зоне, включая анадромные, катадромные, трансграничные, трансзональные, далеко мигрирующие виды рыб, живые организмы "сидячих видов" и виды морских млекопитающих, по отдельным морям и океанам утверждается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства
Статья 5. Права Российской Федерации в исключительной
экономической зоне
1. Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет:1) суверенные права в целях рыболовства и сохранения водных биоресурсов и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны
защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников;прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации. Прокладка подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации, а также прокладка подводных кабелей и трубопроводов иностранных государств в исключительной экономической зоне осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации";6) другие права и обязанности, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.
2. Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации.3. Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне, не препятствует осуществлению судоходства, полетов, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.4. Водные биоресурсы и неживые ресурсы исключительной экономической зоны находятся в ведении Российской Федерации; регулирование деятельности по разведке, разработке таких ресурсов и их охрана входят в компетенцию Правительства Российской Федерации
Статья 6. Права и обязанности других государств
в исключительной экономической зоне
1. В исключительной экономической зоне все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, а также другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, связанными с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов.2. Указанные свободы осуществляются при условии соблюдения настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, а также при условии обеспечения защиты и сохранения морской среды, водных биоресурсов и неживых ресурсов исключительной экономической зоны
Статья 7. Компетенция федеральных органов
государственной власти в исключительной экономической зоне
В компетенцию федеральных органов государственной власти в исключительной экономической зоне входят:1) разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации об исключительной экономической зоне и о деятельности в ней;2) координация деятельности органов государственной власти в отношении исключительной экономической зоны и деятельности в ней, защиты прав и законных интересов Российской Федерации в исключительной экономической зоне и охраны морской среды, водных биоресурсов и неживых ресурсов
6) установление с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, порядка использования водных биоресурсов, включая выдачу разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов, разработку и установление правил и норм рационального использования, сохранения и воспроизводства водных биоресурсов
7) установление с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, запретов и ограничений на использование водных биоресурсов, а также установление правил и норм воспроизводства водных биоресурсов
8) разработка и внедрение системы наблюдения и контроля за рыболовством в исключительной экономической зоне, в том числе с использованием космических средств связи и радионавигации
17) установление системы платежей, определение размеров, условий и порядка взимания платы за использование неживых ресурсов
18) регулирование деятельности по созданию, эксплуатации и использованию искусственных островов, установок и сооружений в целях изучения, поиска, разведки и разработки неживых ресурсов, изучения водных биоресурсов и осуществления рыболовства, проведения морских научных исследований и в иных целях
25) защита и охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, предотвращение нарушения среды их обитания, условий размножения (нереста) и миграции; создание заповедников, заказников, заповедных зон и установление других особо охраняемых природных территорий, в том числе прилегающих к курортам, лечебно-оздоровительным местностям и зонам отдыха на побережье, о чем сообщается в "Извещениях мореплавателям"
26) обеспечение совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации выполнения мероприятий, направленных на охрану исключительной экономической зоны, ее морской среды, водных биоресурсов и неживых ресурсов, пресечение нарушений настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации и привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении противоправных действий
27) разрешение споров в отношении исключительной экономической зоны и деятельности в ней;28) заключение и реализация международных договоров Российской Федерации в отношении исключительной экономической зоны и деятельности в ней.
ГЛАВА II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РЫБОЛОВСТВА
В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ
Наименование в редакции, введенной в действие с 7 февраля 2007 года
Федеральным законом от 4 ноября 2006 года № 188-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию
Статья утратила силу с 7 февраля 2007 года -
Федеральным законом от 4 ноября 2006 года № 188-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
Статья 9. Предоставление права на использование живых ресурсов
Статья утратила силу с 7 февраля 2007 года - .
Федеральным законом от 4 ноября 2006 года № 188-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
Статья 10. Порядок и условия представления заявок на
получение лицензий (разрешений) на промысел живых ресурсов
Статья утратила силу с 7 февраля 2007 года -
Федеральным законом от 4 ноября 2006 года № 188-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
Статья 11. Порядок и условия выдачи лицензий
(разрешений) на промысел живых ресурсов
Статья утратила силу с 7 февраля 2007 года -
Федеральным законом от 4 ноября 2006 года № 188-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
Статья 11.1. Осуществление рыболовства в исключительной экономической зоне
Статья дополнительно включенная с 7 февраля 2007 года
Федеральным законом от 4 ноября 2006 года № 188-ФЗ;
утратила силу с 1 января 2008 года -
Федеральный закон от 6 декабря 2007 года № 333-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
Статья 12. Права и обязанности российских и иностранных лиц,
осуществляющих рыболовство в исключительной экономической зоне
Наименование в редакции, введенной в действие с 7 февраля 2007 года
Федеральным законом от 4 ноября 2006 года № 188-ФЗ;
в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года
Федеральным законом от 6 декабря 2007 года № 333-ФЗ, - см. предыдущую редакцию
1. Российские и иностранные лица, осуществляющие рыболовство и получившие разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, имеют право осуществлять рыболовство только в пределах объема, видов водных биоресурсов, сроков и района их добычи (вылова), которые указаны в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов
иметь специальные опознавательные знаки;маркировать ставные орудия добычи (вылова) водных биоресурсов с обоих концов с указанием названия судна (для иностранного судна - страны-судовладельца), номера разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов и порядкового номера орудия добычи (вылова) водных биоресурсов
обеспечивать бесплатно доставку должностных лиц органов охраны к месту промысла водных биоресурсов и обратно и использование средств радиосвязи, а также нести все расходы на содержание, размещение и полное обеспечение должностных лиц органов охраны с момента их прибытия на судно и до момента их схода с судна наравне с собственным командным (руководящим) составом
представлять в федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства по факсу или телеграфу ежесуточную, ежедекадную и ежемесячную информацию о результатах рыболовства
4. Российским и иностранным судам в исключительной экономической зоне и за ее пределами запрещается производить не предусмотренные в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов погрузку, выгрузку или перегрузку водных биоресурсов в любом виде, выловленных (добытых) в исключительной экономической зоне
Статья 13. Основания для прекращения рыболовства
в исключительной экономической зоне
Основания для прекращения рыболовства в исключительной экономической зоне определяются Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Статья 14. Особенности рационального использования и
сохранения трансзональных и трансграничных видов рыб
1. В случае, если один и тот же (одни и те же) запас (запасы) трансзональных видов рыб встречается (встречаются) в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в исключительных экономических зонах других прибрежных государств, Российская Федерация сотрудничает с указанными государствами прямо или через компетентные международные организации в целях сохранения и увеличения такого (таких) запаса (запасов).2. В случае, если один и тот же (одни и те же) запас (запасы) трансграничных видов рыб встречается (встречаются) как в исключительной экономической зоне Российской Федерации, так и в районе, находящемся за ее пределами и прилегающем к ней, Российская Федерация прямо или через компетентные международные организации сотрудничает с государствами, ведущими добычу (вылов) таких трансграничных видов рыб в районе, прилегающем к исключительной экономической зоне Российской Федерации, в целях сохранения такого (таких) запаса (запасов) в указанном районе, в том числе заключает с соответствующими государствами международные договоры по этим вопросам
Статья 15. Принципы рационального использования и
сохранения анадромных, катадромных, далеко
мигрирующих видов рыб и морских млекопитающих
1. Российская Федерация, в первую очередь заинтересованная в запасах анадромных видов рыб, которые образуются в ее реках, озерах и других водных объектах, несет первоочередную ответственность за запасы указанных видов рыб во всем ареале их обитания и обеспечивает их сохранение путем регулирования рыболовства, осуществляемого только в водах в сторону берега от внешних границ исключительной экономической зоны Российской Федерации
7. В случае, если указанные в пункте 2 настоящей статьи международные договоры Российской Федерации не соблюдаются российскими и иностранными заявителями и если запасы анадромных видов рыб во всем ареале их обитания подвергаются серьезной опасности, Российская Федерация по соглашению с другими заинтересованными государствами имеет право объявить мораторий на добычу анадромных видов рыб во всем ареале их обитания. Соответствующая информация о введении моратория направляется заинтересованным государствам и компетентным международным организациям.
ГЛАВА III. ИЗУЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЖИВЫХ РЕСУРСОВ
Наименование в редакции, введенной в действие с 26 апреля 2003 года
Федеральным законом от 22 апреля 2003 года № 48-ФЗ, - см. предыдущую редакцию
Статья 16. Изучение, поиск, разведка и разработка неживых ресурсов
Наименование в редакции, введенной в действие с 26 апреля 2003 года
Федеральным законом от 22 апреля 2003 года № 48-ФЗ, - см. предыдущую редакцию
1. Ресурсные исследования неживых ресурсов (далее исследования неживых ресурсов), их поиск, разведка и разработка производятся гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами, иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, иностранными государствами и компетентными международными организациями на основании лицензии на изучение, поиск, разведку и разработку неживых ресурсов, выдаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр
Статья 17. Производство энергии путем использования
приливов, течений и ветра
1. Производство энергии путем использования приливов, течений и ветра осуществляется гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами, иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, иностранными государствами и компетентными международными организациями на основании лицензии на производство энергии путем использования приливов, течений и ветра, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, определяемыми соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, и только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы
ГЛАВА IV. ИССЛЕДОВАНИЯ ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ
И МОРСКИЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Наименование в редакции, введенной в действие с 7 февраля 2007 года
Федеральным законом от 4 ноября 2006 года № 188-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию
Статья 18. Планы проведения исследований водных биоресурсов
Наименование в редакции, введенной в действие с 7 февраля 2007 года
Федеральным законом от 4 ноября 2006 года № 188-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию
1. Ежегодные планы проведения ресурсных исследований водных биоресурсов (далее - исследования водных биоресурсов) составляются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, определяемыми соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, и с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, на основе федеральных стратегии, программ и планов
Пункт 3 предыдущей редакции с 26 апреля 2003 года считается пунктом 2 настоящей редакции - Федеральный закон от 22 апреля 2003 года № 48-ФЗ.
2. В ежегодных планах проведения исследований водных биоресурсов указывается участие в исследованиях иностранных граждан и иностранных юридических лиц, а также компетентных международных организаций, в том числе в соответствии с международными договорами Российской Федерации или в рамках международных исследовательских программ
Статья 19. Принципы проведения исследований водных
биоресурсов, представление и содержание запроса
на проведение исследований водных биоресурсов
Наименование в редакции, введенной в действие с 7 февраля 2007 года
Федеральным законом от 4 ноября 2006 года № 188-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию
1. Исследования водных биоресурсов должны носить исключительно мирный характер, в том числе не должны создавать угрозу обороне и безопасности Российской Федерации
(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 апреля 2003 года Федеральным законом от 22 апреля 2003 года № 48-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
5. Запрос (для иностранных заявителей - на русском языке и языке заявителя) должен содержать
программу планируемых исследований водных биоресурсов
географические координаты районов, в которых планируется проведение исследований водных биоресурсов, маршруты следования к указанным районам и от них
7. Иностранные заявители представляют информацию обо всех формах и о степени участия граждан Российской Федерации и российских юридических лиц в исследованиях водных биоресурсов, проводимых иностранными заявителями
1. Федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства
5.
Статья 21. Основания для отказа в разрешении на проведение
исследований водных биоресурсов
Наименование в редакции, введенной в действие с 7 февраля 2007 года
Федеральным законом от 4 ноября 2006 года № 188-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию
1. Российским и иностранным заявителям может быть отказано в разрешении на проведение исследований водных биоресурсов, если вызывает сомнение исключительно мирный характер этих исследований, а также если эти исследования
(Статья в редакции, введенной в действие с 26 апреля 2003 года Федеральным законом от 22 апреля 2003 года № 48-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Статья 22. Особенности получения разрешения на
проведение морских научных исследований, осуществляемых
компетентными международными организациями
Статья исключена с 26 апреля 2003 года Федеральным законом
от 22 апреля 2003 года № 48-ФЗ, - см. предыдущую редакцию
Статья 23. Обязанности российских и иностранных заявителей,
проводящих исследования водных биоресурсов
Наименование в редакции, введенной в действие с 7 февраля 2007 года
Федеральным законом от 4 ноября 2006 года № 188-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию
1. Российские и иностранные заявители, получившие разрешение на проведение исследований водных биоресурсов, обязаны
удалять установки, сооружения и устройства по завершении исследований водных биоресурсов, если иное не предусмотрено разрешением на проведение исследований водных биоресурсов
2. Кроме того, российский заявитель, если в проводимых им исследованиях водных биоресурсов принимают участие иностранные граждане или иностранные юридические лица, и иностранный заявитель обязаны обеспечивать участие в этих исследованиях специально уполномоченных представителей Российской Федерации от федерального органа исполнительной власти в области рыболовства, присутствие указанных представителей, а именно их размещение и полное обеспечение на борту исследовательских судов, летательных аппаратов, на установках и сооружениях наравне с собственным командным (руководящим) составом, а также обеспечивать указанным представителям Российской Федерации доступ ко всем данным и образцам, полученным в ходе исследований водных биоресурсов, и передавать им данные, с которых можно сделать копии, и образцы, которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности
(Статья в редакции, введенной в действие с 26 апреля 2003 года Федеральным законом от 22 апреля 2003 года № 48-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Статья 24. Передача и опубликование результатов
исследований водных биоресурсов
Наименование в редакции, введенной в действие с 7 февраля 2007 года
Федеральным законом от 4 ноября 2006 года № 188-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию
Иностранные заявители, проводившие исследования водных биоресурсов, могут опубликовать результаты указанных исследований или передать их иным лицам только с согласия Правительства Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. Такое согласие иностранным заявителем запрашивается по дипломатическим каналам
Статья 25. Изменение программы исследований водных биоресурсов
Наименование в редакции, введенной в действие с 7 февраля 2007 года
Федеральным законом от 4 ноября 2006 года № 188-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию
1. Программа исследований водных биоресурсов по предложению заявителя может изменяться федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, определяемыми соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации
Пункт 3 предыдущей редакции с 26 апреля 2003 года считается пунктом 2 настоящей редакции - Федеральный закон от 22 апреля 2003 года № 48-ФЗ.
2. Изменение считается согласованным, если соответствующий федеральный орган, подтвердив получение уведомления о предполагаемом изменении, не сообщит в течение 60 дней с даты получения уведомления о своих возражениях
Статья 26. Приостановление или прекращение исследований водных биоресурсов
Наименование в редакции, введенной в действие с 7 февраля 2007 года
Федеральным законом от 4 ноября 2006 года № 188-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию
1. Исследования водных биоресурсов, проводимые в нарушение настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, могут быть прекращены по решению федерального органа исполнительной власти в области рыболовства либо приостановлены по решению федерального органа исполнительной власти в области рыболовства, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области обороны, федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, а также специально уполномоченных представителей Российской Федерации, указанных в пункте 2 статьи 23 настоящего Федерального закона
Пункты 3, 4 предыдущей редакции с 26 апреля 2003 года считаются соответственно пунктами 2, 3 настоящей редакции - Федеральный закон от 22 апреля 2003 года № 48-ФЗ.
2. Возобновление приостановленных исследований водных биоресурсов допускается только после устранения в установленные сроки допущенных нарушений и предоставления соответствующему федеральному органу, указанному в пункте 2 статьи 23 настоящего Федерального закона специально уполномоченному представителю Российской Федерации, вынесшим решение о приостановлении исследований водных биоресурсов, гарантий того, что в дальнейшем подобные нарушения допускаться не будут
без разрешения соответствующего федерального органа исполнительной власти;
с изменившим проведение исследований водных биоресурсов отступлением от сведений, представляемых в запросе в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона
1. Морские научные исследования на основании соответствующих разрешений могут проводиться российскими заявителями, иностранными государствами и компетентными международными организациями, а также иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, уполномоченными иностранными государствами или компетентными международными организациями.2. Морские научные исследования должны носить исключительно мирный характер, в том числе не должны создавать угрозу обороне и безопасности Российской Федерации.3. Условия и порядок выдачи разрешений на проведение морских научных исследований, а также порядок проведения указанных исследований устанавливается Федеральным законом от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и международными договорами Российской Федерации.4. Морские научные исследования, район проведения которых хотя бы частично находится во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации, проводятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".5. Размещение и использование в исключительной экономической зоне научно-исследовательских установок и оборудования любого типа, за исключением таких, которые непосредственно предназначены для проведения исследований водных биоресурсов или неживых ресурсов, а также обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для проведения морских научных исследований. При этом данные установки и оборудование должны нести опознавательные знаки с указанием государства регистрации или компетентной международной организации, которой они принадлежат, а также иметь надлежащие, согласованные в международном порядке средства предупреждения для обеспечения безопасности морской и воздушной навигации с учетом норм и стандартов, установленных компетентными международными организациями
(Статья дополнительно включена с 26 апреля 2003 года Федеральным законом от 22 апреля 2003 года № 48-ФЗ)
Статья 27. Государственная экологическая экспертиза
хозяйственной и иной деятельности в
исключительной экономической зоне
1. Государственная экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности в исключительной экономической зоне (далее - государственная экологическая экспертиза):является обязательной мерой по защите морской среды, водных биоресурсов и неживых ресурсов и предшествует выполнению федеральных стратегии, программ и планов, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона
Статья 28. Государственный экологический контроль
в исключительной экономической зоне
1. Государственный экологический контроль в исключительной экономической зоне (далее - государственный экологический контроль) представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений применимых международных норм и стандартов или законов, стандартов и правил Российской Федерации по защите морской среды, водных биоресурсов и неживых ресурсов
Статья 29. Государственный мониторинг состояния
исключительной экономической зоны
1. Государственный мониторинг состояния исключительной экономической зоны (далее - государственный мониторинг), являющийся составной частью единой государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации, представляет собой систему регулярных наблюдений, оценки и прогноза состояния морской среды и донных отложений, в том числе наблюдений за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическими и гидробиологическими параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов.2. Государственный мониторинг осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды с участием федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при выполнении федеральных стратегии, программ и планов, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона
1. Нормы, правила и меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, действующие в пределах территориального моря и внутренних вод Российской Федерации, настоящим Федеральным законом распространяются на исключительную экономическую зону с учетом международных норм и стандартов и международных договоров Российской Федерации.2. Перечень вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен, пределы допустимых концентраций вредных веществ, сброс которых разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, и условия сброса вредных веществ устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом международных договоров Российской Федерации и публикуются в "Извещениях мореплавателям".
Если столкновение судов, посадка судна на мель, морская авария при разведке или осуществлении рыболовства, при разведке или разработке неживых ресурсов либо транспортировании водных биоресурсов или неживых ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне, либо иная морская авария, произошедшие в исключительной экономической зоне, либо действия по ликвидации последствий таких аварий привели или могут привести к серьезным вредным последствиям, Правительство Российской Федерации в соответствии с нормами международного права вправе принять необходимые меры, соразмерные фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты побережья Российской Федерации либо связанных с ним интересов (включая рыболовство) от загрязнения или угрозы загрязнения
В отношении районов, которые находятся в пределах исключительной экономической зоны и где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды может причинить тяжкий вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его, Российская Федерация в целях предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды может принимать федеральные законы и иные нормативные правовые акты и обеспечивать их соблюдение. В федеральных законах и иных нормативных правовых актах принимаются во внимание судоходство, защита и сохранение морской среды и природных ресурсов исключительной экономической зоны на основе имеющихся наиболее достоверных научных данных. Границы таких районов публикуются в "Извещениях мореплавателям".
Для отдельных районов исключительной экономической зоны, где по признанным техническим причинам, относящимся к океанографическим и экологическим условиям указанных районов и специфике перевозок, необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения с судов нефтью, ядовитыми жидкими веществами и мусором, при соблюдении необходимых международных процедур и международных договоров Российской Федерации могут быть приняты федеральные законы и иные нормативные правовые акты для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды. Границы таких районов публикуются в "Извещениях мореплавателям".
ГЛАВА VI. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ
ПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫМИ БИОРЕСУРСАМИ И НЕЖИВЫМИ РЕСУРСАМИ
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Наименование в редакции, введенной в действие с 7 февраля 2007 года
Федеральным законом от 4 ноября 2006 года № 188-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию
Статья 34. Платежи за пользование водными биоресурсами
и неживыми ресурсами
Наименование в редакции, введенной в действие с 7 февраля 2007 года
Федеральным законом от 4 ноября 2006 года № 188-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию
Граждане Российской Федерации, в том числе индивидуальные предприниматели, российские юридические лица, иностранные граждане и иностранные юридические лица, осуществляющие пользование водными биоресурсами и неживыми ресурсами, уплачивают налоги и сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации
ГЛАВА VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ
НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
1. Охрану исключительной экономической зоны, ее водных биоресурсов и неживых ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти, определяемые соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации
1. Должностные лица органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей имеют право:1) останавливать и осматривать российские и иностранные суда, осматривать искусственные острова, установки и сооружения, осуществляющие:рыболовство в исключительной экономической зоне
преследовать по горячим следам и задерживать суда, нарушающие настоящий Федеральный закон и международные договоры Российской Федерации при осуществлении деятельности, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, и доставлять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);
в соответствии с законодательством Российской Федерации налагать на нарушителей штрафы или предъявлять к нарушителям иски в судах Российской Федерации с передачей им задержанных судов-нарушителей, изъятых орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, оборудования, инструментов, установок и других предметов, а также документов и всего незаконно добытого
4) останавливать суда, если имеются достаточные основания считать, что эти суда произвели незаконный сброс вредных веществ в исключительной экономической зоне. У капитана остановленного судна может быть затребована информация, необходимая для того, чтобы установить, было ли совершено нарушение, а само судно может быть осмотрено с составлением протокола об осмотре с последующим задержанием, если для этого имеются достаточные основания;5) составлять протоколы о нарушениях настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, приостановке или прекращении деятельности, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, о задержании нарушителей и судов-нарушителей, о временном, вплоть до вынесения окончательного решения суда, изъятии орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, оборудования, инструментов, установок и других предметов, а также документов и всего незаконно добытого. Порядок преследования по горячим следам, остановки, осмотра и задержания судов, осмотра искусственных островов, установок и сооружений, порядок составления протоколов и порядок нахождения задержанных судов-нарушителей в портах Российской Федерации определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права
1. Федеральный орган исполнительной власти в области обороны, федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства, федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта попутно с решением своих основных задач оказывают содействие органам охраны в осуществлении ими своих функций путем наблюдения за деятельностью в пределах исключительной экономической зоны с использованием военных кораблей, судов, береговых постов и других средств, а также летательных аппаратов
Статья 38. Экономическое стимулирование работников
органов охраны
1. Экономическое стимулирование работников органов охраны осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.2. Экономическое стимулирование работников органов охраны может включать в себя:установление налоговых льгот;установление должностных и иных надбавок за особые условия охраны исключительной экономической зоны и ее водных биоресурсов и неживых ресурсов
Статья 39. Особенности ответственности за нарушения
настоящего Федерального закона
1. Арестованное иностранное судно и его экипаж освобождаются незамедлительно после предоставления Российской Федерации разумного залога или другого обеспечения.2. В случае привлечения к ответственности иностранных граждан за нарушения положений главы II настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, относящихся к водным биоресурсам исключительной экономической зоны, к указанным лицам не применяется наказание в виде лишения свободы при отсутствии международного договора между Российской Федерацией и государством гражданства этих лиц об обратном или любая другая форма личного наказания
Статья 40. Ответственность за нарушения настоящего
Федерального закона
1. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, виновные в:выдаче разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов, лицензий (разрешений) на разведку и разработку неживых ресурсов, на проведение ресурсных или морских научных исследований, на сброс вредных веществ или захоронение отходов и других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений в исключительной экономической зоне вне пределов своей компетенции
проведение без разрешения либо с нарушением условий и установленных правил ресурсных или морских научных исследований;загрязнение морской среды с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений;
нарушения, сопровождающиеся воспрепятствованием законной деятельности должностных лиц органов охраны;
создание помех законным видам деятельности в исключительной экономической зоне, а также за нарушение настоящего Федерального закона или международных договоров Российской Федерации.
3. Граждане и юридические лица, привлеченные к ответственности за нарушения настоящего Федерального закона или международных договоров Российской Федерации, не освобождаются от возмещения нанесенного вреда.
4. Возмещение вреда осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1. Споры между гражданами, юридическими лицами, гражданами и юридическими лицами по поводу реализации их прав и обязанностей в исключительной экономической зоне разрешаются в судебном порядке судами Российской Федерации.2. Споры между Российской Федерацией и иностранными государствами по поводу реализации их прав и обязанностей в исключительной экономической зоне разрешаются мирными средствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.
Статья 42. Контроль и надзор за исполнением настоящего
Федерального закона
1. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона и деятельностью органов охраны и их должностных лиц осуществляется соответствующими должностными лицами федеральных органов исполнительной власти.2. Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется прокуратурой Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Статья 43. Порядок вступления в силу настоящего
Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в
соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.