Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ
Номер документа: | 19-ФЗ |
Дата редакции: | 8 августа 2024 |
Дата принятия: | 10 января 2003 |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, N 4, 01.02.2003 |
Публикация: | Парламентская газета, N 8-9, 16.01.2003 |
Публикация: | Приложение к "Российской газете", N 4, 2003 год |
Публикация: | Российская газета, N 6, 16.01.2003 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 2, 13.01.2003, ст.171 |
Редакции
- 19.08.2024
- 14.11.2023
- 29.05.2023
- 11.03.2023
- 01.01.2023
- 05.12.2022
- 09.07.2022
- 12.04.2022
- 14.03.2022
- 05.04.2021
- 23.05.2020
- 09.03.2020
- 11.12.2018
- 05.12.2017
- 28.06.2017
- 18.06.2017
- 01.06.2017
- 09.02.2016
- 01.01.2016
- 25.11.2014
- 13.04.2014
- 12.03.2014
- 24.02.2014
- 01.01.2014
- 01.09.2013
- 19.05.2013
- 01.01.2013
- 03.05.2012
- 08.03.2012
- 27.07.2011
- 26.07.2011
- 28.06.2011
- 15.01.2011
- 08.11.2010
- 10.08.2010
- 27.05.2010
- 01.08.2009
- 20.06.2009
- 26.05.2009
- 14.03.2009
- 07.09.2007
- 12.08.2007
- 11.05.2007
- 21.01.2007
- 27.07.2006
- 15.07.2006
- 06.08.2005
- 16.01.2003
Страница 9
3. Добровольные пожертвования граждан и юридических лиц перечисляются (зачисляются) на специальный избирательный счет отделениями связи и кредитными организациями не позднее операционного дня, следующего за днем получения соответствующего платежного (расчетного) документа. При этом перевод денежных средств осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июня 2017 года № 103-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 ноября 2023 года № 530-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Кандидат вправе возвратить жертвователям любое пожертвование в избирательный фонд, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем. Если добровольное пожертвование в избирательный фонд внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющими права осуществлять такое пожертвование, либо пожертвование внесено с нарушением требований пунктов 1 и 2 настоящей статьи, либо пожертвование внесено в размере, превышающем максимальный размер такого пожертвования, предусмотренный статьей 58 настоящего Федерального закона, кандидат обязан не позднее чем через десять дней со дня поступления пожертвования на специальный избирательный счет возвратить его жертвователю в полном объеме или ту его часть, которая превышает установленный максимальный размер пожертвования (за вычетом расходов на пересылку), с указанием причины возврата. Кандидат не несет ответственность за принятие пожертвований, при внесении которых жертвователи указали сведения, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, оказавшиеся недостоверными или неполными, если он своевременно не получил информацию о неправомерности данных пожертвований или неполноте сведений о жертвователе.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 60-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. Пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, не позднее чем через десять дней со дня поступления на специальный избирательный счет должны перечисляться кандидатом в доход федерального бюджета.
6. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату только через его избирательный фонд. Расходование с целью достижения определенного результата на выборах Президента Российской Федерации денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд кандидата, запрещается. Запрещаются без документально подтвержденного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам и без оплаты из средств избирательного фонда соответствующего кандидата выполнение оплачиваемых работ (оказание платных услуг), реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами Президента Российской Федерации и направленных на достижение определенного результата на выборах. Расчеты между кандидатом и юридическими лицами за такое выполнение работ (оказание услуг), такую реализацию товаров производятся только в безналичном порядке
7. Запрещается бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ (оказание услуг), прямо или косвенно связанных с выборами Президента Российской Федерации и направленных на достижение определенного результата на выборах. Материальная поддержка кандидату, направленная на достижение определенного результата на выборах, может быть оказана только при ее компенсации за счет средств избирательного фонда кандидата
8. Допускается добровольное бесплатное личное выполнение работ (оказание услуг) гражданином для кандидата в ходе избирательной кампании без привлечения третьих лиц
Статья 62. Отчетность по средствам избирательных фондов
Наименование в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июня 2017 года № 103-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Наименование в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июня 2017 года № 103-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Положения статьи 62 (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 274-ФЗ) не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 274-ФЗ, и референдумов, инициатива проведения которых выдвинута до дня вступления в силу указанного Федерального закона, - см. статью 6 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 274-ФЗ.
1. Кандидаты обязаны вести учет поступления средств в избирательные фонды и расходования этих средств. Порядок и формы учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июня 2017 года № 103-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Кандидаты представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации свои финансовые отчеты со следующей периодичностью:
1) первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации, в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в установленном настоящим Федеральным законом порядке; в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета;
2)
3) итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств на специальный избирательный счет кандидата и расходование этих средств, справки об оставшихся средствах и (или) о закрытии указанного счета, а также материалы, указанные в пункте 3 статьи 55 настоящего Федерального закона. Перечень первичных финансовых документов, прилагаемых к итоговому финансовому отчету кандидата, определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июня 2017 года № 103-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Если кандидат утратил свой статус, обязанность сдачи финансового отчета возлагается на гражданина, являвшегося кандидатом.
4. Кандидат, баллотирующийся в нескольких избирательных округах на разных выборах, представляет копии своих финансовых отчетов по каждому избирательному округу, в котором он баллотируется, в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с периодичностью, установленной для представления финансового отчета настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.
5. Копии финансовых отчетов кандидатов передаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в средства массовой информации, а также размещаются ею в сети "Интернет" в течение пяти дней со дня получения указанных отчетов. Редакции государственных периодических печатных изданий обязаны опубликовать переданные им Центральной избирательной комиссией Российской Федерации финансовые отчеты в течение трех дней со дня их получения
6. Филиалы публичного акционерного общества "Сбербанк России" не реже одного раза в неделю, а менее чем за десять дней до дня голосования - не реже одного раза в три операционных дня представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сведения о поступлении средств на специальные избирательные счета и расходовании этих средств в соответствии с формами, установленными Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. При этом может использоваться ГАС "Выборы". Центральная избирательная комиссия Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в неделю до дня голосования направляет информацию о поступлении и расходовании средств избирательных фондов в средства массовой информации для опубликования, а также размещает эту информацию на своем официальном сайте в сети "Интернет". Центральная избирательная комиссия Российской Федерации знакомит кандидатов, а также средства массовой информации по их официальным запросам со сведениями филиалов публичного акционерного общества "Сбербанк России" о поступлении и расходовании средств избирательных фондов.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июня 2017 года № 103-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
7. Филиалы публичного акционерного общества "Сбербанк России" по представлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а по соответствующему избирательному фонду также по требованию кандидата обязаны в трехдневный срок, а за три дня до дня (первого дня) голосования немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление средств в избирательные фонды и расходование этих средств.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июня 2017 года № 103-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 60-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
8. Редакции государственных периодических печатных изданий обязаны публиковать переданные им Центральной избирательной комиссией Российской Федерации сведения о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств. Обязательному опубликованию, а также размещению на официальном сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в сети "Интернет" подлежат сведения:
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июня 2017 года № 103-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1) о финансовой операции по расходованию средств из избирательного фонда в случае, если ее размер превышает 100 тысяч рублей;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года № 355-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) о юридических лицах, внесших в избирательный фонд добровольные пожертвования на сумму, превышающую 200 тысяч рублей;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года № 355-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) о количестве граждан, внесших в избирательный фонд добровольные пожертвования на сумму, превышающую 20 тысяч рублей;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года № 355-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4) о средствах, возвращенных жертвователям, в том числе об основаниях возврата;
5) об общей сумме средств, поступивших в избирательный фонд, и об общей сумме средств, израсходованных из него.
9. Органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, органы исполнительной власти, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц либо уполномоченные в сфере регистрации некоммерческих организаций, в пятидневный срок со дня поступления к ним представления соответствующей избирательной комиссии обязаны осуществить на безвозмездной основе проверку сведений, указанных гражданами и юридическими лицами при внесении (перечислении) добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов, и сообщить о результатах проверки в соответствующую избирательную комиссию. Указанные сведения представляются в соответствии с формами, установленными Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. При этом может использоваться ГАС "Выборы". Соответствующая избирательная комиссия незамедлительно знакомит кандидатов, их уполномоченных представителей по финансовым вопросам по их запросам с имеющейся у нее на день поступления соответствующего запроса информацией. При поступлении в распоряжение избирательной комиссии информации о перечислении добровольных пожертвований с нарушением пункта 6 статьи 58 настоящего Федерального закона указанная информация незамедлительно сообщается избирательной комиссией соответствующим кандидатам либо их уполномоченным представителям по финансовым вопросам
10.
11.
12.
1. До представления итогового финансового отчета кандидат обязан возвратить неизрасходованные денежные средства избирательного фонда гражданам и юридическим лицам, осуществившим добровольные пожертвования либо перечисления в его избирательный фонд, пропорционально вложенным ими средствам за вычетом расходов на пересылку.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 ноября 2023 года № 530-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Денежные средства, оставшиеся на специальных избирательных счетах, по истечении 60 дней со дня голосования филиалы публичного акционерного общества "Сбербанк России" обязаны перечислить в доход федерального бюджета и закрыть эти счета.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июня 2017 года № 103-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 ноября 2023 года № 530-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3.
3.1. Обязанность кандидатов, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, возникает со дня официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2009 года Федеральным законом от 19 июля 2009 года № 203-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июня 2017 года № 103-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
1. Расходование средств, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, обеспечение деятельности избирательных комиссий, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, а также на повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов, производится избирательными комиссиями самостоятельно на цели, определенные настоящим Федеральным законом.
2. За счет средств федерального бюджета, включая остатки средств предыдущих периодов, финансируются следующие расходы избирательных комиссий:
1)
2) на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов избирательных комиссий, работников Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, выплату компенсаций членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, а также на выплаты гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам, и специалистам, направляемым для работы в составе контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях;
(Подпункт дополнен с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июня 2017 года № 103-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) на изготовление печатной продукции и осуществление издательской деятельности;
4) на приобретение, доставку и установку оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для проведения выборов и обеспечения деятельности избирательных комиссий;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июня 2017 года № 103-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5) на транспортные расходы, в том числе при проведении голосования в труднодоступных или отдаленных местностях;
6) на доставку, хранение избирательной документации, подготовку ее к передаче в архив или на уничтожение;
7) на использование и эксплуатацию средств автоматизации, на повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июня 2017 года № 103-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
8) на командировки и другие цели, связанные с проведением выборов Президента Российской Федерации, а также с обеспечением полномочий и деятельности избирательных комиссий.
3. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса производится дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации. За членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на указанный период, сохраняется основное место работы (должность), ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июня 2017 года № 103-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3.1. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса кроме выплат, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации за счет средств, выделенных в соответствии с пунктом 1.1 статьи 57 настоящего Федерального закона. Размеры и порядок выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за счет средств, выделенных избирательной комиссии субъекта Российской Федерации из бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1.1 статьи 57 настоящего Федерального закона, устанавливаются избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 14 ноября 2023 года № 530-ФЗ)
4. Оплата труда членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, работников аппарата избирательной комиссии производится в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации в порядке и размерах, устанавливаемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации
4.1. Дополнительная оплата труда (вознаграждение) работников Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, в порядке и размерах, которые устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 374-ФЗ)
5.
6.
7. Участковая избирательная комиссия представляет в вышестоящую территориальную избирательную комиссию отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных данной участковой избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, не позднее чем через 10 дней со дня голосования (повторного голосования в случае его проведения). Территориальная избирательная комиссия представляет в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных данной территориальной избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов, не позднее чем через 20 дней со дня голосования (повторного голосования в случае его проведения).
8. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных данной избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, не позднее чем через 50 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации.
9. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации представляет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации отчет о расходовании средств, предусмотренных в федеральном бюджете на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, а также сведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов и расходовании этих средств не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации. Указанные отчет и сведения не позднее чем через один месяц со дня их представления в палаты Федерального Собрания Российской Федерации должны быть опубликованы Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в ее официальном печатном органе и переданы другим средствам массовой информации для опубликования.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июня 2017 года № 103-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 65. Контрольно-ревизионные службы при избирательных комиссиях
Порядок создания контрольно-ревизионных служб, их полномочия и порядок осуществления этих полномочий устанавливаются статьей 60 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
(Статья в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года № 355-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Глава IX. Голосование, установление итогов голосования и определение результатов выборов Президента Российской Федерации
Наименование в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года № 51-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, - командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции, руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации
2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются ящики для голосования, кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей, а также с учетом требований, установленных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, должны быть определены места для наблюдателей и указанных в пункте 1.2 статьи 23 настоящего Федерального закона представителей средств массовой информации.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 ноября 2023 года № 530-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. В помещении для голосования либо непосредственно перед этим помещением участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, внесенных в избирательный бюллетень:
1) биографические данные кандидатов в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в избирательный бюллетень;
2) если кандидат выдвинут политической партией, слова "выдвинут политической партией" с указанием наименования соответствующей политической партии
3) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, слово "самовыдвижение";
4)
5) сведения о доходах и об имуществе кандидатов и их супругов в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
6) информацию о фактах недостоверности представленных кандидатами сведений, предусмотренных подпунктом 3 пункта 6 и пунктом 7 статьи 34, подпунктами 1 и 3 пункта 11 статьи 35 настоящего Федерального закона (если такая информация имеется);
7)
4. Если у зарегистрированного кандидата имелась или имеется судимость, в информационных материалах указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости. Если зарегистрированный кандидат является иностранным агентом либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, на информационном стенде размещается информация об этом.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2014 года Федеральным законом от 21 февраля 2014 года № 19-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 60-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 декабря 2022 года № 498-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5.
6. На информационном стенде размещается образец заполненного избирательного бюллетеня, который не должен содержать фамилии зарегистрированных кандидатов, наименования политических партий, выдвинувших на данных выборах Президента Российской Федерации зарегистрированных кандидатов
7. Сведения о зарегистрированных кандидатах размещаются в информационных материалах в порядке, определенном при утверждении формы и текста избирательного бюллетеня.
8. Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации.
9. На информационном стенде размещаются извлечения из уголовного и административного законодательства Российской Федерации, устанавливающего ответственность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации. Указанные материалы размещаются участковой избирательной комиссией таким образом, чтобы избиратели свободно могли их прочитать.
9.1. Для информирования избирателей, являющихся инвалидами по зрению, на информационном стенде размещаются материалы, указанные в пунктах 3, 4 и 9 настоящей статьи, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Избирательные участки, на информационных стендах которых размещаются такие материалы, определяются решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации
10. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации. Увеличенная форма протокола об итогах голосования не заменяет собой протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а занесенные в нее данные не имеют юридического значения
11. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы для обработки избирательных бюллетеней. Для голосования также могут использоваться комплексы для электронного голосования. Технические средства подсчета голосов, комплексы для электронного голосования используются в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и в соответствии с инструкцией, утверждаемой Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июня 2017 года № 103-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
12. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
13. При оборудовании помещения для голосования должны обеспечиваться предусмотренные законодательством Российской Федерации условия для беспрепятственного доступа к данному помещению избирателей, являющихся инвалидами, и голосования в нем. При проведении голосования осуществляется оказание помощи таким лицам в целях реализации ими активного избирательного права с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ)
14. В помещениях для голосования могут применяться средства видеонаблюдения и трансляции изображения, за исключением помещений для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в больницах и других медицинских организациях, которые имеют стационарные отделения, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, других местах временного пребывания, воинских частях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации. В помещениях для голосования, находящихся на избирательных участках, где голосуют военнослужащие, за исключением помещений для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в воинских частях, средства видеонаблюдения и трансляции изображения применяются по согласованию с командиром воинской части. Установку в помещениях для голосования средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляцию изображения в сети "Интернет", а также хранение соответствующих видеозаписей организует и обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий. Оказание услуг (выполнение работ, поставка товаров), связанных с организацией видеонаблюдения, трансляцией изображения в сети "Интернет" и хранением соответствующих видеозаписей, осуществляется организацией, определенной Правительством Российской Федерации и привлекаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий. Порядок применения в помещениях для голосования средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети "Интернет", а также хранения соответствующих видеозаписей устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с указанным федеральным органом исполнительной власти.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 1 июня 2017 года № 103-ФЗ)
1. Порядок изготовления и доставки избирательных бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за их изготовлением и доставкой утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 32 дня до дня голосования. Количество избирательных бюллетеней не должно превышать более чем на 1,5 процента число зарегистрированных избирателей
2. Форму и текст избирательного бюллетеня на русском языке утверждает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за 24 дня до дня голосования. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня. В случае проведения повторного голосования текст избирательного бюллетеня, число избирательных бюллетеней утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования. В случае использования прозрачных ящиков для голосования форма избирательного бюллетеня устанавливается с учетом необходимости защиты тайны голосования, за исключением случая, когда по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в этих целях используются конверты.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июня 2017 года № 103-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2.1. В помощь избирателям, являющимся инвалидами по зрению, по решению соответствующей избирательной комиссии изготавливаются специальные трафареты для самостоятельного заполнения бюллетеня, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Избирательные участки, для которых изготавливаются такие трафареты, определяются решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации
3. В целях защиты избирательных бюллетеней от подделки при их изготовлении используется бумага с водяными знаками или с нанесенной типографским способом надписью микрошрифтом и защитной сеткой либо в этих целях используется специальный знак (марка). Порядок изготовления и использования специальных знаков (марок), их количество, а также требования, предъявляемые к передаче специальных знаков (марок) вышестоящими избирательными комиссиями нижестоящим избирательным комиссиям, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 60 дней до дня голосования
4. В избирательном бюллетене фамилии зарегистрированных кандидатов указываются в алфавитном порядке, при этом избирательный бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов:
1) фамилия, имя и отчество. Если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в избирательном бюллетене в соответствии с датами рождения кандидатов (первыми указываются сведения о старшем кандидате). Если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, в избирательном бюллетене также указываются его прежние фамилия, или имя, или отчество;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 60-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где расположено место жительства кандидата
4) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа;
5) если кандидат выдвинут политической партией, слова "выдвинут политической партией" с указанием наименования соответствующей политической партии
6) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, слова: "самовыдвижение";
7)
8) если кандидат в соответствии с пунктом 8 статьи 34 или подпунктом 1 пункта 11 статьи 35 настоящего Федерального закона указал на свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению, наименование данной политической партии, данного общественного объединения в соответствии с пунктом 10 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также статус кандидата в данной политической партии, данном общественном объединении.
(Подпункт дополнительно включен с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июня 2017 года № 103-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4.1. В случае, если в избирательный бюллетень внесено свыше десяти зарегистрированных кандидатов, по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации сведения о каждом из таких зарегистрированных кандидатов, предусмотренные подпунктами 4 и 8 пункта 4 настоящей статьи (все либо отдельные из этих сведений), в избирательном бюллетене не размещаются и указываются в специальном информационном материале, который изготавливается по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Данный информационный материал размещается в кабине либо ином специально оборудованном месте для тайного голосования и (или) на информационном стенде, указанном в пункте 3 статьи 66 настоящего Федерального закона.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 60-ФЗ)
5. Справа от сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квадрат
5.1. В случае, если в соответствии с пунктом 5 статьи 77 настоящего Федерального закона голосование проводится по одной кандидатуре, ниже сведений о зарегистрированном кандидате указываются варианты волеизъявления избирателей словами "За" и "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты
6. Если у зарегистрированного кандидата имелась или имеется судимость, в избирательном бюллетене должны указываться сведения о судимости кандидата, которые вносятся в избирательный бюллетень на основании соответствующих документов, поступивших в избирательную комиссию.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2014 года Федеральным законом от 21 февраля 2014 года № 19-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 ноября 2023 года № 530-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6.1. Если зарегистрированный кандидат является иностранным агентом либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, в избирательном бюллетене должны указываться сведения о том, что кандидат является иностранным агентом либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 60-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 декабря 2022 года № 498-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
7. Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
8. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирательные бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, а при необходимости и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для избирательного участка печатаются избирательные бюллетени на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом избирательном бюллетене. Текст такого избирательного бюллетеня на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации, и на языках народов Российской Федерации утверждается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 22 дня до дня голосования
9. Количество избирательных бюллетеней определяется решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не позднее чем за 24 дня до дня голосования. Избирательные бюллетени изготавливаются в два этапа:
1) для обеспечения досрочного голосования и голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, - не позднее чем за 20 дней до дня голосования. При этом для обеспечения досрочного голосования избирательные бюллетени изготавливаются по решению избирательных комиссий соответствующих субъектов Российской Федерации в количестве, определенном ими в пределах количества избирательных бюллетеней, определенного для соответствующих субъектов Российской Федерации решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а для обеспечения голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, - по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в определенном ею количестве;
2) для обеспечения голосования в день голосования - не позднее чем за 10 дней до дня голосования по решению избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в количестве, определенном решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации для субъектов Российской Федерации, за вычетом бюллетеней, ранее изготовленных для обеспечения досрочного голосования и голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
10. Изготовленные полиграфической организацией избирательные бюллетени передаются членам избирательной комиссии с правом решающего голоса, осуществившей закупку избирательных бюллетеней, по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых избирательных бюллетеней. После передачи упакованных в пачки избирательных бюллетеней в количестве, соответствующем договору, работники полиграфической организации уничтожают лишние избирательные бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Избирательная комиссия, осуществившая закупку избирательных бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею избирательных бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи избирательных бюллетеней членам этой избирательной комиссии, уничтожения избирательных бюллетеней. Любой член данной избирательной комиссии, зарегистрированный кандидат (его доверенное лицо) вправе подписать акты, указанные в настоящем пункте.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июня 2017 года № 103-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
11. Передача избирательных бюллетеней в территориальные избирательные комиссии осуществляется в сроки, установленные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Вышестоящие избирательные комиссии передают территориальным избирательным комиссиям на основании своего решения о распределении избирательных бюллетеней по территориальным избирательным комиссиям весь тираж избирательных бюллетеней, полученный ими от полиграфических организаций. На основании решения территориальной избирательной комиссии о распределении избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии получают от территориальной избирательной комиссии избирательные бюллетени не позднее чем за один день до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования). По каждому избирательному участку количество избирательных бюллетеней, передаваемых в участковую избирательную комиссию, не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и не может составлять менее 70 процентов от числа избирателей, включенных в список избирателей на избирательном участке на день передачи избирательных бюллетеней, за исключением случая проведения дистанционного электронного голосования. В этом случае количество передаваемых избирательных бюллетеней определяется решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. На избирательном участке, на котором ожидается большое число избирателей, подавших заявление о включении в список избирателей по месту нахождения в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 27 настоящего Федерального закона, либо избирателей, работающих вахтовым методом и имеющих право на включение в список избирателей в соответствии с пунктом 6 статьи 27 настоящего Федерального закона, а также на избирательном участке, на котором зарегистрировано менее 500 избирателей и используются программно-технические комплексы для обработки избирательных бюллетеней, количество избирательных бюллетеней по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может быть увеличено. В участковые избирательные комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, либо в территориальные избирательные комиссии, образованные в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, избирательные бюллетени могут передаваться непосредственно избирательной комиссией, осуществившей их закупку, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и в количестве, определяемом исходя из данных учета (регистрации) избирателей, участников референдума. При передаче избирательных бюллетеней в участковые избирательные комиссии производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные избирательные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами территориальной избирательной комиссии, о чем составляется акт.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 396-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июня 2017 года № 103-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 60-ФЗ; в редакции, веденной в действие с 9 июля 2022 года Федеральным законом от 28 июня 2022 года № 220-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 ноября 2023 года № 530-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)