Кодекс внутреннего водного транспорта РФ
Номер документа: | 24-ФЗ |
Дата редакции: | 8 августа 2024 |
Дата принятия: | 7 марта 2001 |
Вид документа: | КОДЕКС |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания, N 7, 01.03.2001 |
Публикация: | Парламентская газета, N 45, 12.03.2001 |
Публикация: | Приложение к "Российской газете", N 13, 2001 год |
Публикация: | Российская газета, N 50-51, 13.03.2001 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 11, 12.03.2001, ст.1001 |
В настоящий документ вносятся изменения на основании:
Федерального закона от 08.08.2024 N 288-ФЗ с 1 сентября 2025 года.
Редакции
- 01.09.2024
- 19.08.2024
- 26.05.2024
- 01.01.2024
- 01.09.2023
- 01.06.2023
- 06.04.2023
- 01.03.2023
- 28.02.2023
- 17.02.2023
- 14.03.2022
- 01.03.2022
- 01.01.2022
- 13.07.2021
- 01.07.2021
- 14.06.2020
- 08.06.2020
- 13.08.2019
- 09.01.2018
- 01.01.2018
- 31.12.2017
- 01.07.2017
- 04.07.2016
- 09.04.2016
- 01.01.2016
- 24.07.2015
- 30.06.2015
- 06.12.2014
- 15.11.2014
- 04.02.2014
- 01.09.2013
- 01.01.2013
- 30.08.2012
- 25.06.2012
- 25.05.2012
- 09.11.2011
- 21.10.2011
- 02.08.2011
- 01.08.2011
- 26.07.2011
- 22.07.2011
- 01.07.2011
- 19.04.2011
- 29.01.2010
- 01.01.2010
- 16.05.2009
- 01.01.2009
- 31.12.2008
- 18.07.2008
- 01.01.2008
- 25.11.2007
- 03.07.2007
- 01.01.2007
- 08.12.2006
- 01.07.2004
- 01.07.2003
- 09.04.2003
- 12.03.2001
Страница 3
8. Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, вправе отказать в государственной регистрации, если:
право на судно, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации в соответствии с настоящим Кодексом;заявление о государственной регистрации судна подало ненадлежащее лицо;формы и содержание документов, представленных для государственной регистрации судна, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
9. Отказ в государственной регистрации судна может быть обжалован заинтересованным лицом в суд или арбитражный суд.
10. Право собственности на судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, может быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов после исключения этого судна из реестра судов иностранного государства и представления свидетельства, удостоверяющего, что это судно исключено из такого реестра судов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
11.
12. Государственная регистрация судна, которому временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, осуществляется на основании заявления арендатора судна по договору аренды судна без экипажа и приложенных к данному заявлению следующих необходимых для государственной регистрации судна документов:выписка из судового реестра иностранного государства, в котором зарегистрировано судно непосредственно до смены флага, с указанием собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера, если ипотека или обременение установлены;согласие в письменной форме собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;документ, выданный компетентными властями иностранного государства, в котором зарегистрировано судно непосредственно до смены флага, и подтверждающий, что право плавания под флагом такого государства приостановлено на срок предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
оригинал и копия договора об аренде судна без экипажа;свидетельство о годности к плаванию.
13. В результате государственной регистрации судна в реестре арендованных иностранных судов органом, осуществляющим государственную регистрацию судна, выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации на срок, указанный в решении о временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
14. В случае утраты свидетельства о праве собственности на судно орган, осуществивший государственную регистрацию судна, по заявлению собственника судна может выдать ему дубликат указанного документа. Порядок выдачи дубликата свидетельства о праве собственности на судно устанавливается правилами государственной регистрации судов.
15. Бесхозяйное судно подлежит учету администрацией бассейна внутренних водных путей в соответствии с правилами учета бесхозяйных судов, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 августа 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
16. Выявление бесхозяйных судов осуществляют администрации бассейнов внутренних водных путей.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 августа 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
17.
Статья 20. Основания продления сроков осуществления государственной регистрации прав на судно и сделок с ним
1. Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, при возникновении причин для сомнений в наличии оснований государственной регистрации прав на судно и сделок с ним в течение месяца обязан принять необходимые меры для получения дополнительных доказательств наличия у заявителя оснований государственной регистрации судна. Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, обязан немедленно известить об этом заявителя, который вправе представить дополнительные доказательства наличия у него оснований государственной регистрации судна.
2. Срок осуществления государственной регистрации судна может быть продлен не более чем на месяц без учета срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи, в случае направления представленных документов для подтверждения их подлинности.
3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, обязан в письменной форме уведомить заявителя о своем решении продлить срок осуществления государственной регистрации судна и об основаниях принятия такого решения.
4. В случае, если в течение указанных в настоящей статье сроков не будут устранены предусмотренные пунктом 8 статьи 19 настоящего Кодекса причины, препятствующие государственной регистрации судна, орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, обязан отказать заявителю в государственной регистрации судна и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.
5. Государственная регистрация судна может быть приостановлена не более чем на три месяца на основании заявления в письменной форме собственника судна или уполномоченного им на то лица при наличии у него надлежаще оформленной доверенности. В заявлении указываются причины, на основании которых может быть приостановлена государственная регистрация судна, и срок, который необходим для приостановления государственной регистрации судна. Подача заявления о приостановлении государственной регистрации судна прерывает срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи. Срок, истекший до подачи указанного заявления, не засчитывается в новый срок.
6. В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственная регистрация судна может быть приостановлена на основании определения или решения суда.
7.
1. Исключению из соответствующего реестра судов подлежит судно:
1) в отношении которого правообладателем подано заявление об исключении этого судна из реестра судов;
2) которое погибло или пропало без вести;
3) которое конструктивно погибло;
4) которое перестало соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса;
5) в отношении которого вступило в законную силу судебное решение о принудительной продаже судна;
6) которое утратило качества судна в результате перестройки или других изменений.
2. Решение об исключении судна из реестра судов в случаях, предусмотренных подпунктами 1-5 пункта 1 настоящей статьи, принимается органом, осуществляющим государственную регистрацию судна, в порядке, установленном правилами государственной регистрации судов.
3. Решение об исключении судна из реестра судов в случае, предусмотренном подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, на основании заключения администрации соответствующего бассейна внутренних водных путей и заключения организации, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранного классификационного общества, уполномоченного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.
4. Сведения об исключении судна из реестра судов подлежат внесению в этот реестр судов в день принятия решения об исключении судна из этого реестра судов.
5. Государственная регистрация судна, ранее исключенного из реестра судов, осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 22. Ответственность за использование незарегистрированного судна и нарушение правил государственной регистрации судов
Лицо, использующее незарегистрированное судно либо зарегистрировавшее его в одном из реестров судов с нарушением установленного порядка или нарушившее обязанность информировать об изменении сведений, вносимых в соответствующий реестр судов, несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 23. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации
1. По внутренним водным путям плавание судов осуществляется под Государственным флагом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Кодекса
2. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется судам, находящимся в собственности:граждан Российской Федерации;зарегистрированных на территории Российской Федерации юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации;Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;муниципальных образований.
3. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации возникает с момента государственной регистрации судна в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, реестре арендованных иностранных судов или реестре маломерных судов.
(Пункт дополнен с 9 ноября 2011 года Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 305-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. При наличии указанных в настоящей статье оснований органы, осуществляющие государственную регистрацию судов, выдают свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
5.
6. В случае утраты правообладателем свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации орган, осуществивший государственную регистрацию судна, по заявлению правообладателя может выдать ему дубликат указанного свидетельства. Порядок выдачи дубликата свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации устанавливается правилами государственной регистрации судов.
7. Судно утрачивает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации со дня исключения его из Государственного судового реестра, Российского международного реестра судов, реестра арендованных иностранных судов или реестра маломерных судов.
(Пункт дополнен с 9 ноября 2011 года Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 305-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
8. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации временно может быть предоставлено зарегистрированному в судовом реестре иностранного государства судну, принятому российским арендатором в аренду без экипажа, при условии регистрации такого судна в реестре арендованных иностранных судов и в случае, если:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
9. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть предоставлено судну, указанному в пункте 8 настоящей статьи, на срок, не превышающий двух лет, с правом последующего продления его через каждые два года, но не свыше срока действия договора аренды. Для целей смены флага срок действия указанного договора не может быть менее чем один год.
10. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации временно может быть приостановлено в случае передачи судна иностранному лицу в аренду без экипажа при условии, что собственник судна дал в письменной форме согласие на такую передачу и законодательство государства арендатора судна допускает предоставление судну права плавания под флагом такого государства. Решение о возможности перевода судна под флаг иностранного государства принимается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Срок, на который судно может быть переведено под флаг иностранного государства, определяется сроком действия договора аренды судна.
Статья 23.1. Плавание судов под флагами иностранных государств по внутренним водным путям
1. Плавание судов под флагами иностранных государств по внутренним водным путям разрешается на основании международных договоров Российской Федерации, а также на основании решений федерального органа исполнительной власти в области транспорта, оформляемых в установленном им порядке, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 19 октября 2023 года № 503-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Плавание спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств по внутренним водным путям осуществляется в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 19 октября 2023 года № 503-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Перечень портов, открытых для захода судов под флагами иностранных государств, и внутренних водных путей, по которым разрешено плавание таких судов, устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. В отношении судов смешанного (река - море) плавания, плавающих под флагом иностранного государства, зарегистрированных в реестре судов иностранного государства, эксплуатируемых на праве собственности либо иных законных основаниях лицом, связанным с иностранным государством, конечными бенефициарами деятельности которого являются лица, каким-либо образом связанные с иностранным государством, в котором имеются ограничения захода в их морские порты и прохода по их внутренним водным путям в отношении судов смешанного (река - море) плавания, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, зарегистрированных в одном из реестров судов Российской Федерации, эксплуатируемых на праве собственности либо иных законных основаниях лицом, связанным с Российской Федерацией, конечными бенефициарами деятельности которого являются лица, каким-либо образом связанные с Российской Федерацией, решением Правительства Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения.
Порядок подготовки и принятия решения о введении и (или) об отмене ответных ограничений, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, утверждается Правительством Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 56-ФЗ)
1. В Российской Федерации может осуществляться ипотека судов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Договор ипотеки судна подлежит обязательной государственной регистрации в том же реестре судов, в котором зарегистрировано судно
1. В случае возникновения судебного производства по иску любого лица к собственнику судна и заявления истцом требования обеспечить такой иск судом может быть наложен арест на судно.
2. В случае, если судом принято определение об обеспечении иска в виде наложения ареста на судно или судно принудительно продано в порядке исполнительного производства, соответствующая запись вносится в реестр судов органом, осуществляющим государственную регистрацию судов. Собственник судна должен быть проинформирован органом, осуществляющим государственную регистрацию судов, о наложении на судно или снятии с судна мер по обеспечению иска.
(Пункт дополнен с 9 ноября 2011 года Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 305-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 26. Состав экипажа судна. Внешний экипаж автономного судна
Наименование в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ). - См. предыдущую редакцию
1. В состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна.Полуавтономное судно имеет экипаж полуавтономного судна и внешний экипаж полуавтономного судна. Полностью автономное судно имеет только внешний экипаж автономного судна. В состав внешнего экипажа автономного судна входят внешний капитан автономного судна и специалисты по управлению автономными судами, удовлетворяющие требованиям настоящего Кодекса.
(Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ))
Внешний капитан полуавтономного судна организует работу членов внешнего экипажа полуавтономного судна. Капитан полуавтономного судна в вопросах управления полуавтономным судном руководствуется рекомендациями внешнего капитана полуавтономного судна или члена внешнего экипажа полуавтономного судна, при этом окончательные решения по управлению полуавтономным судном принимает капитан полуавтономного судна.
(Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ))
2. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи.
3. Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.
4. Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа устанавливается положением о минимальном составе экипажей судов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.Минимальный состав внешнего экипажа автономного судна устанавливается в соответствии с положением о минимальном составе внешнего экипажа автономного судна, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
(Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ))
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. Лица, входящие в состав экипажа судна, должны быть включены в судовую роль. Для полностью автономного судна судовая роль не составляется.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
6. Экипаж маломерного судна может состоять из одного лица, осуществляющего судовождение. Маломерное полностью автономное судно имеет только внешний экипаж, который может состоять только из одного лица, являющегося специалистом по управлению автономными судами.
(Пункт дополнительно включен с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
1. К назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти
2. К работе на судне не допускаются лица, не прошедшие медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.Перечень заболеваний, препятствующих работе на судне, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Порядок проведения медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к работе на судне устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 19 октября 2023 года № 503-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 230-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Иностранные граждане и лица без гражданства, входящие в состав экипажа судна, не могут назначаться на должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалистов. Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
4.
1. Назначение членов экипажа судна осуществляется судовладельцем только с согласия капитана судна.
2. Трудовые отношения членов экипажа судна регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая настоящий Кодекс и устав службы на судах внутреннего водного транспорта, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а также соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2017 года Федеральным законом от 20 декабря 2017 года № 400-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Права и обязанности членов экипажа судна регулируются уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, утвержденным в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
3.1. Лица, допущенные к работе на судне, обязаны ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лицом, допущенным к работе на судне, может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр.
(Пункт дополнительно включен с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 230-ФЗ)
4. Судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна безопасные условия труда, охрану их здоровья, наличие спасательных средств, бесперебойное снабжение продовольствием и водой, наличие надлежащих помещений (кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов, помещений для отдыха), культурно-бытовое обслуживание в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судовладелец или иное осуществляющее прием на работу членов экипажа судна лицо обязаны за свой счет застраховать принимаемых на работу членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей. Порядок и условия такого страхования устанавливаются законодательством Российской Федерации.
5. В случае гибели или причинения вреда жизни и здоровью члена экипажа судна при исполнении им служебных обязанностей судовладелец обязан возместить причиненный такому члену экипажа судна вред в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Любой член экипажа судна вправе провозить на судне имущество, предназначенное для личного пользования. В случае гибели или повреждения такого имущества вследствие происшествия с судном судовладелец должен возместить члену экипажа судна причиненный ущерб.
7. Договором технического управления судном могут предусматриваться передача техническому управляющему полномочий по осуществлению от имени судовладельца прав и исполнению им обязанностей работодателя в трудовых отношениях с членами экипажа судна (заключение трудовых договоров, выплата заработной платы и иных полагающихся выплат, обеспечение безопасных условий труда), исполнение других обязанностей судовладельца в отношении членов экипажа судна, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая настоящий Кодекс и уставы службы на судах, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а также соглашениями, коллективными договорами, трудовыми договорами с членами экипажа судна.
Перечень передаваемых техническому управляющему судовладельцем прав и обязанностей работодателя в трудовых отношениях с членами экипажа судна определяется в договоре технического управления судном, предусмотренном пунктом 1 статьи 34.2 настоящего Кодекса.
(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ)
Статья 29. Возвращение члена экипажа судна к месту приема его на работу
1. Судовладелец обязан обеспечить возвращение члена экипажа судна и его личного имущества весом до 30 килограмм к месту приема члена экипажа судна на работу или в другое обусловленное ими место за свой счет в случае:гибели судна;болезни члена экипажа судна или получения им травмы, требующих лечения вне судна;прекращения трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, в том числе окончания за пределами Российской Федерации срока действия трудового договора (контракта), заключенного на определенный срок;невозможности исполнения судовладельцем своих обязанностей в отношении члена экипажа судна, предусмотренных законодательством Российской Федерации или трудовым договором (контрактом), вследствие несостоятельности (банкротства) судовладельца, продажи судна или изменения государства регистрации судна;направления судна без согласия члена экипажа судна в зону военных действий или зону эпидемиологической опасности.
2. В случае, если причиной возвращения члена экипажа судна к месту приема на работу является нарушение им условий трудового договора (контракта), судовладелец вправе взыскать с этого члена экипажа судна связанные с таким возвращением расходы полностью или частично в соответствии с законодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением) и трудовым договором (контрактом).
1. Капитаном судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, должен быть гражданин Российской Федерации, имеющий действующий диплом капитана судна.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 августа 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
3. Капитан судна является представителем судовладельца в отношении государственного портового контроля, предусмотренного настоящим Кодексом, в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания судна.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Капитан судна обязан, если он может сделать это без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем лиц, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде.
5. Капитан каждого из столкнувшихся судов обязан оказать помощь другому участвовавшему в этом столкновении судну, его пассажирам и членам его экипажа. Капитаны столкнувшихся судов обязаны сообщить друг другу названия своих судов.
6. Судовладелец не несет ответственность за нарушение капитаном судна обязанностей, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
7. В случае, если, по мнению капитана судна, судну грозит неминуемая гибель, капитан судна после принятия всех мер по спасанию пассажиров разрешает членам экипажа судна оставить судно. Капитан судна оставляет судно последним после принятия всех зависящих от него мер по спасанию судового журнала, машинного журнала, карт маршрута следования судна, судовой печати, документов и ценностей.
Статья 31. Права и обязанности капитана судна по поддержанию порядка на судне
1. Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.
2. Капитан судна по согласованию с судовладельцем имеет право применять к членам экипажа судна поощрения и налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания, отстранять любого члена экипажа судна от исполнения своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2017 года Федеральным законом от 20 декабря 2017 года № 400-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Капитан судна вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.
4. В случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте.
5. В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан незамедлительно информировать об этом компетентные органы.
6.
Статья 32. Обязанности капитана судна в случаях рождения на судне ребенка, смерти и болезни на судне
1. В каждом случае рождения на судне ребенка или в каждом случае смерти на судне капитан обязан составить соответствующий акт при участии двух свидетелей и врача, если он имеется на судне, а также сделать запись в судовом журнале.
2. Капитан судна обязан уведомить судовладельца о случае смерти на судне и принять меры по сохранению тела умершего и передаче его родственникам или портовым властям в ближайшем порту.
3. Капитан судна обеспечивает составление описи и сохранность находящегося на судне имущества умершего до передачи такого имущества согласно описи родственникам умершего или портовым властям в ближайшем порту.
4. В случае исчезновения члена экипажа судна или пассажира при обстоятельствах, допускающих возможность их гибели, капитан судна делает запись в судовом журнале, составляет акт об этом, а также составляет опись находящегося на судне имущества исчезнувшего члена экипажа судна или пассажира и передает указанные акт и имущество портовым властям в ближайшем порту.
5. Капитан судна вправе удостоверить завещание лица, находящегося на судне во время его плавания. Завещание, удостоверенное капитаном судна, приравнивается к нотариально удостоверенному завещанию.
6. В случае, если член экипажа судна или пассажир нуждается в неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана во время нахождения судна в плавании, капитан судна обязан зайти в ближайший порт с извещением об этом судовладельца, портовых властей (при наличии таковых), а при заходе судна в иностранный порт с извещением также консула Российской Федерации и агента судовладельца (при наличии такого агента в иностранном порту).
7. В случае смерти, болезни или иной причины, препятствующих капитану судна выполнять свои служебные обязанности, обязанности капитана судна возлагаются на старшего помощника капитана судна до получения распоряжения судовладельца.
Статья 33. Неотложная надобность в деньгах для продолжения рейса
1. Капитан судна, у которого во время рейса возникает неотложная надобность в деньгах для продолжения рейса вследствие обстоятельств, которые капитан судна не мог предвидеть и устранение которых от него не зависит, вправе, если у него нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного ему имущества, за исключением имущества, необходимого для продолжения рейса, и часть запасов пищевых продуктов. При этом капитан судна обязан избрать такой способ приобретения средств для продолжения рейса, который наименее убыточен для судовладельца.
2. Капитан судна несет установленную законодательством Российской Федерации имущественную ответственность за допущенные им нарушения при использовании права, установленного пунктом 1 настоящей статьи.
Глава VI. Безопасность судоходства, эксплуатация судна
Наименование в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
1.
2. Подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца.Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна (за исключением внешнего экипажа для полностью автономного судна) и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Судно (за исключением полностью автономного судна) не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей судов. Каждое автономное судно должно иметь внешний экипаж автономного судна в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
3. Безопасность судоходства обеспечивается в соответствии с настоящим Кодексом, правилами плавания судов по внутренним водным путям, правилами движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей, правилами пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, правилами диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на внутренних водных путях, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а также правилами радиосвязи подвижной службы и подвижной спутниковой службы на внутренних водных путях, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 августа 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 450-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Администрация бассейна внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства осуществляет в бассейне внутренних водных путей:
1) содержание внутренних водных путей;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2)
3)
4) пропуск судов и плавучих объектов через судоходные гидротехнические сооружения;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5) диспетчерское регулирование движения судов и управление движением судов на участках внутренних водных путей, имеющих ограничения по условиям плавания, и мониторинг движения судов на остальных участках внутренних водных путей;
6) организацию технологической связи на внутреннем водном транспорте;
7) государственный портовый контроль;
8) государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре, реестре арендованных иностранных судов, реестре строящихся судов;
9) дипломирование лиц командного состава судов и членов экипажей спортивных парусных судов;
10) выдачу удостоверений личности моряка в установленных случаях;
11) выдачу лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов в бассейне внутренних водных путей (далее - лоцманское удостоверение);
12) иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом.
(Подпункт дополнительно включен с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ)
(Пункт 4 в редакции, введенной в действие с 30 августа 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. Владельцы сооружений, расположенных на внутренних водных путях, обязаны своевременно информировать администрации бассейнов внутренних водных путей о возникновении угрожающих безопасности судоходства ситуаций для принятия соответствующих мер.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 августа 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6.
7.
8. Морское судно, плавающее под Государственным флагом Российской Федерации, или судно, плавающее под флагом иностранного государства, при плавании по внутренним водным путям подлежит государственному портовому контролю на тех же основаниях, что и суда, плавающие по внутренним водным путям.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 августа 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов (далее - система управления безопасностью), под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций и включающих в себя:
1) инструкции работникам судовладельца по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями настоящего Кодекса;
2) документы, устанавливающие полномочия и взаимоотношения работников судовладельца, осуществляющих управление эксплуатацией судов, в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;