Федеральный закон от 14.04.1999 № 77-ФЗ
Номер документа: | 77-ФЗ |
Дата редакции: | 22 апреля 2024 |
Дата принятия: | 14 апреля 1999 |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания, N 12, 21.04.1999 |
Публикация: | Российская газета, N 75, 20.04.1999 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 16, 19.04.1999, ст.1935 |
Государственной Думой
17 марта 1999 года
Советом Федерации
31 марта 1999 года
Настоящий Федеральный закон определяет организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны.
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 4 ноября 2022 года № 427-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ)
Абзац третий предыдущей редакции с 18 октября 2022 года считается абзацем четвертым настоящей редакции - Федеральный закон от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ.
охраняемые объекты - здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество (далее - имущество), подлежащие охране в целях предотвращения противоправных посягательств;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Абзацы четвертый и пятый предыдущей редакции с 18 октября 2022 года считаются соответственно абзацами пятым и шестым настоящей редакции - Федеральный закон от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ.
пропускной режим - порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;внутриобъектовый режим - порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на охраняемых объектах, в соответствии с требованиями внутреннего трудового распорядка и пожарной безопасности.
Основными задачами ведомственной охраны являются:охрана объектов в целях предотвращения противоправных посягательств;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 3. Основные принципы деятельности ведомственной охраны
Ведомственная охрана осуществляет свою деятельность на основе принципов:уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;законности;взаимодействия с государственными органами обеспечения безопасности.
Статья 4. Правовое регулирование деятельности ведомственной охраны
Правовое регулирование деятельности ведомственной охраны осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти определяются Правительством Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 227-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 29 декабря 2022 года № 638-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 439-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Часть третья предыдущей редакции считается частью четвертой настоящей редакции - Федеральный закон от 29 декабря 2022 года № 638-ФЗ.
Нормы численности работников ведомственной охраны, структура органов ведомственной охраны, порядок организации деятельности ведомственной охраны, в том числе при осуществлении физической охраны объектов, охраны объектов с использованием технических средств охраны, охраны имущества при его транспортировке, определяются положениями о ведомственной охране, которые разрабатываются имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами, федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и организациями и утверждаются Правительством Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 227-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 4 ноября 2022 года № 427-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 318-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Работниками ведомственной охраны могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, годные по состоянию здоровья и деловым качествам к выполнению задач, возложенных на ведомственную охрану.На работников ведомственной охраны распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 227-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 230-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 227-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 318-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 227-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29 декабря 2022 года № 638-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Работники ведомственной охраны исполняют должностные обязанности в форменной одежде, при наличии служебных удостоверений и жетонов, образцы которых разрабатываются и утверждаются имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами, федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и организациями.
(Часть в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 318-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 227-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29 декабря 2022 года № 638-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Запрещается использование образцов форменной одежды, применяемых в государственных военизированных организациях.Работники ведомственной охраны после прохождения профессиональной подготовки и медицинского осмотра при исполнении должностных обязанностей имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.Работники ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации
Статья 7. Ограничения при приеме на работу в ведомственную охрану
Гражданин не может быть принят на работу в ведомственную охрану в случаях:признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;наличия у него неснятой или непогашенной судимости; отсутствия регистрации по месту жительства;наличия подтвержденного заключением медицинской организации заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;лишения его права занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься охранной деятельностью приговором суда, вступившим в законную силу.
Ведомственная охрана осуществляет охрану:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
объектов, являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно за федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными казенными предприятиями, в отношении которых Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" осуществляет права собственника имущества;
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 639-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
объектов, являющихся собственностью организаций Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех".
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 216-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Ведомственная охрана организации - собственника Единой системы газоснабжения обеспечивает физическую охрану объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих на праве собственности указанной организации и (или) ее дочерним обществам, продукции, поставляемой по государственному контракту, и имущества, необходимого для выполнения государственного контракта.
(Часть дополнительно включена с 21 июля 2014 года Федеральным законом от 20 апреля 2014 года № 75-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 28 июня 2022 года № 230-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть дополнительно включена с 21 июля 2014 года Федеральным законом от 20 апреля 2014 года № 75-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 28 июня 2022 года № 230-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Ведомственная охрана стратегического акционерного общества, ведущего деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья, беспечивает физическую охрану объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих на праве собственности указанному стратегическому акционерному обществу и (или) его дочерним обществам, продукции, поставляемой по государственному контракту, и имущества, необходимого для выполнения государственного контракта.
(Часть дополнительно включена с 21 июля 2014 года Федеральным законом от 20 апреля 2014 года № 75-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 28 июня 2022 года № 230-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть дополнительно включена с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 288-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Части пятая и шестая предыдущей редакции с 4 июля 2016 года считаются соответственно частями шестой и седьмой настоящей редакции - Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 288-ФЗ.
Ведомственная охрана высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы осуществляет охрану объектов государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И.Ленина", а также иных объектов транспортной инфраструктуры, технологически связанных с объектами указанного государственного унитарного предприятия.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 4 ноября 2022 года № 427-ФЗ)
Части шестая - десятая предыдущей редакции считается соответственно частями седьмой - двенадцатой настоящей редакции - Федеральный закон от 4 ноября 2022 года № 427-ФЗ.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 22 апреля 2024 года № 82-ФЗ)
Перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами, федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 227-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29 декабря 2022 года № 638-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть дополнительно включена с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ)
Охрана объектов федеральных государственных органов до создания ими ведомственной охраны в случае, если право на ее создание предоставлено соответствующим федеральным законом, может осуществляться военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, или ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти.
(Часть дополнительно включена с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ)
На период до создания федеральными государственными органами ведомственной охраны перечень объектов, находящихся в ведении федеральных государственных органов, охраняемых военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, или ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, и порядок определения тарифов на оказываемые услуги по охране указанных объектов утверждаются Правительством Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ)
Охрана ведомственной охраной объектов, не включенных в установленный срок в перечни, указанные в частях восьмой и одиннадцатой настоящей статьи, за исключением объектов, защита которых осуществляется в соответствии с иными федеральными законами, запрещается.
(Часть дополнительно включена с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 4 ноября 2022 года № 427-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 318-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 9. Специальные средства и огнестрельное оружие, используемые ведомственной охраной
Работники ведомственной охраны при исполнении должностных обязанностей имеют право на использование специальных средств и служебного огнестрельного оружия.Специальные средства, виды, типы и модели служебного огнестрельного оружия, патронов к нему, а также нормы обеспечения ими работников ведомственной охраны определяются Правительством Российской Федерации.Имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы, федеральные органы исполнительной власти, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и организации могут получать во временное пользование на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на них обязанностей по охране объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации об оружии.
(Часть в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 318-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 227-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 391-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29 декабря 2022 года № 638-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Ведомственная охрана в государственных военизированных организациях использует боевое ручное стрелковое оружие, находящееся на вооружении указанных организаций, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Финансирование и материально-техническое обеспечение ведомственной охраны
Финансирование и материально-техническое обеспечение ведомственной охраны осуществляются за счет средств имеющих право на создание ведомственной охраны федеральных государственных органов, федеральных органов исполнительной власти, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и организаций и (или) средств собственников охраняемых объектов.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 227-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 4 ноября 2022 года № 427-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 318-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 227-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 4 ноября 2022 года № 427-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
ГЛАВА III
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
Работники ведомственной охраны имеют право:требовать от работников, должностных лиц охраняемых объектов и других граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов;проверять на охраняемых объектах у лиц документы, удостоверяющие их личность, а также документы, дающие право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;производить досмотр транспортных средств при въезде (выезде) на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;проверять условия хранения имущества на охраняемых объектах, состояние инженерно-технических средств охраны; при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу возникновения пожаров, безопасности людей, а также условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий;производить административное задержание и доставление в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемых объектах, а также производить личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения. Обеспечивать охрану места происшествия и сохранность указанных вещей и документов;применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов и осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты, а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений;использовать транспортные средства собственников охраняемых объектов для преследования лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемых объектах, и доставления их в орган внутренних дел;пресекать функционирование беспилотных воздушных, подводных и надводных судов и аппаратов, беспилотных транспортных средств и иных автоматизированных беспилотных комплексов (далее - беспилотные аппараты) в целях отражения нападения либо угрозы нападения на охраняемые объекты, работников ведомственной охраны или лиц, находящихся на этих объектах, в том числе посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными аппаратами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения беспилотных аппаратов. Порядок принятия решения о пресечении функционирования беспилотных аппаратов в указанных целях, а также перечень должностных лиц ведомственной охраны, уполномоченных на принятие такого решения, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и организации.
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 29 декабря 2022 года № 68-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 августа 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 440-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Работники ведомственной охраны обязаны:обеспечивать охрану объектов в целях предотвращения противоправных посягательств;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
ГЛАВА IV
ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ РАБОТНИКАМИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
Статья 13. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия работниками ведомственной охраны
Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия на охраняемых объектах, а также вне охраняемых объектов при преследовании лиц, совершивших преступление или административное правонарушение на охраняемых объектах.При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия работники ведомственной охраны обязаны:стремиться в зависимости от характера и степени опасности преступления или административного правонарушения, степени опасности лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой вред, причиняемый при этом, был минимальным;предупредить о намерении применить их, а в исключительных случаях, когда промедление с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья граждан либо работников ведомственной охраны или может повлечь иные тяжкие последствия, действовать без предупреждения;обеспечить лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь
Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы для пресечения преступлений или административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, пресечения сопротивления законным требованиям работников ведомственной охраны, если иные способы не обеспечивают исполнения возложенных на них должностных обязанностей.
Работники ведомственной охраны имеют право на применение специальных средств в случаях:
1) отражения нападения на охраняемые объекты;
2) отражения нападения на работников ведомственной охраны или лиц, находящихся на охраняемых объектах;
3) пресечения сопротивления, оказываемого правонарушителем работникам ведомственной охраны при исполнении возложенных на них должностных обязанностей;
4) задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на охраняемых объектах, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;
5) оказания противодействия работникам ведомственной охраны при доставлении задержанных лиц в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел;
6) необходимости остановить на охраняемых объектах транспортное средство, водитель которого не выполнил требования работников ведомственной охраны;
7) пресечения функционирования беспилотных аппаратов в целях, предусмотренных абзацем десятым статьи 11 настоящего Федерального закона.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 29 декабря 2022 года № 638-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 августа 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 440-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 29 декабря 2022 года № 638-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 августа 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 440-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Работники ведомственной охраны в качестве крайней меры имеют право на применение огнестрельного оружия в случаях:
1) защиты лиц, находящихся на охраняемых объектах, от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;
2) отражения нападения на работников ведомственной охраны, угрожающего их жизни или здоровью, а также пресечения попытки завладеть их огнестрельным оружием;
3) задержания лиц, застигнутых на охраняемых объектах при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против личности, охраняемых объектов и пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;
4) отражения вооруженного или группового нападения на охраняемые объекты, когда иными средствами отразить указанное нападение невозможно;
5) предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи;
6) остановки транспортного средства путем повреждения, если его водитель создает реальную опасность для жизни или здоровья работников охраняемых объектов либо лиц, находящихся на охраняемых объектах, а также при указанных условиях отказывается остановиться либо пытается въехать на охраняемые объекты или выехать с охраняемых объектов, несмотря на законное требование работников ведомственной охраны;
7) пресечения функционирования беспилотных аппаратов в целях, предусмотренных абзацем десятым статьи 11 настоящего Федерального закона.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 29 декабря 2022 года № 638-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 августа 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 440-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 17. Гарантии личной безопасности работников ведомственной охраны
Работники ведомственной охраны вправе привести в готовность к стрельбе огнестрельное оружие, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 16 настоящего Федерального закона.Попытки лица, задерживаемого работниками ведомственной охраны с приведенным в готовность к стрельбе огнестрельным оружием, приблизиться к работникам ведомственной охраны, сократив при этом указанное ими расстояние, или прикоснуться к их оружию предоставляют указанным работникам право на применение огнестрельного оружия в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.
ГЛАВА V
ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
Статья 18. Обязательность исполнения законных требований работников ведомственной охраны
Законные требования работников ведомственной охраны при исполнении ими должностных обязанностей обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Неисполнение законных требований работников ведомственной охраны и действия, препятствующие исполнению ими должностных обязанностей, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.Работники ведомственной охраны не несут ответственность за моральный, физический или имущественный вред, причиненный ими правонарушителю в связи с применением в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны, а также в условиях крайней необходимости. В иных случаях ответственность наступает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Обязательное страхование работников ведомственной охраны
Жизнь и здоровье работников ведомственной охраны подлежат обязательному личному страхованию за счет средств имеющих право на создание ведомственной охраны федеральных государственных органов, федеральных органов исполнительной власти, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и организаций, и (или) за счет средств собственников охраняемых объектов.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 227-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29 декабря 2022 года № 638-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 20. Гарантии правовой и социальной защиты работников ведомственной охраны
На работников ведомственной охраны распространяются гарантии правовой и социальной защиты, а также им предоставляются льготы в объеме и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.Имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы, федеральные органы исполнительной власти, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и организации могут устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты работникам ведомственной охраны.
(Часть в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 318-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 227-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29 декабря 2022 года № 638-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 21. Право работников ведомственной охраны на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)
Работники ведомственной охраны в целях защиты своих прав и законных интересов, связанных с исполнением должностных обязанностей, вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации).
ГЛАВА VI
КОНТРОЛЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
Контроль за деятельностью ведомственной охраны осуществляют имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы, федеральные органы исполнительной власти, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и организации, а также федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, за исключением контроля за деятельностью ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, и ведомственной охраны федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 227-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 октября 2022 года Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 395-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29 декабря 2022 года № 638-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 мая 2023 года Федеральным законом от 28 февраля 2023 года № 54-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 23. Прокурорский надзор за деятельностью ведомственной охраны
Надзор за исполнением работниками ведомственной охраны федеральных конституционных законов и федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
Статья 24. Обжалование неправомерных действий (бездействия) работников ведомственной охраны
Гражданин, считающий, что действия (бездействие) работников ведомственной охраны повлекли ущемление его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) вышестоящим органам (должностным лицам) ведомственной охраны и (или) в суд.
Неправомерные действия (бездействие) работников ведомственной охраны влекут установленную законом ответственность. Вред, причиненный собственнику охраняемого объекта, другим физическим и юридическим лицам в результате неправомерных действий (бездействия) работников ведомственной охраны, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 26. Распространение действия настоящего Федерального закона в отношении отдельных организаций
Распространить организационно-правовые основы деятельности ведомственной охраны, а также действующие в отношении ее работников требования, запреты, ограничения, права, обязанности, условия, пределы, случаи и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, гарантии личной безопасности и ответственность, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением статьи 5, частей первой - пятой, седьмой, восьмой и одиннадцатой статьи 8, статьи 9 настоящего Федерального закона, на военизированные и сторожевые подразделения организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, осуществляющие охрану объектов всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности.
Работники указанных в части первой настоящей статьи подразделений используют специальные средства, боевое ручное стрелковое оружие, принятое на вооружение войск национальной гвардии Российской Федерации, а также служебное и гражданское оружие, разрешенное к обороту на территории Российской Федерации. Специальные средства, виды, типы и модели боевого ручного стрелкового, служебного, гражданского оружия и патронов к нему, а также порядок их оборота и нормы обеспечения ими работников указанных подразделений определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Б.Ельцин
Москва, Кремль
14 апреля 1999 года
№ 77-ФЗ