Кодекс торгового мореплавания РФ
Номер документа: | 81-ФЗ |
Дата редакции: | 20 декабря 2017 |
Дата принятия: | 30 апреля 1999 |
Вид документа: | КОДЕКС |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания, N 14, 11.05.99 |
Публикация: | Российская газета N 85-86, 01-05.05.99 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации N 18, 03.05.99, ст.2207 |
Редакции
- 01.09.2024
- 01.07.2024
- 01.04.2024
- 01.01.2024
- 01.03.2024
- 21.05.2023
- 11.03.2023
- 01.03.2023
- 01.12.2022
- 09.07.2022
- 28.06.2022
- 01.03.2022
- 01.01.2022
- 01.07.2021
- 21.06.2021
- 06.06.2021
- 01.05.2021
- 24.07.2020
- 08.06.2020
- 12.03.2020
- 26.11.2019
- 31.01.2019
- 08.01.2019
- 01.02.2018
- 31.12.2017
- 01.11.2017
- 01.07.2017
- 18.02.2017
- 01.01.2017
- 15.07.2016
- 24.07.2015
- 13.07.2015
- 11.04.2015
- 11.01.2015
- 01.01.2015
- 15.11.2014
- 04.02.2014
- 21.01.2014
- 27.01.2013
- 01.01.2013
- 25.05.2012
- 09.11.2011
- 21.10.2011
- 01.08.2011
- 01.07.2011
- 19.06.2011
- 07.12.2010
- 18.07.2010
- 01.01.2010
- 01.01.2009
- 31.12.2008
- 09.12.2008
- 18.07.2008
- 01.01.2008
- 25.11.2007
- 08.12.2006
- 23.12.2005
- 06.04.2004
- 01.07.2003
- 29.05.2001
- 01.05.1999
Государственной Думой
31 марта 1999 года
Советом Федерации
22 апреля 1999 года
Статья 1. Отношения, регулируемые Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации
1. Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания.Отношения, возникающие из торгового мореплавания, регулируются также издаваемыми в соответствии с настоящим Кодексом другими федеральными законами (далее - законы), указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты Российской Федерации).
2. Имущественные отношения, возникающие из торгового мореплавания и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, регулируются настоящим Кодексом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. К имущественным отношениям, не регулируемым или не полностью регулируемым настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства Российской Федерации.
Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для:перевозок грузов, пассажиров и их багажа, в том числе на морской линии (включая операции по погрузке, выгрузке грузов и багажа, посадке, высадке пассажиров);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 282-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 177-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
рыболовства
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 января 2013 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 132-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 3. Сфера применения правил, установленных настоящим Кодексом
1. Правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на:морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом; суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.
2. Правила, установленные настоящим Кодексом, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на:военные корабли, военно-вспомогательные суда, суда, используемые в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны, и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы;
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июля 2017 года № 148-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 4. Перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации, использование судов для осуществления иной деятельности во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации
1. Перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) осуществляются судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации.
2. Деятельность, связанная с ледокольной проводкой, поисковыми, спасательными и буксирными операциями, подъемом затонувшего в море имущества, гидротехническими, подводно-техническими и другими подобными работами, во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации осуществляется судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации.
3. В соответствии с международными договорами Российской Федерации или в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, перевозки и буксировка в каботаже и иная предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи деятельность могут осуществляться судами, плавающими под флагом иностранного государства.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 5. Государственное управление в области торгового мореплавания
1. Государственное управление в области торгового мореплавания осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере морского транспорта (далее - федеральный орган исполнительной власти в области транспорта), а также федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции
2. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения организациями, а также гражданами правила, инструкции и иные акты, содержащие нормы права, регулирующие отношения, возникающие из торгового мореплавания.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения организациями, а также гражданами, деятельность которых связана с использованием судов рыбопромыслового флота, правила, инструкции и иные акты, содержащие нормы права, регулирующие отношения, возникающие в связи с рыболовством
4. Навигационно-гидрографическое обеспечение морских путей, за исключением акватории Северного морского пути и морских путей в акваториях морских портов и на подходах к ним, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области обороны.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 января 2013 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 132-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 января 2013 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 132-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
1. Под акваторией Северного морского пути понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.
2. Правила плавания в акватории Северного морского пути, утверждаемые уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, применяются в целях обеспечения безопасности мореплавания, а также предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов и содержат:
1) порядок организации плавания судов в акватории Северного морского пути;
2) правила ледокольной проводки судов в акватории Северного морского пути;
3) правила ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути;
4) правила проводки судов по маршрутам в акватории Северного морского пути;
5) положение о навигационно-гидрографическом и гидро-метеорологическом обеспечении плавания судов в акватории Северного морского пути;
6) правила осуществления связи по радио при плавании судов в акватории Северного морского пути;
7) иные касающиеся организации плавания судов в акватории Северного морского пути положения.
3. Организация плавания судов в акватории Северного морского пути осуществляется администрацией Северного морского пути, созданной в форме федерального казенного учреждения и выполняющей следующие основные функции:
1) прием заявлений о получении разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути, рассмотрение таких заявлений и выдача разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути;
2) мониторинг гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в акватории Северного морского пути;
3) согласование установки средств навигационного оборудования и районов проведения гидрографических работ в акватории Северного морского пути;
4) предоставление информационных услуг (применительно к акватории Северного морского пути) в области организации плавания судов, требований к обеспечению безопасности плавания судов, навигационно-гидрографическому обеспечению плавания судов, обеспечению осуществления ледокольной проводки судов;
5) выработка рекомендаций по разработке маршрутов плавания судов и использованию судов ледокольного флота в акватории Северного морского пути с учетом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в указанной акватории;
6) содействие в организации проведения поисковых и спасательных операций в акватории Северного морского пути;
7) выдача удостоверений лицам, осуществляющим ледовую лоцманскую проводку судов, о праве ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути;
8) содействие в проведении операций по ликвидации последствий загрязнения с судов опасными и вредными веществами, сточными водами или мусором.
4. Выдача предусмотренных подпунктом 1 пункта 3 настоящей статьи разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути осуществляется при условии выполнения судном требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов (применительно к акватории Северного морского пути) и установленных международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, правилами плавания в акватории Северного морского пути, указанными в пункте 2 настоящей статьи, и предоставления документов, удостоверяющих наличие установленного международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб.
5. Размер платы за ледокольную проводку судна, ледовую лоцманскую проводку судна в акватории Северного морского пути определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях с учетом вместимости судна, ледового класса судна, расстояния, на которое осуществляется проводка этого судна, и периода навигации.Оплата ледокольной проводки судна, ледовой лоцманской проводки судна в акватории Северного морского пути осуществляется исходя из объема фактически оказанных услуг.Правила, установленные настоящим пунктом, также распространяются на военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или эксплуатируемые ими и используемые только для правительственной некоммерческой службы.
(Абзац дополнительно включен с 18 февраля 2017 года Федеральным законом от 7 февраля 2017 года № 10-ФЗ)
1. Государственный надзор за соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании (далее - государственный надзор за торговым мореплаванием) осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора (далее - орган государственного надзора).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Государственный надзор за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
3. Орган государственного надзора осуществляет расследование аварий или инцидентов на море в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти в области обороны.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Государственный надзор за спортивными парусными судами, прогулочными судами, а также маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 6.1. Организация государственного надзора за торговым мореплаванием
1. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора за торговым мореплаванием, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 2-6 настоящей статьи.
2. Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области безопасности торгового мореплавания (далее - обязательные требования).
3. Основанием для проведения плановой проверки является:
1) истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объекты инфраструктуры морского порта, за исключением портовых и судоходных гидротехнических сооружений, объектов обеспечения безопасности судоходства;
2) истечение одного года со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих портовые и судоходные гидротехнические сооружения, объекты обеспечения безопасности судоходства.
4. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения аварий и транспортных происшествий, связанных с нарушениями обязательных требований, правил эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта и судов, правил перевозки и перегрузки грузов, перевозки пассажиров и багажа, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо влекут причинение такого вреда;
3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
5. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 4 настоящей статьи, может быть проведена органом государственного надзора незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
6. Предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 4 настоящей статьи, не допускается.
(Статья дополнительно включена с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ)
1. Под судном в настоящем Кодексе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.
2. Под судами рыбопромыслового флота в настоящем Кодексе понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для рыболовства, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения
3. Под маломерным судном в настоящем Кодексе понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
(Пункт дополнительно включен с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ)
4. Под прогулочным судном в настоящем Кодексе понимается судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.
(Пункт дополнительно включен с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ)
5. Под спортивным парусным судном в настоящем Кодексе понимается судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.
(Пункт дополнительно включен с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ)
6. Под морской плавучей платформой в настоящем Кодексе понимается судно, предназначенное для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр.
(Пункт дополнительно включен с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ)
Под судовладельцем в настоящем Кодексе понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
Наименование в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
1. Под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 177-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2.
3. Деятельность в морских портах осуществляется в соответствии с федеральным законом.
(Статья в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2007 года Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Для целей статей 320, 326, 331, 336.6-336.8 и 359 настоящего Кодекса под вместимостью судна понимается его валовая вместимость, определяемая в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1969 года.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Расчетная единица, предусмотренная статьями 170, 190, 320, 331, 359 и 360 настоящего Кодекса, является единицей специального права заимствования, как она определена Международным валютным фондом.
2. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется:на дату вынесения решения судом, арбитражным судом или третейским судом либо на установленную соглашением сторон дату - сумм, указанных в статьях 170 и 190 настоящего Кодекса;на дату создания фонда ограничения ответственности - сумм, указанных в статьях 320 и 331 настоящего Кодекса;на дату создания фонда ограничения ответственности, производства платежа или предоставления обеспечения, эквивалентного платежу, - сумм, указанных в статьях 359 и 360 настоящего Кодекса.Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и расчетов.
1. Суда могут находиться в собственности:граждан и юридических лиц;Российской Федерации, субъектов Российской Федерации; муниципальных образований.
2. Суда с ядерными энергетическими установками могут находиться в собственности только Российской Федерации, за исключением судов с ядерными энергетическими установками атомного ледокольного флота, которые могут находиться в собственности российских юридических лиц, включенных в утверждаемый Президентом Российской Федерации перечень российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные установки
Собственник судна вправе по своему усмотрению совершать в отношении судна любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам Российской Федерации и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать судно в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения судном, устанавливать ипотеку судна и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
1. Собственник судна вправе передать его доверительному управляющему по договору доверительного управления судном на срок, не превышающий пяти лет, для осуществления управления судном за вознаграждение в интересах собственника.Судно, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление.Передача судна в доверительное управление не влечет за собой переход права собственности на него к доверительному управляющему.
2. Передача судна в доверительное управление подлежит обязательной регистрации в реестре, в котором зарегистрировано судно.
(Пункт дополнен с 23 декабря 2005 года Федеральным законом от 20 декабря 2005 года № 168-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Доверительным управляющим может быть компетентный в области управления судами и их эксплуатации индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, которые удовлетворяют требованиям пункта 1 статьи 15 настоящего Кодекса, за исключением унитарного предприятия.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. В договоре доверительного управления судном должны быть указаны стороны такого договора, права и обязанности доверительного управляющего, размер и форма его вознаграждения.
Статья 15. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации
1. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется судам, находящимся в собственности:
1) граждан Российской Федерации;
2) юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
2. По заявлению фрахтователя право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть временно предоставлено судну, зарегистрированному в реестре судов иностранного государства и предоставленному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), в случае, если:
1) фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
2) собственник судна дал в письменной форме согласие на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;
3) залогодержатель ипотеки судна или обременения судна того же характера, установленных и зарегистрированных в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрировано судно, дал в письменной форме согласие на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;
4) законодательство государства, в котором зарегистрировано судно, не запрещает предоставление судну права плавания под флагом иностранного государства;
5) право плавания под флагом иностранного государства приостановлено или будет приостановлено в момент предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
3. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации временно предоставляется судну капитаном морского порта, регистрирующим судно в бербоут-чартерном реестре, на срок, не превышающий срока действия бербоут-чартера. Для целей смены флага срок действия бербоут-чартера не может быть менее чем один год.При временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации капитан морского порта, в котором регистрируется судно, определяет, каким должно быть название судна.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 16. Возникновение права плавания под Государственным флагом Российской Федерации
1. Судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента его государственной регистрации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Судно, приобретенное за пределами Российской Федерации, пользуется правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента выдачи консульским учреждением Российской Федерации временного свидетельства, удостоверяющего такое право и действительного до государственной регистрации судна, но не более чем шесть месяцев.
(Пункт дополнен с 23 декабря 2005 года Федеральным законом от 20 декабря 2005 года № 168-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Судно, пользующееся правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации, имеет национальность Российской Федерации.
2. Судно, имеющее национальность Российской Федерации, обязано нести Государственный флаг Российской Федерации.
Статья 18. Утрата судном права плавания под Государственным флагом Российской Федерации
Судно утрачивает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации в случае, если:оно перестает соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 15 настоящего Кодекса;истек срок, на который судну в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 15 настоящего Кодекса предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации