Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ
Номер документа: | 89-ФЗ |
Дата редакции: | 8 ноября 2008 |
Дата принятия: | 24 июня 1998 |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания, N 19, 01.07.98 |
Публикация: | Российская газета, N 121, 30.06.98 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 26, 29.06.98, ст.3009 |
Редакции
- 01.03.2025
- 01.01.2025
- 01.09.2024
- 19.08.2024
- 08.08.2024
- 01.07.2024
- 01.03.2024
- 01.01.2024
- 01.10.2023
- 01.09.2023
- 30.05.2023
- 01.03.2023
- 06.01.2023
- 01.01.2023
- 25.07.2022
- 01.03.2022
- 02.07.2021
- 01.07.2021
- 14.06.2020
- 18.04.2020
- 01.01.2020
- 01.12.2019
- 25.09.2019
- 23.07.2019
- 05.01.2019
- 01.01.2019
- 30.07.2018
- 01.01.2018
- 31.12.2017
- 01.01.2017
- 29.12.2016
- 04.07.2016
- 01.07.2016
- 01.01.2016
- 01.07.2015
- 30.06.2015
- 01.02.2015
- 09.01.2015
- 01.01.2015
- 01.01.2014
- 23.09.2012
- 01.09.2012
- 01.07.2012
- 08.05.2012
- 01.01.2012
- 21.10.2011
- 01.08.2011
- 01.01.2010
- 30.06.2009
- 01.01.2009
- 22.11.2008
- 25.11.2007
- 01.01.2007
- 01.01.2006
- 12.08.2005
- 01.01.2005
- 15.01.2003
- 04.01.2001
- 30.06.1998
Государственной Думой
22 мая 1998 года
Советом Федерации
10 июня 1998 года
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;размещение отходов - хранение и захоронение отходов;хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);трансграничное перемещение отходов - перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий
Статья 2. Правовое регулирование в области обращения
с отходами
1. Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами
Статья 3. Основные принципы государственной политики
в области обращения с отходами
Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия;научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.
1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.3. Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов
ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области
обращения с отходами
К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами;проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами;осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами;организация и осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью в области обращения с отходами на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю
осуществление иных предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий;определение федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами, их функций и полномочий
Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации
в области обращения с отходами
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:
Статья 7. Специально уполномоченные федеральные органы
исполнительной власти в области обращения с отходами
Статья утратила силу с 1 января 2005 года -
Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления
в области обращения с отходами
1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов
Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации
Статья 10. Требования к проектированию, строительству,
реконструкции, консервации и ликвидации предприятий,
зданий, строений, сооружений и иных объектов
1. При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), и юридические лица обязаны:соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.2. Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, государственной экспертизы проектной документации указанных объектов
Статья 11. Требования к эксплуатации предприятий,
зданий, строений, сооружений и иных объектов
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления
1. Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией
Статья 13. Требования к обращению с отходами на
территориях муниципальных образований
Наименование статьи в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию
1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями
Статья 13.1. Требования к обращению с ломом и отходами цветных
и (или) черных металлов и их отчуждению
1. Физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденному органами государственной власти субъектов Российской Федерации.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.3. Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.4. Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 4 января 2001 года Федеральным законом от 29 декабря 2000 года № 169-ФЗ)
1. Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией
Статья 15. Требования к профессиональной подготовке лиц,
допущенных к обращению с опасными отходами
1. Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.2. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.
1. Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:наличие паспорта опасных отходов;наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.2. Порядок транспортирования опасных отходов на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке опасных отходов и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются государственными стандартами, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией
1. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания запрещается.2. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке.3. Порядок трансграничного перемещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
ГЛАВА IV. НОРМИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
1. В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.2. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией
1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета
1. Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. 2. Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти
ГЛАВА V. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 21. Основные принципы экономического регулирования
в области обращения с отходами
Основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами являются:уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот;платность размещения отходов;экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.
Статья утратила силу с 1 января 2005 года -
Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
1. Плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.2.
Статья 24. Экономическое стимулирование деятельности в
области обращения с отходами
1. Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется посредством:понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.2. Меры экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 25. Государственный контроль за деятельностью
в области обращения с отходами
1. Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Статья 26. Производственный контроль в области
обращения с отходами
1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.2. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами
Статья 27. Общественный контроль в области обращения с отходами
Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане или общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 28. Виды ответственности за нарушение
законодательства Российской Федерации в
области обращения с отходами
Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 29. Исковые требования о прекращении деятельности лиц,
осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации
в области обращения с отходами
Наименование в редакции, введенной в действие с 12 августа 2005 года
Федеральным законом от 9 мая 2005 года № 45-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию
1. Исковые требования о прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской Федерации
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в соответствие
с настоящим Федеральным законом
Нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.