Воздушный кодекс РФ
Номер документа: | 60-ФЗ |
Дата редакции: | 8 августа 2024 |
Дата принятия: | 19 марта 1997 |
Вид документа: | КОДЕКС |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, N 10, 01.04.1997 |
Публикация: | Российская газета, N 59-60, 26.03.1997 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 12, 24.03.1997, ст.1383 |
В настоящий документ вносятся изменения на основании: Федерального закона от 08.08.2024 N 289-ФЗ (в части изменений, вступающих в силу с 1 сентября 2025 года, с 1 марта 2026 года);
Федерального закона от 28.02.2025 N 25-ФЗ с 26 ноября 2025 года.
Редакции
- 01.03.2025
- 01.09.2024
- 01.04.2024
- 30.01.2024
- 30.01.2024
- 01.09.2023
- 24.06.2023
- 18.06.2023
- 21.05.2023
- 30.03.2023
- 01.03.2023
- 19.12.2022
- 01.09.2022
- 05.06.2022
- 14.03.2022
- 02.07.2021
- 01.07.2021
- 11.06.2021
- 30.04.2021
- 01.01.2021
- 08.06.2020
- 12.04.2020
- 29.02.2020
- 08.01.2020
- 14.08.2018
- 04.08.2018
- 17.07.2018
- 04.06.2018
- 27.05.2018
- 11.01.2018
- 30.09.2017
- 29.09.2017
- 05.07.2017
- 20.07.2016
- 15.07.2016
- 03.07.2016
- 23.05.2016
- 07.05.2016
- 30.03.2016
- 24.07.2015
- 18.07.2015
- 13.07.2015
- 11.07.2015
- 19.01.2015
- 15.11.2014
- 21.07.2014
- 21.06.2014
- 05.12.2013
- 23.09.2013
- 01.09.2013
- 01.01.2013
- 29.10.2012
- 23.02.2012
- 07.12.2011
- 01.08.2011
- 19.04.2011
- 08.04.2011
- 01.03.2011
- 25.10.2010
- 01.01.2010
- 01.08.2009
- 11.01.2009
- 01.01.2009
- 18.07.2008
- 06.06.2008
- 16.12.2007
- 08.12.2007
- 25.11.2007
- 03.07.2007
- 01.01.2007
- 31.07.2006
- 04.04.2005
- 01.01.2005
- 14.07.1999
- 01.04.1997
Страница 3
6. Порядок осуществления постоянного рейда, организации и осуществления обязательного мониторинга устанавливается положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6.1. В случае выявления в результате осуществления постоянного рейда нарушений обязательных требований федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан составить акт и выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ)
7. Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 29. Органы государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации
Статья утратила силу с 1 августа 2011 года - Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья утратила силу с 1 августа 2011 года - Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 31. Обязательность исполнения требований инспекторов и инспекторских служб
Статья утратила силу с 1 августа 2011 года - Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
1. Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 июля 2006 года Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 114-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Легкое воздушное судно - воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 килограммов, в том числе вертолет, максимальная взлетная масса которого составляет менее 3100 килограммов.
(Пункт дополнительно включен с 31 июля 2006 года Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 114-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет не более 495 килограммов без учета массы авиационных средств спасания.
(Пункт дополнительно включен с 31 июля 2006 года Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 114-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Пилотируемое воздушное судно - воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся на его борту.
(Пункт дополнительно включен с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462-ФЗ)
5. Беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).
(Пункт дополнительно включен с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 291-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6. Беспилотная авиационная система - комплекс взаимосвязанных элементов, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, средства управления полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов и контроля за полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов (станцию внешнего пилота и линию управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотной авиационной системы), а также средства осуществления взлета и посадки беспилотных воздушных судов.
(Пункт дополнительно включен с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 487-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
7. Линия управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотной авиационной системы - канал связи между станцией внешнего пилота и беспилотным воздушным судном, который включает в себя оборудование передачи данных, необходимых для управления полетом беспилотного воздушного судна и контроля за его полетом, и может дополнительно обеспечивать радиосвязь, а также обмен сообщениями между внешним пилотом беспилотной авиационной системы и органом обслуживания воздушного движения (управления полетами).
(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 487-ФЗ)
Статья 33. Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов
1. Государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов следующие воздушные суда:
1) беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 291-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) государственные воздушные суда.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1.1. Пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов, регистрируются в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации.
(Пункт дополнительно включен с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462-ФЗ)
1.2. Сверхлегкие пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, регистрируются в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации.
(Пункт дополнительно включен с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462-ФЗ)
1.3. Пункт дополнительно включен с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462-ФЗ, утратил силу с 15 июля 2016 года - Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 291-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
1.4. Государственные воздушные суда регистрируются по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными уполномоченным органом в области обороны.
(Пункт дополнительно включен с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 21 мая 2023 года Федеральным законом от 21 ноября 2022 года № 458-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
С 1 марта 2026 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ пункт 2 настоящей статьи будет изложен в новой редакции.
3. Экспериментальные воздушные суда подлежат государственному учету с выдачей соответствующих документов уполномоченным органом в области оборонной промышленности.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3.1. Пункт дополнительно включен с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462-ФЗ, утратил силу с 15 июля 2016 года - Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 291-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
3.2. Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, сверхлегкие пилотируемые гражданские воздушные суда с массой конструкции 115 килограммов и менее, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат государственному учету федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 5 июля 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 291-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 56-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 488-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 18 марта 2023 года № 65-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Воздушное судно, зарегистрированное или учтенное в установленном порядке в Российской Федерации, приобретает национальную принадлежность Российской Федерации.
5. Данные о гражданском воздушном судне исключаются из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации в следующих случаях:списание гражданского воздушного судна или снятие его с эксплуатации;продажа гражданского воздушного судна или переход на иных законных основаниях права собственности на него иностранному государству, а также иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранному юридическому лицу при условии вывоза гражданского воздушного судна за пределы территории Российской Федерации;
нарушение требований к государственной регистрации гражданского воздушного судна.
6. При исключении данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации свидетельство о государственной регистрации этого воздушного судна утрачивает силу и подлежит возврату органу, выдавшему указанное свидетельство.
7. Правила государственной регистрации и государственного учета воздушных судов устанавливаются соответствующим уполномоченным органом.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
8. За государственную регистрацию гражданского воздушного судна уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 2 ноября 2004 года № 127-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
9. Государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на воздушное судно, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации и оснований для отказа в государственной регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним осуществляются в соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
10. В случае залога гражданского воздушного судна сведения о залоге подлежат включению в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации.
1. При государственной регистрации гражданского воздушного судна ему присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на воздушное судно.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. На государственные воздушные суда наносятся знаки государственной принадлежности и учетные опознавательные знаки.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2009 года Федеральным законом от 18 июля 2009 года № 179-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2.1. В качестве знаков государственной принадлежности на государственные воздушные суда наносятся:
1) на военно-транспортные воздушные суда, используемые для полетов за пределы Российской Федерации, - изображение Государственного флага Российской Федерации;
2) на воздушные суда государственной авиации, используемые для осуществления военной, пограничной, полицейской, таможенной служб, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач, - знаки государственной принадлежности, установленные Правительством Российской Федерации.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2011 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 4-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Пункт 2.1 дополнительно включен с 1 августа 2009 года Федеральным законом от 18 июля 2009 года № 179-ФЗ)
2.2. На экспериментальные воздушные суда и беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, наносятся учетные опознавательные знаки.
(Пункт дополнительно включен с 1 августа 2009 года Федеральным законом от 18 июля 2009 года № 179-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 488-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 56-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2.3. На государственные и экспериментальные воздушные суда могут наноситься дополнительные опознавательные знаки, бортовые номера, имена собственные, товарные знаки, геральдические знаки, зарегистрированные в установленном порядке соответственно уполномоченным органом в области обороны и другими уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации и экспериментальной авиации.
(Пункт дополнительно включен с 1 августа 2009 года Федеральным законом от 18 июля 2009 года № 179-ФЗ)
3. На воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, кроме того, наносится изображение красного креста или изображение красного полумесяца.
4. На гражданское воздушное судно, подлежащее государственной регистрации, помимо государственного и регистрационного опознавательных знаков должно наноситься изображение Государственного флага Российской Федерации, могут наноситься изображение флага субъекта Российской Федерации, а также товарные знаки - символы, надписи, эмблемы и иные зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке знаки. Изображение Государственного флага Российской Федерации должно располагаться выше изображения флага субъекта Российской Федерации и по размеру быть больше размера изображения флага субъекта Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 291-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. Изображение Государственного флага Российской Федерации наносится на воздушные суда в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок нанесения других обозначений на государственные воздушные суда устанавливается уполномоченным органом в области обороны по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации, на экспериментальные воздушные суда - уполномоченным органом в области оборонной промышленности.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2009 года Федеральным законом от 18 июля 2009 года № 179-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6. Государственные, регистрационные и учетные опознавательные знаки гражданских воздушных судов, а также порядок нанесения этих знаков и порядок нанесения товарных знаков на гражданские воздушные суда устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 488-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 35. Летная годность беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов
1. Летная годность беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента, гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта - состояние беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента, гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, при котором они соответствуют типовой конструкции или характеристикам, установленным актом оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, и способны обеспечивать их безопасную эксплуатацию.
2. Требования к летной годности беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и требования в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации (далее - требования к летной годности и к охране окружающей среды) устанавливаются нормами летной годности, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), и обязательны для применения федеральными органами исполнительной власти, а также юридическими и физическими лицами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке, эксплуатации, ремонте и техническом обслуживании беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов. Указанные нормы летной годности не подлежат государственной регистрации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 488-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 56-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
Статья 36. Допуск к эксплуатации гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов
1. К эксплуатации при наличии действительного сертификата летной годности допускаются:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1) пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;
2) беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов.
2. Сертификат летной годности на гражданское воздушное судно выдается после подтверждения соответствия конструкции экземпляра гражданского воздушного судна утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна, удостоверенной сертификатом типа, аттестатом о годности к эксплуатации либо иным актом об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданным до 1 января 1967 года, дополнительными сертификатами типа, включая дополнительные сертификаты типа, выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации иностранного государства при изменении типовой конструкции гражданского воздушного судна до 1 января 2022 года, а также на основании акта оценки воздушного судна на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, выданного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, выполняющими техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ.
2.1. Ведение реестров сертификатов летной годности на гражданское воздушное судно возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.
(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ)
3. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности, выданный на основании акта оценки воздушного судна на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, для осуществления коммерческих воздушных перевозок пассажиров не допускается.
4. Действие требований, установленных пунктами 1, 2 и 3 настоящей статьи, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".
5. Сертификат летной годности выдается уполномоченным органом в области гражданской авиации государства, в котором зарегистрировано воздушное судно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 83 bis Конвенции о международной гражданской авиации.
6. Допуск к эксплуатации государственных воздушных судов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7. Порядок подтверждения соответствия конструкции гражданского воздушного судна утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна, форма сертификата летной годности и порядок его оформления устанавливаются федеральными авиационными правилами.
8. Процедуры оценки экземпляров гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации и выдачи акта оценки гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами.
(Статья в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 56-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 37. Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, беспилотных авиационных систем и (или) их элементов
Наименование в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 291-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
1. Обязательная сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа, беспилотных авиационных систем и их элементов проводится в соответствии с федеральными авиационными правилами, устанавливающими порядок обязательной сертификации. Обязательная сертификация завершается выдачей сертификата типа, если в ходе проведения сертификации установлено, что гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты нового типа, беспилотные авиационные системы и (или) их элементы соответствуют требованиям сертификационных базисов, необходимых для сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, беспилотных авиационных систем и (или) их элементов (далее - сертификационный базис гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента), и конструкция гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа признана в качестве типовой.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 488-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 487-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 331-ФЗ)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 291-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1.1. Сертификационный базис гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента - совокупность требований, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 487-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Сертификационный базис гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента разрабатывается юридическим лицом, осуществляющим разработку беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента, гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта на основании требований к летной годности и к охране окружающей среды, применимых к конкретному типу беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента, гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, и утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 487-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Порядок разработки и утверждения сертификационного базиса гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента устанавливается федеральными авиационными правилами.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 487-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 488-ФЗ)
2. Сертификат типа выдается уполномоченным органом, на который возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов.Действие требования, установленного настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 331-ФЗ)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 254-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Гражданское воздушное судно, авиационный двигатель и воздушный винт, беспилотная авиационная система и (или) ее элемент, конструкция которых признана в качестве типовой, в процессе серийного производства проходят в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, испытания и проверки, завершающиеся выдачей гражданскому воздушному судну сертификата летной годности, беспилотной авиационной системе или ее элементу, авиационному двигателю или воздушному винту эквивалентного сертификату летной годности документа. Указанные документы удостоверяют, что конструкции и характеристики гражданского воздушного судна, беспилотной авиационной системы и ее элемента, авиационного двигателя и воздушного винта соответствуют их типовым конструкциям, а их изготовление - соответствующим требованиям.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 291-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 488-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Обеспечение соответствия требованиям сертификационного базиса гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента типовых конструкций беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов либо изменения их типовых конструкций возлагается на разработчика беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов либо разработчика изменений их типовых конструкций. Обеспечение соответствия каждых серийно производимой беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента, гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта типовой конструкции возлагается на изготовителя.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 488-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 487-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4.1. Документ, удостоверяющий изменение ранее утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна на основании аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, выдается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, после подтверждения разработчиком соответствия изменения типовой конструкции гражданского воздушного судна требованиям к летной годности, которые использовались при первоначальном подтверждении соответствия типовой конструкции гражданского воздушного судна, или более поздним требованиям.
(Пункт дополнительно включен с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 254-ФЗ)
5.
6.
7. Государственный контроль за исполнением требований, установленных пунктом 4 настоящей статьи, осуществляется уполномоченным органом, на который возложены организация и проведение обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 254-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 488-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
8.
9. Гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты, беспилотные авиационные системы и (или) их элементы, включающие в себя беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, произведенные в иностранном государстве и поступающие в Российскую Федерацию для эксплуатации, проходят сертификацию в соответствии с федеральными авиационными правилами.Действие требования, установленного настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 331-ФЗ)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 291-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
10. Требования к оснащению воздушных судов техническими средствами и оборудованием, обеспечивающими доступность воздушных судов для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, и сроки такого оснащения устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
(Пункт дополнительно включен с 5 декабря 2013 года Федеральным законом от 7 июня 2013 года № 124-ФЗ)
1. Соблюдение ограничений и процедур эксплуатации гражданского воздушного судна, установленных утвержденной разработчиком гражданского воздушного судна документацией гражданского воздушного судна, а также правил эксплуатации гражданских воздушных судов, утвержденных федеральными авиационными правилами, возлагается на эксплуатанта или владельца легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения, имеющих свидетельство о государственной регистрации воздушного судна. Соблюдение ограничений и процедур, указанных в настоящем пункте, в случае заключения договора аренды (фрахтования на время) гражданского воздушного судна с экипажем в соответствии со статьей 104.1 настоящего Кодекса возлагается на эксплуатанта, являющегося арендодателем по такому договору.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Требования к документации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
3.
4.
5. Наземное обслуживание гражданского воздушного судна - комплекс работ по обеспечению прибытия воздушного судна на аэродром и его вылета с аэродрома, за исключением обслуживания воздушного движения. Наземное обслуживание гражданского воздушного судна не включает в себя его техническое обслуживание.
6. Техническое обслуживание беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов - выполнение работ на беспилотных авиационных системах и (или) их элементах, гражданских воздушных судах, авиационных двигателях, воздушных винтах по поддержанию летной годности беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, включая контрольно-восстановительные работы, проверки их частей, замены их частей, устранения дефектов, выполняемые как в отдельности, так и в сочетании, а также практическое осуществление изменений их типовых конструкций или ремонта.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 488-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
7. Правила наземного обслуживания гражданских воздушных судов и технического обслуживания подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, устанавливаются федеральными авиационными правилами и включают в себя в том числе перечень работ по наземному и техническому обслуживанию.
Правила технического обслуживания устанавливаются в зависимости от максимальной взлетной массы гражданских воздушных судов и целей их использования (коммерческие воздушные перевозки, авиационные работы, полеты авиации общего назначения).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 488-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
8. При нарушении требований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также при выявлении небезопасного состояния гражданского воздушного судна уполномоченный орган в области гражданской авиации, выдавший сертификат летной годности, имеет право ввести ограничения эксплуатации данного воздушного судна или остановить его эксплуатацию.Форма и порядок выдачи документов, устанавливающих ограничения эксплуатации гражданских воздушных судов, порядок снятия ограничений эксплуатации гражданских воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
(Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 488-ФЗ)
9. Эксплуатанты обязаны предоставлять информацию о техническом состоянии гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, об особенностях их эксплуатации в уполномоченный орган, на который возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, а также их разработчику. Состав и порядок предоставления указанной информации устанавливаются федеральными авиационными правилами.
(Статья дополнительно включена с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 254-ФЗ)
1. Поддержание летной годности - совокупность процессов, обеспечивающих соответствие беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов требованиям к летной годности и к охране окружающей среды и поддержание беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов в состоянии, соответствующем требованиям эксплуатационной документации и воздушного законодательства Российской Федерации, на протяжении срока их службы.
Порядок поддержания летной годности устанавливается федеральными авиационными правилами в зависимости от максимальной взлетной массы гражданских воздушных судов и целей их использования (коммерческие воздушные перевозки, авиационные работы, полеты авиации общего назначения).
2. Управление поддержанием летной годности - комплекс мер по организации поддержания летной годности, определенных федеральными авиационными правилами и выполняемых организацией, осуществляющей управление поддержанием летной годности подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, в порядке, определенном федеральными авиационными правилами, указанными в настоящем пункте.
3. Требования к организациям, осуществляющим управление поддержанием летной годности подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, в том числе к персоналу таких организаций, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
(Статья дополнительно включена с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 488-ФЗ)
Статья 37.3. Обязательное подтверждение соответствия обязательным требованиям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ
1. Федеральные авиационные правила, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, и устанавливающие обязательные требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ (далее в настоящей статье соответственно-техническое обслуживание, организации по техническому обслуживанию), и правила технического обслуживания должны содержать в том числе:
1) форму заявления на получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил, и требования к структуре и содержанию прилагаемых к данному заявлению документов;
2) виды и категории разрешенных работ по техническому обслуживанию, порядок их определения и порядок ограничения сферы деятельности организаций по техническому обслуживанию федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации (далее в настоящей статье - уполномоченный орган);
3) случаи и порядок согласования уполномоченным органом выполнения технического обслуживания и одобрения уполномоченным органом методов выполнения технического обслуживания;
4) порядок утверждения уполномоченным органом программ подготовки персонала организации по техническому обслуживанию;
5) порядок согласования уполномоченным органом руководства по деятельности организации по техническому обслуживанию и вносимых в него изменений;
6) порядок хранения и учета уполномоченным органом документов, подтверждающих соответствие организаций по техническому обслуживанию требованиям федеральных авиационных правил, включая требования к сроку хранения данных документов;
7) виды оборудования, инструментов и материалов, получаемых и используемых организацией по техническому обслуживанию, а также требования к ним;
8) формы документов, подтверждающих выполнение технического обслуживания;
9) требования к сроку действия документа, подтверждающего соответствие организации по техническому обслуживанию.
2. Действие требований, установленных настоящей статьей, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".
(Статья дополнительно включена с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ)
1. Каждому гражданскому воздушному судну, имеющему средства радиосвязи, присваивается позывной радиосигнал в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 30 января 2024 года № 2-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. В государственной и экспериментальной авиации командиру воздушного судна присваивается сменный позывной радиосигнал. В случаях, установленных федеральными авиационными правилами при выполнении государственным воздушным судном или экспериментальным воздушным судном полетов по воздушным трассам или местным воздушным линиям с посадками на аэродромах гражданской авиации, такому воздушному судну присваивается номер рейса.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 июля 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 253-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 39. Ограничение права пользования гражданскими воздушными судами
Ограничение права пользования гражданскими воздушными судами (привлечение к воздушным перевозкам для государственных нужд, временное изъятие гражданских воздушных судов и иные ограничения) допускается в военное время и (или) при введении военного, чрезвычайного положения.
ГЛАВА VI. АЭРОДРОМЫ, АЭРОПОРТЫ И ОБЪЕКТЫ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ
1. Аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года № 118-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1.1. Вертодром - участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов. Вертодромы подразделяются на вертодромы гражданской авиации, вертодромы государственной авиации и вертодромы экспериментальной авиации.
(Пункт дополнительно включен с 31 июля 2006 года Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 114-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 июля 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 253-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)