Воздушный кодекс РФ
Номер документа: | 60-ФЗ |
Дата редакции: | 8 августа 2024 |
Дата принятия: | 19 марта 1997 |
Вид документа: | КОДЕКС |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, N 10, 01.04.1997 |
Публикация: | Российская газета, N 59-60, 26.03.1997 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 12, 24.03.1997, ст.1383 |
В настоящий документ вносятся изменения на основании: Федерального закона от 08.08.2024 N 289-ФЗ (в части изменений, вступающих в силу с 1 сентября 2025 года, с 1 марта 2026 года);
Федерального закона от 28.02.2025 N 25-ФЗ с 26 ноября 2025 года.
Редакции
- 01.03.2025
- 01.09.2024
- 01.04.2024
- 30.01.2024
- 30.01.2024
- 01.09.2023
- 24.06.2023
- 18.06.2023
- 21.05.2023
- 30.03.2023
- 01.03.2023
- 19.12.2022
- 01.09.2022
- 05.06.2022
- 14.03.2022
- 02.07.2021
- 01.07.2021
- 11.06.2021
- 30.04.2021
- 01.01.2021
- 08.06.2020
- 12.04.2020
- 29.02.2020
- 08.01.2020
- 14.08.2018
- 04.08.2018
- 17.07.2018
- 04.06.2018
- 27.05.2018
- 11.01.2018
- 30.09.2017
- 29.09.2017
- 05.07.2017
- 20.07.2016
- 15.07.2016
- 03.07.2016
- 23.05.2016
- 07.05.2016
- 30.03.2016
- 24.07.2015
- 18.07.2015
- 13.07.2015
- 11.07.2015
- 19.01.2015
- 15.11.2014
- 21.07.2014
- 21.06.2014
- 05.12.2013
- 23.09.2013
- 01.09.2013
- 01.01.2013
- 29.10.2012
- 23.02.2012
- 07.12.2011
- 01.08.2011
- 19.04.2011
- 08.04.2011
- 01.03.2011
- 25.10.2010
- 01.01.2010
- 01.08.2009
- 11.01.2009
- 01.01.2009
- 18.07.2008
- 06.06.2008
- 16.12.2007
- 08.12.2007
- 25.11.2007
- 03.07.2007
- 01.01.2007
- 31.07.2006
- 04.04.2005
- 01.01.2005
- 14.07.1999
- 01.04.1997
Страница 2
4. Сертификационные базисы оборудования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации.
5. Обязательная сертификация оборудования, указанного в пункте 1 настоящей статьи, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, и завершается выдачей:
1) сертификата типа на типовую конструкцию нового оборудования и модернизированного оборудования, планируемых к серийному изготовлению, если в ходе проведения сертификации установлено, что такое оборудование соответствует требованиям применимого к нему сертификационного базиса оборудования и конструкция такого оборудования признана в качестве типовой;
2) сертификата единичного экземпляра оборудования, серийное изготовление которого не планируется или прекращено, если в ходе проведения сертификации установлено, что такое оборудование соответствует требованиям применимого к нему сертификационного базиса оборудования.
6. Порядок проведения обязательной сертификации светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, указанный в пункте 1 настоящей статьи, должен содержать в том числе:
1) порядок разработки и утверждения сертификационных базисов оборудования;
2) последовательность процедур проведения обязательной сертификации в целях выдачи сертификата типа на типовую конструкцию нового оборудования и модернизированного оборудования, а также в целях выдачи сертификата единичного экземпляра оборудования;
3) требования к документам, представляемым разработчиком нового оборудования и модернизированного оборудования, разработчиком или владельцем единичного экземпляра оборудования в целях проведения обязательной сертификации, включая требования к содержанию таких документов;
4) перечень документов, указанных в подпункте 3 настоящего пункта, и порядок их проверки;
5) порядок проведения сертификационных испытаний типовой конструкции нового оборудования и модернизированного оборудования, единичного экземпляра оборудования, а также виды таких испытаний;
6) требования к документам, оформляемым по результатам проведения сертификационных испытаний, указанных в подпункте 5 настоящего пункта, включая требования к содержанию таких документов;
7) порядок оформления документов по результатам проведения сертификационных испытаний, указанных в подпункте 5 настоящего пункта;
8) перечень документов, подтверждающих соответствие типовой конструкции нового и модернизированного оборудования, а также единичного экземпляра оборудования сертификационному базису оборудования;
9) основания и порядок выдачи сертификатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, основания и порядок внесения в них изменений, основания и порядок замены таких сертификатов;
10) основания для отказа в выдаче, отказа во внесении изменений, отказа в замене сертификатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи;
11) формы сертификатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи;
12) порядок проведения сертификации оборудования на этапе его серийного изготовления, включая порядок подтверждения его соответствия ранее выданному сертификату типа.
7. Обеспечение соответствия требованиям сертификационного базиса оборудования типовой конструкции или единичного экземпляра светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем возлагается на разработчика такого оборудования либо разработчика изменений типовой конструкции такого оборудования.
8. Обеспечение соответствия требованиям сертификационного базиса оборудования каждого серийно производимого экземпляра светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем возлагается на изготовителя такого экземпляра оборудования.
(Статья дополнительно включена с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 487-ФЗ)
Статья 8.4. Федеральная государственная информационная система обязательной сертификации типовой конструкции авиационной техники, деятельности юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление подлежащей обязательной сертификации авиационной техники
1. Федеральная государственная информационная система обязательной сертификации типовой конструкции авиационной техники, деятельности юридических лиц, осуществляющих разработку и (или) изготовление подлежащей обязательной сертификации авиационной техники (далее - информационная система обязательной сертификации), является единой централизованной информационной системой, функционирующей на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, анализ, хранение, предоставление, размещение и использование информации о проведении обязательной сертификации типовой конструкции авиационной техники, указанной в подпунктах 2 и 2.1 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса, деятельности юридических лиц, осуществляющих разработку и (или) изготовление подлежащей обязательной сертификации в соответствии с подпунктами 2 и 2.1 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса авиационной техники (за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок пассажиров).
2. Информационная система обязательной сертификации создается в целях:
1) создания и автоматизации единого информационного пространства между участниками обязательной сертификации (федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, подведомственными ему организациями, аккредитованными им сертификационными центрами, а также заявителями на проведение указанной в пункте 1 настоящей статьи обязательной сертификации);
2) формирования, сбора, обработки, хранения, предоставления, размещения, использования и анализа информации:
о заявителях на проведение обязательной сертификации и сертификационных центрах;
о заявках на проведение обязательной сертификации;
о документации, необходимой для проведения обязательной сертификации;
о планировании и ходе выполнения обязательной сертификации;
3) своевременного выявления рисков нарушения процедур (их сроков) при проведении обязательной сертификации и оперативного принятия мер по их предотвращению;
4) доступности информации для участников обязательной сертификации;
5) осуществления контроля достоверности информации, ее полноты и своевременности размещения в информационной системе обязательной сертификации;
6) идентификации и аутентификации пользователей системы (участников обязательной сертификации) в информационной системе обязательной сертификации посредством взаимодействия с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";
7) экспертизы и согласования документации, необходимой для проведения обязательной сертификации;
8) осуществления иных функций при проведении обязательной сертификации.
3. Оператором информационной системы обязательной сертификации является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации.
4. Субъектами, размещающими информацию в информационной системе обязательной сертификации, являются участники обязательной сертификации.
5. Положение об информационной системе обязательной сертификации, утверждаемое Правительством Российской Федерации, должно содержать положения, определяющие порядок использования информационной системы обязательной сертификации, в том числе:
1) порядок создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации информационной системы обязательной сертификации;
2) порядок, сроки, способы предоставления информации для ее размещения оператором информационной системы обязательной сертификации;
3) порядок предоставления информации, содержащейся в информационной системе обязательной сертификации, в том числе посредством обеспечения доступа к информационной системе обязательной сертификации;
4) состав информации, содержащейся в информационной системе обязательной сертификации, и порядок размещения такой информации;
5) порядок взаимодействия информационной системы обязательной сертификации с другими информационными системами, в том числе с единой информационной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
6) требования к информационной системе обязательной сертификации, базам данных, входящим в состав информационной системы обязательной сертификации, информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу информационной системы обязательной сертификации, оператору информационной системы обязательной сертификации.
6. Обладателем информации, размещаемой в информационной системе обязательной сертификации, является Российская Федерация. Правомочия обладателя такой информации, а также обладателя прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав информационной системы обязательной сертификации, от имени Российской Федерации осуществляются оператором информационной системы обязательной сертификации.
7. Участники обязательной сертификации при формировании (размещении) информации в информационной системе обязательной сертификации используют усиленную квалифицированную электронную подпись.
8. Информация, содержащаяся в информационной системе обязательной сертификации, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне и об иной охраняемой законом тайне.
9. Санкционированный доступ к информации, содержащейся в информационной системе обязательной сертификации, должен предоставляться с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". Получателями информации, содержащейся в информационной системе обязательной сертификации, являются участники обязательной сертификации.
10. Информация и документы, составляющие государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, не подлежат размещению в информационной системе обязательной сертификации.
(Статья дополнительно включена с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ)
1. Отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2007 года Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 258-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 478-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Действие требований, установленных настоящей статьей, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 331-ФЗ)
Статья 10. Приостановление и возобновление действия сертификатов, введение и снятие ограничений, внесение изменений в сертификаты и аннулирование сертификатов
1. Действие сертификатов может быть приостановлено и возобновлено, в их действие могут быть введены и сняты ограничения органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.
2. Сертификаты могут быть аннулированы органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.
3. В сертификаты могут быть внесены изменения органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА
1. Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
2. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Статья 12. Государственное регулирование использования воздушного пространства
1. Под государственным регулированием использования воздушного пространства понимаются установление государством общих правил осуществления такой деятельности, а также установление ответственности за нарушения правил использования воздушного пространства.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Государственное регулирование использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2007 года № 332-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 13. Государственные приоритеты в использовании воздушного пространства
1. Все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование.
2. При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно двумя и более пользователями воздушного пространства право на его использование предоставляется пользователям в соответствии с государственными приоритетами в следующей последовательности:
1) отражение воздушного нападения, предотвращение и прекращение нарушений Государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации;
2) оказание помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
3) запуск, посадка, поиск и эвакуация космических аппаратов и их экипажей;
4) предотвращение и прекращение нарушений федеральных правил использования воздушного пространства;
5) выполнение полетов воздушных судов, в том числе в интересах обороноспособности и безопасности государства, или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации или в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
6) выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в соответствии со специальными договорами;
7) выполнение полетов воздушных судов государственной авиации при внезапных проверках боевой готовности, а также при перебазировании частей и подразделений государственной авиации;
8) осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа;
9) выполнение полетов воздушных судов государственной авиации;
10) выполнение полетов воздушных судов экспериментальной авиации;
11) осуществление регулярных воздушных перевозок грузов и почты;
12) осуществление нерегулярных воздушных перевозок, выполнение авиационных работ;
13) проведение учебных, спортивных, демонстрационных и иных мероприятий;
14) выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в целях удовлетворения потребностей граждан.
Статья 14. Организация использования воздушного пространства
1. Организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства включает в себя:
1) установление структуры и классификации воздушного пространства;
(Подпункт дополнен с 31 июля 2006 года Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 114-ФЗ. - Cм. предыдущую редакцию)
2) планирование и координирование использования воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами, установленными статьей 13 настоящего Кодекса;
3) обеспечение разрешительного или уведомительного порядка использования воздушного пространства;
(Подпункт дополнен с 31 июля 2006 года Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 114-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4) организацию воздушного движения, представляющую собой:обслуживание (управление) воздушного движения;организацию потоков воздушного движения;организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения.
5)
2. Организация использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также органами пользователей воздушного пространства - органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
(Абзац дополнен с 8 декабря 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2007 года № 332-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
1. В соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства. В случаях, предусмотренных подпунктами 1-4 пункта 2 статьи 13 настоящего Кодекса, об использовании воздушного пространства уведомляется соответствующий орган единой системы организации воздушного движения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 30 января 2024 года № 2-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Регистрация нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации ведется оперативными органами единой системы организации воздушного движения в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 30 января 2024 года № 2-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 31 июля 2006 года Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 114-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 17. Запрещение или ограничение использования воздушного пространства
1. Использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 30 января 2024 года № 2-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Порядок разработки, установления, введения и снятия временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 30 января 2024 года № 2-ФЗ)
Статья 18. Контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства
1. Контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, уполномоченным органом в области обороны в части выявления воздушных судов-нарушителей, а также органами пользователей воздушного пространства - органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; дополнен с 8 декабря 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2007 года № 332-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Органы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также пользователи воздушного пространства обязаны принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по предотвращению и (или) прекращению нарушений федеральных правил использования воздушного пространства.
Статья 18.1. Государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства
Дополнительно включена с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ, утратила силу с 1 июля 2021 года - Федеральный закон от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 19. Ответственность за нарушение федеральных правил использования воздушного пространства
Нарушение федеральных правил использования воздушного пространства влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ АВИАЦИИ
Авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
1. Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.
2.
3. Гражданская авиация, не используемая в целях осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 июля 2006 года Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 114-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения указанных в настоящем пункте задач, относится к государственной авиации.Государственная авиация, используемая для решения задач в области обороны Российской Федерации Вооруженными Силами Российской Федерации, привлекаемыми в этих целях другими войсками, воинскими формированиями и органами, относится к государственной военной авиации.Государственная авиация, используемая для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти и Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности, а также в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и пожарной безопасности, относится к государственной авиации специального назначения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2012 года Федеральным законом от 22 ноября 2011 года № 332-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 216-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 227-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 октября 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года № 183-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Использование государственной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.Использование государственной авиации для проведения испытаний авиационной техники осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен с 21 мая 2023 года Федеральным законом от 21 ноября 2022 года № 458-ФЗ)
1. Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации.
2. Использование экспериментальной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 24. Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации
Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, в пределах, установленных этим органом, его структурными подразделениями и территориальными органами.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 24.1. Обеспечение безопасности полетов гражданских воздушных судов
1. Безопасность полетов в гражданской авиации - состояние авиационной транспортной системы, при котором риски, связанные с деятельностью в области гражданской авиации, относящейся к эксплуатации гражданских воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, в том числе с деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, указанных в подпункте 4 пункта 1 и пункте 3 статьи 8 настоящего Кодекса, снижены до приемлемого уровня безопасности полетов. Показатели приемлемого уровня безопасности полетов в гражданской авиации утверждаются Правительством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1.1. Программа безопасности полетов - совокупность правил и мероприятий, нацеленных на повышение безопасности полетов в гражданской авиации. Программа безопасности полетов утверждается Правительством Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ)
1.2. Программа безопасности полетов определяет государственную политику и цели в области безопасности полетов гражданских воздушных судов, мероприятия по управлению рисками для безопасности полетов, мероприятия по повышению уровня безопасности полетов для достижения указанных целей и реализации данных мероприятий, задач, популяризации безопасности полетов на государственном уровне. Правительство Российской Федерации ежегодно обновляет программу безопасности полетов по результатам ежегодного проведения оценки эффективности обеспечения безопасности полетов федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ)
1.3. Реализация программы безопасности полетов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации посредством реализации плана мероприятий по безопасности полетов, являющегося составной частью программы безопасности полетов.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ)
1.4. Фактор опасности - состояние или объект, которые могут вызвать авиационное происшествие или инцидент либо способствовать их возникновению.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ)
1.5. Риск для безопасности полетов - предполагаемая вероятность наступления факторов опасности и серьезность последствий воздействия факторов опасности.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ)
1.6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет сбор, регистрацию и анализ данных о факторах опасности и рисках для безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранение этих данных, обмен ими в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации и ежеквартально предоставляет эти данные в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ)
2. Правительство Российской Федерации в рамках обеспечения реализации государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов устанавливает порядок разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов юридическими лицами - разработчиками и изготовителями гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки, юридическими лицами, осуществляющими техническое обслуживание гражданских воздушных судов, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, поставщиками услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, образовательными организациями и организациями, осуществляющими подготовку пилотов гражданских воздушных судов, операторами сертифицированных аэродромов гражданской авиации в отношении воздушных судов, разработка, производство, эксплуатация или обслуживание которых осуществляется указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, образовательными организациями.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 июля 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 253-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 30 апреля 2021 года № 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, указанные в пункте 2 настоящей статьи, предоставляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, данные о факторах опасности и рисках для безопасности полетов гражданских воздушных судов в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. Состав и формат данных о факторах опасности и рисках для безопасности полетов гражданских воздушных судов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья дополнительно включена с 23 сентября 2013 года Федеральным законом от 25 декабря 2012 года № 260-ФЗ)
Статья 25. Государственное регулирование деятельности в области государственной авиации
1. Государственное регулирование деятельности в области государственной авиации, за исключением проведения военно-врачебной экспертизы специалистов авиационного персонала государственной авиации, являющихся членами экипажа государственного воздушного судна (в том числе внешних пилотов), лиц, осуществляющих управление полетами, парашютистов, лиц, участвующих в выполнении задания на полет (далее - специалисты авиационного персонала государственной авиации), осуществляется уполномоченным органом в области обороны.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 208-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Организация деятельности в области государственной авиации и оперативное управление этой деятельностью осуществляются соответствующими уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 26. Государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации
Государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации осуществляется уполномоченным органом в области оборонной промышленности.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
ГЛАВА IV. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Наименование в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ; наименование в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 27. Цель государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации
Статья утратила силу с 1 августа 2011 года - Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 28. Федеральный государственный контроль (надзор) в области гражданской авиации
1. Федеральный государственный контроль (надзор) в области гражданской авиации осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
2. Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации являются:
1) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении деятельности в области гражданской авиации:
требований к подготовке и выполнению полетов, эксплуатации гражданских воздушных судов и их допуску к полетам;
требований к использованию воздушного пространства и обеспечению полетов воздушных судов;
требований к воздушным перевозкам пассажиров, багажа, грузов и почты;
требований к воздушным перевозкам опасных грузов;
требований к обязательному страхованию ответственности, предусмотренному воздушным законодательством Российской Федерации;
требований к выполнению авиационных работ;
обязательных требований к содержанию программ подготовки авиационного персонала гражданской авиации;
порядка подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением;
требований в отношении документации гражданского воздушного судна, наличие которой на борту гражданского воздушного судна установлено воздушным законодательством Российской Федерации;
требований, установленных пунктом 3 статьи 8 настоящего Кодекса;
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 30 января 2024 года № 2-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
обязательных требований пожарной безопасности;
требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
2) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении деятельности в области гражданской авиации условий, содержащихся в следующих разрешительных документах:
сертификаты, выданные в соответствии с пунктом 1 статьи 8 (за исключением сертификатов, выданных юридическим лицам, осуществляющим разработку и изготовление авиационной техники) и со статьями 36 и 37 настоящего Кодекса;
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 30 января 2024 года № 2-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
документы, выданные в соответствии с пунктом 3 статьи 8 настоящего Кодекса;
свидетельства, выданные в соответствии с пунктом 1 статьи 53 настоящего Кодекса;
3) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении деятельности в области гражданской авиации требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации, в том числе:
программ подготовки, предусмотренных пунктом 4 статьи 54 настоящего Кодекса;
документации гражданского воздушного судна, утвержденной разработчиком гражданского воздушного судна, предусмотренной пунктом 1 статьи 37.1 настоящего Кодекса.
3. Порядок возмещения свидетелям, специалистам, экспертам, экспертным организациям, привлекаемым органом государственного надзора в области гражданской авиации к участию в надзорных мероприятиях, расходов, понесенных ими в связи с участием в надзорных мероприятиях, устанавливается Правительством Российской Федерации в положении о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации.
4. К документам и материалам, характеризующим деятельность контролируемых лиц, а также состояние контролируемых сооружений, оборудования и транспортных средств, относятся в том числе материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы и банки данных, технические средства и иные носители информации.
5. В рамках федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации осуществляются постоянный рейд, обязательный мониторинг в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Обязательный мониторинг осуществляется в отношении лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации и обязанных соблюдать требования, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, а также лиц, имеющих разрешительные документы, указанные в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)