Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1
Номер документа: | 5485-1 |
Дата редакции: | 8 августа 2024 |
Дата принятия: | 21 июля 1993 |
Вид документа: | ЗАКОН |
Принявший орган: | ВС РФ |
Публикация: | Российская газета, N 182, 21.09.1993 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 41, 13.10.1997, ст.4673 |
Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ (Российская газета, № 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);
Федеральным законом от 11 ноября 2003 года № 153-ФЗ (Российская газета, № 235, 19.11.2003);
Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ (Российская газета, № 138, 01.07.2004);
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (Российская газета, № 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ);
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 294-ФЗ (Российская газета, № 271, 04.12.2007);
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 318-ФЗ (Российская газета, № 272, 05.12.2007);
Федеральным законом от 18 июля 2009 года № 180-ФЗ (Российская газета, № 132, 21.07.2009);
Федеральным законом от 15 ноября 2010 года № 299-ФЗ (Российская газета, № 262, 19.11.2010);
Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ (Российская газета, № 160, 25.07.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 71 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ);
Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 248-ФЗ (Российская газета, № 159, 22.07.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 50 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 248-ФЗ);
Федеральным законом от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 10.11.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ);
Федеральным законом от 21 декабря 2013 года № 377-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2013);
Федеральным законом от 8 марта 2015 года № 23-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.03.2015, № 0001201503090023) (о порядке вступления в силу см. статью 25 Федерального закона от 8 марта 2015 года № 23-ФЗ);
Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 193-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.07.2017, № 0001201707260037) (вступил в силу с 1 января 2018 года);
Федеральным законом от 29 июля 2018 года № 256-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2018, № 0001201807300059);
Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 481-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2020, № 0001202012300001);
Федеральным законом от 9 марта 2021 года № 39-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.03.2021, № 0001202103090044);
Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, № 0001202106110081) (о порядке вступления в силу см. статью 138 Федерального закона от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ);
Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 292-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.07.2022, № 0001202207140051);
Федеральным законом от 4 августа 2022 года № 359-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2022, № 0001202208040006);
Федеральным законом от 5 декабря 2022 года № 498-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.12;
Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2023, № 0001202308040022).2022, № 0001202212050039) (о порядке вступления в силу см. статью 5 Федерального закона от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ);
Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 249-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.08.2024, № 0001202408080140).
В настоящем Законе также учтены:
постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 1996 года № 8-П;
определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2002 года № 293-О;
определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2002 года № 314-О.
В тексте Закона слова "Министерство безопасности Российской Федерации" заменены словами "Федеральная служба безопасности Российской Федерации" в соответствующих падежах с 9 октября 1997 года - Федеральный закон от 6 октября 1997 года № 131-ФЗ.
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой государственной тайны в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:государственная тайна - защищаемые государством сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ)
Абзац девятый предыдущей редакции с 1 февраля 2024 года считается абзацем десятым настоящей редакции - Федеральный закон от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ.
перечень сведений, составляющих государственную тайну , - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне
Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Закон, федеральные законы, регулирующие отношения, связанные с защитой государственной тайны, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты
1. Палаты Федерального Собрания
2. Президент Российской Федерации:утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года № 131-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Правительство Российской Федерации:организует исполнение Закона Российской Федерации "О государственной тайне";представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне
устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, если социальные гарантии либо порядок предоставления таких социальных гарантий не установлены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ)
устанавливает порядок обеспечения режима секретности в Российской Федерации;
(Абзац дополнительно включен с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ)
издает акты по вопросам, связанным с выездом из Российской Федерации граждан Российской Федерации, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне;
(Абзац дополнительно включен с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ)
устанавливает порядок организации и проведения работ по противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну;
(Абзац дополнительно включен с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ)
Абзац одиннадцатый предыдущей редакции с 1 февраля 2024 года считается абзацем пятнадцатым настоящей редакции - Федеральный закон от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ.
в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой
4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, организации, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности (далее - органы государственной власти), органы публичной власти федеральных территорий и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
устанавливают размеры предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;
обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
4.1. Органы государственной власти, наделенные в соответствии с настоящим Законом полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, могут в части, не противоречащей настоящему Закону, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области защиты государственной тайны, устанавливать в указанных органах государственной власти и подведомственных им органах и организациях порядок оформления, переоформления и прекращения допуска граждан к государственной тайне, а также их доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, учитывающий специфику решаемых ими задач, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 249-ФЗ)
5. Органы судебной власти:рассматривают уголовные, гражданские и административные дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года № 23-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Раздел II. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ*
Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
Государственную тайну составляют:
1) сведения в военной области:о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;
2) сведения в области экономики, науки и техники:о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации)
3) сведения в области внешней политики и экономики:о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты:
(Абзац дополнен с 18 февраля 2011 года Федеральным законом от 15 ноября 2010 года № 299-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года № 377-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года № 377-ФЗ)
Абзацы третий - двенадцатый предыдущей редакции с 3 января 2014 года считаются соответственно абзацами четвертым - тринадцатым настоящей редакции - Федеральный закон от 21 декабря 2013 года № 377-ФЗ.
о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;о методах и средствах защиты секретной информации;об организации обеспечения режима секретности и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2018 года Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 193-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года № 131-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Раздел III. ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ И ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ*
Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений*
Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию*
о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;о состоянии здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 20 марта 2021 года Федеральным законом от 9 марта 2021 года № 39-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 20 марта 2021 годаФедеральным законом от 9 марта 2021 года № 39-ФЗ)
Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
Статья 9. Порядок отнесения сведений к государственной тайне
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом
Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием
Должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее - собственник информации), если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти.Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписанного договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством.Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством.Не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации.
Основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.При невозможности идентификации полученных (разработанных) сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разработанных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению (изменению).Должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности.
Статья 12. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну
На носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, включающие следующие данные:о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;о регистрационном номере;о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющих государственную тайну, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель.Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается соответствующий гриф секретности, а носителю в целом присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений.Помимо перечисленных в настоящей статье реквизитов на носителе и(или) в сопроводительной документации к нему могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися в этом носителе сведениями. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных в предусмотренном настоящим Законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.Основаниями для рассекречивания сведений являются:взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.Правом изменения действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители органов государственной власти, которые несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений. Решения указанных руководителей, связанные с изменением перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, подлежат согласованию с межведомственной комиссией по защите государственной тайны, которая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения.
Статья 14. Порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну
Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении и организации перечня, на основании которых они были засекречены.В исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, предоставляется руководителям государственных органов, наделенным полномочиями по отнесению соответствующих сведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими в установленном порядке экспертной комиссии.Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами.Руководители государственных архивов Российской Федерации наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся на хранении в закрытых фондах этих архивов, в случае делегирования им таких полномочий организацией-фондообразователем или ее правопреемником. В случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, рассматривается межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
Статья 15. Исполнение запросов граждан, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной власти Российской Федерации о рассекречивании сведений
Граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Российской Федерации вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне.Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, в том числе государственные архивы, получившие такой запрос, обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляются граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Российской Федерации, подавшие запрос.Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством.Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. При признании судом необоснованности засекречивания сведений эти сведения подлежат рассекречиванию в установленном настоящим Законом порядке.
Раздел V. РАСПОРЯЖЕНИЕ СВЕДЕНИЯМИ, СОСТАВЛЯЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ
Статья 16. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями
Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся эти сведения.Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, запрашивающие сведения, составляющие государственную тайну, обязаны создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений. Их руководители несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.Обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациям является выполнение ими требований, предусмотренных в статье 27 настоящего Закона.
Статья 17. Передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ
Передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.Предприятия, учреждения или организации при проведении совместных и других работ и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государственную тайну, могут в целях получения доступа к таким сведениям заключать с органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральных территорий, предприятиями, учреждениями или организациями, являющимися заказчиками этих работ, договоры об использовании (на период проведения работ) услуг их структурных подразделений по защите государственной тайны, о чем делается отметка в соответствующих лицензиях (при их наличии) обеих договаривающихся сторон.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 18. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям
Наименование дополнено с 15 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 294-ФЗ - см. предыдущую редакцию
Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям принимается Правительством Российской Федерации при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений
Статья 19. Защита сведений, составляющих государственную тайну, при изменении функций субъектов правоотношений
Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, располагающие сведениями, составляющими государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обязаны принять меры по обеспечению защиты этих сведений и их носителей. При этом носители сведений, составляющих государственную тайну, в установленном порядке уничтожаются, сдаются на архивное хранение либо передаются:правопреемнику органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, располагающих сведениями, составляющими государственную тайну, если этот правопреемник имеет полномочия по проведению работ с использованием указанных сведений;органу государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения;другому органу государственной власти, предприятию, учреждению или организации по указанию межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
К органам защиты государственной тайны относятся:межведомственная комиссия по защите государственной тайны;федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы
Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.
Статья 21. Оформление допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне
Оформление допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне осуществляется с его согласия и предусматривает:
представление собственноручно заполненной и подписанной им анкеты установленной формы, содержащей сведения о нем и его близких родственниках, к которым для целей настоящего Закона относятся супруг (супруга), отец, мать, дети, в том числе усыновленные, усыновители, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, а также представление документов, удостоверяющих личность оформляемого лица и подтверждающих указанные в анкете сведения о нем и его близких родственниках;
проведение в отношении его полномочными органами проверочных мероприятий в случаях, установленных Правительством Российской Федерации (если иное не установлено Президентом Российской Федерации), в целях выявления оснований, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона;
ознакомление его с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за нарушение указанного законодательства, а также ограничения его прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;
принятие решения руководителем (уполномоченным им должностным лицом) органа государственной власти, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к государственной тайне.
В отношении граждан, призванных на военную службу или военные сборы, представление собственноручно заполненной анкеты установленной формы и получение их согласия на оформление допуска к государственной тайне не являются обязательными.
В отношении заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, государственной охраны, мобилизационной подготовки и мобилизации, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны), организаций, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности, при наличии у указанных лиц основания для отказа в допуске к государственной тайне решение о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну, принимается межведомственной комиссией по защите государственной тайны в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.
Проверочные мероприятия, связанные с допуском должностных лиц и граждан к государственной тайне, проводятся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и (или) его территориальными органами.
Проверочные мероприятия, связанные с допуском к государственной тайне сотрудников и граждан, принимаемых на службу (работу) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, проводятся указанным федеральным органом исполнительной власти во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности.
Проверочные мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо.
Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным сведениям или секретным сведениям. Наличие у должностных лиц и граждан права на доступ к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.
Заключение трудового договора (контракта) до окончания проведения проверочных мероприятий, связанных с допуском к государственной тайне, не допускается.
Предусмотренный настоящей статьей порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в периоды мобилизации, действия чрезвычайного или военного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 21.1. Особый порядок оформления допуска к государственной тайне
Допуск к государственной тайне в особом порядке оформляется:
сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных органов субъектов Российской Федерации и судьям - на период исполнения ими своих полномочий в случае необходимости их доступа к сведениям, составляющим государственную тайну;
должностным лицам, замещающим должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне;
гражданам Российской Федерации, являющимся адвокатами (за исключением лиц, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства, или лиц, включенных в реестр иностранных агентов) и участвующим в судопроизводстве по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, - на период их участия в судопроизводстве;
гражданам Российской Федерации, являющимся участниками уголовного судопроизводства по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, и не замещающим должностей, предусматривающих допуск к государственной тайне, на постоянной основе (за исключением экспертов, специалистов и переводчиков, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства или включенных в реестр иностранных агентов), - на период их участия в уголовном судопроизводстве в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
главам муниципальных образований, полномочия которых предусматривают доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - на период исполнения ими своих полномочий.
Перечни муниципальных образований, полномочия глав которых предусматривают доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, определяются высшими должностными лицами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Оформление допуска лиц, указанных в части первой настоящей статьи, к государственной тайне, за исключением лиц, замещающих должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, заключается в ознакомлении их с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение и возможное временное ограничение их права на выезд из Российской Федерации в соответствии с положениями статьи 24 настоящего Закона, о чем у них берется соответствующая подписка.
Проверочные мероприятия в отношении лиц, допускаемых к государственной тайне в особом порядке, за исключением должностных лиц, замещающих должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, не проводятся.
Необходимость проведения полномочными органами проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона, в отношении лиц, замещающих должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, либо претендующих на замещение указанных должностей, определяется Президентом Российской Федерации.
Лица, замещающие должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, имеют право на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, со дня замещения указанных должностей.
(Статья дополнительно включена с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года № 131-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Настоящая статья не может применяться судами, другими органами и должностными лицами в качестве основания для отстранения адвоката, являющегося представителем истца, от участия в рассмотрении дела судом общей юрисдикции в процедуре гражданского судопроизводства в связи с отсутствием у него допуска к государственной тайне - определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2002 года № 314-О.
Статья 21.2. Обязанности должностных лиц и граждан Российской Федерации, допущенных к государственной тайне, и социальные гарантии
Должностные лица и граждане Российской Федерации, допущенные к государственной тайне, обязаны:
не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, а также выполнять иные требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
информировать в установленном порядке об имеющихся у должностного лица или гражданина Российской Федерации, допущенных к государственной тайне, данных, свидетельствующих о наличии (возникновении) обстоятельств, которые в соответствии со статьей 22 настоящего Закона являются основаниями для отказа в допуске к государственной тайне;
информировать в установленном порядке о предпринимавшихся попытках получения от них сведений, составляющих государственную тайну.
Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:
процентные надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
процентные надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны;
преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральных территорий, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.
(Статья дополнительно включена с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ)
Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне
Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:признание его недееспособным или ограниченно дееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу, наличие у него статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении, наличие у него непогашенной или неснятой судимости за данные преступления, прекращение в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 августа 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года № 256-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 481-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 декабря 2022 года № 498-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ)
(Часть дополнительно включена с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ)
Часть вторую предыдущей редакции с 1 февраля 2024 года считается частью третьей настоящей редакции - Федеральный закон от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ.
Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем (уполномоченным им должностным лицом) органа государственной власти, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. В случае вынесения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и (или) его территориальным органом заключения о нецелесообразности допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне такому должностному лицу или гражданину отказывается в допуске к государственной тайне. Лицо, в отношении которого принято решение об отказе в допуске к государственной тайне, имеет право обжаловать это решение вышестоящему должностному лицу, в вышестоящую организацию или в суд. В отношении заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, государственной охраны, мобилизационной подготовки и мобилизации, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны), организаций, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности, решение об отказе в допуске к государственной тайне, в том числе при наличии заключения, указанного в настоящей части, принимается межведомственной комиссией по защите государственной тайны в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне
Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне прекращается по решению руководителя (уполномоченного им должностного лица) органа государственной власти, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации в случае прекращения исполнения им обязанностей (полномочий), связанных с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, а также в случае вынесения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и (или) его территориальным органом заключения о нецелесообразности допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне.
Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне, оформленный в соответствии со статьей 21 настоящего Закона, может быть прекращен по решению руководителя (уполномоченного им должностного лица) органа государственной власти, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации при наличии обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.
В отношении заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, государственной охраны, мобилизационной подготовки и мобилизации, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны), организаций, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности, решение о прекращении допуска к государственной тайне принимается межведомственной комиссией по защите государственной тайны в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, при наличии обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне, и (или) в случае вынесения в отношении их заключения, указанного в части первой настоящей статьи.
Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является основанием для прекращения трудового договора (контракта) с ним, если выполняемая работа требует наличия такого допуска. Решение о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящую организацию или в суд.
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от обязанности соблюдать требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне
Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:
права на выезд из Российской Федерации в случаях и на сроки, которые предусмотрены федеральным законом, при условии осведомленности в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях;
права на использование открытий и изобретений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну;
права на неприкосновенность частной жизни на период проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 25. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну
Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации, а обеспечение доступа - на их структурные подразделения по защите государственной тайны.
Руководитель органа государственной власти, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации несет персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомится только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.
Доступ должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется только при наличии у него оформленного в установленном порядке допуска к государственной тайне.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне
Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну
Часть вторая предыдущей редакции с 9 октября 1997 года считается частью третьей настоящей редакции - Федеральный закон от 6 октября 1997 года № 131-ФЗ.
Защита прав и законных интересов граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в сфере действия настоящего Закона осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Статья 27. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну
Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и(или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих условий:выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;наличие у них сертифицированных средств защиты информации.В периоды мобилизации, действия чрезвычайного или военного положения Президентом Российской Федерации может быть установлен иной порядок допуска предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
(Часть дополнительно включена с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ)
Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.Организация сертификации средств защиты информации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации. Сертификация осуществляется в соответствии с настоящим Законом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
Раздел VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
Статья 29. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны
Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций - за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну
Раздел VIII. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
Статья 30. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны
Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
(Статья в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года № 131-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Статья 30.1. Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны
Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного контроля) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем органа государственного контроля (уполномоченным им должностным лицом), но не более чем на двадцать рабочих дней.Выездная проверка юридических лиц проводится на основании предписания (приказа, распоряжения или иного распорядительного документа), подписанного руководителем (уполномоченным им должностным лицом) органа государственного контроля.Внеплановая выездная проверка, основание проведения которой указано в абзаце третьем части четвертой настоящей статьи, проводится без предварительного уведомления.Информация об организации проверок, проводимых органами государственного контроля, в том числе о планировании, проведении и результатах таких проверок, в органы прокуратуры не направляется.
(Статья дополнительно включена с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ)
Межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны в органах государственной власти осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы, на которые эта функция возложена законодательством Российской Федерации
Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.Доступ лиц, осуществляющих прокурорский надзор, к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется в соответствии со статьей 25 настоящего Закона.
Текст постановления Верховного Совета РФ от 21.07.1993 № 5486-1 “О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственной тайне" см. по ссылке.