Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ
Номер документа: | 131-ФЗ |
Дата редакции: | 13 декабря 2024 |
Дата принятия: | 6 октября 2003 |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания РФ, N 29, 11.10.2003 |
Публикация: | Парламентская газета, N 186, 08.10.2003 |
Публикация: | Приложение к "Российской газете", N 40, 2003 год |
Публикация: | Российская газета, N 202, 08.10.2003 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 40, 06.10.2003, ст.3822 |
Редакции
- 01.01.2025
- 13.12.2024
- 01.09.2024
- 19.08.2024
- 02.08.2024
- 13.07.2024
- 08.07.2024
- 15.05.2024
- 03.04.2024
- 01.04.2024
- 14.02.2024
- 25.12.2023
- 13.11.2023
- 01.10.2023
- 15.08.2023
- 10.07.2023
- 30.05.2023
- 29.05.2023
- 01.03.2023
- 11.01.2023
- 13.10.2022
- 10.01.2022
- 01.01.2022
- 30.11.2021
- 26.11.2021
- 30.09.2021
- 12.07.2021
- 01.07.2021
- 29.06.2021
- 07.06.2021
- 06.06.2021
- 23.03.2021
- 01.01.2021
- 22.12.2020
- 20.11.2020
- 28.08.2020
- 31.07.2020
- 23.05.2020
- 05.05.2020
- 08.01.2020
- 27.12.2019
- 01.09.2019
- 13.08.2019
- 06.08.2019
- 02.08.2019
- 05.07.2019
- 01.05.2019
- 06.02.2019
- 08.01.2019
- 01.01.2019
- 30.12.2018
- 27.12.2018
- 11.11.2018
- 31.10.2018
- 19.08.2018
- 10.08.2018
- 04.08.2018
- 03.08.2018
- 14.07.2018
- 28.06.2018
- 01.05.2018
- 29.04.2018
- 06.03.2018
- 29.12.2017
- 16.12.2017
- 05.12.2017
- 10.11.2017
- 10.08.2017
- 06.08.2017
- 31.07.2017
- 30.07.2017
- 28.06.2017
- 18.06.2017
- 15.04.2017
- 09.01.2017
- 01.01.2017
- 15.07.2016
- 04.07.2016
- 13.06.2016
- 26.02.2016
- 01.01.2016
- 30.12.2015
- 09.12.2015
- 04.11.2015
- 17.10.2015
- 15.09.2015
- 11.07.2015
- 30.06.2015
- 11.04.2015
- 01.04.2015
- 31.03.2015
- 07.03.2015
- 01.03.2015
- 01.01.2015
- 15.11.2014
- 21.10.2014
- 17.10.2014
- 22.07.2014
- 05.07.2014
- 02.07.2014
- 01.07.2014
- 27.05.2014
- 30.01.2014
- 01.01.2014
- 25.11.2013
- 14.11.2013
- 03.11.2013
- 22.10.2013
- 01.09.2013
- 27.06.2013
- 19.05.2013
- 08.05.2013
- 19.04.2013
- 01.04.2013
- 27.01.2013
- 01.01.2013
- 26.12.2012
- 04.12.2012
- 16.10.2012
- 23.07.2012
- 01.07.2012
- 25.06.2012
- 05.01.2012
- 01.01.2012
- 18.12.2011
- 03.12.2011
- 02.08.2011
- 01.08.2011
- 27.07.2011
- 26.07.2011
- 22.07.2011
- 07.07.2011
- 17.05.2011
- 06.05.2011
- 29.03.2011
- 25.03.2011
- 01.01.2011
- 31.12.2010
- 21.11.2010
- 30.09.2010
- 13.08.2010
- 30.07.2010
- 18.04.2010
- 01.01.2010
- 30.11.2009
- 27.11.2009
- 24.05.2009
- 10.01.2009
- 01.01.2009
- 30.12.2008
- 20.12.2008
- 28.11.2008
- 29.06.2008
- 01.01.2008
- 16.11.2007
- 14.11.2007
- 24.10.2007
- 05.08.2007
- 23.07.2007
- 29.06.2007
- 29.05.2007
- 06.04.2007
- 01.01.2007
- 08.12.2006
- 06.12.2006
- 29.10.2006
- 31.07.2006
- 27.07.2006
- 08.06.2006
- 18.02.2006
- 08.02.2006
- 31.12.2005
- 18.10.2005
- 06.08.2005
- 02.07.2005
- 21.04.2005
- 30.12.2004
- 14.08.2004
- 08.10.2003
Страница 11
8.1. Изменения и дополнения в устав муниципального образования вносятся муниципальным правовым актом, который может оформляться:
1) решением представительного органа (схода граждан) муниципального образования, подписанным его председателем и главой муниципального образования либо единолично главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа (схода граждан) муниципального образования;
2) отдельным нормативным правовым актом, принятым представительным органом (сходом граждан) и подписанным главой муниципального образования. В этом случае на данном правовом акте проставляются реквизиты решения представительного органа (схода граждан) о его принятии. Включение в такое решение представительного органа (схода граждан) переходных положений и (или) норм о вступлении в силу изменений и дополнений, вносимых в устав муниципального образования, не допускается.
(Часть дополнительно включена с 30 июля 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 171-ФЗ)
9. Приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.
(Часть дополнительно включена с 9 января 2017 года Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 494-ФЗ)
10. Изложение устава муниципального образования в новой редакции муниципальным правовым актом о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не допускается. В этом случае принимается новый устав муниципального образования, а ранее действующий устав муниципального образования и муниципальные правовые акты о внесении в него изменений и дополнений признаются утратившими силу со дня вступления в силу нового устава муниципального образования.
(Часть дополнительно включена с 30 июля 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 171-ФЗ)
Статья 45. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан
1. Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (сходе граждан).
2. Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме (сходе граждан), определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.
3. Нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления
Статья 45.1. Содержание правил благоустройства территории муниципального образования
1. Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
2. Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы:
1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;
2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений;
3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ;
4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений;
5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями;
6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок;
7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм;
8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;
9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения;
10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период;
11) организации стоков ливневых вод;
12) порядка проведения земляных работ;
13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;
(Пункт дополнительно включен с 28 июня 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ)
14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;
(Пункт дополнительно включен с 28 июня 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ)
15) праздничного оформления территории муниципального образования;
16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования;
17)
3. Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
(Статья дополнительно включена Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ)
1. Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.
2. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
3. Проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, за исключением:
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 мая 2019 года № 87-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы;
2) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения;
(Часть дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 176-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 447-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) проектов нормативных правовых актов, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.
(Пункт дополнительно включен с 20 ноября 2020 года Федеральным законом от 9 ноября 2020 года № 363-ФЗ)
Положения части 3 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года № 176-ФЗ) применяются в отношении городских округов, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации с 1 января 2015 года - см. часть 2 статьи 3 Федерального закона от 2 июля 2013 года № 176-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 447-ФЗ).
4. Проекты муниципальных нормативных правовых актов иных муниципальных образований, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности, могут подлежать оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, за исключением:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы;
2) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения;
3) проектов нормативных правовых актов, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.
(Пункт дополнительно включен с 20 ноября 2020 года Федеральным законом от 9 ноября 2020 года № 363-ФЗ)
(Часть дополнительно включена с 1 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 447-ФЗ)
5. Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и местных бюджетов.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 447-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6. Законом субъекта Российской Федерации устанавливается перечень муниципальных районов, муниципальных и городских округов, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности, является обязательным. При этом законом субъекта Российской Федерации определяются критерии включения муниципальных районов, муниципальных и городских округов в указанный перечень, отражающие объективные особенности осуществления местного самоуправления в данном субъекте Российской Федерации, включая степень концентрации возложенных на такие муниципальные образования государственных полномочий.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 447-Ф3; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 мая 2019 года № 87-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 47. Вступление в силу и обнародование муниципальных правовых актов
1. Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
2. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, муниципальные нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального обнародования.
3. Порядок обнародования муниципальных правовых актов, в том числе соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Порядок обнародования муниципальных правовых актов внутригородской территории города федерального значения, в том числе соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом внутригородской территории города федерального значения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 февраля 2024 года № 17-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Под обнародованием муниципального правового акта, в том числе соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, понимается:
1) официальное опубликование муниципального правового акта;
2) размещение муниципального правового акта в местах, доступных для неограниченного круга лиц (в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах);
3) размещение на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
4) иной предусмотренный уставом муниципального образования способ обеспечения возможности ознакомления граждан с муниципальным правовым актом, в том числе соглашением, заключенным между органами местного самоуправления.
5. Официальным опубликованием муниципального правового акта, в том числе соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании, или первое размещение его полного текста в сетевом издании.
6. В случае, если официальное опубликование муниципального правового акта, в том числе соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, осуществляется в сетевом издании, в муниципальном образовании в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" обеспечивается создание одного или нескольких пунктов подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в местах, доступных для их использования неограниченным кругом лиц (в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах) без использования ими дополнительных технических средств.
7. Наименование периодического печатного издания и (или) наименование сетевого издания с указанием доменного имени соответствующего сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сведений о его регистрации в качестве средства массовой информации, в которых осуществляется официальное опубликование муниципальных правовых актов, в том числе соглашений, заключенных между органами местного самоуправления, указываются в уставе муниципального образования.
8. Перечень периодических печатных изданий, сетевых изданий с указанием доменных имен соответствующих сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сведений об их регистрации в качестве средств массовой информации, в которых осуществляется обнародование (за исключением официального опубликования) муниципальных правовых актов, в том числе соглашений, заключенных между органами местного самоуправления, доводится до всеобщего сведения путем опубликования правового акта главы муниципального образования.
(Статья в редакции, введенной в действие с 13 ноября 2023 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 517-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 48. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия
1. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).Действие муниципального правового акта, не имеющего нормативного характера, незамедлительно приостанавливается принявшим (издавшим) его органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в случае получения соответствующего предписания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации об уполномоченных по защите прав предпринимателей. Об исполнении полученного предписания исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления или должностные лица местного самоуправления обязаны сообщить Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в трехдневный срок, а представительные органы местного самоуправления - не позднее трех дней со дня принятия ими решения.
(Абзац дополнительно включен с 3 ноября 2013 года Федеральным законом от 2 ноября 2013 года № 294-ФЗ)
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 281-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
2. Признание по решению суда закона субъекта Российской Федерации об установлении статуса муниципального образования недействующим до вступления в силу нового закона субъекта Российской Федерации об установлении статуса муниципального образования не может являться основанием для признания в судебном порядке недействующими муниципальных правовых актов указанного муниципального образования, принятых до вступления решения суда в законную силу, или для отмены данных муниципальных правовых актов
1. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
2. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
1. В собственности муниципальных образований может находиться:
1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения
5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ)
1.1. Часть, дополнительно включенная с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ, утратила силу с 1 января 2007 года - Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
1.2. Часть, дополнительно включенная с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ, утратила силу с 1 января 2007 года - Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
2.
2.1. Часть дополнительно включена с 1 января 2012 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 361-ФЗ; утратила силу - Федеральный закон от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
3.
3.1. Часть дополнительно включена с 1 января 2012 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 361-ФЗ; утратила силу - Федеральный закон от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
4.
5. В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.
(Часть в редакции, введенной в действие с 25 июня 2012 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года № 91-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6.
Статья 51. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом
1. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
3. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
4. Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления
5. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти
6. Органы местного самоуправления осуществляют передачу в безвозмездное владение и пользование объектов электросетевого хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации, действующих в границах субъекта Российской Федерации, в случаях, порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
(Часть дополнительно включена с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ)
1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.Бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением.
(Абзац дополнительно включен с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 187-ФЗ)
Абзац третий части 1 предыдущей редакции с 30 июня 2015 года считается соответственно абзацем четвертым настоящей редакции - Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 187-ФЗ.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений, внутригородских районов, муниципальных районов (в отношении населенных пунктов, других территорий, расположенных на межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок составления, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 458-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
3. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
4. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, предоставляют финансовым органам муниципальных образований информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.В случае, если местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, предоставляет финансовому органу данного муниципального района информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет указанного поселения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. Руководитель финансового органа муниципального образования назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Проведение проверки соответствия кандидатов на замещение должности руководителя финансового органа муниципального района, муниципального округа, городского округа квалификационным требованиям осуществляется с участием финансового органа субъекта Российской Федерации. Порядок участия финансового органа субъекта Российской Федерации в проведении указанной проверки устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен с 30 ноября 2021 года Федеральным законом от 19 ноября 2021 года № 376-ФЗ)
Указанным в абзаце втором настоящей части законом субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены перечень предоставляемых в финансовый орган субъекта Российской Федерации документов, способы проведения проверки соответствия кандидатов квалификационным требованиям, включая проведение собеседования с кандидатами, а также перечень принимаемых по результатам проверки решений и форма заключения о результатах проверки. Законом субъекта Российской Федерации также могут регулироваться иные вопросы порядка участия финансового органа субъекта Российской Федерации в проведении указанной проверки.
(Абзац дополнительно включен с 30 ноября 2021 года Федеральным законом от 19 ноября 2021 года № 376-ФЗ)
6. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 187-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья в редакции, введенной в действие с 5 июля 2014 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 165-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 5 июля 2014 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 165-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 396-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Формирование доходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
(Статья в редакции, введенной в действие с 5 июля 2014 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 165-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования (населенного пункта (либо части его территории), входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района), за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования (населенного пункта (либо части его территории), входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района) и для которых размер платежей может быть уменьшен.
(Часть в редакции, введенной в действие с 16 декабря 2017 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 389-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 мая 2019 года № 87-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2020 года Федеральным законом от 9 ноября 2020 года № 370-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Вопросы введения и использования указанных в части 1 настоящей статьи разовых платежей граждан решаются на местном референдуме, а в случаях, предусмотренных пунктами 4, 4.1 и 4.3 части 1 статьи 25.1 настоящего Федерального закона, на сходе граждан.
(Часть в редакции, введенной в действие с 16 декабря 2017 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 389-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2020 года Федеральным законом от 9 ноября 2020 года № 370-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 56.1. Финансовое и иное обеспечение реализации инициативных проектов
1. Источником финансового обеспечения реализации инициативных проектов, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона, являются предусмотренные решением о местном бюджете бюджетные ассигнования на реализацию инициативных проектов, формируемые в том числе с учетом объемов инициативных платежей и (или) межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставленных в целях финансового обеспечения соответствующих расходных обязательств муниципального образования.
2. Под инициативными платежами понимаются денежные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц, уплачиваемые на добровольной основе и зачисляемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в местный бюджет в целях реализации конкретных инициативных проектов.
3. В случае, если инициативный проект не был реализован, инициативные платежи подлежат возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их перечисление в местный бюджет. В случае образования по итогам реализации инициативного проекта остатка инициативных платежей, не использованных в целях реализации инициативного проекта, указанные платежи подлежат возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их перечисление в местный бюджет.
Порядок расчета и возврата сумм инициативных платежей, подлежащих возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их перечисление в местный бюджет, определяется нормативным правовым актом представительного органа (решением схода граждан, осуществляющего полномочия представительного органа) муниципального образования.
4. Реализация инициативных проектов может обеспечиваться также в форме добровольного имущественного и (или) трудового участия заинтересованных лиц.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2021 года Федеральным законом от 20 июля 2020 года № 236-ФЗ)
Действие положений статьи 56.1 настоящего Федерального закона не распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 20 июля 2020 года № 236-ФЗ, - см. пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года № 236-ФЗ.
Статья 57. Доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов
Утратила силу с 5 июля 2014 года - Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 165-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 58. Доходы местных бюджетов от региональных налогов и сборов
Утратила силу с 5 июля 2014 года - Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 165-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 59. Доходы местных бюджетов от федеральных налогов и сборов
Утратила силу с 5 июля 2014 года - Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 165-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 60. Выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений, внутригородских районов
Выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений, внутригородских районов осуществляется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 187-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 61. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением
Наименование в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 мая 2019 года № 87-ФЗ. - См. предыдущую редакцию