Федеральный закон от 30.12.2015 № 462-ФЗ
Номер документа: | 462-ФЗ |
Дата редакции: | 3 апреля 2023 |
Дата принятия: | 30 декабря 2015 |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2015, N 0001201512300113 |
Публикация: | Российская газета, N 1, 11.01.2016 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 1 (ч.I), 04.01.2016, ст.82 |
Редакции
22 декабря 2015 года
25 декабря 2015 года
Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст.1383; 2004, № 35, ст.3607; № 45, ст.4377; 2005, № 13, ст.1078; 2006, № 30, ст.3290, 3291; 2007, № 50, ст.6245; 2009, № 29, ст.3616; 2010, № 30, ст.4014; 2011, № 7, ст.901; 2012, № 31, ст.4318; 2013, № 23, ст.2882; № 27, ст.3477; 2014, № 16, ст.1830; № 30, ст.4254; 2015, № 27, ст.3957; № 29, ст.4380) следующие изменения:
1) в пункте 1 статьи 8:
а) в подпункте 2 слова "2) гражданские" заменить словами "2) пилотируемые гражданские", после слов ", за исключением" дополнить словом "пилотируемых", дополнить словами ", а также сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее";
б) дополнить подпунктом 2.1 следующего содержания:"2.1) беспилотные авиационные системы, за исключением беспилотных авиационных систем, включающих в себя беспилотные гражданские воздушные суда, на которые сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации;";
2) в статье 32:
а) пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:"2. Легкое воздушное судно - воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 килограммов, в том числе вертолет, максимальная взлетная масса которого составляет менее 3100 килограммов.
3. Сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет не более 495 килограммов без учета массы авиационных средств спасания.";
б) дополнить пунктами 4-6 следующего содержания: "4. Пилотируемое воздушное судно - воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся на его борту.
5. Беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).
6. Беспилотная авиационная система - комплекс, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, технические средства и оборудование, используемые для управления полетом такого воздушного судна или таких воздушных судов.";
3) в статье 33:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:"1. Государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов следующие воздушные суда:
1) беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 0,25 килограмма и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;
2) государственные воздушные суда.";
б) дополнить пунктами 1.1-1.4 следующего содержания: "1.1. Пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов, регистрируются в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации.
1.2. Сверхлегкие пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, регистрируются в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации.
1.3. Беспилотные гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, регистрируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
1.4. Государственные воздушные суда регистрируются в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны, по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.";
в) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:"3.1. Беспилотные воздушные суда, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
4) в пункте 1 статьи 34 слова "При включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации этому воздушному судну" заменить словами "При государственной регистрации гражданского воздушного судна ему";
5) пункт 1 статьи 36 изложить в следующей редакции:"1. Гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности, выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается.";
6) пункт 1 статьи 53 после слов "экипажа гражданского воздушного судна," дополнить словами "за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее,";
7) в статье 56:
а) пункт 1 после слова "Экипаж" дополнить словом "пилотируемого";
б) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:"1.1. Экипаж беспилотного воздушного судна состоит из одного либо нескольких внешних пилотов, одного из которых владелец беспилотного воздушного судна назначает командиром такого воздушного судна.";
8) в статье 57:
а) пункт 1 после слов "воздушного судна" дополнить словами ", за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее,", слово "(летчика)" заменить словами "(летчика, внешнего пилота)";
б) пункт 2:после слова "Командир" дополнить словом "пилотируемого";дополнить абзацем следующего содержания:"Командир беспилотного воздушного судна руководит работой экипажа беспилотного воздушного судна и отвечает за безопасное выполнение полета.";
9) дополнить статьей 58.1 следующего содержания:
Командир беспилотного воздушного судна имеет право:
1) принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке беспилотного воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета беспилотного воздушного судна. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и по возможности в соответствии с установленными правилами полетов;
2) принимать иные меры по обеспечению безопасного завершения полета беспилотного воздушного судна.";
10) статью 59 изложить в следующей редакции:
"Статья 59. Действия экипажа пилотируемого воздушного судна в случае бедствия
Если пилотируемое воздушное судно терпит или потерпело бедствие, командир пилотируемого воздушного судна и другие члены экипажа пилотируемого воздушного судна обязаны принять все возможные меры по сохранению жизни и здоровья находящихся на борту пилотируемого воздушного судна людей, а также по обеспечению сохранности пилотируемого воздушного судна и находящегося на нем имущества.";
11) в пункте 1 статьи 67:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:"1. На борту гражданского воздушного судна должна находиться следующая документация:";
б) в подпункте 1:абзац второй дополнить словами "для воздушных судов, подлежащих государственной регистрации";абзац четвертый дополнить словами ", за исключением воздушных судов, эксплуатация которых допускается без сертификата летной годности";абзац пятый после слов "при эксплуатации сверхлегких" дополнить словами "и беспилотных";
в) подпункт 2 дополнить словами "пилотируемого воздушного судна";
12)
13) пункт 3 статьи 86 после слов "Терпящее или потерпевшее бедствие" дополнить словом "пилотируемое";
14) в статье 88:
а) пункт 1:после слов "потерпевших бедствие" дополнить словом "пилотируемых";дополнить абзацем следующего содержания:"Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие беспилотных воздушных судов организует и осуществляет владелец такого воздушного судна.";
б) пункт 4 после слова "Полеты" дополнить словом "пилотируемых";
15) в пункте 2 статьи 131 слова "максимального взлетного веса" заменить словами "максимальной взлетной массы";
16) в статье 132:
а) наименование после слова "экипажа" дополнить словом "пилотируемого";
б) пункт 1 после слова "экипажа" дополнить словом "пилотируемого";
в) пункт 2 после слова "экипажа" дополнить словом "пилотируемого".
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.