Кодекс внутреннего водного транспорта РФ
Номер документа: | 24-ФЗ |
Дата редакции: | 8 августа 2024 |
Дата принятия: | 7 марта 2001 |
Вид документа: | КОДЕКС |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания, N 7, 01.03.2001 |
Публикация: | Парламентская газета, N 45, 12.03.2001 |
Публикация: | Приложение к "Российской газете", N 13, 2001 год |
Публикация: | Российская газета, N 50-51, 13.03.2001 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 11, 12.03.2001, ст.1001 |
В настоящий документ вносятся изменения на основании:
Федерального закона от 08.08.2024 N 288-ФЗ с 1 сентября 2025 года.
Редакции
- 01.09.2024
- 19.08.2024
- 26.05.2024
- 01.01.2024
- 01.09.2023
- 01.06.2023
- 06.04.2023
- 01.03.2023
- 28.02.2023
- 17.02.2023
- 14.03.2022
- 01.03.2022
- 01.01.2022
- 13.07.2021
- 01.07.2021
- 14.06.2020
- 08.06.2020
- 13.08.2019
- 09.01.2018
- 01.01.2018
- 31.12.2017
- 01.07.2017
- 04.07.2016
- 09.04.2016
- 01.01.2016
- 24.07.2015
- 30.06.2015
- 06.12.2014
- 15.11.2014
- 04.02.2014
- 01.09.2013
- 01.01.2013
- 30.08.2012
- 25.06.2012
- 25.05.2012
- 09.11.2011
- 21.10.2011
- 02.08.2011
- 01.08.2011
- 26.07.2011
- 22.07.2011
- 01.07.2011
- 19.04.2011
- 29.01.2010
- 01.01.2010
- 16.05.2009
- 01.01.2009
- 31.12.2008
- 18.07.2008
- 01.01.2008
- 25.11.2007
- 03.07.2007
- 01.01.2007
- 08.12.2006
- 01.07.2004
- 01.07.2003
- 09.04.2003
- 12.03.2001
Государственной Думой
7 февраля 2001 года
Советом Федерации
22 февраля 2001 года
Статья 1. Отношения, регулируемые Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации
1. Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.
2. Положения настоящего Кодекса распространяются на:внутренние водные пути Российской Федерации и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения, причалы;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Положения настоящего Кодекса, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда, а также суда, используемые в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны. Условия плавания указанных судов по внутренним водным путям Российской Федерации определяются постановлениями Правительства Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июля 2017 года № 148-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. На участках внутренних водных путей Российской Федерации, на которых навигационно-гидрографические условия обеспечения плавания судов и безопасности судоходства, в том числе проведения спасательных операций, соответствуют требованиям торгового мореплавания, отношения, возникающие из безопасности плавания судов по условиям торгового мореплавания, регулируются Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, а отношения, возникающие из договора перевозки, - настоящим Кодексом.
Статья 2. Законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации
Законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:внутренний водный транспорт Российской Федерации (далее - внутренний водный транспорт) - один из видов транспорта, представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
судовладелец (далее также - владелец судна) - гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо, эксплуатирующие судно под Государственным флагом Российской Федерации от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судна, доверительными управляющими или используют его на ином законном основании;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения;причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов;речной порт (далее также - порт) - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования;пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования судна;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 14 июня 2012 года № 78-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 19 апреля 2011 года Федеральным законом от 5 апреля 2011 года № 47-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ)
прогулочное судно - судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах;
(Абзац дополнительно включен с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 30 августа 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 30 августа 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ)
оператор порта или причала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию порта или причала, операции с грузами (в том числе их перевалку), обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров и их багажа;
(Абзац дополнительно включен с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 13 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 294-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 26 мая 2024 года Федеральным законом от 27 ноября 2023 года № 557-ФЗ)
объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта - здания, сооружения, устройства, оборудование и иное имущество инфраструктуры внутренних водных путей и инфраструктуры речного порта, используемые для обеспечения судоходства и иной деятельности на внутреннем водном транспорте;
(Абзац дополнительно включен с 26 мая 2024 года Федеральным законом от 27 ноября 2023 года № 557-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ))
полуавтономное судно - судно с экипажем на борту, способное осуществлять плавание без непрерывного несения ходовой вахты экипажем;
(Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ))
полностью автономное судно - судно, способное осуществлять плавание без экипажа на борту судна.
(Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ))
Статья 4. Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта
1. Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (далее - федеральный орган исполнительной власти в области транспорта), непосредственно или через находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 августа 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции правила и другие нормативные правовые акты, регулирующие связанные с судоходством, перевозкой и переработкой грузов, содержанием судовых ходов, инфраструктуры внутренних водных путей и использованием внутренних водных путей отношения и обязательные для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и физическими лицами.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3.
4. В целях обеспечения безопасности судоходства, охраны человеческой жизни на внутренних водных путях, безопасности портовых и судоходных гидротехнических сооружений и внутренних водных путей, а также в целях обеспечения на внутреннем водном транспорте надлежащего качества оказания услуг и выполнения работ осуществляется государственный надзор в области внутреннего водного транспорта
5.
6. Нормативные правовые акты Российской Федерации, изданные по вопросам деятельности на внутреннем водном транспорте, не должны противоречить положениям настоящего Кодекса.
7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области внутреннего водного транспорта, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления исполнительным органам субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
(Пункт дополнительно включен с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 233-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
8. Расследование транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением о расследовании транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
(Пункт дополнительно включен с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ)
Статья 4.1. Контроль за соблюдением требований настоящего Кодекса
1. Контроль за соблюдением обязательных требований, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами в области внутреннего водного транспорта, международными договорами Российской Федерации в области судоходства, в целях обеспечения безопасности внутреннего водного транспорта осуществляется посредством федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта (далее - федеральный контроль) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
2. Предметом федерального контроля являются:
1) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации в области торгового мореплавания и судоходства, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области безопасности внутреннего водного транспорта, безопасности судоходных и портовых гидротехнических сооружений, в том числе требований:
к обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации морских судов, судов внутреннего водного транспорта, судов смешанного (река - море) плавания, иных плавучих объектов внутреннего водного транспорта;
к обеспечению готовности сил и средств функциональной подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов речного транспорта независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;
к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта и предоставляемых услуг;
к организации и осуществлению лоцманской проводки судов по внутренним водным путям;
к обеспечению безопасности судоходных и портовых гидротехнических сооружений;
2) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (лицензиатами), осуществляющими деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров, деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом опасных грузов, погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, лицензионных требований к соответствующим видам деятельности;
3) соблюдение капитанами бассейнов внутренних водных путей требований к деятельности по осуществлению государственного портового контроля;
4) соблюдение администрациями бассейнов внутренних водных путей обязательных требований к деятельности по осуществлению навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов на внутренних водных путях;
5) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
3. Положение о федеральном контроле утверждается Правительством Российской Федерации.
4. В положении о федеральном контроле указываются наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании", оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального контроля, а также виды продукции, являющиеся объектами федерального контроля.
5. При осуществлении федерального контроля проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
5) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
6. В рамках федерального контроля осуществляются мониторинг, основанный на добровольном участии контролируемых лиц, и постоянный рейд в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
7. Порядок осуществления постоянного рейда устанавливается положением о федеральном контроле, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
8. Организация и осуществление федерального контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
(Статья дополнительно включена с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 5. Лицензирование отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте
Лицензирование отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
1. Перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировка судов и плавучих объектов, погрузка и выгрузка грузов, оказание услуг в речных портах, услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и других услуг внутреннего водного транспорта осуществляются на платной основе в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Перевозка пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом, осуществляемая по обращению любого физического или юридического лица в рамках заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд государственного контракта или муниципального контракта между перевозчиком и органом государственной власти или органом местного самоуправления по согласованному маршруту, признается перевозкой внутренним водным транспортом общего пользования. В случае, если таким контрактом предусмотрено предоставление перевозчику субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом общего пользования, размер провозной платы определяется таким контрактом.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Размер платы за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и услуги в речных портах, не относящиеся к сфере естественных монополий, определяется на основании договоров.