Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1
Номер документа: | 4730-1 |
Дата редакции: | 4 декабря 2007 |
Дата принятия: | 1 апреля 1993 |
Вид документа: | ЗАКОН |
Принявший орган: | ВС РФ |
Публикация: | Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ, N 17, 29.04.1993, ст.ст.594 |
Публикация: | Российская газета, N 84, 04.05.1993 |
Редакции
- 05.02.2025
- 17.06.2024
- 07.05.2024
- 01.09.2023
- 03.02.2023
- 10.01.2022
- 22.06.2021
- 08.12.2020
- 01.01.2020
- 06.08.2019
- 27.01.2019
- 15.07.2016
- 04.07.2016
- 03.07.2016
- 10.01.2016
- 11.01.2015
- 03.01.2015
- 11.07.2014
- 18.06.2013
- 25.06.2012
- 20.12.2011
- 12.12.2011
- 29.06.2011
- 17.06.2011
- 27.04.2011
- 19.04.2011
- 01.03.2011
- 13.06.2010
- 11.01.2009
- 10.01.2009
- 09.12.2008
- 18.07.2008
- 08.12.2007
- 03.07.2007
- 01.01.2007
- 10.07.2006
- 06.05.2006
- 22.03.2005
- 01.01.2005
- 01.07.2004
- 01.07.2003
- 28.12.2002
- 01.07.2002
- 01.01.2001
- 09.11.2000
- 07.06.1999
- 07.08.1998
- 23.07.1997
- 10.12.1996
- 17.08.1994
- 29.04.1993
Государственная граница Российской Федерации (далее Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Статья 2. Принципы установления и изменения прохождения
Государственной границы, установления и поддержания
правоотношений на Государственной границе
Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению. Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей Государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на Государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами:обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;мирного разрешения пограничных вопросов.
Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации
(Статья в редакции, введенной в действие с 10 декабря 1996 года Федеральным законом от 29 ноября 1996 года № 148-ФЗ)
Законодательство о Государственной границе основывается на Конституции Российской Федерации, а также на международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации
РАЗДЕЛ II
УСТАНОВЛЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ
Статья 5. Установление и изменение прохождения Государственной границы
1. Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами
Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.Описание и порядок установки пограничных знаков определяются международными договорами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации.
Статья 7. Содержание и установление режима Государственной границы
Режим Государственной границы включает правила:содержания Государственной границы;пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных
Правилами содержания Государственной границы регулируется порядок установки, сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержания пограничных просек, проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения Государственной границы
Статья 9. Пересечение Государственной границы лицами и
транспортными средствами
Пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства
Российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водоемах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, Федеральными законами
Часть восьмая предыдущей редакции считается частью пятой настоящей редакции - Федеральный закон от 31 мая 1999 года № 105-ФЗ.
Судоходство на пограничных реках, озерах и иных водоемах с пересечением Государственной границы без захода в порты (на рейды) Российской Федерации и сопредельных государств регулируется договорами Российской Федерации с сопредельными государствами.
Части девятая - шестнадцатая предыдущей редакции считаются частями шестой - тринадцатой настоящей редакции - Федеральный закон от 31 мая 1999 года № 105-ФЗ.
Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, российские суда при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, при плавании в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов без захода в порты (на рейды) Российской Федерации обязаны выполнять следующие требования пограничных органов
(Часть в редакции, введенной в действие с 7 июня 1999 года Федеральным законом от 31 мая 1999 года № 105-ФЗ)
Судам, указанным в части шестой настоящей статьи, при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно запрещаются (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации):а) заход в порты (на рейды) Российской Федерации, не открытые Правительством Российской Федерации для захода иностранных судов;б) заход в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения, если о таких районах и зоне сообщено для всеобщего сведения;в) остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов, товаров, валюты, животных, спуск на воду или прием на борт любых плавучих средств, подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата, ведение промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без соответствующего на то разрешения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов в пределах их компетенции, либо с их разрешения, но с нарушением условий такого разрешения;г) другие действия, запрещенные законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 7 июня 1999 года Федеральным законом от 31 мая 1999 года № 105-ФЗ)
а) посадка в аэропортах, на аэродромах Российской Федерации, не открытых Правительством Российской Федерации для международных полетов;б) вылет из аэропортов, с аэродромов Российской Федерации, не открытых Правительством Российской Федерации для международных полетов. В отдельных случаях при выполнении специальных международных полетов вылет воздушных судов из Российской Федерации, а также их посадка после влета в Российскую Федерацию могут производиться в аэропортах, на аэродромах Российской Федерации, не открытых для международных полетов, только по разрешениям Федеральной аэронавигационной службы, согласованным с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и соответственно Министерством обороны Российской Федерации и Федеральным агентством воздушного транспорта
(Часть в редакции, введенной в действие с 7 июня 1999 года Федеральным законом от 31 мая 1999 года № 105-ФЗ)
несчастного случая;аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности иностранного судна (в том числе воздушного), иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях;сильного шторма, ледохода или ледовых условий, угрожающих безопасности иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях;буксировки поврежденного иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях;доставки спасенных людей;оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств.
(Часть в редакции, введенной в действие с 7 июня 1999 года Федеральным законом от 31 мая 1999 года № 105-ФЗ)
Порядок получения разрешения на неоднократное пересечение Государственной границы, пространственные и временные пределы действия разрешения, а также порядок осуществления контроля в отношении указанных в части четырнадцатой настоящей статьи российских рыбопромысловых судов устанавливаются Правительством Российской Федерации
Статья 10. Перемещение через Государственную границу грузов,
товаров и животных
Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных производится в местах и в порядке, установленных международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации.
(Статья дополнена с 17 августа 1994 года Федеральным законом от 10 августа 1994 года № 23-ФЗ)
Статья 11. Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и
животных через Государственную границу
Название дополнено с 17 августа 1994 года
Федеральным законом от 10 августа 1994 года № 23-ФЗ
Пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации
Содержание, средства и методы контроля, порядок его осуществления в пунктах пропуска через Государственную границу устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации
Статья 11.1. Сбор за пограничное оформление
Статья, дополнительно включенная с 10 декабря 1996 года Федеральным законом от 29 ноября 1996 года № 148-ФЗ,
изложенная в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года № 153-ФЗ,
утратила силу с 1 января 2001 года на основании Федерального закона от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ (с изменениями,
внесенными Федеральным законом от 24 марта 2001 года № 33-ФЗ)
Статья 12. Установление и открытие пунктов пропуска через Государственную границу
Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года
Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 266-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию
Пункты пропуска через Государственную границу устанавливаются международными договорами Российской Федерации или Правительством Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, согласованным с пограничными органами и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с учетом интересов сопредельных и других иностранных государств
Статья 13. Ведение хозяйственной, промысловой и иной
деятельности на Государственной границе
Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы и иным образом затрагивающая интересы Российской Федерации или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в том числе совместно, непосредственно на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации (в пределах пятикилометровой полосы местности), не должна
Статья 14. Разрешение инцидентов, связанных с нарушением режима
Государственной границы
Порядок разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной границы, отнесение их к компетенции пограничных представителей Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации или Министерства иностранных дел Российской Федерации определяются договорами Российской Федерации с сопредельными государствами о Государственной границе и ее режиме, иными международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, решениями Правительства Российской Федерации. Лица, воздушные суда, российские и иностранные морские, речные суда и военные корабли, другие транспортные средства, пересекшие Государственную границу в нарушение правил, установленных настоящим Законом, признаются нарушителями Государственной границы
Прибывшие в пункты пропуска через Государственную границу граждане Российской Федерации, утратившие в период пребывания за границей документы на право въезда на территорию Российской Федерации, оставляются в пунктах пропуска на время, необходимое для установления их личности, но не более 30 суток. Порядок и условия их пребывания в пунктах пропуска через Государственную границу определяются Правительством Российской Федерации
Для разрешения вопросов соблюдения режима Государственной границы, урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки Государственной границы руководителем Федеральной службы безопасности Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации назначаются пограничные представители Российской Федерации (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители)
В настоящей статье слово "полоса" в различных падежах заменено словом "зона" в соответствующих падежах с 17 августа 1994 года - Федеральный закон от 10 августа 1994 года № 23-ФЗ.
Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы и включает правила:1) в пограничной зоне:въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств;хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и на островах на указанных водоемах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности
(Часть в редакции, введенной в действие с 7 июня 1999 года Федеральным законом от 31 мая 1999 года № 105-ФЗ)
Части третья, четвертая, пятая, шестая, седьмая и восьмая предыдущей редакции считаются соответственно частями второй, третьей, четвертой, пятой, шестой и седьмой настоящей редакции - Федеральный закон от 31 мая 1999 года № 105-ФЗ.
Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в порядке, предусмотренных законом.Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки
Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельным государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона может не устанавливаться.Пределы пограничной зоны определяются и изменяются, предупреждающие знаки устанавливаются решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по представлениям старших должностных лиц пограничных органов на территориях субъектов Российской Федерации
Статья 17. Въезд (проход), временное пребывание, передвижение
лиц и транспортных средств в пограничной зоне
Въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств
Статья 18. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность,
проведение массовых общественно-политических,
культурных и других мероприятий в пограничной зоне
Особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, осуществляются на основании разрешения, а в остальной части пограничной зоны - с уведомлением пограничных органов
(В статье 18 слово "полоса" в различных падежах заменено словом "зона" в соответствующих падежах с 17 августа 1994 года - Федеральный закон от 10 августа 1994 года № 23-ФЗ)
Статья 19. Содержание и выпас скота у Государственной границы
В целях недопущения переноса заразных болезней через Государственную границу может быть запрещено или ограничено содержание и выпас скота в полосе местности (карантинной полосе) вдоль Государственной границы на суше. Карантинная полоса, ее ширина, порядок ее ограждения, ветеринарный режим на ней устанавливаются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации или по его поручению органами ветеринарного надзора субъектов Российской Федерации. При этом содержание и выпас скота в пограничной зоне осуществляются также в порядке, предусмотренном статьями 17 и 18 настоящего Закона
Статья 20. Учет, содержание и использование российских
маломерных судов (средств) и средств передвижения по льду
Название дополнено с 17 августа 1994 года
Федеральным законом от 10 августа 1994 года № 23-ФЗ
Российские маломерные самоходные и несамоходные (надводные и подводные) суда (средства) и средства передвижения по льду, используемые в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования. Может устанавливаться порядок выхода этих судов (средств) и средств из пунктов базирования и возвращения с уведомлением пограничных органов, ограничиваться время выхода, пребывания на воде (на льду), удаления от пунктов базирования и берегов
Статья 21. Ведение промысловой, исследовательской,
изыскательской и иной деятельности в
российской части вод пограничных рек, озер и
иных водоемов, во внутренних морских водах и
в территориальном море Российской Федерации
1. Промысловая, исследовательская, изыскательская и иная деятельность осуществляется в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.2. В целях охраны Государственной границы указанная в пункте 1 настоящей статьи деятельность осуществляется в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов с разрешения пограничных органов, а во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации - с уведомлением пограничных органов. При этом сообщаются сведения о местах, времени осуществления промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности, количестве участников, об используемых для этой цели промысловых и иных судах и о других средствах
(Статья в редакции, введенной в действие с 7 июня 1999 года Федеральным законом от 31 мая 1999 года № 105-ФЗ)
РАЗДЕЛ V
РЕЖИМ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ
Статья 22. Содержание и установление режима в пунктах пропуска
через Государственную границу
Режим в пунктах пропуска через Государственную границу включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля
Статья 23. Порядок въезда (выезда) лиц, транспортных средств,
ввоза (вывоза) грузов, товаров и животных в пунктах
пропуска через Государственную границу
Въезд в пункты пропуска через Государственную границу и выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных (озерных) портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с пограничными органами
Статья 24. Пребывание в пунктах пропуска через Государственную
границу лиц и транспортных средств
Места и продолжительность стоянок в пунктах пропуска через Государственную границу транспортных средств заграничного следования определяются администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных (озерных) портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с пограничными и таможенными органами
(Часть в редакции, введенной в действие с 10 декабря 1996 года Федеральным законом от 29 ноября 1996 года № 148-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года № 15-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 25. Заход, пребывание иностранных невоенных судов и
военных кораблей в портах (на рейдах) Российской Федерации
Статья исключена с 7 июня 1999 года - Федеральный закон от 31 мая 1999 года № 105-ФЗ
Статья 25.1. Хозяйственная и иная деятельность, осуществляемая
в пунктах пропуска через Государственную границу
Перечень видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через Государственную границу, устанавливается Правительством Российской Федерации
Статья 26. Дополнительные режимные правила в пунктах пропуска
через Государственную границу
В пунктах пропуска через Государственную границу определяются территории и помещения, где непосредственно осуществляются пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля. В местах осуществления пограничного и таможенного контроля вводятся дополнительные режимные ограничения, устанавливаемые в соответствии с правилами и в порядке, которые предусмотрены статьями 22, 23 и 24 настоящего Закона
РАЗДЕЛ VI
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ** ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ*
Статья 27. Полномочия органов государственной власти
Российской Федерации
Название в редакции, введенной в действие с 17 августа 1994 года
Федеральным законом от 10 августа 1994 года № 23-ФЗ
Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют в сфере защиты Государственной границы полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом
Статья 28. Полномочия федеральных органов исполнительной власти
Название в редакции, введенной в действие с 17 августа 1994 года
Федеральным законом от 10 августа 1994 года № 23-ФЗ
1. Министерство иностранных дел Российской Федерации: на основе решений органов государственной власти Российской Федерации ведет переговоры по установлению и закреплению Государственной границы, установлению режима Государственной границы, готовит необходимые документы и материалы
участвует в делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы, разработке нормативных правовых актов, устанавливающих режим Государственной границы;осуществляет по поручению Правительства Российской Федерации непосредственное руководство деятельностью пограничных представителей Российской Федерации;осуществляет добывание и обработку информации об угрозах безопасности Российской Федерации в интересах защиты и охраны Государственной границы, представление ее Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, информирование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном федеральными законами;обеспечивает собственную безопасность органов федеральной службы безопасности
совместно с федеральными органами государственной охраны участвует в обеспечении безопасности объектов государственной охраны на Государственной границе в пределах приграничной территории;во взаимодействии с Федеральной таможенной службой, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ разрабатывает и осуществляет меры по борьбе с контрабандой
(Пункт 1.1 дополнительно включен с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ)
организуют и проводят мероприятия по защите на Государственной границе экономических, экологических и иных интересов личности, общества и государства;издают в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации;
контролируют соблюдение предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями, гражданами требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию;создают контрольные органы (пункты) и организуют их работу
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 266-ФЗ)
обеспечивает участие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в защите Государственной границы в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом;обеспечивает участие органов внутренних дел в контроле за соблюдением пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
обеспечивает по представлениям пограничных органов временное ограничение или воспрещение доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной границы во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации или воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы
обеспечивает общественный порядок при проведении на Государственной границе и в приграничных районах Российской Федерации массовых мероприятий федерального или международного характера;обеспечивает правопорядок в приграничных районах при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения;участвует в правовом воспитании населения приграничных районов Российской Федерации, профилактике совместно с пограничными органами правонарушений на Государственной границе и в пунктах пропуска через нее
7. Служба внешней разведки Российской Федерации: во взаимодействии с Федеральной службой безопасности Российской Федерации осуществляет разведывательную деятельность в интересах защиты Государственной границы
(Пункт дополнительно включен с 10 декабря 1996 года Федеральным законом от 29 ноября 1996 года № 148-ФЗ)
Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъектов
Российской Федерации
Название в редакции, введенной в действие с 17 августа 1994 года
Федеральным законом от 10 августа 1994 года № 23-ФЗ
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации
РАЗДЕЛ VII
ПОЛНОМОЧИЯ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ, ВОЙСК
ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ, ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА,
ИНЫХ ВОЙСК И ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ
Название в редакции, введенной в действие с 10 декабря 1996 года
Федеральным законом от 29 ноября 1996 года № 148-ФЗ;
в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года
Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ;
в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года
Федеральным законом от 7 марта 2005 года № 15-ФЗ
Статья 30. Полномочия пограничных органов
Наименование в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года
Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ;
в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года
Федеральным законом от 7 марта 2005 года № 15-ФЗ
Пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях они
осуществляют контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, их идентификацию (сличение документов, удостоверяющих личность, с личностью предъявителя) и учет в пунктах пропуска через Государственную границу. Порядок такого учета и порядок взаимодействия органов пограничного контроля и органов иммиграционного контроля по вопросам учета иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации
4) осуществлять административное задержание лиц, совершивших нарушения режима Государственной границы, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Государственную границу, на срок до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения - до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания или на срок до десяти суток - с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность; подвергать задержанных личному досмотру, а также досматривать и при необходимости изымать находящиеся при них вещи, другие вещи, находящиеся в их собственности или владении, и документы. О каждом случае административного задержания, личного досмотра задержанного, досмотра и изъятия находившихся при нем вещей составляется протокол;
5) задерживать с санкции прокурора иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших незаконное пересечение Государственной границы, в отношении которых на основаниях, предусмотренных частью четвертой статьи 14 настоящего Закона, приняты решения о передаче их властям сопредельных государств или выдворении из пределов Российской Федерации либо приняты постановления об административном выдворении из пределов Российской Федерации, на время, необходимое для исполнения решения, постановления;6) содержать лиц, подвергнутых административному задержанию в помещениях пограничных органов, специально оборудованных для этих целей, лиц, задержанных в уголовно-процессуальном порядке по подозрению в совершении преступления, и подозреваемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, - в изоляторах временного содержания или в помещениях пограничных органов, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию, в необходимых случаях помещать таких лиц в следственные изоляторы, изоляторы временного содержания и другие специально оборудованные помещения органов внутренних дел
9) передавать таможенным органам, а в отсутствие таможенных органов задерживать обнаруженные пограничными органами при выполнении возложенных на них задач по защите Государственной границы в пределах приграничной территории перемещаемую через Государственную границу контрабанду и другие незаконно перемещаемые через Государственную границу товары, грузы и транспортные средства
14) запрашивать и получать безвозмездно от государственных органов, предприятий и их объединений, учреждений, организаций и общественных объединений информацию, необходимую для исполнения обязанностей, возложенных законом на пограничные органы, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения информации, а также получать и использовать дактилоскопическую информацию, содержащуюся в информационных массивах органов внутренних дел и федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации
17) привлекать к решению задач в сфере защиты Государственной границы в пределах приграничной территории на добровольных началах граждан в составе общественных объединений, в качестве внештатных сотрудников пограничных органов и в иных формах, а также поощрять граждан, отличившихся при защите Государственной границы
18) применять оружие, боевую технику, специальные средства, физическую силу и служебных собак в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Законом;19) во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов по отношению к российским и иностранным судам, кроме того
21) в соответствии с законодательством Российской Федерации налагать штраф за незаконный провоз лиц через Государственную границу.
(Примечание. Уплата штрафа не освобождает перевозчиков от обязанности возместить фактические расходы на отправку иностранных граждан или лиц без гражданства, доставленных в Российскую Федерацию без установленных для въезда документов, в пункт, где иностранные граждане или лица без гражданства начали свою поездку, или в любое другое место, куда им въезд разрешен, а также от фактических расходов на содержание и выдворение их за пределы территории Российской Федерации.)
(Подпункт дополнительно включен с 10 декабря 1996 года Федеральным законом от 29 ноября 1996 года № 148-ФЗ)
Войска противовоздушной обороны защищают Государственную границу в воздушном пространстве:осуществляют контроль за соблюдением правил пересечения Государственной границы;пресекают полеты и принимают меры к посадке на территории Российской Федерации воздушных судов, незаконно пересекших Государственную границу или нарушивших порядок использования воздушного пространства Российской Федерации; оказывают содействие воздушным судам, незаконно пересекшим Государственную границу в случаях форс-мажорных обстоятельств или непреднамеренных действий экипажей этих судов, посредством восстановления их ориентировки, вывода на аэродром посадки на территории Российской Федерации или за пределы воздушного пространства Российской Федерации.Войска противовоздушной обороны имеют право:1) использовать имеющиеся у них средства для опознавания воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации и воздушном пространстве за пределами территориального моря Российской Федерации до границ иностранных государств при возникновении угрозы незаконного пересечения или незаконном пересечении Государственной границы;2) в необходимых случаях привлекать в установленном Правительством Российской Федерации порядке силы и средства других видов Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных органов для выяснения обстановки в воздушном пространстве и принятия мер по предупреждению или прекращению незаконного пересечения Государственной границы в воздушном пространстве;3) полностью запрещать или ограничивать полеты воздушных судов в отдельных районах воздушного пространства Российской Федерации при возникновении угрозы незаконного пересечения или незаконном пересечении Государственной границы в воздушном пространстве
5) применять боевую технику и оружие в соответствии с настоящим Законом.
Военно-Морской Флот осуществляет защиту Государственной границы в подводной среде.Силы Военно-Морского Флота в своих зонах ответственности по поддержанию оперативного режима на военно-морских театрах:контролируют пересечение Государственной границы;осуществляют противолодочную, в том числе подводно-диверсионную, оборону в интересах безопасности Российской Федерации;при обнаружении подводных объектов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, а также за их пределами (в случае возникновения угрозы незаконного пересечения этими объектами Государственной границы) в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в военной области принимают меры по прекращению или предупреждению действий обнаруженных объектов
Статья 33. Участие Вооруженных Сил Российской Федерации,
внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации,
иных войск и воинских формирований Российской Федерации в защите
Государственной границы пограничными органами
Наименование в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года
Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ;
в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года
Федеральным законом от 7 марта 2005 года № 15-ФЗ
Защита Государственной границы на отдельных участках на суше, морском побережье, берегах пограничных рек, озер и иных водоемов в части воспрещения незаконного пересечения границы в местах дислокации военных объектов, гарнизонов Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, иных войск и воинских формирований Российской Федерации, закрытых для прохода (проезда) посторонних лиц, транспортных средств, возлагается на командование указанных военных объектов, гарнизонов. Такие участки определяются совместно начальниками региональных пограничных управлений по федеральным округам, начальниками пограничных управлений по субъектам Российской Федерации (по направлениям) и командующими войсками военных округов, флотами, флотилиями, войсками оперативно-территориальных объединений внутренних войск, командующими (начальниками) иных войск и воинских формирований и закрепляются соответствующими документами
Пограничные органы, Войска противовоздушной обороны, Военно-Морской Флот
Пограничные органы, Войска противовоздушной обороны и силы Военно-Морского Флота, осуществляя защиту Государственной границы в пределах приграничной территории, применяют оружие и боевую технику для отражения вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, предотвращения попыток угона за границу воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств без пассажиров
Военнослужащие имеют право использовать оружие для обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью военнослужащих и других граждан, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.Запрещается применять оружие и боевую технику в отношении женщин и несовершеннолетних, за исключением случаев вооруженного нападения с их стороны или оказания ими вооруженного сопротивления либо угрожающего жизни группового нападения; по воздушным, морским, речным судам и другим транспортным средствам с пассажирами; в отношении лиц, которые незаконно пересекли или покушаются на пересечение Государственной границы, если это происходит явно случайно или в связи с несчастным случаем, воздействием неодолимых сил природы.Порядок применения оружия и боевой техники определяется Правительством Российской Федерации. Военнослужащие других видов Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований Российской Федерации, привлекаемые к защите Государственной границы, могут применять оружие и боевую технику в соответствии с требованиями настоящей статьи.
При выполнении обязанностей по защите Государственной границы в пределах приграничной территории, а также по обеспечению собственной безопасности пограничных органов военнослужащие применяют специальные средства (наручники или подручные средства для связывания, резиновые палки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для принудительной остановки транспорта), физическую силу, включая боевые приемы борьбы, и служебных собак в соответствии с частью третьей статьи 12 и частями четвертой и пятой статьи 14 Закона Российской Федерации "О милиции". Полный перечень специальных средств, состоящих на вооружении пограничных органов, основания и правила их применения военнослужащими пограничных органов, а также военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации при защите Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации
РАЗДЕЛ VIII
УЧАСТИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПРЕДПРИЯТИЙ
И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ И ГРАЖДАН В ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ
Статья 37. Полномочия органов местного самоуправления,
предприятий и их объединений, учреждений, организаций,
общественных объединений Российской Федерации
в сфере защиты Государственной границы
Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации, организации (независимо от форм собственности) и их объединения, общественные объединения и их должностные лица:предоставляют в соответствии с законодательством Российской Федерации земельные участки для нужд защиты Государственной границы, осуществляют контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды;оказывают помощь пограничным органам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-Морскому Флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ)
Граждане участвуют на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории в составе общественных объединений, добровольных народных дружин, в качестве внештатных сотрудников пограничных органов и в иных формах. Порядок привлечения граждан к защите Государственной границы в пределах приграничной территории определяется Правительством Российской Федерации
РАЗДЕЛ IX
ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ДРУГИХ
ГРАЖДАН, УЧАСТВУЮЩИХ В ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ
Наименование раздела в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ
Статья 39. Правовая защита военнослужащих, участвующих в защите
Государственной границы, и членов их семей
Военнослужащие, непосредственно участвующие в защите Государственной границы, наделяются статусом военнослужащих, выполняющих специальные обязанности, установленным Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих". Они являются представителями федеральной исполнительной власти и находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Никто, кроме лиц, специально уполномоченных на то федеральным законом, не вправе вмешиваться в их деятельность
Статья 40. Правовая защита граждан, участвующих в защите
Государственной границы, и членов их семей
Противоправные действия в отношении граждан и членов их семей в связи с оказанием гражданами содействия пограничным органам в защите Государственной границы влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации
Статья 41. Социальная поддержка военнослужащих и других граждан,
участвующих в защите Государственной границы
Наименование раздела в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ
Социальная поддержка военнослужащих и других граждан, непосредственно участвующих в защите Государственной границы, гарантируется законодательством Российской Федерации
Статья 42. Установление дополнительных гарантий и компенсаций
военнослужащим и другим гражданам, участвующим в
защите Государственной границы
Статья утратила силу с 1 января 2005 года -
Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ
РАЗДЕЛ Х
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ
Статья 43. Ответственность за правонарушения на Государственной границе
Лица, виновные в нарушении правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу, несут уголовную или административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации
РАЗДЕЛ XI
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ
Статья 44. Финансовое обеспечение защиты Государственной границы
Обеспечение защиты Государственной границы является расходным обязательством Российской Федерации
Статья 45. Материально-техническое обеспечение защиты
Государственной границы
Материально-техническое обеспечение защиты Государственной границы осуществляется из государственных материально-технических и других фондов Российской Федерации
Текст постановления Верховного Совета Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4732-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" см. по ссылке.