Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1
Номер документа: | 5473-1 |
Дата редакции: | 5 марта 2004 |
Дата принятия: | 21 июля 1993 |
Вид документа: | ЗАКОН |
Принявший орган: | ВС РФ |
Публикация: | Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ N 33, 19.08.93, ст.1316 |
Редакции
- 09.06.2024
- 25.12.2023
- 15.08.2023
- 29.12.2022
- 28.12.2022
- 09.12.2022
- 30.12.2021
- 06.06.2021
- 16.04.2021
- 08.01.2020
- 13.12.2019
- 01.09.2019
- 06.02.2019
- 01.08.2018
- 09.01.2017
- 01.01.2016
- 02.05.2015
- 18.04.2015
- 13.04.2014
- 25.11.2013
- 03.11.2013
- 01.09.2013
- 08.04.2013
- 01.01.2013
- 14.04.2012
- 16.12.2011
- 09.11.2011
- 01.03.2011
- 21.11.2010
- 07.08.2010
- 18.04.2010
- 08.12.2009
- 11.10.2009
- 17.03.2009
- 11.01.2009
- 10.01.2009
- 04.07.2007
- 20.06.2007
- 19.02.2007
- 01.01.2005
- 01.07.2004
- 22.03.2004
- 11.12.2003
- 14.03.2001
- 22.06.2000
- 29.07.1998
- 20.06.1996
- 19.08.1993
Федеральным законом от 15 июня 1996 года № 73-ФЗ (Российская газета, № 115, 20.06.96);
Федеральным законом от 13 апреля 1998 года № 61-ФЗ (Российская газета, № 74, 16.04.98);
Федеральным законом от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ (Российская газета, № 142, 29.07.98);
Федеральным законом от 20 июня 2000 года № 83-ФЗ (Российская газета, № 119, 22.06.2000);
Федеральным законом от 9 марта 2001 года № 25-ФЗ (Российская газета, № 52, 14.03.2001);
Федеральным законом от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ (Парламентская газета, № 246-247, 28.12.2002, № 248-249, 31.12.2002, № 3, 9.01.2003);
Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 161-ФЗ (Парламентская газета, № 231, 11.12.2003) (о порядке вступления в силу см. статью 10 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 161-ФЗ);
Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 186-ФЗ (Парламентская газета, № 239, 27.12.2003, Парламентская газета, № 240-241, 30.12.2003, Парламентская газета, № 242-243, 31.12.2003, Парламентская газета, № 1, 06.01.2004);
Федеральным законом от 5 марта 2004 года № 6-ФЗ (Российская газета, № 48, 11.03.2004).
В тексте настоящего Закона на основании Федерального закона от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ:
слова "республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга" заменены словами "субъектов Российской Федерации";
слова "центральные органы управления уголовно-исполнительной системы" в соответствующих падежах заменены словами "центральный орган уголовно-исполнительной системы" в соответствующих падежах;
слова "территориальные органы управления уголовно-исполнительной системы" в соответствующих падежах заменены словами "территориальные органы уголовно-исполнительной системы" в соответствующих падежах;
слова "Министерство внутренних дел Российской Федерации" в соответствующих падежах заменены словами "Министерство юстиции Российской Федерации" в соответствующих падежах;
слова "Совета Министров" - исключены.
- См. предыдущую редакцию.
Настоящий Закон определяет основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему.
Статья 1. Принципы деятельности уголовно-исполнительной системы
Деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.Интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.
Задачами уголовно-исполнительной системы являются:1) исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания;2) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее учреждения, исполняющие наказания), безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений;3) привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения;4) обеспечение охраны здоровья осужденных;5) содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;6) конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым маршрутам
Статья 3. Правовая основа деятельности уголовно-исполнительной системы
Правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации и центрального органа уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации
Статья 4. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления
Наименование в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года
Федеральным законом от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий
Глава II. Организация уголовно-исполнительной системы и обеспечение ее деятельности
Уголовно-исполнительная система Министерства юстиции Российской Федерации включает в себя
Статья 5.1. Использование учреждений, исполняющих наказания, для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых
На территориях учреждений, исполняющих наказания, могут оборудоваться специальные помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов, для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу. Перечень таких учреждений утверждается министром юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 20 июня 1996 года Федеральным законом от 15 июня 1996 года № 73-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Виды учреждений, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами
Статья 7. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы
Территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются Министерством юстиции Российской Федерации на территориях субъектов Российской Федерации.Руководство учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности может осуществляться территориальными органами уголовно-исполнительной системы, созданными без учета административно-территориального деления, по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены указанные учреждения, и находящимися в непосредственном подчинении центрального органа уголовно-исполнительной системы.Структура и штаты территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также положения о них утверждаются центральным органом уголовно-исполнительной системы. Перечни должностей, замещаемых лицами, имеющими специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, утверждаются министром юстиции Российской Федерации
Центральный орган уголовно-исполнительной системы является самостоятельным структурным подразделением Министерства юстиции Российской Федерации, обеспечивающим организацию исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы.Структура и штаты центрального органа уголовно-исполнительной системы в пределах выделенной Правительством Российской Федерации численности, а также положение о нем утверждаются министром юстиции Российской Федерации.Центральный орган уголовно-исполнительной системы является юридическим лицом и в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона, владеет, распоряжается и пользуется имуществом уголовно-исполнительной системы.Центральный орган уголовно-исполнительной системы создает, реорганизует и ликвидирует предприятия учреждений, исполняющих наказания, а также предназначенные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы предприятия, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.В интересах развития социальной сферы уголовно-исполнительной системы, а также привлечения осужденных к труду центральный орган уголовно-исполнительной системы имеет право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, акционера или вкладчика, а также в управлении ими.
(Статья в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Финансирование уголовно-исполнительной системы осуществляется целевым назначением с указанием отдельной строкой в федеральном бюджете на основе нормативов, утвержденных Правительством Российской Федерации
Статья 10. Предоставление льгот уголовно-исполнительной системе
Учреждения, исполняющие наказания, и предприятия учреждений, исполняющих наказания, пользуются налоговыми льготами в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. Предприятия любых организационно-правовых форм, использующие труд осужденных или размещающие производственные заказы в учреждениях, исполняющих наказания, и на предприятиях учреждений, исполняющих наказания, пользуются льготами, предусмотренными для указанных учреждений и предприятий в части налогообложения прибыли, полученной в результате труда осужденных.Для создания условий, обеспечивающих привлечение осужденных к труду, Правительство Российской Федерации обязано размещать заказы на определенные виды продукции, работ и услуг для удовлетворения государственных потребностей на предприятиях учреждений, исполняющих наказания, и собственном производстве учреждений, исполняющих наказания
Имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется центральному органу уголовно-исполнительной системы, который принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества.Имущество учреждений, исполняющих наказания, предприятий учреждений, исполняющих наказания, территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения либо передается им в оперативное управление центральным органом уголовно-исполнительной системы.Учреждения, исполняющие наказания, и территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право использовать имущество, закрепленное за ними на праве полного хозяйственного ведения, для осуществления любой предпринимательской деятельности, не запрещенной законом, в порядке, устанавливаемом центральным органом уголовно-исполнительной системы.Обращение взыскания на имущество учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы не допускается. Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также центральный орган уголовно-исполнительной системы в пределах денежных средств, находящихся на счетах специальных внебюджетных фондов.Здания и сооружения всех видов собственности, расположенные на территориях учреждений, исполняющих наказания, и предприятий учреждений, исполняющих наказания, используются для выполнения задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. При нежелании собственников использовать указанные объекты в этих целях они передаются учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, безвозмездно, если эти объекты находятся в федеральной собственности, и с компенсацией их остаточной стоимости, если они относятся к другим видам собственности.
Статья 12. Обеспечение безопасности объектов уголовно-исполнительной системы
Охрана объектов уголовно-исполнительной системы, предназначенных для содержания и труда осужденных, и других объектов уголовно-исполнительной системы осуществляется специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы, создаваемыми для этих целей при учреждениях, исполняющих наказания
Статья 12.1. Обязанности федеральных органов исполнительной власти по содействию специальным подразделениям уголовно-исполнительной системы по конвоированию в выполнении возложенных на них задач
Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся пути сообщения, а также информация и связь, предоставляют на арендной основе специальным подразделениям уголовно-исполнительной системы по конвоированию, выполняющим задачи, возложенные на них настоящим Законом, линии, каналы и средства связи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся пути сообщения, предоставляют в аренду учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, специальные вагоны для перевозки осужденных и лиц, заключенных под стражу, выделяют на железнодорожных станциях оборудованные места для отстоя специальных вагонов, а также места посадки в них и высадки из них осужденных и лиц, заключенных под стражу.Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находится транспорт, оказывают содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в предоставлении им соответственно плавучих средств (судов) и воздушных судов для перевозки осужденных и лиц, заключенных под стражу.Федеральные органы исполнительной власти предоставляют бесплатно специальным подразделениям уголовно-исполнительной системы по конвоированию, выполняющим возложенные на них задачи в условиях чрезвычайного положения и других чрезвычайных обстоятельств, линии, каналы и средства связи.
(Статья дополнительно включена с 22 июня 2000 года Федеральным законом от 20 июня 2000 года № 83-ФЗ)
Глава III. Основы организации деятельности учреждений, исполняющих наказания
Учреждения, исполняющие наказания, обязаны:1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
Учреждениям, исполняющим наказания, предоставляются следующие права:1) осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним;2) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность;3) требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания;4) применять по отношению к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения;5) составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях меры;6) производить досмотр и обыск осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях учреждений, исполняющих наказания, предприятий учреждений, исполняющих наказания, и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы;7) осуществлять регистрацию осужденных, а также их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку и дактилоскопирование;8) при проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов;9) проводить медицинское освидетельствование осужденных с целью выявления фактов употребления алкоголя, наркотических или токсических веществ, назначать медицинское обследование осужденных;10) использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для розыска осужденных, совершивших побег;11) производить в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;12) применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, установленных настоящим Законом;13) временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, территориях, на которых установлены режимные требования, не допускать граждан на эти территории или обязывать их там остаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения режимных требований, защиты жизни и здоровья граждан;
14) в установленном законодательством Российской Федерации порядке вводить режим особых условий;15) привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности;16) осуществлять предпринимательскую и иные виды деятельности для обеспечения жизнедеятельности учреждений, исполняющих наказания, и привлечения осужденных к труду;17) участвовать в создании и деятельности предприятий любых организационно-правовых форм, а также участвовать на правах учредителя, акционера или вкладчика в управлении ими в интересах развития своей социальной сферы, привлечения осужденных к труду;18) владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ними имуществом в пределах установленной компетенции;19) принимать во владение и пользование от учреждений, организаций и предприятий любых организационно-правовых форм, а также граждан материально-технические ресурсы, финансовые средства и имущество;20) обращаться в суд за защитой своих законных прав и интересов.
Статья 14.1. Права специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию
Специальным подразделениям уголовно-исполнительной системы по конвоированию при выполнении возложенных на них задач предоставляются следующие права:1) осуществлять контроль за соблюдением предусмотренного законодательством Российской Федерации порядка конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу;2) требовать от осужденных и лиц, заключенных под стражу, исполнения ими обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;3) применять к осужденным и лицам, заключенным под стражу, допустившим правонарушения, меры воздействия и принуждения, предусмотренные законодательством Российской Федерации;4) составлять протоколы о нарушении осужденными и лицами, заключенными под стражу, обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для решения вопроса о применении мер взыскания и принуждения к указанным лицам;5) производить обыск осужденных и лиц, заключенных под стражу, досмотр их вещей, а также изымать у указанных лиц запрещенные предметы;6) осуществлять досмотр транспортных средств и проверку документов граждан при розыске осужденных и лиц, заключенных под стражу, совершивших побег, в местах, где возможно их появление;7) применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Законом.На сотрудников специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию при проведении ими розыскных мероприятий распространяются права и гарантии правовой и социальной защиты, а также возлагаются обязанности и ответственность, предусмотренные настоящим Законом.
(Статья дополнительно включена с 22 июня 2000 года Федеральным законом от 20 июня 2000 года № 83-ФЗ)
Статья 15. Исполнение уголовных наказаний в учреждениях, исполняющих наказания
Учреждения, исполняющие наказания, руководствуются законодательством Российской Федерации, регулирующим исполнение уголовных наказаний. Организация деятельности учреждений, исполняющих наказания, по привлечению осужденных к труду определяется настоящим Законом.Осужденные, не имеющие заработка, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, за счет федерального бюджета. За счет заработанных средств осужденные и заключенные могут быть обеспечены дополнительным питанием и им могут быть улучшены условия содержания. Порядок предоставления указанных льгот устанавливается центральным органом уголовно-исполнительной системы
Статья 16. Общее и профессиональное образование, профессиональное обучение осужденных
Общее и профессиональное образование, а также профессиональное обучение осужденных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.Образовательные учреждения в уголовно-исполнительной системе создаются, реорганизуются и ликвидируются по согласованию с центральным органом уголовно-исполнительной системы.Должностные оклады работникам государственных образовательных учреждений, созданных в уголовно-исполнительной системе, повышаются за особые условия труда в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.Работники государственных и других образовательных учреждений, осуществляющие свою деятельность в уголовно-исполнительной системе, обязаны соблюдать режимные требования, установленные в учреждениях, исполняющих наказания, и содействовать их персоналу в соблюдении осужденными правил внутреннего распорядка.
Учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду:1) на собственных производствах учреждений, исполняющих наказания;2) на предприятиях учреждений, исполняющих наказания;3) на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их;4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов;5) в форме предпринимательской деятельности.
Статья 18. Собственные производства учреждений, исполняющих наказания
Собственные производства учреждений, исполняющих наказания, представляют инициативную самостоятельную производственную деятельность, осуществляемую на свой риск и под установленную настоящим Законом ответственность.При осуществлении собственной производственной деятельности учреждения, исполняющие наказания, обязаны:1) обеспечивать работающим условия труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами центрального органа уголовно-исполнительной системы;2) выполнять обязательства по заключенным ими договорам;3) нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение договорных обязательств, прав собственности других субъектов хозяйственной деятельности, загрязнение окружающей природной среды, несоблюдение безопасных условий труда, невыполнение санитарно-гигиенических норм и требований по защите жизни и здоровья граждан;4) вести бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;5) предоставлять органам государственной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложена проверка производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, информацию, входящую в их компетенцию
5) утверждать штаты рабочих и служащих, занятых в собственной производственной деятельности этих учреждений, а также принимать их на работу и увольнять с работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и ведомственными нормативными актами;
6) распоряжаться выпускаемой продукцией, за исключением продукции, изготовленной по заказу для государственных нужд, и всей полученной прибылью, оставшейся после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты и отчислений в специальные внебюджетные фонды, создаваемые центральным и территориальными органами уголовно-исполнительной системы
Предприятия учреждений, исполняющих наказания, предназначены для привлечения осужденных к труду и обучения их общественно значимым профессиям и создаются при одном учреждении, исполняющем наказания, или объединении учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности как структурные подразделения этих учреждения или объединения учреждений.Учредителем предприятий учреждений, исполняющих наказания, является центральный орган уголовно-исполнительной системы, который утверждает их уставы, разработанные учреждениями, исполняющими наказания, или объединениями учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, и закрепляет за предприятиями учреждений, исполняющих наказания, федеральное имущество
4) предприятия учреждений, исполняющих наказания, производят обязательные отчисления из прибыли в специальные внебюджетные фонды, создаваемые центральным и территориальными органами уголовно-исполнительной системы для оказания финансовой помощи отдельным учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, и финансирования программ развития уголовно-исполнительной системы
5) предприятия учреждений, исполняющих наказания, самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных;
6) на предприятия учреждений, исполняющих наказания, не распространяется действие антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Статья 20. Особенности участия учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы в деятельности предприятий смешанной формы собственности
Решение об участии учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы в деятельности предприятий смешанной формы собственности принимает центральный орган уголовно-исполнительной системы на основании экспертизы технико-экономического обоснования такого участия и учредительных документов предприятий.Денежные средства, необходимые для участия учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы на правах учредителя, акционера или вкладчика в деятельности предприятий смешанной формы собственности, для покупки акций, паев, долей участия этих предприятий, выделяются им из специальных внебюджетных фондов.Участие учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы в управлении предприятиями смешанной формы собственности осуществляется посредством назначения их представителя в состав совета директоров (за исключением должностей исполнительных директоров).Центральные органы уголовно-исполнительной системы пользуются правами учредителей при осуществлении контроля за деятельностью предприятий, созданных при долевом участии учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы.
Статья 21. Особенности привлечения осужденных к труду на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, не входящих в уголовно-исполнительную систему,
расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания и вне их
Привлечение осужденных к труду на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, не входящих в уголовно-исполнительную систему, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их, осуществляется на основании договоров (контрактов), заключаемых руководством учреждений, исполняющих наказания, и предприятий. Договор (контракт) разрабатывается с учетом рекомендаций центрального органа уголовно-исполнительной системы. В нем обязательно предусматриваются:1) количество осужденных, выводимых на эти объекты;2) заработная плата, а также средства для выплаты осужденным необходимых пособий;3) специальная изоляция рабочих мест, на которых будут работать осужденные, от остальных объектов предприятий;4) имущественные отношения между учреждениями, исполняющими наказания, и предприятиями;5) обеспечение безопасных условий труда работающим осужденным, соблюдение правил и норм техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Статья 22. Особенности выполнения работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов
Штаты работников, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, утверждают начальники учреждений, исполняющих наказания, в пределах выделяемых из федерального бюджета средств и на основании нормативов, утвержденных центральным органом уголовно-исполнительной системы
Статья 23. Особенности предпринимательской деятельности осужденных
Осужденные с разрешения начальника учреждения, исполняющего наказания, могут заниматься предпринимательской деятельностью в форме индивидуальной трудовой деятельности и путем создания общества с ограниченной ответственностью при соблюдении следующих условий
Глава IV. Права и обязанности работников уголовно-исполнительной системы
К работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно исполнительной системы (далее сотрудники уголовно-исполнительной системы), рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, центрального и территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему
Статья 24.1. Гарантии сотрудникам уголовно-исполнительной системы, избранным (назначенным) в законодательные (представительные) или исполнительные органы государственной власти либо органы местного самоуправления
Сотрудники уголовно-исполнительной системы, избранные (назначенные) членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избранные депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), депутатами представительных органов местного самоуправления или выборными должностными лицами органов местного самоуправления, на период осуществления указанных полномочий приостанавливают службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.После прекращения указанных полномочий сотрудникам уголовно-исполнительной системы предоставляется ранее занимаемая должность или с их согласия другая равноценная должность по прежнему либо иному месту службы.Период осуществления указанных полномочий сотрудникам уголовно-исполнительной системы засчитывается в календарном исчислении в общий трудовой стаж, а также в выслугу лет, дающую право на присвоение очередного специального звания, дополнительный отпуск, назначение пенсии за выслугу лет, процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания.
(Статья дополнительно включена с 22 марта 2004 года Федеральным законом от 5 марта 2004 года № 6-ФЗ)
Статья 25. Трудовые коллективы предприятий, учреждений, исполняющих наказания
Трудовые коллективы предприятий учреждений, исполняющих наказания, составляют осужденные, участвующие своим трудом в деятельности этих предприятий, и персонал.На трудовые коллективы предприятий учреждений, исполняющих наказания, распространяются права трудовых коллективов, предусмотренные законодательством Российской Федерации, за исключением прав:1) рассматривать и утверждать совместно с учредителями изменения и дополнения, вносимые в уставы предприятий;2) определять совместно с учредителями предприятий условия контракта при найме руководителей;3) принимать решения о выделении из состава предприятий одного или нескольких структурных подразделений для создания новых предприятий;4) принимать решения о создании товариществ для перехода на аренду и выкупа предприятий.
Статья 26. Обязанности и права сотрудников уголовно-исполнительной системы
Сотрудники уголовно-исполнительной системы исполняют свои обязанности и пользуются в пределах их компетенции правами, предоставленными учреждениям либо органам, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, которые предусмотрены настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.Сотрудники уголовно-исполнительной системы на территории Российской Федерации независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени суток обязаны в случае непосредственного обнаружения событий, угрожающих личной или общественной безопасности, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении этих правонарушений и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел Российской Федерации.
Статья 27. Награждение почетным знаком "За отличие в службе"
Сотрудники уголовно-исполнительной системы, отличившиеся при исполнении служебных обязанностей, награждаются почетным знаком "За отличие в службе".Положение о почетном знаке "За отличие в службе" утверждается министром юстиции Российской Федерации
Глава V. Применение физической силы, специальных средств и оружия
Статья 28. Общие требования к применению физической силы, специальных средств и оружия
Сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют физическую силу, специальные средства и оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном настоящим Законом и другими законами.Сотрудники следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы могут применять физическую силу, специальные средства, газовое и огнестрельное оружие в порядке и в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации
Части вторая-шестая предыдущей редакции с 20 июня 1996 года считаются соответственно частями третьей-седьмой настоящей редакции - Федеральный закон от 15 июня 1996 года № 73-ФЗ.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.При применении физической силы, специальных средств и оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны:1) предупредить о намерении их использования, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала и иных лиц, а также осужденных и заключенных, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным
Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для задержания осужденных, пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осужденными или иными лицами, если ненасильственным способом не обеспечивается выполнение их законных требований.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют специальные средства в следующих случаях:1) для отражения нападения на работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, заключенных и других граждан
Виды специальных средств и газового оружия, а также интенсивность их применения определяются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Применение специальных средств и газового оружия должно сводиться к минимальному причинению вреда осужденным, заключенным и иным лицам.
Запрещается применять специальные средства и газовое оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.
Порядок ношения оружия на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов и предприятий учреждений, исполняющих наказания, устанавливается территориальными органами уголовно-исполнительной системы. Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять огнестрельное оружие:1) для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан;2) для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, заключенных и иных лиц, а также для отражения нападения с целью завладения оружием
2) при побеге осужденных и заключенных из мест лишения свободы, предварительного заключения или из-под стражи с оружием, при помощи транспортных средств либо из транспортного средства во время движения;
3) при попытке осужденного или заключенного, а также иного лица приблизиться к сотруднику уголовно-исполнительной системы с обнаженным огнестрельным или холодным оружием либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное сотрудником уголовно-исполнительной системы расстояние, а также при попытке прикоснуться к его огнестрельному оружию.При применении огнестрельного оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности граждан, а также для оказания пострадавшим медицинской помощи.Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы в течение 24 часов с момента его применения обязаны доложить непосредственному начальнику
Глава VI. Правовая и социальная защита работников уголовно-исполнительной системы
Статья 32. Правовая защита персонала учреждений, исполняющих наказания, и членов их семей
Персонал, а также члены семей персонала находятся под защитой государства. Неприкосновенность личности, честь и достоинство персонала охраняются законом. Законные требования персонала обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами. Неисполнение законных требований персонала, а также действия должностных лиц и граждан, препятствующие исполнению персоналом своих обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке.Никто, кроме государственных органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то настоящим Законом, не вправе вмешиваться в служебную деятельность персонала.
Статья 33. Гарантии личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей
Личная безопасность сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей гарантируется законодательством Российской Федерации.В интересах обеспечения личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей не допускается обнародование в средствах массовой информации сведений о месте жительства сотрудников уголовно-исполнительной системы.Сведения о прохождении службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы могут предоставляться только с разрешения начальников учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.Центральный орган управления уголовно-исполнительной системы обязан обеспечивать сотрудников уголовно-исполнительной системы оружием и специальными средствами индивидуальной защиты для постоянного ношения и хранения по нормам, установленным Правительством Российской Федерации
Статья 34. Государственное страхование и возмещение ущерба в случае смерти (гибели) или увечья рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов
На рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов распространяется порядок государственного страхования и возмещения ущерба в случае их смерти (гибели) или увечья, предусмотренный для сотрудников уголовно-исполнительной системы законодательством Российской Федерации.
Статья 35. Обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы жилой площадью
Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти в течение трех лет, по установленным законодательством нормам. До предоставления жилой площади в установленный срок они обеспечиваются общежитием либо им выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) временного жилого помещения в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья, но не превышающем должностной оклад нанимателя.Уголовно-исполнительная система может иметь ведомственный жилой фонд, формируемый в установленном Правительством Российской Федерации порядке.Сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и проживающим в жилых помещениях, не имеющих центрального отопления, оплачивается за счет учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению в этих районах и местностях.Сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности не менее 10 лет и уволенные из органов внутренних дел Российской Федерации по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или сокращению штатов, а также члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для постановки на квартирный учет в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.При невозможности предоставить им жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и членов их семей в жилых помещениях или выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) временного жилого помещения в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья. С согласия граждан, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, органами местного самоуправления им могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации
Должностные оклады персонала увеличиваются:1) в зависимости от вида учреждения, исполняющего наказания, характера и сложности выполняемой работы - в размере от 15 до 20 процентов, а в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности - до 50 процентов по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению центрального органа уголовно-исполнительной системы;2) за работу в учреждениях, исполняющих наказания, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных, устанавливается надбавка к должностным окладам в размере 25 процентов, а для содержания осужденных с пожизненным сроком - в размере 30 процентов;3) в случае увеличения численности осужденных и заключенных сверх лимита, установленного Правительством Российской Федерации для данного вида учреждений, исполняющих наказания, с соответствующим режимом или следственного изолятора, в размере одного процента за каждый процент превышения их численности.
Действие пункта 3 части первой статьи 36 приостановлено:
с 1 января по 31 декабря 2003 года - Федеральный закон от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год";
с 1 января по 31 декабря 2004 года - Федеральный закон от 23 декабря 2003 года № 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год".
Рабочим и служащим учреждений, исполняющих наказания, занятым на работах с осужденными, по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, пенсия устанавливается:1) мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 15 лет - на работах с осужденными;2) женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет - на работах с осужденными.Сотрудникам уголовно-исполнительной системы устанавливается льготный зачет выслуги лет для назначения пенсии: два дня службы - за три, а в учреждениях, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных и осужденных с пожизненным сроком, - один день службы за два при сохранении за ними ранее установленных льгот
Сотрудники, уволенные из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с правом выхода на пенсию и имеющие выслугу 20 лет и более (в льготном исчислении), а также члены их семей имеют право на бесплатный проезд на лечение по заключению военно-врачебной комиссии в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год)
Сотрудники уголовно-исполнительной системы на всей территории Российской Федерации бесплатно пользуются всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а также попутным транспортом - в сельской местности.Сотрудники уголовно-исполнительной системы, направленные в командировку, пользуются правом на приобретение вне очереди проездных документов на все виды транспорта и на размещение в гостинице по командировочному удостоверению.Сотрудникам уголовно-исполнительной системы устанавливаются квартирные телефоны в течение года со дня подачи заявления.Сотрудникам уголовно-исполнительной системы при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или сокращению штатов выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности службы:менее 10 лет - в размере 5 окладов денежного содержания;от 10 до 15 лет - в размере 10 окладов денежного содержания;от 15 до 20 лет - в размере 15 окладов денежного содержания;свыше 20 лет - в размере 20 окладов денежного содержания.
(Часть в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Статья 37. Социально-бытовое обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы
Сотрудники учреждений, исполняющих наказания, имеют право на получение из средств центрального органа уголовно-исполнительной системы выплат на первоначальное обзаведение хозяйством в виде беспроцентной ссуды в размере до 12 окладов денежного содержания на срок до трех лет в случае:1) назначения на должность после окончания учебного заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации
Глава VII. Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы
Статья 38. Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы
Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы осуществляют:1)
5) члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутаты законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, уполномоченные на то Государственной Думой или законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации;6) Генеральный прокурор Российской Федерации, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением наказаний на данной территории;7) главы органов местного самоуправления в пределах соответствующих территорий.8) члены общественных наблюдательных комиссий, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации
(Часть четвертая в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Иные лица посещают учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы по специальному разрешению руководства этих учреждений и следственных изоляторов или территориальных органов уголовно-исполнительной системы в порядке, установленном центральным органом уголовно-исполнительной системы
Текст постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5474-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" см. по ссылке.