Земельный кодекс РФ
Номер документа: | 136-ФЗ |
Дата редакции: | 28 декабря 2024 |
Дата принятия: | 25 октября 2001 |
Вид документа: | КОДЕКС |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания, N 31, 01.11.2001 |
Публикация: | Деловое приложение к газете "Российская торговля", N 23, декабрь 2001 года |
Публикация: | Парламентская газета, N 204-205, 30.10.2001 |
Публикация: | Российская газета, N 211-212, 30.10.2001 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 44, 29.10.2001, ст.ст.4147, 4148 |
В настоящий документ вносятся изменения на основании: Федерального закона от 28.12.2024 N 527-ФЗ с 27 июня 2025 года;
Федерального закона от 13.12.2024 N 460-ФЗ с 1 сентября 2025 года; Федерального закона от 08.08.2024 N 321-ФЗ с 1 января 2026 года; Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.12.2022 N 616-ФЗ) (в части изменений, действующих до 1 января 2035 года, 1 января 2040 года).
Редакции
- 01.03.2025
- 19.01.2025
- 01.01.2025
- 31.12.2024
- 24.12.2024
- 11.12.2024
- 01.09.2024
- 19.08.2024
- 08.08.2024
- 02.08.2024
- 13.06.2024
- 01.04.2024
- 01.03.2024
- 14.02.2024
- 01.02.2024
- 05.01.2024
- 01.01.2024
- 01.10.2023
- 01.09.2023
- 15.08.2023
- 04.08.2023
- 24.06.2023
- 09.05.2023
- 14.04.2023
- 01.03.2023
- 17.02.2023
- 01.01.2023
- 05.12.2022
- 13.10.2022
- 01.09.2022
- 14.07.2022
- 01.07.2022
- 08.06.2022
- 12.05.2022
- 01.03.2022
- 27.02.2022
- 10.01.2022
- 01.01.2022
- 30.12.2021
- 17.12.2021
- 06.12.2021
- 01.09.2021
- 13.07.2021
- 09.07.2021
- 01.07.2021
- 22.06.2021
- 01.05.2021
- 30.04.2021
- 10.01.2021
- 30.12.2020
- 22.12.2020
- 26.10.2020
- 28.08.2020
- 11.08.2020
- 13.07.2020
- 01.07.2020
- 18.03.2020
- 06.03.2020
- 08.01.2020
- 02.08.2019
- 27.06.2019
- 01.06.2019
- 01.01.2019
- 25.12.2018
- 01.10.2018
- 01.09.2018
- 04.08.2018
- 08.07.2018
- 03.07.2018
- 01.07.2018
- 11.01.2018
- 01.11.2017
- 11.08.2017
- 10.08.2017
- 12.07.2017
- 01.07.2017
- 01.01.2017
- 01.09.2016
- 15.07.2016
- 04.07.2016
- 23.05.2016
- 02.05.2016
- 01.01.2016
- 30.12.2015
- 09.12.2015
- 19.10.2015
- 06.10.2015
- 01.10.2015
- 24.07.2015
- 13.07.2015
- 01.04.2015
- 01.03.2015
- 22.01.2015
- 09.01.2015
- 01.01.2015
- 22.07.2014
- 01.01.2014
- 31.12.2013
- 30.12.2013
- 06.09.2013
- 01.09.2013
- 24.07.2013
- 19.04.2013
- 04.03.2013
- 01.01.2013
- 31.12.2012
- 30.07.2012
- 25.06.2012
- 06.01.2012
- 01.01.2012
- 25.12.2011
- 20.12.2011
- 14.12.2011
- 08.12.2011
- 01.12.2011
- 25.10.2011
- 02.08.2011
- 01.08.2011
- 22.07.2011
- 15.07.2011
- 01.07.2011
- 17.06.2011
- 08.04.2011
- 25.03.2011
- 31.12.2010
- 26.07.2010
- 01.04.2010
- 01.01.2010
- 29.12.2009
- 28.12.2009
- 23.08.2009
- 20.07.2009
- 17.03.2009
- 01.01.2009
- 31.12.2008
- 30.12.2008
- 24.10.2008
- 25.07.2008
- 18.07.2008
- 17.05.2008
- 16.05.2008
- 01.01.2008
- 08.12.2007
- 14.11.2007
- 30.10.2007
- 03.07.2007
- 29.05.2007
- 11.04.2007
- 14.03.2007
- 21.01.2007
- 01.01.2007
- 19.12.2006
- 08.12.2006
- 29.10.2006
- 01.09.2006
- 29.08.2006
- 14.07.2006
- 01.07.2006
- 08.06.2006
- 31.12.2005
- 01.10.2005
- 08.08.2005
- 22.03.2005
- 05.01.2005
- 18.10.2004
- 01.07.2004
- 01.07.2003
- 30.10.2001
Страница 17
1. Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
2. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством
1. Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
2. На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Статья 63. Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Утратила силу с 1 апреля 2015 года - Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 499-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.
1. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2021 года Федеральным законом от 5 апреля 2021 года № 79-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
3.
4. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.
5. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
1. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
2. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 8 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 111-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 июня 2023 года Федеральным законом от 13 июня 2023 года № 228-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 июля 2010 года Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
ГЛАВА XI. МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ, ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И РЕЗЕРВИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Наименование в редакции, введенной в действие с 17 мая 2008 года Федеральным законом от 13 мая 2008 года № 66-ФЗ, - см. предыдущую редакцию
1. Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.
2. Задачами государственного мониторинга земель являются:
1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;
2) обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;
4) обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
3. В зависимости от целей наблюдения государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.Осуществление государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 475-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Информация о результатах государственного мониторинга земель является общедоступной.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 450-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 234-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
2. Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель
1. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
2. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
3. Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.
4.
5.
6. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.
7. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 70. Государственный кадастровый учет земельных участков
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
(Статья в редакции, введенной в действие с 17 мая 2008 года Федеральным законом от 13 мая 2008 года № 66-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 361-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 365-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 499-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", или в пределах территории планируемого создания особой экономической зоны, указанной в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 365-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 448-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" или находящихся в государственной или муниципальной собственности и в пределах территории планируемого создания особой экономической зоны, указанной в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 365-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 июля 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 247-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 499-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 448-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 29 мая 2007 года Федеральным законом от 10 мая 2007 года № 69-ФЗ)
ГЛАВА XII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 234-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
1. Государственный земельный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (за исключением осуществления государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями), и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным такому органу организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями (далее также - органы государственного земельного надзора).
2. Предметом государственного земельного надзора являются:
1) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
2) соблюдение обязательных требований при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления деятельности по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 26 декабря 2024 года № 487-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица обязательных требований, установленных в требованиях к обращению побочных продуктов животноводства, установленных в соответствии с Федеральным законом "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при использовании побочных продуктов животноводства.
(Подпункт дополнительно включен с 1 марта 2023 года Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 248-ФЗ)
3. Объектом государственного земельного надзора являются объекты земельных отношений, а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
4. Организация и осуществление государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", за исключением государственного земельного надзора, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
Организация и осуществление государственного земельного надзора, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, регулируются нормативным правовым актом указанного федерального органа исполнительной власти, изданным по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
5. Должностные лица органов государственного земельного надзора, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора (далее - должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного земельного надзора), в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия выдают контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием срока их устранения. Такое предписание может быть выдано также в случае выявления нарушений указанных обязательных требований в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 26 декабря 2024 года № 487-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6. В случае неустранения в установленный срок нарушений, указанных в предписании, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением такого предписания, информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов:
1) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
2) орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением обязательных требований законодательства Российской Федерации и об их продаже с публичных торгов, - в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
7. В случае, если по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия должностным лицом, уполномоченным на осуществление федерального государственного земельного надзора, выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием, целевым назначением земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, должностное лицо, уполномоченное на осуществление федерального государственного земельного надзора, не позднее пяти рабочих дней со дня окончания такого контрольного (надзорного) мероприятия направляет в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа по месту нахождения данного земельного участка или в случае нахождения данного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Результаты такого контрольного (надзорного) мероприятия могут быть обжалованы правообладателем земельного участка в судебном порядке.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июня 2023 года Федеральным законом от 13 июня 2023 года № 228-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
8. Органы государственного земельного надзора уведомляют в порядке и случаях, установленных положением о государственном земельном надзоре, единый институт развития в жилищной сфере о фактах неустранения в установленный срок нарушений, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений обязательных требований к использованию и охране земель, совершенных в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и земельных участков, собственность на которые не разграничена.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 26 декабря 2024 года № 487-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
9. Наряду со случаями, определенными пунктами 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", органы государственного земельного надзора проводят внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований, предусмотренных:
1)
2) пунктом 15 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 декабря 2022 года № 507-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 10 статьи 23 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
10. Государственный земельный надзор за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 мая 2023 года Федеральным законом от 28 апреля 2023 года № 150-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
11. Положение о государственном земельном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 71.1. Особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства
Статья дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 234-ФЗ; утратила силу с 1 июля 2021 года - Федеральный закон от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 71.2. Административное обследование объектов земельных отношений
Статья дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 234-ФЗ; утратила силу с 1 июля 2021 года - Федеральный закон от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
1. Муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования, а в случае, если полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля перераспределены и осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 26 декабря 2024 года № 487-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований к использованию и охране земель в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 26 декабря 2024 года № 487-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе осуществляются органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации - городов федерального значения в качестве полномочий по осуществлению вида регионального государственного контроля. Законами этих субъектов Российской Федерации осуществление муниципального земельного контроля может быть отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
4. В случае выявления в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения обязательных требований к использованию и охране земель, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте контрольного (надзорного) мероприятия указывается информация о таком правонарушении в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Должностные лица органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль, направляют в орган государственного земельного надзора копию указанного акта, составленного в результате проведения контрольного (надзорного) мероприятия в рамках осуществления муниципального земельного контроля, проведенного во взаимодействии с контролируемым лицом. Органы муниципального земельного контроля могут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований к использованию и охране земель, в том числе выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 26 декабря 2024 года № 487-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. В срок не позднее пяти рабочих дней со дня поступления от органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, копии акта контрольного (надзорного) мероприятия, указанного в пункте 4 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также направить копию принятого решения в орган, осуществляющий муниципальный земельный контроль.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 26 декабря 2024 года № 487-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6. Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается Правительством Российской Федерации.
7. В случае выявления в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения обязательных требований к использованию и охране земель в отношении объектов земельных отношений, за которое законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательством субъекта Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 26 декабря 2024 года № 487-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Под общественным земельным контролем понимается деятельность граждан, общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления по принятию решений, предусмотренных настоящим Кодексом и затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых данными органами актов и принимаемых ими решений.
2. Общественный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 234-ФЗ)
Утратила силу с 1 января 2015 года - Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 234-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Глава XIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ
Статья 74. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения
1. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
2. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
Статья 75. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
1. Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на земли, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 234-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 76. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями
1. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
2. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
3. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Принудительное прекращение прав на земельный участок не освобождает от предусмотренной настоящей статьей обязанности по возмещению причиненного земельными правонарушениями вреда.
(Пункт дополнительно включен с 6 сентября 2013 года Федеральным законом от 7 июня 2013 года № 123-ФЗ)
Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей
2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, агролесомелиоративными насаждениями, агрофитомелиоративными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 декабря 2021 года Федеральным законом от 6 декабря 2021 года № 407-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 299-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 6 декабря 2021 года № 407-ФЗ); в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 312-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2024 года Федеральным законом от 13 июня 2023 года № 244-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения
1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания агролесомелиоративных насаждений, агрофитомелиоративных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 111-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2006 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 148-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 477-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2024 года Федеральным законом от 13 июня 2023 года № 244-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 446-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 312-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2018 года Федеральным законом от 27 июня 2018 года № 164-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель в целях, указанных в подпунктах 1 и 6 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
(Пункт дополнительно включен с 8 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 111-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 341-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 августа 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 430-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Использование земель сельскохозяйственного назначения допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(Пункт дополнительно включен с 1 апреля 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 206-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с нуждами сельского хозяйства и сельскохозяйственным производством, за исключением строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи и осуществления деятельности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи.
(Пункт дополнительно включен с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 354-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июня 2022 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 209-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий