Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ
Номер документа: | 41-ФЗ |
Дата редакции: | 7 июля 2003 |
Дата принятия: | 14 апреля 1995 |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Российская газета, N 78, 20.04.1995. |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации N 16, 17.04.95, ст.1316 |
Настоящий Федеральный закон определяет экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:тарифы на электрическую и тепловую энергию - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность); в целях настоящего Федерального закона указанное понятие применяется исходя из смысла и конкретного содержания правовой нормы
Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) (далее также - тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней
Части вторая - четвертая предыдущей редакции с 29 марта 2003 года считаются соответственно частями третьей - пятой настоящей редакции - Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 38-ФЗ.
Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Указанные предельные уровни тарифов могут быть установлены Правительством Российской Федерации с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей
В случае превышения размера установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению, на услуги субъектов естественных монополий, превышающего установленные Правительством Российской Федерации предельные уровни, дополнительные расходы потребителей, финансируемых из бюджетов соответствующих уровней, и расходы, связанные с выплатой дополнительных субсидий населению, несут консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
Государственное регулирование тарифов может проводиться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления
Часть пятая предыдущей редакции с 29 марта 2003 года считается частью одиннадцатой настоящей редакции - Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 38-ФЗ.
При установлении для отдельных потребителей льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, повышение тарифов на электрическую и тепловую энергию для других потребителей не допускается
Государственное регулирование тарифов осуществляется в целях
При государственном регулировании тарифов должны соблюдаться следующие основные принципы:обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике
Статья 5. Полномочия федеральных органов исполнительной
власти в области государственного регулирования тарифов
В области государственного регулирования тарифов Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий:утверждает нормативно-методическую основу деятельности органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов;устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, в том числе порядок определения цены на электрическую энергию, продаваемую на оптовом рынке электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам, с учетом региональных особенностей формирования тарифов на оптовом рынке;утверждает правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию;определяет порядок рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, а также размер и порядок уплаты сбора, уплачиваемого при обращении для рассмотрения указанных разногласий;устанавливает порядок определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям;устанавливает критерии определения производителей электрической энергии, имеющих право на ее продажу по нерегулируемым ценам;разрабатывает и утверждает единую систему классификации и раздельного учета затрат по видам деятельности энергоснабжающих организаций, а также систему отчетности, представляемую в федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий;определяет предельный объем и порядок продажи по нерегулируемым ценам электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии (мощности);формирует сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации с учетом прогнозного топливного баланса, тенденций в развитии энергетики для нужд жилищно-коммунального хозяйства, особенностей завоза продукции (товаров) в районы с ограниченными сроками ее завоза и иных факторов;осуществляет контроль за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы;
определяет перечень услуг по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, устанавливает размер абонентной платы за указанные услуги и определяет порядок их оплаты;устанавливает тарифы на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности);устанавливает цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности;устанавливает плату за технологическое присоединение к электрическим сетям;устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии и их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;устанавливает тарифы на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;устанавливает тарифы или их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни на электрическую энергию, продаваемую производителями на оптовом рынке электрической энергии (мощности), за исключением продажи ими электрической энергии по нерегулируемым ценам в объеме и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации;устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен на электрическую энергию, продаваемую производителями на оптовом рынке электрической энергии (мощности) по нерегулируемым ценам, в случаях и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации;определяет объем необходимых для обеспечения безопасности функционирования и развития атомных электростанций средств, учитываемый при установлении тарифов или их предельных (минимального и (или) максимального) уровней на электрическую энергию, продаваемую на оптовом рынке электрической энергии (мощности) производителями - владельцами указанных атомных электростанций;устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе на электрическую энергию, продаваемую по нерегулируемым ценам;устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;рассматривает разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принимает решения, обязательные для исполнения;осуществляет контроль за применением государственных регулируемых цен (тарифов) и проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов)
(Статья в редакции, введенной в действие с 29 марта 2003 года Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 38-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Статья 6. Полномочия органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют следующие полномочия:устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, а также тарифов на услуги по передаче тепловой энергии;устанавливают сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии;устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;устанавливают тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам;осуществляют контроль за применением регулируемых ими цен (тарифов) и проводят проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов);принимают участие в формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в пределах Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им тарифов, уровень которых превышает предельный уровень, установленный Правительством Российской Федерации, подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляемому в порядке, устанавливаемом правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, до принятия указанного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласование федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий указанного выше решения осуществляется не позднее 30 календарных дней с даты обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положениями об органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утверждаемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, составленными на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятое им с превышением полномочий, установленных указанными нормативными правовыми актами, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное регулирование тарифов в соответствии с настоящим Федеральным законом, является юридическим лицом.Назначение на должность и освобождение от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов проводятся по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления вправе передавать органам местного самоуправления полномочия на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.Решение органа местного самоуправления, принятое во исполнение переданных ему в соответствии с настоящей статьей полномочий и противоречащее законодательству Российской Федерации об электроэнергетике или принятое с превышением предоставленной ему компетенции, подлежит отмене соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 29 марта 2003 года Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 38-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Статья 7. Финансирование федерального органа исполнительной
власти по регулированию естественных монополий и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации
в области государственного регулирования тарифов
Финансирование федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляется за счет средств, предусматриваемых на эти цели соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.Расходы на содержание федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов производятся за счет отчислений, предусмотренных в структуре цен (тарифов) на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в порядке, определенном соответственно Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 29 марта 2003 года Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 38-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Статья 7.1. Разрешение споров, возникающих при
осуществлении государственного регулирования
тарифов на электрическую и тепловую энергию
Споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде
Статья исключена с 29 марта 2003 года
Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 38-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
Статья исключена с 29 марта 2003 года
Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 38-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
Статья 10. Правовой статус Федеральной энергетической
комиссии и региональных энергетических комиссий
Статья исключена с 29 марта 2003 года
Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 38-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
Статья исключена с 29 марта 2003 года
Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 38-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
Статья исключена с 29 марта 2003 года
Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 38-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
Статья 13. Разрешение разногласий и споров, возникающих при
государственном регулировании тарифов
Статья исключена с 29 марта 2003 года
Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 38-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
Статья исключена с 29 марта 2003 года
Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 38-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
Статья исключена с 29 марта 2003 года
Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 38-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию
Статья 16. Приведение нормативных правовых актов в соответствие
с настоящим Федеральным законом
Правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам государственного регулирования тарифов приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.