Лесной кодекс РФ
Номер документа: | 200-ФЗ |
Дата редакции: | 26 декабря 2024 |
Дата принятия: | 4 декабря 2006 |
Вид документа: | КОДЕКС |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Парламентская газета, N 209, 14.12.2006 |
Публикация: | Российская газета, N 277, 08.12.2006 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 50, 11.12.2006, ст.5278 |
В настоящий документ вносятся изменения на основании:
Федерального закона от 13.12.2024 N 460-ФЗ с 1 сентября 2025 года; Федерального закона от 26.12.2024 N 491-ФЗ (в части изменений, вступающих в силу с 1 сентября 2025 года).
Редакции
- 01.01.2025
- 26.12.2024
- 01.09.2024
- 19.08.2024
- 01.01.2024
- 01.09.2023
- 15.08.2023
- 04.08.2023
- 24.07.2023
- 13.06.2023
- 09.05.2023
- 01.03.2023
- 29.12.2022
- 26.03.2022
- 01.03.2022
- 01.01.2022
- 01.09.2021
- 13.07.2021
- 02.07.2021
- 01.07.2021
- 22.06.2021
- 11.05.2021
- 09.03.2021
- 04.02.2021
- 02.01.2021
- 11.08.2020
- 05.05.2020
- 21.04.2020
- 01.07.2019
- 01.06.2019
- 01.01.2019
- 01.09.2018
- 04.08.2018
- 09.01.2018
- 12.07.2017
- 01.03.2017
- 01.01.2017
- 01.10.2016
- 01.08.2016
- 04.07.2016
- 02.05.2016
- 01.01.2016
- 01.10.2015
- 24.07.2015
- 01.07.2015
- 02.06.2015
- 01.03.2015
- 01.01.2015
- 22.07.2014
- 11.07.2014
- 01.07.2014
- 12.03.2014
- 01.02.2014
- 23.01.2014
- 01.01.2014
- 30.12.2013
- 30.07.2012
- 25.06.2012
- 06.01.2012
- 01.01.2012
- 01.08.2011
- 26.07.2011
- 01.07.2011
- 28.06.2011
- 31.12.2010
- 26.07.2010
- 01.04.2010
- 01.01.2010
- 23.08.2009
- 17.03.2009
- 01.01.2009
- 30.12.2008
- 10.08.2008
- 25.07.2008
- 17.05.2008
- 01.01.2007
Страница 4
4. Перечень информации, включаемой в отчет об использовании лесов, порядок фиксации этой информации, форма и порядок представления отчета об использовании лесов, а также требования к формату отчета об использовании лесов в электронной форме устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 марта 2017 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 218-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Запрещаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области использования лесов.
2. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области использования лесов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
3. Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти может устанавливаться максимальный объем древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 статьи 80 настоящего Кодекса
4. Государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Глава 2.1. Учет и маркировка древесины
Дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 415-ФЗ
1. В соответствии с настоящим Кодексом учету подлежат древесина и продукция ее переработки, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - учет древесины).
2. Учет древесины осуществляется в отношении:
1) древесины, полученной при использовании лесов и при осуществлении мероприятий по их сохранению;
2) транспортируемой древесины и продукции ее переработки;
3) древесины, размещенной в местах (пунктах) складирования древесины;
4) древесины, поступившей для переработки;
5) продукции переработки древесины;
6) древесины и продукции ее переработки, являющихся предметом сделок с древесиной.
3. В целях учета древесины определение объема, видового (породного) и сортиментного состава древесины (далее - характеристики древесины) осуществляется:
1) лицами, использующими леса или осуществляющими мероприятия по сохранению лесов, - в отношении древесины, полученной при использовании лесов и при осуществлении мероприятий по их сохранению, до вывоза ее из леса;
2) органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, - в отношении древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд;
3) собственниками древесины или уполномоченными ими лицами, иными лицами, предусмотренными частью 5 статьи 50.4 настоящего Кодекса, - в отношении транспортируемой древесины;
4) лицами, владеющими на праве собственности или ином законном основании местами (пунктами) складирования древесины, объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, - в отношении древесины, продукции ее переработки, указанных в пунктах 3-5 части 2 настоящей статьи;
5) сторонами сделки - в отношении древесины, являющейся предметом сделки.
4. Учет древесины осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти путем внесения в государственный лесной реестр сведений, предусмотренных настоящим Кодексом.
5. Сведения о характеристиках древесины вносятся в государственный лесной реестр посредством формирования лицами, указанными в пунктах 1, 3-5 части 3 настоящей статьи, соответственно отчета об использовании лесов, отчета о ввезенной на склад и вывезенной со склада древесине, предусмотренного частью 3 статьи 50.4-2 настоящего Кодекса отчета о древесине и продукции из нее, электронного сопроводительного документа в соответствии с частью 4 статьи 93.5 настоящего Кодекса, оформления сделок с древесиной с использованием государственного лесного реестра. Сведения о характеристиках древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, вносятся в государственный лесной реестр органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.
6. Порядок определения характеристик древесины и учета древесины устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положений национальных, межгосударственных и международных стандартов.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Определенная в соответствии с частью 1 статьи 50.1 настоящего Кодекса древесина ценных лесных пород (дуб, бук, ясень), заготовка которых допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежит обязательной поштучной маркировке юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими ее вывоз из Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Информация о маркировке древесины, указанной в части 1 настоящей статьи, представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими вывоз такой древесины из Российской Федерации, в государственный лесной реестр не позднее одного дня до ее вывоза из Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2025 года Федеральным законом от 26 декабря 2024 года № 491-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Маркировка древесины, указанной в части 1 настоящей статьи, должна обеспечивать возможность нанесения и считывания сведений о маркируемой древесине с использованием технических средств.
4. Порядок маркировки и требования к маркировке древесины, указанной в части 1 настоящей статьи, перечень информации о маркировке указанной древесины, представляемой для внесения в государственный лесной реестр в соответствии с частью 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2025 года Федеральным законом от 26 декабря 2024 года № 491-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Глава 2.2. Транспортировка древесины, хранение древесины, производство продукции переработки древесины и учет сделок с ними
Дополнительно включена с 1 февраля 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 415-ФЗ; наименование в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 50.3. Общие положения о транспортировке древесины, хранении древесины, производстве продукции переработки древесины и об учете сделок с ними
Наименование в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
1. Транспортировка древесины, хранение древесины, производство продукции переработки древесины и сделки с ними осуществляются в соответствии с гражданским законодательством с учетом положений настоящей главы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2.
3.
Часть 3 настоящей статьи вступила в силу с 1 июля 2015 года - см. часть 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 415-ФЗ.
4. Транспортировка древесины, хранение древесины, производство продукции переработки древесины, если сведения о древесине, продукции ее переработки не внесены в государственный лесной реестр, не допускаются.
(Часть дополнительно включена с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ)
Статья 50.4. Транспортировка древесины и продукции ее переработки
1. Транспортировка, в том числе на основании договора перевозки, древесины и продукции ее переработки, указанных в части 1 статьи 50.1 настоящего Кодекса, любым видом транспорта допускается после формирования в государственном лесном реестре или с помощью специализированного программного обеспечения в соответствии с частью 4 статьи 93.5 настоящего Кодекса электронного сопроводительного документа, в котором указываются сведения о собственнике, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике древесины, ее объеме, видовом (породном) и сортиментном составе, пунктах отправления и назначения, реквизиты сделок с древесиной (в случае, если совершались сделки с древесиной), а также о номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины (в случае ее транспортировки автомобильным транспортом).
2. Электронный сопроводительный документ оформляется собственниками древесины или уполномоченными ими лицами.
3. Требования, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, не применяются к транспортировке древесины:
1) заготовленной гражданами для собственных нужд;
2) лицом, приобретшим право собственности на древесину в связи с использованием лесов по основанию, предусмотренному настоящим Кодексом, если совершение таких операций осуществляется в границах лесосеки;
3) в объеме до 10 кубических метров в случае приобретения на розничном рынке или в организации розничной торговли.
4. Транспортировка древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, допускается при наличии соответствующего договора купли-продажи лесных насаждений, сведения о котором содержатся в государственном лесном реестре, от места заготовки такой древесины до места ее использования в соответствии с целями, определенными частью 1 статьи 30 настоящего Кодекса.
5. В случае приобретения древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли ее транспортировка осуществляется при наличии первичного учетного документа о торговой операции. В случае приобретения древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли в объеме 10 кубических метров и более формирование в государственном лесном реестре электронного сопроводительного документа осуществляется продавцом. При этом сведения о пункте назначения, номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины, не указываются. Покупателю предоставляется экземпляр сформированного электронного сопроводительного документа на бумажном носителе или реквизиты такого документа в государственном лесном реестре. Действие такого документа прекращается автоматически по истечении семи дней со дня формирования.
6. Сведения о прекращении действия электронного сопроводительного документа вносятся в федеральную государственную информационную систему лесного комплекса по прибытии транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины, в пункт назначения. При этом фиксируются дата и время прибытия указанного транспортного средства.
7. Транспортировка древесины автомобильным транспортом допускается в случае, если транспортные средства оборудованы техническими средствами контроля, указанными в статье 96.3 настоящего Кодекса.
Положения части 7 статьи 50.4 настоящего Кодекса не применяются до 1 января 2025 года - см. пункт 7 части 6 статьи 4 Федерального закона от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 71-ФЗ).
8. Форма электронного сопроводительного документа, состав включаемых в него сведений, а также требования к формату и порядку его заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 1 июля 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 415-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года Федеральным законом от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 303-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
Статья 50.4-1. Места (пункты) складирования древесины (склады древесины)
1. Хранение заготовленной древесины, указанной в части 1 статьи 50.1 настоящего Кодекса (за исключением древесины, указанной в части 3 настоящей статьи), после вывоза ее с лесосеки допускается исключительно в местах (пунктах) складирования древесины (в том числе на лесных складах), сведения о которых внесены в государственный лесной реестр.
2. Требования к размещению и характеристикам складов древесины, в том числе в части оборудования их средствами фиксации транспортных средств, осуществляющих доставку древесины на такие склады, и порядок внесения сведений о складах древесины в государственный лесной реестр устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положения части 2 настоящей статьи применяются с 1 января 2022 года - см. подпункт 2 пункта 6 статьи 4 Федерального закона от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ.
3. Положения части 1 настоящей статьи не распространяются на древесину, заготовленную гражданами для собственных нужд, на древесину, которая находится в собственности государственных или муниципальных учреждений (за исключением учреждений, указанных в статье 19 настоящего Кодекса) и используется исключительно для нужд таких учреждений.
4. Лица, которым на законных основаниях принадлежат склады древесины, в целях учета древесины осуществляют внесение в государственный лесной реестр сведений о ввезенной на склад и вывезенной со склада древесине в соответствии с частью 4 статьи 93.5 настоящего Кодекса. Внесение указанных сведений осуществляется по факту ввоза на склад или вывоза со склада древесины, но не позднее одного рабочего дня со дня наступления соответствующего события и сопровождается автоматическим формированием в государственном лесном реестре отчета о ввезенной на склад или вывезенной со склада древесине (далее - отчет о балансе древесины).
5. Состав сведений, включаемых в отчет о балансе древесины, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(Статья дополнительно включена с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ)
1. Производство продукции переработки древесины, указанной в части 1 статьи 50.1 настоящего Кодекса, допускается исключительно на объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр.
2. Лица, которым на законных основаниях принадлежат объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры, осуществляют в порядке, установленном статьей 50.1 настоящего Кодекса, внесение в государственный лесной реестр сведений о характеристиках:
1) древесины, которая поступает на объект лесоперерабатывающей инфраструктуры;
2) древесины, которая перерабатывается;
3) продукции переработки древесины.
3. Лица, указанные в части 2 настоящей статьи, вносят сведения, предусмотренные указанной частью, в соответствии с частью 4 статьи 93.5 настоящего Кодекса по факту поступления древесины на объект лесоперерабатывающей инфраструктуры или переработки древесины на указанном объекте, но не позднее одного рабочего дня со дня наступления соответствующего события. Внесение таких сведений сопровождается автоматическим формированием в государственном лесном реестре отчета об указанных в части 2 настоящей статьи древесине, продукции переработки древесины (далее - отчет о древесине и продукции из нее).
4. Форма и состав сведений отчета о древесине и продукции из нее, требования к его подготовке в электронном виде устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(Статья дополнительно включена с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ)
Статья 50.5. Сделки с древесиной и продукцией ее переработки
1. Сделки с древесиной и продукцией ее переработки, подлежащие учету в соответствии со статьей 50.1 настоящего Кодекса (далее - сделки с древесиной), оформляются с использованием государственного лесного реестра.
2. Требование, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, не распространяется на случаи совершения внешнеторговых сделок с древесиной, сделок по приобретению древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли, а также на случаи совершения сделок по реализации древесины на организованных торгах.
3. Сведения о внешнеторговых сделках с древесиной (декларация о сделках с древесиной), сделках по приобретению древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли и сделках по реализации древесины на организованных торгах подлежат направлению совершившими их лицами в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для внесения их в государственный лесной реестр в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 93.5 настоящего Кодекса, в срок не позднее пяти дней со дня их заключения и не позднее чем за два дня до подачи таможенной декларации в отношении товаров, подлежащих таможенному контролю, а также внесению в государственный лесной реестр не позднее 24 часов со дня их получения. Состав сведений о сделке, подлежащих направлению для внесения в государственный лесной реестр (включая уникальный регистрационный номер сделки, копии договоров о сделках с древесиной при их заключении в письменной форме), порядок их направления, требования к формату электронного документа устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(Статья дополнительно включена с 1 июля 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 415-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2025 года Федеральным законом от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 71-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
Глава 2.3. Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней
Дополнительно включена с 1 февраля 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 415-ФЗ
Статья 50.6. Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней
Не действует с 1 января 2025 года - Федеральный закон от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 71-ФЗ). - См. предыдущую редакцию
Глава 2.4. Охрана, защита, воспроизводство лесов
Дополнительно включена с 1 марта 2017 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 218-ФЗ
Статья 50.7. Общие положения об охране, о защите, воспроизводстве лесов
1. Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
2. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.
3. Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Глава 3. Охрана лесов от пожаров
Наименование в редакции, введенной в действие с 1 марта 2017 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 218-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
1. Леса подлежат охране от пожаров.
2.
3.
4. Охрана лесов от пожаров включает в себя лесопожарное зонирование, выполнение мер пожарной безопасности в лесах, тушение лесных пожаров, а также выполнение мер экстренного реагирования.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 24 июля 2023 года № 343-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. Тушение лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
(Часть в редакции, введенной в действие со 2 января 2021 года Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 454-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6.
7. Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
8. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от пожаров является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута или публичного сервитута.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 341-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 марта 2017 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 218-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. В зависимости от природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование).
2. При лесопожарном зонировании выделяются территории, на которых тушение лесных пожаров осуществляется с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор) (зоны контроля лесных пожаров).
3. Лесопожарное зонирование, включая нормативы и критерии выделения зон контроля лесных пожаров, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор).
(Статья дополнительно включена с 1 января 2024 года Федеральным законом от 24 июля 2023 года № 343-ФЗ)
Утратила силу с 1 марта 2017 года - Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 218-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
1. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
1) предупреждение лесных пожаров;
2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, в том числе с использованием специализированного программного обеспечения, позволяющего осуществлять указанную деятельность в автоматическом режиме с использованием геоинформационных систем (далее - информационная система учета лесных пожаров);
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2025 года Федеральным законом от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 71-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
2. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 538-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(Статья в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов, приобретение и содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности в лесах.
2. Противопожарное обустройство лесов представляет собой комплекс мер, направленных на недопущение распространения лесных пожаров.
3. Противопожарное обустройство лесов осуществляется на основании плана противопожарного обустройства лесов на территории лесничества и плана противопожарного обустройства лесов на территории субъекта Российской Федерации.
4. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:
1) создание, содержание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
2) создание, содержание и эксплуатацию посадочных площадок, используемых в целях проведения авиационных работ по охране лесов от пожаров;
3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
4) создание, содержание и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов);
5) создание в целях тушения лесных пожаров условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения;
6) проведение гидромелиорации земель;
7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений;
8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
5. Ширина просек, указанных в пункте 3 части 4 настоящей статьи, устанавливается в пределах от 10 до 100 метров в соответствии с лесным законодательством и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
6. Указанные в части 4 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду либо используемых на основании сервитута, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка, землепользователями, обладателями сервитута, публичного сервитута.
7. Противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются рубка лесных насаждений, санитарно-оздоровительные мероприятия, уборка лесных горючих материалов, устанавливаются в соответствии с лесным законодательством и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
8. Приобретение и содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров включают в себя:
1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря;
2) приобретение и содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения;
3) создание резерва пожарной техники, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов;
4) создание пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.
9. Противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности в лесах включают в себя:
1) издание и распространение специальной литературы и изготовление предметов наглядной агитации;
2) проведение тематических выставок, смотров, конференций и использование других форм информирования населения;
3) иные мероприятия, предусмотренные лесным законодательством и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
10. Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
11. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
12. План противопожарного обустройства лесов на территории лесничества разрабатывается и утверждается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, на пять лет с указанием ежегодных плановых показателей по годам.
13. План противопожарного обустройства лесов на территории субъекта Российской Федерации разрабатывается уполномоченным исполнительным органом субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные ему полномочия в области лесных отношений, на пять лет с указанием ежегодных плановых показателей по годам и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор).
(Часть в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
14. В случае, если на территории субъекта Российской Федерации расположены военные лесничества, план противопожарного обустройства лесов на территории такого субъекта Российской Федерации также подлежит согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности Российской Федерации.
15. Порядок разработки и утверждения плана противопожарного обустройства лесов на территории лесничества и его форма, порядок разработки плана противопожарного обустройства лесов на территории субъекта Российской Федерации и его форма устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 24 июля 2023 года № 343-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 53.2. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров
1. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя:
1) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;
2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;
3) организацию патрулирования лесов;
4) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.
2. Уполномоченные исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах в форме электронного документа в порядке, установленном частью 1 статьи 93.5 настоящего Кодекса. Представление таких данных может также осуществляться путем интеграции информационных систем, используемых уполномоченными исполнительными органами субъектов Российской Федерации для учета лесных пожаров, с федеральными информационными системами.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2025 года Федеральным законом от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 71-ФЗ, Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
2.1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти размещает на публичной лесной карте данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2025 года Федеральным законом от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 71-ФЗ))
3. По результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.
4. Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состав и форма представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(Статья дополнительно включена с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ)
1. Органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров в форме электронного документа, устанавливающие:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2025 года Федеральным законом от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 71-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;
4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;
2. В случае, если план тушения лесных пожаров предусматривает привлечение в установленном порядке сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, он подлежит согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
3. Сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации разрабатывается в форме электронного документа, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(Часть в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2025 года Федеральным законом от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 71-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
3.1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обеспечивает сбор в автоматическом режиме данных сводных планов тушения лесных пожаров и размещает соответствующие сведения с использованием геоинформационной системы на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
(Часть дополнительно включена с 1 января 2025 года Федеральным законом от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 71-ФЗ))
4. Порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, его форма и нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 218-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти на основании планов тушения лесных пожаров разрабатывает межрегиональный план маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.
(Статья дополнительно включена с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ)
1. Тушение лесного пожара включает в себя:
1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;
2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;
3) локализацию лесного пожара;
4.1) выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара;
(Пункт дополнительно включен с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 218-ФЗ)
4.2) осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесного пожара;
(Пункт дополнительно включен с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 218-ФЗ)
5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;
6) предотвращение возобновления лесного пожара.
2. Лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.