Кодекс внутреннего водного транспорта РФ
Номер документа: | 24-ФЗ |
Дата редакции: | 8 августа 2024 |
Дата принятия: | 7 марта 2001 |
Вид документа: | КОДЕКС |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания, N 7, 01.03.2001 |
Публикация: | Парламентская газета, N 45, 12.03.2001 |
Публикация: | Приложение к "Российской газете", N 13, 2001 год |
Публикация: | Российская газета, N 50-51, 13.03.2001 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 11, 12.03.2001, ст.1001 |
В настоящий документ вносятся изменения на основании:
Федерального закона от 08.08.2024 N 288-ФЗ с 1 сентября 2025 года.
Редакции
- 01.09.2024
- 19.08.2024
- 26.05.2024
- 01.01.2024
- 01.09.2023
- 01.06.2023
- 06.04.2023
- 01.03.2023
- 28.02.2023
- 17.02.2023
- 14.03.2022
- 01.03.2022
- 01.01.2022
- 13.07.2021
- 01.07.2021
- 14.06.2020
- 08.06.2020
- 13.08.2019
- 09.01.2018
- 01.01.2018
- 31.12.2017
- 01.07.2017
- 04.07.2016
- 09.04.2016
- 01.01.2016
- 24.07.2015
- 30.06.2015
- 06.12.2014
- 15.11.2014
- 04.02.2014
- 01.09.2013
- 01.01.2013
- 30.08.2012
- 25.06.2012
- 25.05.2012
- 09.11.2011
- 21.10.2011
- 02.08.2011
- 01.08.2011
- 26.07.2011
- 22.07.2011
- 01.07.2011
- 19.04.2011
- 29.01.2010
- 01.01.2010
- 16.05.2009
- 01.01.2009
- 31.12.2008
- 18.07.2008
- 01.01.2008
- 25.11.2007
- 03.07.2007
- 01.01.2007
- 08.12.2006
- 01.07.2004
- 01.07.2003
- 09.04.2003
- 12.03.2001
Страница 5
1. В случае, если столкновение судов произошло по вине одного из судов, убытки несет то судно, по чьей вине произошло столкновение.
2. В случае, если столкновение судов произошло по вине двух или более судов, ответственность каждого из них за убытки определяется соразмерно степени вины. В случае, если невозможно установить степень вины каждого из судов, ответственность за убытки распределяется между ними поровну.
3. Ни одно из участвовавших в столкновении судов не предполагается виновным, если не доказано иное.
4. Ответственность, установленная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, наступает и в случае, если столкновение судов произошло по вине лоцмана, если даже лоцманская проводка была обязательной.
5. Владельцы судов, виновных в столкновении, отвечают солидарно перед третьими лицами за вред, причиненный в результате смерти или повреждения здоровья людей, причем судовладелец, уплативший большую сумму, чем ему следует уплатить в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, имеет право регресса к другим судовладельцам.
Статья 44. Возмещение убытков, причиненных утратой или повреждением багажа пассажиров и имущества третьих лиц
1. Ответственность за вред, причиненный утратой или повреждением багажа пассажиров при столкновении судов, определяется в соответствии с гражданским законодательством.
2. За убытки, причиненные имуществу третьих лиц, владельцы судов, виновных в столкновении, несут ответственность в соответствии с пунктом 2 статьи 43 настоящего Кодекса.
Статья 45. Сфера применения правил, установленных настоящей главой
1. Правила, установленные настоящей главой, применяются к подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего на внутренних водных путях.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 30 августа 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ)
2. К затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы, иное затонувшее имущество независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно на внутренних водных путях либо выброшены на мелководье или берег.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 августа 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Правила, установленные настоящей главой, не применяются к:подъему, удалению и уничтожению затонувшего военного имущества;подъему затонувшего имущества культурного характера, имеющего доисторическое, археологическое или историческое значение, если такое имущество находится на дне на внутренних водных путях.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. В случае, если подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества рассматривается как спасательная операция в соответствии с правилами, установленными главой XVI настоящего Кодекса, такие правила применяются к вознаграждению и специальной компенсации спасателей независимо от правил, установленных настоящей главой.
Утратила силу с 30 августа 2012 года - Федеральный закон от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 47. Обязанность собственника поднять затонувшее имущество
Утратила силу с 30 августа 2012 года - Федеральный закон от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 47.1. Обязанности владельца затонувшего судна и собственника иного затонувшего имущества
1. Владелец затонувшего судна обязан обеспечить подъем затонувшего судна.
2. Собственник иного затонувшего имущества обязан обеспечить подъем такого имущества.
3. Владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества немедленно обязан известить администрацию соответствующего бассейна внутренних водных путей о затонувшем судне или об ином затонувшем имуществе.
4. В случае, если затонувшее судно или иное затонувшее имущество создает угрозу безопасности судоходства или причинения вреда окружающей среде либо препятствует деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам, подъем затонувшего судна или иного затонувшего имущества по требованию администрации бассейна внутренних водных путей осуществляется в установленный администрацией бассейна внутренних водных путей срок.
5. В случае, если затонувшее судно или иное затонувшее имущество не создает угрозу безопасности судоходства либо не препятствует деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам, подъем затонувшего судна или иного затонувшего имущества осуществляется не позднее чем через один год со дня затопления судна или иного имущества либо обнаружения их.
6. В случае, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества неизвестен, по представлению администрации бассейна внутренних водных путей делается официальная публикация о необходимости подъема затонувшего судна его владельцем или иного затонувшего имущества его собственником.
7. Владелец затонувшего судна несет ответственность по обязательствам, возникшим в результате затопления судна, его обломков, оборудования, грузов и других находившихся на судне предметов, в соответствии со статьей 121 настоящего Кодекса.
(Статья дополнительно включена с 30 августа 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ)
В случаях, если собственник затонувшего имущества не поднимет имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 настоящего Кодекса, права собственника на затонувшее имущество определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 30 августа 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 49. Подъем, удаление, утилизация затонувшего судна или иного затонувшего имущества администрацией бассейна внутренних водных путей
1. Администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 настоящего Кодекса, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Подъем, удаление либо утилизация затонувшего судна или иного затонувшего имущества в случае, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется за счет владельца затонувшего судна или собственника иного затонувшего имущества с учетом требований статьи 121 настоящего Кодекса.
(Статья в редакции, введенной в действие с 30 августа 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 50. Истребование поднятого затонувшего имущества его собственником
Затонувшее имущество, поднятое в соответствии с пунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса, может быть истребовано его собственником после возмещения им расходов на подъем затонувшего имущества и других понесенных в связи с этим расходов при условии, если с момента подъема затонувшего имущества прошел не более чем один год.
Статья 51. Право бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте на полное возмещение понесенных им расходов
По истечении срока, предусмотренного статьей 50 настоящего Кодекса, администрация бассейна внутренних водных путей имеет право:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 августа 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 52. Случайно поднятые затонувшее судно или иное затонувшее имущество
1. Лицо, случайно поднявшее затонувшее судно или иное затонувшее имущество, имеет право на получение вознаграждения от владельца такого судна или собственника такого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Случайно поднятые затонувшее судно или иное затонувшее имущество, от прав на которые владелец или собственник отказался либо которые являются бесхозяйными, может быть обращено в государственную, муниципальную или частную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 30 августа 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Портовые гидротехнические сооружения (в том числе причалы), перегрузочные комплексы и иное расположенное на территории и в акватории речного порта имущество (далее - объекты речного порта) могут находиться в государственной, муниципальной или частной собственности.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 мая 2024 года Федеральным законом от 27 ноября 2023 года № 557-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Находящиеся в государственной или муниципальной собственности объекты речного порта, за исключением объектов, не подлежащих приватизации в соответствии с абзацем вторым пункта 1 настоящей статьи, могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей, при условии обременения таких объектов обязательством по их использованию в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 мая 2024 года Федеральным законом от 27 ноября 2023 года № 557-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2.1. Критерии отнесения объектов речного порта к объектам, не востребованным в качестве объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 26 мая 2024 года Федеральным законом от 27 ноября 2023 года № 557-ФЗ)
2.2. Решение об отнесении объектов речных портов, расположенных на территориях и в акваториях речных портов, в которых не установлены границы, к объектам, не востребованным в качестве объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, принимается Правительством Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 26 мая 2024 года Федеральным законом от 27 ноября 2023 года № 557-ФЗ)
2.3. Решение об отнесении объектов речного порта, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях и в акваториях речных портов, в которых установлены границы, к объектам, не востребованным в качестве объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, принимается на основании критериев, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, исполнительным органом субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Порядок принятия такого решения устанавливается указанными органами государственной власти или органом местного самоуправления самостоятельно.
(Пункт дополнительно включен с 26 мая 2024 года Федеральным законом от 27 ноября 2023 года № 557-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2.4. Объекты речного порта, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и отнесенные к объектам, не востребованным в качестве объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, приватизируются в порядке и способами, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о приватизации.
(Пункт дополнительно включен с 26 мая 2024 года Федеральным законом от 27 ноября 2023 года № 557-ФЗ)
3. Договор аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта речного порта, за исключением земельного участка, заключается без проведения торгов с лицом, которому на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежит относящийся к недвижимому имуществу смежный объект инфраструктуры порта, если этот смежный объект по своим техническим характеристикам, месту нахождения, назначению неразрывно связан с указанным объектом порта и обеспечивает технологический процесс оказания услуг в порту.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 мая 2024 года Федеральным законом от 27 ноября 2023 года № 557-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 мая 2024 года Федеральным законом от 27 ноября 2023 года № 557-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. В случае, если правом на заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта речного порта желают воспользоваться несколько лиц, обладающих предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи правом заключения договора без проведения торгов, проведение торгов между этими лицами является обязательным.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 мая 2024 года Федеральным законом от 27 ноября 2023 года № 557-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. Заключение о наличии неразрывной связи объектов порта, указанных в пункте 3 настоящей статьи, и об обеспечении технологического процесса оказания услуг в порту выдает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, исполнительный орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 мая 2024 года Федеральным законом от 27 ноября 2023 года № 557-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6. Порядок сдачи в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности и относящихся к недвижимому имуществу объектов речного порта, за исключением земельных участков, и типовые условия соответствующих договоров аренды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, исполнительным органом субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 мая 2024 года Федеральным законом от 27 ноября 2023 года № 557-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья в редакции, введенной в действие с 30 августа 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Утратила силу с 30 августа 2012 года - Федеральный закон от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
1. Территорию порта составляют земельные участки, предоставленные для размещения порта в соответствии с земельным законодательством.
2. Акваторию порта составляет водное пространство внутренних водных путей, выделяемое в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 августа 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года № 118-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Владельцы причалов портов должны обеспечить безопасные подходы для судов, безопасную стоянку судов у таких причалов, иметь склады, средства измерений массы грузов, погрузочно-разгрузочное оборудование, устройства и приспособления для посадки, высадки пассажиров и их пребывания в ожидании судна, а в необходимых случаях и железнодорожные подъездные пути для подачи вагонов в порты и уборки вагонов из портов.Средства измерений массы грузов должны удовлетворять установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требованиям к средствам измерений, применяемым в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2011 года Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 303-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Эксплуатируемое в портах погрузочно-разгрузочное оборудование должно соответствовать требованиям технических регламентов. Контроль за содержанием и ремонтом такого оборудования, безопасным проведением работ осуществляется непосредственно владельцами указанного оборудования.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. В портах должны быть средства для защиты окружающей среды, приема и обработки хозяйственно-бытовых и нефтесодержащих вод, других отходов, а также средства для осуществления работ по спасанию судов в пределах акватории порта и ликвидации пожаров.
Статья 57. Обязательные постановления, касающиеся деятельности в порту
Утратила силу с 30 августа 2012 года - Федеральный закон от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья утратила силу с 19 апреля 2011 года - Федеральный закон от 5 апреля 2011 года № 47-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
1. Предпринимательская деятельность в порту осуществляется в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, в том числе правилами перевозок грузов на внутреннем водном транспорте, а также соглашениями сторон.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в порту общего пользования, обязаны осуществлять ее в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для публичных договоров.
3. Для целей применения Федерального закона от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг в речных портах в Российской Федерации, является хозяйствующий субъект, установленная антимонопольным органом доля которого на этом рынке в речном порту превышает двадцать процентов.
(Пункт дополнительно включен с 6 декабря 2014 года Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 343-ФЗ)
1.
2. На внутреннем водном транспорте аренда судов осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и установленными настоящей главой правилами.
3. Аренда судов осуществляется на основании договора между арендодателем - лицом, сдающим судно в аренду, и арендатором - лицом, принимающим судно в аренду.
4. Отчуждение судна во время действия договора аренды не влечет за собой прекращение действия указанного договора, и новый собственник приобретает все права и обязанности, предусмотренные таким договором и законодательством Российской Федерации. При этом лицо, у которого отчуждается судно, обязано уведомить лицо, приобретающее право собственности на судно, обо всех договорах аренды, заключенных в отношении отчуждаемого судна. Обязанностью лица, приобретающего право собственности на судно, является уведомление всех арендаторов данного судна о смене собственника.
5. Передача судна в аренду и возврат судна по истечении срока действия договора аренды осуществляются арендодателем и арендатором в пункте отстоя судна. Расходы, связанные с доставкой судна в указанный пункт, несет сторона, передающая судно.
6. Договором аренды предусматривается срок передачи судна в распоряжение арендатора с указанием дат наступления и окончания такого срока. Арендатор не обязан принимать судно в свое распоряжение ранее даты наступления такого срока. Арендатор обязан принять судно в свое распоряжение до истечения даты окончания такого срока. В случае, если по истечении даты окончания такого срока судно не будет предоставлено в распоряжение арендатора, он имеет право требовать расторжения договора аренды. Арендодатель также вправе расторгнуть договор аренды, если судно по истечении даты окончания такого срока не было принято арендатором.
7. При заключении договора субаренды лицо, передающее судно, приобретает права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации для арендодателей, по отношению к лицу, которому судно сдается в субаренду, но при этом сохраняет права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором аренды, по отношению к лицу, у которого до этого судно было принято в аренду или субаренду.
Статья 61. Права и обязанности арендодателя при аренде судна с экипажем
1. Арендодатель обязан обеспечить пригодность судна для целей, предусмотренных договором аренды, укомплектование экипажем и надлежащее снаряжение судна, а также безопасную техническую эксплуатацию судна, содержание его экипажа и наличие предусмотренных законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации судовых документов в соответствии с целями аренды.
2. Члены экипажа судна являются работниками арендодателя и подчиняются его распоряжениям, касающимся управления и технической эксплуатации судна.В договоре аренды судна с экипажем не могут содержаться положения, противоречащие трудовым договорам (контрактам) членов экипажа и коллективному договору (соглашению).
3. Ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным судном, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель в соответствии с законодательством Российской Федерации. Арендодатель вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора.
4. В случае, если арендодатель не является собственником судна, он обязан извещать собственника судна обо всех заключенных в отношении данного судна договорах аренды и субаренды. Арендодатель несет ответственность за безопасную эксплуатацию судна и выполняет функции судовладельца, предусмотренные настоящим Кодексом.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 62. Права и обязанности арендатора при аренде судна с экипажем
1. Арендатор вправе от своего имени заключать договоры перевозки или буксировки без согласия арендодателя, если они не противоречат назначению и классу судна, а также целям, предусмотренным договором аренды.
2. Члены экипажа судна подчиняются распоряжениям арендатора в части коммерческой эксплуатации судна. Арендатор обязан осуществлять все расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией судна, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов.
3. Арендатор вправе назначить на судно для осуществления руководства его коммерческой эксплуатацией своего представителя, распоряжения которого в части коммерческой эксплуатации судна являются для капитана судна обязательными.
4. Арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать судно в субаренду на условиях аренды судна с экипажем.
Статья 63. Права и обязанности арендодателя при аренде судна без экипажа
1. Арендодатель обязан передать арендатору документы, предусмотренные законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, для эксплуатации арендуемого судна.
2. В случае, если арендодатель не является собственником судна, он обязан извещать собственника судна обо всех заключенных в отношении данного судна договорах аренды.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Устранение скрытых недостатков судна является обязанностью арендодателя.
4. Договор аренды судна без экипажа вступает в силу после регистрации этого договора органом государственной регистрации судна.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2013 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ)
Статья 64. Права и обязанности арендатора при аренде судна без экипажа
1. Арендатор обязан осуществлять эксплуатацию судна в соответствии с его назначением и классом, а также целями, предусмотренными договором аренды. Арендатор вправе требовать от арендодателя передачи всех документов, предусмотренных законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, для эксплуатации арендуемого судна.
2. Арендатор самостоятельно и за свой счет осуществляет снаряжение судна, несет расходы, связанные с эксплуатацией судна, в том числе с осуществлением его текущего и капитального ремонта, со страхованием, включая страхование своей ответственности.
3. Арендатор обязан в течение срока действия договора аренды поддерживать судно в состоянии, пригодном к плаванию.
4. Арендатор самостоятельно и за свой счет осуществляет укомплектование судна экипажем, члены которого должны соответствовать требованиям, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.Арендатор вправе оставить на судне членов прежнего экипажа. Члены экипажа судна подчиняются распоряжениям арендатора.
5. Арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать судно в аренду с экипажем.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6. Арендатор несет ответственность перед арендодателем за гибель или повреждение судна, а также за вред, причиненный третьим лицам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. По истечении срока действия договора аренды арендатор обязан возвратить судно арендодателю в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа.
1. Арендатор уплачивает арендодателю арендную плату в порядке и сроки, которые предусмотрены договором аренды.
2. Арендатор освобождается от уплаты арендной платы и расходов, связанных с судном, на время, в течение которого судно было непригодно к эксплуатации по вине арендодателя. В случае, если судно было непригодно к эксплуатации по вине арендатора, арендная плата подлежит выплате в полном объеме.
3. В случае гибели судна арендная плата должна быть внесена арендатором за время, включающее в себя день его гибели, а если этот день установить невозможно, день получения последнего известия о нем.
4. При несвоевременном возврате судна арендодателю арендатор уплачивает за задержку судна арендную плату исходя из ставки арендной платы, предусмотренной договором аренды, или рыночной ставки арендной платы, если она превышает предусмотренную договором аренды ставку арендной платы.
5. В случае задержки уплаты арендной платы более чем на 15 суток арендодатель вправе без предупреждения изъять судно у арендатора и взыскать с него понесенные в связи с этим убытки.
6. Произведенные арендатором улучшения судна, отделимые без причинения ему вреда, могут быть изъяты арендатором по своему усмотрению.
1. Перевозки грузов осуществляются на основании договоров перевозок грузов в соответствии с заявками грузоотправителей и договорами об организации перевозок грузов, а также по мере предъявления их для перевозок. Порядок осуществления перевозок грузов устанавливается правилами перевозок грузов на внутреннем водном транспорте (далее - правила перевозок грузов), утвержденными в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.Оказание физическим лицам услуг по перевозке грузов для личных (бытовых) нужд осуществляется в соответствии с правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте (далее - правила оказания услуг), утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 19 октября 2023 года № 503-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Перевозчик (коммерческая организация, индивидуальный предприниматель), осуществляющий перевозки грузов на внутреннем водном транспорте в соответствии с федеральным законом, иными нормативными правовыми актами и выданной ему лицензией по обращению любого физического или юридического лица, является перевозчиком общего пользования.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 августа 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
2. Составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза.Стороны договора перевозки груза вправе предусмотреть применение коносамента в качестве транспортного документа, выдаваемого перевозчиком.
(Абзац дополнительно включен с 30 августа 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ)
3. Формы и порядок заполнения транспортных документов, являющихся обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с перевозками грузов на внутреннем водном транспорте, устанавливаются правилами перевозок грузов.
4. Договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его (договор фрахтования). В этом случае фрахтователь имеет права и несет обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом для грузоотправителей.
5. Договор перевозки груза, транспортная накладная, дорожная ведомость, квитанция о приеме груза для перевозки, предусмотренные настоящей статьей, могут быть сформированы в форме электронных документов (далее соответственно - электронный договор перевозки груза, электронная транспортная накладная, электронная дорожная ведомость, электронная квитанция о приеме груза для перевозки).
Форматы и формы электронного договора перевозки груза, электронной транспортной накладной, электронной дорожной ведомости, электронной квитанции о приеме груза для перевозки утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Электронный договор перевозки груза, электронная транспортная накладная, электронная дорожная ведомость, электронная квитанция о приеме груза для перевозки подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации.
Электронный договор перевозки груза, электронная транспортная накладная, электронная дорожная ведомость, электронная квитанция о приеме груза для перевозки подлежат направлению в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, предусмотренную Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - государственная информационная система электронных перевозочных документов).
Порядок обмена электронными договорами перевозки груза, электронными транспортными накладными, электронными дорожными ведомостями, электронными квитанциями о приеме груза для перевозки, сведениями, содержащимися в них, между перевозчиком и отправителем, а также порядок направления электронных договоров перевозки груза, электронных транспортных накладных, электронных дорожных ведомостей, электронных квитанций о приеме груза для перевозки и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов устанавливается Правительством Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ))
1. Перевозчики, грузовладельцы при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать договоры об организации перевозок грузов. В соответствии с договором об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать грузы, а грузоотправитель - предъявлять их для перевозок в обусловленном объеме. Таким договором устанавливаются объем, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также иные не предусмотренные настоящим Кодексом и правилами перевозок грузов условия организации перевозок грузов.
2. При заключении договора об организации перевозок грузов перевозки грузов в определенном рейсе осуществляются в соответствии с договором перевозки груза, заключенным на основании договора об организации перевозок грузов. Условия перевозок грузов, согласованные сторонами в договоре об организации перевозок грузов, считаются включенными в договор перевозки груза в определенном рейсе, если иное не предусмотрено таким договором.
1. Грузоотправитель до предъявления груза для перевозки обязан подготовить его таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки, сохранность груза, судна и контейнеров.
2. Транспортная тара и упаковка должны соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Качество грузов должно соответствовать требованиям, предъявляемым к их качеству
3. При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику транспортную накладную, заполненную в соответствии с правилами перевозок грузов, и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.Правильность и достоверность сведений, указанных в транспортной накладной, удостоверяются подписью грузоотправителя.Перевозчик имеет право проверить достоверность любых сведений, указанных в транспортной накладной.В подтверждение приема груза для перевозки перевозчик обязан проставить календарный штемпель в транспортной накладной и выдать грузоотправителю квитанцию о приеме груза для перевозки.
4. Грузоотправитель обязан нанести на предъявляемые для перевозки тарные и штучные грузы, а также транспортные пакеты маркировку в соответствии с требованиями к маркировке груза, установленными законодательством Российской Федерации, и правилами перевозок грузов
5. Грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.Грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной сертификаты или декларации о соответствии, паспорта качества, удостоверения и другие документы, наличие которых установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
6. Сроки прекращения обязательного приема грузов для перевозок устанавливаются правилами перевозок грузов.
1. При предъявлении грузов для перевозок грузоотправитель указывает в транспортной накладной их массу, определяемую им согласно трафарету, в соответствии со стандартом или путем взвешивания, а в отношении тарных и штучных грузов и количество грузовых мест. В случаях, установленных правилами перевозок грузов, допускается определение массы отдельных грузов расчетным путем (посредством обмера грузов, по осадке судна или условно). Определение массы грузов согласно трафарету, в соответствии со стандартом, расчетным путем (посредством обмера грузов или условно) проводится грузоотправителем. Масса грузов путем взвешивания определяется грузоотправителем за его счет совместно с перевозчиком на весовых приборах грузоотправителя, перевозчика или осуществляющей погрузку грузов в порту отправления организации.
2. Грузы в контейнерах принимаются для перевозок в соответствии с массой, указанной грузоотправителем.
3. Масса грузов, перевозимых наливом, определяется грузоотправителем в соответствии с замерами береговых резервуаров, для которых имеются утвержденные в установленном порядке калибровочные таблицы, а также на основании показаний счетчиков или замеров грузовых емкостей судов. В случаях, если такие грузы перевозятся с перегрузкой в пути с судна на судно или на одном судне в адрес нескольких грузополучателей, масса грузов определяется грузоотправителем с участием перевозчика.