Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ
Номер документа: | 67-ФЗ |
Дата редакции: | 13 декабря 2024 |
Дата принятия: | 12 июня 2002 |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Парламентская газета, N 110-111, 15.06.2002 |
Публикация: | Приложение к "Российской газете", N 17, 2003 год |
Публикация: | Приложение к "Российской газете", N 25, 2002 год |
Публикация: | Российская газета, N 106, 15.06.2002 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 24, 17.06.2002, ст.2253 |
Редакции
- 16.12.2024
- 19.08.2024
- 31.05.2024
- 15.05.2024
- 01.01.2024
- 14.11.2023
- 31.07.2023
- 10.07.2023
- 09.06.2023
- 29.05.2023
- 09.05.2023
- 03.04.2023
- 01.01.2023
- 05.12.2022
- 09.07.2022
- 12.04.2022
- 14.03.2022
- 01.01.2022
- 04.06.2021
- 30.04.2021
- 20.04.2021
- 05.04.2021
- 16.03.2021
- 09.03.2021
- 14.09.2020
- 31.07.2020
- 23.05.2020
- 01.04.2020
- 09.03.2020
- 29.05.2019
- 08.01.2019
- 11.12.2018
- 01.10.2018
- 03.07.2018
- 06.05.2018
- 29.04.2018
- 16.02.2018
- 01.10.2017
- 28.06.2017
- 01.06.2017
- 15.04.2017
- 01.01.2017
- 05.04.2016
- 09.03.2016
- 15.02.2016
- 09.02.2016
- 01.01.2016
- 04.11.2015
- 17.10.2015
- 18.04.2015
- 07.03.2015
- 01.01.2015
- 16.12.2014
- 25.11.2014
- 26.10.2014
- 04.06.2014
- 05.05.2014
- 15.04.2014
- 13.04.2014
- 24.02.2014
- 15.02.2014
- 01.01.2014
- 23.12.2013
- 14.11.2013
- 10.10.2013
- 01.09.2013
- 08.06.2013
- 19.05.2013
- 01.05.2013
- 22.04.2013
- 08.04.2013
- 02.04.2013
- 01.01.2013
- 01.11.2012
- 16.10.2012
- 01.06.2012
- 03.05.2012
- 27.07.2011
- 26.07.2011
- 28.06.2011
- 25.03.2011
- 11.03.2011
- 15.01.2011
- 08.11.2010
- 10.08.2010
- 06.07.2010
- 22.06.2010
- 15.06.2010
- 09.06.2010
- 27.05.2010
- 29.12.2009
- 22.11.2009
- 01.08.2009
- 20.06.2009
- 26.05.2009
- 19.04.2009
- 14.03.2009
- 10.01.2009
- 01.01.2009
- 31.12.2008
- 30.12.2008
- 28.11.2008
- 05.08.2008
- 07.09.2007
- 12.08.2007
- 11.05.2007
- 05.05.2007
- 06.04.2007
- 13.02.2007
- 21.01.2007
- 07.12.2006
- 27.07.2006
- 15.07.2006
- 01.01.2006
- 06.08.2005
- 02.07.2005
- 01.01.2005
- 15.12.2004
- 14.08.2004
- 20.06.2004
- 08.07.2003
- 25.06.2003
- 08.10.2002
- 25.06.2002
Страница 21
1. Первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых, территориальных комиссий, окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий и заверенных копий сводных таблиц лицам, имеющим право на получение этих копий, поступают в вышестоящую комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, и последующей передачи этих данных в комиссию, устанавливающую итоги голосования в целом на территории, на которой проводились выборы, референдум, и определяющую результаты соответствующих выборов, референдума, в том числе в комиссию, организующую эти выборы, референдум.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 60-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. На основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации. Решение комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования
Если протокол и (или) сводная таблица нижестоящей комиссии об итогах голосования составлены с нарушением требований закона, предъявляемых к составлению протокола и сводной таблицы, указанная комиссия обязана составить повторный протокол и (или) сводную таблицу в соответствии с требованиями пункта 8 настоящей статьи, а первоначально представленные протокол и (или) сводная таблица остаются в вышестоящей комиссии.
Если протокол и (или) сводная таблица нижестоящей комиссии об итогах голосования составлены в соответствии с требованиями закона, предъявляемыми к составлению протокола и (или) сводной таблицы, член вышестоящей комиссии вносит данные этого протокола в сводную таблицу вышестоящей комиссии. Председатель, секретарь или иной член нижестоящей комиссии с правом решающего голоса, передавший члену вышестоящей комиссии протокол об итогах голосования, расписывается в увеличенной форме сводной таблицы под данными протокола соответствующей комиссии об итогах голосования.Суммирование данных, содержащихся в протоколах нижестоящих комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены вышестоящей комиссии с правом решающего голоса.
3. По данным протоколов нижестоящих комиссий вышестоящая комиссия составляет сводную таблицу и протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума), в который заносятся данные о количестве нижестоящих комиссий на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации, количестве поступивших протоколов нижестоящих комиссий, на основании которых составляется указанный протокол, а также суммарные данные по строкам протокола участковой комиссии об итогах голосования, установленным пунктом 2 статьи 67 настоящего Федерального закона. Для подписания протокола комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов нижестоящих комиссий. После этого комиссия подписывает протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) и выдает копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания протокола недействительным.
4. К протоколам об итогах голосования комиссий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, приобщается составляемая в двух экземплярах сводная таблица об итогах голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации, включающая в себя полные данные всех поступивших в соответствующую комиссию протоколов об итогах голосования. Член комиссии с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
5. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов комиссии, составившей протокол, а также поступившие в указанную комиссию в период, который начинается в день голосования и оканчивается в день составления соответствующего протокола об итогах голосования, жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона, иного закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения.
6. Второй экземпляр протокола об итогах голосования вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования, списками членов комиссии с правом совещательного голоса, составившей протокол, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, и с другой документацией хранится секретарем указанной комиссии в охраняемом помещении.
7. Второй экземпляр протокола об итогах голосования вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования предоставляются для ознакомления членам комиссии, составившей протокол, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, а заверенная копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления
8. Если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы об итогах голосования и направления в вышестоящую комиссию их первых экземпляров комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, либо вышестоящая комиссия в ходе предварительной проверки выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов нижестоящих комиссий), комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1-11, 11ж и 11з протокола и (или) в сводную таблицу. О принятом решении комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае комиссия составляет протокол и (или) сводную таблицу об итогах голосования, на которых делается отметка: "Повторный" и (или) "Повторная". Указанные протокол и (или) сводная таблица незамедлительно направляются в вышестоящую комиссию. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола и повторной сводной таблицы является основанием для признания этого протокола недействительным. В случае, если требуется внести уточнения в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, проводится повторный подсчет голосов в порядке, установленном пунктом 9 настоящей статьи.
9. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей комиссии, вышестоящая комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума нижестоящей комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума, соответствующей территории. Повторный подсчет голосов избирателей, участников референдума проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей комиссии с правом решающего голоса комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума с обязательным извещением об этом членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума. По итогам повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный подсчет голосов". Его заверенные копии выдаются наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию. Указанный повторный подсчет голосов может проводиться до установления вышестоящей комиссией итогов голосования, определения результатов выборов, референдума и составления ею протокола об итогах голосования, о результатах выборов, референдума
10. В случае проведения голосования, предусмотренного пунктом 17 статьи 64 и (или) пунктом 19 статьи 66 настоящего Федерального закона, и (или) досрочного голосования, предусмотренного пунктом 17 статьи 65 настоящего Федерального закона, особенности составления сводной таблицы и протокола об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) вышестоящей комиссией с учетом данных об итогах голосования, предусмотренного пунктом 17 статьи 64 и (или) пунктом 19 статьи 66 настоящего Федерального закона, и (или) досрочного голосования, предусмотренного пунктом 17 статьи 65 настоящего Федерального закона, устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Статья 70. Порядок определения результатов выборов, референдума
Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 12 июля 2006 года № 107-ФЗ) не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до 15 июля 2006 (до дня вступления в силу Федерального закона от 12 июля 2006 года № 107-ФЗ), - см. статью 5 Федерального закона от 12 июля 2006 года № 107-ФЗ.
Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ) не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу Федерального закона от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ, - пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ.
Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 4 октября 2010 года № 263-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 4 октября 2010 года № 263-ФЗ, - см. часть 4 статьи 6 Федерального закона от 4 октября 2010 года № 263-ФЗ.
Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 4 июня 2014 года № 146-ФЗ) не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов в органы местного самоуправления, назначенных до дня вступления в силу Федерального закона от 4 июня 2014 года № 146-ФЗ, а также в связи с проведением соответствующих повторных и дополнительных выборов, если основные выборы в органы местного самоуправления были назначены до дня вступления в силу Федерального закона от 4 июня 2014 года № 146-ФЗ, - см. пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 4 июня 2014 года № 146-ФЗ.
Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 9 марта 2016 года № 66-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 9 марта 2016 года № 66-ФЗ, - см. пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 9 марта 2016 года № 66-ФЗ.
1. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов, референдума лично. О результатах выборов, референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. Протокол о результатах выборов, референдума подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. Сводную таблицу подписывают председатель (заместитель председателя) и секретарь комиссии. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов, референдума. В случае проведения голосования, предусмотренного пунктом 17 статьи 64 и (или) пунктом 19 статьи 66 настоящего Федерального закона, и (или) досрочного голосования, предусмотренного пунктом 17 статьи 65 настоящего Федерального закона, протокол о результатах выборов, референдума, сводная таблица должны включать данные такого голосования.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2016 года № 66-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29 мая 2023 года № 184-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
а)
б) в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании
в) менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;
г) за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. Законом указанный процент может быть повышен
д) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;
е) а также в случае, предусмотренном абзацем четвертым пункта 1 статьи 71 настоящего Федерального закона;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 июня 2012 года Федеральным законом от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
ж) на выборах в органы местного самоуправления в одномандатном или едином избирательном округе число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 4 июня 2014 года № 146-ФЗ)
2.1. Число избирателей, участников референдума, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования. Число участников референдума, принявших участие в референдуме, определяется по числу подписей участников референдума в списке участников референдума, проголосовавших в помещении для голосования в день голосования, и по числу отметок в списке участников референдума о том, что участник референдума проголосовал вне помещения для голосования либо досрочно
3.
4. Закон, за исключением случаев, указанных в пункте 5 настоящей статьи и пункте 1 статьи 71 настоящего Федерального закона, не может содержать нормы, допускающие возможность признания неизбранным кандидата, получившего наибольшее число голосов избирателей, в случае, если выборы признаны состоявшимися и действительными.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 4 июня 2014 года № 146-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4.1. Каждому списку кандидатов, допущенному в соответствии с законом к распределению депутатских мандатов, должно быть распределено не менее одного депутатского мандата
5. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по многомандатным избирательным округам, в которых избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов в избирательном округе, кандидат считается неизбранным, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по многомандатным избирательным округам, в которых избиратель имеет меньшее число голосов, чем число мандатов в избирательном округе, кандидат считается неизбранным, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем расчетное для этого избирательного округа число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Указанное расчетное число голосов избирателей определяется как частное от деления общего числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, на частное от деления числа мандатов в многомандатном избирательном округе на число голосов, которое имеет избиратель в этом избирательном округе. Если после подведения итогов голосования по многомандатным избирательным округам не все мандаты оказались замещенными, по незамещенным мандатам назначаются повторные выборы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 4 июня 2014 года № 146-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6. Соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей
Положения пункта 6 настоящей статьи не распространяются на выборных должностных лиц местного самоуправления, которые являются депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, избранными до 13 мая 2002 года, - см. пункт 7 статьи 80 настоящего федерального закона.
6.1. В случае, если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу либо выборным должностным лицом, не выполнит требование, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании такого кандидата избранным
6.2. В случае, если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом в составе списка кандидатов, не выполнит требование, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, его депутатский мандат передается другому зарегистрированному кандидату в порядке, предусмотренном законом
7. Законом может быть предусмотрено, что, если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью или частично возместить соответствующей избирательной комиссии произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных выборов. Соответствующий закон должен также содержать перечень обстоятельств, при которых указанное возмещение не производится.
8. Референдум признается соответствующей комиссией референдума не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума. Соответствующая комиссия референдума признает решение не принятым на референдуме в случае, если за это решение проголосовало не более половины участников референдума, принявших участие в голосовании. Законом субъекта Российской Федерации не могут устанавливаться дополнительные основания признания референдума несостоявшимся.
9. Соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума недействительными:
а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, участков референдума, списки избирателей, участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, участников референдума, внесенных в списки избирателей, участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе, округе референдума;
10. Документация комиссий всех уровней, включая подписные листы с подписями избирателей, участников референдума, бюллетени и списки избирателей, участников референдума, подлежит хранению в течение сроков, установленных законом. При этом устанавливаемые сроки хранения подписных листов с подписями избирателей, участников референдума, бюллетеней и списков избирателей, участников референдума не могут быть менее одного года со дня опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдума. Устанавливаемые сроки хранения протоколов об итогах голосования и сводных таблиц избирательных комиссий об итогах голосования не могут быть менее одного года со дня объявления даты следующих выборов того же уровня, а комиссий референдума - менее пяти лет со дня опубликования итогов голосования. В случае рассмотрения в суде жалобы на решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, возбуждения уголовных дел, связанных с нарушением избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, сроки хранения соответствующей избирательной документации, документации референдума продлеваются до вступления в законную силу решения суда (прекращения дела в соответствии с законом). Ответственность за сохранность избирательной документации, документации референдума возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей комиссии до передачи документации в вышестоящую комиссию либо в архив.
11. Порядок хранения, передачи в архив и уничтожения избирательной документации, документации референдума утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими государственными архивными органами.
Статья 71. Повторное голосование и повторные выборы. Дополнительные выборы. Замещение вакантных депутатских мандатов, исключение зарегистрированных кандидатов из списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, из списков кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законодательством Российской Федерации
Наименование в редакции, введенной в действие с 27 июля 2011 года Федеральным законом от 25 июля 2011 года № 263-ФЗ, - см. предыдущую редакцию
Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 12 июля 2006 года № 107-ФЗ) не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до 15 июля 2006 (до дня вступления в силу Федерального закона от 12 июля 2006 года № 107-ФЗ), - см. статью 5 Федерального закона от 12 июля 2006 года № 107-ФЗ.
Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ) не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу Федерального закона от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ, - пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ.
Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ, - см. пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ.
Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 40-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 40-ФЗ - см. пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 40-ФЗ.
Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 4 июня 2014 года № 146-ФЗ) не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов в органы местного самоуправления, назначенных до дня вступления в силу Федерального закона от 4 июня 2014 года № 146-ФЗ, а также в связи с проведением соответствующих повторных и дополнительных выборов, если основные выборы в органы местного самоуправления были назначены до дня вступления в силу Федерального закона от 4 июня 2014 года № 146-ФЗ, - см. пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 4 июня 2014 года № 146-ФЗ.
Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 3 ноября 2015 года № 302-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 3 ноября 2015 года № 302-ФЗ, - см. пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2015 года № 302-ФЗ.
Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 9 марта 2016 года № 66-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 9 марта 2016 года № 66-ФЗ, - см. пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 9 марта 2016 года № 66-ФЗ.
1. Законом может быть предусмотрено, что в случае, если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, соответствующая избирательная комиссия назначает повторное голосование по двум или более кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Организация и проведение повторного голосования, в том числе порядок размещения в бюллетене данных о кандидатах, по которым проводится повторное голосование, осуществляются в соответствии с законом
(Абзац дополнительно включен с 1 июня 2012 года Федеральным законом от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 60-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Абзац третий пункта 1 предыдущей редакции считается абзацем четвертым пункта 1 настоящей редакции - Федеральный закон от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ.
Если законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, соответствующая избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися.
2. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другим кандидатом. При проведении выборов в органы местного самоуправления по итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другим кандидатом, при условии, что число голосов избирателей, полученных кандидатом, набравшим большее число голосов избирателей, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 4 июня 2014 года № 146-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Если один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам до дня (первого дня) голосования, его место по решению избирательной комиссии, определяющей результаты выборов, передается следующему по числу полученных голосов кандидату, ранее участвовавшему в данных выборах. Если выбыли все следующие кандидаты или если один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам в течение дней голосования, голосование проводится по одной оставшейся кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае выбытия всех кандидатов проводятся повторные выборы.
(Пункт дополнен с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 267-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4.
5. Если выборы признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, - полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица, а также в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 70 настоящего Федерального закона, орган, уполномоченный на то законом, назначает повторные выборы
6. Повторные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные соответствующим федеральным законом. Если законодательный орган субъекта Российской Федерации или представительный орган муниципального образования не был сформирован в правомочном составе либо выборное должностное лицо не было избрано, повторные выборы проводятся не позднее чем через три месяца со дня голосования на основных выборах. В остальных случаях повторные выборы проводятся в предусмотренный пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона день голосования либо в иной день, но не позднее чем через один год со дня появления основания для проведения повторных выборов. При этом в период, который начинается за пять месяцев до предусмотренного пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона дня голосования и заканчивается через месяц после указанного дня голосования, такие повторные выборы не могут быть проведены в иной день, кроме указанного дня голосования, и назначаются на указанный день с учетом положений, предусмотренных пунктами 6-9 статьи 10 настоящего Федерального закона. При проведении повторных выборов сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать повторные выборы, могут быть сокращены на одну треть. Решение о назначении повторных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через три дня со дня его принятия.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2012 года Федеральным законом от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2015 года Федеральным законом от 3 ноября 2015 года № 302-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 60-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29 мая 2023 года № 184-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
7. При назначении повторных выборов в случае, если полномочия окружных избирательных комиссий, а также участковых избирательных комиссий, указанных в пункте 1.1 статьи 27 настоящего Федерального закона, не истекли, организующая выборы избирательная комиссия обязана распорядиться либо о продлении срока полномочий этих избирательных комиссий, либо о формировании этих избирательных комиссий в новом составе.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 апреля 2013 года Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 40-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
8. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные федеральным законом. Дополнительные выборы назначаются на предусмотренный пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона день голосования. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, не могут быть назначены на ближайший предусмотренный пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона день голосования, они назначаются на следующий предусмотренный пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона день голосования либо на иной день до указанного дня голосования с учетом положений, предусмотренных пунктами 6-9 статьи 10 настоящего Федерального закона. При этом в период, который начинается за пять месяцев до предусмотренного пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона дня голосования и заканчивается через месяц после указанного дня голосования, такие дополнительные выборы не могут быть проведены в иной день, кроме указанного дня голосования, и назначаются на указанный день с учетом положений, предусмотренных пунктами 6-9 статьи 10 настоящего Федерального закона. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.
9. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Законом могут быть предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего.
10. Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.
11.
12. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи не предусмотрено, назначаются новые основные выборы, которые проводятся в сроки, установленные пунктом 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 60-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
13. Законом не может быть установлен порядок, в соответствии с которым в случае отмены решения о регистрации депутата, избранного по одномандатному или многомандатному избирательному округу, выборного должностного лица, а равно в случае досрочного прекращения полномочий указанного депутата и выборного должностного лица избирательная комиссия принимает решение о регистрации депутатом, выборным должностным лицом кандидата, следующего по числу полученных голосов.
14. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, передача вакантного депутатского мандата осуществляется организующей выборы избирательной комиссией в порядке, предусмотренном законом.
Положения пункта 14 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 25 июля 2011 года № 263-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие в связи с замещением вакантных депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органах муниципальных образований, депутаты которых избраны на выборах, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 25 июля 2011 года № 263-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2011 года № 263-ФЗ, - см. пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2011 года № 263-ФЗ.
15. Законом может быть предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, в составе списка кандидатов которой этот депутат был избран, либо (соответственно уровню выборов) коллегиальный постоянно действующий руководящий орган ее регионального отделения или иного структурного подразделения (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить для замещения вакантного депутатского мандата кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов. Если на основании закона список кандидатов разделен на региональные группы кандидатов, кандидатура может быть предложена только из числа кандидатов, включенных в ту региональную группу кандидатов (в часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе кандидатов), в которую был включен депутат, чьи полномочия прекращены досрочно. В случае, если в соответствующей региональной группе кандидатов (в части списка кандидатов, не относящейся к какой-либо региональной группе кандидатов) не осталось зарегистрированных кандидатов или остались только зарегистрированные кандидаты, письменно сообщившие соответственно в коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, указанный орган политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения вправе предложить кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из иной региональной группы кандидатов (из части списка кандидатов, не относящейся к какой-либо региональной группе кандидатов).
Положения пункта 15 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 25 июля 2011 года № 263-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие в связи с замещением вакантных депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органах муниципальных образований, депутаты которых избраны на выборах, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 25 июля 2011 года № 263-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2011 года № 263-ФЗ, - см. пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2011 года № 263-ФЗ.
16. Кандидатура зарегистрированного кандидата для замещения в соответствии с пунктом 15 настоящей статьи вакантного депутатского мандата может быть предложена в течение 14 дней со дня принятия соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти (соответствующей палатой этого органа), представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата. Предложение кандидатуры осуществляется в порядке, предусмотренном уставом политической партии. Соответствующая избирательная комиссия передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения
Положения пункта 16 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 25 июля 2011 года № 263-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие в связи с замещением вакантных депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органах муниципальных образований, депутаты которых избраны на выборах, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 25 июля 2011 года № 263-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2011 года № 263-ФЗ, - см. пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2011 года № 263-ФЗ.
17. Законом может быть предусмотрено, что зарегистрированный кандидат, включенный в список кандидатов, вправе участвовать в замещении (получении) депутатских мандатов не более двух раз
Положения пункта 17 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 25 июля 2011 года № 263-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие в связи с замещением вакантных депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органах муниципальных образований, депутаты которых избраны на выборах, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 25 июля 2011 года № 263-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2011 года № 263-ФЗ, - см. пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2011 года № 263-ФЗ.
Взаимосвязанные положения пункта 17 и подпункта "д" пункта 18 настоящей статьи, части 3 и пункта 4 части 4 статьи 89 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 3 (части 1-3), 10, 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2), 96 и 97 (части 1 и 3), постольку, поскольку эти положения, как не предусматривающие исключение получившего депутатский мандат лица из федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы, допущенного к распределению депутатских мандатов, и при этом позволяющие передавать вакантный депутатский мандат лицу, ранее получившему депутатский мандат, а затем добровольно прекратившему исполнение депутатских полномочий досрочно, лишают зарегистрированного кандидата, входящего в состав федерального списка и не получавшего мандат депутата Государственной Думы, возможности реализовать в порядке очередности право на замещение депутатского мандата, - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2014 года № 33-П.
18. Зарегистрированный кандидат, включенный в список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, или в список кандидатов, которому переданы депутатские мандаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, исключается из указанного списка в случае:
а) подачи зарегистрированным кандидатом письменного заявления об исключении его из списка кандидатов;
б) утраты зарегистрированным кандидатом пассивного избирательного права;
в) вступления зарегистрированного кандидата в члены иной политической партии, чем политическая партия, в список кандидатов которой он включен;
г) невыполнения зарегистрированным кандидатом требования, предусмотренного пунктом 6 статьи 70 настоящего Федерального закона (если законом не предусматривается, что зарегистрированный кандидат вправе участвовать в замещении (получении) депутатских мандатов не более двух раз);
д) реализации зарегистрированным кандидатом права на участие в замещении (получении) депутатского мандата, в том числе дважды в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи (если законом предусматривается, что зарегистрированный кандидат вправе участвовать в замещении (получении) депутатских мандатов не более двух раз);
Взаимосвязанные положения пункта 17 и подпункта "д" пункта 18 настоящей статьи, части 3 и пункта 4 части 4 статьи 89 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 3 (части 1-3), 10, 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2), 96 и 97 (части 1 и 3), постольку, поскольку эти положения, как не предусматривающие исключение получившего депутатский мандат лица из федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы, допущенного к распределению депутатских мандатов, и при этом позволяющие передавать вакантный депутатский мандат лицу, ранее получившему депутатский мандат, а затем добровольно прекратившему исполнение депутатских полномочий досрочно, лишают зарегистрированного кандидата, входящего в состав федерального списка и не получавшего мандат депутата Государственной Думы, возможности реализовать в порядке очередности право на замещение депутатского мандата, - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2014 года № 33-П.
е) признания зарегистрированного кандидата безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании вступившего в законную силу решения суда;
ж) смерти зарегистрированного кандидата;
з) принятия соответствующей избирательной комиссией решения о регистрации зарегистрированного кандидата депутатом, в том числе по одномандатному или многомандатному избирательному округу;
(Подпункт дополнительно включен с 17 октября 2015 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 287-ФЗ)
и) выявления факта несоблюдения кандидатом требований, установленных пунктом 3.3 статьи 33 настоящего Федерального закона.