Градостроительный кодекс РФ
Номер документа: | 190-ФЗ |
Дата редакции: | 26 декабря 2024 |
Дата принятия: | 29 декабря 2004 |
Вид документа: | КОДЕКС |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Парламентская газета, N 5-6, 14.01.2005 |
Публикация: | Приложение к "Российской газете", N 4, 2005 год |
Публикация: | Российская газета, N 290, 30.12.2004 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации N 1 (ч.I), 03.01.2005, ст.16 |
В настоящий документ вносятся изменения на основании: Федерального закона от 31.12.2017 N 507-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 июня 2020 года N 166-ФЗ, Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 438-ФЗ) (в части изменений, вступающих в силу с 1 января 2027 года); Федерального закона от 25.12.2023 N 653-ФЗ (в части изменений, вступающих в силу с 1 марта 2026 года);
Федерального закона от 13.12.2024 N 475-ФЗ с 14 декабря 2025 года.
Редакции
- 01.03.2025
- 01.01.2025
- 31.12.2024
- 01.09.2024
- 19.08.2024
- 01.05.2024
- 01.04.2024
- 01.02.2024
- 01.01.2024
- 30.12.2023
- 01.09.2023
- 15.08.2023
- 04.08.2023
- 24.06.2023
- 09.05.2023
- 01.03.2023
- 03.02.2023
- 11.01.2023
- 01.01.2023
- 30.12.2022
- 19.12.2022
- 01.12.2022
- 01.09.2022
- 14.07.2022
- 01.05.2022
- 01.03.2022
- 01.01.2022
- 30.12.2021
- 06.12.2021
- 01.10.2021
- 01.09.2021
- 13.07.2021
- 12.07.2021
- 01.07.2021
- 30.04.2021
- 10.01.2021
- 01.01.2021
- 30.12.2020
- 29.12.2020
- 19.12.2020
- 01.12.2020
- 28.08.2020
- 31.07.2020
- 13.07.2020
- 05.05.2020
- 28.12.2019
- 25.12.2019
- 16.12.2019
- 01.11.2019
- 13.08.2019
- 02.08.2019
- 01.07.2019
- 27.06.2019
- 01.01.2019
- 30.12.2018
- 01.09.2018
- 14.08.2018
- 04.08.2018
- 03.08.2018
- 28.06.2018
- 04.05.2018
- 11.01.2018
- 01.01.2018
- 29.12.2017
- 30.09.2017
- 11.08.2017
- 10.08.2017
- 30.07.2017
- 26.07.2017
- 01.07.2017
- 18.06.2017
- 18.03.2017
- 01.01.2017
- 31.12.2016
- 01.09.2016
- 04.07.2016
- 23.06.2016
- 10.01.2016
- 01.01.2016
- 30.12.2015
- 19.10.2015
- 13.07.2015
- 30.06.2015
- 01.04.2015
- 31.03.2015
- 01.03.2015
- 22.01.2015
- 11.01.2015
- 09.01.2015
- 01.01.2015
- 25.11.2014
- 15.11.2014
- 23.10.2014
- 22.07.2014
- 11.07.2014
- 05.05.2014
- 21.04.2014
- 02.04.2014
- 01.01.2014
- 05.12.2013
- 01.11.2013
- 01.09.2013
- 24.07.2013
- 23.07.2013
- 14.07.2013
- 01.07.2013
- 19.04.2013
- 01.04.2013
- 15.03.2013
- 04.03.2013
- 01.01.2013
- 31.12.2012
- 24.11.2012
- 30.07.2012
- 23.07.2012
- 25.06.2012
- 01.04.2012
- 06.01.2012
- 01.01.2012
- 12.12.2011
- 29.11.2011
- 25.10.2011
- 01.10.2011
- 01.09.2011
- 02.08.2011
- 01.08.2011
- 26.07.2011
- 22.07.2011
- 15.07.2011
- 01.07.2011
- 06.05.2011
- 25.03.2011
- 14.12.2010
- 07.12.2010
- 01.10.2010
- 02.08.2010
- 29.12.2009
- 27.11.2009
- 23.08.2009
- 11.01.2009
- 01.01.2009
- 30.12.2008
- 25.07.2008
- 18.07.2008
- 31.05.2008
- 17.05.2008
- 01.01.2008
- 08.12.2007
- 14.11.2007
- 11.08.2007
- 29.05.2007
- 01.01.2007
- 08.12.2006
- 29.07.2006
- 08.06.2006
- 01.01.2006
- 30.12.2004
Страница 6
1. Документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации. Подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, а также в отношении одной или нескольких областей, указанных в части 3 настоящей статьи.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 12 июля 2021 года Федеральным законом от 1 июля 2021 года № 275-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Подготовка схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации может осуществляться применительно ко всей территории субъекта Российской Федерации или к ее частям.
3. Схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
5) физическая культура и спорт;
5.1) энергетика;
(Пункт дополнительно включен с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ)
6) иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъекта Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, муниципального округа, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
(Часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 июня 2023 года Федеральным законом от 13 июня 2023 года № 240-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. На картах планируемого размещения объектов регионального значения отображаются планируемые для размещения объекты регионального значения.
(Часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6.
7. К схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации прилагаются материалы по обоснованию этих схем в текстовой форме и в виде карт.
(Часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
8. Материалы по обоснованию схем территориального планирования субъекта Российской Федерации в текстовой форме содержат:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1) сведения об утвержденных документах стратегического планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указанных в части 5.1 статьи 9 настоящего Кодекса, о национальных проектах, межгосударственных программах, об инвестиционных программах субъектов естественных монополий, о решениях органов государственной власти, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов регионального значения;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 264-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) обоснование выбранного варианта размещения объектов регионального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;
3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на комплексное развитие соответствующей территории;
4) сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении твердых коммунальных отходов, содержащиеся в территориальных схемах в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 203-ФЗ))
(Часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
9. Карты, включаемые в состав материалов по обоснованию схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, составляются применительно к территории, в отношении которой разрабатывается схема территориального планирования субъекта Российской Федерации. На указанных картах отображаются:
1) границы муниципальных образований - муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденные в установленном порядке законом субъекта Российской Федерации;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июня 2023 года Федеральным законом от 13 июня 2023 года № 240-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов регионального значения, в том числе:
а) планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
в) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;
г) территории объектов культурного наследия, территории исторических поселений федерального значения и территории исторических поселений регионального значения;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 24 ноября 2012 года Федеральным законом от 12 ноября 2012 года № 179-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
д) зоны с особыми условиями использования территорий;
е) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
е_1) объекты, используемые для утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов и включенные в территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 203-ФЗ))
ж) иные объекты, иные территории и (или) зоны.
(Часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
10.
11.
Статья 15. Подготовка и утверждение схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации
Наименование в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
1. Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1.1. Подготовка проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных нормативов градостроительного проектирования.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 131-ФЗ)
2.
3. Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации до ее утверждения подлежит обязательному согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с субъектом Российской Федерации, обеспечившим подготовку проекта схемы территориального планирования, и органами местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлены предложения по территориальному планированию, в порядке, установленном статьей 16 настоящего Кодекса.
(Часть в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4.
5. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.
6.
7. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, вправе оспорить схему территориального планирования субъекта Российской Федерации в судебном порядке.
8. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
9. Внесение изменений в схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящей статьей и статьями 9 и 16 настоящего Кодекса.
(Часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
10. Состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, порядок внесения изменений в такие схемы устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
11. В случае, если на межселенных территориях расположены вахтовые и иные временные поселки, созданные до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины (далее - лесные поселки), или военные городки, созданные в границах лесничеств на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее - военные городки), образование на межселенных территориях населенных пунктов из таких лесных поселков и военных городков осуществляется с учетом положений частей 20-26 статьи 24 настоящего Кодекса.
(Часть дополнительно включена с 11 августа 2017 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 538-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 16. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации
Наименование в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
1. Проект схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежат согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в части их соответствия положениям утвержденных документов территориального планирования Российской Федерации, в том числе в части учета планируемого размещения объектов федерального значения. Проект схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в части возможного негативного воздействия планируемых для размещения объектов регионального значения на особо охраняемые природные территории федерального значения в случае, если на территории, в отношении которой подготовлен такой проект, находятся особо охраняемые природные территории федерального значения, а также в случае, если планируемые для размещения объекты регионального значения могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности. Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в части возможного негативного воздействия планируемых для размещения объектов регионального значения на особо охраняемые природные территории федерального значения в случае, если на территории этого субъекта Российской Федерации находятся особо охраняемые природные территории федерального значения, а также в случае, если планируемые для размещения объекты регионального значения могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежит согласованию с высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с субъектом Российской Федерации, обеспечившим подготовку проекта такой схемы, в целях соблюдения интересов указанных субъектов Российской Федерации при установлении на их территориях зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов регионального значения, при размещении объектов регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2.1. Проект схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации подлежит согласованию с высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, имеющего общую границу с субъектами Российской Федерации, применительно к территориям или частям территорий которых подготовлен указанный проект, в целях соблюдения интересов такого субъекта Российской Федерации при установлении на его территории зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов регионального значения, а также при размещении объектов регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории этого субъекта Российской Федерации. Предусмотренное настоящей частью согласование проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации не требуется между высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации, применительно к территориям или частям территорий которых подготовлен этот проект.
(Часть дополнительно включена с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Проект схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежат согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов регионального значения или на окружающую среду на территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты регионального значения, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований в части возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на социально-экономическое развитие муниципальных образований, возможного негативного воздействия таких объектов на окружающую среду на территориях муниципальных образований.
(Часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Иные вопросы, кроме указанных в частях 1-3 настоящей статьи вопросов, не могут подлежать согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. Срок согласования проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации не может превышать три месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проекту схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования в указанные в частях 1-3 настоящей статьи соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления.
(Часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5.1. Изменения в утвержденную схему территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, изменения в утвержденную схему территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежат согласованию в части вопросов, указанных в частях 1-3 настоящей статьи, в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа о внесении изменений в утвержденную схему территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации и материалам по его обоснованию, проекту документа о внесении изменений в утвержденную схему территориального планирования субъекта Российской Федерации и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в указанные в частях 1-3 настоящей статьи соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления, в следующих случаях:
1) внесение изменений, предусмотренных частью 7 статьи 26 настоящего Кодекса;
2) внесение изменений в части реконструкции объектов капитального строительства регионального значения, размещение которых предусмотрено утвержденной схемой территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или утвержденной схемой территориального планирования субъекта Российской Федерации;
3) внесение изменений в части приведения утвержденной схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или утвержденной схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации в соответствие с утвержденными документами территориального планирования Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 264-ФЗ)
5.2. В случаях, не предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи, изменения в утвержденную схему территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, изменения в утвержденную схему территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежат согласованию в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа о внесении изменений в утвержденную схему территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации и материалам по его обоснованию, проекту документа о внесении изменений в утвержденную схему территориального планирования субъекта Российской Федерации и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в указанные в частях 1-3 настоящей статьи соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 264-ФЗ)
6. Заключения на проект схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, направленные органами, указанными в частях 1-3 настоящей статьи, могут содержать положение о согласии с такими проектами или несогласии с такими проектами с обоснованием принятого решения.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
7. После истечения сроков, указанных в частях 5-5.2 настоящей статьи и установленных для согласования проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или вносимых в нее изменений, проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации или вносимых в нее изменений, подготовка заключений на проект схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или на проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации не осуществляется, проект соответствующей схемы территориального планирования считается согласованным с органами, предусмотренными частями 1-3 настоящей статьи.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 264-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
8. В случае поступления от одного или нескольких органов, указанных в частях 1-3 настоящей статьи, заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или вносимыми в нее изменениями, проектом схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации или вносимыми в нее изменениями с обоснованием принятого решения, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации в течение пятнадцати дней со дня истечения установленного срока согласования соответственно указанных проектов и изменений принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать два месяца.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 264-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
9. По результатам работы согласительная комиссия представляет в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, а в случае подготовки схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации в высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации, принявшие решение о подготовке проекта такой схемы:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1) документ о согласовании проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документ о согласовании проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации и подготовленные для утверждения соответственно проект схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации с внесенными в него изменениями, проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации с внесенными в него изменениями;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
10. Указанные в части 9 настоящей статьи документы и материалы могут содержать:
1) предложения об исключении из проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или из проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования);
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) план согласования указанных в пункте 1 настоящей части вопросов после утверждения схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации путем подготовки предложений о внесении в такую схему соответствующих изменений.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
11. На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации, применительно к территориям или частям территорий которых подготовлен проект схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, вправе принять решение об утверждении указанной схемы или об отклонении проекта указанной схемы и о направлении его на доработку, а в случае, предусмотренном частью 13 статьи 63 настоящего Кодекса, направить проект указанной схемы для утверждения в законодательные органы субъектов Российской Федерации, предусмотренные частью 13 статьи 63 настоящего Кодекса, либо на доработку. На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации вправе принять решение об утверждении схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации или об отклонении проекта указанной схемы и о направлении его на доработку.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
12. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 17. Реализация схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации
Статья утратила силу с 25 марта 2011 года - Федеральный закон от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 18. Документы территориального планирования муниципальных образований
1. Документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов;
4) генеральные планы муниципальных округов.
(Пункт дополнительно включен с 24 июня 2023 года Федеральным законом от 13 июня 2023 года № 240-ФЗ)
2. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3. Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ; дополнена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке.
(Часть дополнена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. Установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, муниципального округа, городского округа, осуществляется в границах таких поселения, муниципального округа, городского округа.
(Часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 июня 2023 года Федеральным законом от 13 июня 2023 года № 240-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6. Представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки.
(Часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 438-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
7. Внесение в документы территориального планирования муниципального образования изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в связи с устранением пересечения границ населенного пункта (населенных пунктов) с границами земельных участков, осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
(Часть дополнительно включена с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 438-ФЗ)
8. Органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть установлено, что устранение пересечения границ населенного пункта (населенных пунктов), территориальных зон с границами земельных участков в порядке, установленном федеральным законом, осуществляется без согласования с указанным органом и органами местного самоуправления муниципальных образований на территории данного субъекта Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 438-ФЗ)
Статья 19. Содержание схемы территориального планирования муниципального района
1. Схема территориального планирования муниципального района содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях и (или) в границах сельских поселений, в случае, если представительным органом сельского поселения принято решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 6 декабря 2021 года № 408-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4) карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).
2. Положение о территориальном планировании, содержащееся в схеме территориального планирования муниципального района, включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования поселения, межселенной территории, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов), а также сведения о планируемых для размещения в указанных зонах объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения.
3. На указанных в пунктах 2-4 части 1 настоящей статьи картах соответственно отображаются:
1) планируемые для размещения объекты местного значения муниципального района, относящиеся к следующим областям:
а) электро- и газоснабжение поселений;
б) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;
д) физическая культура и массовый спорт;
е) обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 203-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
ж) иные области в связи с решением вопросов местного значения муниципального района;
2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях и (или) в границах сельских поселений, в случае, если представительным органом сельского поселения принято решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 6 декабря 2021 года № 408-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) границы и описание функциональных зон, установленных на межселенных территориях, с указанием планируемых для размещения в этих зонах объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и (или) местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
3.1. Обязательным приложением к схеме территориального планирования муниципального района являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях и (или) в границах сельских поселений, в случае, если представительным органом сельского поселения принято решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления муниципального района также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов. Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
(Часть дополнительно включена с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 6 декабря 2021 года № 408-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. К схеме территориального планирования муниципального района прилагаются материалы по ее обоснованию в текстовой форме и в виде карт.
5. Материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в текстовой форме содержат:
1) сведения об утвержденных документах стратегического планирования, указанных в части 5.2 статьи 9 настоящего Кодекса, о национальных проектах, об инвестиционных программах субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, о решениях органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов местного значения;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 264-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения муниципального района на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;
3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на комплексное развитие соответствующей территории;
4) утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на межселенных территориях объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5) перечень земельных участков, расположенных на межселенных территориях и (или) в границах сельских поселений, в случае, если представительным органом сельского поселения принято решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки, и включаемых в границы населенных пунктов или исключаемых из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 6 декабря 2021 года № 408-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6) перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на межселенных территориях в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
6. Материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в виде карт отображают:
1) границы поселений, входящих в состав муниципального района;
2) границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального района;
3) объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов местного значения муниципального района, объектов федерального значения, объектов регионального значения, в том числе:
а) планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
в) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;
г) территории объектов культурного наследия;
д) зоны с особыми условиями использования территорий;
е) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
ж) иные объекты, иные территории и (или) зоны;
4) границы лесничеств.
(Пункт дополнительно включен с 11 августа 2017 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 538-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 20. Подготовка и утверждение схемы территориального планирования муниципального района
1. Схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района.
2. Подготовка проекта схемы территориального планирования муниципального района осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
(Часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 131-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Проект схемы территориального планирования муниципального района до ее утверждения подлежит в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4.
5. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования муниципального района.
6.
7. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования муниципального района, вправе оспорить схему территориального планирования муниципального района в судебном порядке.