Налоговый кодекс РФ. Часть первая
Номер документа: | 146-ФЗ |
Дата редакции: | 21 января 2025 |
Дата принятия: | 31 июля 1998 |
Вид документа: | КОДЕКС |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания РФ N 26, 11.09.98 |
Публикация: | Российская газета, N 148-149, 06.08.98 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 31, 03.08.98, ст.3824 |
Публикация: | Экономика и жизнь N 30, июль 1999 года |
В настоящий документ вносятся изменения на основании: Федерального закона от 08.08.2024 N 259-ФЗ (в части изменений, вступающих в силу с 1 января 2026 года).
Редакции
- 05.02.2025
- 21.01.2025
- 01.01.2025
- 23.12.2024
- 30.10.2024
- 08.09.2024
- 08.08.2024
- 12.07.2024
- 01.07.2024
- 23.04.2024
- 01.04.2024
- 26.03.2024
- 01.03.2024
- 01.01.2024
- 19.12.2023
- 01.10.2023
- 04.09.2023
- 31.08.2023
- 10.08.2023
- 31.07.2023
- 18.07.2023
- 01.07.2023
- 29.06.2023
- 24.06.2023
- 29.05.2023
- 18.05.2023
- 18.03.2023
- 01.01.2023
- 28.12.2022
- 01.12.2022
- 21.11.2022
- 23.09.2022
- 01.08.2022
- 28.07.2022
- 01.07.2022
- 01.06.2022
- 28.05.2022
- 01.05.2022
- 26.04.2022
- 26.03.2022
- 25.03.2022
- 09.03.2022
- 01.01.2022
- 02.08.2021
- 01.07.2021
- 20.05.2021
- 17.03.2021
- 01.01.2021
- 23.12.2020
- 09.12.2020
- 23.11.2020
- 09.11.2020
- 01.10.2020
- 20.07.2020
- 01.04.2020
- 26.03.2020
- 28.02.2020
- 01.01.2020
- 28.12.2019
- 31.10.2019
- 29.10.2019
- 29.09.2019
- 02.09.2019
- 07.06.2019
- 29.05.2019
- 01.05.2019
- 28.01.2019
- 25.01.2019
- 01.01.2019
- 28.12.2018
- 27.12.2018
- 25.12.2018
- 27.11.2018
- 03.09.2018
- 30.08.2018
- 03.08.2018
- 01.06.2018
- 19.02.2018
- 29.01.2018
- 29.12.2017
- 27.12.2017
- 14.12.2017
- 27.11.2017
- 14.11.2017
- 01.10.2017
- 19.08.2017
- 01.07.2017
- 01.01.2017
- 30.11.2016
- 01.09.2016
- 03.08.2016
- 01.07.2016
- 23.06.2016
- 02.06.2016
- 01.06.2016
- 05.05.2016
- 26.04.2016
- 05.04.2016
- 15.03.2016
- 15.02.2016
- 01.01.2016
- 28.12.2015
- 15.09.2015
- 13.08.2015
- 08.07.2015
- 01.07.2015
- 08.06.2015
- 02.06.2015
- 09.04.2015
- 01.01.2015
- 29.12.2014
- 05.12.2014
- 06.10.2014
- 06.08.2014
- 01.07.2014
- 24.06.2014
- 04.06.2014
- 02.05.2014
- 01.01.2014
- 03.12.2013
- 03.11.2013
- 01.10.2013
- 24.08.2013
- 23.08.2013
- 03.08.2013
- 30.07.2013
- 30.06.2013
- 08.06.2013
- 07.06.2013
- 08.05.2013
- 04.04.2013
- 04.01.2013
- 01.01.2013
- 29.10.2012
- 01.08.2012
- 31.03.2012
- 05.01.2012
- 01.01.2012
- 22.12.2011
- 30.09.2011
- 22.08.2011
- 08.07.2011
- 15.01.2011
- 03.01.2011
- 01.01.2011
- 10.12.2010
- 30.09.2010
- 03.09.2010
- 02.09.2010
- 12.04.2010
- 29.01.2010
- 22.01.2010
- 01.01.2010
- 31.12.2009
- 30.12.2009
- 27.12.2009
- 22.08.2009
- 17.03.2009
- 01.01.2009
- 26.12.2008
- 01.10.2008
- 28.07.2008
- 30.06.2007
- 24.06.2007
- 12.06.2007
- 01.03.2007
- 31.01.2007
- 01.01.2007
- 08.02.2006
- 01.01.2006
- 01.01.2005
- 04.09.2004
- 02.08.2004
- 01.01.2004
- 09.08.2003
- 01.07.2003
- 10.06.2003
- 01.07.2002
- 10.01.2002
- 01.01.2001
- 06.01.2000
- 17.08.1999
- 02.04.1999
- 01.01.1999
Страница 10
1) в отношении такого налогоплательщика и (или) указанной компании либо в отношении иной контролируемой налогоплательщиком иностранной компании, являющейся акционером (участником) указанной компании, по состоянию на дату окончания календарного года, следующего за годом, за который составляется финансовая отчетность, действовали введенные иностранными государствами, экономическими, политическими, военными или иными объединениями стран, международными финансовыми и иными организациями запретительные, ограничительные и (или) иные аналогичные меры, заключающиеся в установлении запретов и (или) ограничений на проведение расчетов и (или) осуществление (исполнение) операций (сделок) и препятствующие принятию решений о распределении прибыли, объявлению и (или) осуществлению выплаты дивидендов (распределенной прибыли) указанной компанией и (или) иной контролируемой налогоплательщиком иностранной компанией, являющейся акционером (участником) указанной компании;
2) выплата соответствующих дивидендов (распределенной прибыли) (в том числе в неденежной форме) указанной компанией по состоянию на дату окончания календарного года, следующего за годом, за который составляется финансовая отчетность, не производилась;
3) государство (территория) постоянного места нахождения указанной компании не включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 19 декабря 2023 года № 595-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 565-ФЗ)
Положения пункта 1.2 настоящей статьи применяются в отношении порядка определения прибыли контролируемых иностранных компаний в целях налогообложения за налоговые периоды 2022-2025 годов - см. часть 4 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2022 года № 565-ФЗ.
1.3. Для применения положений пункта 1.2 настоящей статьи налогоплательщик - контролирующее лицо ежегодно представляет в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций документы, подтверждающие размер прибыли контролируемой иностранной компании, а также соблюдение условий, установленных пунктом 1.2 настоящей статьи в отношении такого налогоплательщика и контролируемой им иностранной компании. Указанные документы представляются в срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 25.14 настоящего Кодекса, и подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения соблюдения условий применения положений пункта 1.2 настоящей статьи.
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 19 декабря 2023 года № 595-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
В случае прекращения выполнения хотя бы одного из условий, установленных пунктом 1.2 настоящей статьи в отношении контролируемой иностранной компании, суммы прибыли указанной иностранной компании, которые ранее не были учтены при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица в результате применения положений пункта 1.2 настоящей статьи, подлежат учету при определении налоговой базы такого налогоплательщика за налоговый период, в котором перестало выполняться соответствующее условие (а в случае прекращения выполнения условия, указанного в подпункте 1 пункта 1.2 настоящей статьи, в период с 1 октября по 31 декабря за налоговый период, следующий за годом, в котором перестало выполняться это условие), в порядке, предусмотренном главой 25 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 19 декабря 2023 года № 595-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
В случае утраты налогоплательщиком, указанным в абзаце первом пункта 1.2 настоящей статьи, статуса контролирующего лица (за исключением случаев утраты такого статуса в результате введенных иностранными государствами, экономическими, политическими, военными или иными объединениями стран, международными финансовыми и иными организациями мер ограничительного характера, заключающихся в лишении указанного налогоплательщика прав на прибыль (доходы) и имущество контролируемой иностранной компании) либо в случае принятия решения о ликвидации указанного налогоплательщика или контролируемой иностранной компании (за исключением случаев ликвидации контролируемой иностранной компании в результате введенных иностранными государствами, экономическими, политическими, военными или иными объединениями стран, международными финансовыми и иными организациями мер ограничительного характера, заключающихся в лишении указанного налогоплательщика прав на прибыль (доходы) и имущество контролируемой иностранной компании) суммы прибыли, которые ранее не были учтены при определении налоговой базы у указанного налогоплательщика в результате применения положений настоящего пункта, подлежат учету при определении налоговой базы такого налогоплательщика за налоговый период, в котором произошла утрата статуса контролирующего лица либо принято решение о ликвидации, в порядке, предусмотренном главой 25 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 19 декабря 2023 года № 595-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 565-ФЗ)
Положения пункта 1.3 настоящей статьи применяются в отношении порядка определения прибыли контролируемых иностранных компаний в целях налогообложения за налоговые периоды 2022-2025 годов - см. часть 4 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2022 года № 565-ФЗ.
Положения пункта 1.3 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2023 года № 595-ФЗ) применяются в отношении порядка определения прибыли контролируемых иностранных компаний в целях налогообложения за налоговые периоды 2022-2025 годов - см. часть 5 статьи 5 Федерального закона от 19 декабря 2023 года № 595-ФЗ.
2. Прибыль контролируемой иностранной компании, определяемая в соответствии с настоящим Кодексом, приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц) (далее в настоящей главе - прибыль и доход соответственно), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании в соответствии с главами части второй настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
3. Прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в контролируемой иностранной компании на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года в соответствии с личным законом этой контролируемой иностранной компании, а в случае, если такое решение не принято, то на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года контролируемой иностранной компании.
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 15 февраля 2016 года № 32-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 15 февраля 2016 года № 32-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2017 года Федеральным законом от 15 февраля 2016 года № 32-ФЗ)
4. В случае косвенного участия налогоплательщика - контролирующего лица в контролируемой иностранной компании при условии, что такое участие реализовано через организации, являющиеся контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании и признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, прибыль этой контролируемой иностранной компании, учитываемая при определении налоговой базы у такого налогоплательщика, уменьшается на суммы прибыли, подлежащие учету при налогообложении у иных контролирующих лиц, через которых реализовано косвенное участие такого контролирующего лица в контролируемой иностранной компании, в доле пропорционально доле участия такого контролирующего лица в организации (организациях), через которую реализовано косвенное участие в контролируемой иностранной компании.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 марта 2016 года Федеральным законом от 15 февраля 2016 года № 32-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 марта 2016 года Федеральным законом от 15 февраля 2016 года № 32-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2017 года Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. Налогоплательщик - контролирующее лицо подтверждает размер прибыли (убытка) контролируемой этим лицом иностранной компании путем представления следующих документов:
1) финансовая отчетность контролируемой иностранной компании, составленная в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы, подтверждающие прибыль (убыток) такой компании за финансовый год;
2) аудиторское заключение по финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, указанной в подпункте 1 настоящего пункта, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой контролируемой иностранной компании установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит осуществляется иностранной организацией добровольно.
Указанные в настоящем пункте документы представляются независимо от наличия обязанности по учету дохода в виде прибыли контролируемой иностранной компании в налоговой базе контролирующего лица по соответствующему налогу в следующие сроки:
налогоплательщиками-организациями вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций;
налогоплательщиками - физическими лицами вместе с уведомлением о контролируемых иностранных компаниях.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2020 года Федеральным законом от 9 ноября 2020 года № 368-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Положения пункта 5 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 9 ноября 2020 года № 368-ФЗ) применяются в отношении уведомлений о контролируемых иностранных компаниях и подтверждающих документов, представляемых за налоговые периоды, начиная с 2020 года - см. часть 7.2 статьи 3 Федерального закона от 9 ноября 2020 года № 368-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2020 года № 470-ФЗ).
6. Документы (их копии), указанные в пункте 5 настоящей статьи, составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык.В случае невозможности представления аудиторского заключения по финансовой отчетности одновременно с представлением налоговой декларации в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи указанное аудиторское заключение представляется в срок не позднее одного месяца со дня, отраженного в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях в качестве даты составления аудиторского заключения по финансовой отчетности.
7. Прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы за налоговый период по соответствующему налогу в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи в случае, если ее величина, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 настоящего Кодекса, составила более 10000000 рублей.
8. Если по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год, у иностранной организации отсутствует возможность распределения прибыли (полностью или частично) между участниками (пайщиками, доверителями или иными лицами) по причине установленной личным законом такой организации обязанности направления этой прибыли на увеличение уставного капитала и (или) формирование обязательных резервов, если обязанность по формированию таких резервов предусмотрена законодательством иностранного государства, такая прибыль не учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2017 года Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Положения пункта 8 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ) применяются в отношении прибыли иностранных компаний, определяемой начиная с периодов, начинающихся в 2016 году - см. часть 5 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ.
8.1. Положения настоящей статьи не применяются в отношении прибыли контролируемой иностранной компании в случае, если контролируемая иностранная компания является иностранной структурой без образования юридического лица и при этом в отношении такой структуры одновременно соблюдаются следующие условия:
1) указанная структура в соответствии со своим личным законом является формой осуществления коллективных инвестиций;
2) прибыль (доходы) указанной структуры в соответствии с ее личным законом не подлежит налогообложению;
3) распределенная указанной структурой прибыль (выплаченные ею доходы) в пользу своих участников (пайщиков и иных лиц) либо бенефициаров подлежит учету при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой структуры, в соответствии с главами части второй настоящего Кодекса.В целях предусмотренного настоящим пунктом освобождения от применения положений настоящей статьи в отношении прибыли контролируемой иностранной компании налогоплательщик - контролирующее лицо представляет в налоговый орган по месту своего нахождения документы, подтверждающие соблюдение условий для такого освобождения. Указанные документы представляются в срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 25.14 настоящего Кодекса, и подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения соблюдения условий для освобождения от применения положений настоящей статьи в отношении прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с настоящим пунктом.Налогоплательщик - контролирующее лицо вправе не представлять документы, предусмотренные настоящим пунктом, если такие документы были представлены иным налогоплательщиком - контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, являющимся российской организацией, через которую реализовано косвенное участие налогоплательщика, использующего право, предусмотренное настоящим абзацем, в такой контролируемой иностранной компании. Налогоплательщик - контролирующее лицо может воспользоваться данным правом при условии указания им в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, представляемом в соответствии с пунктом 2 статьи 25.14 настоящего Кодекса, сведений об организации, представившей документы, предусмотренные настоящим пунктом.
(Пункт дополнительно включен с 31 августа 2023 года Федеральным законом от 31 июля 2023 года № 389-ФЗ)
Положения пункта 8.1 настоящей статьи применяются в отношении освобождения от соблюдения установленного указанной статьей порядка определения прибыли контролируемых иностранных компаний в целях налогообложения за налоговые периоды начиная с 2022 года - см. часть 23 статьи 13 Федерального закона от 31 июля 2023 года № 389-ФЗ.
9. Если иное не установлено пунктом 12 статьи 309.1 настоящего Кодекса, положения настоящей статьи также не применяются в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, контролирующим лицом которой является физическое лицо, представившее в налоговый орган уведомление о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли в порядке и на условиях, которые установлены главой 23 настоящего Кодекса, при условии, что такая прибыль относится к налоговым периодам, в течение которых указанным физическим лицом применялся установленный статьей 227.2 настоящего Кодекса порядок уплаты налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 9 ноября 2020 года № 368-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 31 августа 2023 года Федеральным законом от 31 июля 2023 года № 389-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Положения пункта 9 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 9 ноября 2020 года № 368-ФЗ) применяются в отношении порядка определения прибыли контролируемых иностранных компаний в целях налогообложения за налоговые периоды начиная с 2020 года - см. часть 7 статьи 3 Федерального закона от 9 ноября 2020 года № 368-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2020 года № 470-ФЗ).
Глава 3.5. Налогоплательщики - участники специальных инвестиционных контрактов
Дополнительно включена со 2 сентября 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 269-ФЗ
Статья 25.16. Налогоплательщики - участники специальных инвестиционных контрактов
1. Для целей законодательства о налогах и сборах налогоплательщиком - участником специального инвестиционного контракта признается лицо, являющееся стороной специального инвестиционного контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", если другой стороной этого контракта является также Российская Федерация. Налогоплательщик - участник специального инвестиционного контракта не может являться резидентом особой экономической зоны любого типа или территории опережающего развития, участником (правопреемником участника) регионального инвестиционного проекта, участником свободной экономической зоны, резидентом свободного порта Владивосток и (или) Арктической зоны Российской Федерации, лицом, применяющим специальные налоговые режимы, предусмотренные настоящим Кодексом, и (или) лицом, использующим право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций в соответствии со статьей 246.3 настоящего Кодекса.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 31 августа 2023 года Федеральным законом от 31 июля 2023 года № 389-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Лицо приобретает статус налогоплательщика - участника специального инвестиционного контракта со дня включения сведений о заключении специального инвестиционного контракта в реестр специальных инвестиционных контрактов, предусмотренный пунктом 7.3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее в настоящей главе - реестр).
2. Для целей законодательства Российской Федерации о налогах и сборах налогоплательщиками - участниками специальных инвестиционных контрактов признаются также лица, являющиеся сторонами специальных инвестиционных контрактов, заключенных с участием Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", которые подлежат автоматическому включению уполномоченным органом в реестр, с момента включения инвестиционных проектов, реализуемых данными налогоплательщиками, в перечень инвестиционных проектов, специальные инвестиционные контракты по которым подлежат автоматическому включению уполномоченным органом в указанный реестр.
3. Лицо утрачивает статус налогоплательщика - участника специального инвестиционного контракта при наступлении одного из следующих событий:
1) прекращение действия специального инвестиционного контракта - со дня прекращения действия такого контракта;
2) расторжение специального инвестиционного контракта - со дня включения сведений о расторжении специального инвестиционного контракта в реестр.
Глава 3.6. Особенности налогообложения при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений
Дополнительно включена с 28 июля 2022 года Федеральным законом от 28 июня 2022 года № 225-ФЗ
Статья 25.17. Налогоплательщик - участник соглашения о защите и поощрении капиталовложений
1. Налогоплательщиком - участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений для целей настоящего Кодекса признается организация, заключившая в соответствии с Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" соглашение о защите и поощрении капиталовложений, сведения о заключении которого включены в предусмотренный статьей 5 указанного Федерального закона реестр соглашений о защите и поощрении капиталовложений.
2. Организация приобретает статус налогоплательщика - участника соглашения о защите и поощрении капиталовложений со дня включения сведений о заключении указанного соглашения в реестр соглашений о защите и поощрении капиталовложений.
3. Организация утрачивает статус налогоплательщика - участника соглашения о защите и поощрении капиталовложений:
1) с даты, с которой действие соглашения о защите и поощрении капиталовложений прекращается или считается прекратившимся, - в случае прекращения действия указанного соглашения согласно положениям Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации", если иное не установлено подпунктом 2 настоящего пункта;
2) с даты получения статуса налогоплательщика - участника соглашения о защите и поощрении капиталовложений - в случае, если указанное соглашение расторгается по основаниям, предусмотренным частями 13 и 14 статьи 11 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации", или признается недействительным в соответствии с гражданским законодательством.
4. В случае утраты организацией статуса налогоплательщика - участника соглашения о защите и поощрении капиталовложений по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 3 настоящей статьи, суммы налогов (авансовых платежей по налогам), не уплаченные организацией в связи с применением положений пункта 4.3 статьи 5 настоящего Кодекса, а также в связи с применением такой организацией налоговых вычетов в порядке, установленном статьей 25.18 настоящего Кодекса, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих пеней.
Статья 25.18. Общие вопросы применения налогоплательщиком - участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений налоговых вычетов для соглашений о защите и поощрении капиталовложений
1. Налогоплательщик - участник соглашения о защите и поощрении капиталовложений, одной из сторон которого является Российская Федерация, в случаях и порядке, которые предусмотрены положениями настоящей статьи и соответствующих глав части второй настоящего Кодекса, вправе уменьшать подлежащие уплате в бюджет суммы налогов (авансовых платежей по налогам) на налоговые вычеты в размере фактически осуществленных затрат, по которым Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" предусмотрено предоставление мер государственной поддержки (далее в целях настоящего Кодекса - налоговый вычет для СЗПК).
2. В целях применения налогового вычета для СЗПК уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который от имени Российской Федерации подписывает соглашение о защите и поощрении капиталовложений, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, уведомление о налоговом вычете для СЗПК. Уведомление о налоговом вычете для СЗПК должно содержать следующие сведения:
1) реквизиты налогоплательщика - участника соглашения о защите и поощрении капиталовложений: полное наименование организации, адрес ее места нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет;
2) перечень объектов учета, затраты по которым будут возмещаться за счет налогового вычета для СЗПК, формируемый раздельно по:
объектам обеспечивающей инфраструктуры, определяемым в соответствии с Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации";
объектам сопутствующей инфраструктуры, определяемым в соответствии с Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации";
демонтажу объектов, расположенных на территориях военных городков (в части жилищного строительства);
3) общая сумма затрат, которые подлежат возмещению, с распределением их по объектам учета;
4) распределение сумм налоговых вычетов для СЗПК по налогам с указанием срока применения налоговых вычетов для СЗПК. При этом в части налога на прибыль организаций суммы налоговых вычетов для СЗПК должны быть распределены в части налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, и в части налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации. В части налога на имущество организаций и земельного налога суммы налоговых вычетов для СЗПК должны быть распределены по объектам налогообложения;
5) кадастровые номера (при их отсутствии иные идентификационные номера, присвоенные в соответствии с законодательством Российской Федерации) объектов недвижимого имущества, в отношении которых будет применен налоговый вычет для СЗПК (если налоговый вычет для СЗПК применяется по налогу на имущество организаций);
6) кадастровые номера земельных участков, в отношении которых будет применен налоговый вычет для СЗПК (если налоговый вычет для СЗПК применяется по земельному налогу).
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в течение десяти дней со дня получения уведомления о налоговом вычете для СЗПК направляет его в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика - участника соглашения о защите и поощрении капиталовложений (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика).
4. Форма уведомления о налоговом вычете для СЗПК и порядок ее заполнения утверждаются Правительством Российской Федерации.
Формат уведомления о налоговом вычете для СЗПК и порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Глава 4. Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
Статья 26. Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
1. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
2. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.
3. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
4. Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 31 августа 2023 года Федеральным законом от 31 июля 2023 года № 389-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 31 августа 2023 года Федеральным законом от 31 июля 2023 года № 389-ФЗ)
2. Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Статья 28. Действия (бездействие) законных представителей организации
Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.
1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком или при согласии налогоплательщика представителем налогоплательщика представлять интересы налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
(Пункт дополнен с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2024 года Федеральным законом от 31 июля 2023 года № 389-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, письменной доверенности или доверенности в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью налогоплательщика-организации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(Абзац дополнен с 1 января 2012 года Федеральным законом от 16 ноября 2011 года № 321-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2024 года Федеральным законом от 31 июля 2023 года № 389-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 декабря 2020 года Федеральным законом от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2024 года Федеральным законом от 31 июля 2023 года № 389-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 1 марта 2024 года Федеральным законом от 31 июля 2023 года № 389-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 1 марта 2024 года Федеральным законом от 31 июля 2023 года № 389-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 1 марта 2024 года Федеральным законом от 31 июля 2023 года № 389-ФЗ)
4. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:
1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;
2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;
3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;
4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2012 года Федеральным законом от 16 ноября 2011 года № 321-ФЗ)
5. По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет полномочия, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи
6. Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему настоящим Кодексом полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации
Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
Название раздела в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 августа 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ; дополнено с 15 января 2011 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 404-ФЗ - см. предыдущую редакцию
Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц
Название главы в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 августа 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ, - см. предыдущую редакцию
1. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 августа 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2004 года Федеральным законом от 29 июля 2004 года № 95-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 137-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2.
3. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации
4. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" и государственными внебюджетными фондами, а также с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 августа 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 29 октября 2019 года Федеральным законом от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 199-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
(Подпункт дополнен со 2 сентября 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2012 года Федеральным законом от 29 июня 2012 года № 97-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2.1) контролировать исполнение банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;
(Подпункт дополнительно включен со 2 мая 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года № 52-ФЗ)
3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
6) в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;
7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2014 года Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 347-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
9) взыскивать задолженность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 22 января 2010 года Федеральным законом от 17 декабря 2009 года № 318-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и с корреспондентских счетов банков денежных средств, перечисляемых в счет исполнения обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов по уплате налогов, сборов, страховых взносов (в том числе в качестве единого налогового платежа), и перечисления этих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
14) предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления):
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 198-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июня 2018 года Федеральным законом от 27 ноября 2017 года № 343-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 199-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)