Налоговый кодекс РФ. Часть вторая
Номер документа: | 117-ФЗ |
Дата редакции: | 1 июля 2015 |
Дата принятия: | 5 августа 2000 |
Вид документа: | КОДЕКС |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания РФ, N 25, 25.09.2000 |
Публикация: | Парламентская газета N 151-152, 10.08.2000 |
Публикация: | Российская газета, N 153-154, 10.08.2000 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 32, 07.08.2000, ст. 3340 |
Редакции
- 01.04.2025
- 28.01.2025
- 21.01.2025
- 13.01.2025
- 01.01.2025
- 30.11.2024
- 29.10.2024
- 01.10.2024
- 08.09.2024
- 12.08.2024
- 08.08.2024
- 22.07.2024
- 12.07.2024
- 01.07.2024
- 01.06.2024
- 29.05.2024
- 01.05.2024
- 23.04.2024
- 22.04.2024
- 01.04.2024
- 26.03.2024
- 23.03.2024
- 26.02.2024
- 15.02.2024
- 14.02.2024
- 19.01.2024
- 01.01.2024
- 25.12.2023
- 19.12.2023
- 14.12.2023
- 27.11.2023
- 14.11.2023
- 26.10.2023
- 01.10.2023
- 04.09.2023
- 01.09.2023
- 31.08.2023
- 04.08.2023
- 31.07.2023
- 15.07.2023
- 10.07.2023
- 01.07.2023
- 29.06.2023
- 24.06.2023
- 05.06.2023
- 01.06.2023
- 29.05.2023
- 28.04.2023
- 01.04.2023
- 18.03.2023
- 01.03.2023
- 17.02.2023
- 01.02.2023
- 29.01.2023
- 01.01.2023
- 29.12.2022
- 28.12.2022
- 21.12.2022
- 19.12.2022
- 04.12.2022
- 21.11.2022
- 04.11.2022
- 14.10.2022
- 01.10.2022
- 01.09.2022
- 14.08.2022
- 01.08.2022
- 14.07.2022
- 01.07.2022
- 28.06.2022
- 28.05.2022
- 16.05.2022
- 01.05.2022
- 26.04.2022
- 26.03.2022
- 25.03.2022
- 09.03.2022
- 01.03.2022
- 01.01.2022
- 29.11.2021
- 01.10.2021
- 01.09.2021
- 02.08.2021
- 01.08.2021
- 02.07.2021
- 01.07.2021
- 11.06.2021
- 20.05.2021
- 20.04.2021
- 17.02.2021
- 22.01.2021
- 10.01.2021
- 01.01.2021
- 23.11.2020
- 15.11.2020
- 09.11.2020
- 15.10.2020
- 01.10.2020
- 31.07.2020
- 13.07.2020
- 01.07.2020
- 08.06.2020
- 21.05.2020
- 24.04.2020
- 22.04.2020
- 19.04.2020
- 01.04.2020
- 26.03.2020
- 18.03.2020
- 30.01.2020
- 29.01.2020
- 01.01.2020
- 28.12.2019
- 19.12.2019
- 01.11.2019
- 29.10.2019
- 25.10.2019
- 01.10.2019
- 29.09.2019
- 01.09.2019
- 01.08.2019
- 30.07.2019
- 26.07.2019
- 03.07.2019
- 01.07.2019
- 29.06.2019
- 17.06.2019
- 07.06.2019
- 01.06.2019
- 29.05.2019
- 01.05.2019
- 15.04.2019
- 25.01.2019
- 01.01.2019
- 28.12.2018
- 25.12.2018
- 12.12.2018
- 01.12.2018
- 27.11.2018
- 11.10.2018
- 01.10.2018
- 04.09.2018
- 03.09.2018
- 01.09.2018
- 03.08.2018
- 19.07.2018
- 01.07.2018
- 04.06.2018
- 01.06.2018
- 01.05.2018
- 23.04.2018
- 01.04.2018
- 07.03.2018
- 19.02.2018
- 29.01.2018
- 01.01.2018
- 29.12.2017
- 27.12.2017
- 27.11.2017
- 30.10.2017
- 01.10.2017
- 01.09.2017
- 30.07.2017
- 19.07.2017
- 01.07.2017
- 04.05.2017
- 01.05.2017
- 07.04.2017
- 04.04.2017
- 01.01.2017
- 30.12.2016
- 30.11.2016
- 01.10.2016
- 01.09.2016
- 03.08.2016
- 01.08.2016
- 03.07.2016
- 01.07.2016
- 02.06.2016
- 01.06.2016
- 05.05.2016
- 15.04.2016
- 09.04.2016
- 05.04.2016
- 01.04.2016
- 15.03.2016
- 09.03.2016
- 15.02.2016
- 01.02.2016
- 01.01.2016
- 29.12.2015
- 23.12.2015
- 28.11.2015
- 23.11.2015
- 30.10.2015
- 06.10.2015
- 01.10.2015
- 15.09.2015
- 30.07.2015
- 03.07.2015
- 01.07.2015
- 30.06.2015
- 08.06.2015
- 01.05.2015
- 07.04.2015
- 01.04.2015
- 09.03.2015
- 01.03.2015
- 29.01.2015
- 22.01.2015
- 01.01.2015
- 29.12.2014
- 25.12.2014
- 05.12.2014
- 25.11.2014
- 22.11.2014
- 06.10.2014
- 01.10.2014
- 01.09.2014
- 22.08.2014
- 06.08.2014
- 01.08.2014
- 22.07.2014
- 01.07.2014
- 30.06.2014
- 24.06.2014
- 04.06.2014
- 01.06.2014
- 05.05.2014
- 02.05.2014
- 21.04.2014
- 01.04.2014
- 30.01.2014
- 02.01.2014
- 01.01.2014
- 25.12.2013
- 03.12.2013
- 01.12.2013
- 01.10.2013
- 01.09.2013
- 24.08.2013
- 24.07.2013
- 07.07.2013
- 03.07.2013
- 01.07.2013
- 28.06.2013
- 08.05.2013
- 01.04.2013
- 01.03.2013
- 16.01.2013
- 01.01.2013
- 31.12.2012
- 30.12.2012
- 29.12.2012
- 26.12.2012
- 04.12.2012
- 01.12.2012
- 29.11.2012
- 03.10.2012
- 01.10.2012
- 30.08.2012
- 12.08.2012
- 01.08.2012
- 07.07.2012
- 01.07.2012
- 24.05.2012
- 04.05.2012
- 31.03.2012
- 01.02.2012
- 07.01.2012
- 05.01.2012
- 01.01.2012
- 01.12.2011
- 29.11.2011
- 22.11.2011
- 01.11.2011
- 21.10.2011
- 01.10.2011
- 01.09.2011
- 01.08.2011
- 22.07.2011
- 21.07.2011
- 01.07.2011
- 22.06.2011
- 08.06.2011
- 27.04.2011
- 01.04.2011
- 11.03.2011
- 30.01.2011
- 04.01.2011
- 01.01.2011
- 31.12.2010
- 30.12.2010
- 29.12.2010
- 29.11.2010
- 10.11.2010
- 01.10.2010
- 30.09.2010
- 02.09.2010
- 01.09.2010
- 03.08.2010
- 01.07.2010
- 04.06.2010
- 21.05.2010
- 07.05.2010
- 07.04.2010
- 01.04.2010
- 29.01.2010
- 01.01.2010
- 31.12.2009
- 30.12.2009
- 29.12.2009
- 27.12.2009
- 23.12.2009
- 22.12.2009
- 30.11.2009
- 01.10.2009
- 22.08.2009
- 01.08.2009
- 22.07.2009
- 20.07.2009
- 09.07.2009
- 01.07.2009
- 30.06.2009
- 22.06.2009
- 09.06.2009
- 05.05.2009
- 01.04.2009
- 17.03.2009
- 01.03.2009
- 31.01.2009
- 30.01.2009
- 26.01.2009
- 01.01.2009
- 31.12.2008
- 01.10.2008
- 01.07.2008
- 08.01.2008
- 05.01.2008
- 01.01.2008
- 14.12.2007
- 01.09.2007
- 01.07.2007
- 01.03.2007
- 31.01.2007
- 12.01.2007
- 08.01.2007
- 01.01.2007
- 18.11.2006
- 08.07.2006
- 01.05.2006
- 01.04.2006
- 31.01.2006
- 23.01.2006
- 01.01.2006
- 01.09.2005
- 26.08.2005
- 05.08.2005
- 31.07.2005
- 14.07.2005
- 21.06.2005
- 31.01.2005
- 01.01.2005
- 03.08.2004
- 01.08.2004
- 01.01.2004
- 09.08.2003
- 01.07.2003
- 27.06.2003
- 10.06.2003
- 08.06.2003
- 01.01.2003
- 30.08.2002
- 01.06.2002
- 01.01.2002
- 09.09.2001
- 02.07.2001
- 01.01.2001
Страница 46
4. Каждый участник консолидированной группы налогоплательщиков представляет ответственному участнику этой группы данные налогового учета, необходимые для исчисления консолидированной налоговой базы, в сроки, установленные договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков.
5. Консолидированная налоговая база консолидированной группы налогоплательщиков определяется как арифметическая сумма доходов всех участников этой группы, уменьшенная на арифметическую сумму расходов всех ее участников с учетом положений настоящего Кодекса. Отрицательная разница признается убытком консолидированной группы налогоплательщиков.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2012 года Федеральным законом от 16 ноября 2011 года № 321-ФЗ)
Статья 322. Особенности организации налогового учета амортизируемого имущества
1. На 1-е число налогового периода, с начала которого учетной политикой для целей налогообложения установлено изменение метода начисления амортизации, организации в налоговом учете определяют остаточную стоимость объектов амортизируемого имущества.При установлении в учетной политике для целей налогообложения нелинейного метода начисления амортизации в целях определения суммарного баланса амортизационных групп (подгрупп) остаточная стоимость объектов амортизируемого имущества, за исключением объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии с пунктом 3 статьи 259 настоящего Кодекса, определяется исходя из срока их полезного использования, установленного при введении данных объектов в эксплуатацию, на 1-е число налогового периода, с начала которого учетной политикой для целей налогообложения установлено применение нелинейного метода начисления амортизации. Сумма начисленной за один месяц амортизации по объектам амортизируемого имущества определяется следующим образом:
1) при применении нелинейного метода начисления амортизации в составе амортизационных групп (подгрупп) - как произведение суммарного баланса соответствующей амортизационной группы (подгруппы) на 1-е число месяца, за который определяется сумма начисленной амортизации, и нормы амортизации, установленной пунктом 5 статьи 259.2 настоящего Кодекса;
2) при применении линейного метода начисления амортизации - как произведение первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, установленной налогоплательщиком для указанного имущества в соответствии с пунктом 2 статьи 259.1 настоящего Кодекса.
2. По основным средствам, передаваемым налогоплательщиком в безвозмездное пользование, за исключением передаваемых (предоставляемых) в безвозмездное пользование в случаях, если такая обязанность налогоплательщика установлена законодательством Российской Федерации, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла указанная передача, начисление амортизации не производится.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 382-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. При внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 259 настоящего Кодекса, согласно которым налогоплательщик, применяющий линейный метод начисления амортизации, переходит к применению нелинейного метода начисления амортизации, объекты, амортизация по которым в соответствии с внесенными налогоплательщиком изменениями в учетную политику для целей налогообложения начисляется нелинейным методом, включаются в состав амортизационных групп (подгрупп) в целях определения их суммарного баланса по остаточной стоимости, определенной на 1-е число налогового периода, с начала которого учетной политикой для целей налогообложения установлено применение нелинейного метода начисления амортизации. При этом указанные в настоящем пункте объекты амортизируемого имущества в целях определения суммарного баланса амортизационных групп включаются в состав этих групп исходя из срока полезного использования таких объектов, установленного при введении их в эксплуатацию.При внесении указанных в настоящем пункте изменений в учетную политику для целей налогообложения амортизационные подгруппы, предусмотренные пунктом 13 статьи 258 настоящего Кодекса, создаются в составе амортизационных групп, сформированных в соответствии с порядком, установленным настоящим пунктом.
4. При внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 259 настоящего Кодекса, согласно которым налогоплательщик, применяющий нелинейный метод начисления амортизации, переходит к применению линейного метода начисления амортизации, налогоплательщик в соответствии со статьей 257 настоящего Кодекса определяет остаточную стоимость объектов амортизируемого имущества на 1-е число налогового периода, с начала которого учетной политикой для целей налогообложения установлено применение линейного метода начисления амортизации.При этом норма амортизации для каждого объекта амортизируемого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 259.1 настоящего Кодекса исходя из оставшегося срока полезного использования объекта амортизируемого имущества, определенного на 1-е число налогового периода, с начала которого учетной политикой для целей налогообложения установлено применение линейного метода начисления амортизации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 158-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 323. Особенности ведения налогового учета операций с амортизируемым имуществом
Наименование статьи в редакции, введенной в действие с 30 июня 2002 года Федеральным законом от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ; действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года, - см. предыдущую редакцию
Налогоплательщик определяет прибыль (убыток) от реализации или выбытия амортизируемого имущества на основании аналитического учета по каждому объекту на дату признания дохода (расхода)
Абзацы шестой - девятый предыдущей редакции с 1 января 2009 года считаются соответственно абзацами восьмым - одиннадцатым настоящей редакции - Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 158-ФЗ.
о цене реализации амортизируемого имущества исходя из условий договора купли-продажи;о дате приобретения и дате реализации (выбытия) имущества
о понесенных налогоплательщиком расходах, связанных с реализацией (выбытием) амортизируемого имущества, в частности расходах, предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 статьи 265 настоящего Кодекса, а также расходах по хранению, обслуживанию и транспортировке реализованного (выбывшего) имущества
На дату совершения операции налогоплательщик определяет в соответствии с пунктом 3 статьи 268 настоящего Кодекса прибыль (убыток) от реализации амортизируемого имущества
Прибыль, полученная налогоплательщиком, подлежит включению в состав налоговой базы в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества
Статья 324. Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств
1. В аналитическом учете налогоплательщик формирует сумму расходов на ремонт основных средств с учетом группировки всех осуществленных расходов, включая стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходов на оплату труда работников, осуществляющих ремонт, и прочих расходов, связанных с ведением указанного ремонта собственными силами, а также с учетом затрат на оплату работ, выполненных сторонними силами.
2. Налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных средств, рассчитанной в соответствии с порядком, установленным настоящим пунктом, и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. Для расчета совокупной стоимости амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящей главы, принимается восстановительная стоимость, определенная в соответствии с пунктом 1 статьи 257 настоящего Кодекса.При определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года. Если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода
В случае, если налогоплательщик создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва.В случае, если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.Если на конец налогового периода остаток средств резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом периоде затрат на ремонт основных средств, то сумма такого превышения на последнюю дату текущего налогового периода для целей налогообложения включается в состав доходов налогоплательщика.Если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения капитального ремонта основных средств налогоплательщик осуществляет накопление средств для финансирования указанного ремонта в течение более одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не подлежит включению в состав доходов для целей налогообложения.
3. Если налогоплательщик осуществляет виды деятельности, в отношении которых в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса отдельно исчисляется налоговая база по налогу, то аналитический учет расходов на ремонт основных средств для целей налогообложения ведется по видам производства, по видам деятельности.
(Статья в редакции, введенной в действие с 30 июня 2002 года Федеральным законом от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ; действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года. - См. предыдущую редакцию)
Статья 324.1. Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет
1. Налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда
2. Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников.
3. На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва.Недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода
4. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года, то сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда. Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, оказывается меньше фактического остатка неиспользованного резерва на конец года, то отрицательная разница подлежит включению в состав внереализационных доходов
5. Если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.
6. В аналогичном порядке налогоплательщик осуществляет отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год.
(Статья дополнительно включена с 30 июня 2002 года Федеральным законом от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ; действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года)
Статья 325. Порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов
1. Налогоплательщики, принявшие решение о приобретении лицензий на право пользования недрами, в аналитических регистрах налогового учета обособленно отражают расходы, осуществляемые в целях приобретения лицензий. При этом расходы, связанные с приобретением каждой конкретной лицензии, учитываются отдельно. К расходам, осуществляемым в целях приобретения лицензии, в частности, относятся:расходы, связанные с предварительной оценкой месторождения;расходы, связанные с проведением аудита запасов месторождения;расходы на разработку технико-экономического обоснования (иных аналогичных работ), проекта освоения месторождения;расходы на приобретение геологической и иной информации;расходы на оплату участия в конкурсе (аукционе)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 158-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 сентября 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 30 сентября 2013 года № 268-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Положения абзаца девятого пункта 1 настоящей статьи (в части сроков признания расходов) (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ) применяются в отношении расходов на освоение природных ресурсов, осуществленных после 1 января 2011 года, - см. пункт 10 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ.
В аналогичном порядке учитываются расходы, осуществленные в целях приобретения лицензий на право пользования недрами, в случае, если указанные лицензии выдаются налогоплательщику без проведения конкурсов.
2. Расходы на освоение природных ресурсов, предусмотренные пунктом 1 статьи 261 настоящего Кодекса, отражаются в аналитических регистрах налогового учета обособленно по каждому участку недр (месторождению) или участку территории (акватории), отраженному в лицензионном соглашении налогоплательщика (лицензии на право пользования недрами).При этом в зависимости от конкретного вида расходов расходы группируются как:общие расходы по осваиваемому участку (месторождению) в целом;расходы, относящиеся к отдельным частям территории разрабатываемого участка;расходы, относящиеся к конкретному объекту, создаваемому в процессе освоения участка.К общим расходам, в частности, относятся:расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с предоставленными в установленном порядке лицензиями (разрешениями), а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц
3. При проведении геолого-поисковых работ и (или) геолого-разведочных работ по разведке полезных ископаемых и при проведении работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин сумма осуществленных налогоплательщиком расходов определяется на основании актов выполненных работ по договорам с подрядчиками, а также на основании сумм фактически осуществленных налогоплательщиком затрат, относимых к расходам на освоение природных ресурсов в соответствии с положениями статьи 261 настоящего Кодекса.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 213-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 30 сентября 2013 года № 268-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнен с 30 июня 2002 года Федеральным законом от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ; действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 30 сентября 2013 года № 268-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 30 сентября 2013 года № 268-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
В случае, если осваиваемый участок (часть территории осваиваемого участка) признается налогоплательщиком бесперспективным либо продолжение его освоения признается нецелесообразным, суммы расходов, осуществленные налогоплательщиком по освоению данного участка, включаются в состав прочих расходов в общем порядке, предусмотренном статьей 261 настоящего Кодекса (если иное не установлено пунктом 7 статьи 261 настоящего Кодекса).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 30 сентября 2013 года № 268-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. В случае, если расходы налогоплательщика, осуществленные в составе расходов на освоение природных ресурсов, непосредственно связаны со строительством объектов, которые в дальнейшем по решению налогоплательщика могут стать постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств (в том числе скважин), указанные расходы учитываются в аналитических регистрах налогового учета по каждому создаваемому объекту основных средств. Указанные объекты основных средств амортизируются в соответствии с порядком, установленным настоящей главой.
Расходы на строительство временных сооружений (в том числе временных подъездных путей и дорог; площадок, сооружений для хранения плодородного слоя почвы, добываемых пород, отходов; временных сооружений для проживания участников геолого-разведочных работ и иных подобных объектов) включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором закончены работы по их созданию на основании актов выполненных работ (если иное не установлено пунктом 7 статьи 261 настоящего Кодекса).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 30 сентября 2013 года № 268-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. В случае если скважина оказалась (признана) непродуктивной, то расходы налогоплательщика, осуществляемые по ликвидации такой скважины, относятся также в состав расходов, учитываемых по данному объекту в налоговом учете, в порядке, установленном статьей 261 настоящего Кодекса. Общая сумма расходов, отраженных в налоговом учете по данному объекту, включается в состав прочих расходов в соответствии с порядком, предусмотренным настоящей статьей.
6. При переходе (передаче) в соответствии с законодательством Российской Федерации права пользования участком (участками) недр к третьему лицу расходы на освоение природных ресурсов, фактически осуществленные налогоплательщиком - прежним владельцем лицензии, учитываются им в порядке, установленном настоящей статьей.В случае, если переход (передача) права пользования участком (участками) недр происходит в связи с реорганизацией организации, учет расходов осуществляется в соответствии с пунктом 2.1 статьи 252 настоящего Кодекса.
(Пункт дополнительно включен со 2 сентября 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ)
Статья 325.1. Порядок налогового учета расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля
Положения статьи 325.1 (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 425-ФЗ) применяются с 1 апреля 2011 года - пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 425-ФЗ.
1. В случае применения налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых в соответствии со статьей 343.1 настоящего Кодекса налогоплательщик обеспечивает обособленный учет расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр, от других расходов, связанных с освоением этого участка недр.
2. Расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, учитываются отдельно по каждому участку недр в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они произведены.
3. При осуществлении (несении) указанных в пункте 2 настоящей статьи расходов, относящихся к нескольким участкам недр (в случае невозможности разделения расходов), в целях применения установленного статьей 343.1 настоящего Кодекса налогового вычета указанные расходы учитываются отдельно по каждому участку недр в доле, определяемой налогоплательщиком в соответствии с принятой им учетной политикой для целей налогообложения.
4. Перечень видов расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, принимаемых к вычету из суммы налога на добычу полезных ископаемых, определяется Правительством Российской Федерации с учетом положений пункта 5 статьи 343.1 настоящего Кодекса.
5. Сумма расходов, не учтенная при исчислении налогового вычета в соответствии с порядком, установленным пунктом 4 статьи 343.1 настоящего Кодекса, в течение 36 налоговых периодов по налогу на добычу полезных ископаемых, признается расходом налогоплательщика при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса в следующем порядке:
1) расходы, указанные в подпункте 1 пункта 5 статьи 343.1 настоящего Кодекса, учитываются равномерно в течение года начиная со дня, следующего за днем окончания признания таких расходов в соответствии со статьей 343.1 настоящего Кодекса;
2) расходы, указанные в подпунктах 2 и 3 пункта 5 статьи 343.1 настоящего Кодекса, учитываются в порядке, установленном статьями 256-259.3 настоящего Кодекса. При этом остаточной стоимостью амортизируемого имущества признается разница между первоначальной стоимостью, определяемой в установленном статьей 257 настоящего Кодекса порядке, и суммами, учтенными при применении налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых в соответствии со статьей 343.1 настоящего Кодекса.
(Статья дополнительно включена с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 425-ФЗ)
Статья 326. Порядок ведения налогового учета по срочным сделкам при применении метода начисления
Налогоплательщик по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяет налоговую базу на основании данных регистров налогового учета.Данные регистров налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов (расходов) по срочным сделкам, учитываемым для целей налогообложения.Аналитический учет требований (обязательств) по финансовым инструментам срочных сделок налогоплательщики обязаны вести по каждому виду финансовых инструментов срочных сделок. Аналитический учет прав требований (обязательств) ведется раздельно по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, а также по операциям, совершенным в целях хеджирования.Данные регистров налогового учета должны содержать в денежном выражении суммы требований (обязательств) налогоплательщика к контрагентам в соответствии с условиями заключенных договоров:по поставочным срочным сделкам;по расчетным срочным сделкам.Требования (обязательства) по финансовым инструментам срочных сделок, как обращающимся, так и не обращающимся на организованном рынке, не подлежат текущей переоценке в связи с изменением рыночной цены, рыночной котировки, курса валюты, значений процентных ставок, фондовых индексов или иных показателей базисного актива с учетом положений настоящей статьи.Налогоплательщики учитывают в составе налоговой базы изменение текущей стоимости финансовых инструментов срочных сделок, обращающихся на организованном рынке, в размере денежных сумм, рассчитанных биржей (клиринговой организацией). Указанное требование не распространяется на финансовые инструменты срочных сделок, в соответствии с условиями которых исполнение обязанности одной стороны финансового инструмента срочной сделки возникает в случае предъявления требований другой стороной указанной сделки, в том числе в зависимости от обстоятельств, в отношении которых заранее неизвестно, наступят они или не наступят.Требования (обязательства) по сделкам, квалифицированным как сделки на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения, также не подлежат текущей переоценке в связи с изменением рыночной цены, рыночной котировки, курса валюты, значений процентных ставок, фондовых индексов или иных показателей базисного актива с учетом положений настоящей статьи.
Налогоплательщик на дату заключения сделки отражает в аналитическом учете сумму возникших требований (обязательств) к контрагентам, исходя из условий сделки и требований (обязательств) в отношении базисного актива (в том числе товаров, денежных средств, драгоценных металлов, ценных бумаг, процентных ставок).Налоговая база определяется налогоплательщиком на дату исполнения срочной сделки с учетом положений настоящей главы.При поставке ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке и являющихся базисным активом финансового инструмента срочных сделок, финансовый результат от операций с таким базисным активом определяется исходя из фактической цены поставки базисного актива в соответствии с условиями, на которых осуществляется исполнение финансового инструмента срочных сделок.Если по условиям финансового инструмента срочной сделки или срочной сделки, квалифицированной как сделка на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения, предусмотрено проведение промежуточных расчетов (за исключением авансов), в том числе при изменении стоимостной оценки требований (обязательств) в связи с изменением рыночной цены, рыночной котировки, курса валюты, значений процентных ставок, фондовых индексов или иных показателей базисного актива, налогоплательщик определяет доходы (расходы) на каждую дату проведения таких расчетов в соответствии с условиями указанной сделки.Премия по опционному контракту в соответствии с соглашением сторон независимо от его квалификации как финансового инструмента срочной сделки или как сделки с отсрочкой исполнения признается в соответствующих доходах (расходах) единовременно на дату осуществления расчетов по опционной премии в соответствии с условиями договора для налогоплательщиков, применяющих метод начисления, независимо от того, исполнен или не исполнен опционный контракт, а также независимо от вида базисного актива.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 420-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Справка составляется налогоплательщиком по каждой операции хеджирования отдельно и содержит следующие данные:описание операции хеджирования, включающее наименование объекта хеджирования, типы страхуемых рисков (ценовой, валютный, кредитный, процентный или другие подобные риски), планируемые действия относительно объекта хеджирования (покупка, продажа, иные действия), финансовые инструменты срочных сделок, которые планируется использовать, условия исполнения сделок;дату начала операции хеджирования, дату ее окончания и (или) ее продолжительность, промежуточные условия расчета. Дата начала операции хеджирования может устанавливаться путем закрепления порядка ее определения;объем, дату и цену сделки (сделок) с объектом хеджирования (для ожидаемых (планируемых) сделок - объем, дату, цену и иные существенные условия сделки);объем, дату и цену сделки (сделок) с финансовыми инструментами срочных сделок.Справка может содержать и иные сведения на усмотрение налогоплательщика, подтверждающие совершение операции в целях хеджирования.Если объектом хеджирования являются требования (обязательства), вытекающие из совокупности сделок, а также если объектом хеджирования является имущество налогоплательщика, дата начала и дата окончания операции хеджирования определяются налогоплательщиком самостоятельно на основании прогноза показателей объекта хеджирования.С учетом положений настоящей статьи и статей 301-305 настоящего Кодекса доходы (расходы), связанные с финансовыми инструментами срочных сделок, заключенными в целях компенсации неблагоприятных последствий, которые могут возникнуть для налогоплательщиков в результате изменения цены, курса валюты, значений процентных ставок, фондовых индексов или иных показателей объекта хеджирования, учитываются на конец отчетного (налогового) периода и на дату исполнения сделки (сделок) независимо от даты возникновения доходов (расходов), связанных с объектом хеджирования.По окончании операции хеджирования доходы (расходы), связанные с финансовыми инструментами срочных сделок, определяются с учетом доходов (расходов), учтенных в налоговой базе в предыдущих налоговых периодах.Если объектом хеджирования являются требования (обязательства) по конкретной сделке, в случае ее досрочного расторжения (прекращения по иным основаниям) доходы (расходы), связанные с финансовыми инструментами срочных сделок, определяются на конец отчетного (налогового) периода, в котором произошло досрочное расторжение сделки (ее прекращение по иным основаниям) с объектом хеджирования, или на дату исполнения сделки (сделок), если указанная дата исполнения наступила ранее отчетной даты периода, и включаются в налоговую базу, при расчете которой учитываются доходы (расходы), связанные с объектом хеджирования. При этом доходы (расходы), связанные с финансовыми инструментами срочных сделок, возникающие после отчетной даты периода, в котором произошло досрочное расторжение указанной конкретной сделки, учитываются при определении налоговой базы с финансовыми инструментами срочных сделок с учетом доходов (расходов), учтенных ранее в налоговой базе по операциям, связанным с объектом хеджирования.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 420-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Доходы (расходы), связанные с досрочным расторжением финансовых инструментов срочных сделок (их прекращением по иным основаниям), используемых для операции хеджирования, учитываются в том же порядке и в той же налоговой базе, в которых учитываются доходы (расходы) по финансовым инструментам срочных сделок, используемым в целях хеджирования.Допускается превышение объема базисного актива финансового инструмента срочных сделок, обращающегося на организованном рынке и совершенного в целях хеджирования (инструмента хеджирования), над объемом объекта хеджирования в рамках одного инструмента хеджирования, если такое превышение обусловлено стандартизацией биржей объема базисного актива финансового инструмента срочной сделки.Превышение на конец отчетного (налогового) периода или на дату исполнения сделки расходов по финансовым инструментам срочных сделок, совершенных в целях хеджирования, а также расходов, понесенных в связи с соответствующими операциями хеджирования, над доходами по таким финансовым инструментам срочных сделок не влечет переквалификации операции хеджирования в обычные операции с финансовыми инструментами срочных сделок.В целях определения доходов (расходов), учитываемых в налоговой базе, налогоплательщик вправе в учетной политике для целей налогообложения предусмотреть возможность осуществления текущей переоценки финансовых инструментов срочных сделок, используемых в целях хеджирования, в зависимости от изменения рыночной цены, рыночной котировки, курса валюты, значения процентной ставки, фондового индекса или иных показателей, характеризующих базисный актив, при условии, что объект хеджирования подлежит переоценке в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. При этом доходы (расходы) в результате такой переоценки определяются на конец отчетного (налогового) периода в зависимости от изменения показателей, определенных в учетной политике для целей налогообложения, по отношению к соответствующим показателям, закрепленным финансовым инструментом срочной сделки.Налогоплательщик производит оценку требований (обязательств) на дату исполнения финансового инструмента срочной сделки в соответствии с ее условиями и определяет сумму доходов (расходов) с учетом сумм, ранее учтенных для целей налогообложения в составе доходов (расходов).
По финансовым инструментам срочных сделок, предусматривающим куплю-продажу иностранной валюты, либо драгоценных металлов, либо ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, налогоплательщик на дату исполнения сделки определяет доходы (расходы) с учетом курсовых разниц, определенных как разница между закрепленным договором курсом иностранной валюты, по которому производится исполнение сделки, и установленным Центральным банком Российской Федерации официальным курсом иностранной валюты к рублю Российской Федерации и официальных цен на драгоценные металлы на дату исполнения сделки.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 25 ноября 2009 года № 281-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 327. Порядок организации налогового учета по срочным сделкам при применении кассового метода
Налогоплательщики, применяющие кассовый метод определения доходов и расходов, организуют налоговый учет в соответствии с изложенными в настоящей главе принципами. Исчисление доходов и расходов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок налогоплательщики, применяющие кассовый метод определения доходов и расходов, определяют на дату фактического поступления (перечисления) денежных средств.
Статья 328. Порядок ведения налогового учета доходов (расходов) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам
1. Налогоплательщик на основании аналитического учета внереализационных доходов и расходов ведет расшифровку доходов (расходов) в виде процентов по ценным бумагам, по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада и (или) иным образом оформленным долговым обязательствам. В аналитическом учете налогоплательщик самостоятельно отражает сумму доходов (расходов) в сумме причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (а по ценным бумагам - в соответствии с условиями эмиссии, по векселям - условиями выпуска или передачи (продажи)) процентов отдельно по каждому виду долгового обязательства с учетом статьи 269 настоящего Кодекса
2. Проценты, уплачиваемые банком по договору банковского счета, включаются налогоплательщиком в налоговую базу на основании выписки о движении денежных средств по банковскому счету налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей главой. Если договором обслуживания банковского счета не предусмотрено осуществление расчетов по оплате услуг банка при проведении каждой расчетно-кассовой операции, то датой получения дохода для налогоплательщика, перешедшего на признание, учет, определение доходов (расходов) по методу начисления, признается последнее число отчетного месяца