Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ
Номер документа: | 35-ФЗ |
Дата редакции: | 25 октября 2024 |
Дата принятия: | 26 марта 2003 |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания РФ, N 10, 01.04.2003 |
Публикация: | Парламентская газета, N 59, 01.04.2003 |
Публикация: | Приложение к "Российской газете", N 16, 2003 год |
Публикация: | Российская газета, N 60, 01.04.2003 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 13, 31.03.2003, ст.1177 |
Редакции
- 01.03.2025
- 01.01.2025
- 01.11.2024
- 01.09.2024
- 19.08.2024
- 14.02.2024
- 01.02.2024
- 01.01.2024
- 02.11.2023
- 04.08.2023
- 24.06.2023
- 01.01.2023
- 21.11.2022
- 10.09.2022
- 01.07.2022
- 11.06.2022
- 01.05.2022
- 01.07.2021
- 11.06.2021
- 28.01.2021
- 10.01.2021
- 01.01.2021
- 19.12.2020
- 01.07.2020
- 28.12.2019
- 13.08.2019
- 02.08.2019
- 01.01.2019
- 28.12.2018
- 30.07.2018
- 29.06.2018
- 29.12.2017
- 10.08.2017
- 19.07.2017
- 01.07.2017
- 09.01.2017
- 31.07.2016
- 04.07.2016
- 23.06.2016
- 30.03.2016
- 10.01.2016
- 01.01.2016
- 05.12.2015
- 24.07.2015
- 30.06.2015
- 01.01.2015
- 15.11.2014
- 22.07.2014
- 02.05.2014
- 25.11.2013
- 06.11.2013
- 08.04.2013
- 01.04.2013
- 31.12.2012
- 01.07.2012
- 25.06.2012
- 04.06.2012
- 06.01.2012
- 01.01.2012
- 06.12.2011
- 21.10.2011
- 01.08.2011
- 01.07.2011
- 18.06.2011
- 01.01.2011
- 30.12.2010
- 01.12.2010
- 12.09.2010
- 09.08.2010
- 30.07.2010
- 29.07.2010
- 27.11.2009
- 30.12.2008
- 09.11.2008
- 18.07.2008
- 01.04.2008
- 09.11.2007
- 01.01.2007
- 01.01.2006
- 01.01.2005
- 01.04.2003
Страница 13
Глава 7.1. Атрибуты генерации и сертификаты происхождения электрической энергии
Дополнительно включена с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 489-ФЗ
1. Лицо, владеющее атрибутами генерации, вправе:
предоставлять и распространять информацию, в том числе рекламу, о том, что потребление (покупка) данным лицом электрической энергии в количестве, соответствующем объему атрибутов генерации, обеспечено производством электрической энергии на квалифицированных генерирующих объектах, относящихся к соответствующей квалификационной категории (категориям);
предоставлять и распространять информацию о том, что данное лицо, и (или) осуществляемая им деятельность, и (или) ее результаты (производимые либо реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги), и (или) применяемые при осуществлении такой деятельности технологии связаны с позитивными экологическими эффектами, сопровождавшими производство электрической энергии в количестве, соответствующем объему атрибутов генерации, на определенном квалифицированном генерирующем объекте, выраженными в том числе в снижении уровня негативного антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, повышении качества жизни населения;
использовать при количественном определении объема выбросов парниковых газов сведения о производстве электрической энергии на квалифицированных генерирующих объектах в количестве, соответствующем объему атрибутов генерации, наряду с применением иных методов, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области ограничения выбросов парниковых газов.
При передаче атрибутов генерации к приобретателю переходят в полном объеме права на совершение всех действий, указанных в настоящем пункте, в отношении количества электрической энергии, соответствующего объему переданных атрибутов генерации. Раздельная передача указанных прав не допускается.
Лицо, владеющее атрибутами генерации, вправе фактически совершать действия, указанные в настоящем пункте, только после внесения в реестр атрибутов генерации записи о возникновении у него прав на совершение указанных действий либо записи, предусмотренной пунктом 5 настоящей статьи или пунктом 6 статьи 41.2 настоящего Федерального закона.
2. Атрибуты генерации являются объектом гражданских прав и могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Атрибуты генерации возникают у владельца квалифицированного генерирующего объекта по факту производства электрической энергии на квалифицированном генерирующем объекте в отношении количества электрической энергии, произведенной на квалифицированном генерирующем объекте, определяемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Количество электрической энергии, в отношении которого владелец атрибутов генерации вправе совершать действия, указанные в пункте 1 настоящей статьи, соответствует объему атрибутов генерации, в отношении которых в реестр атрибутов генерации внесена запись о возникновении у него таких прав либо запись, предусмотренная пунктом 5 настоящей статьи или пунктом 6 статьи 41.2 настоящего Федерального закона.
В целях учета электрической энергии, необходимой для обеспечения собственных производственных нужд квалифицированного генерирующего объекта, объем атрибутов генерации, которые не могут быть переданы другим лицам, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Действия, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в отношении количества электрической энергии, соответствующего определенному в указанном порядке объему атрибутов генерации, могут совершаться только владельцем данного квалифицированного генерирующего объекта. В реестр атрибутов генерации в отношении владельца данного квалифицированного генерирующего объекта вносится запись о возникновении у него прав на совершение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, которые не могут быть переданы другим лицам.
3. Учет атрибутов генерации осуществляется организацией коммерческой инфраструктуры, осуществляющей ведение реестра атрибутов генерации, на основании документов и информации, полученных этой организацией коммерческой инфраструктуры в соответствии с правилами ведения реестра атрибутов генерации, предоставления, обращения и погашения сертификатов происхождения электрической энергии, после того, как владелец квалифицированного генерирующего объекта заключил договор о ведении реестра атрибутов генерации с этой организацией коммерческой инфраструктуры.
4. Атрибуты генерации могут быть переданы способами, указанными в пунктах 5-7 настоящей статьи, при условии их учета в реестре атрибутов генерации и при выполнении иных требований, установленных настоящим Федеральным законом.
5. Атрибуты генерации могут быть переданы владельцем квалифицированного генерирующего объекта по двустороннему договору купли-продажи электрической энергии, по факту производства которой передаваемые атрибуты генерации возникли, покупателю электрической энергии или потребителю электрической энергии, в интересах которого покупатель электрической энергии осуществляет приобретение электрической энергии. Такой двусторонний договор должен соответствовать требованиям настоящего Федерального закона и требованиям, установленным правилами оптового рынка или основными положениями функционирования розничных рынков, а также содержать условие о передаче атрибутов генерации.
Для учета передачи атрибутов генерации по двустороннему договору купли-продажи электрической энергии и возникновения у покупателя электрической энергии или потребителя электрической энергии прав на совершение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, стороны такого двустороннего договора обязаны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, направить в организацию коммерческой инфраструктуры, осуществляющую ведение реестра атрибутов генерации, сведения о заключении и об исполнении такого двустороннего договора.
Покупатель электрической энергии или потребитель электрической энергии, в интересах которого покупатель электрической энергии осуществляет приобретение электрической энергии, приобретающие атрибуты генерации по двустороннему договору купли-продажи электрической энергии, вправе совершать действия, указанные в пункте 1 настоящей статьи, с даты внесения в реестр атрибутов генерации записи о передаче атрибутов генерации по такому двустороннему договору. Последующая передача атрибутов генерации, приобретенных по такому двустороннему договору, не допускается.
6. Атрибуты генерации могут быть переданы посредством передачи сертификата происхождения, удостоверяющего данные атрибуты генерации. Сертификат происхождения может передаваться независимо от продажи электрической энергии, по факту производства которой сертификат происхождения был предоставлен.
В случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, атрибуты генерации могут быть переданы владельцем сертификата происхождения другому лицу (лицам) без передачи сертификата происхождения при его погашении. При этом организация коммерческой инфраструктуры, осуществляющая ведение реестра атрибутов генерации, вносит в реестр атрибутов генерации запись о такой передаче атрибутов генерации с указанием лица (лиц), которому переданы атрибуты генерации, и запись о возникновении у такого лица (лиц) прав на совершение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
7. Атрибуты генерации могут быть переданы иными способами, отличными от способов, указанных в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, при соблюдении условий, предусмотренных настоящим пунктом.
Передача атрибутов генерации иными способами осуществляется только при условии, что владелец квалифицированного генерирующего объекта произвел удостоверение (фиксацию) атрибутов генерации в информационной системе, в которой осуществляется учет операций в отношении атрибутов генерации (далее - иная информационная система), и с оператором иной информационной системы организация коммерческой инфраструктуры, осуществляющая ведение реестра атрибутов генерации, заключила соглашение об информационном взаимодействии в соответствии с правилами ведения реестра атрибутов генерации, предоставления, обращения и погашения сертификатов происхождения электрической энергии.
Иная информационная система, функционирующая наряду с информационной системой, используемой для ведения реестра атрибутов генерации, должна создаваться и эксплуатироваться с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Оператор иной информационной системы должен обеспечивать учет всех операций, совершаемых в отношении атрибутов генерации, удостоверение (фиксация) которых осуществлено в иной информационной системе.
Оператор иной информационной системы, в которой осуществляется удостоверение (фиксация) атрибутов генерации, обязан заключить с организацией коммерческой инфраструктуры, осуществляющей ведение реестра атрибутов генерации, соглашение об информационном взаимодействии и передавать в эту организацию информацию об удостоверении (фиксации) атрибутов генерации в иной информационной системе и о лицах, в отношении которых в реестр атрибутов генерации подлежат внесению записи о возникновении у них прав на совершение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Не допускается оборот атрибутов генерации после внесения в реестр атрибутов генерации записи о возникновении у лица, владеющего атрибутами генерации, прав на совершение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, которая произведена на основании информации, полученной от оператора иной информационной системы, в которой осуществляется удостоверение (фиксация) атрибутов генерации, заключившего с организацией коммерческой инфраструктуры, осуществляющей ведение реестра атрибутов генерации, соглашение об информационном взаимодействии.
Для передачи атрибутов генерации иными способами владелец квалифицированного генерирующего объекта обязан в порядке, предусмотренном правилами ведения реестра атрибутов генерации, предоставления, обращения и погашения сертификатов происхождения электрической энергии, передать в организацию коммерческой инфраструктуры, осуществляющую ведение реестра атрибутов генерации, информацию об удостоверении (фиксации) атрибутов генерации в иной информационной системе и иную информацию, определенную правилами ведения реестра атрибутов генерации, предоставления, обращения и погашения сертификатов происхождения электрической энергии.
8. Не допускается совершение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лицом, не владеющим атрибутами генерации. Также не допускается фактическое совершение таких действий лицом, владеющим атрибутами генерации, без внесения в реестр атрибутов генерации записи о возникновении у этого лица прав на совершение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, или записи, предусмотренной пунктом 5 настоящей статьи, в отношении атрибутов генерации, возникших по факту производства электрической энергии на квалифицированном генерирующем объекте соответствующей квалификационной категории, в объеме, соответствующем количеству электрической энергии, к которому относятся такие действия, или без погашения сертификатов происхождения электрической энергии, подтверждающих производство электрической энергии в количестве, соответствующем количеству электрической энергии, к которому относятся такие действия.
В случае передачи атрибутов генерации иными способами фактическое совершение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, допускается только при наличии в реестре атрибутов генерации записи о возникновении у лица, владеющего атрибутами генерации, прав на совершение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в отношении атрибутов генерации, возникших по факту производства электрической энергии на квалифицированном генерирующем объекте, в объеме, соответствующем количеству электрической энергии, к которому относятся такие действия.
Запись о возникновении у лица, владеющего атрибутами генерации, прав на совершение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в отношении атрибутов генерации, переданных иными способами, вносится в реестр атрибутов генерации организацией коммерческой инфраструктуры, осуществляющей ведение реестра атрибутов генерации, на основании информации, полученной от оператора иной информационной системы, в которой осуществлено удостоверение (фиксация) данных атрибутов генерации, заключившего с такой организацией коммерческой инфраструктуры соглашение об информационном взаимодействии.
9. Лицо, которое предоставляет и (или) распространяет информацию, указанную в абзацах втором и третьем пункта 1 настоящей статьи, о себе и (или) производимых либо реализуемых им товарах, выполняемых работах, об оказываемых услугах, в том числе в документации, прилагаемой к этим товарам, работам, услугам, на этикетках, маркировке или иным способом, принятым для отдельных видов товаров, работ, услуг, обязано по требованию заинтересованного лица раскрыть в полном объеме информацию о приобретенных им атрибутах генерации, в отношении которых в реестр атрибутов генерации внесена запись о возникновении у него прав на совершение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и о погашенных сертификатах происхождения. В случае получения требования заинтересованного лица владелец атрибутов генерации, сертификатов происхождения должен предоставить указанную информацию, а также направить организации коммерческой инфраструктуры, осуществляющей ведение реестра атрибутов генерации, в соответствии с правилами ведения реестра атрибутов генерации, предоставления, обращения и погашения сертификатов происхождения электрической энергии согласие на раскрытие указанной информации по требованию заинтересованного лица.
Статья 41.2. Сертификаты происхождения электрической энергии
1. Сертификат происхождения электрической энергии удостоверяет атрибуты генерации.
2. Сертификат происхождения является объектом гражданских прав и может до погашения или истечения срока его действия отчуждаться и переходить от одного лица к другому в порядке и способами, которые предусмотрены гражданским законодательством.
3. Удостоверенные сертификатом происхождения атрибуты генерации переходят к его приобретателю в полном объеме.
В случае предоставления сертификата происхождения, удостоверяющего атрибуты генерации, возникшие по факту производства определенного количества электрической энергии, не допускается удостоверение (фиксация) данных атрибутов генерации в иной информационной системе. При этом передача данных атрибутов генерации возможна только посредством передачи сертификата происхождения, за исключением случая, указанного в абзаце втором пункта 6 статьи 41.1 настоящего Федерального закона.
4. Сертификат происхождения предоставляется в добровольном порядке по заявлению владельца квалифицированного генерирующего объекта.
Сертификат происхождения предоставляется путем внесения записи по лицевому счету владельца квалифицированного генерирующего объекта, открытому в реестре атрибутов генерации.
Сертификат происхождения предоставляется организацией коммерческой инфраструктуры, осуществляющей ведение реестра атрибутов генерации, на основании документов и информации, полученных такой организацией в соответствии с правилами ведения реестра атрибутов генерации, предоставления, обращения и погашения сертификатов происхождения электрической энергии.
5. Предоставление сертификатов происхождения, распоряжение ими (в том числе их передача), ограничение распоряжения сертификатами происхождения, залог и обременение другими способами и их погашение могут осуществляться только посредством внесения соответствующих записей в реестр атрибутов генерации.
6. Лицо, владеющее атрибутами генерации, удостоверенными сертификатом происхождения, вправе совершать действия, указанные в пункте 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, только после погашения сертификата происхождения.
Погашение сертификата происхождения прекращает его оборот, а также оборот атрибутов генерации, удостоверенных сертификатом происхождения, осуществляется однократно и не подлежит отмене.
Погашение сертификата происхождения, срок действия которого не истек, осуществляется по распоряжению лица, владеющего атрибутами генерации, удостоверенными этим сертификатом происхождения, в целях совершения действий, указанных в пункте 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона.
Сертификат происхождения считается погашенным с даты внесения организацией коммерческой инфраструктуры, осуществляющей ведение реестра атрибутов генерации, соответствующей записи в реестр атрибутов генерации.
7. Не допускается предоставление более одного сертификата происхождения по факту производства одного и того же количества электрической энергии.
Не допускается предоставление сертификата происхождения в случае, если атрибуты генерации, возникшие при производстве соответствующего количества электрической энергии, были ранее переданы и их передача учтена в реестре атрибутов генерации. Не допускается также предоставление сертификата происхождения, удостоверяющего атрибуты генерации, удостоверение (фиксация) которых осуществлено в иной информационной системе и учтено в реестре атрибутов генерации.
8. Правилами ведения реестра атрибутов генерации, предоставления, обращения и погашения сертификатов происхождения электрической энергии устанавливаются сроки действия сертификатов происхождения.
9. Истечение срока действия сертификата происхождения прекращает его оборот, а также оборот атрибутов генерации, удостоверенных этим сертификатом происхождения. Сертификат происхождения с истекшим сроком действия не может быть погашен.
Порядок учета сертификатов происхождения с истекшим сроком действия в целях количественного определения объема косвенных выбросов парниковых газов для экономики Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
10. К отношениям, связанным с предоставлением, оборотом и погашением сертификатов происхождения, не применяется законодательство Российской Федерации о ценных бумагах.
1. Ведение реестра атрибутов генерации осуществляется организацией коммерческой инфраструктуры с использованием специализированной информационной системы.
Плата за внесение записей в реестр атрибутов генерации, плата за предоставление доступа к информационной системе, используемой для ведения реестра атрибутов генерации, и плата за использование функциональных возможностей информационной системы, используемой для ведения реестра атрибутов генерации, а также плата за предоставление сведений, содержащихся в реестре атрибутов генерации (за исключением сведений, доступ к которым по решению Правительства Российской Федерации предоставляется безвозмездно), взимается организацией коммерческой инфраструктуры, осуществляющей ведение реестра атрибутов генерации, в размере и порядке, которые установлены наблюдательным советом совета рынка.
2. В реестре атрибутов генерации подлежат учету посредством внесения соответствующих записей:
возникновение атрибутов генерации, их удостоверение (фиксация) в иной информационной системе, передача атрибутов генерации другому лицу способом, предусмотренным настоящим Федеральным законом, обременение атрибутов генерации и ограничение распоряжения ими, за исключением операций в отношении атрибутов генерации, совершаемых в иной информационной системе, возникновение прав на совершение действий, указанных в пункте 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона;
предоставление, передача другому лицу, обременение сертификата происхождения и ограничение распоряжения сертификатом происхождения, а также погашение сертификата происхождения;
иные операции с атрибутами генерации и сертификатами происхождения, предусмотренные правилами ведения реестра атрибутов генерации, предоставления, обращения и погашения сертификатов происхождения электрической энергии.
3. Атрибуты генерации (сертификаты происхождения) возникают (предоставляются), передаются и в отношении их совершаются какие-либо действия в день внесения соответствующей записи в реестр атрибутов генерации.
4. Организация коммерческой инфраструктуры, осуществляющая ведение реестра атрибутов генерации, не несет ответственность за достоверность сведений, предоставляемых владельцами лицевых счетов, открытых в реестре атрибутов генерации, операторами иных информационных систем и другими лицами для целей ведения реестра атрибутов генерации.
5. Передача сертификата происхождения для учета в функционирующей на территории иностранного государства информационной системе или международной информационной системе, в которых производится удостоверение (фиксация) атрибутов генерации, может осуществляться в порядке и на условиях, которые предусмотрены соглашением об информационном взаимодействии, заключаемым организацией коммерческой инфраструктуры, осуществляющей ведение реестра атрибутов генерации, с операторами таких информационных систем или иным лицом, уполномоченным операторами таких информационных систем на заключение этого соглашения.
6. Правилами ведения реестра атрибутов генерации, предоставления, обращения и погашения сертификатов происхождения электрической энергии, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, определяются:
сведения, подлежащие учету в реестре атрибутов генерации;
порядок определения объема атрибутов генерации, возникающих по факту производства электрической энергии;
порядок учета факта возникновения атрибутов генерации;
порядок учета передачи владельцами квалифицированных генерирующих объектов атрибутов генерации способом, предусмотренным пунктом 5 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, и возникновения прав на совершение действий, указанных в пункте 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона;
порядок предоставления сертификатов происхождения (в том числе перечень документов и сведений, предоставляемых для получения сертификатов происхождения) и порядок определения количества сертификатов происхождения, подлежащих предоставлению;
сведения, содержащиеся в сертификате происхождения, требования к форме и содержанию сертификатов происхождения;
порядок погашения сертификатов происхождения;
сроки действия атрибутов генерации, сертификатов происхождения;
объем атрибутов генерации, удостоверяемых одним сертификатом происхождения;
особенности предоставления и погашения сертификатов происхождения, предоставляемых по факту производства электрической энергии на квалифицированных генерирующих объектах в зависимости от их характеристик (в том числе таких, как установленная генерирующая мощность, используемые источник энергии и технология производства электрической энергии);
порядок внесения записей по лицевым счетам, в том числе требования к форме и содержанию заявлений владельцев квалифицированных генерирующих объектов и распоряжений владельцев сертификатов происхождения, на основании которых вносятся указанные записи;
перечень документов и сведений, предоставление которых необходимо для открытия лицевого счета в реестре атрибутов генерации;
состав подлежащей раскрытию информации, содержащейся в реестре атрибутов генерации, порядок и способы ее раскрытия;
порядок заключения с организацией коммерческой инфраструктуры, осуществляющей ведение реестра атрибутов генерации, договора о ведении реестра атрибутов генерации и существенные условия такого договора;
порядок заключения с организацией коммерческой инфраструктуры, осуществляющей ведение реестра атрибутов генерации, соглашения об информационном взаимодействии.
Правительство Российской Федерации может устанавливать особенности обращения атрибутов генерации, принадлежащих владельцам квалифицированных генерирующих объектов, в отношении которых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации применяется механизм стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке и в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии и мощности заключены договоры о предоставлении мощности.
Глава 8. Особенности осуществления хозяйственной деятельности в электроэнергетике
Статья 42. Государственная экспертиза проектной документации объектов электроэнергетики, являющихся объектами капитального строительства, и государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом этих объектов
Государственная экспертиза проектной документации объектов электроэнергетики, являющихся объектами капитального строительства, и государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом этих объектов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности
Статья 43. Особенности ведения учета доходов, продукции и затрат по видам деятельности в сфере электроэнергетики
1. Субъекты электроэнергетики обязаны вести раздельный учет (в том числе первичный бухгалтерский учет) продукции, доходов и затрат по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики:производству электрической энергии;передаче электрической энергии (в том числе эксплуатации объектов электросетевого хозяйства);реализации (сбыту) электрической энергии;оперативно-диспетчерскому управлению.
2. Методические указания по ведению раздельного учета по видам деятельности в сфере электроэнергетики устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 44. Особенности вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электроэнергетики
1. В целях недопущения ущемления прав и законных интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии в отношении линий электропередачи и (или) оборудования и устройств объектов по производству электрической энергии (мощности) и (или) объектов электросетевого хозяйства (далее - линии электропередачи и (или) оборудование и устройства), соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации:
их собственники и иные законные владельцы должны осуществлять согласование с системным оператором временного вывода в ремонт линий электропередачи и (или) оборудования и устройств, за исключением случаев их аварийной остановки (далее - согласование вывода объектов электроэнергетики в ремонт);
их собственники должны осуществлять согласование окончательного вывода линий электропередачи и (или) оборудования и устройств из эксплуатации с системным оператором или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление согласования окончательного вывода соответствующих объектов электроэнергетики из эксплуатации (далее соответственно - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление согласования вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, согласование вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации).
Порядок вывода в ремонт и из эксплуатации линий электропередачи и (или) оборудования и устройств устанавливается Правительством Российской Федерации в правилах вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электроэнергетики в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласование вывода объектов электроэнергетики в ремонт и согласование вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, которые функционируют в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, осуществляются в соответствии с настоящей статьей только в части производства электрической энергии. Собственники таких объектов также обязаны осуществлять согласование окончательного вывода оборудования и устройств таких объектов из эксплуатации как источников тепловой энергии в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" и утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.
Собственники объектов по производству электрической энергии (мощности), функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, обязаны уведомить исполнительный орган субъекта Российской Федерации и орган местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа, на территории которых осуществляется теплоснабжение с использованием таких объектов, о подаче заявления на вывод из эксплуатации оборудования и устройств таких объектов в соответствии с правилами вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электроэнергетики.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 июня 2023 года Федеральным законом от 13 июня 2023 года № 240-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, осуществляют согласование вывода объектов электроэнергетики в ремонт и согласование вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации также с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью в соответствии с условиями заключенных с ней договоров о порядке использования таких объектов.
Собственникам объектов по производству электрической энергии (мощности), капитальные затраты в отношении которых учитывались в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при определении цены на мощность, поставляемую на оптовый рынок, запрещается выводить такие объекты из эксплуатации в течение срока, который установлен Правительством Российской Федерации и не может быть меньше двадцати пяти лет с даты начала поставки мощности такими объектами на оптовый рынок по ценам, учитывающим капитальные затраты в отношении таких объектов.
2. Системный оператор, осуществляющий согласование вывода объектов электроэнергетики в ремонт, обязан предоставить его собственникам или иным законным владельцам объектов электроэнергетики, вывод в ремонт которых запрашивается, а в случае угрозы наступления последствий, предусмотренных правилами вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электроэнергетики, обязан потребовать от собственников или иных законных владельцев таких объектов электроэнергетики приостановить вывод на срок не более чем шесть месяцев.
В случае, если к системному оператору одновременно обратились несколько собственников или иных законных владельцев объектов электроэнергетики с просьбой о согласовании вывода объектов электроэнергетики в ремонт, при осуществлении согласования он не вправе совершать действия, создающие дискриминационные или, напротив, благоприятные условия для деятельности отдельных лиц из числа собственников или иных законных владельцев.
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление согласования вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, в соответствии с правилами вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электроэнергетики обязан предоставить данное согласование или в случае наличия угрозы наступления в результате окончательного вывода указанных объектов из эксплуатации последствий, предусмотренных правилами вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электроэнергетики, потребовать от собственников объектов электроэнергетики приостановить такой вывод.
Решение о согласовании вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики или о направлении собственнику требования о приостановлении такого вывода принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление согласования вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, на основании заключения системного оператора о возможности вывода из эксплуатации объекта электроэнергетики, которое выдается системным оператором в соответствии с правилами вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электроэнергетики.
О принятом решении федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление согласования вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, обязан уведомить исполнительный орган субъекта Российской Федерации и орган местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа, на территории которых осуществляется теплоснабжение с использованием объекта, функционирующего в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 июня 2023 года Федеральным законом от 13 июня 2023 года № 240-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Решение о согласовании вывода из эксплуатации объекта электроэнергетики или о направлении собственнику требования о приостановлении такого вывода принимается в отношении каждой линии электропередачи и (или) оборудования и устройства каждого объекта по производству электрической энергии (мощности) или объекта электросетевого хозяйства отдельно, при этом приостановление вывода из эксплуатации одного объекта в связи с необходимостью продолжения эксплуатации другого объекта не допускается, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.
Срок, на который приостанавливается вывод из эксплуатации объекта электроэнергетики, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление согласования вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление согласования вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, определен перечень мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта электроэнергетики, указанный срок определяется с учетом сроков реализации мероприятий, необходимых для устранения оснований предъявления федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление согласования вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, требования о приостановлении вывода объекта электроэнергетики из эксплуатации, в том числе мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции, модернизации и (или) техническому перевооружению объекта электросетевого хозяйства и (или) объекта по производству электрической энергии (мощности) (далее также - мероприятия по обеспечению вывода из эксплуатации).
В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации в правилах вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электроэнергетики, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление согласования вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, обязан продлить срок, на который приостанавливается вывод из эксплуатации объекта электроэнергетики.Действие решений о согласовании вывода из эксплуатации объекта электроэнергетики или направлении собственнику требования о приостановлении такого вывода, принятых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление согласования вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, и действие заключений системного оператора о возможности или невозможности вывода из эксплуатации объекта электроэнергетики прекращаются в случаях, установленных Правительством Российской Федерации в правилах вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электроэнергетики.
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ)
4. Мероприятия по обеспечению вывода из эксплуатации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление согласования вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, с учетом стоимости реализации мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации, оценки экономических последствий продолжения эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности) для потребителей на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) исходя из минимизации совокупных расходов покупателей электрической энергии и иных установленных Правительством Российской Федерации требований.
Основаниями для определения мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации являются:
предложения собственника объекта по производству электрической энергии (мощности) о перечне мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации, разработанные и согласованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с системным оператором, а также с собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, на которых планируется проведение мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации;
заключение совета рынка об оценке экономических последствий для потребителей на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) реализации мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации и продолжения эксплуатации объекта электроэнергетики, в отношении которого собственником подано заявление о его выводе из эксплуатации;
результаты отбора на конкурентной основе мощности, необходимой для обеспечения вывода объекта электроэнергетики из эксплуатации;
иные документы и (или) информация.
Отбор на конкурентной основе мощности, необходимой для обеспечения вывода из эксплуатации объекта электроэнергетики, проводится системным оператором в порядке и в сроки, которые установлены правилами оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, на условиях, определенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление согласования вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, с учетом предложений о перечне мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации исходя из минимизации совокупных расходов покупателей электрической энергии и иных установленных Правительством Российской Федерации требований.
5. Собственник объекта по производству электрической энергии (мощности), в отношении которого предъявлено требование о приостановлении вывода из эксплуатации и определены мероприятия по обеспечению вывода из эксплуатации, обязан обеспечить реализацию мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление согласования вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики, посредством заключения с сетевой организацией договора о реализации мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации и исполнения обязательств по данному договору.
Договор о реализации мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации, заключаемый собственником объекта по производству электрической энергии (мощности) с сетевой организацией, является публичным.
По договору о реализации мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности) сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации, необходимых для осуществления этого вывода в части проектирования, строительства, реконструкции, модернизации и (или) технического перевооружения объектов электросетевого хозяйства, мероприятий по разработке и согласованию с системным оператором технических условий вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности), обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, модернизацию и (или) техническое перевооружение, а также по урегулированию в случае необходимости отношений с третьими лицами.
Состав выдаваемых сетевой организацией технических условий вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности) определяется с учетом перечня мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации, которые необходимо реализовать для обеспечения вывода из эксплуатации такого объекта и которые указаны федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление согласования вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики, в требовании о приостановлении вывода из эксплуатации объекта электроэнергетики.
Предельный срок реализации сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации не должен превышать установленный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление согласования вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, срок, на который приостановлен вывод из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности).
Плата за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации по договору о реализации мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации определяется в порядке, установленном статьей 23.2 настоящего Федерального закона, и взимается однократно.
Правила заключения и исполнения договоров о реализации мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации, в том числе существенные условия таких договоров, состав технических условий вывода из эксплуатации объектов по производству электрической энергии (мощности) и порядок их согласования с системным оператором, ответственность сетевой организации за несоблюдение сроков реализации мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации, а также ответственность собственников объектов по производству электрической энергии (мощности) за несоблюдение сроков оплаты услуг сетевой организации, порядок и сроки представления федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление согласования вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, информации об исполнении сторонами договора своих обязательств по нему определяются правилами вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электроэнергетики, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В случае, если вывод из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности) осуществляется в целях его замещения другим объектом по производству электрической энергии (мощности), строительство, реконструкция, модернизация и (или) техническое перевооружение которого выполняются тем же собственником, договор о реализации мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации не заключается при одновременном выполнении следующих условий:
техническими условиями технологического присоединения к электрическим сетям вновь сооружаемого объекта по производству электрической энергии (мощности), согласованными в установленном порядке с системным оператором, предусмотрены мероприятия по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности), взамен которого планируется ввести в эксплуатацию вновь сооружаемый объект по производству электрической энергии (мощности);
условия и сроки реализации мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям вновь сооружаемого объекта по производству электрической энергии (мощности), предусмотренные договором об осуществлении технологического присоединения, заключенным собственником планируемого к выводу из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности) и сетевой организацией, определены с учетом условий и сроков вывода из эксплуатации такого объекта, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление согласования вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В случае, предусмотренном абзацем восьмым настоящего пункта, реализация мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации осуществляется в рамках выполнения обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В случае, если мероприятия по обеспечению вывода из эксплуатации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление согласования вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, определены по результатам отбора на конкурентной основе мощности, проведенного в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, предельный срок выполнения победителем такого отбора мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации не должен превышать установленный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление согласования вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, срок, на который приостановлен вывод из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности).
6. Оплата мощности, производимой и поставляемой на оптовый рынок с использованием объекта по производству электрической энергии (мощности), в отношении которого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление согласования вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, предъявлено требование о приостановлении его вывода из эксплуатации, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), устанавливаемым Правительством Российской Федерации в виде порядка их определения. Особенности порядка и сроков оплаты мощности, производимой таким объектом, а также порядок применения соответствующих регулируемых цен (тарифов) определяется Правительством Российской Федерации.
При определении указанных в настоящем пункте регулируемых цен (тарифов) размер расходов на продолжение эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности), учтенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление согласования вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, при принятии решений в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи, не должен превышать наименьшую из следующих величин:
стоимость реализации мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации;
затраты, связанные с продолжением функционирования объекта по производству электрической энергии (мощности) без реализации мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации.
Иные особенности функционирования объектов по производству электрической энергии (мощности), в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление согласования вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, предъявлено требование о приостановлении вывода их из эксплуатации, определяются Правительством Российской Федерации.
Собственнику или иному законному владельцу объекта по производству электрической энергии (мощности) с даты вывода такого объекта из эксплуатации, согласованной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление согласования вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, запрещается заниматься деятельностью по поставке мощности, производимой с использованием такого объекта, на оптовом рынке.
7. В случае, если собственником объекта по производству электрической энергии (мощности) планируется вывод такого объекта из эксплуатации, собственник такого объекта обязан осуществить одновременно согласование вывода из эксплуатации как генерирующего оборудования такого объекта, так и объектов электросетевого хозяйства, входящих в его состав. Системный оператор и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление согласования вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, при согласовании возможности вывода объекта по производству электрической энергии (мощности) из эксплуатации оценивают возможность вывода из эксплуатации генерирующего оборудования, а также возможность вывода из эксплуатации или необходимость продолжения эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, входящих в состав объекта по производству электрической энергии (мощности).
8. Ответственность за нарушение установленного настоящей статьей порядка временного вывода в ремонт объектов электроэнергетики, окончательного вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливается законодательством Российской Федерации.
Ответственность собственника объекта по производству электрической энергии (мощности) в части выполнения своих обязательств по реализации мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации, а также ответственность победителя отбора на конкурентной основе мощности, необходимой для обеспечения вывода из эксплуатации объекта электроэнергетики, устанавливается правилами оптового рынка, в том числе в виде применения понижающих коэффициентов к регулируемым ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), производимую и поставляемую с использованием указанных в настоящем абзаце объектов электроэнергетики.
9. Положения настоящей статьи распространяются на атомные электростанции с учетом особенностей их функционирования, установленных законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии.
(Статья в редакции, введенной в действие с 28 января 2021 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 281-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 45. Правовое регулирование теплоснабжения в Российской Федерации
Отношения, связанные с теплоснабжением потребителей, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей оперативно-диспетчерского управления работой теплоэлектростанций в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, особенностей участия субъектов оптового рынка, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки, в оптовом рынке, а также устанавливаемых Правительством Российской Федерации особенностей государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, вырабатываемую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Статья 46. Формирование технологического резерва мощностей по производству электрической энергии
Статья утратила силу - Федеральный закон от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 46.1. Обеспечение надежного функционирования тепловых электростанций
1. Собственники или иные законные владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, в соответствии с нормативами запасов топлива на тепловых электростанциях, утвержденными Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом для тепловых электростанций, использующих в качестве основного топлива нефтяной (попутный) газ.На тепловых электростанциях, использующих в качестве основного топлива нефтяной (попутный) газ, запасы топлива создаются в случае электроснабжения и (или) теплоснабжения объектов жилищно-коммунального хозяйства.Собственники или иные законные владельцы тепловых электростанций, использующих в качестве основного топлива нефтяной (попутный) газ и осуществляющих электроснабжение и (или) теплоснабжение объектов жилищно-коммунального хозяйства, вправе создавать и использовать запасы иных видов топлива с учетом проектной документации на строительство, реконструкцию тепловой электростанции.В случае невозможности использования в соответствии с проектной документацией на строительство, реконструкцию тепловой электростанции иного вида топлива, собственники или иные законные владельцы тепловых электростанций, использующих в качестве основного топлива нефтяной (попутный) газ, обязаны обеспечить наличие иного источника электроснабжения и (или) теплоснабжения в объеме, необходимом для потребления объектами жилищно-коммунального хозяйства.
2. Нарушение нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 1 декабря 2010 года Федеральным законом от 26 июля 2010 года № 189-ФЗ)
Статья 46.2. Обеспечение готовности к работе в сфере электроэнергетики
1. Субъекты электроэнергетики, соответствующие установленным Правительством Российской Федерации критериям, обязаны обеспечивать готовность к работе в сфере электроэнергетики, в том числе в отопительный сезон, путем достижения значений показателей риска нарушения их работы в сфере электроэнергетики, определенных Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. Оценка достижения указанных показателей осуществляется в соответствии со статьей 28.3 настоящего Федерального закона.
2. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, осуществляет оценку готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон.
Оценка готовности к работе в отопительный сезон осуществляется на основании результатов мониторинга риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики, проводимого в соответствии со статьей 28.3 настоящего Федерального закона, и подтверждается паспортом готовности к работе в отопительный сезон.
Порядок проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, в том числе критерии отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов, в отношении которых необходимо проводить такую оценку, и порядок принятия решения о выдаче паспорта готовности к работе в отопительный сезон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ)
Статья 46.3. Особенности правового регулирования отношений в сфере электроэнергетики в 2022 и 2023 годах