Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ
Номер документа: | 35-ФЗ |
Дата редакции: | 25 октября 2024 |
Дата принятия: | 26 марта 2003 |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания РФ, N 10, 01.04.2003 |
Публикация: | Парламентская газета, N 59, 01.04.2003 |
Публикация: | Приложение к "Российской газете", N 16, 2003 год |
Публикация: | Российская газета, N 60, 01.04.2003 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 13, 31.03.2003, ст.1177 |
Редакции
- 01.03.2025
- 01.01.2025
- 01.11.2024
- 01.09.2024
- 19.08.2024
- 14.02.2024
- 01.02.2024
- 01.01.2024
- 02.11.2023
- 04.08.2023
- 24.06.2023
- 01.01.2023
- 21.11.2022
- 10.09.2022
- 01.07.2022
- 11.06.2022
- 01.05.2022
- 01.07.2021
- 11.06.2021
- 28.01.2021
- 10.01.2021
- 01.01.2021
- 19.12.2020
- 01.07.2020
- 28.12.2019
- 13.08.2019
- 02.08.2019
- 01.01.2019
- 28.12.2018
- 30.07.2018
- 29.06.2018
- 29.12.2017
- 10.08.2017
- 19.07.2017
- 01.07.2017
- 09.01.2017
- 31.07.2016
- 04.07.2016
- 23.06.2016
- 30.03.2016
- 10.01.2016
- 01.01.2016
- 05.12.2015
- 24.07.2015
- 30.06.2015
- 01.01.2015
- 15.11.2014
- 22.07.2014
- 02.05.2014
- 25.11.2013
- 06.11.2013
- 08.04.2013
- 01.04.2013
- 31.12.2012
- 01.07.2012
- 25.06.2012
- 04.06.2012
- 06.01.2012
- 01.01.2012
- 06.12.2011
- 21.10.2011
- 01.08.2011
- 01.07.2011
- 18.06.2011
- 01.01.2011
- 30.12.2010
- 01.12.2010
- 12.09.2010
- 09.08.2010
- 30.07.2010
- 29.07.2010
- 27.11.2009
- 30.12.2008
- 09.11.2008
- 18.07.2008
- 01.04.2008
- 09.11.2007
- 01.01.2007
- 01.01.2006
- 01.01.2005
- 01.04.2003
Страница 3
7. Без заключения соглашений, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи, передаются в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства и (или) их части, принадлежащие организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и находящиеся на территориях Республики Карелия, Республики Марий Эл, Республики Хакасия, Белгородской области, Волгоградской области, Вологодской области, Курской области, Липецкой области, Нижегородской области, Ростовской области, Тамбовской области, Томской области, Тюменской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа. При этом передаются в аренду только объекты электросетевого хозяйства и (или) их части, в отношении которых по состоянию на 1 сентября 2013 года действовали договоры аренды, заключенные между организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальными сетевыми организациями.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 6 ноября 2013 года № 308-ФЗ)
8. Без заключения соглашений, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи, передаются в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства и (или) их части, принадлежащие организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и находящиеся на территориях Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской области, Еврейской автономной области, за исключением объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, к которым энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии технологически присоединены после 1 января 2007 года.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 6 ноября 2013 года № 308-ФЗ)
9. Передача в аренду объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей в соответствии с пунктами 7 и 8 настоящей статьи осуществляется:до 1 июля 2029 года на территориях Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской области, Еврейской автономной области;до 1 июля 2017 года на территориях Республики Карелия, Республики Марий Эл, Республики Хакасия, Белгородской области, Волгоградской области, Вологодской области, Курской области, Липецкой области, Нижегородской области, Ростовской области, Тамбовской области, Томской области, Тюменской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 6 ноября 2013 года № 308-ФЗ)
10. Заключение в соответствии с требованиями пунктов 7 и 8 настоящей статьи с территориальными сетевыми организациями, которым объекты электросетевого хозяйства и (или) их части были переданы в аренду ранее, договоров аренды таких объектов и (или) их частей является обязательным для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью. Сроки действия данных договоров не должны превышать сроки, указанные в пункте 9 настоящей статьи.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 6 ноября 2013 года № 308-ФЗ)
11. Переданные в аренду в соответствии с пунктами 6, 7 и 8 настоящей статьи объекты электросетевого хозяйства и (или) их части используются территориальными сетевыми организациями для оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к таким объектам и (или) их частям.Исполнение обязательств территориальных сетевых организаций по оказанию услуг по передаче электрической энергии потребителям, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к переданным в аренду в соответствии с пунктами 6, 7 и 8 настоящей статьи объектам электросетевого хозяйства и (или) их частям, может обеспечиваться организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью посредством исполнения обязательств по эксплуатации соответствующего объекта электросетевого хозяйства в целом в соответствии с договором его аренды.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 6 ноября 2013 года № 308-ФЗ)
Статья 9. Услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети
1. Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Положения абзаца первого части 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ):
1) учитываются при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2025 год и последующие периоды;
2) применяются начиная с 1 января 2025 года к отношениям, возникающим на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии или безвозмездных соглашений, определяющих взаимные права и обязанности при взаимодействии сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых технологически присоединены друг к другу.
- См. пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ.
лицам, владеющим на праве собственности или ином законном основании объектами электроэнергетики и (или) энергопринимающими устройствами, непосредственно технологически присоединенными в установленном порядке к единой национальной (общероссийской) электрической сети (лицам, действующим в их интересах), за исключением территориальных сетевых организаций;
(Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ)
Положения абзаца второго части 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ):
1) учитываются при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2025 год и последующие периоды;
2) применяются начиная с 1 января 2025 года к отношениям, возникающим на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии или безвозмездных соглашений, определяющих взаимные права и обязанности при взаимодействии сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых технологически присоединены друг к другу.
- См. пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ.
лицам, владеющим на праве собственности или ином законном основании объектами электроэнергетики и (или) энергопринимающими устройствами, непосредственно технологически присоединенными в установленном порядке к объектам электроэнергетики и (или) энергопринимающим устройствам, указанным в абзаце втором настоящего пункта и принадлежащим потребителям электрической энергии, при условии, что технологическое присоединение было произведено не позднее 31 декабря 2024 года и на указанный день в отношении этих присоединенных объектов и (или) устройств действовал и исполнялся договор оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (лицам, действующим в их интересах);
(Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ)
Положения абзаца третьего части 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ):
1) учитываются при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2025 год и последующие периоды;
2) применяются начиная с 1 января 2025 года к отношениям, возникающим на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии или безвозмездных соглашений, определяющих взаимные права и обязанности при взаимодействии сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых технологически присоединены друг к другу.
- См. пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ.
лицам, владеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами с уровнем напряжения 110 киловольт и выше, непосредственно технологически присоединенными в установленном порядке к объектам по производству электрической энергии, непосредственно технологически присоединенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети, при условии, что технологическое присоединение к таким объектам по производству электрической энергии было произведено не позднее 31 декабря 2024 года и на указанный день в отношении этих присоединенных устройств действовал и исполнялся договор оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (лицам, действующим в их интересах);
(Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ)
Положения абзаца четвертого части 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ):
1) учитываются при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2025 год и последующие периоды;
2) применяются начиная с 1 января 2025 года к отношениям, возникающим на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии или безвозмездных соглашений, определяющих взаимные права и обязанности при взаимодействии сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых технологически присоединены друг к другу.
- См. пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ.
субъектам оптового рынка, осуществляющим куплю-продажу электрической энергии на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств;
(Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ)
Положения абзаца пятого части 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ):
1) учитываются при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2025 год и последующие периоды;
2) применяются начиная с 1 января 2025 года к отношениям, возникающим на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии или безвозмездных соглашений, определяющих взаимные права и обязанности при взаимодействии сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых технологически присоединены друг к другу.
- См. пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ.
системообразующим территориальным сетевым организациям.
(Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ)
Положения абзаца шестого части 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ):
1) учитываются при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2025 год и последующие периоды;
2) применяются начиная с 1 января 2025 года к отношениям, возникающим на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии или безвозмездных соглашений, определяющих взаимные права и обязанности при взаимодействии сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых технологически присоединены друг к другу.
- См. пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ.
Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью в целях технологического обеспечения совместной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств, оказания услуг по передаче электрической энергии, купля-продажа которой осуществляется субъектами оптового рынка на территории Российской Федерации и (или) на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств, в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации, осуществляет урегулирование отношений по использованию электрических сетей электроэнергетических систем иностранных государств и передаче электрической энергии по указанным сетям, а также оказывает связанные с этими отношениями услуги.Заключение договоров оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети является обязательным для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью отказывает в заключении такого договора обратившемуся лицу, если объект электросетевого хозяйства и (или) его часть, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства обратившегося лица, переданы в аренду территориальной сетевой организации в соответствии с пунктами 6, 7 и 8 статьи 8 настоящего Федерального закона.
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 6 ноября 2013 года № 308-ФЗ)
Положения пункта 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ) не применяются при заключении и (или) исполнении договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с участием территориальных сетевых организаций, в отношении которых Правительством Российской Федерации по состоянию на 1 января 2024 года определены особенности установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии потребителю или потребителям, входящим в одну группу лиц и (или) владеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, которые используются ими в рамках единого технологического процесса, в случае, если в 2024 году оказание услуг по передаче электрической энергии осуществлялось указанными территориальными сетевыми организациями, - см. пункт 6 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ.
2.
3. Деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, осуществляемая организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, а также указанная деятельность собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав единой национальной (общероссийской) электрической сети, осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
(Статья в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2007 года Федеральным законом от 4 ноября 2007 года № 250-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Статья 10. Развитие единой национальной (общероссийской) электрической сети
1. Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью осуществляет деятельность по развитию этой сети и строительству объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в порядке, установленном статьей 42 настоящего Федерального закона. Указанная деятельность включает в себя меры, направленные на устранение технологических ограничений перетока электрической энергии между регионами Российской Федерации и развитие пропускной способности электрических сетей для обеспечения выдачи мощности электростанциями. Финансирование таких мер осуществляется за счет собственных и привлеченных средств организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, а также иных не запрещенных законом источников.
2. Кроме организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью любые лица вправе осуществлять строительство линий электропередачи в порядке, установленном статьей 42 настоящего Федерального закона. Лица, осуществляющие такое строительство, имеют право на технологическое присоединение построенных линий электропередачи к действующим электрическим сетям в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.
(Статья в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2007 года Федеральным законом от 4 ноября 2007 года № 250-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Глава 4. Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике
Статья 11. Система оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике
1. Система оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике включает в себя комплекс мер по централизованному планированию и управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и мер по проектированию развития электроэнергетических систем, осуществляемых субъектами оперативно-диспетчерского управления, уполномоченными на осуществление указанных мер в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а начиная с 1 января 2024 года системным оператором.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Целью деятельности системы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике является обеспечение надежного функционирования электроэнергетической системы посредством выполнения требований к параметрам электроэнергетического режима работы электроэнергетической системы, установленных утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, а также обеспечение развития электроэнергетической системы в соответствии с правилами технологического функционирования электроэнергетических систем и иными требованиями, установленными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Оперативно-диспетчерское управление атомными станциями осуществляется в соответствии с положениями настоящей главы, а также особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области использования атомной энергии.
1. До 31 декабря 2023 года включительно субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике являются:
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29 июня 2018 года № 172-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 262-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29 июня 2018 года № 172-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 262-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2008 года Федеральным законом от 4 ноября 2007 года № 250-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1.1. Начиная с 1 января 2024 года субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике является системный оператор - специализированная организация, единолично осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и уполномоченная на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для выполнения субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии, технологический режим работы и эксплуатационное состояние объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок которых влияют на электроэнергетический режим работы электроэнергетической системы.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ)
2. Перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем определяется правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. - Cм. предыдущую редакцию)
3. Системный оператор является открытым акционерным обществом. Доля участия Российской Федерации в уставном капитале системного оператора в период реформирования Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" не может составлять менее чем 52 процента. До завершения реформирования доля Российской Федерации должна быть увеличена до уровня 100 процентов в уставном капитале системного оператора способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Особенности создания системного оператора определяются Федеральным законом "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике".
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2007 года Федеральным законом от 4 ноября 2007 года № 250-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
4. Системному оператору и его аффилированным лицам, группам лиц запрещается заниматься деятельностью по оказанию услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии и деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, за исключением купли-продажи электрической энергии (мощности), осуществляемой в целях технологического обеспечения совместной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2007 года Федеральным законом от 4 ноября 2007 года № 250-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 13. Основные принципы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике
1. Основными принципами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике являются:обеспечение баланса производства и потребления электрической энергии;
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 262-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
ответственность субъекта оперативно-диспетчерского управления и его должностных лиц перед субъектами оптового и розничных рынков за результаты действий, осуществляемых с нарушением законодательства Российской Федерации, порядка оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и правил оптового рынка, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. - Cм. предыдущую редакцию)
Порядок реализации указанных принципов определяется настоящим Федеральным законом, а также правилами оптового рынка и иными нормативными правовыми актами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации
2. Критерии экономической эффективности оперативных диспетчерских команд и распоряжений системного оператора и осуществляемых им действий по дистанционному управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок устанавливаются правилами оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, а для технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем начиная с 1 января 2024 года основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Обеспечение надежного функционирования электроэнергетической системы и экономической эффективности оперативных диспетчерских команд и распоряжений системного оператора и осуществляемых им действий по дистанционному управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок является приоритетом при осуществлении оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Условием любых действий системного оператора является выбор экономически наиболее эффективного решения, которое обеспечивает соблюдение требований к параметрам электроэнергетического режима работы электроэнергетической системы, установленных утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, за исключением случаев, если действия системного оператора направлены на предотвращение возникновения и ликвидацию аварийных ситуаций в электроэнергетической системе. В указанных случаях системный оператор исходит из приоритетности мер, направленных на предотвращение возникновения и ликвидацию аварийных ситуаций в электроэнергетической системе, перед экономической эффективностью оперативных диспетчерских команд и распоряжений системного оператора и осуществляемых им действий по дистанционному управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 14. Функции системного оператора
Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. - Cм. предыдущую редакцию
1. Системный оператор осуществляет:обеспечение соблюдения установленных параметров надежности функционирования Единой энергетической системы России, технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и качества электрической энергии, в том числе участие в соответствии с правовыми актами Правительства Российской Федерации в разработке, согласовании, реализации и проверке выполнения технических решений и мероприятий, направленных на обеспечение надежного и устойчивого функционирования электроэнергетической системы в текущий и перспективный периоды, надежной и безопасной работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок в ее составе;
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. - Cм. предыдущую редакцию)
планирование электроэнергетических режимов работы электроэнергетической системы и управление ими, управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Положения абзаца четвертого пункта 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ) применяются к отношениям, связанным с разработкой документов перспективного развития электроэнергетики, утверждаемых на период начиная с 2023 года, - пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ.
разработку и представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, документов перспективного развития электроэнергетики;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Положения абзаца пятого пункта 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ) применяются к отношениям, связанным с разработкой документов перспективного развития электроэнергетики, утверждаемых на период начиная с 2023 года, - пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ.
согласование вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической и тепловой энергии, а также ввода их после ремонта и в эксплуатацию;выдачу в порядке, установленном правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, влияющим на электроэнергетический режим работы электроэнергетической системы, обязательных для исполнения оперативных диспетчерских команд и распоряжений, связанных с осуществлением функций системного оператора, а также изменение технологических режимов работы и эксплуатационного состояния принадлежащих таким субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок путем непосредственного воздействия на них с использованием средств дистанционного управления из диспетчерских центров системного оператора;
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 262-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
разработку оптимальных суточных графиков работы электростанций и электрических сетей Единой энергетической системы России, а также технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. - Cм. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 196-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
участие в формировании, выдаче и проверке выполнения при присоединении объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям технологических требований, обеспечивающих их работу в составе Единой энергетической системы России или технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также участие в формировании и выдаче технологических требований при реализации мероприятий по обеспечению вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ). - Cм. предыдущую редакцию)
участие в осуществлении уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля за техническим состоянием объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, влияющих на надежность и безопасность функционирования Единой энергетической системы России;организацию отбора исполнителей услуг по обеспечению системной надежности и оплату таких услуг в целях обеспечения надежности функционирования Единой энергетической системы России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2023 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
оценку возможности и эффективности применения в Единой энергетической системе России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах результатов научно-технической и инновационной деятельности в области производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, оперативно-технологического управления, релейной защиты и автоматики, а также участие в разработке инновационных проектов и новых технологий в области оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, оперативно-технологического управления, релейной защиты и автоматики;
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2023 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
абзац семнадцатый предыдущей редакции с 1 января 2024 года считается соответственно абзацем восемнадцатым настоящей редакции - Федеральный закон от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ.
формирование, поддержание в актуальном состоянии и раскрытие (предоставление) другим лицам цифровых информационных моделей электроэнергетических систем или фрагментов таких моделей в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса;
иные функции, определенные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики.
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2007 года Федеральным законом от 4 ноября 2007 года № 250-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
2.
3. Субъекты электроэнергетики вправе не исполнять оперативные диспетчерские команды и распоряжения субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и команды дистанционного управления, если их исполнение создает угрозу жизни людей, повреждения оборудования или приводит к нарушению пределов и условий безопасной эксплуатации атомных электростанций.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Выдача обязательных для исполнения оперативных диспетчерских команд и распоряжений, связанных с ограничением режима потребления электрической энергии (мощности) потребителей электрической энергии, и ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) потребителей электрической энергии с использованием средств дистанционного управления из диспетчерских центров системного оператора осуществляются системным оператором только в случае необходимости принятия мер по предотвращению возникновения или ликвидации аварийных ситуаций.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 262-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
При возникновении или угрозе возникновения аварийных электроэнергетических режимов (режимов, которые характеризуются параметрами, выходящими за допустимые пределы, определяемые в соответствии с обязательными требованиями) действует особый порядок оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Особенности оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике при возникновении или угрозе возникновения аварийных электроэнергетических режимов и соответствующие обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливаются правилами технологического функционирования электроэнергетических систем и правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 15.1. Обеспечение дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике
1. В отношении функционирующих в составе Единой энергетической системы России объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 220 киловольт и выше и объектов по производству электрической энергии (мощности), установленная генерирующая мощность которых равна или превышает 25 мегаватт (за исключением атомных электростанций), а также в отношении функционирующих в составе технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 110 киловольт и выше и объектов по производству электрической энергии (мощности), установленная генерирующая мощность которых равна или превышает 5 мегаватт (за исключением атомных электростанций), в порядке, установленном настоящей статьей, осуществляется переход к дистанционному управлению технологическими режимами и эксплуатационным состоянием таких объектов из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
2. При проектировании, строительстве, реконструкции объектов электроэнергетики, которые соответствуют указанным в пункте 1 настоящей статьи критериям и проектная документация на строительство (реконструкцию) которых будет утверждена в период начиная с 1 января 2025 года, собственниками или иными законными владельцами таких объектов электроэнергетики должны быть обеспечены разработка и реализация мероприятий, необходимых для создания технической возможности осуществления изменения технологических режимов работы и эксплуатационного состояния указанных объектов электроэнергетики посредством дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
3. Собственники или иные законные владельцы объектов электроэнергетики, которые введены в эксплуатацию до 1 января 2025 года, соответствуют указанным в пункте 1 настоящей статьи критериям и в отношении которых имеется техническая возможность реализации дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, и субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике обязаны не позднее 1 января 2027 года обеспечить переход к управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием таких объектов электроэнергетики посредством дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в соответствии с планами-графиками реализации необходимых для этого мероприятий, разработанными указанными собственниками или иными законными владельцами объектов электроэнергетики и согласованными субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
В отношении введенных в эксплуатацию объектов электроэнергетики, которые соответствуют указанным в пункте 1 настоящей статьи критериям и для которых техническая возможность реализации дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике по состоянию на 1 января 2025 года отсутствует, и в отношении объектов электроэнергетики, проектной документацией на строительство (реконструкцию) которых техническая возможность реализации дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике не предусмотрена, создание технической возможности реализации дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике осуществляется при последующей реконструкции таких объектов электроэнергетики.
В отношении введенных в эксплуатацию объектов электроэнергетики, которые соответствуют указанным в пункте 1 настоящей статьи критериям и для которых уполномоченным органом до 1 января 2027 года согласован вывод из эксплуатации, реализация дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике не осуществляется.
Критерии наличия технической возможности реализации дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, порядок определения наличия указанной технической возможности и обязательный минимальный состав оборудования и устройств объектов электроэнергетики, в отношении которых осуществляется дистанционное управление из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, определяются Правительством Российской Федерации.
4. Объем реконструкции объектов электроэнергетики, при выполнении которой в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи создается техническая возможность реализации дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
(Статья дополнительно включена с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ)
Статья 16. Оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике
1. Системный оператор оказывает на возмездной договорной основе услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. - Cм. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 19 октября 2023 года № 503-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 262-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ. - Cм. предыдущую редакцию)