Воздушный кодекс РФ
Номер документа: | 60-ФЗ |
Дата редакции: | 8 августа 2024 |
Дата принятия: | 19 марта 1997 |
Вид документа: | КОДЕКС |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, N 10, 01.04.1997 |
Публикация: | Российская газета, N 59-60, 26.03.1997 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 12, 24.03.1997, ст.1383 |
В настоящий документ вносятся изменения на основании: Федерального закона от 08.08.2024 N 289-ФЗ (в части изменений, вступающих в силу с 1 сентября 2025 года, с 1 марта 2026 года);
Федерального закона от 28.02.2025 N 25-ФЗ с 26 ноября 2025 года.
Редакции
- 01.03.2025
- 01.09.2024
- 01.04.2024
- 30.01.2024
- 30.01.2024
- 01.09.2023
- 24.06.2023
- 18.06.2023
- 21.05.2023
- 30.03.2023
- 01.03.2023
- 19.12.2022
- 01.09.2022
- 05.06.2022
- 14.03.2022
- 02.07.2021
- 01.07.2021
- 11.06.2021
- 30.04.2021
- 01.01.2021
- 08.06.2020
- 12.04.2020
- 29.02.2020
- 08.01.2020
- 14.08.2018
- 04.08.2018
- 17.07.2018
- 04.06.2018
- 27.05.2018
- 11.01.2018
- 30.09.2017
- 29.09.2017
- 05.07.2017
- 20.07.2016
- 15.07.2016
- 03.07.2016
- 23.05.2016
- 07.05.2016
- 30.03.2016
- 24.07.2015
- 18.07.2015
- 13.07.2015
- 11.07.2015
- 19.01.2015
- 15.11.2014
- 21.07.2014
- 21.06.2014
- 05.12.2013
- 23.09.2013
- 01.09.2013
- 01.01.2013
- 29.10.2012
- 23.02.2012
- 07.12.2011
- 01.08.2011
- 19.04.2011
- 08.04.2011
- 01.03.2011
- 25.10.2010
- 01.01.2010
- 01.08.2009
- 11.01.2009
- 01.01.2009
- 18.07.2008
- 06.06.2008
- 16.12.2007
- 08.12.2007
- 25.11.2007
- 03.07.2007
- 01.01.2007
- 31.07.2006
- 04.04.2005
- 01.01.2005
- 14.07.1999
- 01.04.1997
Страница 5
3.3. Лица из числа специалистов авиационного персонала государственной авиации, лица из числа специалистов авиационного персонала государственной авиации, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, лица, поступающие на военную службу по контракту либо приравненную к ней службу, принимаемые на работу по трудовому договору на должности специалистов авиационного персонала государственной авиации, граждане, поступающие в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, реализующие образовательные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала государственной авиации (далее - военно-учебные заведения), либо обучающиеся в военно-учебных заведениях, проходят военно-врачебную экспертизу в целях определения годности к полетам, управлению полетами, управлению беспилотным воздушным судном, парашютным прыжкам, летному обучению. Требования к состоянию здоровья указанных лиц и порядок прохождения ими военно-врачебной экспертизы устанавливаются положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Проведение обязательных диагностических исследований в отношении граждан, поступающих в военно-учебные заведения, граждан, поступающих на военную службу по контракту либо приравненную к ней службу на должности специалистов авиационного персонала государственной авиации, а также в отношении лиц из числа специалистов авиационного персонала государственной авиации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, при призыве их на военные сборы осуществляется в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Специалисты авиационного персонала государственной авиации проходят химико-токсикологические исследования наличия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов в порядке и с периодичностью, которые устанавливаются уполномоченным органом в области обороны по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченным органам, имеющим подразделения государственной авиации, и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
На должности специалистов авиационного персонала государственной авиации не принимаются лица, не прошедшие военно-врачебной экспертизы или не соответствующие требованиям к состоянию здоровья, предъявляемым к лицам, поступающим на военную службу по контракту либо приравненную к ней службу, или принимаемым на работу по трудовому договору на эти должности, или поступающим в военно-учебные заведения. На должности специалистов авиационного персонала государственной авиации не принимаются также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Финансирование расходов, связанных с проведением военно-врачебной экспертизы, за исключением проведения обязательных диагностических исследований граждан, указанных в абзаце втором настоящего пункта, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченным органам, имеющим подразделения государственной авиации, и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 208-ФЗ)
3.4. Трудовой договор с лицом из числа специалистов авиационного персонала подлежит расторжению в соответствии с пунктом 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в следующих случаях:
1) если указанное лицо включено в предусмотренный статьей 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
2) если указанное лицо имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 19 декабря 2022 года № 547-ФЗ)
4. Пункт дополнительно включен с 4 апреля 2005 года Федеральным законом от 21 марта 2005 года № 20-ФЗ; утратил силу с 1 марта 2025 года - Федеральный закон от 3 апреля 2023 года № 107-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ, Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ). - См. предыдущую редакцию.
5. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха специалистов авиационного персонала гражданской авиации, труд которых непосредственно связан с движением гражданских воздушных судов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, с учетом норм трудового законодательства.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ)
Статья 53. Допуск лиц из числа авиационного персонала к деятельности
1. К выполнению функций членов экипажа и функций специалистов по техническому обслуживанию гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее и беспилотной авиационной системы в составе с беспилотным гражданским воздушным судном с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, функций сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 488-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 56-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 331-ФЗ)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 октября 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 129-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 291-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1.1. Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных в пункте 1 настоящей статьи свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, включающих в себя требования к подготовке авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, а также правила выдачи, приостановления действия и аннулирования указанных свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2013 года Федеральным законом от 7 июня 2013 года № 124-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 56-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 30 января 2024 года № 2-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Пункт дополнительно включен с 29 октября 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 129-ФЗ)
1.2. Допуск специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации к деятельности осуществляется по результатам обязательной аттестации.К выполнению функций членов экипажа экспериментального воздушного судна, парашютистов-испытателей, сотрудников по организации полетов, обеспечению полетов, управлению полетами экспериментальной авиации и техническому обслуживанию воздушных судов экспериментальной авиации допускаются лица из числа аттестованных специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, имеющие соответствующие свидетельства, выданные в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.Формы указанных свидетельств и правила их заполнения утверждаются уполномоченным органом в области оборонной промышленности.Порядок допуска специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации к деятельности устанавливается федеральными авиационными правилами.
(Пункт дополнительно включен с 5 июля 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 291-ФЗ)
1.3. Члены летного экипажа пилотируемого гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, члены экипажа беспилотного гражданского воздушного судна, за исключением беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеры управления воздушным движением в целях определения их годности к выполнению работ по соответствующим должностям и выполнению функций, предусмотренных свидетельствами, проходят обязательное медицинское освидетельствование в соответствии со статьей 53.1 настоящего Кодекса.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Указанные лица наряду с соответствующими свидетельствами должны иметь медицинское заключение о годности к выполнению работ по соответствующим должностям, выданное центральной врачебно-летной экспертной комиссией, созданной в медицинской организации, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации (далее - центральная врачебно-летная экспертная комиссия), а также врачебно-летными экспертными комиссиями, созданными в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (оказание услуг) по врачебно-летной экспертизе (далее - врачебно-летная экспертная комиссия).Члены летного экипажа пилотируемого гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, и диспетчеры управления воздушным движением при приеме на работу проходят профессиональный отбор.
(Абзац дополнительно включен с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ)
Порядок проведения профессионального отбора лиц, указанных в настоящем пункте, в том числе порядок определения их психофизиологических качеств, порядок психофизиологического обследования указанных лиц, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
(Абзац дополнительно включен с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ)
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 208-ФЗ)
2. Государственный контроль за деятельностью авиационного персонала осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, уполномоченным органом в области обороны или уполномоченным органом в области оборонной промышленности.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; дополнен с 8 декабря 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2007 года № 332-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 53.1. Обязательное медицинское освидетельствование членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением, медицинские осмотры членов экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением
1. Обязательное медицинское освидетельствование членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением проводится центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
2. Центральная врачебно-летная экспертная комиссия проводит обязательное медицинское освидетельствование в случаях обжалования и (или) аннулирования результатов обязательного медицинского освидетельствования, проведенного врачебно-летными экспертными комиссиями.
3. Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования должен содержать требования к состоянию здоровья членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением, лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, перечень проводимых исследований, периодичность проведения обязательного медицинского освидетельствования, порядок создания и работы центральной врачебно-летной экспертной комиссии и врачебно-летных экспертных комиссий, требования к квалификации их членов, а также форму медицинского заключения о годности членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением к выполнению работ по таким должностям.
4. При проведении обязательного медицинского освидетельствования учитываются результаты обязательных предварительного (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением, предполетных и послеполетных медицинских осмотров членов летного экипажа гражданского воздушного судна, а также результаты предсменных и послесменных медицинских осмотров диспетчеров управления воздушным движением.
5. Персональный состав центральной врачебно-летной экспертной комиссии, перечень врачебно-летных экспертных комиссий и их персональный состав утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации.
6. Предполетный и послеполетный медицинские осмотры членов экипажей гражданских воздушных судов, а также предсменный и послесменный медицинские осмотры диспетчеров управления воздушным движением проводятся в целях выявления признаков состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. Послеполетный медицинский осмотр члена экипажа гражданского воздушного судна и послесменный медицинский осмотр диспетчера управления воздушным движением также может проводиться в случае, если во время полетной смены члена экипажа гражданского воздушного судна или смены диспетчера управления воздушным движением произошли авиационное происшествие либо инцидент с участием этого члена экипажа или этого диспетчера.
7. Порядок проведения предполетного и послеполетного медицинских осмотров членов экипажа гражданского воздушного судна, а также предсменного и послесменного медицинских осмотров диспетчеров управления воздушным движением устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
8. В случае выявления по результатам проведения предполетного или послеполетного медицинского осмотра члена экипажа гражданского воздушного судна либо предсменного или послесменного медицинского осмотра диспетчера управления воздушным движением признаков состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наличия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ указанные лица отстраняются от работы и направляются работодателем на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) в медицинские организации либо их обособленные подразделения, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
9. Организация проведения предполетного и послеполетного медицинских осмотров членов экипажа гражданского воздушного судна, а также предсменного и послесменного медицинских осмотров диспетчеров управления воздушным движением, обязательного медицинского освидетельствования членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением возлагается на работодателя либо на владельца воздушного судна.
10. Предполетный и предсменный медицинские осмотры не проводятся при выполнении международных полетов воздушных судов с аэродромов, находящихся на территориях иностранных государств, при выполнении авиационных работ и других полетов в случае дежурства смен диспетчеров управления воздушным движением ограниченной численности (менее двенадцати человек), а также в отдаленных местностях в случае отсутствия медицинского работника, который имеет право проводить медицинский осмотр. Решение о допуске членов экипажа гражданского воздушного судна к полетам принимает командир воздушного судна, решение о допуске диспетчеров управления воздушным движением к управлению воздушным движением - руководитель полетов (старший диспетчер).
(Статья дополнительно включена Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 208-ФЗ)
Статья 53.2. Медицинские осмотры специалистов авиационного персонала государственной авиации
1. В целях обеспечения безопасности полетов государственных воздушных судов проводятся медицинские осмотры (в том числе обязательные, предполетные, послеполетные) специалистов авиационного персонала государственной авиации.
2. Обязательные медицинские осмотры проводятся с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья специалистов авиационного персонала государственной авиации, своевременного выявления у них признаков состояний и заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для выполнения полетов, управления полетами, управления беспилотным воздушным судном, выполнения парашютных прыжков, летного обучения, в соответствии с требованиями к состоянию здоровья специалистов авиационного персонала государственной авиации, установленными положением о военно-врачебной экспертизе.
3. Предполетные медицинские осмотры специалистов авиационного персонала государственной авиации проводятся перед началом выполнения полетов в целях выявления у них признаков состояний и заболеваний, препятствующих выполнению полетов, управлению полетами, управлению беспилотным воздушным судном, выполнению парашютных прыжков, летному обучению, в том числе в целях выявления признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
4. Послеполетные медицинские осмотры специалистов авиационного персонала государственной авиации проводятся после окончания выполнения полетов в целях выявления признаков воздействия полетов и выполнения парашютных прыжков на состояние здоровья специалистов авиационного персонала государственной авиации, а также в целях выявления признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
5. В случае выявления по результатам проведения предполетного или послеполетного медицинского осмотра у специалистов авиационного персонала государственной авиации признаков состояний и заболеваний, препятствующих выполнению полетов, управлению полетами, управлению беспилотным воздушным судном, выполнению парашютных прыжков, летному обучению, специалисты авиационного персонала государственной авиации подлежат отстранению от выполнения полетов, управления полетами, управления беспилотным воздушным судном, выполнения парашютных прыжков, летного обучения.
6. В случае выявления по результатам проведения предполетного или послеполетного медицинского осмотра специалистов авиационного персонала государственной авиации состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наличия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ специалисты авиационного персонала государственной авиации подлежат отстранению от выполнения полетов, управления полетами, управления беспилотным воздушным судном, выполнения парашютных прыжков, летного обучения и направляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
7. Основания, порядок и периодичность проведения медицинских осмотров и перечень включаемых в них исследований устанавливаются федеральными авиационными правилами.
8. Финансирование расходов, связанных с проведением медицинских осмотров специалистов авиационного персонала государственной авиации, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченным органам, имеющим подразделения государственной авиации, и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
(Статья дополнительно включена Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 208-ФЗ)
Статья 53.3. Автоматизированная централизованная база персональных данных, касающихся состояния здоровья членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением
1. Автоматизированная централизованная база персональных данных, касающихся состояния здоровья членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением, содержит сведения о результатах медицинских осмотров, обязательных медицинских освидетельствований и является составной частью единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, предусмотренной статьей 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
2. Порядок формирования и ведения автоматизированной централизованной базы персональных данных, касающихся состояния здоровья членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением, и порядок предоставления содержащихся в ней сведений и обмена сведениями с государственными информационными системами в сфере здравоохранения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
(Статья дополнительно включена Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 208-ФЗ)
Статья 54. Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации
1.
2. Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, форма заявления, предоставляемого указанными организациями в целях подтверждения их соответствия требованиям федеральных авиационных правил, включая требования к структуре и содержанию прилагаемых к заявлению документов, и срок действия документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, требованиям федеральных авиационных правил, устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Подготовка пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения может осуществляться в порядке индивидуальной подготовки у лица, имеющего указанное в пункте 1 статьи 53 настоящего Кодекса свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения такой подготовки.
4. Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.Действие требований, установленных настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 331-ФЗ)
5. Порядок подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением устанавливается федеральными авиационными правилами.
6. Тренажерные устройства имитации полета, применяемые в целях подготовки и контроля профессиональных навыков специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, к применению в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, которые должны содержать в том числе:
1) форму заявления, представляемого в целях допуска к применению тренажерных устройств имитации полета, включая требования к структуре и содержанию прилагаемых к заявлению документов;
2) перечень тренажерных устройств имитации полета, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, осуществляется допуск к их применению;
3) порядок проведения оценки тренажерных устройств имитации полета, включая их летную и техническую оценки;
4) требования к документам, оформляемым по результатам оценки тренажерных устройств имитации полета, включая формы таких документов;
5) требования к документам, предоставляемым в целях получения допуска к применению тренажерных устройств имитации полета, включая требования к их содержанию.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6.1. Требования к тренажерным устройствам имитации полета и порядок их применения устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, которые должны содержать в том числе:
1) уровни имитации условий полета и работы систем гражданского воздушного судна;
2) уровни имитации условий полета и работы систем воздушного судна тренажеров самолетов и виды подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации по типам тренажеров самолетов;
3) уровни имитации условий полета и работы систем воздушного судна тренажеров вертолетов и виды подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации по типам тренажеров вертолетов;
4) типы тренажеров, указанных в настоящем пункте, а также виды подготовки и контроля профессиональных навыков специалистов авиационного персонала гражданской авиации, определяемые по уровню имитации характеристик;
5) минимальные требования к составу тренажеров и их характеристикам для каждого типа тренажера самолета и тренажера вертолета;
6) требования к допустимым значениям условий полета и работы систем воздушного судна, имитируемых тренажерами и измеряемых техническими средствами измерения значений;
7) требования к техническим средствам, в том числе к средствам измерения, и методам измерения значений характеристик, имитируемых тренажерами;
8) критерии летных оценок на соответствие типу тренажеров самолетов и тренажеров вертолетов.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ)
7. Сроки и периодичность подготовки авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
(Пункт дополнительно включен с 5 декабря 2013 года Федеральным законом от 7 июня 2013 года № 124-ФЗ)
8. Периодичность обязательной аттестации авиационного персонала гражданской авиации, прошедшего подготовку для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, устанавливается федеральными авиационными правилами.
(Пункт дополнительно включен с 5 декабря 2013 года Федеральным законом от 7 июня 2013 года № 124-ФЗ)
9. Программы подготовки авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, утверждаются уполномоченным органом, на который законодательством Российской Федерации возложены организация и проведение обязательных сертификации и аттестации в гражданской авиации, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, при участии общественных объединений инвалидов.
(Пункт дополнительно включен с 5 декабря 2013 года Федеральным законом от 7 июня 2013 года № 124-ФЗ)
10. Лица, поступающие в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующие на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением, проходят в соответствии со статьей 53.1 настоящего Кодекса обязательное медицинское освидетельствование в целях определения годности к обучению по таким специальностям.
Организация проведения обязательного медицинского освидетельствования возлагается на образовательные организации, осуществляющие обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 208-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 29 октября 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 129-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 54.1. Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации
1. Порядок подготовки специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации устанавливается федеральными авиационными правилами.
2. Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации осуществляется по программам подготовки, требования к порядку разработки, утверждения и содержанию которых устанавливаются федеральными авиационными правилами.
(Статья дополнительно включена с 5 июля 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 291-ФЗ)
Статья 55. Признание свидетельства иностранного государства, выданного лицу из числа авиационного персонала
Наименование в редакции, введенной в действие с 29 октября 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 129-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Свидетельство иностранного государства, выданное лицу из числа авиационного персонала, признается в Российской Федерации действительным при условии, если это свидетельство соответствует международным авиационным стандартам, признаваемым Российской Федерацией, и федеральным авиационным правилам.
(Статья в редакции, введенной в действие с 29 октября 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 129-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Экипаж пилотируемого воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Полет гражданского воздушного судна не разрешается в случае, если состав летного экипажа меньше минимально установленного состава.Членам экипажей пилотируемых воздушных судов, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, специалистам авиационного персонала, осуществляющим техническое обслуживание воздушных судов, сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации уполномоченным Правительством Российской Федерации органом выдаются удостоверения члена экипажа гражданского воздушного судна в соответствии со статьей 56.1 настоящего Кодекса.
(Абзац дополнительно включен с 18 июня 2023 года Федеральным законом от 19 декабря 2022 года № 547-ФЗ)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1.1. Экипаж беспилотного воздушного судна состоит из одного либо нескольких внешних пилотов, одного из которых владелец беспилотного воздушного судна назначает командиром такого воздушного судна.
(Пункт дополнительно включен с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462-ФЗ)
2. Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа.
3. На период проведения испытаний экспериментального воздушного судна состав его экипажа определяется разработчиком данного воздушного судна.В состав экипажа экспериментального воздушного судна могут входить граждане Российской Федерации и в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 настоящей статьи, иностранные граждане при условии, что командир экипажа экспериментального воздушного судна является гражданином Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен с 8 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 503-ФЗ)
3.1. В состав экипажа экспериментального воздушного судна могут входить иностранные граждане в случае:
1) подготовки иностранного гражданина в целях получения им допуска к профессиональной деятельности в качестве члена экипажа экспериментального воздушного судна;
2) выполнения демонстрационного полета экспериментального воздушного судна;
3) выполнения полета при проведении сертификационных испытаний экспериментального воздушного судна.
(Пункт 3.1 дополнительно включен с 8 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 503-ФЗ)
4. В состав летного экипажа гражданского воздушного судна российских юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые осуществляют коммерческие воздушные перевозки, выполняют авиационные работы, могут входить граждане Российской Федерации и в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, иностранные граждане.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 июля 2014 года Федеральным законом от 20 апреля 2014 года № 73-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. В состав летного экипажа гражданского воздушного судна российских юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые осуществляют коммерческие воздушные перевозки, выполняют авиационные работы, могут входить иностранные граждане в случаях:
1) подготовки иностранного гражданина в целях получения им допуска к профессиональной деятельности в качестве члена летного экипажа гражданского воздушного судна при условии, что другие члены летного экипажа гражданского воздушного судна являются гражданами Российской Федерации;
2) заключения с иностранным гражданином трудового договора для замещения должности командира гражданского воздушного судна.
(Пункт дополнительно включен с 21 июля 2014 года Федеральным законом от 20 апреля 2014 года № 73-ФЗ)
Статья 56.1. Удостоверение члена экипажа гражданского воздушного судна
1. Удостоверение члена экипажа гражданского воздушного судна является документом, удостоверяющим личность члена экипажа пилотируемого воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, специалиста авиационного персонала, осуществляющего техническое обслуживание воздушных судов, сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации при исполнении ими своих обязанностей.
2. Удостоверение члена экипажа гражданского воздушного судна используется для целей, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, в том числе для допуска на объекты транспортной инфраструктуры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при наличии сведений о включении указанных лиц в задание на полет, список находящихся на борту воздушного судна лиц, генеральную декларацию.
3. Удостоверение члена экипажа гражданского воздушного судна не является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.
4. Удостоверение члена экипажа гражданского воздушного судна может быть аннулировано выдавшим его органом по заявлению обладателя указанного удостоверения, эксплуатанта или в случае аннулирования свидетельства специалиста авиационного персонала обладателя указанного удостоверения.
5. Порядок оформления, выдачи, учета, аннулирования и изъятия удостоверения члена экипажа гражданского воздушного судна и форма указанного удостоверения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
6. За выдачу удостоверения члена экипажа гражданского воздушного судна уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(Статья дополнительно включена с 18 июня 2023 года Федеральным законом от 19 декабря 2022 года № 547-ФЗ)
1. Командиром воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика, внешнего пилота), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа.Действие требования, установленного настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 331-ФЗ)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 октября 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 129-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 291-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Командир пилотируемого воздушного судна руководит работой экипажа воздушного судна, отвечает за дисциплину и порядок на воздушном судне, а также принимает необходимые меры по обеспечению безопасности находящихся на борту воздушного судна людей, сохранности воздушного судна и находящегося на нем имущества.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462-ФЗ)
1. Командир воздушного судна имеет право:
1) принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета воздушного судна в целях спасения жизни людей, предотвращения нанесения ущерба окружающей среде. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и по возможности в соответствии с установленными правилами полетов;
2) в целях обеспечения безопасности полета воздушного судна отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения. Командир воздушного судна имеет право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна. Командир воздушного судна имеет право отдавать распоряжения членам экипажа воздушного судна о пресечении ими противоправных действий указанных лиц с использованием специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна и перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. По прибытии воздушного судна на ближайший аэродром командир воздушного судна имеет право удалить таких лиц с воздушного судна, а в случае совершения деяния, содержащего признаки административного правонарушения или преступления, передать их правоохранительным органам;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 4 июня 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 376-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 июня 2022 года Федеральным законом от 6 декабря 2021 года № 400-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 3 апреля 2023 года № 107-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ, Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
3) принимать решения о сливе топлива в полете, сбросе багажа, груза и почты, если это необходимо для обеспечения безопасности полета воздушного судна и его посадки. При отсутствии подразделений транспортной безопасности, осуществляющих защиту от актов незаконного вмешательства, указанную в пункте 2 статьи 5 настоящего Кодекса, командир воздушного судна имеет право проводить досмотр, предусмотренный законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 3 апреля 2023 года № 107-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ, Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
4) принимать иные меры по обеспечению безопасного завершения полета воздушного судна.
2. В случае вынужденной посадки воздушного судна командир воздушного судна руководит действиями лиц, находящихся на борту воздушного судна, до передачи своих полномочий представителям служб поиска и спасания воздушных судов.
Командир беспилотного воздушного судна имеет право:
1) принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке беспилотного воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета беспилотного воздушного судна. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и по возможности в соответствии с установленными правилами полетов;
2) принимать иные меры по обеспечению безопасного завершения полета беспилотного воздушного судна.
(Статья дополнительно включена с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462-ФЗ)
Статья 58.2. Права членов экипажа воздушного судна в случае совершения противоправных действий на борту воздушного судна
1. Члены экипажа воздушного судна на основании распоряжения командира воздушного судна имеют право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна.
2. При пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна, члены экипажа воздушного судна имеют право применять специальные средства сдерживания, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 58 настоящего Кодекса.
3. Порядок действий членов экипажа воздушного судна при пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна, и правила применения специальных средств сдерживания, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 58 настоящего Кодекса, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 3 апреля 2023 года № 107-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ, Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ))
Статья 59. Действия экипажа пилотируемого воздушного судна в случае бедствия
Если пилотируемое воздушное судно терпит или потерпело бедствие, командир пилотируемого воздушного судна и другие члены экипажа пилотируемого воздушного судна обязаны принять все возможные меры по сохранению жизни и здоровья находящихся на борту пилотируемого воздушного судна людей, а также по обеспечению сохранности пилотируемого воздушного судна и находящегося на нем имущества.
(Статья в редакции, введенной в действие с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 60. Оказание помощи судам и людям, находящимся в опасности
Командир воздушного судна, принявший сигнал бедствия от другого воздушного судна, морского судна или судна внутреннего плавания, а также обнаруживший судно, терпящее или потерпевшее бедствие, зону экологического бедствия либо находящихся в опасности людей, обязан оказать помощь, если это не сопряжено с опасностью для вверенных ему воздушного судна, пассажиров и экипажа, отметить на карте место (зону) бедствия и сообщить об этом соответствующему органу обслуживания воздушного движения (управления полетами).