Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ
Номер документа: | 127-ФЗ |
Дата редакции: | 26 декабря 2024 |
Дата принятия: | 26 октября 2002 |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания РФ, N 31, 01.11.2002 |
Публикация: | Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, спец. приложение к N 5, май, 2003 год |
Публикация: | Парламентская газета, N 209-210, 02.11.2002 |
Публикация: | Приложение к "Российской газете", N 45, 2002 год |
Публикация: | Российская газета, N 209-210, 02.11.2002 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 43, 28.10.2002, ст.4190 |
В настоящий документ вносятся изменения на основании: Федерального закона от 08.08.2024 N 227-ФЗ (в части изменений, вступающих в силу с 1 сентября 2025 года);
Федерального закона от 08.08.2024 N 256-ФЗ (в части изменений, вступающих в силу с 1 сентября 2025 года);
Федерального закона от 26.12.2024 N 478-ФЗ (в части изменений, вступающих в силу с 1 января 2027 года).
Редакции
- 01.03.2025
- 01.01.2025
- 08.10.2024
- 08.09.2024
- 01.09.2024
- 19.08.2024
- 08.08.2024
- 02.08.2024
- 01.07.2024
- 05.06.2024
- 29.05.2024
- 20.03.2024
- 05.01.2024
- 01.01.2024
- 03.11.2023
- 01.09.2023
- 24.08.2023
- 04.08.2023
- 24.07.2023
- 05.06.2023
- 19.04.2023
- 01.01.2023
- 27.12.2022
- 02.12.2022
- 21.11.2022
- 25.07.2022
- 28.06.2022
- 01.03.2022
- 09.02.2022
- 04.02.2022
- 10.01.2022
- 01.01.2022
- 18.11.2021
- 18.10.2021
- 22.08.2021
- 02.07.2021
- 01.07.2021
- 01.05.2021
- 02.01.2021
- 01.01.2021
- 30.12.2020
- 22.12.2020
- 08.12.2020
- 01.10.2020
- 01.09.2020
- 11.08.2020
- 13.07.2020
- 19.06.2020
- 08.06.2020
- 24.04.2020
- 01.04.2020
- 18.03.2020
- 08.01.2020
- 01.01.2020
- 28.12.2019
- 13.12.2019
- 26.11.2019
- 15.11.2019
- 12.11.2019
- 01.10.2019
- 03.07.2019
- 27.06.2019
- 09.06.2019
- 01.01.2019
- 28.12.2018
- 25.12.2018
- 09.12.2018
- 23.11.2018
- 01.07.2018
- 08.06.2018
- 01.06.2018
- 04.05.2018
- 07.03.2018
- 28.01.2018
- 09.01.2018
- 01.01.2018
- 25.11.2017
- 29.10.2017
- 30.07.2017
- 01.07.2017
- 28.06.2017
- 18.06.2017
- 16.06.2017
- 01.01.2017
- 21.12.2016
- 01.09.2016
- 15.07.2016
- 04.07.2016
- 02.06.2016
- 29.03.2016
- 01.01.2016
- 29.12.2015
- 01.10.2015
- 29.09.2015
- 28.09.2015
- 25.07.2015
- 13.07.2015
- 01.07.2015
- 30.06.2015
- 22.06.2015
- 29.01.2015
- 01.01.2015
- 23.12.2014
- 02.12.2014
- 01.07.2014
- 12.03.2014
- 10.01.2014
- 02.01.2014
- 01.01.2014
- 05.12.2013
- 01.09.2013
- 03.08.2013
- 01.07.2013
- 30.06.2013
- 02.01.2013
- 01.01.2013
- 29.10.2012
- 01.07.2012
- 05.03.2012
- 01.01.2012
- 07.12.2011
- 05.12.2011
- 01.12.2011
- 15.08.2011
- 11.08.2011
- 01.07.2011
- 06.05.2011
- 11.02.2011
- 01.01.2011
- 31.12.2010
- 30.07.2010
- 27.07.2010
- 29.01.2010
- 22.07.2009
- 20.07.2009
- 05.06.2009
- 11.01.2009
- 01.01.2009
- 31.12.2008
- 09.12.2008
- 01.02.2008
- 01.01.2008
- 05.12.2007
- 26.11.2007
- 05.08.2007
- 19.02.2007
- 20.07.2006
- 07.11.2005
- 12.01.2005
- 10.01.2005
- 01.01.2005
- 02.12.2002
Страница 34
4. Порядок и сроки представления плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, а также порядок и сроки осуществления контроля за его выполнением устанавливаются нормативными актами Банка России.
Статья 189.22. План мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, утверждение которого влечет неприменение к кредитной организации мер в порядке надзора и предоставление кредитной организации отсрочки (рассрочки) по внесению суммы недовнесенных средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России
1. План мер по финансовому оздоровлению кредитной организации может предусматривать следующие условия:
1) устранение в течение трех лет со дня утверждения плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации оснований для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации путем реализации мер, предусмотренных пунктом 2 статьи 189.21 настоящего Федерального закона, с указанием сроков их реализации;
2) удовлетворение в течение четырнадцати календарных дней со дня утверждения плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) уплате обязательных платежей.
2. В случае утверждения Комитетом банковского надзора Банка России плана мер, содержащего все условия, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, Банк России принимает следующие решения:
1) не применять к кредитной организации меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", по основаниям, возникшим до утверждения плана мер;
2) не вводить по основаниям, возникшим до утверждения плана мер, предусмотренный статьей 48 Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации") запрет на привлечение во вклады денежных средств и открытие банковских счетов;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 322-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) не отзывать у кредитной организации по основаниям, возникшим до утверждения плана мер, лицензию на осуществление банковских операций в случаях, предусмотренных частью второй статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности";
4) предоставить кредитной организации отсрочку (рассрочку) по внесению суммы недовнесенных средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России, на срок осуществления плана мер, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи. В этом случае кредитная организация обязана составлять ежемесячно расчет обязательных резервов, подлежащих депонированию, и представлять его в Банк России в порядке, установленном Банком России.
3. Решения, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, отменяются Комитетом банковского надзора Банка России в случае окончания срока действия плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, но не позднее трех лет со дня утверждения Комитетом банковского надзора Банка России указанного плана либо в случае признания Комитетом банковского надзора Банка России невозможности его исполнения.
4. Кредитные организации, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, раскрывают информацию о своей деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 189.23. Ответственность лиц, контролирующих кредитную организацию
1. Наряду с лицом, указанным в статье 61.10 настоящего Федерального закона, контролирующим кредитную организацию лицом признается лицо, которое осуществляет или осуществляло в отношении кредитной организации контроль, определяемый в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, признанными на территории Российской Федерации. Пока не доказано иное, контролирующим кредитную организацию лицом является лицо, включенное Банком России в перечень контролирующих кредитную организацию лиц в соответствии со статьей 57.6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 24 февраля 2021 года № 23-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. При определении контролирующего лица должника (кредитной организации) не применяется положение пункта 1 статьи 61.10 настоящего Федерального закона о сроке (не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом), в течение которого такое лицо имеет или имело право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 июля 2017 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 266-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Пока не доказано иное, предполагается, что банкротство кредитной организации наступило вследствие действий и (или) бездействия лиц, контролирующих кредитную организацию, при наличии одного из обстоятельств, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 61.11 настоящего Федерального закона. Положения подпункта 2 пункта 2 статьи 61.11 настоящего Федерального закона применяются также в отношении лиц, на которых возложена обязанность формирования, ведения, хранения документов, отражающих экономическую деятельность кредитной организации, и баз данных кредитной организации на электронных носителях (резервных копий баз данных), а также обязанность их передачи временной администрации по управлению кредитной организацией или ликвидатору (конкурсному управляющему).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 июля 2017 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 266-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Под документами, указанными в подпункте 2 пункта 2 и пункте 4 статьи 61.11 настоящего Федерального закона, понимаются также документы, отражающие экономическую деятельность кредитной организации, и базы данных кредитной организации на электронных носителях (резервные копии баз данных), обязанность формирования, ведения которых установлена Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", подлежащие в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона передаче временной администрации по управлению кредитной организацией (конкурсному управляющему, ликвидатору).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 июля 2017 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 266-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. Кредитная организация либо Банк России, Управляющая компания или Агентство от ее имени вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о возмещении убытков, причиненных виновными действиями (бездействием) лиц, контролирующих кредитную организацию, в отношении которой осуществлены (осуществляются) меры по предупреждению банкротства с участием Банка России или Агентства, предусмотренные статьей 189.49 настоящего Федерального закона.В целях применения настоящей статьи под убытками, причиненными виновными действиями (бездействием) контролирующих кредитную организацию лиц, понимаются в том числе расходы, понесенные Банком России и определяемые как разница между полученным Банком России доходом (либо доходом, который будет получен в соответствии с заключенным договором) при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом денежных средств Фонда консолидации банковского сектора и доходом, который мог бы быть получен Банком России при размещении денежных средств в том же объеме и на тот же срок по ключевой ставке, действовавшей на момент предоставления денежных средств Фонда консолидации банковского сектора. При этом расходы, понесенные Банком России при вложении денежных средств Фонда консолидации банковского сектора в уставный капитал кредитной организации (либо при предоставлении денежных средств Агентству в целях последующего вложения в уставный капитал кредитной организации), рассматриваются как предоставление денежных средств на срок двадцать лет по процентной ставке ноль процентов.
(Абзац дополнительно включен с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 322-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6.
7. Заявление о привлечении контролирующих кредитную организацию лиц к субсидиарной ответственности, к ответственности в форме возмещения убытков (за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи) подается конкурсным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, а также уполномоченным органом. Такое заявление может быть подано конкурсным кредитором в ходе конкурсного производства в случае неисполнения конкурсным управляющим решения собрания или комитета кредиторов о его подаче. Заявление о привлечении контролирующих кредитную организацию лиц к субсидиарной ответственности также может быть подано Банком России.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 24 февраля 2021 года № 23-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
8. Подача заявления конкурсным кредитором, Банком России или уполномоченным органом о привлечении контролирующих кредитную организацию лиц к субсидиарной ответственности не препятствует обращению конкурсного управляющего в арбитражный суд с заявлением по тому же предмету и тем же основаниям в случае представления конкурсным управляющим в арбитражный суд новых доказательств.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 24 февраля 2021 года № 23-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
8.1. Рассмотрение судом дела об оспаривании и включения лица в перечень контролирующих кредитную организацию лиц в соответствии со статьей 57.6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не препятствует принятию арбитражным судом заявления о привлечении контролирующего кредитную организацию лица к субсидиарной ответственности, ответственности в форме возмещения убытков, возбуждению арбитражным судом производства и рассмотрению дела.
(Пункт дополнительно включен с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 24 февраля 2021 года № 23-ФЗ)
9. В деле, возбужденном по заявлению кредитной организации, Банка России или Агентства, о привлечении лиц, контролирующих кредитную организацию, к ответственности в виде взыскания убытков в пользу кредитной организации в случае принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) либо решения о назначении ликвидатора истцом признается кредитная организация в лице конкурсного управляющего или ликвидатора.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
10.
11. Лица, привлеченные в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом к субсидиарной ответственности, а также к ответственности в виде взыскания убытков в пользу кредитной организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, не вправе приобретать и (или) получать в доверительное управление (далее - приобретение) акции (доли в уставном капитале) иной кредитной организации, составляющие более чем десять процентов ее уставного капитала (десять и менее процентов уставного капитала в случае приобретения акций (долей) кредитной организации в составе группы лиц, приобретающей более десяти процентов акций (долей) кредитной организации), и (или) устанавливать прямой либо косвенный (через третьих лиц) контроль в отношении акционеров (участников) кредитной организации, владеющих более десятью процентами акций (долей) кредитной организации (десятью и менее процентами акций (долей) кредитной организации в составе группы лиц, владеющей более десятью процентами акций (долей) кредитной организации), в течение десяти лет со дня вступления в силу судебного акта о привлечении к такой ответственности.
(Пункт в редакции, введенной в действиес 28 января 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 281-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Положения пункта 11 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 281-ФЗ) применяются в отношении юридических фактов, являющихся в соответствии с указанными положениями основаниями для признания лица не соответствующим требованиям к деловой репутации и имевших место со дня вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2017 года № 281-ФЗ, - см. пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 281-ФЗ.
12. Лица, привлеченные в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом к субсидиарной ответственности, а также к ответственности в виде взыскания убытков в пользу кредитной организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, не вправе осуществлять функции руководителя, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя или главного бухгалтера филиала кредитной организации, руководителя службы управления рисками, руководителя службы внутреннего аудита, руководителя службы внутреннего контроля кредитной организации, специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, или члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации в течение десяти лет со дня вступления в силу судебного акта о привлечении к такой ответственности.
(Пункт в редакции, введенной в действиес 28 января 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 281-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 13 декабря 2019 года Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 394-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Положения пункта 12 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 281-ФЗ) применяются отношении юридических фактов, являющихся в соответствии с указанными положениями основаниями для признания лица не соответствующим требованиям к деловой репутации и имевших место со дня вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2017 года № 281-ФЗ, - см. пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 281-ФЗ.
13. В случае, если основания для привлечения кредитной организации к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица, в отношении которого она является контролирующим должника лицом, возникли до даты утверждения плана участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, размер такой ответственности не может превышать стоимость чистых активов кредитной организации, определенную по данным ее бухгалтерской отчетности на конец квартала, в котором был утвержден указанный план. Совокупный объем требований таких юридических лиц о привлечении кредитной организации к субсидиарной ответственности по этим основаниям не может превышать предельный размер субсидиарной ответственности кредитной организации, установленный настоящим абзацем.
В случае, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, требования о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам, возникшим до даты утверждения плана участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, могут быть предъявлены к лицам, контролировавшим кредитную организацию до указанной даты и определяемым по правилам статьи 61.10 настоящего Федерального закона и пункта 1 настоящей статьи. Пока не доказано иное, предполагается, что основания для привлечения к субсидиарной ответственности возникли вследствие действий и (или) бездействия указанных лиц. В этом случае кредитная организация привлекается к участию в деле.
Положения абзацев первого и второго настоящего пункта применяются в случае взыскания убытков в соответствии с пунктом 1 статьи 61.13 или статьей 61.20 настоящего Федерального закона.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 21 ноября 2022 года № 452-ФЗ)
Статья 189.24. Последствия неисполнения требований, предусмотренных статьями 189.17, 189.19-189.21 настоящего Федерального закона
Нарушение кредитной организацией требований, предусмотренных статьями 189.17, 189.19-189.21 настоящего Федерального закона, является основанием для применения Банком России мер в порядке надзора, установленных федеральными законами.
Статья 189.25. Временная администрация по управлению кредитной организацией
1. Временная администрация по управлению кредитной организацией является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России в порядке, установленном настоящим параграфом и нормативными актами Банка России.
2. Временная администрация по управлению кредитной организацией действует в соответствии с настоящим параграфом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.
3. В период деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией полномочия исполнительных органов кредитной организации актом Банка России о назначении временной администрации могут быть ограничены либо приостановлены в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
4. В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации со дня назначения временной администрации и до дня прекращения деятельности временной администрации или получения органом, осуществляющим государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, согласия временной администрации на осуществление государственной регистрации приостанавливается государственная регистрация заключенных до назначения временной администрации сделок, перехода, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, принадлежащее кредитной организации на праве собственности, ином вещном праве или находящееся у нее в залоге.
В случае назначения временной администрации по управлению кредитной организации в связи с отзывом у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций со дня назначения временной администрации и до дня вынесения решения арбитражного суда о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом), или вступления в законную силу решения арбитражного суда о ее ликвидации, или прекращения деятельности временной администрации приостанавливается государственная регистрация сделок, перехода, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, принадлежащее кредитной организации на праве собственности, ином вещном праве или находящееся у нее в залоге.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 189.26. Основания назначения временной администрации по управлению кредитной организацией
1. Банк России вправе назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией, если:
1) кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах и счете цифрового рубля кредитной организации;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2025 года Федеральным законом от 24 июля 2023 года № 340-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцать месяцев, более чем на тридцать процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
3) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на двадцать процентов;
4) кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;
5) в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
6) Советом директоров Банка России утвержден план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
7) Комитетом банковского надзора Банка России (а в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 3 статьи 189.49 настоящего Федерального закона, также Советом директоров Банка России) утвержден план участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.
(Подпункт дополнительно включен с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ)
2. Банк России обязан назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
3. Акт Банка России о назначении временной администрации по управлению кредитной организацией включается Банком России в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее следующего рабочего дня с даты принятия указанного акта и публикуется Банком России в "Вестнике Банка России" в течение десяти дней со дня его принятия.
Статья 189.27. Срок действия временной администрации по управлению кредитной организацией
1. Временная администрация по управлению кредитной организацией назначается Банком России на срок не более шести месяцев. Срок действия временной администрации по управлению кредитной организацией может продлеваться Банком России на срок до шести месяцев. Общий срок действия временной администрации по управлению кредитной организацией не может превышать восемнадцать месяцев.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Если к моменту окончания установленного пунктом 1 настоящей статьи срока действия временной администрации по управлению кредитной организацией сохраняются основания для ее назначения, предусмотренные настоящим параграфом, временная администрация по управлению кредитной организацией направляет в Банк России ходатайство об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Временная администрация по управлению кредитной организацией, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, осуществляет свои полномочия в кредитной организации, предусмотренные настоящим параграфом, со дня своего назначения до дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора кредитной организации.
Статья 189.28. Руководитель временной администрации по управлению кредитной организацией
1. Руководителем временной администрации по управлению кредитной организацией назначается служащий Банка России.
2. Состав временной администрации по управлению кредитной организацией определяется приказом Банка России, включаемым Банком России в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее следующего рабочего дня с даты принятия указанного акта. Руководитель временной администрации по управлению кредитной организацией распределяет обязанности между ее членами и несет ответственность за ее деятельность. В состав временной администрации по управлению кредитной организацией по согласованию с Агентством или Управляющей компанией могут включаться соответственно их работники.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Руководитель временной администрации по управлению кредитной организацией в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации осуществляет деятельность от имени кредитной организации без доверенности.
Статья 189.29. Ответственность руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения руководителем временной администрации по управлению кредитной организацией своих обязанностей он несет ответственность в соответствии с федеральными законами.
Статья 189.30. Функции временной администрации по управлению кредитной организацией в случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации
1. В случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация по управлению кредитной организацией осуществляет следующие функции:
1) проводит обследование кредитной организации;
2) устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных статьей 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности";
3) участвует в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации и контролирует их реализацию;
4) контролирует распоряжение имуществом кредитной организации в пределах, установленных настоящей статьей;
5) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
2. При осуществлении указанных в пункте 1 настоящей статьи функций временная администрация по управлению кредитной организацией:
1) получает от органов управления кредитной организации необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации;
2) дает согласие на совершение органами управления кредитной организации сделок, указанных в пункте 3 настоящей статьи;
3) обращается в Банк России с ходатайством о приостановлении полномочий органов управления кредитной организации, если они препятствуют осуществлению функций временной администрации по управлению кредитной организацией либо если это необходимо для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации. Для целей настоящего параграфа под препятствованием осуществлению функций временной администрации понимается совершение должностными лицами кредитной организации или лицами, действующими по их поручению, неправомерных действий, их бездействие (неисполнение возложенных федеральным законом обязанностей, в том числе непредставление в предусмотренных федеральным законом случаях документов для согласования сделок), а также создание условий, при которых временная администрация по управлению кредитной организацией не может полностью или частично осуществлять функции, возложенные на нее федеральным законом и нормативными актами Банка России.
3. Органы управления кредитной организации вправе только с согласия временной администрации по управлению кредитной организацией совершать сделки:
1) связанные с передачей недвижимого имущества кредитной организации в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц, а также с распоряжением таким имуществом иным образом;
2) связанные с распоряжением иным имуществом кредитной организации, балансовая стоимость которого составляет более одного процента балансовой стоимости активов кредитной организации, в том числе с получением и выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, принятием и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления;
3) с заинтересованными или аффилированными в отношении кредитной организации лицами, определяемыми в соответствии с федеральным законом, либо с лицами, в отношении которых кредитная организация в соответствии с федеральным законом является заинтересованным лицом, либо с лицами, деятельность которых контролирует либо на которых оказывает значительное влияние кредитная организация, либо с лицами, под контролем или значительным влиянием которых находится кредитная организация.
Статья 189.31. Функции временной администрации по управлению кредитной организацией в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации
1. В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация по управлению кредитной организацией осуществляет следующие функции:
1) реализует полномочия исполнительных органов кредитной организации;
2) проводит обследование кредитной организации;
3) устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных статьей 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности";
4) разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение;
5) принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации;
6) устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований по денежным обязательствам;
7) принимает меры по взысканию задолженности перед кредитной организацией;
8) обращается в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации;
9) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
2. При осуществлении указанных в пункте 1 настоящей статьи функций временная администрация по управлению кредитной организацией:
1) получает от руководителя кредитной организации, других ее работников и иных лиц необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации;
2) предъявляет от имени кредитной организации иски в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды;
3) назначает представителей временной администрации по управлению кредитной организацией в филиалы кредитной организации, а также в органы управления ее дочерних организаций;
4) согласовывает решения совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или общего собрания ее учредителей (участников), за исключением решений о совершении сделок, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи;
5) вправе отстранить членов исполнительных органов кредитной организации от работы;
6) вправе собирать собрание учредителей (участников) кредитной организации в порядке, установленном федеральными законами, в том числе выполняя предусмотренные Федеральным законом "Об акционерных обществах" действия совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации в части организации подготовки и проведения общего собрания акционеров;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2017 года № 328-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
7) вправе обращаться от имени кредитной организации в арбитражный суд с требованием о привлечении к ответственности лиц, контролирующих кредитную организацию, если их виновными действиями (бездействием) кредитной организации были причинены убытки;
8) обращается от имени кредитной организации в суд или арбитражный суд с требованием о признании сделок, совершенных кредитной организацией или иными лицами за счет кредитной организации, недействительными по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьями 61.1-61.9 настоящего Федерального закона с учетом особенностей, установленных статьей 189.40 настоящего Федерального закона;
9) обращается в порядке, установленном пунктом 4 статьи 136 настоящего Федерального закона, в суд с заявлениями об уменьшении размера требований руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации, его заместителей, руководителя филиала или представительства кредитной организации, его заместителей, главного бухгалтера филиала или представительства кредитной организации, его заместителей и иных работников кредитной организации об оплате труда, если в течение шести месяцев до даты назначения временной администрации размер оплаты труда таких лиц был увеличен по сравнению с размером оплаты труда, установленным до начала указанного срока;
10) имеет беспрепятственный доступ во все помещения кредитной организации;
11) вправе при необходимости опечатывать помещения кредитной организации.
3. Временная администрация по управлению кредитной организацией вправе только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или общего собрания ее учредителей (участников) в пределах их компетенции, установленной федеральными законами и учредительными документами кредитной организации, совершать сделки, связанные:
1) с передачей недвижимого имущества кредитной организации в аренду, залог, внесением его в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц и распоряжением таким имуществом иным образом;
2) с распоряжением иным имуществом кредитной организации, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов кредитной организации, в том числе с получением и выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, переводом и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления.
4. Совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации или общее собрание ее учредителей (участников) в пределах их компетенции, установленной федеральными законами и учредительными документами кредитной организации, вправе расширить полномочия временной администрации по управлению кредитной организацией по распоряжению имуществом кредитной организации.
Статья 189.32. Особенности функционирования временной администрации по управлению кредитной организацией в случае назначения ее после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций
1. Временная администрация по управлению кредитной организацией, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, осуществляет те же функции и обладает теми же полномочиями, которые предоставлены временной администрации по управлению кредитной организацией в соответствии со статьей 189.31 настоящего Федерального закона, за исключением функции по разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, их организации и контролю за их исполнением, а также полномочиями, которые предоставлены арбитражному управляющему в соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 20.3 настоящего Федерального закона.
2. Функции временной администрации по управлению кредитной организацией в случае, если кредитная организация имела лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, при назначении ее после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций возлагаются на основании приказа Банка России на Агентство.
3. Агентство осуществляет функции временной администрации по управлению кредитной организацией через назначенного из числа своих работников представителя, который действует на основании доверенности. Представитель временной администрации по управлению кредитной организацией осуществляет полномочия руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Назначенный Агентством представитель временной администрации по управлению кредитной организацией вправе от имени кредитной организации выдавать доверенности иным лицам и отменять их. К доверенностям, выданным иным лицам представителем временной администрации по управлению кредитной организацией от имени кредитной организации, не применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении действия доверенности вследствие введения в отношении представляемого процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
4. Временная администрация по управлению кредитной организацией помимо функций, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, осуществляет следующие функции:
1) составление сметы расходов временной администрации по управлению кредитной организацией;
2) проведение инвентаризации имущества кредитной организации;
3) осуществление действий, направленных на подготовку к продаже имущества кредитной организации, в том числе информирование потенциальных приобретателей о составе и характеристиках имущества, определение имущества, подлежащего первоочередной продаже, формирование лотов в целях последующей возможной продажи, предоставление лицам, заинтересованным в приобретении имущества кредитной организации, возможности ознакомления с таким имуществом, а также документами и иными сведениями, подтверждающими его наличие и состояние (качество);
4) осуществление учета требований кредиторов в реестре требований кредиторов;
5) осуществление мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества кредитной организации, находящегося у третьих лиц;
6) осуществление в порядке, установленном статьей 189.33 настоящего Федерального закона, возврата кредитной организацией, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, ценных бумаг и иного имущества клиентов, принятых и (или) приобретенных такой кредитной организацией за их счет по договорам хранения, договорам доверительного управления, депозитарным договорам, договорам о брокерском обслуживании;
7) проведение мероприятий по выявлению признаков преднамеренного банкротства.
5. Временная администрация по управлению кредитной организацией наряду с функциями, предусмотренными пунктами 1 и 4 настоящей статьи, вправе осуществлять следующие функции:
1) заявлять в порядке, установленном статьей 102 настоящего Федерального закона, отказ от исполнения договоров и иных сделок кредитной организации, если предусмотренное указанными сделками исполнение не является необходимым в связи с прекращением деятельности кредитной организации по осуществлению банковских операций;
2) подавать в суд, арбитражный суд заявления о признании недействительными и (или) применении последствий недействительности сделок, совершенных кредитной организацией или другими лицам за счет кредитной организации, в том числе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены главой III_1 настоящего Федерального закона, об истребовании имущества кредитной организации у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных кредитной организацией, и совершать другие действия по защите прав и законных интересов кредитной организации и ее кредиторов, предусмотренные федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
3) для обеспечения возложенных на временную администрацию по управлению кредитной организацией функций привлекать на договорной основе бухгалтеров, аудиторов, депозитариев, оценщиков, операторов электронных площадок и иных лиц с оплатой их услуг за счет имущества кредитной организации.
6. В случае возложения функций временной администрации на Агентство временная администрация вправе авансировать затраты, связанные с исполнением возложенных на нее функций, в том числе затраты на оплату услуг лиц, указанных в подпункте 3 пункта 5 настоящей статьи, за счет средств Агентства с последующим возмещением этих затрат за счет конкурсной массы в составе требований кредиторов по текущим платежам в соответствии с очередностью, установленной для исполнения текущих обязательств кредитной организации в ходе конкурсного производства.
Порядок оплаты и предельный размер расходов на оплату услуг лиц, привлеченных временной администрацией по управлению кредитной организацией для обеспечения исполнения возложенных на нее функций в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 настоящей статьи, утверждаются Банком России.
7. Временная администрация по управлению кредитной организацией обязана провести обследование кредитной организации и определить наличие у нее признаков несостоятельности (банкротства), предусмотренных пунктом 1 статьи 189.8 настоящего Федерального закона. При обнаружении указанных признаков временная администрация по управлению кредитной организацией направляет в Банк России ходатайство о направлении Банком России в арбитражный суд заявления о признании кредитной организации банкротом.
8. Временная администрация по управлению кредитной организацией уведомляет кредиторов о принятии арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом путем опубликования сведений об этом в течение десяти календарных дней в "Вестнике Банка России", а в случае возложения функций временной администрации по управлению кредитной организацией на Агентство также на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
9. Временная администрация по управлению кредитной организацией осуществляет в устанавливаемом Банком России порядке раскрытие информации о финансовом состоянии кредитной организации в течение десяти календарных дней после принятия арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом.
10. Временная администрация по управлению кредитной организацией при рассмотрении арбитражным судом заявления Банка России о признании кредитной организации банкротом представляет в арбитражный суд заключение о финансовом состоянии должника и составе кредиторов, а в случае выявления признаков преднамеренного банкротства также заключение о наличии признаков преднамеренного банкротства. Копии указанных заключений направляются в Банк России.
11. В течение трех рабочих дней со дня опубликования сведений, указанных в пунктах 8 и 9 настоящей статьи, временная администрация по управлению кредитной организацией включает их в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
12. Исполнение кредитной организацией после отзыва лицензии на осуществление банковских операций до дня открытия конкурсного производства текущих обязательств, в том числе совершение от своего имени сделок, влекущих за собой возникновение текущих обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется на основании сметы расходов, утверждаемой Банком России. В случае возложения функций временной администрации по управлению кредитной организацией на Агентство смета расходов утверждается Агентством в порядке, установленном им по согласованию с Банком России.
13. Виды сделок, совершаемых кредитной организацией со дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций, в том числе сделок, связанных с расходованием денежных средств и иным отчуждением имущества кредитной организации, и порядок их осуществления устанавливаются Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.
14. Временная администрация по управлению кредитной организацией в случае недостаточности денежных средств для исполнения текущих обязательств кредитной организации, связанных с обеспечением сохранности ее имущества и защитой интересов кредиторов кредитной организации, имеет право обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о снятии ранее наложенных арестов на находящиеся на банковских счетах денежные средства в размере, необходимом для обеспечения функционирования кредитной организации согласно смете расходов.
15. Для установления кредиторов кредитной организации и размера их требований к кредитной организации временная администрация по управлению кредитной организацией осуществляет в порядке, установленном пунктами 16-33 настоящей статьи, учет требований кредиторов в реестре требований кредиторов, форма которого устанавливается нормативным актом Банка России по согласованию с Агентством.
16. В целях предъявления кредиторами кредитной организации своих требований к кредитной организации временная администрация по управлению кредитной организацией направляет для опубликования объявление, содержащее сведения о кредитной организации (наименование и иные реквизиты), адрес для предъявления требований к кредитной организации, сведения о временной администрации по управлению кредитной организацией, в официальное издание в соответствии с настоящим Федеральным законом, включает сведения, содержащиеся в указанном объявлении, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, а в случае возложения функций временной администрации по управлению кредитной организацией на Агентство также размещает такие сведения на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение пяти рабочих дней со дня назначения временной администрации по управлению кредитной организацией. Опубликование указанного объявления в официальном издании осуществляется за счет имущества кредитной организации.
17. В ходе деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей и иные имущественные требования, за исключением требований по текущим обязательствам, указанных в статье 189.84 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения и о применении последствий недействительности сделок путем возврата имущества в натуре, могут быть предъявлены кредитной организации только в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
18. Кредиторы кредитной организации вправе предъявить свои требования к кредитной организации в любой момент в период деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией.
Срок предъявления требований кредиторов для целей участия в первом собрании кредиторов составляет тридцать рабочих дней со дня опубликования сведений, предусмотренных пунктом 16 настоящей статьи, в официальном издании. По истечении указанного срока реестр требований кредиторов для целей определения участников первого собрания кредиторов считается закрытым.
19. Для отнесения поступивших в кредитную организацию по адресу, опубликованному в соответствии с пунктом 16 настоящей статьи, требований к числу тех, которые предъявлены в установленный срок, принимаются во внимание уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие срок поступления в кредитную организацию указанных требований.
20. При предъявлении к кредитной организации требований кредитор обязан указать наряду с существом предъявляемых требований сведения о себе, в том числе фамилию, имя, отчество, дату рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, и почтовый адрес для направления корреспонденции (для физического лица), наименование, место нахождения и основной государственный регистрационный номер (для юридического лица), а также банковские реквизиты (при их наличии).
21. Лицо, предъявившее требование к кредитной организации, обязано своевременно информировать временную администрацию по управлению кредитной организацией об изменении сведений, указанных в пункте 20 настоящей статьи. В случае непредставления таких сведений или несвоевременного их представления временная администрация по управлению кредитной организацией и кредитная организация не несут ответственности за причиненные в связи с этим убытки.
22. Требования кредиторов предъявляются временной администрации по управлению кредитной организацией с приложением вступивших в законную силу решений суда, арбитражного суда, определений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда или иных судебных актов, либо иных подлинных документов, либо их надлежащим образом заверенных копий, подтверждающих обоснованность этих требований.
23. Временная администрация по управлению кредитной организацией рассматривает предъявленное требование и по результатам рассмотрения не позднее тридцати рабочих дней со дня получения этого требования вносит его в реестр требований кредиторов при обоснованности предъявленного требования. В тот же срок временная администрация по управлению кредитной организацией уведомляет соответствующего кредитора о включении его требования в реестр требований кредиторов, либо об отказе в таком включении в указанный реестр, либо о включении в этот реестр требования в неполном объеме. В случае внесения требования кредитора в реестр требований кредиторов в соответствующем уведомлении, направляемом кредитору, указываются сведения о размере и составе его требования к кредитной организации, а также об очередности его удовлетворения.
24. Возражения по результатам рассмотрения временной администрацией по управлению кредитной организацией требования кредитора могут быть заявлены в арбитражный суд кредитором не позднее чем в течение десяти рабочих дней со дня получения кредитором уведомления временной администрации по управлению кредитной организацией о результатах рассмотрения этого требования. К указанным возражениям должны быть приложены уведомление о вручении временной администрации по управлению кредитной организацией копии таких возражений или иные документы, подтверждающие направление временной администрации по управлению кредитной организацией копии возражений и приложенных к возражениям документов.
25. Требования кредиторов, возражения по которым не заявлены в срок, предусмотренный пунктом 24 настоящей статьи, считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, которые определены временной администрацией по управлению кредитной организацией.