Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ
Номер документа: | 127-ФЗ |
Дата редакции: | 26 декабря 2024 |
Дата принятия: | 26 октября 2002 |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания РФ, N 31, 01.11.2002 |
Публикация: | Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, спец. приложение к N 5, май, 2003 год |
Публикация: | Парламентская газета, N 209-210, 02.11.2002 |
Публикация: | Приложение к "Российской газете", N 45, 2002 год |
Публикация: | Российская газета, N 209-210, 02.11.2002 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 43, 28.10.2002, ст.4190 |
В настоящий документ вносятся изменения на основании: Федерального закона от 08.08.2024 N 227-ФЗ (в части изменений, вступающих в силу с 1 сентября 2025 года);
Федерального закона от 08.08.2024 N 256-ФЗ (в части изменений, вступающих в силу с 1 сентября 2025 года);
Федерального закона от 26.12.2024 N 478-ФЗ (в части изменений, вступающих в силу с 1 января 2027 года).
Редакции
- 01.03.2025
- 01.01.2025
- 08.10.2024
- 08.09.2024
- 01.09.2024
- 19.08.2024
- 08.08.2024
- 02.08.2024
- 01.07.2024
- 05.06.2024
- 29.05.2024
- 20.03.2024
- 05.01.2024
- 01.01.2024
- 03.11.2023
- 01.09.2023
- 24.08.2023
- 04.08.2023
- 24.07.2023
- 05.06.2023
- 19.04.2023
- 01.01.2023
- 27.12.2022
- 02.12.2022
- 21.11.2022
- 25.07.2022
- 28.06.2022
- 01.03.2022
- 09.02.2022
- 04.02.2022
- 10.01.2022
- 01.01.2022
- 18.11.2021
- 18.10.2021
- 22.08.2021
- 02.07.2021
- 01.07.2021
- 01.05.2021
- 02.01.2021
- 01.01.2021
- 30.12.2020
- 22.12.2020
- 08.12.2020
- 01.10.2020
- 01.09.2020
- 11.08.2020
- 13.07.2020
- 19.06.2020
- 08.06.2020
- 24.04.2020
- 01.04.2020
- 18.03.2020
- 08.01.2020
- 01.01.2020
- 28.12.2019
- 13.12.2019
- 26.11.2019
- 15.11.2019
- 12.11.2019
- 01.10.2019
- 03.07.2019
- 27.06.2019
- 09.06.2019
- 01.01.2019
- 28.12.2018
- 25.12.2018
- 09.12.2018
- 23.11.2018
- 01.07.2018
- 08.06.2018
- 01.06.2018
- 04.05.2018
- 07.03.2018
- 28.01.2018
- 09.01.2018
- 01.01.2018
- 25.11.2017
- 29.10.2017
- 30.07.2017
- 01.07.2017
- 28.06.2017
- 18.06.2017
- 16.06.2017
- 01.01.2017
- 21.12.2016
- 01.09.2016
- 15.07.2016
- 04.07.2016
- 02.06.2016
- 29.03.2016
- 01.01.2016
- 29.12.2015
- 01.10.2015
- 29.09.2015
- 28.09.2015
- 25.07.2015
- 13.07.2015
- 01.07.2015
- 30.06.2015
- 22.06.2015
- 29.01.2015
- 01.01.2015
- 23.12.2014
- 02.12.2014
- 01.07.2014
- 12.03.2014
- 10.01.2014
- 02.01.2014
- 01.01.2014
- 05.12.2013
- 01.09.2013
- 03.08.2013
- 01.07.2013
- 30.06.2013
- 02.01.2013
- 01.01.2013
- 29.10.2012
- 01.07.2012
- 05.03.2012
- 01.01.2012
- 07.12.2011
- 05.12.2011
- 01.12.2011
- 15.08.2011
- 11.08.2011
- 01.07.2011
- 06.05.2011
- 11.02.2011
- 01.01.2011
- 31.12.2010
- 30.07.2010
- 27.07.2010
- 29.01.2010
- 22.07.2009
- 20.07.2009
- 05.06.2009
- 11.01.2009
- 01.01.2009
- 31.12.2008
- 09.12.2008
- 01.02.2008
- 01.01.2008
- 05.12.2007
- 26.11.2007
- 05.08.2007
- 19.02.2007
- 20.07.2006
- 07.11.2005
- 12.01.2005
- 10.01.2005
- 01.01.2005
- 02.12.2002
Страница 36
Статья 189.44. Включение Банком России сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве
1. Включение Банком России в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений, поступающих от временной администрации по управлению кредитной организацией, и сведений, документов, указанных в статьях 189.25-189.43 настоящего Федерального закона, осуществляется в течение пяти рабочих дней с момента поступления соответствующих сведений, документов в Банк России.
2. Включение Банком России указанных в статьях 189.25-189.43 настоящего Федерального закона сведений, документов в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве осуществляется без взимания платы с Банка России.
Статья 189.45. Требование Банка России о реорганизации кредитной организации
1. Банк России вправе требовать реорганизации кредитной организации в случаях, установленных подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 189.26 настоящего Федерального закона. Порядок направления требования Банка России о реорганизации кредитной организации устанавливается пунктами 1 и 2 статьи 189.20 настоящего Федерального закона.
2. Реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния или присоединения в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Статья 189.46. Действия кредитной организации в случае получения требования Банка России о ее реорганизации
1. В случае получения требования Банка России о реорганизации кредитной организации единоличный исполнительный орган кредитной организации обязан в течение пяти дней со дня его получения обратиться в органы управления кредитной организации, указанные в пункте 1 статьи 189.19 настоящего Федерального закона, с ходатайством о необходимости реорганизации кредитной организации.
2. Органы управления кредитной организации, указанные в статье 189.19 настоящего Федерального закона, обязаны в срок не позднее десяти дней со дня получения требования Банка России о реорганизации известить Банк России о принятом решении.
3. Требования к устойчивости кредитных организаций, возникающих при слиянии кредитных организаций, определяются нормативными актами Банка России.
Статья 189.47. Предложение Банка России об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка
1. Банк России вправе направить предложение об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка при наличии признаков его неустойчивого финансового положения, создающего угрозу интересам его кредиторов (вкладчиков) и (или) угрозу стабильности банковской системы.
2. Банк России вправе направить предложение об участии Агентства в урегулировании обязательств банка при наличии признаков его неустойчивого финансового положения, создающего угрозу интересам его кредиторов (вкладчиков).
3. Для целей настоящего параграфа к числу признаков неустойчивого финансового положения банка, создающих угрозу интересам его кредиторов (вкладчиков), в частности, относятся отражение банком в отчетности и (или) установление Банком России, Агентством или иными лицами документально подтвержденных фактов, сделок (операций), достоверное отражение которых в отчетности банка приводит (приведет) к нарушению банком обязательных нормативов, и (или) сроков исполнения банком обязательств, и (или) условий участия в системе обязательного страхования вкладов и (или) возникновению оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) банка, и (или) наличие иных документально подтвержденных доказательств угрозы интересам кредиторов (вкладчиков).
4. Банк России вправе принять решение о направлении в банк представителей Банка России и представителей Агентства в целях проведения анализа финансового положения банка для решения вопроса о целесообразности направления в Агентство предложения об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или предложения об участии в урегулировании обязательств банка.
5. Срок анализа финансового положения банка не может превышать сорок пять календарных дней. Указанный срок может быть продлен Банком России на основании мотивированного ходатайства Агентства не более чем на десять календарных дней.
6. Порядок проведения анализа финансового положения банка в соответствии с настоящей статьей и статьей 189.47-1 настоящего Федерального закона и методика его проведения определяются нормативным актом Банка России.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
7. Представители Банка России и представители Агентства имеют право доступа во все помещения банка, к любым документам и информационным системам банка, а также имеют право запрашивать и получать у работников банка любую информацию (включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну) и документы.Представители Банка России и представители Агентства вправе участвовать без права голоса в заседаниях органов управления банка, его комитетов, комиссий и иных совещательных органов.
8. Воспрепятствование со стороны руководителей банка, других работников банка, иных лиц осуществлению функций представителей Банка России и представителей Агентства (в том числе воспрепятствование доступу в помещения банка, к его документации и иным носителям информации или их сокрытие) влечет за собой наступление ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. При осуществлении анализа финансового положения банка Агентство вправе провести оценку достаточности имущества банка для осуществления урегулирования обязательств банка в соответствии со статьей 189.51 настоящего Федерального закона.Методика оценки достаточности имущества банка для осуществления урегулирования обязательств банка определяется нормативным актом Банка России по согласованию с Агентством.Для определения рыночной стоимости имущества банка, в том числе принадлежащих ему имущественных прав, Агентство вправе привлечь за свой счет оценщика.
10. По результатам анализа финансового положения банка представители Банка России и представители Агентства направляют в Банк России и Агентство совместный отчет о результатах своей деятельности для принятия Банком России решения о целесообразности направления в Агентство предложения об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка.
11. Отчет, предусмотренный пунктом 10 настоящей статьи, должен содержать выводы о целесообразности направления в Агентство предложения об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
12. Решение о направлении в Агентство предложения об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка принимается Комитетом банковского надзора Банка России.
13. Со дня направления Банком России в Агентство предложения об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка и до дня окончания срока осуществления мер по предупреждению банкротства банка Банк России вправе принять следующие решения:
1) не применять к банку меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
2) не вводить предусмотренный статьей 48 Федерального закона "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" запрет на привлечение во вклады денежных средств и открытие банковских счетов;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 322-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) не отзывать у банка лицензию на осуществление банковских операций в случаях, предусмотренных частью второй статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности";
4) предоставить банку отсрочку (рассрочку) по внесению суммы недовнесенных средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России, на срок осуществления плана участия Агентства в предупреждении банкротства банка. В этом случае банк обязан ежемесячно составлять расчет обязательных резервов, подлежащих депонированию, и представлять его в Банк России в порядке, установленном Банком России.
14. Комитет банковского надзора Банка России вправе принять решение о неприменении мер, предусмотренных статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", к инвестору, указанному в подпункте 1 пункта 8 статьи 189.49 настоящего Федерального закона и являющемуся банком, в случае реорганизации в форме присоединения к такому инвестору банка, в отношении которого Банком России принято решение, предусмотренное подпунктом 1 пункта 13 настоящей статьи, и осуществляются меры по предупреждению банкротства в соответствии с утвержденным планом участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, в течение срока реализации этого плана.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 7 марта 2018 года № 53-ФЗ)
Статья 189.47-1. Проведение Банком России анализа финансового положения банка
1. Банк России вправе принять решение о направлении в банк представителей Банка России и (или) Управляющей компании в целях проведения анализа финансового положения банка для решения вопроса об осуществлении Банком России мер по предупреждению банкротства банка или урегулирования обязательств банка.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Срок анализа финансового положения банка не может превышать сорок пять календарных дней. Указанный срок может быть продлен Банком России не более чем на десять календарных дней.
3. Представители Банка России и (или) Управляющей компании имеют право доступа во все помещения банка, к любым документам и информационным системам банка, а также имеют право запрашивать и получать у работников банка любую информацию (включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну) и документы.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Воспрепятствование со стороны руководителей банка, других работников банка, иных лиц осуществлению функций представителей Банка России и (или) Управляющей компании (в том числе воспрепятствование доступу в помещения банка, к его документации и иным носителям информации или их сокрытие) влечет за собой наступление ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. При осуществлении анализа финансового положения банка Банк России вправе принять решение о проведении оценки достаточности имущества банка для осуществления урегулирования обязательств банка в соответствии со статьей 189.51 настоящего Федерального закона.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6. По результатам анализа финансового положения банка представители Банка России и (или) Управляющей компании направляют в Банк России отчет о результатах своей деятельности для принятия Банком России решения о целесообразности осуществления Банком России мер по предупреждению банкротства банка или урегулирования обязательств банка.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
7. Отчет, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи, должен содержать выводы о целесообразности осуществления Банком России мер по предупреждению банкротства банка или урегулирования обязательств банка.
8.
9. Со дня принятия решения об участии Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка и до дня окончания срока осуществления мер по предупреждению банкротства банка Банк России вправе принять следующие решения:
1) не применять к банку меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
2) не вводить предусмотренный статьей 48 Федерального закона "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" запрет на привлечение во вклады денежных средств и открытие банковских счетов;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 322-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) не отзывать у банка лицензию на осуществление банковских операций в случаях, предусмотренных частью второй статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности";
4) предоставить банку отсрочку (рассрочку) по внесению суммы недовнесенных средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России, на срок реализации плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка. В этом случае банк обязан ежемесячно составлять расчет обязательных резервов, подлежащих депонированию, и представлять его в Банк России в порядке, установленном Банком России.
(Статья дополнительно включена с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ)
Статья 189.48. Решение об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка
1. При рассмотрении предложения Банка России об участии в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка Агентство вправе для принятия соответствующего решения:
1) запрашивать и получать в Банке России дополнительные сведения и документы о финансовом положении банка;
2) обратиться в Банк России, к иным лицам с предложением об определении мероприятий по предупреждению банкротства;
3) вести переговоры с органами управления банка, его учредителями (участниками) и иными лицами, имеющими договорные отношения с банком, об осуществлении мер по предупреждению банкротства или об урегулировании обязательств банка;
4) предпринимать иные действия в целях принятия решения вопроса о целесообразности своего участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка.
2. Решение Агентства по вопросу о целесообразности своего участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка принимается им исходя из принципов добросовестности, разумности, достаточной осведомленности о финансовом положении банка, минимизации расходования средств фонда обязательного страхования вкладов и иного имущества Агентства.
3. Агентство не позднее чем в течение десяти дней со дня получения предложения Банка России об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка уведомляет Банк России о принятии решения о своем участии в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка либо об отказе от такого участия.
4. Решения Агентства об отказе от участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка, а также решение об участии в урегулировании обязательств банка, в отношении которого в адрес Агентства было направлено предложение Банка России об участии в осуществлении мер по предупреждению банкротства, должно быть мотивировано.
Статья 189.49. Участие Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка
Наименование в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
1. Меры по предупреждению банкротства банка осуществляются Банком России или Агентством путем:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1) оказания финансовой помощи, предусмотренной настоящей статьей;
2) организации торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России;
3) исполнения функций временной администрации по управлению банком в соответствии со статьей 189.34 настоящего Федерального закона;
4) осуществления иных способов, предусмотренных настоящим параграфом.
2. Меры по предупреждению банкротства банка с участием Банка России осуществляются на основании утвержденного Советом директоров Банка России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.Меры по предупреждению банкротства банка с участием Агентства осуществляются на основании утвержденного Комитетом банковского надзора Банка России (а в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 3 настоящей статьи, также Советом директоров Банка России) плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, который должен быть направлен Агентством в Банк России не позднее чем в течение двадцати дней со дня направления Агентством уведомления в Банк России о принятии решения о своем участии в предупреждении банкротства банка.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. В течение десяти дней со дня получения плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка Комитет банковского надзора Банка России принимает решение о его утверждении или об отказе в его утверждении.В случае, если план участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка предусматривает использование средств Банка России, утвержденный Комитетом банковского надзора Банка России план подлежит также утверждению Советом директоров Банка России в рамках указанного срока.Порядок разработки и утверждения плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, порядок утверждения плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, а также порядок внесения изменений в утвержденные планы устанавливаются нормативными актами Банка России.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Комитет банковского надзора Банка России (а в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 3 настоящей статьи, также Совет директоров Банка России) принимает решение об утверждении изменений или об отказе в утверждении изменений в план участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка в срок, установленный пунктом 3 настоящей статьи со дня получения Банком России изменений, внесенных в план участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. В период со дня утверждения плана участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка и до дня прекращения его действия (завершения проведения мер по предупреждению банкротства банка) Управляющая компания или Агентство ежемесячно представляет в Банк России отчет о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных указанным планом. Состав отчета и порядок его представления устанавливаются нормативным актом Банка России.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 469-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6. В случае принятия решения об отказе в утверждении плана участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка или в случае невозможности выполнения указанного плана, в том числе в результате невыполнения указанного плана банком, Банк России отменяет решения, принятые в соответствии с пунктом 13 статьи 189.47 или пунктом 9 статьи 189.47-1 настоящего Федерального закона. В случае невозможности выполнения плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка Совет директоров Банка России принимает решение о прекращении действия указанного плана. Действие плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, в отношении которого ранее Советом директоров Банка России было принято решение о гарантировании непрерывности его деятельности в течение срока реализации указанного плана, может быть прекращено в связи с невозможностью его выполнения только после прекращения обязательств банка по операциям (сделкам), возможность осуществления которых банком была обусловлена принятием Советом директоров Банка России решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка. В случае невозможности выполнения плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка Комитет банковского надзора Банка России, а в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 3 настоящей статьи, также Совет директоров Банка России принимают решение о прекращении действия указанного плана.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 469-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
7. Банк России и Управляющая компания или Агентство обмениваются информацией о наличии оснований, свидетельствующих о невозможности выполнения плана участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
8. При осуществлении мер по предупреждению банкротства банка Банк России или Агентство вправе оказывать финансовую помощь:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1) лицам (лицу), приобретающим в соответствии с утвержденным планом участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка акции банка в количестве не менее семидесяти пяти процентов обыкновенных акций банка в форме акционерного общества (доли в уставном капитале банка, предоставляющие не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников банка в форме общества с ограниченной ответственностью) либо паи паевого инвестиционного фонда, сформированного Управляющей компанией, в состав имущества которого входят акции банка в количестве не менее семидесяти пяти процентов обыкновенных акций банка в форме акционерного общества (доли в уставном капитале банка, предоставляющие не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников банка в форме общества с ограниченной ответственностью) (далее - инвесторы);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) банку при условии приобретения Банком России или Агентством и (или) инвесторами в соответствии с утвержденным планом участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка акций банка в количестве не менее семидесяти пяти процентов обыкновенных акций банка в форме акционерного общества (долей в уставном капитале, которые предоставляют право голоса в размере не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников банка в форме общества с ограниченной ответственностью).
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
9. Инвестор, привлекаемый к осуществлению мер по предупреждению банкротства банка, должен соответствовать требованиям, установленным Банком России.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
10. Информацию о соответствии указанным в пункте 9 настоящей статьи требованиям инвестор обязан представить в Банк России. Управляющая компания или Агентство вправе запрашивать и получать в Банке России документы, подтверждающие соответствие инвестора требованиям, установленным Банком России.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
11. При оказании банку финансовой помощи Банк России или Агентство вправе приобретать имущество банка, включая права требования к физическим лицам, без согласия последних.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
12. Финансовая помощь путем приобретения дополнительного выпуска акций (внесения дополнительного вклада в уставный капитал) банка за счет денежных средств, составляющих Фонд консолидации банковского сектора, создаваемого в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", или имущества Агентства оказывается Банком России, Управляющей компанией или Агентством при одновременном соблюдении следующих условий:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 7 марта 2018 года № 53-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1) уменьшение размера уставного капитала банка по решению Банка России до величины собственных средств (капитала) или до одного рубля (при отрицательном значении величины собственных средств (капитала);
2) прекращение обязательств банка по договорам субординированного кредита (договорам депозита, займа, облигационного займа), включая обязательства по процентам и по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), либо осуществление мены (конвертации) требований кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), включая обязательства по процентам и по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), на обыкновенные акции (доли в уставном капитале) кредитной организации;
3) приобретение Банком России, Управляющей компанией или Агентством и (или) инвестором (инвесторами) акций (долей в уставном капитале) банка в количестве не менее семидесяти пяти процентов обыкновенных акций банка в форме акционерного общества (долей в уставном капитале, которые предоставляют право голоса в размере не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников банка в форме общества с ограниченной ответственностью);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4) прекращение обязательств банка перед лицами, занимающими должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера банка, членов совета директоров (наблюдательного совета) банка (далее - управляющие работники банка), и контролирующими банк лицами по кредитам, займам, депозитам и иным требованиям в денежной форме.
(Подпункт дополнительно включен с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Взаимосвязанные положения подпункта 4 пункта 12 (в оспариваемой редакции) и пункта 12.1 настоящей статьи не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (части 2 и 3), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой они устанавливали не отвечающее критериям необходимости и соразмерности и не обеспеченное эффективной судебной защитой прекращение в день утверждения плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка обязательств банка по кредитам, займам, депозитам и иным требованиям в денежной форме перед лицами, замещающими должности руководителя и главного бухгалтера филиала банка, не относящимися при этом к контролирующим банк лицам, в качестве одного из обязательных условий оказания банку финансовой помощи по предупреждению банкротства, - см. пункт 1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2022 года № 58-П.
Нормы настоящего пункта не применяются в случае, если финансовая помощь путем приобретения дополнительного выпуска акций банка (внесения дополнительного вклада в уставный капитал банка) оказывается банку или инвестору после приобретения Банком России, Управляющей компанией, Агентством или инвестором не менее семидесяти пяти процентов обыкновенных акций (долей в уставном капитале) банка.
(Абзац дополнительно включен с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ)
12.1. Финансовая помощь банку за счет денежных средств, составляющих Фонд консолидации банковского сектора, создаваемого в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", может быть оказана Банком России также путем:
предоставления субординированных кредитов (депозитов, займов, облигационных займов), предоставления кредитов, размещения депозитов, выдачи банковских гарантий в соответствии с пунктами 2 и 3 части пятой статьи 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
приобретения паев паевого инвестиционного фонда, сформированного Управляющей компанией, в состав имущества которого входит указанное в подпункте 3 пункта 12 настоящей статьи количество акций (долей в уставном капитале) банка.
Обязательства банка перед управляющими работниками банка и контролирующими банк лицами прекращаются в день утверждения плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка (внесения изменений в план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка) или плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка (внесения изменений в план участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка), предусматривающих возложение функций временной администрации по управлению банком на Управляющую компанию или Агентство в соответствии со статьей 189.34 настоящего Федерального закона.
Обязательства банка перед управляющими работниками банка и контролирующими банк лицами не прекращаются, если такие обязательства возникли из трудового договора (кроме доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат), а также в связи с требованиями о возмещении причиненного вреда их жизни или здоровью.
В целях применения настоящей статьи контролирующим банк лицом признается лицо, которое по состоянию на день прекращения обязательств в соответствии с абзацем четвертым настоящего пункта является контролирующим кредитную организацию лицом, указанным в пункте 1 статьи 189.23 настоящего Федерального закона.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 24 февраля 2021 года № 23-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
В течение пяти рабочих дней с даты утверждения плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка или плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка банк уведомляет управляющих работников банка и контролирующих банк лиц о прекращении обязательств банка перед ними, а также направляет копии таких уведомлений в Банк России.
Лица, полагающие, что обязательства банка перед ними были прекращены в соответствии с настоящим пунктом неправомерно, вправе оспорить прекращение таких обязательств в суде.
(Пункт дополнительно включен с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Взаимосвязанные положения подпункта 4 пункта 12 (в оспариваемой редакции) и пункта 12.1 настоящей статьи не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (части 2 и 3), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой они устанавливали не отвечающее критериям необходимости и соразмерности и не обеспеченное эффективной судебной защитой прекращение в день утверждения плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка обязательств банка по кредитам, займам, депозитам и иным требованиям в денежной форме перед лицами, замещающими должности руководителя и главного бухгалтера филиала банка, не относящимися при этом к контролирующим банк лицам, в качестве одного из обязательных условий оказания банку финансовой помощи по предупреждению банкротства, - см. пункт 1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2022 года № 58-П.
13. Оказание предусмотренной пунктами 8 и 12.1 настоящей статьи финансовой помощи осуществляется Банком России или Агентством на основании соглашений (договоров).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
14. В соответствии с планом участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка Управляющая компания или Агентство может выступать организатором торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
15. Выплата выходных пособий, компенсаций и осуществление других выплат в случае прекращения трудового договора с единоличным исполнительным органом банка (в том числе по собственному желанию или по соглашению сторон), в отношении которого Банком России или Агентством осуществляются меры по предупреждению банкротства, его заместителями, членами коллегиального исполнительного органа кредитной организации, главным бухгалтером, его заместителями, а также руководителем филиала кредитной организации, главным бухгалтером филиала кредитной организации производятся в размере, не превышающем минимального размера выплат, установленного статьей 181 Трудового кодекса Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
16. С даты утверждения плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка или плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка до даты прекращения его действия на банк с универсальной лицензией, в отношении которого утвержден соответствующий план, не распространяется требование Федерального закона "О банках и банковской деятельности" о получении статуса банка с базовой лицензией, об изменении статуса на статус небанковской кредитной организации или о получении статуса микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций.
(Пункт дополнительно включен с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 469-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
17. Меры по предупреждению банкротства банка с участием Банка России или Агентства признаются осуществленными в случае устранения причин, явившихся основанием для принятия решения об утверждении плана участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, и выполнения мероприятий, предусмотренных соответствующим планом и направленных на реализацию мер по предупреждению банкротства банка. В этом случае Совет директоров Банка России принимает решение о прекращении действия плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, Комитет банковского надзора Банка России, а в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 3 настоящей статьи, также Совет директоров Банка России принимают решение о прекращении действия плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.
(Пункт дополнительно включен с 28 декабря 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 469-ФЗ)
18. Принадлежащие Банку России или Агентству акции (доли в уставном капитале) банка, в отношении которого принято решение о прекращении действия плана участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства, могут быть реализованы Банком России или Агентством после даты прекращения соответствующего плана в порядке, предусмотренном статьей 189.57 или 189.57-1 настоящего Федерального закона.
(Пункт дополнительно включен с 28 декабря 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 469-ФЗ)
19. В случае, если общим собранием акционеров инвестора, указанного в подпункте 1 пункта 8 настоящей статьи и являющегося банком, принято решение о реорганизации такого инвестора в форме присоединения к нему банка, в отношении которого осуществляются меры по предупреждению банкротства в соответствии с утвержденным планом участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства этого банка и в отношении которого присоединяющий банк выступает инвестором не менее пяти лет, у акционеров инвестора не возникает право требовать выкупа инвестором принадлежащих им акций в соответствии с правилами, установленными статьями 75 и 76 Федерального закона "Об акционерных обществах", если они голосовали против принятия указанного решения о реорганизации или не принимали участия в голосовании по этому вопросу.
(Пункт дополнительно включен с 1 мая 2021 года Федеральным законом от 20 апреля 2021 года № 92-ФЗ)
Действие положений пункта 19 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2021 года № 92-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до 1 мая 2021 года (дня вступления в силу Федерального закона от 20 апреля 2021 года № 92-ФЗ) в связи с реализацией планов участия государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в предупреждении банкротства банков, согласованных (утвержденных) Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27 октября 2008 года № 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года", - см. пункт 6 статьи 8 Федерального закона от 20 апреля 2021 года № 92-ФЗ.
Статья 189.50. Изменение размера уставного капитала банка и (или) состава акционеров (участников) банка по решению Банка России
1. В период деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией, назначенной в соответствии с подпунктами 6 и 7 пункта 1 статьи 189.26 настоящего Федерального закона, Банк России вправе принять решение об уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала), а если данная величина имеет отрицательное значение, до одного рубля.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Величина собственных средств (капитала) банка рассчитывается временной администрацией в соответствии с порядком, установленным Банком России на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
3. Решение об уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала) или до одного рубля принимается Комитетом банковского надзора Банка России в порядке, установленном нормативным актом Банка России, и оформляется приказом Банка России. Сообщение об уменьшении размера уставного капитала банка опубликовывается в "Вестнике Банка России" не позднее чем в течение десяти рабочих дней со дня принятия указанного решения и размещается в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.
4. Решение Банка России об уменьшении размера уставного капитала банка вступает в силу со дня принятия соответствующего приказа Банка России и может быть обжаловано в течение тридцати дней со дня первого опубликования или размещения сообщения, указанного в пункте 3 настоящей статьи. Обжалование такого решения Банка России и (или) применение мер по обеспечению исков в отношении банка не приостанавливают действие такого решения Банка России.На основании указанного в настоящем пункте решения временная администрация по управлению кредитной организацией обязана совершить действия, направленные на приведение учредительных документов банка в соответствие с принятым решением. Для банков, действующих в форме акционерного общества, временная администрация по управлению кредитной организацией принимает также решение о размещении акций, подготавливает и утверждает решение о выпуске акций и отчет об итогах выпуска акций в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России.
5. В случае допуска эмиссионных ценных бумаг банка к организованным торгам на территории Российской Федерации временная администрация по управлению кредитной организацией до принятия решения о размещении акций (приведения учредительных документов банка в соответствие с принятым решением) направляет в адрес организаторов торговли на рынке ценных бумаг (бирж) заявление о прекращении торгов по акциям и опционам банка-эмитента.
6. В случае принятия Банком России решения об уменьшении размера уставного капитала банка Банк России в течение трех рабочих дней со дня подачи временной администрацией по управлению кредитной организацией всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), принимает решение, предусмотренное частью третьей статьи 10 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
7. Уполномоченный регистрирующий орган в течение одного рабочего дня со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения об уменьшении размера уставного капитала банка на основании документов, направленных временной администрацией по управлению кредитной организацией.
8. При уменьшении по решению Банка России размера уставного капитала банка не применяются положения федеральных законов:
1) об обязательном уведомлении кредиторов об их праве требовать от банка прекращения или досрочного исполнения им обязательств и возмещения связанных с этим убытков;
2) о праве заявления кредиторами требований к банку о прекращении или досрочном исполнении им обязательств и возмещении связанных с этим убытков;
3) о ликвидации банка, если величина его собственных средств (капитала) становится меньше минимального размера уставного капитала, установленного федеральным законом и нормативным актом Банка России на дату государственной регистрации банка.
9. При уменьшении размера уставного капитала банка по решению Банка России не применяются положения статьи 29 Федерального закона "Об акционерных обществах" и статьи 20 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью".
10. В случае, если на момент принятия решения об уменьшении размера уставного капитала банк в форме акционерного общества находится на каком-либо этапе эмиссии акций, Банк России принимает решение о признании выпуска несостоявшимся и об аннулировании его государственной регистрации (за исключением случая, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) акций не предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска) и была совершена хотя бы одна сделка по размещению акций данного выпуска (дополнительного выпуска).
11. Если процедура эмиссии акций банка не предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска) и совершена хотя бы одна сделка по размещению акций данного выпуска (дополнительного выпуска), временная администрация по управлению кредитной организацией независимо от установленного условиями эмиссии срока размещения акций принимает решение о завершении размещения и об утверждении уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций.
12. В случае, указанном в пункте 11 настоящей статьи, временная администрация по управлению кредитной организацией в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о завершении размещения и об утверждении уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций обязана принять решение о внесении изменений в устав банка. Банк России в течение одного рабочего дня со дня подачи временной администрацией по управлению кредитной организацией всех надлежащим образом оформленных документов принимает решение, предусмотренное частью третьей статьи 10 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Уполномоченный регистрирующий орган в течение одного рабочего дня со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения об увеличении размера уставного капитала банка на основании документов, направленных временной администрацией по управлению кредитной организацией.
13. В случае, если на момент принятия решения об уменьшении размера уставного капитала банк в форме общества с ограниченной ответственностью находится на каком-либо этапе увеличения размера уставного капитала, Банк России принимает решение об отмене решения банка об увеличении размера уставного капитала.
14. В случае, если на момент признания Банком России выпуска акций банка несостоявшимся (принятия решения об отмене решения об увеличении размера уставного капитала) в адрес банка поступили денежные средства в оплату акций (долей), такие денежные средства по распоряжению временной администрации по управлению кредитной организацией должны быть возвращены в соответствии с законодательством Российской Федерации в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия Банком России решения об аннулировании государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций (принятия решения об отмене решения об увеличении размера уставного капитала) банка.