Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ
Номер документа: | 35-ФЗ |
Дата редакции: | 25 октября 2024 |
Дата принятия: | 26 марта 2003 |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания РФ, N 10, 01.04.2003 |
Публикация: | Парламентская газета, N 59, 01.04.2003 |
Публикация: | Приложение к "Российской газете", N 16, 2003 год |
Публикация: | Российская газета, N 60, 01.04.2003 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 13, 31.03.2003, ст.1177 |
Редакции
- 01.03.2025
- 01.01.2025
- 01.11.2024
- 01.09.2024
- 19.08.2024
- 14.02.2024
- 01.02.2024
- 01.01.2024
- 02.11.2023
- 04.08.2023
- 24.06.2023
- 01.01.2023
- 21.11.2022
- 10.09.2022
- 01.07.2022
- 11.06.2022
- 01.05.2022
- 01.07.2021
- 11.06.2021
- 28.01.2021
- 10.01.2021
- 01.01.2021
- 19.12.2020
- 01.07.2020
- 28.12.2019
- 13.08.2019
- 02.08.2019
- 01.01.2019
- 28.12.2018
- 30.07.2018
- 29.06.2018
- 29.12.2017
- 10.08.2017
- 19.07.2017
- 01.07.2017
- 09.01.2017
- 31.07.2016
- 04.07.2016
- 23.06.2016
- 30.03.2016
- 10.01.2016
- 01.01.2016
- 05.12.2015
- 24.07.2015
- 30.06.2015
- 01.01.2015
- 15.11.2014
- 22.07.2014
- 02.05.2014
- 25.11.2013
- 06.11.2013
- 08.04.2013
- 01.04.2013
- 31.12.2012
- 01.07.2012
- 25.06.2012
- 04.06.2012
- 06.01.2012
- 01.01.2012
- 06.12.2011
- 21.10.2011
- 01.08.2011
- 01.07.2011
- 18.06.2011
- 01.01.2011
- 30.12.2010
- 01.12.2010
- 12.09.2010
- 09.08.2010
- 30.07.2010
- 29.07.2010
- 27.11.2009
- 30.12.2008
- 09.11.2008
- 18.07.2008
- 01.04.2008
- 09.11.2007
- 01.01.2007
- 01.01.2006
- 01.01.2005
- 01.04.2003
Страница 10
Для участия в обороте электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке агрегатор управления изменением режима потребления электрической энергии должен в порядке, установленном правилами оптового рынка, подтвердить выполнение требований, предъявляемых к участнику обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке.
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
Юридические лица, получившие в установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка порядке статус субъекта оптового рынка в целях участия в обращении электрической энергии и (или) мощности, вправе участвовать в отношениях, связанных с оказанием услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, в качестве агрегаторов управления изменением режима потребления электрической энергии при условии подтверждения в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, соответствия количественных характеристик заявляемого ими снижения потребления электрической энергии в отношении каждого из сформированных ими агрегированных объектов управления изменением режима потребления электрической энергии критериям, установленным правилами оптового рынка.
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
2. Организация оптового рынка основана на саморегулировании деятельности его участников, в том числе посредством участия совета рынка в разработке правил оптового рынка и формировании постоянно действующей системы контроля за соблюдением указанных правил
Статья 32. Торговая система оптового рынка и порядок отношений между его субъектами. Ценообразование на оптовом рынке
1. На оптовом рынке действует организованная система договоров между субъектами оптового рынка, определяющая основные условия деятельности соответствующих субъектов на оптовом рынке, условия продажи электрической энергии и мощности, оказания услуг. Перечень, система и порядок заключения обязательных для участников оптового рынка договоров определяются правилами оптового рынка.
Наряду с указанной в абзаце первом настоящего пункта системой договоров поставщики и покупатели электрической энергии и мощности - субъекты оптового рынка вправе заключать в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и (или) мощности. Субъекты оптового рынка, отобранные в качестве исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, и покупатели электрической энергии - субъекты оптового рынка вправе заключать в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, двусторонние договоры оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии. Субъекты оптового рынка свободны в выборе контрагентов по таким договорам.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1.1. Субъекты оптового рынка, осуществляющие производство и поставки мощности, обязаны поставлять мощность по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка, в том числе с использованием генерирующих объектов, включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень. Субъекты оптового рынка, отобранные в качестве исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, обязаны оказывать такие услуги по договорам, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка. Исполнителями услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии являются агрегаторы управления изменением режима потребления электрической энергии, а также потребители электрической энергии, получившие в установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка порядке статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 30 июня 2017 года № 129-ФЗ, распространяется на отношения, возникшие с 1 июля 2017 года; в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1.2. Для участия в отношениях, связанных с оказанием услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии на оптовом рынке, агрегаторы управления изменением режима потребления электрической энергии заключают в качестве заказчиков договоры оказания услуг по изменению режима потребления электрической энергии с потребителями электрической энергии - субъектами розничных рынков, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами регулирования потребления электрической энергии потребителей розничных рынков, и (или) с потребителями электрической энергии - субъектами оптового рынка, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами регулирования потребления электрической энергии потребителей оптового рынка, и совершают иные действия, направленные на формирование агрегированных объектов управления изменением режима потребления электрической энергии.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
1.3. Порядок формирования агрегированных объектов управления изменением режима потребления электрической энергии, требования к объектам регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка и объектам регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка, а также правила оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии устанавливаются правилами оптового рынка. Каждый объект регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка и каждый объект регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка могут использоваться только одним лицом для оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии или услуг по изменению режима потребления электрической энергии.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
1.4. Покупатели электрической энергии - субъекты оптового рынка и в предусмотренных правилами оптового рынка случаях иные лица обязаны приобретать мощность по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка, а также обязаны оплачивать оказанные услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии по договорам оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии в порядке, установленном правилами оптового рынка. Заключение договоров купли-продажи, договоров поставки мощности, договоров оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, совершение взаимосвязанных с ними сделок для указанных субъектов оптового рынка и иных лиц, а также для организаций коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка в предусмотренных правилами оптового рынка случаях являются обязательными.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
1.5. Субъекты оптового рынка, осуществляющие производство и поставки мощности, обязаны поддерживать генерирующее оборудование в состоянии готовности к производству электрической энергии в целях исполнения обязательств перед покупателями мощности, принятых на себя поставщиками мощности по всем договорам в совокупности на определенных правилами оптового рынка условиях.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
1.6. Субъекты оптового рынка, оказывающие услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии, обязаны в порядке и на условиях, которые определяются правилами оптового рынка, осуществлять комплекс организационно и (или) технологически связанных действий, направленных на обеспечение готовности к изменению режима потребления электрической энергии объекта регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка и (или) агрегированного объекта управления изменением режима потребления электрической энергии.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
1.7. Факт предоставления и получения мощности и факт оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии подтверждаются организациями коммерческой и технологической инфраструктур в соответствии с правилами оптового рынка.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
1.8. Правила оптового рынка должны предусматривать обеспечение достаточного количества мощности для покрытия спроса на электрическую энергию с учетом результатов отбора исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии и необходимости обеспечения нормативной потребности в резерве электрической мощности, в том числе на среднесрочную и долгосрочную перспективы, с использованием наиболее эффективных ресурсосберегающих технологий.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
1.9. Отбор мощности на конкурентной основе проводится системным оператором в соответствии с правилами оптового рынка исходя из необходимости обеспечения в Единой энергетической системе России достаточного количества генерирующих мощностей для обеспечения ее надежного функционирования на среднесрочную и долгосрочную перспективы с учетом требований маневренности генерирующего оборудования, требований к энергетической и экологической эффективности новых мощностей, прогнозируемого объема услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, минимизации расходов покупателей, связанных с совокупной покупкой электрической энергии и мощности на оптовом рынке, и иных установленных Правительством Российской Федерации требований.
При проведении отбора на конкурентной основе мощности в порядке, установленном правилами оптового рынка, учитываются планы строительства и реконструкции объектов электроэнергетики, определенные документами перспективного развития электроэнергетики.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
1.10. Отбор исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии осуществляется в пределах прогнозируемого объема услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии. Прогнозируемый объем услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Совокупная стоимость отобранного объема услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии не может быть выше предельной стоимости совокупного объема услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, рассчитываемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, исходя из принципа обеспечения достижения на оптовом рынке положительного экономического эффекта для покупателей электрической энергии на оптовом рынке от оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии с учетом указанного объема услуг при осуществлении торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке. Критерием оценки заявок на участие в отборе исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии является наименьшая цена оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии. Стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, должно предусматриваться раскрытие информации о совокупном экономическом эффекте от оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии на оптовом рынке и совокупной стоимости таких услуг. Прогнозируемый объем услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии учитывается при проведении отбора мощности на конкурентной основе в порядке, установленном правилами оптового рынка.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
1.11. Объекты электросетевого хозяйства, обеспечивающие выдачу и передачу на дальние расстояния мощности новых объектов по производству электрической энергии, определенных по результатам отбора на конкурентной основе мощности, включаются в инвестиционные программы сетевых организаций на основании заключенных в установленном порядке договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям или соглашений о порядке взаимодействия, заключенных с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
1.12. Двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и мощности, а также двусторонние договоры оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии подлежат регистрации в порядке, установленном правилами оптового рынка.
В случае заключения субъектами оптового рынка двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и мощности стороны при необходимости заключают также договор оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией. Доступ к услугам по передаче электрической энергии предоставляется в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
1.13. Заявки гарантирующих поставщиков в объеме принятых обязательств по поставкам электрической энергии и мощности удовлетворяются в обязательном порядке по ценам, определенным по результатам отбора ценовых заявок покупателей и продавцов электрической энергии, в результате проведения необходимых в соответствии с правилами оптового рынка процедур. Субъекты оптового рынка обязаны приобретать мощность в случае и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
1.14. Субъекты оптового рынка свободны в выборе порядка реализации электрической энергии и мощности, в том числе купли-продажи электрической энергии по результатам отбора ценовых заявок покупателей и продавцов электрической энергии и (или) мощности, через систему двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности или посредством иного определенного правилами оптового рынка способа.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
1.15. Субъекты оптового рынка - производители электрической энергии (мощности), к цене на мощность которых применяется надбавка, в целях достижения на территориях Дальневосточного федерального округа планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) осуществляют перечисление безвозмездных целевых взносов в бюджеты субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в размере и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации, которые входят в состав Дальневосточного федерального округа и на территориях которых осуществляется доведение цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), за счет средств, полученных в виде безвозмездных целевых взносов от субъектов оптового рынка - производителей электрической энергии (мощности), указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют финансовое обеспечение (возмещение) гарантирующим поставщикам, энергоснабжающим организациям, энергосбытовым организациям недополученных доходов в связи с доведением на территориях Дальневосточного федерального округа цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в размере, определенном в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Субъекты оптового рынка - производители электрической энергии (мощности), указанные в абзаце первом настоящего пункта, и уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, указанных в абзаце втором настоящего пункта, обязаны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, заключить соглашение (договор) о безвозмездных целевых взносах, которое должно содержать в том числе обязательство субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению (возмещению) гарантирующим поставщикам, энергоснабжающим организациям, энергосбытовым организациям недополученных доходов и срок исполнения указанного обязательства, размер безвозмездных целевых взносов и срок их перечисления, а также другие существенные условия, установленные Правительством Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
2. На оптовом рынке одновременно действуют следующие механизмы определения складывающихся под воздействием спроса и предложения рыночных цен на электрическую энергию, мощность и услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии:
1) производимое с учетом технологических и сетевых ограничений, необходимости обеспечения равенства финансовых обязательств и требований участников рынка определение коммерческим оператором оптового рынка цен покупки и продажи электрической энергии, мощности и цен на услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии за расчетный период на основании равновесных цен на электрическую энергию, цен на мощность и цен на услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии, определяемых по результатам отбора:
в отношении электрической энергии - ценовых заявок поставщиков электрической энергии и ценовых заявок покупателей электрической энергии и (или) прогнозируемого системным оператором спроса на электрическую энергию;
в отношении мощности - ценовых заявок поставщиков мощности в пределах объема спроса на мощность в соответствующий календарный год, прогнозируемого системным оператором с учетом заявок покупателей электрической мощности, осуществляющих самостоятельное планирование потребности в электрической мощности, а также прогнозируемых объемов услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии;
в отношении услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии - ценовых заявок исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии в пределах прогнозируемых объемов таких услуг в соответствующий календарный год, а также исходя из непревышения совокупной стоимости отобранного объема таких услуг над предельной стоимостью совокупного объема услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии;
2) самостоятельное определение цен на электрическую энергию и (или) мощность сторонами двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) купли-продажи мощности, а также цен на услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии сторонами двусторонних договоров оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2.1. В целях обеспечения процесса планирования производства и поставок электрической энергии поставщики электрической энергии подают заявки на объем электрической энергии, соответствующий всей располагаемой мощности объектов по производству электрической энергии (мощности), за исключением объектов, выведенных из эксплуатации и (или) в ремонт в порядке и на условиях, которые установлены статьей 44 настоящего Федерального закона.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
2.2. Поставщики электрической энергии, принявшие обязательства по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии, вправе не подавать заявки.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
2.3. Для обеспечения учета и исполнения поставок электрической энергии по двусторонним договорам купли-продажи (при отсутствии заявок) участники указанных правовых отношений подают долгосрочное уведомление об отборе электрической энергии или долгосрочное уведомление о внутреннем потреблении.
При заключении в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, отдельными поставщиками и покупателями электрической энергии и мощности двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности, а также отобранными исполнителями услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии и покупателями электрической энергии и мощности двусторонних договоров оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии условия таких договоров определяются их сторонами самостоятельно.
Участники двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии должны соблюдать правила оптового рынка в отношении оплаты ими своей доли системных затрат, установленных настоящим Федеральным законом.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
2.4. Порядок подачи ценовых заявок, порядок их отбора и механизм определения рыночных цен оптового рынка и стоимости электрической энергии и мощности на оптовом рынке за расчетный период устанавливаются правилами оптового рынка. Отбор ценовых заявок, расчет и объявление равновесных цен, цен покупки и продажи, стоимости электрической энергии на оптовом рынке осуществляются коммерческим оператором оптового рынка. Механизмом определения указанных цен должна предусматриваться оплата стоимости поставленной на оптовый рынок электрической энергии по цене, которая не может быть ниже цены, указанной в отобранных ценовых заявках поставщиков электрической энергии.
По результатам отбора ценовых заявок в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, формируются критерии оптимизации электроэнергетического режима работы Единой энергетической системы России для системного оператора.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
2.5. Правилами оптового рынка предусматривается формирование как цен на электрическую энергию, так и цен (тарифов) на мощность, а также цен на услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии и их стоимости. Цены (тарифы) на мощность формируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Поставщики мощности свободны в определении цены на мощность, указываемой в ценовых заявках в отношении объектов по производству электрической энергии. В случае установления регулируемых цен (тарифов) на мощность должны выполняться требования, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
2.6. В первую очередь на оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями - владельцами генерирующих мощностей в отношении:
1) генерирующих мощностей, обеспечивающих системную надежность;
2) атомных электростанций в части обеспечения требований проекта, технологического регламента эксплуатации атомных электростанций и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об использовании атомной энергии, а также соответствующих международных норм и правил.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
2.7. Во вторую очередь на оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями - владельцами генерирующих мощностей в отношении:
1) тепловых электростанций в объеме производства электрической энергии, соответствующем их работе в теплофикационном режиме;
2) гидроэлектростанций в объеме производства электрической энергии, который необходимо произвести по технологическим причинам и в целях обеспечения экологической безопасности;
3) тепловых электростанций в объеме производства электрической энергии, вырабатываемой с использованием в качестве основного топлива нефтяного (попутного) газа или продуктов его переработки.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
2.8. В третью очередь на оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями-владельцами генерирующих мощностей в отношении генерирующих мощностей, обеспечивающих исполнение обязательств по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии в случаях, установленных правилами оптового рынка, и при наличии долгосрочного уведомления об отборе электрической энергии.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
2.9. Указанный в пунктах 2.6-2.8 настоящей статьи объем производства электрической энергии принимается на оптовом рынке в процессе планирования в установленном настоящей статьей порядке в случае подачи этими организациями ценопринимающих заявок (заявок без указания цены, по которой они готовы продать указанный в заявке объем электрической энергии) или долгосрочных уведомлений об отборе электрической энергии, которые заменяют заявки. При необходимости эти организации могут уточнять объем электрической энергии посредством подачи в соответствии с правилами оптового рынка заявок, что исключает их из третьей очереди в части уточненного объема.
Объем производства электрической энергии, указанный в долгосрочных уведомлениях об отборе электрической энергии и принятый на оптовом рынке, в том числе в первую и во вторую очередь, направляется на обеспечение исполнения обязательств, указанных в данных долгосрочных уведомлениях.
В случае, если на оптовом рынке не может быть принят совокупный объем электрической энергии (в первой, во второй, в третьей очереди), в отношении непринятого объема электрической энергии действует механизм ценообразования, не влекущий за собой возникновения убытков у сторон договоров, включенных в третью очередь. Такой механизм устанавливается правилами оптового рынка.
В случае, если исполнение обязательств, установленных по результатам торгов на оптовом рынке, в том числе вследствие подачи или неподачи субъектами оптового рынка ценопринимающих заявок, влечет за собой угрозу надежности функционирования Единой энергетической системы России, невозможность обеспечения теплофикационных режимов или нарушение иных технологических параметров функционирования Единой энергетической системы России, системный оператор осуществляет планирование и управление электроэнергетическим режимом работы электроэнергетической системы и управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики без учета результатов таких торгов.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
2.10. Равновесные цены электрической энергии определяются на основании ценовых заявок поставщиков и ценовых заявок покупателей электрической энергии в ценовых зонах оптового рынка с учетом необходимости обеспечения перетоков электрической энергии.
Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, цена и стоимость услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии на оптовом рынке за расчетный период определяются коммерческим оператором оптового рынка по результатам проведения всех предусмотренных правилами оптового рынка процедур.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
2.11. В случае принятия Правительством Российской Федерации решения о механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии путем продажи мощности квалифицированных генерирующих объектов в объеме производства электрической энергии такими объектами на основе использования возобновляемых источников энергии продажа мощности квалифицированных генерирующих объектов, к которым в соответствии с правилами оптового рынка подлежит применению данный механизм стимулирования, на оптовом рынке осуществляется по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, определенным правилами оптового рынка и заключаемым между поставщиками и покупателями электрической энергии и мощности с участием организаций коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка. Правительство Российской Федерации исходя из необходимости достижения установленных основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, определяет существенные условия указанных договоров, в том числе условия о цене поставляемой мощности, а также о периодах поставки, в течение которых покупка мощности таких объектов на оптовом рынке по установленной в указанных договорах цене является обязательной.
(Пункт дополнительно включен с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
2.12. Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, стоимость услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии формируются организациями коммерческой инфраструктуры оптового рынка исходя из данных, которыми они располагают на момент формирования таких цен и стоимости. При получении данных, которые относятся к предыдущим периодам и по которым цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, стоимость услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии сформированы, но не более чем за предыдущие три года, цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, стоимость услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, проданных или оказанных в текущем и (или) последующих расчетных периодах, определяются для субъектов оптового рынка, участвующих в торговле в эти периоды, с учетом указанных данных в порядке, установленном правилами оптового рынка. Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, стоимость услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, проданных или оказанных либо купленных или оплаченных субъектом оптового рынка в предыдущих расчетных периодах, изменению и перерасчету не подлежат.
Коммерческий оператор оптового рынка обязан обеспечить хранение информации о сформированных им рыночных ценах на электрическую энергию и на мощность, о ценах на услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии, а также предоставление указанной информации третьим лицам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Предоставленные советом рынка и коммерческим оператором в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности данные о результатах торговли являются официальным источником информации о рыночных ценах, складывающихся на оптовом рынке за расчетный период. Предоставленные советом рынка данные о нерегулируемых прогнозных свободных ценах на электрическую энергию (мощность) являются официальным источником информации, используемой субъектами оптового и розничных рынков для прогнозирования объема и стоимости электрической энергии (мощности), а также официальным источником информации, используемой при государственном регулировании цен (тарифов).
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
2.13. В случае, если темп изменения цен на электрическую энергию на оптовом рынке превышает ограничения, установленные правилами оптового рынка, на оптовом рынке вводится особый режим расчета цен на электрическую энергию.
Порядок организации оптового рынка при введении особого режима расчета цен устанавливается правилами оптового рынка.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
2.14. Субъекты оптового и розничных рынков в соответствии с перечнем и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, предоставляют в совет рынка информацию о величинах, влияющих на изменение цен на оптовом и розничных рынках.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
3. Величина фактических потерь электрической энергии, возникших в сетях сетевых организаций, являющихся субъектами оптового рынка, оплачивается этими сетевыми организациями в установленном правилами оптового рынка порядке. При этом такие сетевые организации обязаны заключить в соответствии с указанными правилами договоры купли-продажи электрической энергии и мощности в целях компенсации потерь.Стоимость потерь электрической энергии, возникших в сетях сетевых организаций и учтенных в равновесных ценах на электрическую энергию, не учитывается при определении обязательств по оплате электрической энергии участников оптового рынка - покупателей электрической энергии.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 3 ноября 2015 года № 307-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Особенности режима экспорта и импорта электрической энергии определяются правилами оптового рынка с учетом положений статьи 30 настоящего Федерального закона
5. Предусмотренные федеральными законами об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью положения об условиях совершения крупных сделок и о порядке их одобрения, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, не распространяются на сделки, заключение которых в соответствии с правилами оптового рынка необходимо для участия в отношениях по купле-продаже электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке
Статья 33. Особенности правового статуса и полномочия организаций коммерческой инфраструктуры
1. Функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка обеспечивают следующие организации:совет рынка;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 466-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июля 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 191-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 466-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 489-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Деятельность совета рынка осуществляется в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.Высшим органом управления совета рынка является общее собрание членов совета рынка. Формами проведения такого собрания являются собрание (совместное присутствие членов совета рынка для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) и (или) заочное голосование. Решения по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции общего собрания членов совета рынка, принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов членов совета рынка, принимающих участие в общем собрании членов совета рынка.
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 6 ноября 2013 года № 308-ФЗ)
Абзацы второй и третий пункта 2 предыдущей редакции считаются соответственно абзацами третьим и четвертым пункта 2 настоящей редакции - Федеральный закон от 6 ноября 2013 года № 308-ФЗ.
Для обеспечения эффективного взаимодействия организаций коммерческой и технологической инфраструктур совет рынка участвует в уставном капитале коммерческого оператора, организации коммерческой инфраструктуры, осуществляющей учет атрибутов генерации, ведение реестра атрибутов генерации и предоставление сертификатов происхождения электрической энергии, путем их учреждения, приобретения долей (акций), в том числе за счет членских взносов, может участвовать в уставных капиталах иных организаций, осуществляющих функции коммерческой инфраструктуры оптового рынка, а также может управлять пакетами долей (акций) указанных организаций.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 489-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Совет рынка осуществляет следующие функции:
1) определение порядка ведения и ведение реестра субъектов оптового рынка, принятие решения о присвоении или лишении статуса субъекта оптового рынка;
2) разработка формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, регламентов оптового рынка, стандартных форм договоров, обеспечивающих осуществление торговли на оптовом рынке электрической энергией, мощностью, иными товарами, обращение которых осуществляется на оптовом рынке, а также оказание услуг, связанных с обращением указанных товаров на оптовом рынке;
3) организация системы досудебного урегулирования споров между субъектами оптового рынка и субъектами электроэнергетики в случаях, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка;
4) установление системы и порядка применения имущественных и иных санкций в отношении субъектов оптового рынка, в том числе исключение из их состава;
5) участие в подготовке проектов правил оптового и розничных рынков и предложений о внесении в них изменений;
6) осуществление контроля за соблюдением правил и регламентов оптового рынка субъектами оптового рынка - участниками обращения электрической энергии и (или) мощности, организациями коммерческой инфраструктуры, организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, субъектами оптового рынка, оказывающими услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии;
7) установление платы за внесение записей в реестр атрибутов генерации, платы за предоставление доступа к информационной системе, используемой для ведения реестра атрибутов генерации, платы за использование функциональных возможностей информационной системы, используемой для ведения реестра атрибутов генерации, и платы за предоставление сведений, содержащихся в реестре атрибутов генерации (за исключением сведений, доступ к которым по решению Правительства Российской Федерации предоставляется без взимания платы);
8) установление платы за осуществление квалификации генерирующих объектов, которая может быть дифференцирована в зависимости от характеристик генерирующего объекта (в том числе таких, как установленная генерирующая мощность, используемые источник энергии и технология производства электрической энергии);
9) разработка стандартной формы договора о ведении реестра атрибутов генерации;
10) мониторинг ценовой ситуации на оптовом и розничных рынках, в том числе на основе первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения, и иной информации, предоставляемой федеральными органами исполнительной власти в установленном ими порядке;
11) проведение в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации оценки экономических последствий для потребителей на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) реализации мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта электроэнергетики, в отношении которого уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти рассматривается вопрос о предъявлении требования о приостановлении вывода его из эксплуатации или о продолжении функционирования данного объекта;
12) оценка экономических последствий применения на оптовом и розничных рынках результатов научно-технической и инновационной деятельности в сфере электроэнергетики;
13) подпункт не применяется с 1 февраля 2024 года - Федеральный закон от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ - см. предыдущую редакцию;
14) подпункт не применяется с 1 февраля 2024 года - Федеральный закон от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ - см. предыдущую редакцию.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Подпункты 7-9 пункта 3 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ) вступают в силу с 1 февраля 2024 года - см. пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ.
3.1. Организации коммерческой инфраструктуры осуществляют следующие функции:
1) предоставление услуг по организации оптовой торговли электрической энергией, мощностью и иными допущенными к обращению на оптовом рынке товарами и услугами;
2) предоставление услуг по проведению сверки и (или) зачета взаимных встречных обязательств участников торговли;
3) организация системы гарантий и расчетов на оптовом рынке, заключения договоров и осуществления расчетов за электрическую энергию и оказываемые услуги;
4) осуществление регистрации двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и мощности, а также двусторонних договоров оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии;
5) организация системы измерений и сбора информации о фактическом производстве электрической энергии и мощности и об их потреблении на оптовом рынке;
6) подтверждение фактов предоставления и получения мощности субъектами оптового рынка и фактов оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии;
7) взаимодействие с организациями технологической инфраструктуры в целях прогнозирования объема производства и потребления электрической энергии и мощности на оптовом рынке, поддержания предусмотренных обязательными требованиями параметров качества электрической энергии, надежности энергоснабжения;
8) проведение мероприятий в соответствии с правилами оптового рынка, обеспечивающих принятие советом рынка решений о присвоении юридическим лицам статуса субъекта оптового рынка или о лишении юридических лиц этого статуса;
9) прогнозирование цен электрической энергии и мощности;
10) мониторинг финансового состояния гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, имеющих статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, и мониторинг выполнения показателей финансовой дисциплины;
11) осуществление квалификации генерирующих объектов;
(Подпункт дополнительно включен с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
12) учет атрибутов генерации и ведение реестра атрибутов генерации, предоставление сертификатов происхождения;
(Подпункт дополнительно включен с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
13) выполнение иных функций, установленных актами Правительства Российской Федерации в рамках предмета регулирования настоящего Федерального закона.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
3.2. Квалификация генерирующего объекта осуществляется за плату, размер и порядок внесения которой определяются наблюдательным советом совета рынка.
(Пункт дополнительно включен с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
3.3. Распределение функций между организациями коммерческой инфраструктуры осуществляется в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
3.4. Мониторинг финансового состояния гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, имеющих статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, представляет собой систему постоянного сбора, обработки и анализа организацией коммерческой инфраструктуры представленной ими информации об их финансовом состоянии в целях своевременного выявления и оценки рисков невыполнения указанными гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями обязательств по оплате электрической энергии, мощности и услуг, связанных с обращением таких товаров. Порядок проведения мониторинга финансового состояния указанных субъектов оптового рынка, а также состав информации, необходимой для проведения этого мониторинга, и порядок ее представления определяются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ)
4. В целях обеспечения контроля за деятельностью совета рынка уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
В состав наблюдательного совета совета рынка входят:восемь представителей, уполномоченных Правительством Российской Федерации и назначаемых из числа сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти и экспертов в области электроэнергетики;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 июня 2023 года Федеральным законом от 13 июня 2023 года № 253-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 июня 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 394-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 июня 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 394-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
К исключительной компетенции наблюдательного совета совета рынка относятся:принятие решения об исключении члена совета рынка из совета рынка;
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 6 ноября 2013 года № 308-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 6 ноября 2013 года № 308-ФЗ)
Абзацы тринадцатый - двадцатый пункта 4 предыдущей редакции считаются соответственно абзацами пятнадцатым - двадцать вторым пункта 4 настоящей редакции - Федеральный закон от 6 ноября 2013 года № 308-ФЗ.
принятие решения о выборе организации для выполнения всех или нескольких определенных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функций коммерческой инфраструктуры;утверждение порядка ведения реестра субъектов оптового рынка;
утверждение стандартной формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, стандартных форм договоров, обеспечивающих осуществление торговли электрической энергией, мощностью, иными товарами и услугами, обращение которых осуществляется на оптовом рынке, регламентов оптового рынка;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2015 года Федеральным законом от 3 ноября 2015 года № 307-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2015 года Федеральным законом от 3 ноября 2015 года № 307-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
утверждение порядка осуществления контроля за соблюдением правил и регламентов оптового рынка субъектами оптового рынка - участниками обращения электрической энергии и (или) мощности, организациями коммерческой инфраструктуры, организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, субъектами оптового рынка, оказывающими услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 июля 2010 года Федеральным законом от 26 июля 2010 года № 187-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 516-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 466-ФЗ.
Абзац двадцать второй предыдущей редакции считается с 1 января 2015 года двадцать третьим настоящей редакции - Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 466-ФЗ.