Бюджетный кодекс РФ
Номер документа: | 145-ФЗ |
Дата редакции: | 26 декабря 2024 |
Дата принятия: | 31 июля 1998 |
Вид документа: | КОДЕКС |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания, N 25, 01.09.98 |
Публикация: | Российская газета, N 153-154, 12.08.98 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 31, 03.08.98, ст.3823 |
В настоящий документ вносятся изменения на основании:
Федерального закона от 04.11.2022 N 432-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 13.07.2024 N 177-ФЗ) (в части изменений, вступающих в силу с 1 января 2027 года);
Федерального закона от 21.11.2022 N 448-ФЗ (в части изменений, вступающих в силу с 1 января 2026 года);
Федерального закона от 13.07.2024 N 177-ФЗ (в части изменений, вступающих в силу с 1 января 2026 года, с 1 июля 2026 года);
Федерального закона от 26.12.2024 N 488-ФЗ (в части изменений, вступающих в силу с 1 января 2026 года);
Федерального закона от 28.02.2025 N 17-ФЗ с 1 июня 2025 года.
Редакции
- 01.06.2025
- 01.01.2025
- 26.12.2024
- 29.10.2024
- 30.09.2024
- 01.09.2024
- 13.07.2024
- 03.07.2024
- 26.02.2024
- 26.01.2024
- 05.01.2024
- 01.01.2024
- 25.12.2023
- 02.11.2023
- 01.09.2023
- 04.08.2023
- 01.07.2023
- 26.06.2023
- 21.05.2023
- 14.04.2023
- 18.03.2023
- 23.02.2023
- 01.01.2023
- 28.12.2022
- 19.12.2022
- 21.11.2022
- 04.11.2022
- 24.09.2022
- 14.07.2022
- 01.07.2022
- 28.06.2022
- 28.05.2022
- 01.05.2022
- 27.04.2022
- 26.03.2022
- 14.03.2022
- 09.03.2022
- 01.01.2022
- 29.11.2021
- 20.07.2021
- 12.07.2021
- 01.07.2021
- 28.06.2021
- 22.06.2021
- 30.04.2021
- 01.01.2021
- 22.12.2020
- 08.12.2020
- 09.11.2020
- 15.10.2020
- 01.10.2020
- 31.07.2020
- 24.07.2020
- 20.07.2020
- 01.07.2020
- 08.06.2020
- 25.05.2020
- 22.04.2020
- 18.04.2020
- 01.04.2020
- 01.01.2020
- 15.11.2019
- 12.11.2019
- 01.09.2019
- 14.08.2019
- 13.08.2019
- 06.08.2019
- 02.08.2019
- 26.07.2019
- 07.06.2019
- 15.04.2019
- 07.01.2019
- 05.01.2019
- 01.01.2019
- 01.01.2019
- 28.11.2018
- 11.10.2018
- 03.08.2018
- 19.07.2018
- 04.06.2018
- 01.01.2018
- 27.11.2017
- 14.11.2017
- 01.10.2017
- 30.07.2017
- 19.07.2017
- 28.03.2017
- 01.01.2017
- 30.11.2016
- 01.09.2016
- 04.07.2016
- 03.07.2016
- 23.06.2016
- 02.06.2016
- 01.06.2016
- 23.05.2016
- 30.03.2016
- 15.02.2016
- 01.02.2016
- 01.01.2016
- 29.12.2015
- 04.11.2015
- 30.09.2015
- 15.09.2015
- 13.07.2015
- 09.03.2015
- 01.03.2015
- 01.01.2015
- 27.12.2014
- 30.11.2014
- 25.11.2014
- 22.10.2014
- 06.10.2014
- 01.09.2014
- 06.08.2014
- 02.08.2014
- 22.07.2014
- 30.06.2014
- 04.02.2014
- 01.01.2014
- 30.12.2013
- 03.11.2013
- 01.10.2013
- 04.08.2013
- 14.07.2013
- 03.07.2013
- 08.05.2013
- 01.01.2013
- 26.12.2012
- 04.12.2012
- 13.11.2012
- 16.10.2012
- 01.09.2012
- 30.07.2012
- 01.01.2012
- 16.12.2011
- 12.12.2011
- 12.10.2011
- 29.09.2011
- 08.04.2011
- 01.01.2011
- 01.10.2010
- 30.09.2010
- 02.09.2010
- 30.07.2010
- 01.07.2010
- 04.05.2010
- 29.01.2010
- 01.01.2010
- 30.11.2009
- 27.11.2009
- 24.09.2009
- 22.07.2009
- 21.07.2009
- 20.07.2009
- 22.06.2009
- 15.04.2009
- 01.01.2009
- 30.12.2008
- 26.11.2008
- 30.07.2008
- 25.07.2008
- 01.01.2008
- 07.11.2007
- 28.04.2007
- 25.04.2007
- 01.03.2007
- 01.01.2007
- 29.10.2006
- 08.02.2006
- 22.01.2006
- 01.01.2006
- 12.05.2005
- 01.01.2005
- 01.01.2004
- 10.07.2003
- 01.01.2003
- 30.08.2002
- 13.07.2002
- 01.01.2002
- 08.08.2000
- 01.01.2000
Страница 20
5. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
2) объем основного долга по кредитам, привлеченным Российской Федерацией, обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам, привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий Российской Федерации, выраженных в иностранной валюте.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 434-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 98.1. Прекращение долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга Российской Федерации
1. В случае, если долговое обязательство Российской Федерации не предъявлено к погашению (не совершены кредитором определенные условиями обязательства и (или) нормативными правовыми актами действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства либо соответствующими федеральными законами, указанное долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ)
2. Министерство финансов Российской Федерации по истечении сроков, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, издает акт о списании с государственного внутреннего долга Российской Федерации долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Списание с государственного внутреннего долга Российской Федерации осуществляется посредством уменьшения объема государственного внутреннего долга Российской Федерации по видам списываемых государственных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, на сумму их списания без отражения сумм списания в источниках финансирования дефицита федерального бюджета.
4. Действие абзаца первого пункта 1, пунктов 2 и 3 настоящей статьи не распространяется на обязательства по кредитным соглашениям, на долговые обязательства Российской Федерации перед субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. Списание с государственного внутреннего долга Российской Федерации реструктурированных, а также погашенных (выкупленных) долговых обязательств осуществляется с учетом положений статей 105 и 113 настоящего Кодекса.
6. Выпуски государственных ценных бумаг Российской Федерации, выкупленные (полученные в результате обмена или иных предусмотренных законодательством Российской Федерации операций) в полном объеме Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с условиями эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации до наступления даты погашения, могут быть признаны по решению Министерства финансов Российской Федерации досрочно погашенными.
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 406-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья дополнительно включена с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 ноября 2007 года № 247-ФЗ))
Статья 99. Структура государственного долга субъекта Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств субъекта Российской Федерации
1. Структура государственного долга субъекта Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств субъекта Российской Федерации по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.
2. Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:
1) государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации;
2) бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) кредитам, привлеченным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4) государственным гарантиям субъекта Российской Федерации;
5) иным долговым обязательствам, возникшим до введения в действие настоящего Кодекса и отнесенным на государственный долг субъекта Российской Федерации.
(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ)
Абзац шестой предыдущей редакции с 1 января 2020 года считается абзацем седьмым настоящей редакции - Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ.
3. В объем государственного долга субъекта Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации;
2) объем основного долга по кредитам, привлеченным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4) объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий субъекта Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 65-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Положения подпункта 4 пункта 3 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 26 марта 2022 года № 65-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникающим при учете государственных (муниципальных) гарантий в составе государственного (муниципального) долга, с 1 января 2022 года, - см. пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 26 марта 2022 года № 65-ФЗ.
5) объем иных непогашенных долговых обязательств субъекта Российской Федерации.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. В объем государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
2) объем основного долга по кредитам, привлеченным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, международных финансовых организаций и иностранных банков, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4) объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий субъекта Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 65-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Положения подпункта 4 пункта 4 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 26 марта 2022 года № 65-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникающим при учете государственных (муниципальных) гарантий в составе государственного (муниципального) долга, с 1 января 2022 года, - см. пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 26 марта 2022 года № 65-ФЗ.
5)
6) объем иных непогашенных долговых обязательств субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. В объем государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
2) объем основного долга по кредитам, привлеченным субъектом Российской Федерации от международных финансовых организаций и иностранных банков, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий субъекта Российской Федерации в иностранной валюте, предоставленных Российской Федерации в рамках использования целевых иностранных кредитов;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 65-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Положения подпункта 3 пункта 5 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 26 марта 2022 года № 65-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникающим при учете государственных (муниципальных) гарантий в составе государственного (муниципального) долга, с 1 января 2022 года, - см. пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 26 марта 2022 года № 65-ФЗ.
3.1) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным субъектом Российской Федерации от Российской Федерации в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов;
(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ)
4) объем иных непогашенных долговых обязательств субъекта Российской Федерации в иностранной валюте.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6. Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов - см. часть 4 Федерального закона от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ.
Статья 99.1. Прекращение долговых обязательств субъекта Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга субъекта Российской Федерации
1. В случае, если долговое обязательство субъекта Российской Федерации, выраженное в валюте Российской Федерации, не предъявлено к погашению (не совершены кредитором определенные условиями обязательства и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства субъекта Российской Федерации, указанное обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного долга субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами субъекта Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ)
2. Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации по истечении сроков, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, издает нормативный правовой акт о списании с государственного долга субъекта Российской Федерации долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 128-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Списание с государственного долга субъекта Российской Федерации осуществляется посредством уменьшения объема государственного долга субъекта Российской Федерации по видам списываемых государственных долговых обязательств субъекта Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, на сумму их списания без отражения сумм списания в источниках финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
4. Действие абзаца первого пункта 1, пунктов 2 и 3 настоящей статьи не распространяется на обязательства по кредитным соглашениям, на долговые обязательства перед Российской Федерацией, другими субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. Списание с государственного долга субъекта Российской Федерации реструктурированных, а также погашенных (выкупленных) долговых обязательств осуществляется с учетом положений статей 105 и 113 настоящего Кодекса.
6. Выпуски государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, выкупленные (полученные в результате обмена или иных предусмотренных законодательством Российской Федерации операций) в полном объеме эмитировавшим их органом в соответствии с условиями эмиссии государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации до наступления даты погашения, могут быть признаны по решению указанного органа досрочно погашенными.
Эмитент государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации вправе признать исполненными обязательства по выпущенным им государственным ценным бумагам, выкупленным (полученным в результате обмена или иных предусмотренных законодательством Российской Федерации операций) до наступления даты их погашения.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья дополнительно включена с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 ноября 2007 года № 247-ФЗ))
Статья 100. Структура муниципального долга, виды и срочность муниципальных долговых обязательств
1. Структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.
2. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по:
1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);
2) бюджетным кредитам, привлеченным в валюте Российской Федерации в местный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) бюджетным кредитам, привлеченным от Российской Федерации в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов;
4) кредитам, привлеченным муниципальным образованием от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
5) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям), выраженным в валюте Российской Федерации;
6) муниципальным гарантиям, предоставленным Российской Федерации в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов;
7) иным долговым обязательствам, возникшим до введения в действие настоящего Кодекса и отнесенным на муниципальный долг.
(Пункт 2 в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. В объем муниципального долга включаются:
1) номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
2) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) объем основного долга по кредитам, привлеченным муниципальным образованием от кредитных организаций;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4) объем обязательств, вытекающих из муниципальных гарантий;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 65-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Положения подпункта 4 пункта 3 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 26 марта 2022 года № 65-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникающим при учете государственных (муниципальных) гарантий в составе государственного (муниципального) долга, с 1 января 2022 года, - см. пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 26 марта 2022 года № 65-ФЗ.
5) объем иных непогашенных долговых обязательств муниципального образования.
(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3.1. В объем муниципального внутреннего долга включаются:
1) номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
2) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
3) объем основного долга по кредитам, привлеченным муниципальным образованием от кредитных организаций, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
4) объем обязательств, вытекающих из муниципальных гарантий, выраженных в валюте Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 65-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Положения подпункта 4 пункта 3.1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 26 марта 2022 года № 65-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникающим при учете государственных (муниципальных) гарантий в составе государственного (муниципального) долга, с 1 января 2022 года, - см. пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 26 марта 2022 года № 65-ФЗ.
5) объем иных непогашенных долговых обязательств муниципального образования в валюте Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ)
Положения пункта 3.1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов - см. часть 4 Федерального закона от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ.
3.2. В объем муниципального внешнего долга включаются:
1) объем основного долга по бюджетным кредитам в иностранной валюте, привлеченным муниципальным образованием от Российской Федерации в рамках использования целевых иностранных кредитов;
2) объем обязательств, вытекающих из муниципальных гарантий в иностранной валюте, предоставленных муниципальным образованием Российской Федерации в рамках использования целевых иностранных кредитов.
(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 65-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Положения подпункта 2 пункта 3.2 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 26 марта 2022 года № 65-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникающим при учете государственных (муниципальных) гарантий в составе государственного (муниципального) долга, с 1 января 2022 года, - см. пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 26 марта 2022 года № 65-ФЗ.
Положения пункта 3.2 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов - см. часть 4 Федерального закона от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ.
4. Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 100.1. Прекращение муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с муниципального долга
1. В случае, если муниципальное долговое обязательство, выраженное в валюте Российской Федерации, не предъявлено к погашению (не совершены кредитором определенные условиями обязательства и муниципальными правовыми актами муниципального образования действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями муниципального долгового обязательства, указанное обязательство считается полностью прекращенным и списывается с муниципального долга, если иное не предусмотрено муниципальными правовыми актами представительных органов муниципального образования.
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ)
2. Местная администрация по истечении сроков, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, издает муниципальный правовой акт о списании с муниципального долга муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Списание с муниципального долга осуществляется посредством уменьшения объема муниципального долга по видам списываемых муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, на сумму их списания без отражения сумм списания в источниках финансирования дефицита местного бюджета.
4. Действие абзаца первого пункта 1, пунктов 2 и 3 настоящей статьи не распространяется на обязательства по кредитным соглашениям, на муниципальные долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и другими муниципальными образованиями.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. Списание с муниципального долга реструктурированных, а также погашенных (выкупленных) муниципальных долговых обязательств осуществляется с учетом положений статей 105 и 113 настоящего Кодекса.
6. Выпуски муниципальных ценных бумаг, выкупленные (полученные в результате обмена или иных предусмотренных законодательством Российской Федерации операций) в полном объеме эмитировавшим их органом в соответствии с условиями эмиссии муниципальных ценных бумаг до наступления даты погашения, могут быть признаны по решению указанного органа досрочно погашенными.
Эмитент муниципальных ценных бумаг вправе признать исполненными обязательства по выпущенным им муниципальным ценным бумагам, выкупленным (полученным в результате обмена или иных предусмотренных законодательством Российской Федерации операций) до наступления даты их погашения.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья дополнительно включена с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 ноября 2007 года № 247-ФЗ))
Статья 101. Управление государственным (муниципальным) долгом
1. Под управлением государственным (муниципальным) долгом понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (органов местного самоуправления), направленная на обеспечение потребностей публично-правового образования в заемном финансировании, своевременное и полное исполнение государственных (муниципальных) долговых обязательств, минимизацию расходов на обслуживание долга, поддержание объема и структуры обязательств, исключающих их неисполнение.
2. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.
3. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 128-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Управление муниципальным долгом осуществляется местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом муниципального образования) в соответствии с уставом муниципального образования.
(Статья в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 102. Ответственность по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
1. Долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.
2. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией.
3. Субъект Российской Федерации не несет ответственности по долговым обязательствам Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы этим субъектом Российской Федерации.
4. Муниципальное образование не несет ответственности по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и иных муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы этим муниципальным образованием.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Под государственными (муниципальными) заимствованиями понимается привлечение от имени публично-правового образования заемных средств в бюджет публично-правового образования путем размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг и в форме кредитов, по которым возникают долговые обязательства публично-правового образования как заемщика.
2. Под государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации понимается привлечение от имени Российской Федерации заемных средств в федеральный бюджет путем размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации и в форме кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, от кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
3. Государственные внутренние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации, финансового обеспечения иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, пополнения в течение финансового года остатков средств на счетах федерального бюджета.
4. Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.
5. Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимается привлечение от имени Российской Федерации заемных средств в федеральный бюджет путем размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации и в форме кредитов от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций и (или) иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в иностранной валюте.
6. Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации, финансового обеспечения иных источников финансирования дефицита федерального бюджета.
7. Право осуществления государственных внешних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.
8. Правительство Российской Федерации или уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации вправе осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга Российской Федерации в целях замещения внешних (внутренних) заимствований в рамках верхнего предела государственного долга Российской Федерации (суммы верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и верхнего предела государственного внешнего долга Российской Федерации, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период), а также с превышением верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации и верхнего предела государственного долга Российской Федерации в случае, установленном пунктом 14 статьи 241 настоящего Кодекса.
Министерство финансов Российской Федерации вправе привлекать краткосрочные кредиты кредитных организаций от имени Российской Федерации на цели пополнения остатков средств на счетах федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Действие пункта 8 настоящей статьи приостановлено до 1 января 2021 года - см. часть 4 статьи 1 Федерального закона от 12 ноября 2019 года № 367-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 103-ФЗ).
9. Под государственными внутренними заимствованиями субъекта Российской Федерации понимается привлечение от имени субъекта Российской Федерации заемных средств в бюджет субъекта Российской Федерации путем размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и в форме кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, от кредитных организаций, международных финансовых организаций и иностранных банков, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
Положения пункта 9 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов - см. часть 4 Федерального закона от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ.
10. Под муниципальными внутренними заимствованиями понимается привлечение от имени муниципального образования заемных средств в местный бюджет путем размещения муниципальных ценных бумаг и в форме кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
Положения пункта 10 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов - см. часть 4 Федерального закона от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ.
11. Государственные внутренние заимствования субъекта Российской Федерации и муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации и муниципального образования, финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов, предусмотренных порядками предоставления бюджетных кредитов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 93.3 и пунктом 2 статьи 93.9 настоящего Кодекса, пополнения в течение финансового года остатков средств на счетах бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета соответственно (в отношении бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, предусмотренных статьей 93.6 настоящего Кодекса), а также в целях предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных порядком предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29 ноября 2021 года № 384-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26 декабря 2024 года № 488-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
12. Под государственными внешними заимствованиями субъекта Российской Федерации понимается привлечение от имени субъекта Российской Федерации заемных средств в бюджет субъекта Российской Федерации путем размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и в форме кредитов из федерального бюджета в рамках использования Российской Федерацией целевых иностранных кредитов, а также от международных финансовых организаций и иностранных банков, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации как заемщика, выраженные в иностранной валюте.
Положения пункта 12 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов - см. часть 4 Федерального закона от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ.
13. Под муниципальными внешними заимствованиями понимается привлечение кредитов в местный бюджет из федерального бюджета от имени муниципального образования в рамках использования Российской Федерацией целевых иностранных кредитов, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования перед Российской Федерацией, выраженные в иностранной валюте.
Положения пункта 13 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов - см. часть 4 Федерального закона от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ.
14. Государственные внешние заимствования субъекта Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, а также погашения государственных долговых обязательств субъекта Российской Федерации, выраженных в иностранной валюте.
Положения пункта 14 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов - см. часть 4 Федерального закона от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ.
15. Муниципальные внешние заимствования осуществляются в целях финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Положения пункта 15 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов - см. часть 4 Федерального закона от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ.
16. Право осуществления государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и принятым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации принадлежит одному органу государственной власти субъекта Российской Федерации (высшему исполнительному органу субъекта Российской Федерации либо финансовому органу субъекта Российской Федерации).
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 128-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
17. Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с настоящим Кодексом и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации (исполнительно-распорядительному органу муниципального образования).
18. Размещение государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации (муниципальных ценных бумаг) осуществляется субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) при отсутствии просроченной задолженности по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 21 ноября 2022 года № 448-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Действие подпункта 2 пункта 18 настоящей статьи приостановлено:
до 1 января 2021 года - см . часть 4 статьи 1 Федерального закона от 12 ноября 2019 года № 367-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 103-ФЗ, Федеральным законом от 22 апреля 2020 года № 120-ФЗ);
с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года - см. часть 3 статьи 5 Федерального закона от 15 октября 2020 года № 327-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 448-ФЗ);
с 1 января 2022 года до 1 января 2023 года - см. пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 29 ноября 2021 года № 384-ФЗ.
Пункт 18 статьи 103 настоящего Федерального закона вступил в силу с 1 января 2020 года - статья 4 Федерального закона от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ.
18.1. В случае размещения субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации (муниципальных ценных бумаг) доходность к погашению, рассчитанная исходя из цены размещения указанных ценных бумаг, не может превышать ключевую ставку Центрального банка Российской Федерации, увеличенную на 1 процентный пункт, действующую на дату принятия решения о размещении государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации (муниципальных ценных бумаг), если у субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на дату размещения отсутствует кредитный рейтинг не ниже уровня, устанавливаемого Правительством Российской Федерации, от одного или нескольких осуществляющих рейтинговые действия юридических лиц, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 21 ноября 2022 года № 448-ФЗ)
19.
20.
21.