Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ
Номер документа: | 135-ФЗ |
Дата редакции: | 14 октября 2024 |
Дата принятия: | 26 июля 2006 |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Парламентская газета, N 126-127, 03.08.2006 |
Публикация: | Российская газета, N 162, 27.07.2006 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 31 (ч.I), 31.07.2006, ст.3434 |
В настоящий документ вносятся изменения на основании: Федерального закона от 28.12.2024 N 539-ФЗ с 1 сентября 2025 года.
Редакции
- 01.03.2025
- 01.01.2025
- 01.09.2024
- 19.04.2024
- 01.01.2024
- 01.09.2023
- 09.01.2023
- 05.12.2022
- 11.06.2022
- 12.04.2022
- 27.02.2022
- 01.01.2022
- 01.09.2021
- 22.08.2021
- 22.06.2021
- 28.02.2021
- 22.12.2020
- 08.12.2020
- 01.07.2020
- 05.05.2020
- 12.04.2020
- 12.03.2020
- 08.01.2020
- 01.10.2019
- 29.07.2019
- 08.01.2019
- 28.12.2018
- 19.08.2018
- 16.08.2018
- 10.08.2018
- 04.06.2018
- 04.05.2018
- 31.07.2017
- 04.07.2016
- 10.01.2016
- 05.01.2016
- 01.01.2016
- 13.07.2015
- 30.06.2015
- 01.05.2015
- 06.08.2014
- 22.06.2014
- 30.01.2014
- 01.01.2014
- 03.11.2013
- 01.09.2013
- 01.07.2013
- 01.01.2013
- 31.12.2012
- 30.07.2012
- 01.07.2012
- 06.01.2012
- 01.08.2011
- 26.07.2011
- 01.07.2011
- 14.03.2011
- 01.01.2011
- 18.04.2010
- 29.01.2010
- 31.12.2009
- 21.11.2009
- 23.08.2009
- 23.07.2009
- 11.11.2008
- 02.07.2008
- 07.05.2008
- 05.12.2007
- 26.10.2006
Страница 6
3. Для решения вопросов, указанных в части 4 настоящей статьи, в федеральном антимонопольном органе образуются коллегиальные органы, состав которых утверждается руководителем федерального антимонопольного органа.
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
1) рассматривают материалы изучения и обобщения практики применения антимонопольными органами антимонопольного законодательства и дают разъяснения по вопросам его применения;
2) пересматривают решения и (или) предписания территориальных органов федерального антимонопольного органа (далее - территориальный антимонопольный орган) по делам о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если такие решения и (или) предписания нарушают единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
5. Для пересмотра решений и (или) предписаний территориальных антимонопольных органов по делам о нарушении антимонопольного законодательства, вынесенных в отношении организаций - операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры при осуществлении ими деятельности в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", а также финансовых организаций, поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, в состав коллегиального органа включаются представители Центрального банка Российской Федерации, которые составляют половину членов коллегиального органа.
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
6. Лица, участвовавшие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, представляют в федеральный антимонопольный орган жалобу на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа, нарушающие единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства, в течение одного месяца со дня принятия решения или выдачи предписания.
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
7. Лица, участвовавшие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, территориальный антимонопольный орган уведомляются о ходе рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа и результатах ее рассмотрения посредством размещения соответствующей информации на официальным сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
8. Решение по жалобе принимается коллегиальным органом в течение двух месяцев со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен в случае выявления необходимости дополнительного исследования документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, но не более чем на один месяц.
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
9. Лица, участвовавшие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, территориальный антимонопольный орган вправе принять участие в заседании коллегиального органа по пересмотру решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа. Лица, участвовавшие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, территориальный антимонопольный орган могут участвовать в заседании коллегиального органа по пересмотру решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа путем использования систем видео-конференц-связи при условии заявления ими ходатайства об этом и при наличии в соответствующем территориальном антимонопольном органе технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
10. По итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа коллегиальный орган вправе:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа;
3) изменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа.
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
11. Основанием для изменения или отмены решения территориального антимонопольного органа является нарушение единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
12. Коллегиальный орган правомочен принимать решения при наличии не менее половины от его состава.
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
13. Решения коллегиального органа должны быть мотивированы.
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
14. Решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, подлежит изготовлению в полном объеме в течение пяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения и размещению в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента изготовления в полном объеме, на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
15. Решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
16. Порядок работы коллегиальных органов определяется федеральным антимонопольным органом.
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
Статья 24. Права работников антимонопольного органа при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства
При осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства работники антимонопольного органа в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства (далее - проверка) имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также в государственные внебюджетные фонды, коммерческие организации, некоммерческие организации для получения необходимых антимонопольному органу документов и информации
Статья 25. Обязанность представления информации в антимонопольный орган
1. Коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
(Часть в редакции, введенной в действие с 23 августа 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 164-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Центральный банк Российской Федерации обязан представлять в федеральный антимонопольный орган по письменному запросу этого органа принятые Центральным банком Российской Федерации нормативные акты, а также информацию (за исключением информации, составляющей банковскую тайну), необходимую для проведения федеральным антимонопольным органом анализа состояния конкуренции на рынке услуг, оказываемых поднадзорными Центральному банку Российской Федерации финансовыми организациями, и осуществления контроля за состоянием конкуренции.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.
1. В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее также - проверяемое лицо). Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений статей 10, 11, 14-17.1, 19-21 настоящего Федерального закона при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов. На основании настоящего Федерального закона не могут проводиться проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций целям деятельности, предусмотренным учредительными документами таких организаций. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме выездных и документарных проверок.
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Основанием проведения плановой проверки является истечение трех лет со дня:
1) создания юридического лица или организации, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) окончания проведения антимонопольным органом последней плановой проверки проверяемого лица.
3. Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года. Предметом плановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности.
4. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1) материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений, от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2013 года Федеральным законом от 2 ноября 2013 года № 294-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
3) истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией в порядке, установленном главой 7 настоящего Федерального закона;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4) поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
(Пункт дополнительно включен с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ)
5) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
(Пункт дополнительно включен с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ)
5. Предметом внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности или, если основанием проведения такой проверки является пункт 3 части 4 настоящей статьи, исполнение ранее выданного предписания.
5.1. По основаниям, указанным в пунктах 2 и 5 части 4 настоящей статьи, внеплановая выездная проверка в отношении субъекта малого предпринимательства проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности такого субъекта в порядке, установленном приказом Генерального прокурора Российской Федерации, за исключением внеплановой выездной проверки субъекта естественной монополии и внеплановой выездной проверки соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.
(Часть дополнительно включена с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 264-ФЗ)
6. Проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа.
7. Приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки должен содержать следующие сведения:
1) наименование антимонопольного органа;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, и привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, адрес места нахождения или места жительства проверяемого лица;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
8) даты начала и окончания проведения проверки.
8. Типовая форма приказа о проведении проверки утверждается федеральным антимонопольным органом.
9. Срок проведения проверки составляет не более чем один месяц с даты начала ее проведения, указанной в приказе, по дату передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. В исключительных случаях на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, указанный срок может быть продлен на два месяца руководителем антимонопольного органа.
10. К основанию продления срока проведения проверки относится необходимость проведения экспертиз, исследований, испытаний, осуществления перевода на русский язык документов, представленных проверяемым лицом на иностранном языке, и других необходимых мероприятий, без которых невозможно оценить соответствие деятельности проверяемого лица требованиям антимонопольного законодательства. При этом порядок продления срока проведения проверки устанавливается федеральным антимонопольным органом.
11. В рамках проведения проверки антимонопольный орган вправе проверять деятельность структурных подразделений проверяемого лица, в том числе филиалов и представительств.
12. Проверяемое лицо уведомляется о проведении плановой проверки не менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления ему копии приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом
13. Проверяемое лицо уведомляется о проведении внеплановой проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом
14. Предварительное уведомление проверяемого лица о начале проведения внеплановой проверки в случае проверки соблюдения требований статей 11, 16 и (или) пункта 1 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона не допускается.
(Часть дополнительно включена с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 декабря 2022 года № 500-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
15. Информация о плановых и внеплановых проверках, проводимых антимонопольным органом, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Правительством Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 19 августа 2018 года Федеральным законом от 19 февраля 2018 года № 17-ФЗ)
16. При проведении проверок должностные лица антимонопольного органа несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 5 декабря 2022 года № 500-ФЗ)
(Статья дополнительно включена с 23 августа 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 164-ФЗ)
Статья 25.2. Доступ должностных лиц антимонопольного органа на территорию или в помещение для проведения проверки
1. Доступ должностных лиц антимонопольного органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица осуществляется при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки проверяемого лица. Не допускается доступ должностных лиц, проводящих проверку, в жилище проверяемого лица.
2. При воспрепятствовании доступу должностных лиц антимонопольного органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица этими должностными лицами составляется акт в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом. В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.
3. Форма акта утверждается федеральным антимонопольным органом.
(Статья дополнительно включена с 23 августа 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 164-ФЗ)
1. Должностные лица антимонопольного органа, проводящие проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе осуществлять осмотр территорий, помещений (за исключением жилища проверяемого лица), документов и предметов проверяемого лица.
2. В осуществлении осмотра вправе участвовать проверяемое лицо, его представитель, а также иные привлекаемые антимонопольным органом к участию в проверке лица. Осмотр осуществляется в присутствии не менее чем двух понятых. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц антимонопольных органов. В случае, если для осуществления осмотра требуются специальные знания, к его проведению по инициативе антимонопольного органа могут привлекаться специалисты и (или) эксперты.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 301-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. В необходимых случаях при осуществлении осмотра производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов, а также делаются копии электронных носителей информации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. По результатам осуществления осмотра составляется протокол. Форма протокола утверждается федеральным антимонопольным органом.
(Статья дополнительно включена с 23 августа 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 164-ФЗ)
Статья 25.4. Истребование документов и информации при проведении проверки
1. Должностные лица антимонопольного органа, которые проводят проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы и информацию. При проведении документарной проверки мотивированное требование о предоставлении документов и информации направляется проверяемому лицу по почте с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись. При проведении выездной проверки мотивированное требование о предоставлении документов и информации вручается проверяемому лицу или его представителю под роспись. Форма требования о предоставлении документов и информации утверждается федеральным антимонопольным органом.
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Истребуемые документы представляются в виде копий, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В случае необходимости должностные лица антимонопольного органа, проводящие проверку, вправе ознакомиться с подлинниками документов.
3. Документы и информация, которые были истребованы в ходе проведения проверки, представляются в течение трех рабочих дней с даты вручения соответствующего требования. Если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы и информацию в течение трех рабочих дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о необходимости представления документов и информации, уведомляет в письменной форме должностных лиц антимонопольного органа, проводящих проверку, о невозможности представления в установленный срок документов и информации с указанием причин, по которым они не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого проверяемое лицо может представить истребуемые документы и информацию. В течение двух рабочих дней с даты получения такого уведомления должностное лицо антимонопольного органа на основании этого уведомления в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, принимает мотивированное решение об установлении нового срока представления документов и информации или принимает мотивированное решение об отказе в продлении срока с указанием обоснования отказа. Копия принятого решения, удостоверенная в установленном порядке, направляется проверяемому лицу любым доступным способом.
4. Непредставление в срок проверяемым лицом или представление им заведомо недостоверных сведений и информации, истребуемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья дополнительно включена с 23 августа 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 164-ФЗ)
Статья 25.4-1. Получение объяснений антимонопольным органом при проведении проверок
1. Должностные лица антимонопольного органа вправе по мотивированному требованию в установленный срок при проведении плановых и внеплановых проверок получать объяснения, имеющие значение для осуществления антимонопольным органом своих полномочий, от физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, от руководителей, работников коммерческих и некоммерческих организаций, иных организаций, осуществляющих функции указанных организаций, от должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, или государственных внебюджетных фондов. Перед получением объяснений должностное лицо антимонопольного органа разъясняет указанным лицам их права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, а также право давать объяснения в присутствии адвоката или иного лица, оказывающего юридическую помощь.
2. Объяснения физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, руководителя, работника коммерческой или некоммерческой организации, иной организации, осуществляющей функции указанных организаций, должностного лица федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных органа или организации, осуществляющих функции указанных органов, или государственного внебюджетного фонда, изложенные ими собственноручно либо записанные с их слов должностным лицом антимонопольного органа, подписываются указанными лицами и приобщаются к материалам проверки.
(Статья дополнительно включена Федеральным законом от 5 декабря 2022 года № 500-ФЗ)
Статья 25.5. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при проведении действий по осуществлению антимонопольного контроля
1. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при проведении действий по осуществлению антимонопольного контроля (далее - действия) составляются протоколы. Данные протоколы составляются на русском языке.
2) место и дата проведения действий;
3) время начала и окончания проведения действий;
4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;
5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в проведении действий или присутствовавшего при их проведении, и в необходимых случаях адрес, гражданство такого лица и сведения о том, владеет ли он русским языком;
6) содержание действий, последовательность их проведения;
7) выявленные при проведении действий существенные факты и обстоятельства.
3. Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в проведении действий и присутствовавшими при этом. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол.
4. Протокол подписывается составившим его должностным лицом антимонопольного органа, а также всеми лицами, участвовавшими в проведении действий и присутствовавшими при этом. Копия протокола вручается или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении проверяемому лицу.
5. К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при проведении действия.
(Статья дополнительно включена с 23 августа 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 164-ФЗ)
1. По результатам проверки составляется акт проверки в двух экземплярах, один из которых вручается или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении проверяемому лицу или его представителю.
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Форма акта утверждается федеральным антимонопольным органом.
3. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 23 августа 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 164-ФЗ)
Статья 25.7. Предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства
1. В целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган направляет должностному лицу хозяйствующего субъекта, федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда предостережение в письменной форме о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства (далее - предостережение).
(Часть в редакции, введенной в действие с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Основанием для направления предостережения должностному лицу хозяйствующего субъекта является публичное заявление такого лица о планируемом поведении на товарном рынке либо достоверная информация о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства и при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
(Часть в редакции, введенной в действие с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 14 октября 2024 года № 344-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2.1. Основанием для направления предостережения должностному лицу федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда является информация о планируемых таким должностным лицом действиях (бездействии), способных привести к нарушению антимонопольного законодательства, если при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
3. Решение о направлении предостережения принимается руководителем антимонопольного органа в срок не позднее чем в течение десяти дней со дня, когда антимонопольному органу стало известно о наличии оснований, предусмотренных частью 2 или 2.1 настоящей статьи.
(Часть в редакции, введенной в действие с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Предостережение должно содержать:
1) выводы о наличии оснований для направления предостережения;
2) нормы антимонопольного законодательства, которые могут быть нарушены хозяйствующим субъектом, федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственным внебюджетным фондом.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. Порядок направления предостережения и его форма утверждаются федеральным антимонопольным органом.
(Статья дополнительно включена с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ)
Статья 26. Обязанность антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны
1. Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну и полученная антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежит разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
2. За разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, работники антимонопольного органа несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.
3. Вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате разглашения антимонопольным органом либо его должностными лицами информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
Глава 7. Государственный контроль за экономической концентрацией
Статья 26.1. Сделки, иные действия, подлежащие государственному контролю
1. По правилам настоящей главы подлежат государственному контролю сделки, иные действия в отношении активов российских финансовых организаций и находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении голосующих акций (долей), прав в отношении российских коммерческих и некоммерческих организаций, а также иностранных лиц и (или) организаций, осуществляющих поставки товаров на территорию Российской Федерации в сумме более чем один миллиард рублей в течение года, предшествующего дате осуществления сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 июля 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 145-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Положения настоящей главы не распространяются на заключаемые Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" договоры репо.
(Часть дополнительно включена с 30 июля 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 145-ФЗ)
Положения части 2 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 года № 145-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие из договоров репо, заключенных Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона от 28 июля 2012 года № 145-ФЗ - часть 4 статьи 11 Федерального закона от 28 июля 2012 года № 145-ФЗ.
3. Часть дополнительно включена с 30 июля 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 145-ФЗ; утратила силу с 5 января 2016 года - Федеральный закон от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
(Статья дополнительно включена с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ)
Статья 27. Создание и реорганизация коммерческих организаций, заключение соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами о совместной деятельности с предварительного согласия антимонопольного органа
Наименование в редакции, введенной в действие с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
1. С предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:
1) слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства (далее также - последний баланс, в случае представления в антимонопольный орган уведомления последним балансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате слияния таких коммерческих организаций), превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает десять миллиардов рублей;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 мая 2008 года Федеральным законом от 29 апреля 2008 года № 58-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 23 августа 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 164-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) присоединение одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает десять миллиардов рублей;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 августа 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 164-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) слияние финансовых организаций или присоединение одной или нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (при слиянии или присоединении финансовых организаций, не поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации);
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом, которые являются основными производственными средствами и (или) нематериальными активами другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации), в том числе на основании передаточного акта или разделительного баланса, и в отношении данных акций (долей) и (или) имущества создаваемая коммерческая организация приобретает права, предусмотренные статьей 28 настоящего Федерального закона, и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой коммерческой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, превышает семь миллиардов рублей, либо если суммарная выручка учредителей создаваемой коммерческой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) активами (за исключением денежных средств) финансовой организации и (или) создаваемая коммерческая организация приобретает такие акции (доли) и (или) активы финансовой организации на основании передаточного акта или разделительного баланса и в отношении таких акций (долей) и (или) активов приобретает права, предусмотренные статьей 29 настоящего Федерального закона, и при этом стоимость активов по последнему балансу финансовой организации, акции (доли) и (или) активы которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (при внесении в качестве вклада в уставный капитал акций (долей) и (или) активов (за исключением денежных средств) финансовых организаций, не поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации);
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6) присоединение финансовой организации к коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (при присоединении финансовой организации, не поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, к коммерческой организации (за исключением финансовой организации) такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации);
(Пункт дополнительно включен с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
7) присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к финансовой организации, если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (при присоединении к финансовой организации, не поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации);
(Пункт дополнительно включен с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
8) заключение между хозяйствующими субъектами-конкурентами соглашения о совместной деятельности на территории Российской Федерации, если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких хозяйствующих субъектов (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году заключения соглашения, превышает десять миллиардов рублей.
(Пункт дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
2. Предусмотренное частью 1 настоящей статьи требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление действий не применяется, если указанные в части 1 настоящей статьи действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, или если указанные в части 1 настоящей статьи сделки осуществляются с соблюдением условий, предусмотренных статьей 31 настоящего Федерального закона, либо если их осуществление предусмотрено актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации
Статья 28. Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа
1. В случае, если суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает семь миллиардов рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает восемьсот миллионов рублей, либо в случае, если цена сделки превышает семь миллиардов рублей, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие сделки с акциями (долями), правами и (или) имуществом:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 264-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 27 февраля 2022 года Федеральным законом от 16 февраля 2022 года № 11-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 301-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1) приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций зарегистрированного на территории Российской Федерации акционерного общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями данного акционерного общества или распоряжалось не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций данного акционерного общества. Указанное требование не распространяется на учредителей акционерного общества при его создании;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 августа 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 164-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) приобретение лицом (группой лиц) долей в уставном капитале зарегистрированного на территории Российской Федерации общества с ограниченной ответственностью, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем одной третью долей в уставном капитале данного общества при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось долями в уставном капитале данного общества или распоряжалось менее чем одной третью долей в уставном капитале данного общества. Указанное требование не распространяется на учредителей общества с ограниченной ответственностью при его создании;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) приобретение долей в уставном капитале зарегистрированного на территории Российской Федерации общества с ограниченной ответственностью лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем одной третью долей и не более чем пятьюдесятью процентами долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами указанных долей;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)