Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ
Номер документа: | 135-ФЗ |
Дата редакции: | 14 октября 2024 |
Дата принятия: | 26 июля 2006 |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Парламентская газета, N 126-127, 03.08.2006 |
Публикация: | Российская газета, N 162, 27.07.2006 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 31 (ч.I), 31.07.2006, ст.3434 |
В настоящий документ вносятся изменения на основании: Федерального закона от 28.12.2024 N 539-ФЗ с 1 сентября 2025 года.
Редакции
- 01.03.2025
- 01.01.2025
- 01.09.2024
- 19.04.2024
- 01.01.2024
- 01.09.2023
- 09.01.2023
- 05.12.2022
- 11.06.2022
- 12.04.2022
- 27.02.2022
- 01.01.2022
- 01.09.2021
- 22.08.2021
- 22.06.2021
- 28.02.2021
- 22.12.2020
- 08.12.2020
- 01.07.2020
- 05.05.2020
- 12.04.2020
- 12.03.2020
- 08.01.2020
- 01.10.2019
- 29.07.2019
- 08.01.2019
- 28.12.2018
- 19.08.2018
- 16.08.2018
- 10.08.2018
- 04.06.2018
- 04.05.2018
- 31.07.2017
- 04.07.2016
- 10.01.2016
- 05.01.2016
- 01.01.2016
- 13.07.2015
- 30.06.2015
- 01.05.2015
- 06.08.2014
- 22.06.2014
- 30.01.2014
- 01.01.2014
- 03.11.2013
- 01.09.2013
- 01.07.2013
- 01.01.2013
- 31.12.2012
- 30.07.2012
- 01.07.2012
- 06.01.2012
- 01.08.2011
- 26.07.2011
- 01.07.2011
- 14.03.2011
- 01.01.2011
- 18.04.2010
- 29.01.2010
- 31.12.2009
- 21.11.2009
- 23.08.2009
- 23.07.2009
- 11.11.2008
- 02.07.2008
- 07.05.2008
- 05.12.2007
- 26.10.2006
Страница 9
4.
5. Количество членов (включая председателя) комиссий по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, должно быть четным.
6. Комиссия правомочна рассматривать дело о нарушении антимонопольного законодательства, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов комиссии, но не менее чем три члена комиссии.
6.1. В случае отсутствия кворума для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства присутствующие на заседании члены комиссии принимают решение об отложении рассмотрения этого дела и о назначении новой даты его рассмотрения, которое оформляется определением.
(Часть дополнительно включена с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ)
7. Вопросы, возникающие в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией, решаются членами комиссии большинством голосов. При равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим. Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Председатель комиссии голосует последним.
1. Комиссия принимает заключения об обстоятельствах дела, предупреждения, определения, решения, предписания.
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. По окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия на своем заседании принимает решение. Решение комиссии оформляется в виде документа, подписывается председателем комиссии и всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании комиссии. Член комиссии, несогласный с решением комиссии, обязан подписать принимаемый комиссией акт и вправе изложить в письменной форме особое мнение, которое приобщается к материалам дела в запечатанном конверте и не оглашается. Решение комиссии должно быть изготовлено в одном экземпляре и приобщено к материалам дела.
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
(Часть в редакции, введенной в действие с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3.1. Вводная часть решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства содержит наименование антимонопольного органа, состав комиссии, рассмотревшей дело, номер дела, дату оглашения резолютивной части решения, дату изготовления решения в полном объеме, место принятия решения, предмет рассмотренного дела, наименования лиц, участвующих в деле, фамилии лиц, присутствовавших на заседании комиссии, с указанием их полномочий.
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
3.2. Описательная часть решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства должна содержать краткое изложение заявленных требований (в случае, если дело возбуждено по результатам рассмотрения заявления), возражений, объяснений, заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле.
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
3.3. В мотивировочной части решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства должны быть указаны:
1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства;
2) доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле;
3) законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовалась комиссия при принятии решения.
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
3.4. Резолютивная часть решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства должна содержать:
1) выводы о наличии или об отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела;
2) выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ответчика по делу;
3) выводы о наличии или об отсутствии оснований для выдачи предписания и перечень действий, включаемых в предписание и подлежащих выполнению;
4) выводы о наличии или об отсутствии оснований для принятия антимонопольным органом других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции (в том числе оснований для обращения с иском в суд, для передачи материалов в правоохранительные органы, для направления в государственные органы или органы местного самоуправления рекомендаций об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции);
5) выводы о наличии оснований для освобождения одного из ответчиков по делу от административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, и (или) для смягчения административной ответственности одного или нескольких ответчиков по делу (без указания их наименований).
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 5 декабря 2022 года № 500-ФЗ)
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
4. На основании решения комиссия выдает предписание. Предписание оформляется в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок, подписывается председателем комиссии и членами комиссии, присутствующими на заседании комиссии.
5. В случаях, указанных в настоящей главе, председатель комиссии или комиссия выносит определение. Определение оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем комиссии и членами комиссии и направляется лицам, участвующим в деле, а также иным лицам в случаях, указанных в настоящей главе.
6. Формы принимаемых комиссией актов утверждаются федеральным антимонопольным органом.
7. Акты, указанные в настоящей статье, могут подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью председателя комиссии и членов комиссии.
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
Статья 41.1. Сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
Дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения
Статья 42. Лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства
1. Лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, являются:
1) заявитель - лицо, подавшее заявление, государственный орган, орган местного самоуправления, направившие материалы;
2) ответчик по делу - лицо, в отношении которого подано заявление, направлены материалы или в действиях (бездействии) которого антимонопольным органом обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства. Указанные лица признаются ответчиками по делу о нарушении антимонопольного законодательства с момента возбуждения дела;
3) заинтересованные лица - лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства.
2. При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителя.
3. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия установит, что признаки нарушения антимонопольного законодательства содержатся в действиях (бездействии) иного лица, чем ответчик по делу, комиссия привлекает такое лицо в качестве ответчика по делу. В случае, если комиссией не выявлено фактов, свидетельствующих о наличии в действиях одного из ответчиков по делу признаков нарушения антимонопольного законодательства, комиссия выносит определение о прекращении участия такого ответчика в рассмотрении дела. Копия определения о прекращении участия ответчика по делу в рассмотрении дела незамедлительно направляется лицам, участвующим в деле.
4.
Статья 42.1. Иные лица, участвующие в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства
1. При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия вправе по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе привлекать экспертов, переводчиков, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах. Эксперты, переводчики, а также лица, располагающие сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, не являются лицами, участвующими в деле.
2.
3.
4. Информация о порядке оплаты услуг переводчика и источник финансирования такой оплаты указываются в определении по делу о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с которым переводчик привлекается к участию в рассмотрении дела.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 301-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5.
6.
7.
8. О привлечении экспертов, переводчиков, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, к рассмотрению дела комиссия выносит определение и направляет им копии такого определения в течение трех дней с момента его вынесения.
9.
(Статья дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
Статья 42.2. Отводы членов комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
1. Член комиссии не может участвовать в производстве по делу о нарушении антимонопольного законодательства и подлежит отводу, если у члена комиссии имеется личная заинтересованность при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов.
2. Отвод может быть заявлен лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства.
3. Решение об отводе принимается комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, членом которой является должностное лицо, в отношении которого заявлен отвод. О принятом решении комиссия выносит определение. Заявление о повторном отводе члена комиссии подлежит оставлению без рассмотрения, если в отношении данного члена комиссии по тем же основаниям ранее был заявлен отвод, решение по которому было принято комиссией.
(Статья дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
Статья 43. Права и обязанности лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства
Наименование в редакции, введенной в действие с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
1. С момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Лица, участвующие в деле, при рассмотрении дела имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход его рассмотрения. В случае, если при рассмотрении дела оглашается информация, составляющая охраняемую законом тайну, председатель комиссии вправе принять решение о запрете ведения лицами, участвующими в деле, аудиозаписи, фиксирующей ход рассмотрения дела.
(Часть дополнительно включена с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ)
3. Фотосъемка, видеозапись рассмотрения дела, трансляция по радио и телевидению рассмотрения дела допускаются с разрешения председателя комиссии, за исключением случаев рассмотрения дела в закрытом заседании по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
(Часть дополнительно включена с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Лица, участвующие в деле, обязаны пользоваться добросовестно своими правами при рассмотрении дела.
(Часть дополнительно включена с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ)
Статья 44. Рассмотрение заявления, материалов и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства
1. Заявление подается в письменной форме в антимонопольный орган и должно содержать следующие сведения:
1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);
2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;
3) описание нарушения антимонопольного законодательства;
4) существо требований, с которыми заявитель обращается;
5) перечень прилагаемых документов.
2. К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (далее - документы). В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.
3. В случае отсутствия в заявлении или материалах сведений, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, антимонопольный орган оставляет заявление или материалы без рассмотрения, о чем уведомляет в письменной форме заявителя в течение десяти рабочих дней со дня их поступления.
4. Антимонопольный орган рассматривает заявление или материалы в течение одного месяца со дня их представления. В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов, но не более чем на два месяца. О продлении срока рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган уведомляет в письменной форме заявителя.
5. При рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган:
1) определяет, относится ли рассмотрение заявления или материалов к его компетенции;
2) устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению.
6. В ходе рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган вправе запрашивать у коммерческих организаций и некоммерческих организаций, их должностных лиц, федеральных органов исполнительной власти, их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их должностных лиц, органов местного самоуправления, их должностных лиц, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, их должностных лиц, а также государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.
7. При рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 настоящего Федерального закона, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление, материалы, за исключением случая, если антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по основаниям, предусмотренным частью 9 настоящей статьи.
8. По результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:
1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 настоящего Федерального закона.
(Пункт дополнительно включен с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
9. Антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в следующих случаях:
1) вопросы, указанные в заявлении, материалах, не относятся к компетенции антимонопольного органа;
2) признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют;
3) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, материалами, дело возбуждено ранее;
4) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, материалами, имеется вступившее в силу решение антимонопольного органа, за исключением случая, если имеется решение антимонопольного органа об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 2 настоящей части или решение о прекращении рассмотрения дела в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 настоящего Федерального закона и заявитель представляет доказательства нарушения антимонопольного законодательства, неизвестные антимонопольному органу на момент принятия такого решения;
5) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, материалами, истекли сроки давности, предусмотренные статьей 41.1 настоящего Федерального закона;
6) отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в действиях лица, в отношении которого поданы заявление, материалы, установлено вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда;
7) устранены признаки нарушения антимонопольного законодательства в результате выполнения предупреждения, выданного в порядке, установленном статьей 39.1 настоящего Федерального закона.
10. Решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган направляет заявителю в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, с указанием мотивов принятия этого решения.
11. Принятие решения по результатам рассмотрения заявления, материалов может быть отложено в случае нахождения на рассмотрении в антимонопольном органе, суде, арбитражном суде, правоохранительных органах другого дела, выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения заявления, материалов, до принятия и вступления в силу соответствующего решения по данному делу, о чем антимонопольный орган уведомляет в письменной форме заявителя.
12. В случае принятия решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган издает приказ о возбуждении дела и создании комиссии. Копия такого приказа направляется заявителю и ответчику по делу в течение трех дней со дня издания такого приказа.
13. В течение пятнадцати дней со дня издания приказа о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства и создании комиссии председатель комиссии выносит определение о назначении дела к рассмотрению и направляет копии определения лицам, участвующим в деле.
14. Определение о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению должно содержать:
1) сведения о лицах, участвующих в рассмотрении дела;
2) основания, послужившие поводом к возбуждению дела;
3) описание выявленных признаков нарушения антимонопольного законодательства, доказательств, фактических и иных обстоятельств, которые свидетельствуют об их наличии;
4) сведения о дате, времени и месте проведения заседания комиссии.
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
15. В определении о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению могут также содержаться требования о представлении лицами, участвующими в деле, пояснений, документов и сведений, необходимых для рассмотрения дела, в установленный срок.
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 44.1. Порядок подачи хозяйствующим субъектом заявления о заключении им ограничивающего конкуренцию соглашения или об осуществлении им ограничивающих конкуренцию согласованных действий в целях смягчения административной ответственности или освобождения от административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях
1. Хозяйствующий субъект (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством), заключивший ограничивающее конкуренцию соглашение или осуществивший ограничивающие конкуренцию согласованные действия, в целях смягчения административной ответственности или освобождения от административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях за заключение такого соглашения или осуществление таких согласованных действий, вправе подать в антимонопольный орган заявление о заключении такого соглашения или об осуществлении таких действий в порядке, предусмотренном настоящей статьей, до момента оглашения резолютивной части решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
2. Заявление, указанное в части 1 настоящей статьи, подается хозяйствующим субъектом (лицами, входящими в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством) в антимонопольный орган в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и должно содержать:
1) сведения о заявителе (фамилию, имя, отчество (при наличии) и адрес места жительства - для физического лица, наименование и место нахождения - для юридического лица);
2) описание нарушения антимонопольного законодательства, в том числе сведения о товаре, в отношении которого заключено соглашение или осуществлялись согласованные действия (для соглашений, запрещенных пунктом 2 части 1 статьи 11 и пунктом 1 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, - сведения о предмете торгов и данные, позволяющие идентифицировать торги), о территории, на которую распространялись (распространяются) действие соглашения или согласованные действия, о времени действия соглашения или осуществления согласованных действий, об иных известных заявителю участниках соглашения или согласованных действий, о содержании соглашения или согласованных действий хозяйствующих субъектов - участников соглашения или согласованных действий и об имеющихся у заявителя документах, подтверждающих указанные сведения;
3) просьбу о смягчении административной ответственности или об освобождении от административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий.
3. Заявитель вправе представить документы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в заявлении, указанном в части 1 настоящей статьи, или копии таких документов.
4. В случае подачи заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, группой лиц указанное заявление подписывается каждым участником соглашения или согласованных действий, входящим в такую группу лиц.
5. Антимонопольный орган осуществляет регистрацию заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, в едином электронном журнале учета заявлений с указанием сведений, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи, и выдает заявителю расписку, подтверждающую факт подачи, принятия и регистрации указанного заявления, с указанием даты, времени, фамилии, имени, отчества (при наличии) и должности должностного лица антимонопольного органа, осуществившего регистрацию указанного заявления. В случае отсутствия в указанном заявлении сведений, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи, указанное заявление не подлежит регистрации и не позднее дня, следующего за днем его поступления, возвращается заявителю. Форма единого электронного журнала учета заявлений, порядок его ведения, форма и порядок выдачи расписки утверждаются федеральным антимонопольным органом.
6. Не допускается разглашение информации о поступившем в антимонопольный орган заявлении, указанном в части 1 настоящей статьи, и его содержании, в том числе сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведений, ставших известными должностному лицу в связи с исполнением им должностных обязанностей. Должностные лица, виновные в разглашении указанной информации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. В случае, если заявление, указанное в части 1 настоящей статьи, подано двумя и более участниками соглашения или согласованных действий одновременно в федеральный антимонопольный орган и территориальный антимонопольный орган, указанное заявление, поданное в федеральный антимонопольный орган, считается поданным первым.
(Статья дополнительно включена Федеральным законом от 5 декабря 2022 года № 500-ФЗ)
Статья 45. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства
1. Дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается комиссией в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В случаях, связанных с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации, а также в случаях, установленных настоящей главой, указанный срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией, но не более чем на шесть месяцев. О продлении срока рассмотрения дела комиссия выносит определение и направляет копии этого определения лицам, участвующим в деле.
2. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется на заседании комиссии. Лица, участвующие в деле, должны быть извещены о времени и месте его рассмотрения. В случае неявки на заседание комиссии лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, комиссия вправе рассмотреть дело в их отсутствие. В ходе рассмотрения дела ведется протокол, который подписывается председателем комиссии. Комиссия вправе проводить стенографическую запись или аудиозапись своего заседания, при этом должна быть сделана отметка в протоколе об использовании технических средств записи заседания комиссии.
2.1. Комиссия по ходатайству лиц, участвующих в деле, а также по собственной инициативе вправе принять решение о рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства путем использования систем видео-конференц-связи при наличии технической возможности осуществления видео-конференц-связи. Порядок использования систем видео-конференц-связи при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства устанавливается федеральным антимонопольным органом.
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
1) открывает заседание комиссии;
3) объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, проверяет явку на заседание комиссии лиц, участвующих в деле, проверяет их полномочия, устанавливает, извещены ли надлежащим образом лица, не явившиеся на заседание, и имеются ли сведения о причинах их неявки;
4) выясняет вопрос о возможности рассмотрения дела;
5) разъясняет лицам, участвующим в деле, их права, определяет последовательность совершения действий при рассмотрении дела;
6) руководит заседанием комиссии, обеспечивает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, обеспечивает рассмотрение заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле;
7) принимает меры по обеспечению на заседании комиссии надлежащего порядка;
8) оглашает заключение об обстоятельствах дела.
(Пункт дополнительно включен с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
3.1. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется в открытом заседании. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в закрытом заседании допускается в случае, если рассмотрение указанного дела в открытом заседании может привести к разглашению государственной тайны, либо в случае необходимости сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны, в том числе при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле о нарушении антимонопольного законодательства и ссылающегося на такую необходимость. Особенности рассмотрения в закрытом заседании дела о нарушении антимонопольного законодательства, в материалах которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, устанавливаются федеральным антимонопольным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности. О рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в закрытом заседании комиссия выносит определение.
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
3.2. При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в закрытом заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, в необходимых случаях по решению комиссии присутствуют эксперты, переводчики, а также лица, располагающие сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
3.3. Материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства, содержащие сведения, составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, формируются и хранятся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в отдельном томе.
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
3.4. Разглашение лицами, участвующими в деле, их представителями, экспертами, переводчиками сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
1) заслушиваются лица, участвующие в деле;
2) заслушиваются и обсуждаются ходатайства, принимаются по ним решения, которые должны быть отражены в протоколе заседания;
3) исследуются доказательства;
4) заслушиваются мнения и пояснения лиц, участвующих в деле, относительно доказательств, представленных лицами, участвующими в деле;
5) заслушиваются и обсуждаются мнения экспертов, привлеченных для дачи заключений;
6) заслушиваются лица, располагающие сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела;
7) по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе комиссии обсуждаются вопросы об основаниях и о необходимости объявления перерыва в заседании, об отложении, о приостановлении рассмотрения дела.
5. При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия вправе запрашивать у лиц, участвующих в деле, документы, сведения и пояснения в письменной или устной форме по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела, привлекать к участию в деле иных лиц.
5.1. При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
6. После исследования доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства, изложения позиций лиц, участвующих в деле, заключений экспертов, проведения опроса лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, председатель комиссии объявляет об окончании рассмотрения дела и просит лиц, участвующих в деле, и иных лиц удалиться для принятия комиссией решения.
Статья 45.1. Доказательства и доказывание по делу о нарушении антимонопольного законодательства
1. Под доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимаются сведения о фактах, которые получены в установленном настоящим Федеральным законом порядке и на основании которых комиссия устанавливает наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, обоснованность доводов лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения дела.
2. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного комиссией.
3. В качестве доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства допускаются письменные доказательства и вещественные доказательства, пояснения лиц, участвующих в деле, пояснения лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, заключения экспертов, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
4. Письменными доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела, акты, договоры, справки, переписка, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, изготовления копий электронных носителей информации либо иным позволяющим установить достоверность документа способом. К письменным доказательствам также относятся результаты анализа состояния конкуренции, проведенного в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом.
5. Вещественными доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства являются предметы, которые по своим внешнему виду, свойствам, месту нахождения или иным признакам могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.
(Статья дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
Статья 45.2. Порядок доступа лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, к материалам дела, содержащим коммерческую тайну
1. Лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, вправе знакомиться с заявлениями, возражениями, пояснениями и иными материалами, представленными по инициативе лица, участвующего в деле, для подтверждения наличия или отсутствия факта нарушения антимонопольного законодательства, за исключением имеющихся в материалах дела заявлений об освобождении от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 3 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и (или) об освобождении от уголовной ответственности за уголовные преступления, предусмотренные статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.
2. В отношении заявлений, возражений, пояснений и иных материалов, представленных по инициативе лица, участвующего в деле, в письменной или устной форме по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, не может быть установлен режим коммерческой тайны.
3. Сведения, документы, которые представлены по запросу или иному требованию антимонопольного органа, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны и которые являются материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства, могут быть представлены для ознакомления лицам, участвующим в деле, под расписку с согласия обладателя таких сведений, документов.
4. Согласие обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, на ознакомление лиц, участвующих в деле, с такой информацией представляется в комиссию в письменной форме в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и приобщается к материалам дела.
5. Расписка лиц, участвующих в деле, в неразглашении информации, составляющей коммерческую тайну и ставшей им известной в результате рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, представляется в комиссию до ознакомления с материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства и приобщается к материалам дела.
(Статья дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
1. Комиссия по ходатайству лица, участвующего в деле о нарушении антимонопольного законодательства, а также по собственной инициативе вправе объявить перерыв в заседании комиссии на срок, не превышающий семи дней.
2. Рассмотрение комиссией дела о нарушении антимонопольного законодательства после перерыва в ее заседании продолжается с того момента, на котором оно было прервано. Повторное рассмотрение доказательств, исследованных до перерыва в заседании комиссии, не производится.
Статья 47. Отложение и приостановление рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
1. Комиссия вправе отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства:
1) по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с невозможностью явки этого лица или его представителя на заседание комиссии по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами;
2) в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств;
3) для привлечения к участию в деле лиц, содействующих рассмотрению дела, других лиц, участие которых в деле, по мнению комиссии, необходимо;
4)
5) в иных предусмотренных настоящей главой случаях.
1.1. Комиссия обязана отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:
1) если в ходе рассмотрения дела в действиях (бездействии) ответчика по делу обнаружены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело;
2) если в качестве ответчика по делу привлекается лицо, ранее участвовавшее в деле в ином статусе (лицо, располагающее сведениями об обстоятельствах дела, заявитель);
3) принятия заключения об обстоятельствах дела.
(Часть дополнительно включена с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1.2. При отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1.1 настоящей статьи, в определении должно содержаться в том числе описание выявленных признаков нарушения антимонопольного законодательства, доказательств, фактических и иных обстоятельств, которые свидетельствуют о наличии таких признаков.
(Часть дополнительно включена с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ)
2. При отложении дела о нарушении антимонопольного законодательства течение срока его рассмотрения не прерывается. Рассмотрение дела на новом заседании комиссии возобновляется с того момента, с которого оно было отложено.
3. Комиссия может приостановить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае и на срок:
1) рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами предварительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;
4. Течение срока рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства прерывается при приостановлении рассмотрения дела и продолжается с момента возобновления рассмотрения дела. Рассмотрение дела продолжается с момента, с которого оно было приостановлено.
5. Об отложении, о приостановлении, о возобновлении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также о назначении экспертизы комиссия выносит определение, копия которого в трехдневный срок со дня его вынесения направляется лицам, участвующим в деле. Копия определения о назначении экспертизы направляется также эксперту в трехдневный срок со дня вынесения такого определения.
Статья 47.1. Объединение или выделение дел о нарушении антимонопольного законодательства
Наименование в редакции, введенной в действие с 6 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
1. Антимонопольный орган по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе в порядке, установленном антимонопольным органом, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дел вправе объединить в одно производство два и более дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также выделить в отдельное производство одно или несколько дел.
2. Об объединении дел в одно производство или о выделении дела в отдельное производство антимонопольным органом выносится определение.
3. Состав комиссии по рассмотрению объединенных или выделенных дел определяется приказом антимонопольного органа.
(Статья дополнительно включена с 23 августа 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 164-ФЗ)
Статья 48. Прекращение рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
1. Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:
1) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);
2) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу;
3) смерти физического лица - единственного ответчика по делу;
4) наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия);
5) истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 настоящего Федерального закона.
(Часть в редакции, введенной в действие с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)