Кодекс торгового мореплавания РФ
Номер документа: | 81-ФЗ |
Дата редакции: | 22 июня 2024 |
Дата принятия: | 30 апреля 1999 |
Вид документа: | КОДЕКС |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания, N 14, 11.05.99 |
Публикация: | Российская газета N 85-86, 01-05.05.99 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации N 18, 03.05.99, ст.2207 |
Редакции
- 01.09.2024
- 01.07.2024
- 01.04.2024
- 01.01.2024
- 01.03.2024
- 21.05.2023
- 11.03.2023
- 01.03.2023
- 01.12.2022
- 09.07.2022
- 28.06.2022
- 01.03.2022
- 01.01.2022
- 01.07.2021
- 21.06.2021
- 06.06.2021
- 01.05.2021
- 24.07.2020
- 08.06.2020
- 12.03.2020
- 26.11.2019
- 31.01.2019
- 08.01.2019
- 01.02.2018
- 31.12.2017
- 01.11.2017
- 01.07.2017
- 18.02.2017
- 01.01.2017
- 15.07.2016
- 24.07.2015
- 13.07.2015
- 11.04.2015
- 11.01.2015
- 01.01.2015
- 15.11.2014
- 04.02.2014
- 21.01.2014
- 27.01.2013
- 01.01.2013
- 25.05.2012
- 09.11.2011
- 21.10.2011
- 01.08.2011
- 01.07.2011
- 19.06.2011
- 07.12.2010
- 18.07.2010
- 01.01.2010
- 01.01.2009
- 31.12.2008
- 09.12.2008
- 18.07.2008
- 01.01.2008
- 25.11.2007
- 08.12.2006
- 23.12.2005
- 06.04.2004
- 01.07.2003
- 29.05.2001
- 01.05.1999
Страница 5
Параграф дополнительно включен с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ)
Под специальным персоналом в настоящем Кодексе понимаются лица, находящиеся на борту судна и не являющиеся пассажирами или членами экипажа судна. К специальному персоналу относятся:
1) должностные лица в связи с исполнением ими служебных обязанностей в пределах своих должностных полномочий в сфере пограничного, таможенного, санитарного, портового, транспортного и иного государственного контроля или надзора;
2) лица, участвующие в работах по поиску, разведке и добыче полезных ископаемых, обслуживанию искусственных островов, установок и сооружений, на которых не требуется постоянное присутствие персонала, в проведении строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, в спасательной операции, мероприятиях по охране водных объектов, подъему затонувшего имущества, в расследовании транспортных происшествий, научных исследованиях, лоцманской и ледокольной проводке;
3) лица, перевозимые на другие суда в целях смены экипажей этих судов или выполнения работ на этих судах, а также лица, перевозимые на автономные суда для выполнения работ на автономных судах, в том числе по обслуживанию автономных судов, и управления автономными судами.
Перевозка специального персонала допускается на судне, имеющем свидетельство для перевозки специального персонала, подтверждающее соответствие этого судна правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 24 настоящего Кодекса, в части требований к судам, осуществляющим перевозки специального персонала, выданное российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом в пределах полномочий, установленных пунктом 2 статьи 22 настоящего Кодекса, либо на судне, имеющем пассажирское свидетельство, предусмотренное подпунктом 3 пункта 1 статьи 25 настоящего Кодекса.
1. Капитан морского порта осуществляет возложенные на него настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации административно-властные полномочия в морском порту.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Капитан морского порта действует в соответствии с положением о капитане морского порта, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта
Утратила силу с 21 января 2014 года - Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 76. Функции капитана морского порта
Наименование в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2007 года Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ, - см. предыдущую редакцию
На капитана морского порта возлагается осуществление следующих функций:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2007 года Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2017 года Федеральным законом от 20 декабря 2017 года № 400-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 177-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 470-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 4 февраля 2014 года Федеральным законом от 3 февраля 2014 года № 15-ФЗ)
информирование уполномоченных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об угрозе совершения или о совершении актов незаконного вмешательства в морском порту;
(Абзац дополнительно включен с 4 февраля 2014 года Федеральным законом от 3 февраля 2014 года № 15-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 470-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 470-ФЗ)
Статья 77. Функции капитанов морских специализированных портов
Утратила силу с 25 ноября 2007 года - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ - см. предыдущую редакцию
Распоряжения капитана морского порта по относящимся к его полномочиям вопросам обязательны для всех находящихся в порту судов, организаций и граждан.
(Статья в редакции, введенной в действиес 1 февраля 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 460-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Государственный портовый контроль за судами, находящимися в морском порту, за судами, выходящими в море, и ведение централизованного учета такого контроля осуществляются капитаном морского порта в целях проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, в том числе документов, удостоверяющих наличие предусмотренного международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб, а также проверки соблюдения требований в области трудовых отношений в морском судоходстве.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 января 2013 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 132-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2017 года Федеральным законом от 20 декабря 2017 года № 400-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. В случае отсутствия судовых документов или наличия достаточных оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям, касающимся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, а также в случае, если на судне не соблюдаются требования в области трудовых отношений в морском судоходстве, капитан морского порта подвергает судно осмотру.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2017 года Федеральным законом от 20 декабря 2017 года № 400-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. В целях проверки устранения недостатков, выявленных в ходе осмотра судна, капитан морского порта проводит контрольный осмотр судна.
4. Порядок осуществления государственного портового контроля за судами, находящимися в морском порту, за судами, выходящими в море, и ведения централизованного учета такого контроля утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
5. Капитан морского порта в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, может запретить заход судна в морской порт или постановку судна на якорь на подходах к морскому порту в случае существенного несоответствия судна требованиям, касающимся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.
6. Капитан морского порта в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, запрещает заход иностранного судна в морской порт в случае, если такое судно включено в список судов, деятельность которых связана с осуществлением рыболовства с нарушением правил и требований, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, за исключением захода такого судна в морской порт вследствие бедствия судна, обстоятельств непреодолимой силы, оказания помощи людям или судам, находящимся в опасности или терпящим бедствие, либо получения капитаном морского порта от федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности сообщения о необходимости проведения осмотра такого судна в морском порту.
Список судов, указанный в абзаце первом настоящего пункта, направляется капитанам морских портов федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Капитан морского порта направляет информацию о запрете захода иностранного судна в морской порт, предусмотренном настоящим пунктом, в федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства в срок не более трех рабочих дней с даты запрета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
(Пункт дополнительно включен с 21 мая 2023 года Федеральным законом от 21 ноября 2022 года № 454-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Каждое судно до выхода из морского порта обязано получить разрешение капитана морского порта на выход из морского порта.Капитан морского порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход судна из морского порта в случае:
1) непригодности судна к плаванию, нарушения требований к загрузке, снабжению судна, комплектованию экипажа судна или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде, а также несоблюдения требований в области трудовых отношений в морском судоходстве;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2017 года Федеральным законом от 20 декабря 2017 года № 400-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) нарушения требований, предъявляемых к судовым документам;
3) предписания санитарно-карантинной и миграционной служб, таможенных, пограничных органов федеральной службы безопасности и других уполномоченных на то государственных органов
4) неуплаты установленных портовых сборов.
2. Расходы, связанные с осуществлением капитаном морского порта прав, предусмотренных настоящей статьей (на осмотр, освидетельствование и другое), несет судовладелец.
Статья 81. Задержание судна и груза капитаном морского порта
Наименование в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
1. Капитан морского порта по просьбе лица, имеющего требование, возникающее в связи с осуществлением спасательных операций, со столкновением судов, с повреждением портовых сооружений, водных бассейнов, судоходных путей и средств навигационной обстановки или в связи с иным причинением вреда, может задержать судно и груз впредь до предоставления судовладельцем и грузовладельцем достаточного обеспечения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Распоряжение капитана морского порта о задержании судна и груза по требованиям, перечисленным в пункте 1 настоящей статьи, действительно в течение 72 часов, за исключением дней, официально рассматриваемых как нерабочие. В случае, если в течение указанного срока не вынесено постановление о наложении ареста на судно и груз судом, арбитражным судом или управомоченным законом налагать арест третейским судом по морским делам, судно и груз подлежат немедленному освобождению.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 82. Строительство в зоне действия средств навигационной обстановки
1. Строительство в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей должно быть согласовано с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, и федеральным органом исполнительной власти в области обороны, а в случаях, предусмотренных абзацем одиннадцатым статьи 76 настоящего Кодекса, с капитаном морского порта.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 января 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 525-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. В случае осуществления строительства в зоне действия средств навигационной обстановки Северного морского пути такое строительство должно быть также согласовано с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".
(Пункт дополнительно включен с 8 января 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 525-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
По требованию капитана морского порта находящиеся в порту суда обязаны участвовать в спасании людей и судов, терпящих бедствие в пределах акватории порта.
Статья 84. Ответственность за нарушение правил, касающихся безопасности мореплавания и порядка в порту
За нарушение правил, касающихся безопасности мореплавания и порядка в порту, капитан морского порта вправе налагать административные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 85. Сфера применения правил, установленных настоящей главой
Лоцманская проводка судов на подходах к морским портам, в пределах акватории морских портов, между морскими портами, а также в открытом море осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
Лоцманская проводка судов осуществляется в целях:обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами;защиты морской среды.
1. Лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах.
2. Морским лоцманом (далее - лоцман) является гражданин Российской Федерации, удовлетворяющий требованиям положения о морских лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
3. Лоцман обязан ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
(Пункт дополнительно включен с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 230-ФЗ)
4. Не вправе претендовать на приобретение правового статуса лоцмана лицо, не прошедшее медицинского осмотра, а также лицо, подвергнутое административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
(Пункт дополнительно включен с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 230-ФЗ)
5. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лоцманом может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр.
(Пункт дополнительно включен с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 230-ФЗ)
Статья 88. Государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов
1. Государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов, осуществляет орган государственного надзора.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. В порядке осуществления государственного надзора за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов, орган государственного надзора вправе принимать решение:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 89. Установление районов обязательной и районов необязательной лоцманской проводки судов
Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта устанавливает районы обязательной и районы необязательной лоцманской проводки судов в обязательных постановлениях в морских портах.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. В районах обязательной лоцманской проводки судов не допускается плавание судна без лоцмана, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
2. Категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в обязательных постановлениях в морских портах
3. Порядок лоцманской проводки судов в морском порту устанавливается капитаном морского порта
1. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, капитан судна или внешний капитан полностью автономного судна может воспользоваться услугами лоцмана, если сочтет это необходимым.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
2. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта устанавливает категории судов, которые сами или перевозимые которыми грузы могут создавать угрозу причинения ущерба морской среде и лоцманская проводка которых обязательна. Категории таких судов устанавливаются в обязательных постановлениях в морских портах
3. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, капитан морского порта может устанавливать обязательную лоцманскую проводку судов, которые имеют серьезные повреждения корпусов, механизмов или оборудования, что может существенно влиять на безопасность мореплавания в морском порту. В этом случае капитан судна или внешний капитан полностью автономного судна уведомляется о том, что его судно должно следовать под лоцманской проводкой.
(Пункт дополнительно включен с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
Статья 92. Выполнение лоцманом обязанностей публично-правового характера
Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщать капитану морского порта о:любых переменах на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности мореплавания;любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами в обслуживаемом им районе;невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором.
1. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна лоцманское удостоверение.
2. Капитан судна или внешний капитан полностью автономного судна не вправе брать на судно в качестве лоцмана лицо, не имеющее лоцманского удостоверения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
Статья 94. Обеспечение безопасной посадки и безопасной высадки лоцмана
1. Капитан судна или внешний капитан полностью автономного судна обязан обеспечить безопасную посадку и безопасную высадку лоцмана, а также безвозмездно предоставлять ему в период лоцманской проводки судна отдельное помещение, питание.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
2. Правила, установленные пунктом 1 настоящей статьи, применяются и к стажеру, если в целях прохождения практики стажер сопровождает лоцмана.
Статья 95. Объявление капитаном судна или внешним капитаном полностью автономного судна данных о судне
Наименование в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ). - См. предыдущую редакцию
1. Капитан судна объявляет лоцману точные данные об осадке, о длине, ширине и вместимости судна, которые вносятся в лоцманскую квитанцию, подписываемую капитаном судна. Внешний капитан полностью автономного судна заблаговременно обеспечивает предоставление лоцману точных данных об осадке, о длине, ширине и вместимости судна, которые вносятся в лоцманскую квитанцию.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
Лоцман вправе потребовать от капитана судна либо от внешнего капитана полностью автономного судна объявления иных данных о судне (маневренных характеристик и других), которые необходимы лоцману для осуществления лоцманской проводки судна.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
2. За необъявление или неправильное объявление данных о судне, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, капитан судна, внешний капитан полностью автономного судна несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
В целях безопасности плавания судна капитан судна и внешний капитан полностью автономного судна следуют разумным рекомендациям лоцмана и не вмешиваются в его работу без достаточных на то оснований.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)
Капитан судна может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, что не освобождает капитана судна от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате таких распоряжений.
В случае, если во время лоцманской проводки судна капитан судна вынужден временно оставить мостик, капитан судна должен уведомить об этом лоцмана и указать ему лицо, ответственное за управление судном в отсутствие капитана судна.
Статья 99. Приостановление лоцманской проводки судна лоцманом
В случае, если это необходимо в целях безопасности плавания судна, лоцман вправе приостановить лоцманскую проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих осуществить его безопасное плавание.
Лоцман не вправе без согласия капитана судна оставить судно раньше, чем поставит судно на якорь, ошвартует судно в безопасном месте, выведет судно в море или будет сменен другим лоцманом.
1. Капитан судна не вправе увозить лоцмана за пределы обслуживаемого им района.
2. В случае, если лоцман увезен судном, лоцманскую проводку которого он осуществлял, за пределы обслуживаемого им района, капитан судна обязан обеспечить за счет судна возвращение лоцмана к месту его постоянного нахождения.Организация, работником которой является лоцман, имеет право на возмещение убытков, причиненных ей задержкой лоцмана, если только задержка лоцмана не была вызвана действием непреодолимой силы.
1. Присутствие на судне лоцмана не устраняет ответственность капитана судна за управление судном.При наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана капитан судна вправе в целях безопасного плавания судна отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка судна является обязательной, капитан судна должен потребовать заменить лоцмана.
2. Лоцман, виновный в ненадлежащей лоцманской проводке судна, может быть лишен лоцманского удостоверения.
§ 3. Ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна. Лоцманский сбор
Статья 103. Ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна
Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, несет ответственность за убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна по вине лоцмана.
Статья 104. Ограничение ответственности и утрата права на ограничение ответственности
1. Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, может ограничить свою ответственность, предусмотренную статьей 103 настоящего Кодекса, суммой, равной десятикратному размеру лоцманского сбора, причитающегося за лоцманскую проводку судна.
2. Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, утрачивает право на ограничение ответственности, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, если доказано, что убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна, явились результатом ее собственных действий или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности
Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, не несет ответственность перед третьими лицами за убытки, причиненные в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна.
С судов, пользующихся услугами лоцманов, взимается лоцманский сбор. Размер взимаемого лоцманского сбора, порядок его взимания и категории освобождаемых от уплаты лоцманского сбора судов определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава VI_1. Особенности эксплуатации автономных судов
Дополнительно включена с 1 сентября 2024 года Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 28-ФЗ)
1. В зависимости от типа автономного судна управление автономным судном (в том числе судовождение, обеспечение выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения, взаимодействие с другими судами и их экипажами, с береговыми службами) осуществляется укомплектованными судовладельцем экипажем автономного судна и (или) внешним экипажем автономного судна в соответствии с правилами управления автономными судами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Требования к внешнему экипажу автономного судна устанавливаются указанными правилами управления автономными судами.
2. Владелец автономного судна может поручить организации, полномочия которой в области автономного судоходства подтверждаются свидетельством, выданным российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов (далее - компетентная в области автономного судоходства организация), управление автономным судном. В этом случае внешний экипаж автономного судна укомплектовывается компетентной в области автономного судоходства организацией. Внешний экипаж компетентной в области автономного судоходства организации должен удовлетворять требованиям правил управления автономными судами, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
3. Владелец автономного судна обеспечивает осуществление непрерывного наблюдения за автономным судном.
4. Осуществление управления судовыми устройствами, машинами и механизмами автономного судна в автоматическом режиме не снимает с судовладельца обязанности по обеспечению контроля за работой судовых устройств, машин и механизмов в целях обеспечения безопасного плавания автономного судна.
5. Владелец полностью автономного судна должен разработать план действий на случай утраты контроля над полностью автономным судном, в том числе в результате несанкционированного внешнего доступа к управлению полностью автономным судном. Указанный план действий должен включать мероприятия по взаимодействию с береговыми службами, поисковыми и аварийно-спасательными службами и должен быть одобрен российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов.
6. В случае, если полностью автономное судно способно осуществлять плавание от места отправления до места назначения без непрерывного наблюдения внешним экипажем полностью автономного судна и обеспечить безопасность мореплавания и защиту морской среды от загрязнения, владелец такого полностью автономного судна освобождается от выполнения требований пункта 3 настоящей статьи.
7. Владелец автономного судна должен обеспечить безопасную эксплуатацию автономного судна и его мореходное состояние в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, в том числе в отношении охраны жизни и здоровья людей и сохранности имущества третьих лиц.
Статья 106.2. Обязанность владельца автономного судна в случае военных действий или иных случаях военной опасности
В случае военных действий в районе расположения порта отправления или порта назначения автономного судна либо в районе, через который автономное судно должно пройти, а также в иных случаях военной опасности внешний капитан полностью автономного судна обязан принять все меры по недопущению уничтожения, повреждения и захвата автономного судна, находящихся на нем людей, документов, грузов и другого имущества, в том числе по поддержанию судна в мореходном состоянии.
Статья 106.3. Представление интересов владельца автономного судна и грузовладельца
Интересы владельца автономного судна и грузовладельца представляются соответственно судовладельцем и грузовладельцем самостоятельно или уполномоченными ими лицами.
1. Владелец автономного судна должен обеспечить на автономном судне безопасные условия посадки и высадки лоцмана, а также доступ лоцмана к органам управления автономным судном. Если длительность лоцманской проводки автономного судна составляет более четырех часов, на автономном судне должно быть предусмотрено отдельное помещение для лоцмана, а также обеспечено бесплатное питание лоцману и его стажеру (при наличии). Лоцман поднимается на борт полностью автономного судна в сопровождении представителя владельца полностью автономного судна, имеющего соответствующую квалификацию по управлению судном, либо после подъема на борт судна представителя владельца полностью автономного судна. Лоцманское удостоверение лоцман предъявляет представителю владельца полностью автономного судна.
2. Лоцманская проводка полуавтономного судна осуществляется в соответствии с положениями главы VI настоящего Кодекса.
3. Лоцман не вправе без согласия внешнего капитана полностью автономного судна оставить полностью автономное судно раньше, чем поставит его на якорь, ошвартует в безопасном месте, выведет в море или будет сменен другим лоцманом.
4. Присутствие на полностью автономном судне лоцмана не устраняет ответственность внешнего капитана полностью автономного судна за управление полностью автономным судном. Ответственность за вред, причиненный полностью автономному судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки полностью автономного судна, определяется в соответствии со статьей 103 настоящего Кодекса.
5. При наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана внешний капитан полностью автономного судна в целях обеспечения безопасности мореплавания вправе отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка автономного судна является обязательной, внешний капитан полностью автономного судна должен потребовать заменить лоцмана.
Дистанционное управление автономным судном, оказание помощи в управлении полуавтономным судном капитану полуавтономного судна и экипажу полуавтономного судна осуществляет внешний экипаж автономного судна, в состав которого входят внешний капитан автономного судна и специалисты, имеющие опыт работы в должности капитана или старшего помощника капитана морского судна вместимостью не менее чем 3000 и прошедшие обучение по программе повышения квалификации в области управления автономными судами, или специалисты, имеющие высшее техническое образование и прошедшие обучение по программе профессиональной переподготовки в области управления автономными судами. Требования к квалификации, опыту работы и профессиональной подготовке внешних капитанов автономных судов и специалистов по управлению автономными судами, порядок выдачи капитанами морских портов квалификационных свидетельств внешнего капитана автономного судна и квалификационных свидетельств специалиста по управлению автономными судами, формы указанных свидетельств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в положении о дипломировании членов внешних экипажей автономных морских судов.