Кодекс РФ об административных правонарушениях
Номер документа: | 195-ФЗ |
Дата редакции: | 3 февраля 2025 |
Дата принятия: | 30 декабря 2001 |
Вид документа: | КОДЕКС |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, N 5, 11 февраля 2002 года |
Публикация: | Парламентская газета, N 2-5, 05.01.2002 |
Публикация: | Российская газета, N 256, 31.12.2001 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 1, (часть I), 07.01.2002, ст.1 |
В настоящий документ вносятся изменения на основании:
Федерального закона от 30.11.2024 N 420-ФЗ с 30 мая 2025 года; Федерального закона от 28.12.2024 N 516-ФЗ с 27 июня 2025 года; Федерального закона от 13.06.2023 N 218-ФЗ с 1 июля 2025 года; Федерального закона от 19.12.2022 N 530-ФЗ с 1 сентября 2025 года; Федерального закона от 25.12.2023 N 638-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.12.2024 N 500-ФЗ) с 1 сентября 2025 года; Федерального закона от 08.08.2024 N 225-ФЗ с 1 сентября 2025 года; Федерального закона от 03.02.2025 N 2-ФЗ с 1 сентября 2025 года; Федерального закона от 01.04.2020 N 99-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.12.2020 N 471-ФЗ; Федеральным законом от 30.12.2021 N 434-ФЗ; Федеральным законом от 19.12.2022 N 518-ФЗ; Федеральным законом от 25.12.2023 N 621-ФЗ; Федеральным законом от 26.12.2024 N 480-ФЗ) (в части изменений, вступающих в силу с 1 января 2026 года); Федерального закона от 12.12.2023 N 574-ФЗ (в части изменений, вступающих в силу с 1 января 2026 года);
Федерального закона от 28.02.2025 N 15-ФЗ с 1 июня 2025 года;
Федерального закона от 28.02.2025 N 14-ФЗ с 1 сентября 2025 года.
Редакции
- 30.05.2025
- 01.03.2025
- 14.02.2025
- 05.02.2025
- 01.01.2025
- 26.12.2024
- 24.12.2024
- 13.12.2024
- 11.12.2024
- 04.12.2024
- 23.11.2024
- 20.11.2024
- 13.11.2024
- 07.11.2024
- 29.10.2024
- 21.10.2024
- 14.10.2024
- 08.10.2024
- 04.10.2024
- 08.09.2024
- 01.09.2024
- 19.08.2024
- 19.07.2024
- 18.07.2024
- 22.06.2024
- 09.06.2024
- 27.05.2024
- 03.05.2024
- 17.04.2024
- 01.04.2024
- 22.03.2024
- 01.03.2024
- 05.01.2024
- 01.01.2024
- 30.12.2023
- 25.12.2023
- 23.12.2023
- 12.12.2023
- 08.12.2023
- 30.10.2023
- 12.10.2023
- 01.10.2023
- 01.09.2023
- 15.08.2023
- 11.08.2023
- 04.08.2023
- 21.07.2023
- 24.06.2023
- 13.06.2023
- 09.06.2023
- 19.05.2023
- 09.05.2023
- 25.04.2023
- 14.04.2023
- 29.03.2023
- 11.03.2023
- 01.03.2023
- 17.02.2023
- 07.02.2023
- 11.01.2023
- 01.01.2023
- 29.12.2022
- 19.12.2022
- 05.12.2022
- 29.11.2022
- 04.11.2022
- 31.10.2022
- 24.09.2022
- 01.09.2022
- 25.07.2022
- 24.07.2022
- 14.07.2022
- 13.07.2022
- 01.07.2022
- 11.06.2022
- 08.06.2022
- 20.05.2022
- 27.04.2022
- 16.04.2022
- 06.04.2022
- 05.04.2022
- 17.03.2022
- 04.03.2022
- 01.03.2022
- 27.02.2022
- 08.02.2022
- 01.02.2022
- 10.01.2022
- 01.01.2022
- 30.12.2021
- 01.12.2021
- 11.11.2021
- 01.10.2021
- 01.09.2021
- 22.08.2021
- 12.07.2021
- 09.07.2021
- 01.07.2021
- 29.06.2021
- 22.06.2021
- 06.06.2021
- 20.05.2021
- 11.05.2021
- 01.05.2021
- 16.04.2021
- 14.04.2021
- 04.04.2021
- 27.03.2021
- 20.03.2021
- 07.03.2021
- 01.03.2021
- 28.02.2021
- 15.02.2021
- 28.01.2021
- 15.01.2021
- 10.01.2021
- 02.01.2021
- 01.01.2021
- 19.12.2020
- 26.10.2020
- 22.10.2020
- 11.08.2020
- 31.07.2020
- 04.07.2020
- 01.07.2020
- 26.06.2020
- 23.06.2020
- 19.06.2020
- 01.06.2020
- 05.05.2020
- 12.04.2020
- 09.04.2020
- 01.04.2020
- 29.03.2020
- 12.03.2020
- 29.02.2020
- 01.02.2020
- 13.01.2020
- 08.01.2020
- 01.01.2020
- 27.12.2019
- 16.12.2019
- 13.12.2019
- 02.12.2019
- 23.11.2019
- 15.11.2019
- 01.11.2019
- 01.10.2019
- 01.09.2019
- 13.08.2019
- 06.08.2019
- 29.07.2019
- 26.07.2019
- 18.07.2019
- 14.07.2019
- 01.07.2019
- 28.06.2019
- 18.06.2019
- 17.06.2019
- 09.06.2019
- 12.05.2019
- 26.04.2019
- 24.04.2019
- 12.04.2019
- 29.03.2019
- 18.03.2019
- 17.03.2019
- 17.02.2019
- 07.02.2019
- 22.01.2019
- 16.01.2019
- 08.01.2019
- 07.01.2019
- 01.01.2019
- 09.12.2018
- 23.11.2018
- 11.11.2018
- 29.10.2018
- 22.10.2018
- 13.10.2018
- 01.10.2018
- 26.09.2018
- 14.08.2018
- 10.08.2018
- 31.07.2018
- 30.07.2018
- 08.07.2018
- 03.07.2018
- 14.05.2018
- 04.05.2018
- 14.04.2018
- 18.03.2018
- 16.02.2018
- 29.01.2018
- 11.01.2018
- 09.01.2018
- 01.01.2018
- 31.12.2017
- 20.12.2017
- 16.12.2017
- 08.12.2017
- 06.12.2017
- 10.11.2017
- 29.10.2017
- 10.08.2017
- 06.08.2017
- 31.07.2017
- 30.07.2017
- 12.07.2017
- 01.07.2017
- 18.06.2017
- 09.06.2017
- 01.06.2017
- 23.05.2017
- 18.05.2017
- 28.04.2017
- 04.04.2017
- 31.03.2017
- 25.03.2017
- 18.03.2017
- 01.03.2017
- 07.02.2017
- 29.01.2017
- 09.01.2017
- 01.01.2017
- 31.12.2016
- 29.12.2016
- 21.12.2016
- 16.12.2016
- 03.12.2016
- 21.11.2016
- 03.10.2016
- 01.09.2016
- 20.07.2016
- 15.07.2016
- 04.07.2016
- 03.07.2016
- 01.07.2016
- 28.06.2016
- 23.06.2016
- 13.06.2016
- 02.06.2016
- 13.05.2016
- 12.05.2016
- 07.05.2016
- 16.04.2016
- 10.04.2016
- 20.03.2016
- 09.03.2016
- 26.02.2016
- 19.02.2016
- 16.02.2016
- 15.01.2016
- 10.01.2016
- 05.01.2016
- 01.01.2016
- 30.12.2015
- 29.12.2015
- 28.12.2015
- 26.12.2015
- 15.12.2015
- 09.12.2015
- 15.11.2015
- 07.11.2015
- 30.10.2015
- 17.10.2015
- 01.10.2015
- 06.09.2015
- 08.08.2015
- 25.07.2015
- 24.07.2015
- 16.07.2015
- 11.07.2015
- 01.07.2015
- 30.06.2015
- 19.06.2015
- 08.06.2015
- 03.06.2015
- 13.05.2015
- 01.05.2015
- 18.04.2015
- 11.04.2015
- 31.03.2015
- 20.03.2015
- 09.03.2015
- 01.03.2015
- 24.02.2015
- 15.02.2015
- 05.02.2015
- 29.01.2015
- 23.01.2015
- 22.01.2015
- 11.01.2015
- 03.01.2015
- 01.01.2015
- 31.12.2014
- 29.12.2014
- 06.12.2014
- 25.11.2014
- 16.11.2014
- 15.11.2014
- 03.11.2014
- 06.08.2014
- 04.08.2014
- 02.08.2014
- 01.08.2014
- 25.07.2014
- 22.07.2014
- 05.07.2014
- 02.07.2014
- 01.07.2014
- 30.06.2014
- 22.06.2014
- 07.06.2014
- 25.05.2014
- 16.05.2014
- 06.05.2014
- 05.05.2014
- 02.05.2014
- 13.04.2014
- 08.04.2014
- 01.04.2014
- 31.03.2014
- 23.03.2014
- 12.03.2014
- 25.02.2014
- 15.02.2014
- 04.02.2014
- 01.02.2014
- 30.01.2014
- 21.01.2014
- 20.01.2014
- 10.01.2014
- 03.01.2014
- 01.01.2014
- 30.12.2013
- 14.12.2013
- 13.12.2013
- 06.12.2013
- 04.12.2013
- 15.11.2013
- 14.11.2013
- 05.11.2013
- 03.11.2013
- 01.11.2013
- 22.10.2013
- 01.10.2013
- 01.09.2013
- 24.08.2013
- 09.08.2013
- 08.08.2013
- 07.08.2013
- 04.08.2013
- 03.08.2013
- 30.07.2013
- 23.07.2013
- 22.07.2013
- 14.07.2013
- 03.07.2013
- 01.07.2013
- 30.06.2013
- 18.06.2013
- 19.05.2013
- 09.05.2013
- 08.05.2013
- 19.04.2013
- 01.04.2013
- 08.03.2013
- 13.02.2013
- 12.02.2013
- 17.01.2013
- 15.01.2013
- 11.01.2013
- 06.01.2013
- 01.01.2013
- 31.12.2012
- 14.12.2012
- 10.12.2012
- 25.11.2012
- 24.11.2012
- 01.11.2012
- 29.10.2012
- 14.10.2012
- 01.09.2012
- 10.08.2012
- 03.08.2012
- 30.07.2012
- 12.07.2012
- 02.07.2012
- 01.07.2012
- 18.06.2012
- 09.06.2012
- 07.06.2012
- 25.05.2012
- 15.05.2012
- 04.05.2012
- 01.05.2012
- 24.04.2012
- 03.04.2012
- 01.04.2012
- 02.03.2012
- 01.02.2012
- 19.01.2012
- 07.01.2012
- 01.01.2012
- 20.12.2011
- 18.12.2011
- 16.12.2011
- 12.12.2011
- 10.12.2011
- 08.12.2011
- 07.12.2011
- 03.12.2011
- 01.12.2011
- 28.11.2011
- 21.11.2011
- 20.11.2011
- 21.10.2011
- 29.09.2011
- 06.08.2011
- 02.08.2011
- 01.08.2011
- 31.07.2011
- 26.07.2011
- 25.07.2011
- 22.07.2011
- 01.07.2011
- 17.06.2011
- 17.05.2011
- 27.04.2011
- 25.04.2011
- 07.04.2011
- 28.03.2011
- 01.03.2011
- 27.01.2011
- 24.01.2011
- 11.01.2011
- 07.01.2011
- 04.01.2011
- 01.01.2011
- 31.12.2010
- 24.12.2010
- 01.12.2010
- 21.11.2010
- 18.11.2010
- 08.11.2010
- 27.10.2010
- 26.10.2010
- 23.09.2010
- 02.09.2010
- 13.08.2010
- 10.08.2010
- 07.08.2010
- 06.08.2010
- 18.07.2010
- 13.07.2010
- 01.07.2010
- 21.06.2010
- 01.06.2010
- 27.05.2010
- 04.05.2010
- 18.04.2010
- 01.04.2010
- 31.03.2010
- 12.03.2010
- 03.01.2010
- 01.01.2010
- 13.12.2009
- 08.12.2009
- 01.12.2009
- 24.11.2009
- 11.11.2009
- 21.10.2009
- 22.08.2009
- 02.08.2009
- 21.07.2009
- 12.07.2009
- 20.06.2009
- 23.05.2009
- 13.04.2009
- 11.01.2009
- 10.01.2009
- 30.12.2008
- 20.12.2008
- 09.12.2008
- 22.11.2008
- 10.08.2008
- 05.08.2008
- 25.07.2008
- 18.07.2008
- 01.07.2008
- 31.05.2008
- 17.05.2008
- 07.05.2008
- 21.03.2008
- 01.02.2008
- 01.01.2008
- 15.12.2007
- 10.12.2007
- 14.11.2007
- 24.10.2007
- 01.10.2007
- 01.09.2007
- 12.08.2007
- 11.08.2007
- 01.08.2007
- 08.07.2007
- 01.06.2007
- 22.05.2007
- 13.05.2007
- 23.04.2007
- 16.04.2007
- 25.02.2007
- 21.01.2007
- 15.01.2007
- 01.01.2007
- 19.11.2006
- 09.11.2006
- 29.10.2006
- 09.08.2006
- 07.08.2006
- 29.07.2006
- 21.07.2006
- 20.07.2006
- 01.07.2006
- 19.06.2006
- 08.06.2006
- 22.05.2006
- 15.05.2006
- 01.05.2006
- 01.04.2006
- 17.03.2006
- 08.02.2006
- 22.01.2006
- 01.01.2006
- 31.10.2005
- 12.08.2005
- 08.08.2005
- 06.08.2005
- 17.07.2005
- 03.07.2005
- 01.06.2005
- 07.05.2005
- 04.04.2005
- 22.03.2005
- 01.01.2005
- 28.11.2004
- 05.09.2004
- 31.08.2004
- 26.08.2004
- 21.05.2004
- 01.01.2004
- 11.12.2003
- 14.11.2003
- 09.07.2003
- 01.07.2003
- 31.01.2003
- 05.11.2002
- 02.11.2002
- 10.08.2002
- 01.07.2002
Страница 56
2. От имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий вправе рассматривать руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, их заместители.
(Статья дополнительно включена с 29 июля 2019 года Федеральным законом от 18 июля 2019 года № 180-ФЗ)
Статья 23.90. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации
1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 13.12.1, частями 1 и 3 статьи 19.7.15 настоящего Кодекса.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 19 декабря 2022 года № 518-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, его заместители, начальники структурных подразделений указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители, руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители, начальники структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти.
(Статья дополнительно включена с 6 июня 2021 года Федеральным законом от 26 мая 2021 года № 141-ФЗ)
Статья 23.91. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации
1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 13.12.1, частью 2 статьи 19.7.15 настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, его заместители, начальники структурных подразделений указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители, руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители, начальники структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти.
(Статья дополнительно включена с 6 июня 2021 года Федеральным законом от 26 мая 2021 года № 141-ФЗ)
Статья 23.92. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью профессиональных коллекторских организаций, кредитных и микрофинансовых организаций, включенных в перечень кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью профессиональных коллекторских организаций, кредитных и микрофинансовых организаций, включенных в перечень кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью профессиональных коллекторских организаций, кредитных и микрофинансовых организаций, включенных в перечень кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц, его заместители;
2) руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью профессиональных коллекторских организаций, кредитных и микрофинансовых организаций, включенных в перечень кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц, его заместители;
3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью профессиональных коллекторских организаций, кредитных и микрофинансовых организаций, включенных в перечень кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц, их заместители.
(Статья дополнительно включена с 22 июня 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 205-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 декабря 2024 года Федеральным законом от 13 декабря 2024 года № 473-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 23.93. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю (надзору) в сфере обращения товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, с использованием государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации
1. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю (надзору) в сфере обращения товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, с использованием государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - информационная система мониторинга), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.12.1 настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю (надзору) в сфере обращения товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, с использованием информационной системы мониторинга, их заместители;
2) руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю (надзору) в сфере обращения товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, с использованием информационной системы мониторинга, их заместители;
3) руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю (надзору) в сфере обращения товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, с использованием информационной системы мониторинга, их заместители.
(Статья дополнительно включена с 1 декабря 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 204-ФЗ)
Статья 23.94. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный пробирный надзор
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный пробирный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.27 (в пределах своих полномочий), статьей 15.43, частями 2 и 3 статьи 15.44, статьями 15.46, 15.47, частью 8 статьи 19.4 и частью 43 статьи 19.5 настоящего Кодекса.
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 сентября 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 257-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный пробирный надзор, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный пробирный надзор, их заместители;
3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный пробирный надзор, их заместители.
(Статья дополнительно включена Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 434-ФЗ)
Статья 23.95. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.52 (в пределах своих полномочий) и частью 1 статьи 8.54 (в пределах своих полномочий) настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере природопользования, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере природопользования, их заместители;
3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере природопользования, их заместители;
4) начальники отделов, заместители начальников отделов, иные должностные лица территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере природопользования.
(Статья дополнительно включена с 24 июня 2023 года Федеральным законом от 13 июня 2023 года № 230-ФЗ)
Статья 23.96. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными
1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1, частью 2 (в пределах своих полномочий) и частью 3 статьи 8.52, статьей 8.54 настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители, руководители структурных подразделений соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители.
(Статья дополнительно включена с 24 июня 2023 года Федеральным законом от 13 июня 2023 года № 230-ФЗ)
Статья 23.97. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области гражданской обороны, федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области гражданской обороны, федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44, 14.45, 14.46 настоящего Кодекса, если данные правонарушения связаны с нарушением требований технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021), частями 1-4 статьи 14.46.2 настоящего Кодекса (в отношении продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) заместитель руководителя - главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области гражданской обороны, федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области гражданской обороны, федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их заместители;
3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области гражданской обороны, федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их заместители;
4) руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области гражданской обороны, федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их заместители;
5) руководители территориальных отделов (отделений, инспекций) структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области гражданской обороны, федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их заместители;
6) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области гражданской обороны, федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, его территориальных органов, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области гражданской обороны, федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
(Статья дополнительно включена с 19 августа 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 246-ФЗ)
Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях
Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статья 24.2. Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях
1. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
2. Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях
1. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц
2. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.
2.1. Использование систем видео-конференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается.
(Часть дополнительно включена с 23 ноября 2018 года Федеральным законом от 12 ноября 2018 года № 410-ФЗ)
3. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.
(Часть дополнительно включена с 15 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 304-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 10 августа 2017 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 223-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Действия граждан, присутствующих при рассмотрении дела и осуществляющих разрешенные судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими соответствующее дело, фотосъемку, видеозапись, трансляцию открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не должны мешать надлежащему порядку рассмотрения дела об административном правонарушении. Эти действия могут быть ограничены судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, во времени и должны осуществляться с учетом мнения участников производства по делам об административных правонарушениях и на местах, определенных судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими соответствующее дело.
(Часть дополнительно включена с 10 августа 2017 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 223-ФЗ)
Статья 24.3.1. Доведение до сведения участников производства по делу об административном правонарушении информации о поступивших судье внепроцессуальных обращениях
1. Не допускается внепроцессуальное обращение к судье, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, либо к председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве суда.
2. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судье, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников производства по делу путем размещения данной информации на официальном сайте суда в сети "Интернет" и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по делам об административных правонарушениях.
(Статья дополнительно включена с 14 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 166-ФЗ)
1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Пункт 2 части 1 настоящей статьи признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 46 (часть 1) и 53, поскольку в случае выявления судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу отсутствия в протоколе об административном правонарушении подписи составившего его должностного лица данные законоположения на основании одного этого факта обязывают судью прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 октября 2024 года № 43-П.
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5) признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 195-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5.1) совершение административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, в случае, если их несоблюдение в соответствии с частями 3, 4 и 7 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" не может являться основанием для привлечения к административной ответственности;
(Пункт дополнительно включен с 7 марта 2021 года Федеральным законом от 24 февраля 2021 года № 29-ФЗ)
6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 12.18, часть 2 статьи 12.24 и пункт 7 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса в их взаимосвязи признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 50 (часть 1), 55 (часть 3) и 120 (часть 1), в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не исключают в связи с одним и тем же фактом совершения водителем транспортного средства противоправных действий в виде нарушения правил дорожного движения привлечение его к административной ответственности на основании статьи 12.18 и на основании статьи 12.24 настоящего Кодекса.
Пункт 7 части 1 статьи 24.5 настоящего Клдекса признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 50 (часть 1), в той мере, в какой он ни сам по себе, ни во взаимосвязи с иными положениями данного Кодекса не определяет совместимых с требованием о недопустимости привлечения к административной ответственности дважды за одно и то же деяние правовых механизмов, позволяющих привлекать к административной ответственности на основании статьи 12.24 настоящего Кодекса водителя транспортного средства, допустившего нарушение Правил дорожного движения, за которое он ранее был привлечен к административной ответственности по статье 12.18 настоящего Кодекса.
- постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 мая 2023 года № 24-П.
8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
8.1) внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
(Пункт дополнительно включен с 28 апреля 2017 года Федеральным законом от 17 апреля 2017 года № 68-ФЗ)
9) иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 8 июня 2015 года № 140-ФЗ)
2. В случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности
3. В случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим на момент совершения противоправного действия возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается после применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, необходимых для пресечения соответствующего противоправного действия.
(Часть дополнительно включена с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ)
4. В случае, если во время производства по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением или ненадлежащим исполнением полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, с невыполнением или ненадлежащим выполнением государственным, муниципальным учреждением уставных задач, будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, председателем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись или выделялись в размере, недостаточном для осуществления соответствующих полномочий, выполнения соответствующих уставных задач, что привело к неисполнению или ненадлежащему исполнению соответствующих полномочий, к невыполнению или ненадлежащему выполнению соответствующих уставных задач, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных органов, учреждений и их должностных лиц подлежит прекращению.
(Часть дополнительно включена с 17 октября 2015 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 288-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26 декабря 2024 года № 480-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. В случае, если во время производства по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением или ненадлежащим исполнением государственных полномочий, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, будет установлено, что субвенции на осуществление таких полномочий выделены в размере, недостаточном для их осуществления, что привело к неисполнению или ненадлежащему исполнению таких полномочий, производство по делу об указанном административном правонарушении в отношении указанных органов и их должностных лиц подлежит прекращению.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 26 декабря 2024 года № 480-ФЗ)
Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
Статья 24.7. Издержки по делу об административном правонарушении
1. Издержки по делу об административном правонарушении состоят из:
1) сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, в том числе выплачиваемых на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных)
2) сумм, израсходованных на демонтаж, хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения.
(Пункт дополнен с 26 июля 2011 года Федеральным законом от 11 июля 2011 года № 198-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 494-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 мая 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 97-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, относятся на счет указанных лиц, за исключением сумм, выплаченных переводчику. Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 1-3, 5, 7, 8, 8.1 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса, издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя при наличии указанных обстоятельств - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 мая 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 97-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат. Решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности
Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения
3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июня 2012 года Федеральным законом от 8 июня 2012 года № 65-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Положения настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 июня 2012 года № 65-ФЗ) в отношении административного наказания в виде обязательных работ применяются с 1 января 2013 года - см. пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 8 июня 2012 года № 65-ФЗ.
4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.
1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.
1. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.
2. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.
3. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.
4. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.
5. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.
1. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
2. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
3. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения
4. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.
1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом
4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении
5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 25.5.1. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации
Наименование в редакции, введенной в действие с 25 июля 2022 года Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 290-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, могут быть допущены к участию в деле в качестве защитника.
(Статья дополнительно включена с 3 ноября 2013 года Федеральным законом от 2 ноября 2013 года № 294-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 июля 2022 года Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 290-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)