Трудовой кодекс РФ
Номер документа: | 197-ФЗ |
Дата редакции: | 28 декабря 2024 |
Дата принятия: | 30 декабря 2001 |
Вид документа: | КОДЕКС |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, N 5, 11 февраля 2002 года |
Публикация: | Парламентская газета, N 2-5, 05.01.2002 |
Публикация: | Российская газета, N 256, 31.12.2001 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N I, (часть I), 07.01.2002, ст.3 |
Публикация: | Экономика и жизнь, N 5, февраль, 2002 года |
Редакции
- 01.03.2025
- 01.01.2025
- 13.12.2024
- 25.11.2024
- 01.09.2024
- 06.04.2024
- 25.02.2024
- 30.01.2024
- 01.01.2024
- 25.12.2023
- 22.12.2023
- 26.10.2023
- 01.09.2023
- 04.08.2023
- 21.07.2023
- 27.06.2023
- 19.06.2023
- 13.06.2023
- 13.04.2023
- 01.03.2023
- 11.01.2023
- 01.01.2023
- 19.12.2022
- 04.11.2022
- 07.10.2022
- 25.07.2022
- 19.07.2022
- 14.07.2022
- 01.03.2022
- 25.02.2022
- 30.11.2021
- 22.11.2021
- 08.10.2021
- 01.09.2021
- 01.07.2021
- 01.05.2021
- 30.04.2021
- 16.04.2021
- 20.03.2021
- 01.01.2021
- 20.11.2020
- 13.08.2020
- 11.08.2020
- 16.07.2020
- 01.07.2020
- 05.05.2020
- 01.01.2020
- 13.12.2019
- 23.11.2019
- 13.08.2019
- 06.08.2019
- 01.04.2019
- 08.01.2019
- 01.01.2019
- 21.12.2018
- 22.10.2018
- 14.08.2018
- 30.07.2018
- 16.02.2018
- 11.01.2018
- 09.01.2018
- 01.01.2018
- 31.12.2017
- 08.12.2017
- 01.10.2017
- 01.09.2017
- 12.07.2017
- 29.06.2017
- 28.06.2017
- 16.06.2017
- 01.01.2017
- 03.10.2016
- 02.10.2016
- 31.07.2016
- 04.07.2016
- 01.07.2016
- 10.01.2016
- 01.01.2016
- 29.12.2015
- 17.10.2015
- 24.07.2015
- 11.07.2015
- 01.07.2015
- 07.04.2015
- 31.03.2015
- 01.01.2015
- 23.12.2014
- 13.12.2014
- 06.12.2014
- 05.11.2014
- 11.07.2014
- 13.04.2014
- 02.04.2014
- 01.01.2014
- 25.11.2013
- 01.09.2013
- 23.07.2013
- 18.07.2013
- 14.07.2013
- 18.06.2013
- 07.06.2013
- 19.05.2013
- 19.04.2013
- 01.01.2013
- 15.12.2012
- 24.11.2012
- 10.08.2012
- 01.07.2012
- 24.04.2012
- 14.04.2012
- 01.04.2012
- 31.03.2012
- 15.12.2011
- 05.12.2011
- 03.12.2011
- 09.11.2011
- 21.10.2011
- 02.08.2011
- 01.08.2011
- 22.07.2011
- 02.07.2011
- 01.07.2011
- 07.01.2011
- 01.01.2011
- 31.12.2010
- 01.01.2010
- 08.12.2009
- 13.11.2009
- 01.08.2009
- 24.05.2009
- 11.01.2009
- 10.01.2009
- 01.01.2009
- 30.12.2008
- 10.08.2008
- 30.03.2008
- 05.12.2007
- 24.10.2007
- 14.10.2007
- 01.09.2007
- 15.01.2007
- 01.01.2007
- 06.10.2006
- 12.08.2005
- 01.01.2005
- 11.05.2004
- 01.07.2003
- 30.07.2002
- 01.02.2002
Страница 4
Представителями работодателей - организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.
(Статья в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 апреля 2014 года № 55-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон
Статья 35.1. Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда
В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, - соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
(Статья дополнительно включена с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ)
Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров
Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений
Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее - единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников
Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями
Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй - четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров
Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами
Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Статья 39. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах
Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей
Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с частью первой статьи 33 настоящего Кодекса. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (части вторая - пятая статьи 37 настоящего Кодекса)
Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:формы, системы и размеры оплаты труда;выплата пособий, компенсаций;механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;занятость, переобучение, условия высвобождения работников;рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;оздоровление и отдых работников и членов их семей;частичная или полная оплата питания работников;контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;другие вопросы, определенные сторонами.
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 42. Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора
Наименование в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, - см. предыдущую редакцию
Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами
Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 апреля 2014 года № 55-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором
Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 апреля 2014 года № 55-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.На федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства может заключаться одно трехстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение.
(Часть дополнительно включена с 6 декабря 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года № 358-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 234-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть дополнительно включена с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 234-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 47. Порядок разработки проекта соглашения и заключения соглашения
Наименование в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, - см. предыдущую редакцию
Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 апреля 2014 года № 55-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года № 358-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть дополнительно включена с 15 декабря 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 234-ФЗ)
Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
(Часть дополнительно включена с 15 декабря 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 234-ФЗ)
Часть шестая предыдущей редакции с 15 декабря 2012 года считается частью восьмой настоящей редакции - Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 234-ФЗ.
Соглашение подписывается представителями сторон.
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Соглашение действует в отношении:всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года № 358-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 апреля 2014 года № 55-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть дополнительно включена с 6 декабря 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года № 358-ФЗ)
Части седьмая - десятая предыдущей редакции с 6 декабря 2014 года считаются соответственно частями восьмой - одиннадцатой настоящей редакции - Федеральный закон от 24 ноября 2014 года № 358-ФЗ.
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.
(Статья в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Изменение и дополнение соглашения производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением
Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.
(Часть дополнена с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 234-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 28 июня 2021 года № 220-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 51. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения
Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.При проведении указанного в части первой настоящей статьи контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса. Стороны осуществляют указанный контроль в порядке, установленном сторонами. Такой порядок может быть также установлен коллективным договором, соглашением.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 268-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть дополнительно включена с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 268-ФЗ)
Статья 52. Право работников на участие в управлении организацией
Право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.
(Статья в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 234-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 53. Основные формы участия работников в управлении организацией
Основными формами участия работников в управлении организацией являются:учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашениями;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 234-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;участие в разработке и принятии коллективных договоров;участие представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительным документом организации, внутренним регламентом, иным внутренним документом организации, коллективным договором, соглашениями;
(Абзац дополнительно включен с 14 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 315-ФЗ)
абзац восьмой предыдущей редакции с 14 августа 2018 года считается абзацем девятым настоящей редакции - Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 315-ФЗ.
иные формы, определенные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 234-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 234-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 53.1. Участие представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса
Право представителей работников на участие в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса может устанавливаться федеральными законами, учредительным документом организации, внутренним регламентом, иным внутренним документом организации, коллективным договором, соглашениями.
Назначать представителей работников, полномочных участвовать в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса в соответствии с положениями части первой настоящей статьи, вправе представитель (представительный орган) работников, определяемый в соответствии со статьями 29-31 настоящего Кодекса. Решение об их назначении оформляется соответствующим протоколом, который направляется руководителю организации и в соответствующий коллегиальный орган управления организации.