Нормы расхода топлива (ГСМ) в 2025 году установлены приказом Минтранса и используются для формирования отчетности предприятий и расчета себестоимости транспортных перевозок и смежных услуг. В этом материале мы рассмотрим, обязательно ли придерживаться этих стандартов и как можно рассчитать нормы потребления для вашего бизнеса.
Скачайте в Системе Главбух образец приказа об утверждении норм расхода ГСМ для служебного автотранспорта
- Кто регулирует нормы расхода топлива
- В каких случаях нормы списания ГСМ компания устанавливает самостоятельно
- Налог на прибыль: как учитывают нормы расхода топлива
- Нормы расхода топлива в 2025 году: виды и правила расчета
- Схема расчета нормы ГСМ 2025 года
- Норма расхода топлива и корректировочные коэффициенты
- Расчет нормы расхода топлива на примере
- Нормы расхода топлива на 2025 год: Минтранс РФ, последняя редакция, таблица
Кто регулирует нормы расхода топлива
Автомобили в зависимости от типа и марки требуют определенных объемов горючего (ГСМ) для своего функционирования. Для определения средних показателей для каждого вида транспортного средства был разработан официальный стандарт с данными о расходе горючего по каждой модели авто (распоряжение Минтранса № АМ-23-р от 14.03.2008 г.). Этот норматив позволяет установить, сколько именно топлива необходимо конкретной марке автотранспорта на выполнение рабочих функций. Эти значения некорректно использовать для списания горючего при обкатке, настройке или ремонте машины. Для таких целей компания разрабатывает отдельные нормы.
Методические рекомендации Минтранса включают несколько показателей в определении стандартных значений топливного расхода (отображаются в литрах на 100 километров, для грузового транспорта — литрах на тонна-километры, для газа — в кубометрах):
- Базовый показатель расхода горючего при условии полностью снаряженного авто.
- Транспортный показатель в эксплуатации, включая:
- норматив для автобусов в снаряженном состоянии с полной пассажирской загрузкой;
- норматив для снаряженных самосвалов с максимальной загрузкой.
- Норматив для грузового транспорта при транспортных работах.
Проверяющие бракуют 50 процентов первички по бензину. Это результаты эксперимента: «Главбух» собрал с читателей и отдал на экспертизу инспекторам и в Минфин путевые листы и чеки на ГСМ от подотчетников. К примеру, инспекторов не устраивают путевые листы, в которых вместо подробного маршрута фраза «по городу» или только исходный и конечный пункты поездки. Отдельное внимание уделят путевым листам без отметок о медосмотрах.
В статье эксперты журнала «Главбух» привели подробные результаты эксперимента и показали на образцах, по каким документам больше нельзя списывать расходы.
В каких случаях нормы списания ГСМ компания устанавливает самостоятельно
Приказ Минтранса № АМ-23-р с нормами списания топлива распространяется на все предприятия. Тем не менее, решение о применении этих стандартов остается на усмотрение компании. В Налоговом кодексе нет данных об обязательном нормировании топливных затрат для налога на прибыль или УСН. Минфин также строго не контролирует эту область, что подтверждается письмами от 22.03.2019 г. № 03-03-07/19283 и от 27.09.2018 г. № 03-11-11/69335.
За каждой организацией остается право самостоятельно решить, как работать с предложенными нормативами. Советы министерства представляют собой усредненные значения, выведенные на основе общих транспортных характеристик, поэтому даже их величины с учетом коэффициентов и фактические затраты могут существенно разниться.
Компания может разработать свои стандарты расходов, например, взяв за основу расход топлива Минтранса и адаптировав к реальным условиям эксплуатации авто. Таким образом, разрешается применять личные показатели компании, при условии, что их утвердили внутренним приказом.
В сервисе по ГСМ Системы Главбух можно рассчитать нормы ГСМ для разных моделей автотранспорта при перевозке грузов, работе автомобиля без груза, при учебной езде. Выбираете автотранспорт, вводите пройденный километраж и получаете нормативный расход топлива с учетом всех условий.
Налог на прибыль: как учитывают нормы расхода топлива
Нормативы используют в финансовом обосновании затрат на топливо: все, что свыше норм, требует дополнительного обоснования согласно п. 1 ст. 252 НК.
При расчетах налоговой базы на прибыль затраты на топливо считают исходя из цели использования авто. Если машина используется для услуг, стоимость горючего следует отнести к материальным расходам (п. 1 ст. 254 НК). В случае использования транспорта для нужд организации, они относятся к прочим расходам, связанным с производственной деятельностью (п. 1 ст. 264 НК и письма Минфина от 27.11.2019 г. № 03-03-07/92049, от 26.09.2019 г. № 03-03-07/74189, от 22.03.2019 г. № 03-03-07/19283). Топливо учитывают по покупным ценам без учета НДС (п. 2 ст. 254, п. 1 ст. 170 НК).
Компании, не относящиеся к автотранспортным, не обязаны нормировать расходы на горючее при налоговых расчетах, но должны их экономически обосновать (п. 1 ст. 252 НК). Если работник использует личный автомобиль для служебных нужд, то ГСМ не учитываются в расходах организации. Компания компенсирует средства на топливо и амортизацию авто.
Смотрите видеоинструкцию в Системе Главбух, как учесть расходы на автомобиль и оформить документы, чтобы не переплачивать налоги
Нормы расхода топлива в 2025 году: виды и правила расчета
Для определения нормы расхода топлива (НРТ) были введены три ключевых понятия:
- Базовая НРТ. Усредненный показатель расхода ГСМ для каждой модели транспортного средства. Учитываются конструкция, снаряженная масса, тип используемого горючего и иные характеристики модели. Этот вид транспортных затрат подходит для типовых ситуаций.
- Транспортная НРТ. Этот норматив отражает особенности транспортной эксплуатации машины. Скорректированная базовая НРТ учитывает такие аспекты, как грузоподъемность, мощность тяги, стандартная загрузка грузов или пассажиров, то есть основывается на функциональных транспортных характеристиках.
- Эксплуатационная НРТ. Норма расхода скорректирована с помощью соответствующих коэффициентов. Она объединяет базовую и транспортную нормы топливных затрат, дополнительно учитывая условия, при которых используется техника: погодные и температурные особенности местности, а также другие факторы.
Все нормативные показатели пересчитываются относительно базовой величины с учетом корректирующих коэффициентов.
Для каждой марки автомобиля была разработана таблица норм расхода топлива, основанная на нормативных значениях. Рядом с каждым названием марки в скобках указаны параметры двигателя и особенности трансмиссии.
К примеру, ВАЗ-21072 (ВАЗ-2105-4L-1,3-63,5-4М): ВАЗ-2105 — модель двигателя, 4L — количество цилиндров и их расположение (L-рядное. Также существуют V-образное и О — оппозитное), 1,3 — объем двигателя, 63,5 — мощность двигателя в лошадиных силах, 4М — количество передач и тип трансмиссии (М — механическая. Могут также встречаться: А — коробка-автомат, CVT — бесступенчатая автоматическая).
В колонках для каждой модели авто приводится норма расхода топлива и его вид: Б — бензин; Д — дизель; СНГ — сжиженный газ из нефти; СПГ — компримированный природный газ.
В таблице приведены актуальные топливные нормы для различных видов транспорта и их моделей, которые рекомендует использовать Минтранс в 2025 году.
Полное содержание таблицы можно найти в Распоряжении Минтранса № АМ-23-р.

Приобретение топливной карты (смарт-карты) – один из способов снабжения организации ГСМ. Помимо него, организация может приобрести топливо по талонам или за наличный расчет. Подробнее об учете ГСМ всеми способами читайте в рекомендации Системы Главбух.
Схема расчета нормы ГСМ 2025 года
Для легковых автомобилей нормативный топливный расход считают так:
НРТ (в литрах) = 0,01 х базовое значение НРТ из таблицы (л/100 км) х пробег авто (км) х (1 + 0,01 х коэффициенты).
Для автобусов в формулу вводят дополнительные параметры:
НРТ = 0,01 х базовое значение НРТ из таблицы (л/100 км) х пробег (км) х (1 + 0,01 х коэффициенты) + стандарт трат топлива с использованием встроенного отопления (литры/час) х часы работы автобуса с отоплением.
Для грузовых авто норма топливного расхода составляет:
НРТ = 0,01 х (топливный расход снаряженного авто без груза1 (л/100 км) х пробег (км) + нормативный расход топлива на транспортировку (л/100 т·км) х транспортировочный объем2 (т·км) х (1 + 0,01 х коэффициенты).
1Топливный расход снаряженного авто без груза = базовая норма расхода из таблицы (л/100 км) + норма топливных затрат на груз (л/т·км) х вес прицепа (тн).
2Транспортировочный объем = вес груза (т) х пробег с грузом (км)
Внимание!
Для расчета показатели пробега берут из данных, указанных в путевых листах.
Смотрите в статье журнала “Главбух” готовые проводки для идеального учета топливных карт: как отразить в учете покупку и возврат карт поставщику, выдачу их сотрудникам, а также как списать топливо по этим картам.
Норма расхода топлива и корректировочные коэффициенты
Для отдельной компании обычный пересчет норм не дает точных данных. Для этого в законе предусмотрены специальные поправочные коэффициенты, которые берут в расчет реальные условия эксплуатации транспорта. Эти коэффициенты способны как повышать, так и снижать нормативы.
Например, транспорт потребляет разное количество топлива в зависимости от сезона, покрытия дорог, места, в котором он работает. Часто приходится одновременно использовать несколько коэффициентов, учитывая в подсчетах их сумму или разность значений.
Условия для повышающего коэффициента
Величина каждого коэффициента колеблется от 5% до 50%, а их сумма может достигать еще более значительных величин.
Факторы, повышающие расход топлива:
- работа в зимний сезон — 5-20%;
- в сложных горных условиях — 5-20%;
- сложные маршруты и опасные участки — 10-30%;
- движение внутри городских территорий — 5-35%;
- частые технологические остановки — 10%;
- необходимость ограничения скорости — 15-35%;
- обкатка нового транспорта — до 10%.
Этот список включает еще множество других факторов (распоряжение Минтранса № АМ-23-р).
Когда применяют понижающий коэффициент
Факторов, которые могут снижать потребление топлива, значительно меньше. На понижающий коэффициент до 15% можно рассчитывать, если машина работает на равнинной местности за пределами населенного пункта. Если транспорт работает на пригородной территории, компания может не применять для него повышающий коэффициент в городской черте.

Читайте в рекомендации Системы Главбух, нужно ли нормировать расходы на ГСМ и как их списывать в бухучете и при расчете налогов. Смотрите, какие особенности учесть при разных видах расчетов за топливо: карты, талоны или наличные, а также при аренде транспорта.
Расчет нормы расхода топлива на примере
ООО «Байрон» пользуется служебным легковым авто марки Peugeot 307 для доставки документации между своими офисами в пределах города Кашин. Норму расхода топлива нужно рассчитать за январь.
Месячный пробег автомобиля — 102 км.
Базовая НРТ из таблицы Минтранса — 7,7 л/100 км.
Повышающие коэффициенты:
5% — езда по городу с населением до 100 тыс. человек;
10% — надбавка в зимние месяцы для Тверской области.
В итоге месячная НРТ для данного авто составит: 0,01 × 7,7 л/100 км × 102 км × (1 + 0,01 × (5 + 10)) = 9,0321 л/100 км.
Важно! С 1 сентября 2025 года оформлять сопроводительные документы при перевозке алкоголя можно будет только в электронном виде. Как именно - утвердит Правительство в ближайшее время. Соответствующие поправки внесли в статью 10.2 Закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (п. 3 ст. 1, п. 3 ст. 2 Закона от 03.04.2023 № 108-ФЗ, ст. 2 Закона от 30.11.2024 № 433-ФЗ, письмо Росалкогольтабакконтроля от 13.03.2024 № г-1668/02-06).
Нормы расхода топлива на 2025 год: Минтранс РФ, последняя редакция, таблица*
* актуально на момент публикации статьи
- Статьи по теме:
- Ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений по НДС в 2025 году
- Обязательный аудит за 2024 год: кто проходит, сроки и процедуры
- Что делать, если получили запрос аудиторов о недобросовестных действиях
- Как взаимодействовать с аудиторами
- Оптимизация системы внутреннего контроля: кейсы от аудиторов, ФНС и главбухов крупного бизнеса
Срочные изменения по вашему ИНН
Уже треть работодателей интересуют навыки бухгалтера в Excel
Пройдите тест, который оценит, умеете ли вы работать с программой так, как это нужно работодателю.
Перейти к короткому тесту