Минфин принял новые стандарты бухгалтерского учета ФСБУ 4/2023 по бухгалтерской отчетности приказом от 04.10.2023 № 157н. Он заменяет ПБУ 4/99 и начнет применяться к отчетности за 2025 год. В статье представлены ключевые нюансы применения стандартов и образцы, которые помогут бухгалтерам и финансовым специалистам избежать ошибок.
О ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»
ФСБУ 4/2023 применяется хозяйствующими субъектами для составления бухотчетности. Он не используется для составления отчетности в рамках Федерального закона № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», который регулирует правила для публичных компаний. Также ФСБУ 4/2023 не применяется для составления внутренней управленческой отчетности, поскольку его нормы разработаны исключительно для целей бухгалтерской отчетности.
ФСБУ 4/2023 применяется с отчетности за 2025 год. То есть по новым формам отчитываемся в 2026 году. До этого составляйте отчетность по формам и требованиям согласно ПБУ 4/99 и приказу от 02.07.2010 № 66н.
Состав бухгалтерской отчетности
ФСБУ 4/2023 вводит новые формы отчетности, устанавливая требования к их структуре и составу. Компании могут изменять внутреннее содержание отчетных элементов в зависимости от значимости информации, но при этом должны сохранять установленный шаблон без удаления строк и столбцов. Приложение 4 к Стандарту закрепляет цифровые шифры строк для всех форм бухгалтерской отчетности, а полный перечень форм, указанных в документе, определяет обязательный состав отчетности, что подтверждает выполнение требований по раскрытию информации. Эти положения регламентированы как ФСБУ 4/2023, так и Федеральным законом № 402 от 06.12.2011, который четко указывает, кто и какие отчеты обязан сдавать.
Таблица. Кто и какие отчеты сдает по ФСБУ 4/2023.
Коммерческие организации |
Некоммерческие организации |
Годовая и промежуточная отчетность:
|
Годовая и промежуточная отчетность:
– отчет о финансовых результатах; |

Читайте в журнале «Главбух» решения пяти сложных вопросов, связанных c ФСБУ 4/2023, в частности, по какой форме сдавать отчетность за 2024 год, есть ли у ФСБУ 4/2023 приоритет над другими стандартами, какова степень свободы при разработке форм бухотчетности, какие несущественные показатели можно не отражать, как показывать информацию о налоге на прибыль в бухотчетности.
Ключевые обновления в бланках
Баланс
Закреплено 2 варианта заголовка.
- сдача в госорганы. Учтены строки для внесения ОКОПФ, ОГРН, запись об обязательном аудите
- для прочих пользователей. В этом варианте пять обязательных полей: период, название организации, организационно-правовая форма, ИНН и адрес.
Сама форма тоже претерпела ряд трансформаций. Некоторые позиции переименованы, а некоторые удалены. Появились новые поля.
В разделе I «Внеоборотные активы» оставили 6 показателей:
- нематериальные активы (дополнен полем «Результаты исследований и разработок»);
- основные средства;
- инвестиционная недвижимость;
- финансовые вложения;
- отложенные налоговые активы;
- прочие внеоборотные активы.
Раздел II «Оборотные активы» дополнен полем «Долгосрочные активы к продаже».
В разделе III «Капитал и резервы» изменены некоторые позиции:
- «Собственные акции, выкупленные у акционеров» переименован в «Собственные акции, принадлежащие обществу, задолженность акционеров по оплате акций»;
- «Переоценка внеоборотных активов» стала «Накопленная дооценка внеоборотных активов».
В разделе IV «Краткосрочные обязательства» удален показатель «Доходы будущих периодов».
С учетом существенности предоставляемых данных в балансе возможна публикация других показателей, неотраженных в форме (п. 10 Стандарта), а именно:
- гудвилл;
- капитальные вложения в НМА и ОС;
- инвестиции в аренду и задолженности по ней.
Согласно п. 11 ФСБУ ряд показателей баланса допускается сформировать в одну группу.
В п. 14 прописаны четкие критерии признания актива оборотным. Достаточно одного критерия из списка чтобы признать условие выполненным.
В п. 18 приведены критерии признания краткосрочных обязательств. Обязательство принимается как краткосрочное при условии его закрытия в течение года после отчетной даты.
Отчет о финансовых результатах
Изменены позиции:
«Прибыль (убыток) от налогообложения» изменена на «Прибыль (убыток) от продолжающейся деятельности до налогообложения»;«Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода» в «Налог на прибыль организаций, который имеет отношение к результатам переоценки внеоборотных активов и прочих операций, не включаемых в чистую прибыль (убыток)».
Внесена новая строка «Прибыль (убыток) от прекращаемой деятельности (за вычетом относящегося к ней налога на прибыль организаций)».
В отчет заносятся данные по прочим доходам и расходам, связанные с одним или группой схожих фактов хозяйственной жизни (п. 28 Стандарта), не считая ситуации, когда отдельное указание таких данных влияет на мнение пользователей отчетности.
Отчет об изменениях капитала представляет собой один раздел. Представляемые в форме сведения изменениям не подверглись.
Отчет о движении денежных средств
В разделе «Денежные потоки от текущих операций» появилась позиция, которая отображает проценты по дебиторской задолженности покупателей.
Пояснения к отчетности
В пояснительной части следует пояснить информацию, важную для пользователей при принятии решений, а также ту, которая не учтена в отчетности, но по федеральным стандартам требует раскрытия.
Смотрите в Системе Главбух чек-лист, что обязательно должно быть в бухотчетности по ФСБУ 4/2023
Упрощенная отчетность
Согласно п. 53 ФСБУ 4/2023 данные возможно формировать обобщенно. Информацию из отчета об изменении капитала и отчета о движении денежных средств разворачивают при условии, что она представляет значимость.
Обновление учетной политики
Переходных этапов на применение нового Стандарта нет. Внедрение нововведений следует учесть в локальных актах. Поскольку некоторые подходы являются только что появившимися, то велика вероятность, что они будут уточняться и разъясняться. На сегодняшний день логично утвердить отдельное положение по составлению бухгалтерской отчетности.
В учетной политике следует утвердить:
- полные или упрощенные формы бухгалтерской отчетности;
- степень значимости в отражаемых формах,
- конкретизация показателей, отражаемых в формах;
- возможность группового учета показателей;
- период и сроки формирования промежуточной отчетности (если она составляется).
Собственные формы следует утвердить на основании рекомендованных. Имеющиеся строки лучше не удалять. Это может повлиять на принятие отчетности. Возможно только дополнить новыми. Утвердить их необходимо, даже если они соответствуют образцам из ФСБУ. Это следует из пункта 62 ФСБУ 4/2023.

Воспользуйтесь новым сервисом Системы Главбух, с помощью которого можно подобрать проводки по любым ситуациям с учетом ФСБУ.
Таблица. Сравнение старых и новых требований по составлению бухгалтерской отчетности
Как по ПБУ 4/99 и по приказу № 66н |
Как по ФСБУ 4/2023 |
Сфера применения стандарта |
|
Все организации, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, кредитных организаций. ПБУ 4/99 распространяется и на последнюю бухотчетность ликвидируемой и реорганизуемой компании |
Все организации, за исключением бюджетных, а также организаций, которые подотчетны Центробанку. Это, например, банки, некредитные финансовые организации – НФО, страховые компании и прочие. Стандарт не используют компании, если они составляют отчетность для внутренних целей, то есть не по Закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Например, для управленческих целей. Помимо этого стандарт не применяется при составлении консолидированной финансовой отчетности. Она составляется по принципам МСФО (п. 1 ст. 3 Закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ) |
ВЫВОД Сфера применения стандарта по бухгалтерской отчетности стала шире. К кредитным организациям (банки) добавились НФО, страховые компании и другие организации, подконтрольные Центробанку. Это связано с тем, что отчетность такие организации составляют по ОСБУ. Аналогичная ситуация – с бюджетными организациями. Стандарт не содержит правил составления последней бухгалтерской отчетности ликвидируемой и реорганизуемой компании. Соответственно, компании составляют такую отчетность по прежним правилам, что повлечет возможные искажения в такой отчетности. По реорганизации составляется отчетность в соответствии с Методическими указаниями Минфина (приказ Минфина от 20.05.2003 № 44н), при ликвидации – по формам ФНС. |
|
Заголовочная часть бухгалтерской отчетности и ее составляющих |
|
Были утверждены Минфином формы отчетности без заголовочной части «Бухгалтерская отчетность»
|
ФСБУ 4/2023 содержит отдельный раздел, который посвящен наименованию отчетности. Теперь все отчеты и приложения должны комплектоваться вместе, под единым заголовком – «Бухгалтерская отчетность». При этом внутри комплекта каждый отчет и приложение к нему будут иметь свою заголовочную часть. Какие именно должны быть реквизиты в заголовочной части отчетности в целом и ее составляющих, прописано в пунктах 58, 59, 60, 61 ФСБУ 4/2023. При сдаче отчетности в ГИР БО заполняются все реквизиты, которые указаны в пункте 58, и дополнительные поля об аудите и утверждении отчетности. То есть указывается аудиторская фирма (если подлежит обязательному аудиту отчетность компании) и орган, утверждающий бухотчетность (п. 59 ФСБУ 4/2023) |
ВЫВОД Есть неясность в заполнении пункта об утвержденной отчетности в заголовочной части отчетности. Заполнение данного пункта, возможно, подразумевает сдачу в ГИР БО и другие органы власти уже утвержденной отчетности. Таким образом, отчетность должна быть утверждена собственниками (акционеры АО, ПАО, участники ООО) до 31 марта года, следующего за отчетным. Отметим, что сейчас срок утверждения отчетности для АО и ООО иной. На практике компании стараются утвердить уже проверенную отчетность аудиторами. Ведь утвержденную отчетность исправить нельзя. Кроме того, не все компании успеют пройти аудит до 31 марта, внести правки в отчетность, утвердить ее и сдать в ГИР БО. Минфин на данный счет пока комментариев не давал. Редакция Системы Главбух направила официальный запрос. Следите за публикациями по данному вопросу в Системе Главбух. |
|
Состав отчетности |
|
Состав отчетности компании: Приложения: Приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н не дает пояснений, в каком составе готовится промежуточная отчетность |
Состав отчетности приведен для годовой и промежуточной отчетности компаний в разделе II ФСБУ 4/2023. Теперь стандарт для НКО и не НКО разграничил состав отчетности. Состав годовой и промежуточной отчетности компании – не НКО: В состав приложений входят: Состав годовой и промежуточной отчетности НКО: В приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств входят: |
ВЫВОД 1. Компании обязаны составлять отчетность в указанном составе, а не так, как это видится собственникам организаций. Так как состав отчетности стандартом утвержден. Обязанность по раскрытию бухгалтерской отчетности может считаться исполненной компанией тогда, когда она раскрыла отчетность в составе, установленном Законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ФСБУ 4/2023 (п. 1 информационного сообщения Минфина от 26.03.2024 № ИС-учет-50). 2. Исключена из названия «пояснений...» формулировка «в табличной и текстовой форме». Теперь допустимо составить пояснения в табличной и (или) текстовой форме, то есть на усмотрение компании (подп. «г» п. 66 ФСБУ 4/2023). Однако это не значит, что компания будет изменять содержание таких пояснений и давать их в минимальном объеме показателей и их раскрытий, а не по образцу, который представлен в стандарте. 3. Ранее НКО приложения с пояснениями не составляли. С 2025 года это обязательно. НКО вправе не составлять ОФР и (или) ОДДС, но тогда их показатели нужно раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств. |
|
Формы и содержание |
|
Типовые формы бухотчетности разрабатывает Минфин и утверждает приказом. Организация использует утвержденные формы при составлении бухгалтерской отчетности (п. 8 приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н, п. 3 ПБУ 4/99). Исключение – иные формы отчетности, которые могут быть установлены ФСБУ или ОСБУ |
Организации составляют отчетность по образцам, которые приведены в приложениях 3–8 к данному стандарту. В приложениях собраны образцы баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. В том числе и пояснений (п. 62 ФСБУ 4/2023). Подробнее о содержании форм отчетности – в таблице 2 |
ВЫВОД 1. Стандарт не содержит формулировок о том, что компания самостоятельно разрабатывает формы отчетности (раздел IV ФСБУ 4/2023). Есть формулировка, что компания «определяет форму отчетности на основании образцов» (п. 62 ФСБУ 4/2023). Однако эта норма не дает права компаниям разрабатывать свои формы. Если компания поменяет формы отчетности, то будут проблемы при сдаче в ГИР БО. Ведь принцип работы ГИР БО завязан на коды строк и утвержденные формы отчетов. По такому же принципу работают контрольные соотношения в отчетности, которые проверяет ФНС. Стандарт предусматривает обязательную кодировку строк баланса, отчета о финансовых результатах, ОДДС, отчета об изменениях капитала, отчета о целевом использовании средств (приложение 10 к ФСБУ 4/2023). 2. В пояснениях раскрывается информация, которая отсутствует в балансе, отчете о финансовых результатах и отчете о целевом использовании средств (п. 44 ФСБУ 4/2023). Например, компания не вправе показать в пояснениях только остатки по дебиторской задолженности, ведь они указаны и на «лице» баланса. Соответственно, компания должна по образцу из приложения 8 к ФСБУ 4/2023 подготовить раскрытия, как в таблицах 7.1–7.2, по движению дебиторской задолженности за отчетный год. 3. Содержание каждой формы отчетности изменилось с учетом ПБУ 16/02, ФСБУ 5/2019, 6, 26/2020, 25/2018, 14/2022. Некоторые строки отчетности убраны, какие-то переименованы или добавлены. Расширено количество образцов таблиц в пояснениях в табличной форме. В частности, добавлена таблица по раскрытию остатков и движения за отчетный год права пользования активом – ППА. Придется компании заказывать отладку или ждать обновления учетных программ для формирования отчетности по новым формам. 4. Во всех формах отчетности показатели, которые отсутствуют у компании, не приводятся (подп. «б» п. 66 ФСБУ 4/2023). Это значит, что в отчетности не будет пустых строк с прочерками, как это принято по правилам до 2025 года. |
|
Кодировка строк и отчетность в виде открытых данных |
|
Отчетность составляется в бумажном и (или) электронном виде, публикуется на официальном сайте компании, в ГИР БО, на Федресурсе. Все формы отчетности, в том числе пояснения в табличном виде, имеют кодировку строк (приложение 4 к приказу Минфина от 02.07.2010 № 66н). Благодаря сквозной кодировке возможна увязка строк всех форм отчетности, сверка по контрольным соотношениям баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним в ГИР БО |
Стандарт разрешает оформлять отчетность в виде открытых данных в сети «Интернет» на официальном сайте компании без заголовочной части отчетности и ее составляющих согласно пунктам 58, 59 ФСБУ 4/2023 (п. 65 ФСБУ 4/2023). Однако это не значит, что компания составляет отчетность по своим формам. Требования о составлении отчетности в соответствии с образцами стандарта остаются. Представление отчетности в виде открытых данных не заменяет сдачу отчетности с заголовочными реквизитами согласно пунктам 58, 59 ФСБУ 4/2023 в ФНС (ГИР БО), статистику и другие органы исполнительной власти, для других целей по законодательству о бухгалтерском учете. Например, аудит. Отчетность в бумажном и (или) электронном виде, подготовленная для аудита или в ГИР БО, должна быть идентичной отчетности, которая представлена в открытом виде. Стандарт не предусматривает коды строк для пояснений к балансу и отчету о финансовых результатах (ОФР) |
ВЫВОДЫ На момент написания данной рекомендации ФНС, которая формирует и ведет ГИР БО, по данному поводу комментариев не давала. Редакция Системы Главбух направила официальный запрос в налоговую службу. Следите за публикациями по данному вопросу в Системе. |
|
Упрощенная отчетность |
|
ПБУ применяется Минфином при установлении упрощенного порядка формирования бухотчетности для СМП и НКО. Организация самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности. При этом она может использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств. Пояснения компания не составляла (п. 36 сообщения Минфина от 25.03.2024 № ПЗ-3/2024)
|
В стандарте прописаны правила составления упрощенной отчетности (с п. 51 по п. 54 ФСБУ 4/2023). Утвержден ее состав. Для коммерческих организаций это бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и пояснения. Для некоммерческих – бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и пояснения. Компании составляют отчетность по образцам, указанным в приложениях 6–9 к ФСБУ 4/2023 (п. 53, 63 ФСБУ 4/2023). В бухгалтерском балансе, отчете о финансовых результатах, отчете о целевом использовании средств приводятся только итоговые показатели однородных групп, например, по разделам баланса и т. д. Это значит, без детализации по показателям, входящим в группу. В данном случае правила остались прежними. ОДДС и отчет об изменениях капитала можно не составлять. Существенные показатели ОДДС, отчета об изменении капитала раскрываются в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах. Этого достаточно |
ВЫВОД 1. Принятый стандарт не содержит формулировок о том, что компания самостоятельно разрабатывает формы упрощенной отчетности. |
|
Промежуточная отчетность |
|
Промежуточная отчетность составляется за месяц, квартал нарастающим итогом. В состав такой отчетности входит только баланс и отчет о финансовых результатах. Подробных требований по содержанию отчетности нет (раздел XI ПБУ 4/99)
|
Прописаны подробные требования к промежуточной бухотчетности, но период, за который она составляется, стандартом не установлен. Соответственно, компания вправе составить отчетность за любой промежуток времени (п. 55 ФСБУ 4/2023). Компания готовит отчетность в том же составе, как и годовую. Но немного в урезанном виде, это разрешает стандарт. При этом отчетность должна раскрывать существенную информацию (п. 57 ФСБУ 4/2023): |
ВЫВОД 1. Стандарт сблизил порядок и состав промежуточной отчетности с нормами МСФО (IAS) 34. В частности, произвольный период, за который такая отчетность составляется, состав отчетности не отличается от состава годовой отчетности. 2. В промежуточную отчетность можно включать полный или сокращенный перечень показателей в зависимости от условий ее представления. Компания имеет право раскрывать в такой отчетности только информацию об имевших место в промежуточный отчетный период существенных фактах хозяйственной жизни. Либо она может актуализировать информацию, которая была раскрыта в годовой отчетности. Например, если за год компания раскрывала движение дебиторской задолженности, то также надо раскрыть в промежуточной отчетности. 3. Стандарт разрешает объединять в промежуточной отчетности те показатели, по которым отсутствовали существенные изменения в отчетном периоде, при условии, что такие показатели были раскрыты в годовой бухгалтерской отчетности. |
|
Условия достоверности бухгалтерской отчетности |
|
Установлено, что бухгалтерская отчетность должна быть полной, достоверной, нейтральной. Но не уточняется, что должна предпринять организация, чтобы соблюсти эти требования. Определение существенности для целей бухгалтерской отчетности не прописано. О проверке отчетности на данные требования – в рекомендации |
Стандарт повторяет те же требования к составлению отчетности. При этом ФСБУ дает объяснение достоверности, полноты, нейтральности и существенности и как соблюсти требования к ним (раздел V ФСБУ 4/2023). Достоверной считается бухгалтерская отчетность, которая отвечает всем условиям ФСБУ 4/2023. Отчетность должна быть подготовлена в соответствии с РСБУ, а также с учетом отраслевых стандартов. Информация в отчетности должна быть систематизирована по правилам стандарта и Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Для достижения достоверности бухгалтерской отчетности организация должна раскрывать дополнительную информацию, когда требований стандартов недостаточно. Полноту информации надо обеспечить в бухотчетности, то есть включить в нее данные по каждому показателю, минимум за два года – отчетный и предыдущий. Это касается количественных и качественных показателей. Нейтральность бухотчетности означает, что содержащаяся в ней информация удовлетворяет интересы всех групп пользователей. Последовательность бухотчетности соблюдается при применении форм и содержания отчетности из года в год, все показатели отчетности должны быть сопоставимы. Это требование касается не только количественной, но и качественной информации. Если показатели несопоставимы, то надо раскрыть существенные корректировки показателей. Существенность. Понятие существенности сформулировано в самом стандарте и информационном сообщении Минфина от 26.03.2024 № ИС-учет-50. Для целей бухгалтерской отчетности существенной информацией считается информация, пропуск или искажение которой могут оказать влияние на экономические решения, принимаемые пользователями на основе бухгалтерской отчетности. Существенность компании определяют самостоятельно (п. 10 ФСБУ 4/2023). Вся информация, которая раскрывается в отчетах бухотчетности, считается существенной и отражается обособленно. Несущественную информацию можно объединять в группы и отражать в одной строке отчетности под названием «Прочие». Например, «Прочие оборотные активы». Взаимозачет между показателями объектов бухучета запрещен, даже если такие показатели несущественны. Исключение – если это требование другого ФСБУ |
ВЫВОД Стандарт сформулировал определение существенности для целей составления бухгалтерской отчетности. Также ФСБУ 4/2023 утвердил, что существенность компании определяют самостоятельно (п. 10 ФСБУ 4/2023). Если нет должного скептицизма и объективности оценок у компании по существенности, есть риск искажения или неполного составления отчетности. Прочие условия достоверности остались прежними. |
Важно! ФНС внесла изменения в методику оценки финансово-хозяйственного состояния юридических лиц и ИП по АИС "Налог-3" (приказ ФНС России от 27 января 2025 г. № ЕД-7-31/49@).
Важно! Заполнить бухотчетность нужно по правилам ФСБУ. Минфин утвердил ФСБУ 4/2023 приказом от 04.10.2023 № 157н.
Важно! ФНС напомнила налогоплательщикам о важных моментах бухгалтерской отчетности. Актуальная информация опубликована на официальном сайте.
Важно! ФНС напоминает о частых ошибках в отчетности, если ваша организация обязана проходить аудит, то аудиторское заключение необходимо предоставить не позднее 10 рабочих дней после его составления, но не позднее 31 декабря 2025 года. Информация опубликована “ФНС”.
- Статьи по теме:
- Акт приёма-передачи помещения в аренду: образец
- Что делать, если получили запрос аудиторов о недобросовестных действиях
- Как вести новые книги покупок и продаж в 2025 году: изменения, инструкция
- Ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений по НДС в 2025 году
- Обязательный аудит за 2024 год: кто проходит, сроки и процедуры
Срочные изменения по вашему ИНН
Уже треть работодателей интересуют навыки бухгалтера в Excel
Пройдите тест, который оценит, умеете ли вы работать с программой так, как это нужно работодателю.
Перейти к короткому тесту